Кинотеатральный проектор
NEC HT1000

Это первая статья из цикла обзоров кинотеатральных проекторов. При выборе способа получения изображения значительная часть любителей смотреть кино дома справедливо отдают предпочтения проектору. Еще бы, кому может не понравиться размер экрана в 100 дюймов по диагонали? Эдакий персональный кинозал на дому. Конечно, система несколько усложняется: вместо телевизора или плазменной панели появляется проектор и экран, которые нужно еще и правильно разместить относительно друг друга. К тому же приходится принимать дополнительные меры по затемнению помещения. Однако только проектор может дать потрясающий эффект удивительного превращения обычной с виду комнаты в настоящий кинозал, где зритель максимально вовлекается в происходящее на экране.

Диапазон цен на проекторы начинается от тысячи с небольшим долларов за простые LCD и DLP системы и заканчивается, если ограничиваться домашним кинотеатром, в районе десятков тысяч за трехматричные DLP и CRT проекторы. Таким образом, проектор выступает в роли конкурента телевизору и плазменной панели.

В наших статьях мы постараемся дать подробное описание всех возможностей проектора, имеющих отношение к домашнему кинотеатру, и, кроме того, приведем результаты объективных и субъективных тестов. Основное внимание будет уделено тому, как проектор справляется со своей основной задачей — выводом качественной картинки в домашнем кинотеатре.


Итак, представляем участника сегодняшнего тестирования: это кинотеатральный проектор NEC HT1000 — лучший проектор для домашнего кинотеатра, который на сегодня может предложить данный производитель.

По заверениям производителя этот проектор обладает чрезвычайно высоким уровнем контраста, насыщенностью и реалистичностью цветов, способными удовлетворить даже самого взыскательного любителя домашнего кино. Шестисегментный светофильтр, 10-ти битный видеодекодер, технология DCDi от Faroudja — вот неполный перечень особенностей, непосредственно влияющих на качество изображения. Добавьте сюда совместимость с HDTV и цифровой вход DVI и получится самый современный проектор с неплохим заделом на будущее — NEC HT1000. Что ж, заплатить за это чудо техники придется немало — около $7000. Бесплатным бонусом будет 3-х летняя гарантия.

projector

Комплект поставки

  • Проектор
  • Сумка
  • Документация
    • Руководство на английском и других языках
    • Краткое руководство пользователя
  • Кабели
    • Видео, композитный, RCA на RCA, 3 м
    • Видео, компонентный, 3 RCA на 3 RCA, 3 м
    • Видео, S-Video, 3 м
    • Видео, RGB, mini D-sub 15 pin, 2 м
    • Переходник с 15 pin mini D-sub на SCART female
    • Аудио, два RCA на стереоминиджек, 3 м
    • Питания, стандартный, с евровилкой, 3 м
  • ИК-пульт ДУ и две АА батарейки для него
  • К объективу прилагается матовая полупрозрачная крышка и шнурок для ее крепления к корпусу проектора.

Типов кабелей достаточно, чтобы сразу подключить проектор к любому бытовому источнику видеосигнала, и проверить, все ли работает. К сожалению, качество этих кабелей такое, что затем лучше отложить их куда подальше и купить что-нибудь поприличнее. Сумка весьма удобная: полужесткая, с одним большим карманом и еще несколькими поменьше для мелочевки. Есть наплечный ремень.

