Выбор кинотеатрального проектора

Данная статья является обобщением опыта, полученного за несколько лет тестирования кинотеатральных и презентационных проекторов в лаборатории iXBT.COM. Здесь мы не будем давать рекомендаций с указанием конкретных моделей и производителей (фотографии, встречающиеся в статье, и перечисленные модели служат только иллюстрациями некоторых принципов). Причин тому много. Во-первых, любое высказанное мнение отражает субъективную точку зрения автора (коллектива), ценности и критерии которого могут не совпадать с таковыми будущего владельца проектора. Во-вторых, мы никогда не сможем охватить своими тестами все присутствующие на рынке модели кинотеатральных проекторов. В-третьих, мы ратуем за то, чтобы каждый делал свой осознанный выбор на основании анализа рынка, чтения обзоров, сравнения значений характеристик, полученных от заслуживающих доверие источников, и, по возможности, воочию посмотрев в работе кандидата на покупку в условиях, приближенных к предполагаемым условиям эксплуатации, а еще лучше, устроив свое собственное сравнительное тестирование нескольких моделей, благо фирмы, торгующие проекторами, обычно имеют просмотровые помещения.

Содержание данной статьи планируется обновлять по мере изменения ситуации на рынке, развития технологий и обогащения нашего опыта, полученного при тестировании актуальных моделей проекторов. Основные цели статьи — дать некоторое представление о том, какие бывают проекторы, и об используемых технологиях, также мы обсудим характеристики проекторов и определим их значимость в случае использования проектора для просмотра кино в домашних условиях.

Содержание:

Многие считают (и мы в частности), что смотреть кино лучше с помощью проектора. Большой экран и затемнение в комнате позволяют полностью погрузиться в атмосферу фильма — ничто не отвлекает от происходящего на экране, расположенного достаточно далеко от зрителя, но, тем не менее, занимающего большую часть поля зрения.

Телевизор vs проектор

Кратко рассмотрим преимущества и недостатки проектора по сравнению с плоскопанельными устройствами отображения — плазменными и ЖК-телевизорами. (ЭЛТ- и проекционные телевизоры вряд ли стоит обсуждать в контексте данной статьи)

Преимущества проектора:

  • Отличное соотношение диагональ экрана/стоимость.
  • Комплект из проектора и экрана может занимать меньше места и весить меньше, чем телевизор с такой же диагональю.

Недостатки проектора

  • Смотреть нужно в темноте.
  • Желательна подготовка помещения.
  • Необходим второй компонент — экран.
  • Нужна инсталляция.
  • Шумит система охлаждения.
  • Приходится менять лампу.

Затемнение помещения, где будет использоваться проектор, очень желательно, так как любой свет, попадающий на экран от постороннего источника или отражающийся от светлых поверхностей, драматическим образом влияет на контрастность и качество цветопередачи. Однако, изоляции от света недостаточно. Отражая свет от проектора, экран сам является источником света, который падает на окружающие предметы, стены, пол и потолок, которые в свою очередь отражают свет обратно на экран, что может заметно увеличивать засветку темных участков изображения, и, следовательно, уменьшать контрастность. Поэтому, в идеале стены, пол и потолок должны быть темными, а шторы на окнах светонепроницаемыми и темными.

Экран — это второй очень важный компонент. Выбор тут огромный — от недорогих переносных на треноге и подвесных рулонных,

HT

до экранов, имеющих электромеханический привод и по стоимости сравнимых с проектором начального уровня.

HT

Конечно, можно обойтись и простыней на прищепках :). Вообще, выбор экрана — это тема для отдельной статьи. (Результат тестирования нескольких экранов и типов полотен, используемых для изготовления экранов см. в этих статьях.) Пока остановимся на одном моменте — мы считаем, что для домашнего кинотеатра лучше использовать экраны с матовым белым или светло-серым полотном, так как они допускают большую свободу в размещении проектора и зрительских мест относительно экрана. Использовать полотно с направленным отражением на источник света или полотно с резким уменьшением коэффициента отражения в зависимости от угла падения света следует с осторожностью, так как есть шанс получить на экране неприятный блик.

Если есть экран и проектор, то нужно согласовывать их взаимное расположение. Вариантов инсталляции много — проектор можно просто поставить на стол/тумбочку/полку, а можно закрепить на потолочном кронштейне.

HT

Кроме того, есть совсем не бюджетные системы с лючком на потолке и лифтом с электромеханическим приводом.

Проектор имеет активную систему охлаждения, которая шумит и собирает пыль на фильтре. В принципе, проектор можно поместить за звукоизолирующей перегородкой (в бокс нельзя — может перегреться), но лучше выбрать модель с низким уровнем шума. Впрочем, практически все современные модели кинотеатральных проекторов имеют довольно тихую систему охлаждения, шум от которой полностью заглушается любыми, даже самыми тихими звуками фильма.

Проектор требует периодического обслуживания — чистки объектива, чистки или замены фильтров и, что многих очень пугает, иногда приходится менять лампу, стоящую очень даже недешево (впрочем, есть вариант приобретения недорогой совместимой лампы без корзины, но в этом случае от пользователя потребуется некоторое умение). Однако посчитаем. Если каждый день смотреть по одному фильму средней продолжительностью в 1,5 часа, то в случае типичного срока службы лампы от 2000 до 4000 ч одной лампы хватит на 3,5-7 лет. Разумеется, есть вероятность преждевременного выхода лампы из строя — это случается, но довольно редко.

Фактически большинство пользователей сталкивается с необходимостью замены лампы не более одного раза за весь срок эксплуатации проектора, так как к третьей замене лампы проектор морально устаревает, и появляется необходимость его замены на современную модель.

В скором времени стоит ожидать появления доступных кинотеатральных проекторов на светодиодных источниках света. Заявленных срок службы этих источников составляет 30000 часов и больше, т.е. фактически источники рассчитаны на весь срок службы проектора, и возможность их замены силами конечного пользователя, как правило, не предусмотрена. Кроме того, в случае светодиодных источников света можно реализовать безфильтровый дизайн LCD-проекторов с изолированным оптическим блоком, что практически исключает попадание пыли на матрицы, поляризаторы и т.д. Заметим, что большинство современных кинотеатральных DLP-проекторов уже не имеют воздушного фильтра. Таким образом, с переходом на светодиодные источники света может быть решена проблема пыли и необходимости чистки и замены фильтра в случае LCD-проекторов, а также необходимость периодической замены лампы как в случае LCD(LCoS)-проекторов, так и в случае DLP-проекторов.

