Кинотеатральный Full HD LCD-проектор
Mitsubishi HC7000


В линейке кинотеатральных проекторов Mitsubishi представлены как LCD, так и DLP-модели. У этих двух конкурирующих технологий есть свои известные преимущества и недостатки, однако очень многое определяется и конкретной реализаций, тем, как производитель в данной модели проектора сумел раскрыть потенциал технологии проецирования.

Содержание:

Projector, general view

Комплект поставки, характеристики и цена

Вынесены на отдельную страницу.

Внешний вид

Внешний вид проектора привлекает к себе внимание. Его обводы в меру футуристичны, цвет — солидно-черный, а верхняя панель имеет зеркально-гладкое покрытие типа «металлик» с темно-фиолетовым отливом. Блестящее декоративное кольцо, обрамляющее нишу объектива, изготовлено из металла. На верхней панели можно обнаружить крышку, под которой размещены кнопки управления.

Control panel

На заходящей на заднюю панель части крышки есть вырез, оставляющий видимыми два неярких индикатора состояния. Все разъемы, включая разъем питания и разъем для замка Кенсингтона, находятся в глубокой нише на задней панели.

Rear panel

Подключаться к разъемам не очень удобно, зато отходящие кабели в глаза не бросаются, что снижает необходимость использования декоративной кабельной крышки. Для дополнительной фиксации кабелей можно использовать входящую в комплект поставки защелку с клейким основанием. ИК-приемников два — спереди и сзади.

Front view

Объектив от пыли защищает крышечка из полупрозрачного пластика, никак не прикрепленная к корпусу. Проектор оснащен двумя передними вывинчивающимися из корпуса (примерно на 45 мм) ножками, позволяющими устранить небольшой перекос и/или немного приподнять переднюю часть проектора при его размещении на горизонтальной поверхности. Для крепления к потолочному кронштейну в днище проектора вделаны 3 металлические втулки с резьбой. Воздух для охлаждения забирается через решетку на левом боку (за ней — сменный воздушный фильтр)

Left

и выдувается через съемную решетку на правом боку, маскирующую также ламповый отсек. В коробку с проектором производитель заботливо вложил сложенный картонный поддон, который можно использовать при замене лампы в случае закрепленного на потолочном кронштейне проектора. Этот поддон предотвратит рассыпание осколков лампы при ее повреждении.

Пульт

Remote control

Пульт имеет эргономичную форму, поэтому очень удобно ложится в руку. Кнопки не очень крупные, но расположены достаточно свободно. Нажатие на кнопку подтверждает светодиодный индикатор в передней части пульта. Включение и выключение разнесены на две разные кнопки, однако подтверждение при выключении запрашивается. Есть светодиодная подсветка, включающаяся на несколько секунд при нажатии на любую кнопку. Поначалу кажется, что подсветка тусклая, но в полной темноте ее яркости вполне достаточно, чтобы уверенно находить нужную кнопку.

Remote control    Remote control

Коммутация

Connectors

Набор видеовходов типичен для данного класса проекторов. Вход с разъемом mini D-sub 15 pin совместим как с компьютерными VGA-сигналами, так и с компонентными цветоразностными. Также заявлена поддержка SCART-RGBS-сигналов, источники с таким сигналом можно подключать к разъему D-sub и к компонентному (во втором случае синхросигнал, видимо, подается на композитный вход). Переключение между источниками осуществляется с помощью двух кнопок на корпусе (с разбивкой на две группы) или с помощью шести кнопок на пульте (по одной на каждый вход). Автоматического поиска активного входа, по всей видимости, нет. Экран с электромеханическим приводом или привод анаморфотного объектива можно подключить к выходу TRIGGER, режим работы которого задается в меню. Проектором можно дистанционно управлять по интерфейсу RS-232. С международного сайта компании-производителя можно скачать подробную инструкцию по использованию COM-порта, а в комплект поставки входит COM-кабель.

Меню и локализация

Дизайн меню типичен для проекторов этой компании. В меню используется ровный и достаточно крупный шрифт без засечек. Навигация имеет свою специфику. Реакция на команды четкая и при регулировке параметров нет необходимости выполнять много действий, но чтобы перейти на другую страницу меню, нужно перебрать все пункты от текущего до самого верхнего, выйти на строку с иконками, где выбрать иконку нужной страницы и нажать стрелку вниз. При настройке параметров изображения меню остается на экране, что несколько затрудняет оценку происходящих изменений (впрочем, фон меню наполовину полупрозрачный, а несколько самых важных настроек напрямую вызываются кнопками пульта и выводятся в небольшие окошки). Меню может находиться в верхнем левом углу экрана или в нижнем правом. Затемненный вариант меню, видимо, приятнее в использовании при просмотре темных фильмов.

OSD

Есть русская версия экранного меню. Перевод на русский язык в целом адекватный. На комплектном CD-ROM есть руководство пользователя на русском языке. Перевод на русский язык выполнен достаточно грамотно.