bag

Паспортные технические характеристики

Технология проецирования DLP, с одной матрицей и шестисегментным светофильтром
Матрица 1×1,78 см (0,69″), микрозеркальная (DMD), ±12°
Разрешение матрицы 1024×768
Объектив зум 1.2x, F = 2.5-2.8, f = 22.4-27 мм
Лампа 220 Вт, NSH
Срок службы лампы 1500 ч (до 2000 в экономичном режиме)
Яркость 1000 люмен (ANSI)
Глубина цвета 16.7 млн. цветов
Контрастность до 3000:1 (с закрытой диафрагмой)
Размер проецируемого изображения, диагональ, 4:3 (в скобках — расстояние до экрана при крайних значениях зума) минимум 0,7 м (0,9 — 1,1 м)
максимум 5,08 м (6,3 — 7,6 м)
Входы Видео, композитный, RCA
Видео, S-Video
Видео, компонентный, 3 RCA
Видео, RGB, mini D-sub 15 pin
Видео, SCART (через переходник)
Видео, DVI-D
Аудио, 4 гнезда под стереоминиджек
Слот PC-Card, PCMCIA тип-2
RS-232, mini-DIN
Выходы Управление экраном, гнездо под стереоминиджек
Частота развертки горизонтальная 15-69 кГц
вертикальная 48-88 Гц
Форматы входного сигнала телевизионные: NTSC, NTSC4.43, PAL, PAL-M, PAL-N, PAL-60, SECAM
компонентные видеосигналы Y/Cb/Cr: HDTV, SDTV, DVD (480i/480p/576i/576p/720p/1080i/1080p)
аналоговые RGB-сигналы: VGA, SVGA, XGA
Разрешение NTSC, PAL, Y/Cb/Cr: 540 ТВЛ
SECAM: 300 ТВЛ
RGB: 1024×768 пикселей
Уровень шума 29 дБ (в экономичном режиме)
Встроенная звуковая система стерео, 2 на 2 Вт
Размеры (Ш×В×Г) 260×92×275 мм
Масса 3,2 кг
Потребляемая мощность 290 Вт (0,8 Вт в режиме ожидания)
Напряжение питания 100-240 В, 50-60 Гц

Внешний вид

Корпус проектора изготовлен из белой матовой пластмассы, поэтому этот аппарат не будет бросаться в глаза при потолочном креплении. Отрицательной стороной является повышенная маркость такого материала, что нужно учитывать при мобильном использовании. Дизайн корпуса характерен сильно скругленными углами, но, тем не менее, достаточно строгий. Все разъемы находятся сзади. Там же выключатель питания и окошко ИК-приемника.

Спереди расположено второе окошко ИК-приемника, большой объектив, кнопка высвобождения ножки-подставки и вентиляционная решетка для выхода горячего воздуха. Справа — крышка отсека лампы с вентиляционной решеткой. Слева — воздухозаборная вентиляционная решетка, складная ручка для переноски и разъем для замка Кенсингтона.

Сверху, ближе к задней части — только самые необходимые кнопки управления и 4 индикаторных светодиода, а также две группы отверстий, под которыми скрыты миниатюрные динамические головки.

Широкая передняя ножка, регулируемая по высоте, с резиновым ребром на «подошве» позволяет проектору устойчиво стоять на любых поверхностях. Дополнительную свободу размещения придают регулируемые по высоте две задние ножки, которые помогут разместить проектор строго горизонтально.

Пульт

Пульт довольно большой и увесистый, но очень удобно лежит в руке благодаря изогнутой форме и ложбинке снизу под указательный палец. Кнопки резиновые, приятные на ощупь. Сгруппированы весьма грамотно — самые нужные расположены в верхней части под большой палец. Нижняя группа кнопок тоже легко доступна без помощи второй руки, при этом пульт не выскальзывает, надежно зацепившись за указательный палец.

Единственная претензия это то, что круглая четырехпозиционная кнопка SELECT чуть более чувствительна, чем хотелось бы, приходится привыкать. Лазерной указки нет и управлять презентацией на компьютере с помощью пульта нельзя, тут просматривается явная ориентация на домашний кинотеатр. Дальность действия вполне достаточная, чтобы управлять проектором как через отражение ИК-сигнала от экрана так и направив пульт непосредственно на один из двух ИК-приемников.