Виды проекторов

Итак, если перечисленные достоинства проекторов перевесили их недостатки, и Вы твердо намерены купить проектор, чтобы смотреть на нем фильмы, то нужно определиться с типом проектора. В принципе, так или иначе, смотреть кино можно на любом проекторе. Исключив стационарные модели, можно выделить два класса проекторов — офисные, используемые для проведения презентаций, и кинотеатральные, предназначенные преимущественно для домашнего применения. Для начала разберемся с офисными. В целом обычно они малопригодны для просмотра фильмов, так как характеризуются высоким уровнем шума от системы охлаждения (особенно сверхкомпактные, но яркие модели), посредственной цветопередачей (особенно DLP-проекторы), выраженным эффектом «радуги» (DLP-проекторы), низкой контрастностью (LCD-проекторы), невысоким разрешением (подавляющее большинство имеют матрицы 1024 на 768 пикселей), форматом изображения 4:3 (тогда как фильмы, и даже телесериалы чаще всего широкоформатные), отсутствием цифровых входов с поддержкой HDCP.

Таким образом, если Вы покупаете проектор для проведения презентаций, но планируете также время от времени смотреть на нем кино, то выбирайте модель, которая хотя бы частично лишена перечисленных выше недостатков, ограничивающих кинотеатральное применение проектора. Ориентируйтесь на широкоформатную модель (как правило есть офисные варианты с разрешением 1280 на 800 пикселей), работающую относительно тихо и оснащенную HDMI-входом. Однако придется смириться с низкой яркостью цветов в случае DLP-проекторов и с невысокой контрастностью в случае офисных LCD-проекторов.

Среди кинотеатральных моделей при желании можно выделить три типа проекторов:

  1. Развлекательные центры все-в-одном.
  2. Кинотеатральные проекторы начального уровня.
  3. Кинотеатральные проекторы высокого класса.

Деление на эти категории довольно условное, но, как мы считаем, такое разграничение помогает ориентироваться среди многообразия моделей.

Развлекательные центры все-в-одном представляют собой проектор, плеер и акустическую систему, объединенные в одном корпусе. Типичные представители это, например, Optoma DV10 (на смену ей пришла модель DV11),

HT

и Epson EH-DM3.

HT

Как правило, такие комбайны стоят не очень дорого, хотя, возможно, и дороже, чем комплект, состоящий из дешевых компонентов начального уровня: проектора, DVD-плеера и двухкомпонентной акустики. Главное преимущество комбинированных устройств — это простота установки (комбайн достаточно подключить к электропитанию и согласовать его положение с экраном) и эксплуатации. Главный недостаток — не самые лучшие характеристики встроенной акустики. Впрочем, как правило, такие центры допускают подключение внешнего ресивера, что позволяет получить полноценный 5.1 звук. Не лишним будет и наличие видеовходов, предоставляющих возможность подключать внешние источники видеосигнала — в частности можно будет не особо переживать, если встроенный плеер выйдет из строя или морально устареет, в связи с отсутствием поддержки новых форматов мультимедийного контента. Видимо, развлекательные центры все-в-одном являются хорошими кандидатами для работы в детской комнате, в случае мобильного использования — при частом перемещении устройства пусть и в пределах комнаты, а также, если хочется получить большую картинку, потратив минимум усилий на установку, возню с проводами и размещением компонентов.

В категорию кинотеатральных проекторов начального уровня попадают большинство проекторов с разрешением матриц до 1280 на 720 (800) включительно. Некоторые проекторы из данной категории позиционируются производителями как игровые развлекательные модели, например, Panasonic PT-AX200E или Epson EH-TW450. От кинотеатральных их отличает собственно позиционирование, чуть менее жесткие требования к уровню шума и качеству изображения и, возможно, более легковесный дизайн, например, светлый, а не черный корпус. Проекторы из категории кинотеатральных начального уровня обладают хорошим соотношением качество изображения/стоимость, что позволяет рекомендовать их к покупке, в ожидании пока видеоконтент в высоком разрешении станет более доступным, а цена на Full HD-проекторы понизится.

HT

Признаки второй тенденции присутствуют. Ряд производителей выпустил недорогие версии Full HD-проекторов, которые можно отнести к категории начального уровня. От проекторов классом выше их отличает использование недорогих типов матриц (DarkChip1 в случае DLP и TN в случае LCD) и, как следствие, не очень высокая контрастность. Примеры бюджетный версий Full HD-проекторов: Acer H7530D, Epson EH-TW2900, Optoma HD20 и Sanyo PLV-Z700

Кинотеатральные проекторы высокого класса — это, прежде всего, Full HD-проекторы. Сюда же можно отнести проекторы с разрешением 1280 на 720, в которых основное внимание уделено качеству изображения, но так или иначе они вытесняются проекторами с разрешением матриц 1920 на 1080. Дорогой проектор с разрешением 1280 на 720 вряд ли будет выгодным приобретением.

HT

DLP vs LCD

HT       HT

Оставив вне рамок обсуждения сверхдорогие трехматричные DLP-проекторы, можно констатировать, что кинотеатральные проекторы домашнего использования — это или одноматричные DLP-проекторы, или LCD-проекторы (которые с подачи Epson все чаще называют 3LCD, дабы подчеркнуть наличие трех ЖК-матриц), или проекторы, в которых используется LCoS-технология (SXRD в версии Sony, см. статью «Full HD кинотеатральный SXRD-проектор Sony VPL-VW40», D-ILA в версии JVC, см. статью «Кинотеатральный D-ILA-проектор JVC DLA-HD750» и 3LCD Reflective в версии Epson, см. статью «IFA 2010 — проекторы, телевизоры и 3D» ). Несмотря на ряд отличий, технология LCoS все же ближе к 3LCD, поэтому в контексте данной статьи практически все, относящееся к LCD можно распространить на LCoS. Подробное описание технологий DLP и LCD дано в статье «Выбор портативного мультимедийного проектора, предназначенного для проведения презентаций». Добавим только, что в случае кинотеатральных DLP-проекторов обычно используется шестисегментный световой фильтр с двукратным чередованием красного, зеленого и синего цветов, хотя бывают и исключения из этого правила. Например, для повышения качества отображения темных оттенков добавляют пару узких темно-зеленых сегментов или, чтобы в характеристиках написать побольше люменов, светофильтр оснащают прозрачным сегментом и/или голубым, пурпурным и желтым сегментами.

