Кинотеатральный Full HD LCD-проектор
Epson EH-TW3500


Мы продолжаем серию обзоров, посвященных актуальной линейке кинотеатральных Full HD проекторов от компании Epson. Флагману Epson EH-TW5500 была посвящена предыдущая статья, теперь настала очередь модели Epson EH-TW3500. Проекторы EH-TW2900 и EH-TW4400 пока ожидают своей очереди. Отметим, что внешний вид и функциональное оснащение проекторов этой и предыдущей линеек имеют много общего, поэтому описательные части статей различаются только в мелких деталях.

Содержание:

Комплект поставки, характеристики и цена

Вынесены на отдельную страницу.

Внешний вид

Projector, general view

Корпус проектора изготовлен из пластика с белым блестящим, но не зеркально гладким покрытием. Покрытие это относительно прочное, а из-за хаотического расположения мельчайших блесток отпечатки пальцев, мелкие царапины, пыль и др. загрязнения и повреждения на корпусе не бросаются в глаза. Боковые панели и узкая полоска на передней панели изготовлены из пластика с серебристо-серым покрытием. На верхней панели ближе к объективу расположены колесики сдвига объектива, ближе к центру — крышка отсека лампы, и ближе к задней части — две кнопки (питания и выбора источника), два индикатора состояния и окошко ИК-приемника, немного захватывающее заднюю панель для лучшего обзора.

Top

В режиме ожидания значок на кнопке питания неярко подсвечивается синим, при работе синим подсвечивается и кнопка выбора источника, а в переходных режимах прогрева и охлаждения ободок вокруг кнопки питания медленно мигает. Подсветку этих кнопок можно выключить в меню. Остальные кнопки помещены на левый бок.

Left

Интерфейсные разъемы находятся в не очень глубокой нише на задней панели.

Rear panel

Кроме того, на заднюю панель помещены разъем и механический выключатель питания, разъем для замка Кенсингтона и съемная решетка воздушного фильтра. Две скобочки в нише с разъемами предназначены для фиксации отходящих кабелей, например, с помощью пластиковых хомутиков. Чтобы придать проектору аккуратный вид — скрыть разъемы и отходящие кабели, — на заднюю часть проектора можно надеть кабельную крышку, поставляемую как дополнительный аксессуар. Выдувается теплый воздух через черную решетку на передней панели (вперед и вправо).

Front view

Рядом с объективом находится второй ИК-приемник. Проектор оснащен двумя передними вывинчивающимися из корпуса ножками (примерно на 40 мм), позволяющими устранить небольшой перекос и/или немного приподнять переднюю часть проектора при его размещении на горизонтальной поверхности. Для крепления к потолочному кронштейну в днище проектора вделаны 5 металлических втулок с резьбой. Чтобы при потолочном размещении передний логотип был в правильной ориентации, его можно перевернуть. Лампу и воздушный фильтр можно менять, не снимая проектор с потолочного кронштейна.

Пульт

Remote control

Пульт изготовлен из пластика с матово-белым покрытием. Он довольно крупный и чуть широковат, но в руке лежит удобно. Кнопки крупные, их относительно немного, подписи крупные и контрастные, в итоге ориентироваться в кнопках легко, а самые нужные находятся на ощупь. Есть достаточно яркая светодиодная подсветка, включающаяся фосфоресцирующей кнопкой с изображением солнышка и выключающаяся через несколько секунд после последнего нажатия на кнопки пульта.

Remote control    Remote control

Коммутация

Connectors

Проектор оснащен двумя HDMI-входами версии 1.3а, VGA-входом, компонентным, S-Video и композитным входами. Переключение между источниками осуществляется или перебором всех с помощью кнопки на корпусе проектора, или 6-ю кнопками на пульте в группе Source — каждая соответствует одному видеовходу. Автораспознавания активного подключения нет. Яркостный диапазон HDMI можно принудительно указать в меню. Экран с электромеханическим приводом можно подключить к выходу Trigger out — при включенном проекторе на него подается 12 В (если эта функция не отключена). Возможно, проектором можно управлять по интерфейсу RS-232C, но в руководстве кроме распайки разъема нет никакой другой информации, относящейся к этому интерфейсу. Достоверно известно, что этот интерфейс используется для обновления микропрограммы проектора.