Меню

Все функциональное богатство проектора доступно через экранное меню. Интерфейс представляет собой графическую оболочку, в стиле Windows, с выпадающими меню, закладками и чекбоксами. Тут есть как преимущество всем знакомого стандарта, так и некоторое неудобство: попробуйте поработать в Windows без мыши…

menu

dialog window

Организация меню очень сложная, многоуровневая, состоящая из подменю и диалоговых окон, некоторые из которых еще и с несколькими панелями с закладками. Создатели этого проектора попытались облегчить жизнь пользователя, предусмотрев три вида меню: Простое (Basic), Сложное (Advanced) и Пользовательское (Custom). Последнее можно настроить, внеся в него только наиболее часто используемые пункты.

На помощь пользователю приходит подробная и к тому же контекстная Справка (Help), которую всегда можно вызвать, нажав кнопку Help на пульте.

Выбор источника сигнала

Источник сигнала можно выбрать вручную кнопками на пульте или через меню. Есть опция автоматического поиска при включении проектора, которую надо активировать в Установках (Setup). В подменю Source Select есть пункт more, который открывает доступ в Список (Entry List). В этом списке можно создать до 100 записей с произвольным названием (для чего есть виртуальная клавиатура) источника сигнала, указав, разумеется, вид подключения. Для каждой записи сохраняются практически все установки, относящиеся к изображению, а новую можно создать, взяв за основу существующую. Таким образом, например, есть возможность, для нескольких любимых фильмов создать записи с оптимальными установками, а для новых выбирать из уже существующих с похожими характеристиками изображения.

При подключении через SCART необходимо это явно указать в Установках (Setup) на второй странице (Page 2) в группе Выбор сигнала (Source Select) в списке RGB. В остальных случаях в этом списке можно оставить пункт RGB/Component, или Component, если у проектора возникнут проблемы при определении компонентного сигнала. Только не забудьте выбрать там RGB, когда подключите компьютер через аналоговый RGB-кабель. Для входов композитного (Video) и S-Video можно оставить автоматическое (Auto) определение телевизионного стандарта — с этим проектор справляется неплохо.

Управление проекцией

Наведение на резкость производится вращением внешнего ободка объектива, а зуммирование — рычажком. Есть возможность плавно, в небольших пределах, менять диафрагму с помощью небольшого рычажка под объективом.

Проектор короткофокусный, то есть скорее всего будет располагаться перед зрителями. Изображение проецируется с довольно большим отклонением вверх. Так на расстоянии 0,8 м нижняя часть изображения приподнята на 9 см, а при 7 м — на 60 см относительно оси объектива. Кроме того, при проецировании изображения с соотношением сторон 16:9, картинку можно сместить максимально вверх. Таким образом, проектор можно разместить на низкой стойке и он совсем не будет мешать зрителям при фронтальном размещении.

Опций, влияющих на то, как будет проецироваться изображение, очень много. Это и несколько видов вертикального и горизонтального сжатия / растяжения в том числе нелинейное, выбор величины оверскана (Overscan), типа проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление) и т.д. Для RGB-сигнала доступны тонкие подстройки фазы, позиции и частоты, но вряд ли это потребуется, так как автоматическая подстройка справляется с этим идеально.

По умолчанию, для всех входных сигналов, разрешение которых превышает 1024×768 пикселей, применяется фирменная технология «Advanced AccuBlend Intelligent Pixel Blending Technology», позволяющая «очень аккуратно» сжать изображение.

Помимо традиционной корректировки трапецеидальных искажений (как по вертикали так и по горизонтали) присутствует раздельная регулировка по четырем углам (Cornerstone).

Все это называется «3D Reform» и позволяет довольно произвольно размещать проектор относительно экрана. Пределы компенсации примерно ±25° по горизонтали и ±40° по вертикали. Коррекция, разумеется, цифровая, а значит сопряжена с определенным ухудшением изображение, но так как разрешение матрицы достаточно большое, то иногда с этим можно смириться.