Рассмотрим преимущества (недостатки проявляются в виде отсутствия преимуществ) кинотеатральных DLP- и LCD-проекторов.

Преимущества DLP:

  • Высокая ANSI-контрастность
  • Отличная равномерность цветового тона по площади экрана

Преимущества LCD:

  • «Естественный» способ формирования изображения, нет эффекта радуги
  • Выше к.п.д., меньше потребляемая мощность при том же световом потоке

Перечисление короткое, так как по другим характеристикам лучшие представители современных кинотеатральных проекторов, что DLP, что LCD, одинаково хороши. Разберем список по пунктам.

ANSI-контрастность (методика ее измерения описана тут) показывает насколько черный цвет в кадре засвечивается соседними яркими участками изображения. Чем выше этот показатель, тем засветка черного меньше. Высокая ANSI-контрастность DLP-проекторов обусловлена высокой эффективностью микрозеркал DMD-матрицы — свет или попадает на экран, или на поглотитель, — а также простотой конструкции одноматричных DLP-проекторов, содержащих минимум оптических элементов, на которых рассеивается свет. Типичная ANSI-контрастность кинотеатральных DLP-проекторов составляет 650:1, тогда как для LCD она редко превышает 300:1. Впрочем, компания Epson разработала специальный поляризационный фильтр (технология DeepBlack), обеспечивший прирост контрастности на 70% — от 223:1 в случае EMP-TW1000 до 380:1 для EMP-TW2000 — при использовании одинаковой оптики. Результатом применения аналога DeepBlack явилась контрастность в 460:1 у Sanyo PLV-Z3000, а SXRD-проектор Sony VPL-VW80 продемонстрировал контрастность в 480:1. В итоге отрыв DLP от LCD и LCoS по ANSI-контрастности заметно сократится.

Кроме того, качество изображения в значительной степени зависит от глубины черного, достигаемого на темных сценах. Данный показатель лучше характеризует контрастность, полученная делением освещенности в центре экрана при выводе белого поля на освещенность при выводе черного полей — так называемая контрастность full on/full off. По этому показателю лучшие представители LCD- и особенно LCoS-проекторов наоборот значительно превосходят DLP-проекторы.

HT

Отличная равномерность цветового тона по площади экрана у DLP-проекторов является следствием того, что свет проходит один и тот же путь, тогда как у LCD свет разделяется на три потока, проходит через три матрицы и снова комбинируется в один поток. Любое различие в пропускании или отражении компонентов системы на пути разделенных потоков приводит к локальному уменьшению/увеличению яркости одного из цветов. В результате на белом и/или черном поле возникают цветовые разводы. Для их устранения в LCD-проекторах применяются разнообразные технические ухищрения, вплоть до программной коррекции цветового тона локальных областей. В случае лучших представителей кинотеатральных LCD-проекторов указанный дефект практически отсутствует — едва заметная неравномерность цвета абсолютно не мешает просмотру фильмов.

Изображение от одноматричных DLP-проекторов характеризуется наличием эффекта «радуги». Сообщения о полном устранении этого эффекта являются выдумкой PR-отделов. Возникает «радуга» из-за того, что при быстром движении глаз яркие элементы изображения раскладываются на сетчатке глаза на составляющие их цвета.

HT

Эффект «радуги» проявляется в виде расположенных перпендикулярно движению глаз красных, зеленых и синих контуров на краях контрастных светлых объектов (особенно белых). Для кинотеатральных DLP-проекторов характерна высокая частота чередования цветов (типично — 240 Гц при 60 Гц кадровой частоты, бывает и 360 Гц, см. «Кинотеатральный DLP-проектор Samsung SP-A800B»), что несколько ослабляет эффект «радуги».

HT

Исследования показали, что длительный просмотр изображений от DLP-проекторов может приводить к усталости глаз. Впрочем, чувствительность к «радуге» у всех разная, многие ее вообще не замечают, другим она мешает (особенно страдают люди с заболеванием нистагм — спонтанные колебательные движения глазных яблок, — к счастью таких 1 на 1500). Возможно, в случае игрового применения DLP-проекторов цветные контуры будут особенно раздражать. В общем, советуем заранее определить свою чувствительность к описываемому эффекту.

У LCD-проекторов выше к.п.д., т.е. меньше потребляемая мощность при том же световом потоке. Вращающийся светофильтр одноматричных DLP-проекторов поглощает свет — несколько упрощая, можно утверждать, что до экрана доходит только треть света от лампы. Поэтому DLP-проекторы с одной матрицей при той же яркости выделяют больше тепла, что может приводить к более высокому уровню шума или большим размерам корпуса. Электричества они расходуют также чуть больше, но это уже не принципиально.

Кинотеатральные LCoS-проекторы по неэкономичности ближе к DLP. Однако, достижение высокой контрастности в топовых LCD-проекторах тоже не дается даром — при той же мощности лампы их световой поток ниже, чем у менее контрастных собратьев.

Обе технологии — DLP и LCD — продолжают совершенствоваться. С выходом новых поколений LCD- и DMD-матриц возрастает их пропускная/отражающая способность, в результате увеличивается достигаемый контраст и яркость изображения. Частным следствием является уменьшение темной границы между пикселями LCD-матриц — можно утверждать, что в современных LCD-проекторах этой проблемы нет (чему косвенно способствовал и рост разрешения). Про поляризационный фильтр, резко увеличивший контрастность LCD-проекторов, сказано выше. Упомянем также инициативу компании Texas Instruments, которая продвигает технологию BrilliantColor для DLP-проекторов (см. «Мультимедийный DLP-проектор InFocus IN35W»). Принципиально нового в ней ничего нет — предлагается за счет добавления новых цветов в светофильтр или использования стыков между цветами увеличить цветовой охват и яркость картинки. Конкретные способы реализации BrilliantColor варьируются в зависимости от производителя проекторов. Прогресс DLP-проекторов также может быть связан с переходом к трехматричной схеме в массовых моделях (потенциал есть — сейчас трехматричные проекторы стоят дороже трех одноматричных). Кроме того, в случае DLP-проекторов использование светодиодных источников света может уменьшить эффект «радуги» и увеличить к.п.д.