Меню и локализация

Меню строгое, по умолчанию имеет черно-серо-белое оформление, но есть и цветной вариант:

OSD

Шрифт меню удобочитаемый. Настроек много, некоторые расположены на страницах третьего уровня вложения. Навигация удобная, самая нижняя строчка содержит подсказку по функциям кнопок. При настройке параметров, влияющих на изображение, на экран выводится минимум информации — только список режимов или ползунки, что облегчает настройку картинки. Для оперативной настройки изображения можно воспользоваться однострочным меню, содержащим ряд важных параметров.

OSD

Вызывается это меню кнопами Enter/Line Menu на корпусе и на пульте, а параметры перебираются стрелками вверх-вниз. Есть русская версия меню, перевод адекватный. К проектору прилагается напечатанное краткое руководство пользователя на нескольких языках, включая русский, и CD-ROM с полными руководствами пользователя в виде PDF-файлов (русское есть). Также руководство на русском языке можно скачать с русского сайта компании. Кроме того, на русском сайте компании Epson можно найти проекционный калькулятор с русским интерфейсом, который можно использовать при предварительном расчете размещения проектора и экрана.

Управление проекцией

Lens

Фокусировка изображения на экране осуществляется вращением внешнего ободка с насечкой, а изменение фокусного расстояния — вращением кольца на объективе. Два ребристых колесика рядом с объективом позволяют сдвигать объектив вправо-влево и вверх-вниз так, что изображение при этом сдвигается максимум на 96% от высоты области проекции вверх и вниз по вертикали и на 47% от ширины вправо и влево по горизонтали относительно центрального положения. При сдвиге по горизонтали диапазон вертикального сдвига уменьшается и наоборот. Центральное положение объектива отмечено легкой фиксацией колесиков. Для облегчения настройки проекции можно кнопкой Pattern пульта вывести на экран тестовый шаблон. Защита объектива от пыли обеспечивается крышкой из полупрозрачного полиэтилена, просто одевающейся на объектив и никак не прикрепленной к корпусу. В проекторе нет функции цифровой коррекции трапецеидальных искажений, что при наличии системы сдвига объектива не так уж и страшно.

Режимов геометрической трансформации 4: Нормальное — изображение без искажений увеличивается до ближайших границ области проекции; Полное — картинка увеличивается и растягивается до соотношения 16:9, идеально для анаморфированных фильмов; Увеличенное — изотропное увеличение до ширины экрана, подходит для формата LetterBox; Растянутое — увеличение и неравномерное растягивание по горизонтали до границ проекции, так, что в центре искажений меньше, вариант просмотра картинки 4:3 на широком экране. В режиме Авто проектор пытается сам определить оптимальный режим трансформации. В режиме Увеличенное появляется возможность чуть поджать изображение по вертикали и/или переместить его вверх-вниз так, чтобы на экран поместились субтитры.

OSD

Доступность режимов зависит от типа подключения и вида сигнала. Настройка Невидимая область влияет на обрезку краев изображения, при значении от 2 до 8% картинка немного увеличивается и по периметру выходит за область проекции, при Выкл. — ничего не обрезается, и в режимах Full HD картинка выводится пиксель-в-пиксель, без интерполяции. Вывод изображения временно приостанавливается кнопкой Blank.

В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор среднефокусный, а при максимальном фокусном расстоянии объектива скорее длиннофокусный, поэтому при фронтальном проецировании его лучше располагать примерно на линии первого ряда зрителей или за ней.

Настройка изображения

На картинку очень большое влияние оказывает текущий цветовой режим, поэтому начинать настройку изображения лучше с выбора режима.

OSD

Режим определяет профиль цветокоррекции, а также включение-выключение фирменного оптического фильтра «Epson Cinema Filter». В режимах Динамический и Гостиная фильтр отключен, в других — включен. В случае HDMI-подключения становится доступным режим x.v. Color, в котором поддерживается цветовое пространство xvYCC. При включении этого режима большинство настроек изображения блокируются.

Яркостный баланс можно подстроить настройками Яркость и Контраст.

OSD

На страничке Гамма можно выбрать предустановленные значения гамма-кривой или вручную подправить кривую гамма-коррекции.

