Универсальный проектор Infocus X1


Если в прошлый раз мы подробно изучали весьма дорогостоящий проектор NEC HT1000, то на этот раз в нашей тестовой лаборатории побывал более доступный проектор Infocus X1. Привлекательная цена, около $1600, плюс хорошая универсальность способствуют к рассмотрению этого проектора одновременно как кандидата на составную часть недорогого домашнего кинотеатра, также как и проектора для проведения презентаций.

projector

Комплект поставки

В большой, но легкой коробке неброского дизайна находится следующее:

  • Проектор
  • Сумка
  • Документация
    • Руководство на английском
    • Краткое руководство на английском
    • CD-ROM с руководствами на нескольких языках, в том числе на русском.
  • Кабели
    • Видео, композитный, RCA на RCA, 1.8 м
    • Аудио, стереоминиджек на стереоминиджек, 2 м
    • Видео, VGA, mini D-sub 15 pin, 2 м
    • Питания, с евровилкой, 3 м
    • Питания, с плоской вилкой, 3 м
  • Три переходника
    • 8 pin mini DIN на 3 RCA (компонентное видео)
    • SCART male на 3 гнезда RCA (композитное видео и стерео аудио)
    • Гнездо стереоминиджек на 2 RCA
  • ИК пульт ДУ и две щелочные АAА батарейки для него
  • Серая крышка к объективу

К каждому кабелю (кроме VGA) прикреплена лента с цветной маркировкой и липучкой, позволяющая быстро найти нужный и прихватить бухту при упаковке (долой мерзкие черные проволочки!). Качество кабелей далеко не самое высокое. Приятным исключением является VGA-кабель. Он очень толстый, а значит проводники изолированы от взаимных наводок. Обратной стороной является его жесткость, что вызывает некоторое неудобство при частом подключении, например, к ноутбуку, да и места в сумке он занимает больше. Впрочем, всем не угодишь, поэтому подразумевается, что пользователь приобретет необходимые ему кабели надлежащего качества и в соответствии со своими потребностями. В том числе может потребоваться приобрести S-Video и USB кабели, которых нет в комплекте. Сумка полужесткая, с наплечным ремнем и, к сожалению, только с одним большим карманом. Порадовало наличие руководства на русском языке, хотя и только в виде файла PDF. Перевод не очень качественный и порой содержит фактические ошибки, но понять смысл можно.

bag

Паспортные технические характеристики

Технология проецирования DLP, с одной матрицей и четырехсегментным (RGBW) светофильтром с двойной скоростью вращения
Матрица микрозеркальная (DMD), 0,55″, DDR, отклонение зеркал 12 градусов
Разрешение матрицы 800×600
Объектив зум 1,2x
Лампа 150 Вт, DC SHP
Срок службы лампы якобы 3000 ч, но требуется замена через 2000 ч
Световой поток 1000 лм (ANSI), иногда приводится значение 1100 лм
Глубина цвета 16,7 млн. цветов
Контрастность 2000:1 full on/full off
Размер проецируемого изображения, диагональ, 4:3 (в скобках — расстояние до экрана при крайних значениях зума) минимум 1 м (1,5-1,8 м)
максимум 5,1 м (7,7-9,3 м)
Входы Видео, композитный, RCA
Видео, S-Video
Видео, компонентный, 3 RCA (через переходник)
Видео, VGA, mini D-sub 15 pin
Видео, SCART (через переходник, только композитный)
Аудио, гнездо под стереоминиджек
USB
Выходы Видео, VGA, mini D-sub 15 pin, «monitor out»
Частота развертки горизонтальная 31,5-80 кГц
вертикальная 50-85 Гц
Форматы входного сигнала телевизионные: NTSC, PAL, SECAM
компонентные видеосигналы Y/Cb/Cr: DVD (только 480i/576i)
аналоговые RGB-сигналы: VGA, SVGA, XGA, HDTV (1080i, 720p и 480p RGBHV)
Уровень шума 37 дБ
Встроенная звуковая система моно, 2,5 Вт
Размеры (Ш×В×Г) 318×249×114 мм
Масса 3,1 кг
Потребляемая мощность 200-250 Вт
Напряжение питания 100-240 В, 50-60 Гц

Внешний вид

Корпус проектора изготовлен из серой и серебристо-серой пластмассы. Дизайн традиционный для проекторов Infocus, но эта модель имеет достаточно «классические» формы.