Ключевые параметры

На какие характеристики следует обращать внимание при выборе кинотеатрального проектора? Оставив в стороне вопрос цены, выделим четыре ключевых параметра:

  • Световой поток
  • Контрастность
  • Уровень шума от системы вентиляции
  • Качество цветопередачи

Световой поток (часто эту характеристику не совсем правильно называют яркостью) характеризует количество света, испускаемого проектором. Измеряется световой поток в люменах (лм). Чем больше люменов, тем ярче изображение на экране. Стандартом 196M SMPTE (Society of Motion Picture and Television Engineers) определено значение «достаточной» яркости изображения в диапазоне 41-75 кд/м². При этом 55 кд/м² — это рекомендуемое значение яркости изображения при полном отсутствии посторонней засветки. В слегка затемненном помещении яркость должна быть не менее 75 кд/м², а в незатемненном (при условии отсутствия прямого солнечного света) — 200 кд/м² и более. Для сравнения, яркость ЭЛТ-телевизоров примерно 200 кд/м², а ЖК-телевизоров — 250-450 кд/м². Яркость на улице в пасмурный день около 350-1000 кд/м². Яркость изображения, полученного с помощью проектора, равна световому потоку, деленному на площадь экрана (что дает освещенность в лк) и умноженному на коэффициент, зависящий от отражающих свойств экрана. При использовании для экрана простого белого матового полотна этот коэффициент равен примерно 1/3, т.е. яркость (в кд/м²) белого поля на экране примерно в 3 раза меньше освещенности (в лк). Рекомендованные значения яркости позволяют рассчитать примерные размеры экрана при заданном световом потоке и типе помещения. В таблице ниже приведена максимальная ширина экрана с соотношением сторон 16:9 (м, в скобках — диагональ).

Световой поток проектора, лмПомещение
затемненное
(целевая яркость 55 кд/м²)
слегка затемненное
(целевая яркость 110 кд/м²)
незатемненное
(целевая яркость 220 кд/м²)
5002,3 (2,6)1,6 (1,9)1,2 (1,3)
7502,8 (3,2)2,0 (2,3)1,4 (1,6)
10003,3 (3,7)2,3 (2,6)1,6 (1,9)
12503,7 (4,2)2,6 (3,0)1,8 (2,1)
15004,0 (4,6)2,8 (3,2)2,0 (2,3)
17504,3 (5,0)3,1 (3,5)2,2 (2,5)
20004,6 (5,3)3,3 (3,7)2,3 (2,6)
22504,9 (5,6)3,5 (4,0)2,4 (2,8)
25005,2 (5,9)3,7 (4,2)2,6 (3,0)

Многочисленные измерения, проведенные по методике ANSI, показали, что световой поток — это одна из немногих характеристик, которую в большинстве случаев можно брать непосредственно из паспортных данных. Однако при этом нужно учитывать несколько моментов. Во-первых, если это одноматричный DLP-проектор, в светофильтре которого есть прозрачный и/или CMY-сегменты (в случае бюджетных кинотеатральных моделей это не редкость), то для оценки допустимых размеров экрана световой поток по паспорту нужно уменьшать раза в два, а то и в три. Во-вторых, световой поток обычно приводится для режима без какой-либо цветокоррекции (программной или с помощью оптического фильтра), приведение цветов в норму съедает еще процентов 30 (или больше). В-третьих, есть вероятность, что эксплуатировать проектор придется в режиме пониженной мощности, исходя из желания продлить срок службы лампы и снизить шум от системы охлаждения, т.е. минус дополнительные 30%. Итого, универсальный совет такой — чем больше световой поток, тем лучше. Все-таки, в домашнем кинотеатре имеет смысл использовать экран шириной от 1,5 м, а кинотеатральные проекторы для домашнего использования не отличаются избытком люменов. Однако, в случае ярких проекторов с низкой контрастностью (например, офисных или бюджетных кинотеатральных моделей) черный цвет на небольшом экране может выглядеть недостаточно черным даже в режиме низкой яркости. В данной ситуации уменьшение светового потока с помощью нейтрального серого светофильтра может оказать благоприятное воздействие на качество изображения. Заметим, что играть, наверное, комфортнее в неполностью затемненном помещении, в этом случае для игр желательно выбирать проектор с высокой яркостью (картинка выцветать будет меньше), уделяя чуть меньшее внимание контрастности изображения и шуму от системы вентиляции.

Контрастность — это очень важный параметр, определяющий качество изображения. Как уже было сказано выше, существуют два основных параметра, характеризующих контрастность — это ANSI-контрастность и контрастность full on/full off. В идеале и та и другая должны быть высокими. ANSI-контрастность является хорошим параметром, характеризующим качество всей оптической системы проектора, но в реальных условиях просмотра отличить по контрастности изображение двух проекторов, существенно различающихся по ANSI-контрастности, но одинаковых по full on/full off, очень сложно, хотя бы из-за того, что глаз, ориентируясь на яркие участки изображения, воспринимает не очень глубокий черный как абсолютно черный. Наоборот, на темных сценах недостаточная глубина черного легко выявляется, например, при сравнении черноты полос сверху и снизу картинки 2,35:1 относительно черноты вне области проекции. Как раз уровень черного на темных сценах лучше характеризует контрастность full on/full off. В итоге картинка проектора с ANSI-контрастностью, например, 300:1 и full on/full off 4000:1 будет выглядеть более контрастной, чем при ANSI 650:1 и full on/full 1500:1.

Распространенной тенденцией (LCD — часто, LCoS — реже, DLP — очень редко) стало использование адаптивного управления световым потоком с помощью изменения диафрагмы и/или яркости лампы. Для темных сцен световой поток уменьшается, для светлых — увеличивается. Это позволяет получать и приводить в характеристиках невероятную, в сотни тысяч к одному контрастность full on/full off и, в общем-то, кроме чисто маркетинговой составляющей, несколько улучшает восприятие темных сцен. В настройках проектора обычно регулируется скорость срабатывания и/или степень уменьшения светового потока. Следует учитывать, что привод динамической диафрагмы иногда является еще одним источником акустического шума, а плохая реализация алгоритма изменения светового потока может вызывать неестественные скачки яркости. Впрочем, при full on/full off контрастности порядка 4000:1 и больше особой пользы данная функция не приносит.

