Кинотеатральный LCD-проектор
Epson EH-TW3800


В иерархии кинотеатральных проекторов от компании Epson проектор EH-TW3800 располагается на ступеньку ниже флагмана EH-TW5000. Внешне проекторы различаются цветом корпуса и пульта, а основное внутреннее отличие — это матрицы типа TN и отсутствие технологии DeepBlack и функции интерполяции кадров у EH-TW3800. Описательная часть частично позаимствована из обзора EH-TW5000, поэтому читатели, знакомые с материалом предыдущей статьи, могут перейти к результатам тестов и краткому сравнению EH-TW5000 и EH-TW3800, приведенному в конце статьи.

Содержание:

Projector, general view

Комплект поставки, характеристики и цена

Вынесены на отдельную страницу.

Внешний вид

Корпус проектора имеет простую и незамысловатую форму. В основном он изготовлен из пластика с блестящим (но не зеркально гладким) белым покрытием. Покрытие это относительно прочное, а из-за хаотического расположения мельчайших блесток отпечатки пальцев, мелкие царапины, пыль и др. загрязнения и повреждения на корпусе не бросаются в глаза. Боковые панели и узкая полоска на передней панели — из пластика с темно-серым серебристым покрытием. На верхней панели ближе к объективу расположены колесики сдвига объектива, ближе к центру — крышка отсека лампы, и ближе к задней части — две кнопки (питания и выбора источника), два индикатора состояния и окошко ИК-приемника, немного захватывающее заднюю панель для лучшего обзора.

Lights

В режиме ожидания значок на кнопке питания неярко подсвечивается синим. При работе синим подсвечивается и кнопка выбора источника. Остальные кнопки — на левом боку.

Left

Интерфейсные разъемы находятся в глубокой нише на задней панели. Кроме того, на заднюю панель помещены разъем и механический выключатель питания, разъем для замка Кенсингтона и съемная решетка воздушного фильтра.

Rear panel

Две скобочки в нише с разъемами предназначены для фиксации отходящих кабелей, например, с помощью пластиковых хомутиков. Чтобы придать проектору аккуратный вид — скрыть разъемы и отходящие кабели, — на заднюю часть проектора можно надеть кабельную крышку, входящую в комплект поставки (логотип на крышке перевернут).

Rear coverRear cover

Выдувается теплый воздух через черную решетку на передней панели (вперед и вправо). Рядом с объективом находится второй ИК-приемник.

Front view

Проектор оснащен двумя передними вывинчивающимися из корпуса ножками (с удобными воротками), позволяющими устранить небольшой перекос и/или немного приподнять переднюю часть проектора при его размещении на горизонтальной поверхности. Для крепления к кронштейну в днище проектора вделаны 5 металлических втулок с резьбой. Чтобы при потолочном размещении передний логотип был в правильной ориентации, его можно перевернуть. Лампу и воздушный фильтр можно менять, не снимая проектор с потолочного кронштейна.

Пульт

Remote control    Remote control

Пульт изготовлен из пластика с матово-белым покрытием. Он довольно крупный и чуть широковат, но в руке лежит удобно. Кнопки крупные, их относительно немного, подписи контрастные, в итоге ориентироваться в кнопках легко, а самые нужные находятся на ощупь. Есть достаточно яркая светодиодная подсветка, включающаяся фосфоресцирующей кнопкой с изображением солнышка.

Меню

Меню строгое, по умолчанию оно имеет черно-серо-белое оформление. Шрифт меню удобочитаемый. Настроек много, некоторые расположены на страницах третьего уровня вложения. Навигация удобная, самая нижняя строчка содержит подсказку по функциям кнопок. При настройке параметров, влияющих на изображение, на экран выводится минимум информации — только список режимов или ползунки, что облегчает настройку картинки. Для оперативной настройки изображения можно воспользоваться однострочным меню, содержащим ряд важных параметров. Вызывается это меню кнопами Enter/Line Menu на корпусе и на пульте, а параметры перебираются стрелками вверх-вниз. Есть русская версия меню, перевод адекватный.

Коммутация

Connectors

Проектор оснащен двумя HDMI-входами версии 1.3а, VGA-входом, компонентным, S-Video и композитным входом. Переключение между источниками осуществляется или перебором всех с помощью кнопки на корпусе проектора, или 6-ю кнопками на пульте в группе Source — каждая соответствует одному видеовходу. Автораспознавания активного подключения нет. Яркостный диапазон HDMI можно принудительно указать в меню. Экран с электромеханическим приводом подключается к выходу Trigger out — при включенном проекторе на него подается 12 В (если эта функция не отключена). Интерфейс RS-232C (в руководстве приведена распайка разъема D-sub 9 pin) предназначен для обновления программного обеспечения, кроме того, возможно проектором можно дистанционно управлять по этому интерфейсу.