Большинство разъемов находится сзади:

Обратите внимание, что в разъеме S-Video на три гнезда больше, чем обычно. Через вот такой переходник:

этот разъем совмещает функции как S-Video, так и компонентного видеовхода.

Следует отметить, что размещение разъемов внизу, да еще немного утопленное в большинстве случаев затрудняет подключение проектора к источникам сигнала.

На левом боку проектора находятся разъем и выключатель питания, а также кнопка для высвобождения ножки-подставки.

Справа — только крышка отсека лампы и разъем для замка Кенсингтона.

Спереди расположено единственное окошко ИК-приемника и объектив.

Сверху — целых 12 кнопок управления и один индикаторный светодиод, но почему-то нет кнопки перехода в ждущий режим. Под рядом отверстий спрятался крохотный динамик.

Три больших по площади вентиляционных решетки явно будут способствовать беспрепятственной циркуляции воздуха, а значит и шума, скорее всего, будет немного. Передняя пластмассовая ножка и механизм ее фиксации не производят впечатления надежной конструкции. Ножка шатается в гнезде и кажется, что она того гляди сложится внутрь. Нижняя ее поверхность гладкая и скругленная, так что проектор легко скользит на гладкой поверхности. Несколько спасают обрезиненные задние ножки, притом правая регулируется по высоте:

Почему разработчики вторую ножку обделили такой функцией, непонятно.

Пульт



Пульт небольшого размера и довольно легкий. Этому способствует использование ААА батареек. Он достаточно удобно лежит в руке, хотя корпус в средней его части чуть шире, чем хотелось бы. Кнопки резиновые, приятные на ощупь. Просматривается явная ориентация на проведение презентаций — на самом удобном месте под большим пальцем расположены джойстик и две кнопки для эмуляции мыши. Вообще кнопок немного и их расположение облегчает нахождение нужной на ощупь. С помощью кнопки на правом боку, можно на несколько секунд включить красную подсветку:

Кнопку effect можно перепрограммировать на одно из 8 действий (по умолчанию — вывод дополнительной информации), но три из них уже и так назначены отдельным кнопкам пульта.

Спереди у пульта целых два излучающих ИК-светодиода, смотрящих чуть в разные стороны для увеличения угла «обстрела».

Так как ИК-приемник находится на проекторе только спереди, то чаще всего сигнал от пульта будет попадать на него отразившись от экрана. Устойчивая связь наблюдалась, когда сумма расстояний от пульта до экрана и от экрана до проектора не превышала 7 м.

В целом, пульт произвел благоприятное впечатление, добавить бы к нему интегрированную лазерную указку, и он мог бы поспорить за звание лучшего пульта для мультимедийного проектора.

Меню

Меню организовано просто, логично и удобно. Навигация осуществляется четырьмя кнопками, при этом кнопка menu служит только для вызова меню и быстрого выхода из него. Стрелками вверх и вниз можно перемещаться по пунктам меню и регулировать значения параметров, а кнопкой select — входить в подменю, выбирать для изменения нужный параметр и возвращаться обратно. На экране отображается только текущее меню. Справа от названия параметра прямо в меню приведено его численное значение. Пункт меню Language позволяет переключить язык меню, притом даже на русский. Русификация проведена достаточно грамотно.

Выбор источника сигнала

Источник сигнала можно выбрать вручную кнопкой computer (VGA-вход) или последовательно переключаясь между источниками Video 1 (S-Videо или компонентный) и Video 2 (композитный) с помощью кнопки video. Есть возможность определить источник, выбираемый при включении проектора, а также включить опцию автоматического поиска активных источников.

Проектор по умолчанию сам определяет формат входного телевизионного сигнала, но эту опцию можно отключить и явно указать NTSC, PAL или SECAM.

