Кинотеатральный Full HD LCD-проектор
Epson EH-TW5000


Прошло довольно много времени от публичной демонстрации до того, как флагман кинотеатральной линейки от компании Epson попал в нашу тестовую лабораторию. Напомним, что по сравнению со своим предшественником Epson EH-TW5000 получил новый корпус, обновленную систему охлаждения, усовершенствованную технологию DeepBlack, функцию интерполяции кадров и т.д.

Содержание:

Projector, general view

Комплект поставки, характеристики и цена

Вынесены на отдельную страницу.

Внешний вид

Относительно современных тенденций дизайн корпуса проектора иначе как к стилю ретро и не отнесешь. Такой черный чемодан с выступающим серебристым объективом. Корпус изготовлен из пластика с блестящим (но не зеркально гладким) черным антрацитовым с вкраплениями покрытием. Покрытие относительно прочное, а из-за хаотического расположения мельчайших блесток отпечатки пальцев, мелкие царапины, пыль и др. загрязнения и повреждения на корпусе не бросаются в глаза. На верхней панели ближе к объективу расположены колесики сдвига объектива, ближе к центру — крышка отсека лампы, и ближе к задней части — две кнопки (питания и выбора источника), два индикатора состояния и окошко ИК-приемника, немного захватывающее заднюю панель для лучшего обзора.

Lights

В режиме ожидания значок на кнопке питания неярко подсвечивается синим. При работе синим подсвечивается и кнопка выбора источника. Остальные кнопки — на левом боку.

Control panel

Интерфейсные разъемы находятся в глубокой нише на задней панели. Кроме того, на заднюю панель помещены разъем и механический выключатель питания, разъем для замка Кенсингтона и съемная решетка воздушного фильтра.

Rear panel

Две скобочки в нише с разъемами предназначены для фиксации отходящих кабелей, например, с помощью пластиковых хомутиков. Чтобы придать проектору аккуратный вид — скрыть разъемы и отходящие кабели, — на заднюю часть проектора можно надеть кабельную крышку, входящую в комплект поставки (логотип на крышке предусмотрительно перевернут).

Rear cover

Выдувается теплый воздух через решетку на передней панели (вперед и вправо). Рядом с объективом находится второй ИК-приемник.

Front view

Проектор оснащен двумя передними вывинчивающимися из корпуса ножками (с удобными воротками), позволяющими устранить небольшой перекос и/или немного приподнять переднюю часть проектора при его размещении на горизонтальной поверхности. Для крепления к кронштейну в днище проектора вделаны 5 металлических втулок с резьбой. Чтобы при потолочном размещении передний логотип был в правильной ориентации, его можно перевернуть.

Logo

Лампу и воздушный фильтр можно менять, не снимая проектор с потолочного кронштейна.

Пульт

Remote control    Remote control

Пульт изготовлен из черного пластика с матово-черным покрытием. Он довольно крупный и чуть широковат, но в руке лежит удобно. Кнопки крупные, их относительно немного, подписи контрастные, в итоге ориентироваться в кнопках легко, а самые нужные находятся на ощупь. Есть достаточно яркая светодиодная подсветка, включающаяся фосфоресцирующей кнопкой с изображением солнышка.

Remote control

Меню

Меню строгое, по умолчанию имеет черно-серо-белое оформление. Шрифт меню удобочитаемый. Настроек много, некоторые расположены на страницах третьего уровня вложения. Навигация удобная, самая нижняя строчка содержит подсказку по функциям кнопок. При настройке параметров, влияющих на изображение, на экран выводится минимум информации — только список режимов или ползунки, что облегчает настройку картинки. Для оперативной настройки изображения можно воспользоваться однострочным меню, содержащим ряд важных параметров. Вызывается это меню кнопами Enter/Line Menu на корпусе и на пульте, а параметры перебираются стрелками вверх-вниз. Есть русская версия меню, перевод адекватный.