Настройка изображения

Богатство возможностей по настройке изображения подтверждает право проектора быть основой для домашнего кинотеатра. Придется правда потратить некоторое время, чтобы разобраться в большом количестве иногда весьма труднодоступных опций. Предусмотрены пять предустановленных профилей (Video, Movie, Game, Graphic, sRGB) и четыре пользовательских (User1-4). Для предустановленных можно только отрегулировать яркость, контрастность, насыщенность, цветовой тон и резкость, тогда как для пользовательских профилей регулировок и установок гораздо больше. Прежде всего для пользовательского профиля можно взять за основу любой предустановленный, а затем выбрать гамму (3 значения), откорректировать усиление цветов (красного, зеленого, синего, желтого, мадженты, циана и усиление всех цветов), цветовую температуру (5 значений от 6500 до 10500 K) или настроить баланс белого (отдельно яркость и контрастность для красного, зеленого и синего). Кроме того становятся доступными еще несколько опций:

  • Sweet Vision, три значения; можно поделить экран на две половины, чтобы видеть влияние этого эффекта. Как сказано в руководстве Sweet Vision дает «улучшение контраста за счет оптической иллюзии»
  • 3D Y/C Separation — только для NTSC3.58
  • Deinterlace — включение преобразования черезстрочечной развертки в прогрессивную силами самого проектора. Используется технология DCDi от Faroudja
  • Black Expantion — повышение контраста черного, 5 уровней
  • Contrast Enhancement — увеличение контраста на ярких сценах, 7 шагов, от -3 до +3
  • Две функции Video Filter и Noise Reduction, которые должны помочь избавится от шумов на изображении.

Дополнительные возможности

Если в слот PC-Card вставлена карта памяти, например, CompactFlash через PCMCIA переходник, то становится доступным еще один источник изображения — Viewer. Выбрав его в меню или кнопкой на пульте, можно просматривать в ручном или автоматическом режиме (через заданный интервал) картинки в формате JPG или BMP, содержащиеся на карте памяти. Также появляется возможность поменять заставку проектора на любую картинку и записать кадр в jpg-файл (3 уровня компрессии) с любого источника видеосигнала (кроме DVI).

Слот PC-Card может быть использован для расширения возможностей по дистанционному управлению проектором с помощью сетевой PCMCIA карты. Встроенный HTTP сервер позволяет управлять проектором по локальной сети из любого браузера. Кроме того проектор может отправлять уведомляющие сообщения по электронной почте, в случает возникновения каких-либо ошибок в работе.

Также проектор может управляться по интерфейсу RS-232. Соответствующий разъем mini-DIN 8 pin есть на задней поверхности.

Для предотвращения несанкционированного использования проектора можно установить пароль или зарегистрировать карту памяти PC-Card как ключевую, без которой проектор не будет работать. Также есть возможность защитить паролем изменение меню (переключение на Advanced и редактирование пользовательского) и смену заставки.

Если подсоединить автоматический экран к гнезду SC. TRIGGER (стереоминиджек), то при включении проектора он будет автоматически развертываться, а при выключении — свертываться. Разумеется, необходима активация соответствующего пункта в настройках проектора.

Пожертвовав яркостью изображения, но продлив жизнь лампе, можно включить экономичный режим, отличающийся пониженным уровнем шума. Когда же планируется долго непрерывно держать проектор включенным, производитель рекомендует включить усиленную вентиляцию (шум заметно возрастает).

Заявлено, что проектор может работать в помещениях, отличающихся повышенным содержанием пыли и дыма, за счет специальной конструкции оптической системы.

Измерение яркостных характеристик

Измерение яркости, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI. Подробности про эту методику читайте в ближайших статьях, сейчас только отметим, что эта методика позволяет объективно и в стандартных условиях измерить такие показатели как яркость, контрастность и др.

Согласно методике, уровни яркости и контрастности были выставлены так, чтобы хорошо различались тестовые поля (4 самых темных и 4 самых светлых с разницей в 5% шкалы серого), и не изменялись в течение всех измерений. Диафрагма открыта полностью, экономичный режим отключен. Измерение освещенности проводилось люксметром TES-1334.