Управление проекцией

Наведение на резкость производится вращением внешнего ободка объектива, а зуммирование — кольцом на объективе.

Проектор можно отнести к среднефокусным, поэтому скорее всего он будет располагаться перед зрителями, между ними или непосредственно за ними. Изображение проецируется с отклонением вверх. При формате 4:3 нижний край изображения приподнят на 12% от высоты изображения относительно оси проектора, т. е. при высоте изображения 305 см — на 37 см.

К опциям, влияющим на проекцию относятся:

  • Aspect Ratio (Формат кадра) — Native, 16:9, 4:3
  • Keystone (Трапецеид. искаж.) — цифровая корректировка вертикальных трапецеидальных искажений ±20 градусов.
  • Overscan (Вне области скан-ия) — при выборе этой опции изображение от видеоисточников немного увеличивается, так, что часть картинки по краям кадра остается за областью проецирования.

Также можно выбрать тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Для RGB-сигнала доступны подстройки фазы, позиции и частоты, а нажатие на кнопку auto image активизирует автоматическую подстройку этих параметров. Две команды — Freeze (Замораживание) и Zoom (Масштаб) доступны, только если соответствующим образом перепрограммировать кнопку effect пульта ДУ.

Настройка изображения

Через меню для регулировки доступны контрастность, яркость, насыщенность, оттенок (последнее только для NTSC, корректировка баланса красный-зеленый), резкость, цветовая температура (три значения) и отдельно величины усиления по красному, синему и зеленому цветам. Три предустановленных профиля (Presentation, Film и Video) и три пользовательских (User 1-3) позволяют сохранить все настройки изображения. Переключение между профилями осуществляется через меню или кнопкой presets на проекторе.

Управление презентацией

На компьютере под управлением Windows 98/ME/2000/XP при подключении проектора через USB-кабель обнаруживается HID-совместимое устройство (мышь). Джойстиком на пульте можно перемещать курсор мыши, а соответствующими кнопками эмулируется нажатие левой и правой кнопок грызуна. Джойстик двигает курсор как минимум с двумя скоростями в зависимости от усилия нажатия, и, приноровившись, все-таки можно переместить курсор в желаемую точку.

Дополнительные возможности

В меню System (Система) можно отключить вывод сообщений; включить режим NND, при этом компьютер, подключенный к проектору USB кабелем не будет переходить в спящий режим (видимо при этом эмулируются сообщения от мыши или клавиатуры); выбрать, что делать проектору при отсутствии сигнала: включить режим экономии энергии (проектор выключит лампу через 20 минут, а еще через 10 отключится) или сделать экран черным (через 5-30 минут). Параметр Startup Logo (Логотип загрузки) позволяет определить показывать ли при старте и отсутствии сигнала логотип или пустой экран, а в подменю Blank Screen выбрается цвет для пустого экрана (черный, белый или синий), который в частности показывается при нажатии на кнопку blank на пульте. Выбор пункта Factory Reset (Заводская н-ка) возвращает все установки к заводским значением.

Измерение яркостных характеристик

Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI. Эта методика регламентирует условия измерений ряда параметров электронных проекторов с фиксированным разрешением. Таким образом, результаты измерений по этой методики, полученные разными производителями, можно сравнивать между собой. К сожалению, в большинстве случаев в спецификациях ограничиваются указанием только светового потока (иногда эту характеристику называют яркостью), полученного в соответствии с методикой ANSI, например, 1500 ANSI лм. Другие параметры или не приводятся или измеряются непонятно каким образом. Особенно запутанная ситуация с контрастностью. Ее значения могут отличатся от измеренных по ANSI в десятки раз, а значит не должны быть критерием для сравнения проекторов от разных производителей.

В нашей лаборатории мы измеряем три наиболее важных параметра, которые сложно поддаются субъективной оценке. Это световой поток, равномерность освещения и контрастность. Очевидно, что большое значение паспортного светового потока, полученного при выкрученной яркости, когда черный становится серым, или невероятная контрастность, при условии, что серых оттенков практически нет, все только черное или белое, не имеют ценности для конечного пользователя. Поэтому согласно методике ANSI яркость и контрастность проектора настраиваются так, чтобы были хорошо различимы тестовые поля (4 самых темных и 4 самых светлых с разницей в 5% шкалы серого) и не изменяются на протяжении всех измерений.