Коммутация

Connectors

Проектор оснащен двумя HDMI-входами версии 1.3а, VGA-входом, компонентным, S-Video и композитным входом. Переключение между источниками осуществляется или перебором всех с помощью кнопки на корпусе проектора, или 6-ю кнопками на пульте в группе Source — каждая соответствует одному видеовходу. Автораспознавания активного подключения нет. Яркостный диапазон HDMI можно принудительно указать в меню. Экран с электромеханическим приводом можно подключить к выходу Trigger out — при включенном проекторе на него подается 12 В (если эта функция не отключена). Интерфейс RS-232C (в руководстве приведена распайка разъема D-sub 9 pin) предназначен для обновления программного обеспечения, кроме того, возможно проектором можно дистанционно управлять по этому интерфейсу.

Управление проекцией

Lens

Фокусировка изображения на экране осуществляется вращением внешнего ободка с насечкой, а изменение фокусного расстояния — вращением кольца на объективе. Два ребристых колесика рядом с объективом позволяют сдвигать объектив вправо-влево и вверх-вниз так, что изображение при этом сдвигается максимум на 96% от высоты вверх и вниз по вертикали и на 47% от ширины вправо и влево по горизонтали относительно центрального положения. При сдвиге по горизонтали диапазон вертикального сдвига уменьшается и наоборот. Центральное положение объектива отмечено легкой фиксацией колесиков. Для облегчения настройки проекции можно кнопкой Pattern пульта вывести на экран тестовый шаблон. Защита объектива от пыли обеспечивается крышкой из полупрозрачного полиэтилена, просто одевающейся на объектив и никак не прикрепленной к корпусу. В проекторе нет функции цифровой коррекции трапецеидальных искажений, что при наличии системы сдвига объектива не так уж и страшно.

Режимов геометрической трансформации 5: Нормальное — изображение без искажений увеличивается на весь экран, оптимально для просмотра фильмов в формате 4:3; Полное — картинка увеличивается и растягивается до соотношения 16:9, идеально для анаморфированных фильмов; Увеличенное — изотропное увеличение до ширины экрана, подходит для формата LetterBox; Растянутое — увеличение и неравномерное растягивание по горизонтали до границ проекции, так, что в центре искажений меньше, вариант просмотра картинки 4:3 на широком экране; Анаморф. шир. — небольшое растяжение по вертикали, предназначен для проекции картинки 2,35:1 с использованием опционального анаморфотного объектива. В режиме Авто проектор пытается сам определить оптимальный режим трансформации. В режиме Увеличенное появляется возможность чуть поджать изображение по вертикали и/или переместить его вверх-вниз так, чтобы на экран поместились субтитры.

Настройка Область отображен. влияет на обрезку краев изображения, при значении от 92 до 98% картинка немного увеличивается и по периметру выходит за область проекции, при 100% — ничего не обрезается, и в режимах Full HD картинка выводится пиксель-в-пиксель, без интерполяции. Вывод изображения временно приостанавливается кнопкой Blank.

В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор среднефокусный, а при максимальном фокусном расстоянии объектива скорее длиннофокусный, поэтому при фронтальном проецировании его лучше располагать примерно на линии первого ряда зрителей или за ней.

Настройка изображения

На картинку очень большое влияние оказывает текущий цветовой режим, поэтому начинать настройку изображения лучше с выбора режима. Режим определяет профиль цветокоррекции, а также включение-выключение фирменного оптического фильтра «Epson Cinema Filter». В режимах Яркий и День кино фильтр отключен, в других — включен. В случае HDMI-подключения становится доступным режим x.v. Color, в котором поддерживается цветовое пространство xvYCC. При включении этого режима большинство настроек изображения блокируются.

OSD

Яркостный баланс можно подстроить настройками Яркость и Контраст.