OSD

При этом корректируемый уровень яркости выбирается или на стилизованной гамма-кривой, или непосредственно на текущем изображении курсором-указателем. Цветовой баланс настраивается параметрами Насыщен. цвета, Оттенок, Абсол. цвет. темп. (от 5000 до 10000 К) и Телесные тона. Продвинутые пользователи могут отрегулировать яркость и контрастность трех цветов (RGB) и оттенок, насыщенность и яркость шести (RGBCMY).

OSD

В случае, когда самые светлые части изображения пересвечены, может помочь включение фирменного режима EPSON Super White. Функция Автонастр. диафр. (две скорости работы на выбор) автоматически регулирует диафрагму — прикрывает, когда изображение в основном темное, и открывает — когда светлое. Режимов регулировки контурной резкости два: традиционный ползунок или 4 ползунка, определяющих, какие контуры, в каком направлении и насколько выделять. Настройка Прогрессивная влияет на работу функции деинтерлейсинга, которая имеет дополнительный параметр Распозн. движения. Движение кадра 2-2 влияет на способ вывода кадров в случае сигнала 1080p при 24 кадр/с. Функция Шумоподавление отвечает за фильтрацию видеошумов.

OSD

Сочетания настроек можно сохранить десяти ячейках.

OSD

Рядом с занятой ячейкой выводится название режима, послужившего основой. Также некоторые настройки изображения и режимы трансформации автоматически сохраняются для каждого типа подключения, и/или вида видеосигнала, и/или режима.

Дополнительные возможности

Есть функция автоматического включения при подаче энергии (Direct Power On), таймер на выключение при отсутствии сигнала (Спящий режим), защита от случайного включения — проектор будет включаться после 3-х секундного нажатия на кнопку Power на корпусе (Защита от детей), блокировка всех кнопок на корпусе (Блокир. управл.).

OSD

Измерение яркостных характеристик

Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.

Для корректного сравнения данного проектора с другими, имеющими фиксированное положение объектива, измерения проводились при сдвиге объектива вверх чуть больше чем на 50% (низ изображения находился немного выше оси объектива). Результаты измерений для проектора Epson EH-TW3500 (если не указано иное, то установлено минимальное фокусное расстояние, лампа включена на высокой яркости, выбран режим Динамический и отключена Автонастр. диафр.):

Световой поток в режиме
    1945 лм
   Пониженная яркость 1500 лм
   Гостиная 1690 лм
   Нейтральный 600 лм
   Театр (чер.) 1 580 лм
Равномерность +10%, -29%
Контрастность 290:1

Максимальный световой поток выше паспортного значения (заявлено 1800 лм). Впрочем, проектор достался нам с минимальной наработкой лампы — в меню на странице с информацией напротив параметра Время раб. лампы было 0H, т.е. реальное время работы составляло менее 10 часов. Режим Динамический — это самый яркий режим, так как в нем отсутствует цветокоррекция. Равномерность освещенности приемлемая. Контрастность достаточно высокая. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т.н. контрастность full on/full off.

Режим Контрастность
full on/full off
1090:1
Гостиная 950:1
Нейтральный 735:1
Театр (чер.) 1 710:1
Автонастр. диафр. = Низкая 23 930:1
Автонастр. диафр. = Выс. скорость 22 000:1
Максимальное фокусное расстояние 1475:1
Максимальное фокусное расстояние, Автонастр. диафр. = Низкая 24 785:1

Контрастность высокая и немного растет при увеличении фокусного расстояния. При включенной динамической диафрагме контрастность меньше заявленного значения 36 000:1, но при значениях в десятки тысяч эта разница не имеет принципиального значения. Скорость работы диафрагмы не очень большая, однако, на реальных фрагментах фильмов не видно никакого неестественного изменения яркости. Видимо, допустимы два варианта работы диафрагмы: или она работает очень быстро, так что глаз не успевает заметить, или медленно, но настолько, что результат такой же. В случае промежуточной скорости скачки яркости сильно бросается в глаза. В проекторах Epson реализован вариант медленной диафрагмы. Измерения показали, что при переключении с черного поля на белое яркость возрастает до максимума примерно за 1,8 с при Автонастр. диафр. = Выс. скорость и за 2,6 с при Автонастр. диафр. = Низкая.

Diaphr
Графики роста яркости при переключении с черного поля на белое при различных значениях Автонастр. диафр. Для наглядности графики сглажены.

Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость в 16-ти точках на шкале серого для трех значений параметра Гамма (в скобках приведено значение показателя аппроксимирующей функции):

Gamma

Видно, что данный параметр определяет скорее тенденцию, чем точно значение показателя гамма-кривой. Яркость 256-ти оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) мы измерили для профиля Гостиная при Гамма = 2,2, Яркость = 5 и Контраст = -4. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами.

Gamma

Тенденция роста прироста яркости сохраняется во всем диапазоне, и, кроме одного выброса, каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего. При этом наблюдается значимая разница в яркости ближайших к черному оттенков:

Gamma

В режиме высокой яркости потребление электроэнергии составило 260 Вт, в режиме пониженной яркости — 212 Вт, в режиме ожидания — 0,5 Вт. Механический выключатель на задней панели полностью отключает проектор от сети.

Звуковые характеристики

Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления от системы охлаждения получены по нашей методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.

Режим Уровень шума, дБА Субъективная оценка
Высокой яркости 34 Очень тихо
Пониженной яркости 32 Очень тихо

Проектор достаточно тихий даже в режиме высокой яркости. Шум равномерный и не раздражает. Динамическая диафрагма работает очень тихо.

Тестирование видеотракта

VGA-подключение

Режим с разрешением 1920 на 1080 пикселей и при вертикальной частоте 60 Гц поддерживается (и проектор сообщает о его поддержке), но пришлось вручную подстроить фазу и позицию. Изображение четкое. Тонкие цветные линии толщиной в один пиксель выводятся без потери цветовой четкости. Оттенки на шкале серого различаются от 0 до 255 с шагом через 1. Высокое качество изображения в принципе позволяет использовать VGA-подключение в качестве полноценного альтернативного варианта.

DVI-подключение

При подключении к DVI-выходу (с помощью кабеля-переходника с HDMI на DVI) видеокарты компьютера поддерживается режим 1920 на 1080 пикселей. Белое поле выглядит равномерно освещенным и не имеет выраженных цветовых разводов. Черное поле также достаточно равномерное, бликов и цветных разводов нет. Геометрия практически идеальная — «бочка» внутрь по верхнему краю при большом смещении объектива вверх (или по нижнему краю, если вниз) составляет всего пару миллиметров на 1,5 м ширины. Детали различаются как в тенях, так и в светах (от 0 до 255 на шкале серого). Шкала серого равномерно серая, ее небольшой цветовой оттенок определяется выбранной цветовой температурой и/или режимом. Цвета яркие и правильные. Четкость очень высокая. Черно-белые сетки пикселей через 1 выводятся без артефактов и интерполяции. Тонкие цветные линии толщиной в один пиксель выводятся без потери цветовой четкости (при отключении повышения контурной резкости). Хроматические аберрации присутствуют (ширина цветной каймы на границах контрастных объектов доходит до 0,5 пикселя), но при просмотре с рекомендуемого расстояния они не влияют на качество изображения. Равномерность фокусировки хорошая. При сдвиге объектива нет заметного ухудшения изображения.

HDMI-подключение

HDMI-подключение тестировалось при подключении к Blu-ray-плеера Sony BDP-S300. Поддерживаются режимы 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i и 1080p@24/50/60 Гц. Картинка четкая, цвета правильные, завал в светах и тенях не выходит за безопасные границы, оверскан отключается, есть реальная поддержка режима 1080p при 24 кадр/с (при включенном режиме Движение кадра 2-2 кадры выводятся с равной длительностью). Яркостная и цветовая четкости всегда очень высокие.

Работа с источником композитного и компонентного видеосигнала

Качество аналоговых интерфейсов (композитного, S-Video и компонентного) высокое. Четкость изображения соответствует возможностям интерфейсов и типу сигнала. Тестовые таблицы с градиентами цветов и со шкалой серого не выявили каких-либо артефактов изображения. Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются. Цветовой баланс правильный.