Яркость 990 люмен
Равномерность +6,5%, -43%
Контраст 200:1

Комментарии к измерениям. Яркость фактически соответствует заявленным 1000 люменам. Контрастность конечно не 3000:1, и даже не 2000:1 при открытой диафрагме, как было заявлено, но все равно очень высокая. Впрочем, если не указан метод измерения, то на паспортную контрастность ориентироваться нужно с осторожностью. Вот большая неравномерность, а именно отклонение в меньшую сторону, несколько настораживают. Посмотрим что покажут субъективные тесты.

Звуковые характеристики

Уровень шума на слух — весьма умеренный. На расстоянии около полуметра шум системы вентиляции отчетливо слышен, но легко заглушается звуковой дорожкой, так что при просмотре фильмов совсем не обращает на себя внимание.

Качество и громкость звука от встроенных стерео-динамиков несколько лучше и больше обычного.

VGA-подключение

Компьютер с DVD-приводом, хорошей видеокартой (возможно с цифровым выходом DVI) и качественной шестиканальной звуковой картой можно рассматривать как альтернативу DVD-плееру. Программные плееры отлично справляются с декодированием звука и изображения, выполняют деинтерлейсинг и легко поддаются модернизации. Компьютер в свободное от кинотеатральной деятельности время может выполнять и другие функции, и, кроме того, обычно даже самые простые проекторы дают идеальную картинку при VGA-подключении, а видеовходы или отсутствуют или посредственного качества. Поэтому наша программа испытаний предусматривает обязательное тестирование проектора при подключении к VGA-входу.

Тестирование качества изображения проводилось при подключении к видеокарте SUMA Platinum Geforce2 MX 400 комплектным кабелем, установленной в компьютере под управлением Windows XP Professional программами Monitor Nokia Test версии 1 и 2.

Смотрим белое поле: чистый яркий белый, слегка заметно легкое затемнение в одном углу. Это затемнение становится заметнее на равномерных цветных полях. Зато черное поле удивляет своей чернотой и равномерностью. Сведение, конечно, идеальное как и геометрия. Тесты на разрешение не выявили никаких проблем, только на сетке с шагом в 1 пиксель заметен шум от стохастических залипаний микрозеркал матрицы, на других изображениях этот эффект не проявляется. Шкала серого с достаточным количеством оттенков и без отклонений от серости. Цвета воспроизводятся достоверно. Хроматические аберрации объектива очень малы и цветная кайма на контрастных переходах значительно меньше одного пикселя. Уменьшение диафрагмы уменьшает яркость, но несильно меняет уровень черного, четкость при этом несколько повышается. Интерполяция из разрешений ниже, чем 1024 на 768 пикселей проводится корректно (интерполяцию можно отключить). Разрешения больше, чем 1024×768 и частоты вертикальной развертки более 85 Гц не поддерживаются. Автоматическая подстройка (Auto Adjust) работает быстро и правильно.

Работа с источником композитного и компонентного видеосигнала

Тестирование проводилось с помощью топового DVD-плеера Pioneer, европейская модель DV-757Ai (~$1000) c видеоЦАПами 12 бит 108 МГц и прогрессивной развёрткой. Подключение по компоненте производилось с помощью готового метрового кабеля Supra AV3 (~$100/метр, Швеция). Использовались диски с высокобитрейтовыми DVD-фильмами, а также диски с испытательными тестовыми таблицами.

При различных способах подключения качество изображения закономерно ухудшалось: компонентный > S-Video > композитный. Яркостная четкость превышает максимально возможную для DVD-формата 540 ТВЛ, при любом способе подключения.

tvl
Фрагмент тестовой таблицы, максимальное цифровое увеличение, толщина линий 1 пиксель.