Управление проекцией

Lens

Фокусировка изображения на экране осуществляется вращением внешнего ободка с насечкой, а изменение фокусного расстояния — вращением кольца на объективе. Два ребристых колесика рядом с объективом позволяют сдвигать объектив вправо-влево и вверх-вниз так, что изображение при этом сдвигается максимум на 96% от высоты вверх и вниз по вертикали и на 47% от ширины вправо и влево по горизонтали относительно центрального положения. При сдвиге по горизонтали диапазон вертикального сдвига уменьшается и наоборот. Центральное положение объектива отмечено легкой фиксацией колесиков. Для облегчения настройки проекции можно кнопкой Pattern пульта вывести на экран тестовый шаблон. Защита объектива от пыли обеспечивается крышкой из полупрозрачного полиэтилена, просто одевающейся на объектив и никак не прикрепленной к корпусу. В проекторе нет функции цифровой коррекции трапецеидальных искажений, что при наличии системы сдвига объектива не так уж и страшно.

Режимов геометрической трансформации 4: Нормальное — изображение без искажений пропорций вписано в область проекции с максимальным увеличением; Полное — картинка увеличивается и растягивается до соотношения 16:9, идеально для анаморфированных фильмов; Увеличенное — изотропное увеличение до ширины экрана, подходит для формата LetterBox; Растянутое — увеличение и неравномерное растягивание по горизонтали до границ проекции, так, что в центре искажения меньше, вариант просмотра картинки 4:3 на широком экране. В режиме Авто проектор пытается сам определить оптимальный режим трансформации. В режиме Увеличенное появляется возможность чуть поджать изображение по вертикали и/или переместить его вверх-вниз так, чтобы на экран поместились субтитры.

OSD

Настройка Область отображен. влияет на обрезку краев изображения, при значении от 92 до 98% картинка немного увеличивается и по периметру выходит за область проекции, при 100% — ничего не обрезается, и в режимах Full HD картинка выводится пиксель-в-пиксель, без интерполяции. Вывод изображения временно приостанавливается кнопкой Blank.

В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор среднефокусный, а при максимальном фокусном расстоянии объектива скорее длиннофокусный, поэтому при фронтальном проецировании его лучше располагать примерно на линии первого ряда зрителей или за ней.

Настройка изображения

На картинку очень большое влияние оказывает текущий цветовой режим, поэтому начинать настройку изображения лучше с выбора режима. Режим определяет профиль цветокоррекции, а также включение-выключение фирменного оптического фильтра «Epson Cinema Filter». В режимах Яркий и День кино фильтр отключен, в других — включен. В случае HDMI-подключения становится доступным режим x.v. Color, в котором поддерживается цветовое пространство xvYCC. При включении этого режима большинство настроек изображения блокируются.

OSD

Яркостный баланс можно подстроить настройками Яркость и Контраст. На страничке Гамма можно выбрать предустановленные значения гамма-кривой или вручную подправить кривую гамма-коррекции.

OSD

При этом корректируемый уровень яркости выбирается или на стилизованной гамма-кривой, или непосредственно на текущем изображении курсором-указателем. Цветовой баланс настраивается параметрами Насыщен. цвета, Оттенок, Абсол. цвет. темп. (от 5000 до 10000 К) и Телесные тона.

OSD

Продвинутые пользователи могут отрегулировать яркость и контрастность трех цветов (RGB) или оттенок, насыщенность и яркость шести (RGBCMY). В случае, когда самые светлые части изображения пересвечены, может помочь включение фирменного режима EPSON Super White. Функция Автонаст. диафраг. (два режима работы на выбор) автоматически регулирует диафрагму — прикрывает, когда изображение в основном темное, и открывает — когда светлое. Режимов регулировки контурной резкости два: традиционный ползунок или 4 ползунка, определяющих, какие контуры, в каком направлении и насколько выделять. Настройки Прогрессивная и Распозн. движения влияют на работу функции деинтерлейсинга, Движение кадра 2-2 — на способ вывода кадров при источнике с 24 кадр/с, а функция Шумоподавление призвана уменьшать видеошумы. (В зависимости от текущего режима и типа подключения некоторые настройки могут быть недоступны.)

OSD

Сочетания настроек можно сохранить в 10 ячейках. Для ориентировки рядом с каждой заполненной ячейкой выводится название режима, послужившего отправной точкой.