Шкала серого для настройки яркости и контрастности.

Освещенность белого поля измеряется в девяти фиксированных точках, результаты измерений усредняются. Умножая полученное среднее на площадь изображения, получаем световой поток.


Шаблон для размещения датчика люксметра при измерении светового потока (точки 1-9) и равномерности освещения (дополнительно в точках 10-13).

При измерении равномерности освещения дополнительно к предыдущим измерениям определяется освещенность в четырех углах белого поля и вычисляется (в процентах) максимальные отклонения всех измерений от средней освещенности, полученной при измерениях светового потока.

Измерения контрастности проводилось на специальном тестовом шаблоне из чередующихся черных и белых прямоугольников.


Поле с чередованием черных и белых прямоугольников для измерения контрастности.

Освещенность измерялась в центре каждого прямоугольника. Контрастность вычислялась как отношение среднего значения освещенности для белых к среднему значению для черных прямоугольников. Полученная таким образом контрастность явно ближе к контрастности реальных изображений, чем, например, отношение освещенности в одной фиксированной точке белого поля к освещенности черного поля (так называемая full on/full off контрастность).

При измерениях необходимо соблюдать ряд чисто технических требований относительно постороннего освещения, люксметра и т.д. Мы постарались максимально их соблюсти. Так измерение освещенности проводилось люксметром TES-1334, оттестированном в Ростесте и обладающим требуемым диапазоном измерении и точностью, постороннее освещение составляло менее 0.01 люкс, а вторичная засветка (отражение от экрана) сводилась к минимуму.

Итак, вот результаты измерений для проектора Infocus X1:

Световой поток 950 лм
Равномерность +9,3%, -24%
Контрастность 520:1

Световой поток находится на достаточном уровне для домашне-кинотеатрального проектора (правы оказались те источники, где указывался световой поток в 1000 люменов), но для презентаций, которые часто проходят не в полной темноте, хотелось бы побольше. Равномерность удовлетворительная, а вот контрастность очень хорошая.

Звуковые характеристики

Динамик негромкий и издает звуки, лишь отдаленно напоминающие оригинал. В тех редких случаях, когда нужно озвучить изображение вдали от нормальной системы, уж лучше обойтись динамиками ноутбука или использовать любые подвернувшиеся колоночки. Проектор на удивление тихий, т. е. конечно шум от вращения светофильтра и вентилятора (или вентиляторов) слышен, но даже в отсутствии звукового сопровождения не обращает на себя внимание.

VGA-подключение

Тестирование качества изображения проводилось при подключении комплектным кабелем к видеокарте SUMA Platinum Geforce2 MX 400, установленной в компьютере под управлением Windows XP Professional, программами Monitor Nokia Test версии 1 и 2.

Белое поле: чистый яркий белый, слегка заметно легкое затемнение в одном углу. Сетка пикселей хорошо различима, видимо это особенность примененной DLP-матрицы. Черное поле обладает достаточной глубиной черного, но заметны паразитные засветки в виде серых полосок сверху и справа. Геометрия, в стремлении производителей поднять центр изображения вверх, пострадала. Налицо явные трапецеидальные искажения, т.е. верх изображения чуть шире низа, а резкость можно идеально навести или только внизу или вверху изображения. Тесты на разрешение подтвердили истинные 800 на 600 пикселей, при этом на сетке в один пиксель не заметно ни муара ни шума. Шкала серого с достаточным количеством оттенков и без отклонений от серости. Цвета воспроизводятся достоверно, но интенсивности явно не достаточно, так желтый выглядит почти коричневым, а красный — бордовым. Хроматические аберрации объектива вверху изображения чуть больше, чем внизу, и ширина цветной каймы на контрастных переходах составляет почти один пиксель. Интерполяция из разрешений ниже чем 800 на 600 пикселей проводится корректно. Максимальная вертикальная частота при разрешении 600 на 800 — 120 Гц, 1024 на 768 — 85 Гц и 1280 на 1024 — 60 Гц. Более высокие разрешения не поддерживаются. Автоматическая подстройка (auto image) работает правильно и быстро.