HT

Даже хорошая контрастность — это всего лишь потенциал, который нужно реализовать. Именно для этого нужны хорошее затемнение и темные потолок и стены, чтобы исключить любую засветку экрана от посторонних источников или из-за переотражения. Также в случае невозможности устранить засветку может быть оправданным использование экрана с высококонтрастным полотном (см. статью «Экраны Projecta. Часть 2, выбор полотна для экрана.»).

К чему стремиться? В принципе, чтобы изображение выглядело контрастным достаточно контрастности порядка 200:1 по ANSI в сочетании с 3000:1 по full on/full off. Разумеется, более высокие значения контрастности идут картинке только на пользу. При не очень высокой контрастности основным раздражающим фактором будет серость полей, появляющихся в том случае, когда картинка фильма меньше области проекции. Поля эти можно убрать, например, уменьшив высоту экрана в случае фильма 2,35:1, и тогда субъективно изображение будет казаться более контрастным.

HT

Также, возможно, субъективно воспринимаемый контраст можно повысить, уменьшив световой поток посредством штатных возможностей проектора или с помощью внешнего нейтрально серого фильтра. Контрастность практически не меняется при уменьшении яркости лампы, может немного увеличиваться (а может и уменьшаться) при уменьшении диафрагменного отверстия объектива, как правило, она увеличивается при увеличении фокусного расстояния объектива, а любая цветокоррекция уменьшает контрастность (незначительно при использовании оптических фильтров, сильнее — при программной коррекции). Выбирая проектор, по возможности лучше визуально оценить контрастность кандидатов. Проще всего это сделать при одновременной работе проекторов в одинаковых условиях, и если их световой поток различается несильно (нужно обязательно аккуратно настроить проекторы, так как не всегда заводские настройки являются оптимальными).

Никто не будет спорить с тем, что шум от системы охлаждения — это побочный и совершенно ненужный эффект. Правда, чувствительность у всех разная, кто-то не обращает внимания на усердное жужжание офисного проектора, кого-то раздражает едва слышное шелестение кинотеатрального проектора, работающего в режиме низкой яркости. В любом случае, чем тише проектор, тем лучше. Характеристикой шума является уровень звукового давления, выраженного в децибелах (дБ) относительно порога слышимости. Если учитывается спектральная чувствительность человеческого уха, то к дБ прибавляют букву А. К сожалению, о шумности проектора невозможно судить, исходя из приведенных производителем характеристик. Мы не беремся утверждать, что значения сознательно занижаются, вот только редко кто указывает, как именно измеряется шум. В лучшем случае, можно сравнивать паспортные данные по уровню шума проекторов от одного производителя. В тестовой лаборатории iXBT мы измеряем уровень шума, воспроизводя определенные условия (см. описание методики), поэтому полученные нами значения позволяют судить о том, какой проектор работает тише, какой громче. Согласно нашему субъективному мнению, уровень шума в 35 дБА (по нашей методике!) и меньше является приемлемым для кинотеатрального проектора домашнего использования. Разумеется, это грубое приближение, так как не учитываются реальное расположение зрителя относительно проектора, характеристики помещения, индивидуальные особенности восприятия и т.д. По возможности, выбирая проектор из нескольких вариантов, желательно лично оценить их шумность в более-менее одинаковых условиях.

Качество цветопередачи определяет насколько цвета на экране соответствуют тем оттенкам, которые предполагались создателями фильма. Параметр, несомненно, важный, впрочем, если не предполагается профессиональное использование, то по достижении примерного соответствия цветов, он перестает играть большую роль. Самым железным (в прямом смысле) способом выяснить качество цветопередачи является тестирование с помощью фотоколориметра/спектрофотометра. К сожалению, это сложно и затратно, как по времени, так и по средствам. Поэтому реально доступным остается только визуальная оценка с использованием, по возможности, тестового материала, помогающего оценивать те или иные аспекты качества цветопередачи. Выделим несколько моментов, на которые нужно обратить внимание.

Тонкие градации оттенков должны передаваться как в светах, так и в тенях. Для компьютерного изображения в идеале должны различаться переходы в диапазоне 0-255 с шагом через 1, если и не для трех основных цветов, то хотя бы на шкале серого. В случае видеоизображения диапазон может быть чуть уже — от 16 до 235, если не используется расширенный диапазон. (Для определенности ограничимся 8-битным представлением цветов.) Чаще всего для отображения всех градаций нужно подстроить настройки яркости и контрастности, уровень черного и уровень белого или подобные им. При цифровом DVI- или HDMI-подключении режим — расширенный или обычный диапазоны — должен совпадать на источнике видеосигнала и на проекторе.

Гамма-кривая (соответствие численного представления оттенков их относительной яркости) должна быть близка к общепринятой (степенная функция с показателем 2,2). Это условие включает в себя и дополняет предыдущее. Нестандартная гамма-кривая может, к примеру, повышать контрастность в тенях, из-за чего даже в случае качественного кодирования на темных участках изображения вылезут артефакты сжатия. В проекторах встречаются как настройки, изменяющие общую кривизну гамма-кривой, так и возможность редактирования опорных точек на гамма-кривой.

HT

Серый цвет должен иметь более-менее одинаковую цветовую температуру (в идеале — 6500 К) во всем диапазоне — от черного до белого. При этом даже не так важно абсолютное значение цветовой температуры, как ее совпадение для белого цвета и оттенков серого. При значительном расхождении узнаваемые предметы нейтральных оттенков будут иметь раздражающую цветовую примесь. Обычно в проекторах предусмотрена возможность выбора профиля глобальной цветокоррекции и/или профиля цветовой температуры, ее пошаговая регулировка и/или регулировка цветового баланса другими способами.