OSD

На страничке Гамма можно выбрать предустановленные значения гамма-кривой или вручную подправить кривую гамма-коррекции. При этом корректируемый уровень яркости выбирается или на стилизованной гамма-кривой, или непосредственно на текущем изображении курсором-указателем. Цветовой баланс настраивается параметрами Насыщен. цвета, Оттенок, Абсол. цвет. темп. (от 5000 до 10000 К) и Телесные тона. Продвинутые пользователи могут отрегулировать яркость и контрастность трех цветов (RGB) или оттенок, насыщенность и яркость шести (RGBCMY).

OSD

Функция Улучш. контрастн-и подстраивает контрастность в зависимости от параметров сигнала. В режиме Нейтральный в списке Цветовая гамма можно указать подходящее цветовое пространство. В случае, когда самые светлые части изображения пересвечены, может помочь включение фирменного режима EPSON Super White. Функция Автонаст. диафраг. (две скорости работы на выбор) автоматически регулирует диафрагму — прикрывает, когда изображение в основном темное, и открывает — когда светлое.

OSD

Режимов регулировки контурной резкости два: традиционный ползунок или 4 ползунка, определяющих, какие контуры, в каком направлении и насколько выделять. Настройка Прогрессивная влияет на работу функции деинтерлейсинга, Кадровая интерпол. — интерполяции кадров,

OSD

Движение кадра 4-4 — на способ вывода кадров, а функции Шумоподавление, Подавл. моск. шумов и Бл. и сниж. шумов призваны уменьшать видеошумы и артефакты MPEG-компрессии.

OSD

(В зависимости от текущего режима и типа подключения некоторые настройки могут быть недоступны.) Сочетания настроек можно сохранить в двух ячейках с редактируемым названием.

OSD

OSD

OSD

Для ориентировки рядом с каждой заполненной ячейкой выводится название режима, послужившего отправной точкой. 8 первых ячеек предназначены для хранения значений, полученных при калибровке по процедуре ISF. Также некоторые настройки изображения и режимы трансформации автоматически сохраняются для каждого типа подключения, и/или вида видеосигнала, и/или режима.

Дополнительные возможности

Есть функция автоматического включения при подаче энергии (Direct Power On), таймер на выключение при отсутствии сигнала (Спящий режим), защита от случайного включения — проектор будет включаться после 3-х секундного нажатия на кнопку Power на корпусе (Защита от детей), блокировка всех кнопок на корпусе (Блокир. управл.).

OSD

Измерение яркостных характеристик

Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.

Для корректного сравнения данного проектора с другими, имеющими фиксированное положение объектива, измерения проводились при сдвиге объектива вверх чуть больше чем на 50% (низ изображения находился немного выше на оси объектива), кроме того, объектив был установлен на минимальное фокусное расстояние. Результаты измерений для проектора Epson EH-TW5000:

Световой поток в режиме
   Яркий 1770 лм
   Яркий, пониженная яркость 1360 лм
   День кино 1430 лм
   Нейтральный 625 лм
   Вечер кино 575 лм
   HD 460 лм
   Киноэкран 420 лм
Равномерность +9%, -29%
Контрастность в режиме
   Яркий 340:1
   Нейтральный 340:1

Все значения в таблице приведены для высокой яркости лампы, если явно не указано иное. Максимальный световой поток выше паспортного значения (заявлено 1600 лм). Режим Яркий действительно самый яркий, так как в нем отсутствует цветокоррекция, но свет лампы явно сдвинут в холодные оттенки, поэтому без цветокоррекции баланс цветов немного нарушен. В режиме День кино цвета сбалансированы лучше, а оптический фильтр не используется, т.е. это оптимальный режим для просмотра на большом экране или в случае присутствия неустранимой паразитной засветки экрана (например, днем, если шторы не плотные). Равномерность освещенности хорошая. Контрастность очень высокая. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т.н. контрастность full on/full off.