OSD

В принципе, 8 первых ячеек предназначены для хранения значений, полученных при калибровке по процедуре ISF. Также некоторые настройки изображения, режимы трансформации и т.д. автоматически сохраняются для каждого типа подключения и вида видеосигнала.

Дополнительные возможности

Есть функция автоматического включения при подаче энергии (Direct Power On), таймер на выключение при отсутствии сигнала (Спящий режим), защита от случайного включения — проектор будет включаться после 3-х секундного нажатия на кнопку Power на корпусе (Защита от детей), блокировка всех кнопок на корпусе (Блокир. управл.).

OSD

Измерение яркостных характеристик

Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.

Для корректного сравнения данного проектора с другими, имеющими фиксированное положение объектива, измерения проводились при сдвиге объектива вверх чуть больше чем на 50% (низ изображения находился немного выше на оси объектива), кроме того, объектив был установлен на минимальное фокусное расстояние. Результаты измерений для проектора Epson EH-TW3800:

Световой поток в режиме
   Яркий, высокая яркость 1820 лм
   Яркий, пониженная яркость 1370 лм
   HD, пониженная яркость 430 лм
Равномерность +9%, -28%
Контрастность в режиме Яркий 270:1

Максимальный световой поток немного выше паспортного значения (заявлено 1800 лм). Режим Яркий действительно самый яркий, так как в нем отсутствует цветокоррекция, но при этом все равно сохраняется правильный баланс цветов, в частности белый цвет сбалансирован с оттенками серого. Равномерность освещенности хорошая. Контрастность высокая. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т. н. контрастность full on/full off.

Режим Контрастность
full on/full off
Яркий 1040:1
Яркий, Автонаст. диафраг. включена 11500:1

Контрастность высокая, и, судя по опыту тестирования EH-TW5000, она должна быть еще выше при максимальном фокусном расстоянии объектива.

Звуковые характеристики

Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления от системы охлаждения получены по нашей методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.

Режим Уровень шума, дБА Субъективная оценка
Высокой яркости 33 Очень тихо
Пониженной яркости 28,5 Очень тихо

Проектор очень тихий даже в режиме высокой яркости. Шум равномерный и не раздражает. Отметим, что при выключении из режима пониженной яркости период охлаждения длится всего 9 секунд (впрочем, как и в случае EH-TW5000).

Тестирование видеотракта

VGA-подключение

Режим с разрешением 1920 на 1080 пикселей и при вертикальной частоте 60 Гц поддерживается (и проектор сообщает о его поддержке). Детали различаются как в тенях, так и в светах (градации на шкале серого различимы от 0 до 255 с шагом через 1).

DVI-подключение

При подключении к DVI-выходу (с помощью кабеля-переходника с HDMI на DVI) видеокарты компьютера поддерживается режим 1920 на 1080 пикселей. Картинка при DVI-подключении четкая, артефактов нет. Белое поле выглядит равномерно освещенным и не имеет выраженных цветовых разводов. Черное поле также достаточно равномерное, бликов и цветных разводов нет. Геометрия идеальная. Детали различаются как в тенях, так и в светах (от 0 до 255 на шкале серого с шагом через 1). Шкала серого равномерно серая, ее небольшой цветовой оттенок определяется выбранной цветовой температурой и/или режимом. Цвета яркие и правильные. Четкость очень высокая. Черно-белые сетки пикселей через 1 выводятся без артефактов и интерполяции. Цветные линий в пиксель толщиной выводятся без уменьшения цветовой четкости. Хроматические аберрации объектива довольно существенные — ширина светло-фиолетовой/зеленой каймы на границах контрастных объектов местами достигает 0,5-0,75 пикселя. Скорее всего, это особенность доставшегося нам экземпляра.

HDMI-подключение

HDMI-подключение тестировалось при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. Поддерживаются режимы 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i и 1080p@24/50/60 Гц. Картинка четкая, цвета правильные, оверскан отключается, есть реальная поддержка режима 1080p при 24 кадр/с (при включенном Движение кадра 2-2 кадры равны по длительности). Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются. Яркостная и цветовая четкости всегда очень высокие. Цвета выглядят естественными во всех режимах.

Работа с источником композитного и компонентного видеосигнала

Яркостная четкость (ТВЛ)
Композитный 540 Очень хорошо
S-Video 540 Очень хорошо
Компонентный (480/576, i/p) более 540 Отлично
Компонентный (1080i) 1080 Очень хорошо
Цветовая четкость (ТВЛ)
Композитный 110 Очень хорошо
S-Video 110 Хорошо
Компонентный (480/576, i/p) 270 Отлично
Компонентный (1080i) 540 Отлично

Яркостная и цветовая четкости высокие. Тестовые шаблоны с градиентами цветов и со шкалой серого не выявили каких-либо артефактов изображения. Слабые градации оттенков хорошо различаются в тенях и на светлых участках изображения. Цветовой баланс правильный.