Если исключить профессиональное использование, то в подавляющем большинстве случаев визуальный контент (фильмы и фотографии) предназначен для отображения на устройствах, чей цветовой охват близок к охвату sRGB. Если охват значительно превосходит sRGB, то цвета будут выглядеть слишком насыщенными и изображение будет неестественным. Наоборот, в случае охвата меньше sRGB, цвета будут ненасыщенными, а изображение — блеклым. Встречаются варианты, когда один цвет пересыщен, а другие в норме или выводятся с низкой насыщенностью и т.д. Обычно в кинотеатральных проекторах можно выбрать предустановленный профиль изображения, в котором цветовой охват близок к sRGB. Если такого профиля нет, то можно попробовать скорректировать насыщенность, используя настройки изображения, но не всегда это удается, а если удается, то только уменьшить насыщенность, увеличить ее, как правило, нельзя, за одним исключением — использование встроенного или внешнего корректирующего оптического фильтра.

HT
Цветовой охват проектора Panasonic PT-AE4000E при выборе профиля ЦВЕТ1 практически соответствует sRGB.

В общем случае цвета на экране должны быть близки к реальным, исключение — сознательное привнесение искажений на стадии производства фильма. Проще всего оценить соответствие цветов по цвету знакомых объектов: логотипы компаний, кожа человека определенной расовой принадлежности и т.д. Так как в проекторах цвет формируется по аддитивному принципу, то обычно при правильном отображении белого и оттеков серого, другие цвета отображаются более-менее адекватно. Если исключить влияние источника сигнала, то возникающие отклонения в цветопередаче можно объяснить результатом работы функций обработки изображения, и наоборот, используя настройки проектора можно попробовать устранить дисбаланс цветов (независимо от его происхождения). Для этого используются как простые регулировки, типа насыщенность одного из основных цветов, так и избирательная настройка определенного цвета (или нескольких), выбранного на экране курсором-указателем, и т.п.

HT

Некоторые проекторы высокого класса поддерживают системы профессиональной калибровки (например, ISF).

Примером цветового дисбаланса является завышенная яркость белого поля по сравнению с яркостью цветных участков изображения. Визуально это проявляется в том, что цвета на экране выглядят тусклыми и ненасыщенными. Возникает такой эффект в случае одноматричных DLP-проекторов, в которых в светофильтре используются прозрачный и/или CMY-сегменты. В большинстве случаев для приведения яркости цветов в норму, можно настройками проектора выключить использование дополнительных сегментов. Разумеется, при этом снизится яркость белого поля, но яркость черного не изменится, т.е. в кинотеатральном режиме световой поток и контрастность будут значительно ниже заявленных значений.

На что еще можно обратить внимание

Кроме основных, обсужденных выше параметров, выбирая кинотеатральный проектор, желательно обратить внимание на следующие моменты.

Оснащенность интерфейсами. Количество и типы видеовходов. Достаточно ли их и соответствуют ли они предполагаемым источникам сигналов. Возможно, наличие двух и более HDMI-входов окажется существенным преимуществом, впрочем, к проектору проще протянуть один HDMI-кабель, а коммутацию осуществлять с помощью ресивера или HDMI-коммутатора.

HT

Есть ли выход для управления электромеханическим экраном. Редко когда, но все же может пригодиться возможность дистанционного управления (обычно по RS-232C). Некоторые модели проекторов оснащаются USB-интерфейсами и/или картоводами для автономного воспроизведения мультимедийного контента. В недалеком будущем должны стать массовым явлением беспроводные интерфейсы для приема видеоизображения.

Качество видеотракта. Четкость при аналоговом подключении. Качество интерполяции к разрешению матрицы и работы функции преобразования чересстрочных сигналов в прогрессивное изображения. Наличие функции шумоподавления. Поддерживаемые разрешение и кадровые частоты видеосигналов. Какие есть режимы геометрической трансформации.

HT

Есть ли обрезка краев (оверскан), как она работает и можно ли ее отключить. В проекторах высокого класса можно встретить функцию интерполяции, которая с помощью специальных алгоритмов воссоздает промежуточные кадры, демонстрируемые между исходными. Эта функция может ощутимо повышать плавность и четкость движения в кадре, особенно при исходных 24 кадр/с. Впрочем, не исключено, что промежуточные кадры будут в ряде случаев создаваться не совсем правильно.

HT

Неплохо, если проектор поддерживает входной сигнал с 24 кадр/с и отображает кадры с такой частотой — в таком режиме движение в кинофильмах выглядит немного более естественным. Однако, заметить разницу с отображением 24 кадров в режиме 2-3 (два раза, к примеру, нечетный кадр и три раза четный) при развертке 60 Гц можно, только специально обращая внимание на передачу движения при непосредственном сравнении с режимом правильных 24 кадр/с.

Качество оптической системы. С помощью тестовых шаблонов легко выявляются геометрические искажения, хроматические аберрации (цветная кайма на границах контрастных объектов) и расфокусировка по полю (невозможность одновременной фокусировки во всех точках проекции). Оценивать качество оптики нужно при различных положениях трансфокатора (зума), отдавая предпочтение тому, которое предполагается использовать. Указанные недостатки в той или иной степени присутствуют всегда, но значительные отклонения от идеала могут свидетельствовать о дефекте экземпляра или об особенности конструкции. В первом случае можно попробовать поменять проектор, во втором, принимать решение с учетом цены и т.д.

HT

Возможности по установке. Какие допустимы варианты ориентации проектора. Как проектор можно закрепить на потолочном кронштейне (если это допустимо). Зная характеристики проектора и помещения, нужно определить возможные размеры экрана и место установки проектора, а также определить насколько необходимой является функция сдвига объектива, и если необходима, то достаточно ли ее диапазона в выбранной модели и не сильно ли при сдвиге ухудшается качество картинки.

HT

Для расчетов пригодятся проекционные калькуляторы, размещенные на сайтах производителей или в других, заслуживающих доверие местах, руководства пользователя и таблицы характеристик, которые обычно можно найти в Интернете. Отметим, что оптимальное расстояние от экрана до зрителей равно примерно 1,5 ширины экрана с форматом 16:9.

Удобство обслуживания. Как осуществляется замена лампы, чистка и замена фильтров. Нужно ли для этого снимать проектор с кронштейна. Насколько корпус притягивает пыль, заметны ли на нем загрязнения и легко ли очищаются внешние поверхности корпуса. Как защищен объектив. Есть ли у объектива крышка, удобная ли у нее конструкция.

Дизайн корпуса. Как проектор впишется в интерьер домашнего кинозала. Заметим, что в случае подготовленного помещения с темным потолком черный цвет корпуса может оказаться предпочтительным.