Перевод черезстрочечного изображения в прогрессивное осуществляется проектором очень хорошо, обеспечивая соответствующую четкость по вертикали на статических изображениях. На двигающейся мире все же хорошо заметны артефакты, которые при композитном подключении переливаются разными цветами.

resolution chart
Тестовая таблица Snell & Wilcox

Кадр тестовой таблицы позволяет оценить качество деинтерлейсинга на статических кадрах (горизонтальные и наклонные штрихи должны оставаться четкими) и на динамических (при движении концентрической миры максимальное число окружностей не должно сливаться). Последнее позволяет определить правильность работы алгоритмов по предсказанию движения в кадре. В данном проекторе используется алгоритм DCDi от Faroudja.

Включение прогрессивной развертки на DVD-плеере улучшает изображение, что и следовало ожидать, так как преобразование осуществляется качественнее с использованием исходных цифровых данных. Чтобы добиться правильной цветопередачи, проще всего взять за основу предустановленный профиль Movie и слегка изменить его, в соответствии с личными предпочтениями. Для дисков в формате NTSC потребуется дополнительная цветокоррекция.

Так как заявлена поддержка SECAM, то была протестирована способность проектора показывать телевизионные программы в этом формате. Через композитный вход проектор подключался к видеовыходу телевизора. Прием программ осуществлялся на комнатную и коллективную антенну. Результат несколько разочаровал, цветовой баланс сильно смещен, периодически возникают цветовые артефакты, а немного зашумленный сигнал вызывает хаотическое изменение яркости. В общем, хорошо, что DVD-дисков в формате SECAM не бывает.

Для оценки кинотеатрального эффекта было просмотрено несколько DVD-фильмов: «Toy Story 2» (R2, PAL), «Shrek» (R1, NTSC), «Братство волка» (двухдисковое издание, R5, PAL).

На основе тестовых просмотров можно сделать следующие выводы:

Во-первых, яркостная неравномернось, обнаруженная ранее, абсолютно не мешала восприятию, так как яркость более чем достаточная для просмотра в затемненной комнате на экране шириной 160 см и более, а также потому, что больший дискомфорт вызывает неравномерность черного поля, а с этим у проектора все отлично.

Во-вторых, конечно был заметен так называемый эффект радуги, возникающий при быстром движении глаз, когда изображение содержит яркие объекты. Этот эффект значительно меньше, чем у проекторов с 3-4 сегментными светофильтрами, благодаря использованию 6-сегментного светофильтра с удвоенной скоростью вращения. В связи с тем, что реакция зрителей на этот эффект сугубо индивидуальна (как и на другие особенности технологии DLP), советуем обязательно устроить тестовый просмотр перед покупкой.

В-третьих, уменьшать диафрагму имеет смысл только при проецировании на маленький экран (шириной 1 м и менее), когда яркость избыточна. Да и то лучше перевести проектор в экономичный режим, дополнительно уменьшив шум от вентиляции.

В-четвертых, стоит отметить отсутствие какой-либо паразитной засветки из щелей вентиляции и т. д.

И в-пятых, качество изображения прежде всего ограничивается качеством самих дисков DVD. Высокий битрейт, а также полностью цифровой процесс, без стадии перевода пленки в «цифру» не гарантируют отсутствие артефактов, присущих сжатию по технологии MPEG2. На хорошей проекционной технике это особенно заметно.

Выводы

Кинотеатральный проектор NEC HT1000 демонстрирует потрясающую сочность, правильность и глубину цвета. Высокий контраст и отличная детализация вызывают непередаваемых эффект вовлеченности в происходящее на экране. Вероятно, этот проектор является вершиной того, что технология одноматричных DLP может предложить для домашнего кинотеатра. Наличие нескольких видов удаленного управления и повышенная защищенность от пыли и сигаретного дыма делает возможным и профессиональное применение этого проектора.

Достоинства

  • высокая контрастность;
  • отличная цветопередача;
  • богатая функциональность;
  • очень хорошая четкость, независимо от способа подключения;
  • наличие всех типов входов, в том числе DVI.

Недостатки

  • заметная неравномерность освещенности;
  • сложная организация меню;
  • высокая стоимость.





Дополнительно

iXBT BRAND 2016

«iXBT Brand 2016» — Выбор читателей в номинации «Процессоры (CPU)»:
Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.