Режим Контрастность
full on/full off
Яркий 3670:1
Яркий, Автонаст. диафраг. включена 46600:1
Яркий, пониженная яркость 3775:1
Нейтральный, пониженная яркость 4420:1
Нейтральный, пониженная яркость и объектив установлен на максимальное фокусное расстояние 6540:1

Контрастность очень высокая, и при максимальном фокусном расстоянии объектива она даже выше заявленного значения в 6000:1. Включение режима пониженной яркости, как и режима с оптическим фильтром, несколько повышает контрастность, видимо, за счет уменьшения нагрева матриц.

Звуковые характеристики

Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления от системы охлаждения получены по нашей методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.

Режим Уровень шума, дБА Субъективная оценка
Высокой яркости 33,5 Очень тихо
Пониженной яркости 27 Очень тихо

Проектор очень тихий даже в режиме высокой яркости. Шум равномерный и не раздражает.

Тестирование видеотракта

VGA-подключение

Режим с разрешением 1920 на 1080 пикселей и при вертикальной частоте 60 Гц поддерживается (и проектор сообщает о его поддержке). Детали различаются как в тенях, так и в светах (градации на шкале серого различимы от 0 до 255).

DVI-подключение

При подключении к DVI-выходу (с помощью кабеля-переходника с HDMI на DVI) видеокарты компьютера поддерживается режим 1920 на 1080 пикселей. Картинка при DVI-подключении четкая, артефактов нет. Белое поле выглядит равномерно освещенным и не имеет выраженных цветовых разводов. Черное поле также достаточно равномерное, бликов и цветных разводов нет. Геометрия идеальная. Детали различаются как в тенях, так и в светах (от 0 до 255 на шкале серого). Шкала серого равномерно серая, ее небольшой цветовой оттенок определяется выбранной цветовой температурой и/или режимом. Цвета яркие и правильные. Четкость очень высокая. Черно-белые сетки пикселей через 1 выводятся без артефактов и интерполяции. При выводе цветных линий в пиксель толщиной видно, что горизонтальная яркостная четкость линий немного повышена за счет цветовой четкости. Хроматические аберрации объектива практически отсутствуют в центре, а в углах ширина светло-фиолетовой/сине-зеленой каймы на границах контрастных объектов не превышает 1/2 пикселя. При сдвиге объектива нет заметного ухудшения изображения.

HDMI-подключение

HDMI-подключение тестировалось при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. Поддерживаются режимы 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i и 1080p@24/50/60 Гц. Картинка четкая, цвета правильные, оверскан отключается, есть реальная поддержка режима 1080p при 24 кадр/с (при включенном Движение кадра 4-4 кадры равны по длительности). Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются. Яркостная и цветовая четкости всегда очень высокие. Цвета выглядят наиболее естественными в режимах Нейтральный и Вечер кино, в ярких режима (без светофильтра) цветовой баланс можно привести в норму, воспользовавшись регулировками проектора. В итоге картинки отличного качества удается добиться как на небольших экранах, так и на больших, шириной до 4 м.

Работа с источником композитного и компонентного видеосигнала

Яркостная четкость (ТВЛ)
Композитный 540 Очень хорошо
S-Video 540 Очень хорошо
Компонентный (480/576, i/p) более 540 Отлично
Компонентный (1080i) 1080 Очень хорошо
Цветовая четкость (ТВЛ)
Композитный 160 Отлично
S-Video 160 Отлично
Компонентный (480/576, i/p) 230 Очень хорошо
Компонентный (1080i) 400 Очень хорошо

Яркостная и цветовая четкости высокие. При композитном подключении на неподвижных объектах полностью устраняется характерный цветной муар. Тестовые шаблоны с градиентами цветов и со шкалой серого не выявили каких-либо артефактов изображения. Слабые градации оттенков хорошо различаются в тенях и на светлых участках изображения. Цветовой баланс правильный.

В случае чересстрочных сигналов если параметр Прогрессивная = Видео, то для неподвижных частей изображения (т.е. совпадающих для нескольких кадров) выполняется «честный» деинтерлейсинг, а меняющиеся — выводятся по полям; в режимах Фильм и Авто — проектор пытается полностью восстановить исходный кадр. В режиме Фильм или Авто и сигналов 576i/480i и 1080i и проектор обычно правильно склеивал кадры как в случае чередования полей 2-2, так и 3-2, а артефактов в виде характерной «расчески» мы не видели.