Эргономика пульта. Удобно ли пульт лежит в руке, можно ли найти самые нужные кнопки на ощупь. Есть ли подсветка, если да, то достаточная ли ее яркость и равномерность. Есть ли другие полезные функции, например, светодиодный фонарик, как у InFocus Play Big IN82, или возможность управлять другой техникой, как у Panasonic PT-AE2000E.

HT

Эргономика меню. Читаемость, удобство навигации, русификация, удобство настройки параметров изображения, как организована работа с профилями настроек.

Комплект поставки. Кроме необходимых пульта ДУ и руководств, к проектору иногда прилагаются кабельная крышка, оригинальная подставка и пр. Видеокабели, а тем более качественные, встречаются очень редко.

*  *  *

Таким образом, при серьезном подходе к делу, приходится учитывать много факторов. Для начала нужно определиться с главными параметрами, учитывая характеристики помещения и доступные средства. Затем сузить выбор, принимая во внимание второстепенные особенности моделей. На любом этапе исходные критерии могут быть пересмотрены, что превратит процесс выбора в итерационный. Идеального проектора не существует, всегда приходится искать компромиссы. Надеемся, данная статья будет полезна тем, кто присматривает себе проектор для домашнего кинозала, а, возможно, кто-то в результате ее прочтения, задумается о покупке проектора вместо телевизора или в дополнение к нему.

Обсуждение любых вопросов, связанных с проекторами, на конференции iXBT.com.

Приложение 1
Список обзоров актуальных моделей кинотеатральных проекторов

Acer

Acer H7530D, Acer H5360.

BenQ

BenQ W1200, BenQ W600, BenQ Joybee GP1, BenQ W6000, BenQ W5000.

Dreamvision

Dreamvision Inti 2.

Epson

Epson EH-TW3600, Epson EH-TW3200, Epson EH-TW5500, Epson EH-TW4400, Epson EH-TW2900, Epson EH-TW3800, Epson EH-DM3, Epson EH-TW5000, Epson EH-TW3500, Epson EH-TW3000, Epson EH-TW450, Epson EH-TW420 (EB-W6), Epson EMP-TW700, Epson EMP-TWD10.

InFocus

InFocus SP8604, InFocus SP8602, InFocus IN82, InFocus X10.

JVC

JVC DLA-X3-B, JVC DLA-X7, JVC DLA-HD990, JVC DLA-HD550, JVC DLA-HD350, JVC DLA-HD750.

Mitsubishi

Mitsubishi HC9000D, Mitsubishi HC4000, HC3900 и HC3200, Mitsubishi HC7000, Mitsubishi HC3800.

Optoma

Optoma HD20, Optoma HD82, Optoma HD86.

Panasonic

Panasonic PT-AE4000E, Panasonic PT-AE3000E.

Pioneer

Pioneer KRF-9000FD.

Samsung

Samsung SP-F10M, Samsung SP-A800B, Samsung SP-A600B.

Sanyo

Sanyo PLV-Z4000, Sanyo PLV-Z800, Sanyo PLV-Z700, Sanyo PLV-Z3000.

Sony

Sony VPL-HW30ES, Sony VPL-HW20, Sony VPL-VW90ES, Sony VPL-VW85, Sony VPL-HW15, Sony VPL-BW7, Sony VPL-VW80, Sony VPL-VW40, Sony VPL-HW10.

ViewSonic

ViewSonic Precision Pro8100.

Приложение 2
Список статей про экраны и экранные материалы

Экран с электроприводом Lumien Master Control
Кинотеатральные экраны Classic Solution
Полотна для экранов от компании Draper
Натяжные экраны Draper
Экраны Projecta. Часть 1, какие и как делают.
Экраны Projecta. Часть 2, выбор полотна для экрана.
Полотна для экранов от Stewart Filmscreen






26 июня 2009 Г.

, iXBT.COM. (, , ). . -, (), . -, . -, , , , , , , , , , , , , , .

, , . — , , , .

:

( ), . — , , , , .

vs

— -. (- )

:

  • /.
  • , .

  • .
  • .
  • — .
  • .
  • .
  • .

, , , , , . , . , , , , , , , , , . , , , .

— . — ,

HT

, .

HT

, :). , — . ( , . .) — , - , . , .

, . — //, .

HT

, .

, . , ( — ), . , , , .

— , , , , (, , ). . 1,5 , 2000 4000  3,5-7 . , — , .

, , .

. 30000 , .. , , , . , LCD- , , .. , DLP- . , LCD-, LCD(LCoS)-, DLP-.

, , , , . , , . , — , , , . . , ( , ), ( DLP-), «» (DLP-), (LCD-), ( 1024 768 ), 4:3 ( , ), HDCP.

, , , , , . ( 1280 800 ), HDMI-. DLP- LCD-.

:

  1. --.
  2. .
  3. .

, , , .

-- , , . , , Optoma DV10 ( DV11),

HT

Epson EH-DM3.

HT

, , , , , , : , DVD- . — ( ) . — . , , , 5.1 . , — , , . , -- , — , , , , .

1280 720 (800) . , , Panasonic PT-AX200E Epson EH-TW450. , , , , , , . /, , , Full HD- .

HT

. Full HD-, . (DarkChip1 DLP TN LCD) , , . Full HD-: Acer H7530D, Epson EH-TW2900, Optoma HD20 Sanyo PLV-Z700

— , , Full HD-. 1280 720, , 1920 1080. 1280 720 .

HT

DLP vs LCD

HT       HT

DLP-, , — DLP-, LCD- ( Epson 3LCD, -), , LCoS- (SXRD Sony, . «Full HD SXRD- Sony VPL-VW40», D-ILA JVC, . « D-ILA- JVC DLA-HD750» 3LCD Reflective Epson, . «IFA 2010 , 3D» ). , LCoS 3LCD, , LCD LCoS. DLP LCD « , ». , DLP- , , . , - , , / , .

( ) DLP- LCD-.

DLP:

  • ANSI-

LCD:

  • «» ,
  • ...,

, , DLP, LCD, . .