Работа с источником композитного и компонентного видеосигнала

Тестирование проводилось с помощью топового DVD-плеера Pioneer, европейская модель DV-757Ai (~$1000) c видеоЦАПами 12 бит 108 МГц и прогрессивной развёрткой. Подключение по компоненте производилось с помощью метрового кабеля Supra AV3 (~$100/метр, Швеция). Использовались диски с высокобитрейтовыми DVD-фильмами, DVD-диск (NTSC) c примерами статичных и динамичных сцен и с испытательными тестовыми таблицами и SVCD (PAL, 720×576, MPEG-2, 8 Мбит/с) с разработанными в нашей лаборатории тестовыми таблицами.

Несмотря на то, что тестируемый проектор относится к низшей ценовой категории, он имеет встроенный алгоритм деинтерлейсинга, т.е. перевода чересстрочного изображения в прогрессивное. Правда заметны небольшие артефакты и мира в движении явно мерцает, но изображение стабильное и вертикальная четкость соответствует количеству строк в кадре. К сожалению, прогрессивный сигнал на компонентном входе не поддерживается.

Уже после публикации данной статьи пришло несколько писем, где читатели делают замечание, что Infocus X1 поддерживает компонентный прогрессивный видеосигнал при подключении к VGA-входу с помощью специального переходника. Действительно, на сайте Infocus нашлась более свежая версия руководства, чем та, которая поставлялась с проектором, где сказано: «If you are connecting the projector to HDTV sources, the projector's computer (VGA) connector, labeled Video In, should be used. Keep in mind that HDTV and progressive sources should only be handled through the projector's VGA connector. The S-video port does not function with progressive sources, even with an the optional Component to S-video adapter. With progressive sources, the optional Component to VESA adapter must be used».Там же приведена таблица совместимости видеосигналов и типов подключения. Таким образом, источники с компонентным сигналом 480p (но не 480i) можно подключать к VGA-входу проектора через специальный переходник.

При различных способах подключения качество изображения закономерно ухудшалось в ряду компонентный > S-Video > композитный. Так, хотя яркостная четкость составляет не менее 540 ТВЛ, при любом способе подключения, цветовая уменьшается: 180 (компонентный), 110 (S-Video) и 95 ТВЛ при композитном подключении. Для сравнения, в случае композитного подключения теоретически возможно достичь 120 ТВЛ (PAL), S-Video — до 140 ТВЛ цветовой четкости. Компонентное подключение не накладывает ограничений, но формат записи DVD подразумевает снижение цветовой четкости до половины яркостной, т.е. до 270 ТВЛ. Практически эти числа не достижимы, и полученные значения цветовой четкости для данного проектора можно признать более чем удовлетворительными.

color resolution test pattern
Эта тестовая таблица была использована при оценке цветового разрешения. Визуально определяется граница, где пропадает один из цветов на полосках миры и по шкале справа определяется цветовая четкость.

Композитное подключение оказалось мало пригодным для просмотра видеоизображений, так как по всему экрану постоянно пробегает рябь. На фрагментах фильмов визуально разницы между компонентным и S-Video подключением практически незаметно. Так же как и при VGA-подключении цветовой баланс удовлетворительный, но яркость цветов слишком мала. Телевизионный сигнал в стандарте SECAM дает стабильную и довольно правильную картинку, требуется лишь небольшая коррекция цветового баланса.

Для оценки кинотеатрального эффекта было просмотрено несколько фильмов с DVD-дисков различного качества. Можно сделать следующие выводы:

Низкая яркость цветов не дает в полной мере наслаждаться просмотром. Особенно драматично это сказывается на анимационных картинах с их бескомпромиссными насыщенными цветами. Впрочем, происходит привыкание к этой особенности проектора и фильмы, где сочность оттенков не так принципиальна, вызывают необходимый эффект вовлечения. Только хочется чуть сильнее, чем обычно, затемнить помещение. Слабым утешением служит значительное уменьшение эффекта радуги, что, видимо, является следствием все той же низкой яркости цветов. Явным плюсом в пользу кинотеатрального применения проектора являются низкий уровень шума и отсутствие какой-либо паразитной засветки из вентиляционных и других технологических отверстий корпуса.