Присутствует эффективное сглаживание зубчатых границ объектов в случае видеосигнала обычного разрешения. Функции шумоподавления и устранения артефактов MPEG-компрессии работают неагрессивно, не доводя процесс улучшения картинки до появления артефактов.

Тестирование функции интерполяции промежуточных кадров

Тестирование проводилось как с использованием фрагментов фильмов, так тестовых изображений. Напомним, что интерполяция кадров работает, если для параметра Кадровая интерпол. выбраны значения Низкий, Нормальная или Высокий. Наибольшее внимание было уделено работе интерполяции в случае прогрессивного сигнала 1080p с частотой 24 кадр/с, соответствующей записанному на BD-диск фильму. Общее впечатление самое положительное, плавность движения возрастает, четкость объектов в движении тоже, картинка становится приятнее для глаз. Артефакты по краям двигающихся объектов изредка встречаются, но в глаза не бросаются. При изменении от Низкий до Высокий возрастает скорость движения в кадре, для которого выполняется интерполяции. В версиях прошивки до 1.05 включительно, иногда происходил срыв на вывод без интерполяции, в результате чего вся картинка неприятно подергивалась, но в версии 1.08 это было исправлено.

Определение времени отклика

Время отклика при переходе черный-белый-черный составило 6,2 мс (3,3 вкл. + 2,9 выкл.). Для полутоновых переходов среднее суммарное время отклика составило 9,2 мс. Такой скорости матриц вполне достаточно для просмотра фильмов, для игр в динамические игры и вывода реальных 96 кадр/с в режиме интерполяции кадров.

Кроме того, мы исследовали, как работает динамическая диафрагма. Ниже приведен график яркости, полученный при переключении с черного поля на белое поле при включенной динамической диафрагме.

Tr graph

Значения Низкая и Выс. скорость настройки Автонастр. диафр., как оказалось, относятся не к скорости, а к диапазону работы диафрагмы. При Низкая диафрагма на темных кадрах закрывается меньше, чем при Выс. скорость. В первом случае диафрагма срабатывает примерно за 1 с, во втором — примерно за 2 с. Диафрагма работает очень тихо, шум от нее едва различается на фоне шума вентиляции в режиме низкой яркости.

Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора составила около 24 мс при VGA и 50-55 мс при HDMI(DVI)-подключении независимо от режима Кадровая интерпол. Видимо, в тех случаях, когда задержка вывода является важной величиной, лучше использовать VGA-подключение.

Выводы

Можно поздравить компанию Epson с очередным достижением — проектор EH-TW5000 продемонстрировал контрастность в 6540:1 (пусть и на длинном зуме). Также нас порадовала хорошая работа функции интерполяции кадров. Отсмотрев несколько фрагментов фильмов, мы пришли к выводу, что даже нет особого смысла включать режим динамической диафрагмы, так как черный цвет выглядит глубоким на темных сценах (при сохранении детализации в тенях) и без автоматического уменьшения светового потока.

Достоинства:

  • Хорошая цветопередача
  • Отличная контрастность
  • Тихая работа
  • Функция интерполяции кадров
  • Эффективные функции обработки изображения: деинтерлейсинг, сглаживание, устранение шумов и артефактов компрессии
  • Высокая скорость работы ЖК-матриц
  • Наличие 5-ти типов видеовходов, в т.ч. 2 HDMI-входа
  • Механизм сдвига объектива и трансфокатор имеют большие рабочие диапазоны
  • Удобный пульт ДУ с подсветкой
  • Функциональный и практичный дизайн корпуса
  • Кабельная крышка в комплекте
  • Русифицированное меню

Недостатки:

  • Значимых нет





Дополнительно

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.