ANSI- ( ) . , . ANSI- DLP- DMD- — , , — DLP-, , . ANSI- DLP- 650:1, LCD 300:1. , Epson ( DeepBlack), 70% — 223:1 EMP-TW1000 380:1 EMP-TW2000 — . DeepBlack 460:1 Sanyo PLV-Z3000, SXRD- Sony VPL-VW80 480:1. DLP LCD LCoS ANSI- .

, , . , — full on/full off. LCD- LCoS- DLP-.

HT

DLP- , , LCD , . / . / . LCD- , . LCD- — .

DLP- «». PR-. «» - , .

HT

«» , ( ). DLP- ( — 240  60  , 360 , . « DLP- Samsung SP-A800B»), «».

HT

, DLP- . , «» , , ( — , — 1 1500). , DLP- . , .

LCD- ..., .. . DLP- — , , . DLP- , . , .

LCoS- DLP. , LCD- — , .

— DLP LCD — . LCD- DMD- / , . LCD- — , LCD- ( ). , LCD-, . Texas Instruments, BrilliantColor DLP- (. « DLP- InFocus IN35W»). — . BrilliantColor . DLP- ( — ). , DLP- «» ...

? , :

( ) , . (). , . 196M SMPTE (Society of Motion Picture and Television Engineers) «» 41-75 /². 55 /² — . 75 /², ( ) — 200 /² . , - 200 /², - — 250-450 /². 350-1000 /². , , , ( ) , . 1/3, .. ( /²) 3 ( ). . 16:9 (, — ).

,

( 55 /²)

( 110 /²)

( 220 /²)
5002,3 (2,6)1,6 (1,9)1,2 (1,3)
7502,8 (3,2)2,0 (2,3)1,4 (1,6)
10003,3 (3,7)2,3 (2,6)1,6 (1,9)
12503,7 (4,2)2,6 (3,0)1,8 (2,1)
15004,0 (4,6)2,8 (3,2)2,0 (2,3)
17504,3 (5,0)3,1 (3,5)2,2 (2,5)
20004,6 (5,3)3,3 (3,7)2,3 (2,6)
22504,9 (5,6)3,5 (4,0)2,4 (2,8)
25005,2 (5,9)3,7 (4,2)2,6 (3,0)

, ANSI, , — , . . -, DLP-, / CMY- ( ), , . -, - ( ), 30 ( ). -, , , , .. 30%. , — , . -, 1,5 , . , (, ) . . , , , , ( ), .

— , . , , — ANSI- full on/full off. . ANSI- , , , ANSI-, full on/full off, , - , , , . , , , 2,35:1 . full on/full off. ANSI-, , 300:1 full on/full off 4000:1 , ANSI 650:1 full on/full 1500:1.

(LCD — , LCoS — , DLP — ) / . , — . , full on/full off , -, , . / . , , . , full on/full off 4000:1 .

HT

— , . , - . (. « Projecta. 2, .»).

? , 200:1 ANSI 3000:1 full on/full off. , . , , . , , 2,35:1, .

HT

, , , . , ( ) , , , ( , — ). , . , ( , ).

, — . , , - , - , . , , . , () . , . , , . , , , . , . iXBT , (. ), , , . , 35  ( !) . , , , , .. , , - .

, . , , , , , , . ( ) /. , , , . , , , . , .

, . 0-255 1, , . — 16 235, . ( 8- .) , . DVI- HDMI- — — .

- ( ) ( 2,2). . - , , , - . , -, -.

HT

- ( — 6500 ) — . , . . / , / .

, ( ) , sRGB. sRGB, . , sRGB, , — . , , .. , sRGB. , , , , , , , , , — .

, — . : , .. , , - . , , , ( ). , , ( ), -, ..

HT

(, ISF).

. , . DLP-, / CMY-. , . , , , .. .

, , , .

. . . , HDMI- , , HDMI-, HDMI-.

HT

. , ( RS-232C). USB- / . .

. . . . . .

HT

(), . , , . , 24 /. , , .

HT

, 24 / — . , 24 2-3 ( , , ) 60  , 24 /.

. , ( ) ( ). (), , . , . , , ..

HT

. . ( ). , , , , .

HT

, , , , . , 1,5 16:9.

. , . . , . . , .

. . , .

. , . , , . , , , InFocus Play Big IN82, , Panasonic PT-AE2000E.

HT

. , , , , .

. , , . , , .

*  *  *

, , . , . , . , . , . , , , , , - , .

, , iXBT.com.

1

Acer

Acer H7530D, Acer H5360.

BenQ

BenQ W1200, BenQ W600, BenQ Joybee GP1, BenQ W6000, BenQ W5000.

Dreamvision

Dreamvision Inti 2.

Epson

Epson EH-TW3600, Epson EH-TW3200, Epson EH-TW5500, Epson EH-TW4400, Epson EH-TW2900, Epson EH-TW3800, Epson EH-DM3, Epson EH-TW5000, Epson EH-TW3500, Epson EH-TW3000, Epson EH-TW450, Epson EH-TW420 (EB-W6), Epson EMP-TW700, Epson EMP-TWD10.

InFocus

InFocus SP8604, InFocus SP8602, InFocus IN82, InFocus X10.

JVC

JVC DLA-X3-B, JVC DLA-X7, JVC DLA-HD990, JVC DLA-HD550, JVC DLA-HD350, JVC DLA-HD750.

Mitsubishi

Mitsubishi HC9000D, Mitsubishi HC4000, HC3900 HC3200, Mitsubishi HC7000, Mitsubishi HC3800.

Optoma

Optoma HD20, Optoma HD82, Optoma HD86.

Panasonic

Panasonic PT-AE4000E, Panasonic PT-AE3000E.

Pioneer

Pioneer KRF-9000FD.

Samsung

Samsung SP-F10M, Samsung SP-A800B, Samsung SP-A600B.

Sanyo

Sanyo PLV-Z4000, Sanyo PLV-Z800, Sanyo PLV-Z700, Sanyo PLV-Z3000.

Sony

Sony VPL-HW30ES, Sony VPL-HW20, Sony VPL-VW90ES, Sony VPL-VW85, Sony VPL-HW15, Sony VPL-BW7, Sony VPL-VW80, Sony VPL-VW40, Sony VPL-HW10.

ViewSonic

ViewSonic Precision Pro8100.

2

Lumien Master Control
Classic Solution
Draper
Draper
Projecta. 1, .
Projecta. 2, .
Stewart Filmscreen