Небольшое отступление

Мы решили провести маленькое исследование того, как формируется изображение с помощью технологии DLP (см. тут описание этой технологии). Также нам хотелось уточнить число секторов на вращающемся светофильтре, так как только в одном источнике было указано, что их 4. Для этого, собрав простейшую схемку, мы подключили к ее входу фотодиод, а выход подсоединили к линейному входу звуковой карты (навеяно этим). Так мы получили прибор, способный регистрировать изменение интенсивности света во времени. Затем мы закрепили фотодиод напротив объектива проектора и освещали его различными цветами. Вот что мы получили:


Зависимость изменения интенсивности света от времени при проецировании различных цветов. Сверху — полоска, демонстрирующая сектор какого цвета находится в данный момент на пути света от лампы проектора. Разная высота пиков на синем, красном и зеленом графиках скорее всего обусловлена разной чувствительностью фотодиода к разным длинам волн. Периодичность составляет примерно 8,3 мс.

Полученные графики наглядно демонстрируют, как в DLP-проекторе с помощью широтно-импульсной модуляции матрицы микрозеркал и периодической смены светофильтра формируется любой оттенок цвета. Можно сделать вывод, что у проектора Infocus X1 четырехсегментный светофильтр (белый, синий, красный и зеленый). Белый может формироваться как с помощью только RGB сегментов (график white-RGB), так и всеми четырьмя (white-WRGB). Яркость в последнем случае несколько больше. Частота вращения фильтра составляет 120 об./с, но это при вертикальной частоте входного RGB-сигнала 60 Гц. Выяснить меняется ли она при других параметрах входного сигнала мы не успели. Недостаточно интенсивные цвета возможно обусловлены слишком плотным светофильтром по сравнению с яркостью лампы (или наоборот малой яркостью лампы :)), так как импульсы, соответствующие основным цветам, практически перекрываются по ширине, а значит свет проходит через светофильтр на протяжение всего сегмента. Возможно, разработчикам следовало бы отказаться от использования четырехсегментного светофильтра, несколько уменьшив тем самым яркость белого поля, но увеличив яркость цветного изображения.

Выводы

Впечатления от этого проектора двойственны. Все достоинства, очевидно, идут в плюс, а на недостатки стоит посмотреть с оглядкой на цену. Попробуем разобраться, для чего проектор подходит больше: для проведения презентаций или для просмотра фильмов.

Презентации:

За

  • Компактность и небольшой вес
  • Пульт с эмуляцией мыши
  • Выход на монитор

Против:

  • Яркость 1000 лм — это нижний допустимый предел для проведения презентаций
  • Нет лазерной указки
  • Ненадежная передняя ножка

Фильмы:

За

  • Высокая контрастность
  • Встроенный деинтерлейсинг
  • Хорошее качество изображения при компонентном и S-Video подключении
  • Небольшой уровень шума
  • Отсутствие паразитной засветки
  • Эффект радуги выражен не сильно

Против:

  • Низкая интенсивность цветов

В итоге получился проектор пригодный с некоторыми оговорками как для того, так и для другого. Таким образом, если Вам нужен универсальный мультимедийный проектор за весьма умеренную цену, советуем присмотреться к этой модели. Возможно, еще два факта перевесят чашу весов в пользу этого проектора. Это — эргономичный дизайн пульта и самого проектора, выдержанный в едином стиле, а также понятное, удобное и к тому же русифицированное меню.


Благодарим компанию «Русский Стиль»
за предоставленный на тестирование проектор Infocus X1





Дополнительно

iXBT BRAND 2016

«iXBT Brand 2016» — Выбор читателей в номинации «Процессоры (CPU)»:
Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.