В случае чересстрочных сигналов если параметр Прогрессивная = Выкл., то изображение выводится по полям; Видео — для неподвижных частей изображения (т.е. совпадающих для нескольких кадров) выполняется «честный» деинтерлейсинг, а меняющиеся — выводятся по полям; Фильм/Авто — проектор пытается полностью восстановить исходный кадр. В режиме Фильм/Авто и сигналов 576i/480i и 1080i и проектор обычно правильно склеивал кадры как в случае чередования полей 2-2, так и 3-2, а артефактов в виде характерной «расчески» мы не видели.

Присутствует сглаживание зубчатых границ объектов в случае видеосигнала обычного разрешения (но менее эффективное, чем у EH-TW5000). Функция шумоподавления работает неагрессивно, не доводя процесс улучшения картинки до появления артефактов.

Определение времени отклика и задержки вывода

Время отклика при переходе черный-белый-черный составило 14,5 мс (11,5 вкл. + 3,0 выкл.). Для полутоновых переходов среднее суммарное время отклика составило 17,0 мс. Такой скорости матриц вполне достаточно вывода реальных 60 кадр/с.

Кроме того, мы исследовали, как работает динамическая диафрагма. Ниже приведен график яркости, полученный при переключении с черного поля на белое поле при включенной динамической диафрагме.

Tr graph

Tr graph

Значения Низкая и Выс. скорость настройки Автонастр. диафр. относятся не к скорости, а к диапазону работы диафрагмы. При Низкая диафрагма на темных кадрах закрывается меньше, чем при Выс. скорость. В первом случае диафрагма срабатывает примерно за 1 с, во втором — примерно за 2 с. Диафрагма работает практически так же, как и у EH-TW5000. Механизм диафрагмы, как нам показалось, шумит громче, чем у EH-TW5000, но все равно, шум диафрагмы лишь слегка различается на фоне шума вентиляции в режиме низкой яркости.

Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора составила около 11 мс при VGA и 28 мс при HDMI(DVI)-подключении. Это достаточно малые величины задержки.

Выводы

В режиме повышенной яркости и даже без цветокоррекции и оптического фильтра картинка проектора Epson EH-TW3800 отличается хорошей сбалансированностью цветов. В итоге, а также из-за невысокого уровня шума, проектор можно эксплуатировать на максимальной яркости, а значить использовать экраны более 4 м шириной в затемненном помещении, или меньше, но в условиях незначительной внешней засветки. В случае небольших экранов лучше понизить уровень черного, включив режим низкой яркости и выбрав профиль, в котором включен оптический фильтр. Реальная контрастность не очень высокая (впрочем, мы тестировали предсерийный экземпляр), но динамическая диафрагма частично это исправляет, эффективно понижая уровень черного на темных сценах.

Достоинства:

  • Отличная цветопередача
  • Высокая яркость
  • Тихая работа
  • Хорошая скорость работы ЖК-матриц и низкая задержка вывода
  • Наличие 5-ти типов видеовходов, в т. ч. 2 HDMI-входа
  • Механизм сдвига объектива и трансфокатор имеют большие рабочие диапазоны
  • Удобный пульт ДУ с подсветкой
  • Функциональный и практичный дизайн корпуса
  • Кабельная крышка в комплекте
  • Русифицированное меню

Недостатки:

  • Значимых нет

В заключении перечислим, основные различия между моделями EH-TW3800 и EH-TW5000:

Характеристика EH-TW3800 EH-TW5000
Цвет корпуса и пульта Белый + серебристый Черный
Максимальный световой поток, лм 1820 1770
Контрастность ANSI 270:1 340:1
Контрастность full on/full off
(режим Яркий,
* минимальное фокусное расстояние,
** максимальное фокусное расстояние)
1040:1* 6540:1**
То же при включенной динамической диафрагме 11 500:1 46 600:1
Цветовой баланс без коррекции цветов Отличный Хороший
Интерполяция промежуточных кадров Нет Есть
Качество сглаживания и фильтрации шумов Хорошее Отличное
Редактирование имен профилей Нет Есть
Поддержка анаморфотного объектива Нет Есть
Шум, дБА (высокая / пониженная яркость) 33 / 28,5 33,5 / 27
Время отклика при переходе черный-белый-черный, мс 14,5 (11,5 вкл. + 3,0 выкл.) 6,2 (3,3 вкл. + 2,9 выкл.)
Задержка вывода изображения, мс (VGA/HDMI) 11 / 28 24 / 53






Дополнительно

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.