Функции обработки видеосигнала

В случае чересстрочных сигналов если параметр Прогрессивная = Видео, то для неподвижных частей изображения (т.е. совпадающих для смежных кадров) выполняется «честный» деинтерлейсинг, а меняющиеся — выводятся по полям; при Фильм/Авто — проектор пытается полностью восстановить исходный кадр. В режиме Фильм/Авто и сигналов 576i/480i и 1080i проектор обычно правильно склеивал кадры как в случае чередования полей 2-2, так и 3-2, но иногда происходил срыв на вывод по полям, а очень запутанных случаях чередования полей бывали и артефакты в виде характерной «расчески». Сглаживание зубчатых границ объектов в случае чересстрочного видеосигнала есть, но оно не очень эффективное. Функция шумоподавления работает неагрессивно, не доводя процесс улучшения картинки до появления артефактов.

Определение времени отклика и задержки вывода

На графиках зависимости яркости от времени видна высокочастотная модуляция, которую пришлось сгладить, поэтому времена отклика могут быть немного завышены. Время отклика при переходе черный-белый-черный составило 20,3 мс (15,9 вкл. + 4,4 выкл.). Для полутоновых переходов среднее суммарное время отклика составило 19,0 мс. Такой скорости матриц более чем достаточно для просмотра фильмов.

Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора составила около 15 мс при VGA-, 18 мс при HDMI(DVI)-подключении. Такая задержка вывода практически не ощутима.

Оценка качества цветопередачи

Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр X-Rite ColorMunki Design и комплект программ Argyll CMS (1.1.1).

Цветовой охват зависит от текущего профиля. В Динамический охват близок sRGB, в режимах с включенным оптическим фильтром охват шире sRGB.

Gamut
Динамический.

Gamut
Нейтральный.

Gamut
Театр.

Ниже приведены спектры для белого поля (белая линия), наложенные на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов) для двух профилей.

Spectrum
Динамический.

Spectrum
Нейтральный.

Видно, что в Динамический спектр лампы утилизируется по максимуму. При выборе режимов, в которых включается оптический фильтр, в спектре подавляется полоса между красной и зеленой компонентами, что увеличивает цветовой охват, а для выравнивания цветового баланса сильно понижается яркость синей и зеленой компонент.

Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр дельта E) в случае трех профилей. Близкие к черному значения можно не учитывать, так как цветопередача на самых темных участках не так важна, да и погрешность измерений для них очень высокая.

CCT

DE

Видно, что у пользователя есть набор альтернатив: или получить яркую картинку с более-менее хорошей цветопередачей в режиме Динамический, или добиться цветовой температуры очень близкой к стандартным 6500 К, но при некотором отклонении от спектра абсолютно черного тела (впрочем, дельта E если и превосходит 10, то совсем чуть-чуть) в режиме Нейтральный, или отдать приоритет параметру дельта E и выбрать режим Театр (чер.) 1. (В других режимах цветовая температура существенно выше или ниже 6500 К, а режим x.v.Color актуален только при поддержке соответствующего цветового пространства.) Впрочем, существует и еще один вариант — воспользоваться многочисленными настройками, чтобы тонко настроить цветопередачу в соответствии с личными предпочтениями.

Выводы

В целом проектор имеет хорошо сбалансированный набор потребительских характеристик. Конечно, видеопроцессор звезд с неба не хватает, но достаточно подключить проектор к более-менее приличному источнику прогрессивного сигнала, чтобы нивелировать разницу в обработке сигнала с более продвинутыми моделями. Отдельно отметим универсальность проектора — в ярких режимах можно получить очень большую картинку в темноте или относительно контрастную на небольшом экране, но даже в случае внешней засветки, а в режимах с фильтром уровень черного понижается, что положительно сказывается на субъективно воспринимаемом контрасте, но, разумеется, в этих режимах очень большими экранами лучше не увлекаться.

Достоинства:

  • Хорошая цветопередача
  • Относительно высокая яркость
  • Тихая работа
  • Механизм сдвига объектива и трансфокатор имеют большие рабочие диапазоны
  • Удобный пульт ДУ с подсветкой
  • Функциональный и практичный дизайн корпуса
  • Русифицированное меню

Недостатки:

  • Значимых нет


Экран Draper Ultimate Folding Screen 62"x83" предоставлен компанией CTC CAPITAL
Blu-ray-плеер Sony BDP-S300 предоставлен компанией SONY Electronics





Дополнительно

iXBT BRAND 2016

«iXBT Brand 2016» — Выбор читателей в номинации «Процессоры (CPU)»:
Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.