Управление проекцией

Lens

Фокус и трансфокатор оснащены электромеханическими приводами. Также с помощью электромоторов регулируется вертикальный и горизонтальный сдвиг объектива (до 75% от высоты проекции вверх и вниз по вертикали и до 5% от ширины проекции вправо и влево относительно центрального положения). Регулировки двухскоростные, что удобно (в русском варианте меню названия быстрого и медленного режимов перепутаны). В меню включается предохранительная блокировка от случайного изменения этих настроек. Настройку проекции облегчают три встроенных шаблона. Есть функция ручной цифровой коррекции вертикальных трапецеидальных искажений.

OSD

Режимов геометрической трансформации целых семь штук, причем два из них предназначены для использования совместно с анаморфотным объектив. Остальные пять позволят подобрать оптимальный режим для анаморфированной картинки, для форматов 4:3 и LetterBox. Есть и автоматический режим, в котором проектор сам выбирает способ трансформации. Режима просмотра картинки формата 2,35:1 без черных полос сверху и снизу и с обрезкой справа и слева нет, но регулировкой вертикального сдвига изображения (не сдвигая объектив) картинку 2,35:1 можно прижать к верхнему или нижнему краю, что позволит использовать всего одну горизонтальную шторку на экране для превращения его в экстра-широкоформатный. Кроме того, можно принудительно указать формат экрана 2,35:1, тогда проектор будет всегда подрезать картинку сверху и снизу. Параметр СКАНИРОВАНИЕ определяет обрезку по периметру (с увеличением), а четыре настройки РАМКА () — помогут подрезать картинку избирательно по четырем краям без включения интерполяции.

OSD  OSD

В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор среднефокусный, а при максимальном фокусном расстоянии объектива скорее длиннофокусный, поэтому при фронтальном проецировании его лучше располагать примерно на линии первого ряда зрителей или за ней.

Настройка изображения

Стандартный набор настроек — КОНТРАСТ, ЯРКОСТЬ, ЦВЕТ. ТЕМП. (ВЫСОКАЯ ЯРКОСТЬ, ВЫСОКАЯ, СРЕДНЯЯ, НИЗКАЯ и настраиваемый профиль с регулировкой усиления и смещения трех основных цветов), ЦВЕТА (насыщенность), ТИНТ (имеется в виду оттенок) и ЧЕТКОСТЬ (резкость) — дополнен выбором режимов работы диафрагмы (выключена и пять динамических режимов), функциями подавления видеошума и устранения артефактов компрессии (TRNR, MNR и BAR), параметром, усиливающим четкость цветовых переходов (CTI), подстройкой уровней (ВХОДНОЙ УРОВЕНЬ) и настройкой деинтерлейсинга (РЕЖИМ КИНО).

OSD  OSD

OSD

Режим ДОП. ФИЛЬТР рекомендуют включать при использовании опционального оптического фильтра, корректирующего цвета. Список ГАММА-РЕЖИМ состоит из четырех предустановленных профилей гамма-коррекции, один из которых включает автоматическую подстройку параметров, и двух пользовательских профилей, в которых можно настраивать отклик по всем цветам или избирательно по трем основным в трех диапазонах яркости.

OSD

Параметр РЕЖИМ ЛАМПЫ определяет яркость лампы, при выборе ЭКОНОМ. она понижается. Значения настроек изображения можно сохранить в трех пользовательских профилях (выбор профиля — с пульта), также настройки изображения автоматически сохраняются для каждого типа подключения.

Дополнительные возможности

Есть функция автоматического отключения проектора после заданного интервала отсутствия сигнала (5-60 мин). При включении режима АВТО ВКЛ. подача питания сразу включит проектор. Для исключения несанкционированного использования проектора служит защита паролем. При активации этой функции после включения проектора потребуется ввести пароль. Этим паролем также можно заблокировать кнопки на корпусе. В руководстве описан простой способ сброса парольной защиты.

Измерение яркостных характеристик

Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.

Для корректного сравнения данного проектора с другими, имеющими фиксированное положение объектива, измерения проводились при сдвиге объектива вверх примерно на 50% (низ изображения находился примерно на оси объектива). Результаты измерений для проектора Mitsubishi HC7000 (если не указано обратное, то ЦВЕТ. ТЕМП. = ВЫСОКАЯ ЯРКОСТЬ, выключен режим автоматической диафрагмы, включен режим высокой яркости лампы и объектив установлен на минимальное фокусное расстояние):

Световой поток в режиме
   — 740 лм
   ЦВЕТ. ТЕМП. = СРЕДНЯЯ 470 лм
   Пониженная яркость лампы 550 лм
Равномерность +10%, -15%
Контрастность 445:1

Максимальный световой поток ниже паспортного значения (заявлено 1000 лм, впрочем, не упоминается, что полученных по ANSI). Равномерность очень хорошая. Контрастность высокая. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т.н. контрастность full on/full off.

Режим Контрастность
full on/full off
2890:1
Максимальное фокусное расстояние 3670:1
ЦВЕТ. ТЕМП. = СРЕДНЯЯ 1850:1
АВТО ДИАФРАГМА = АВТО 1 61500:1

Контрастность full on/full off высокая. Увеличение фокусного расстояния заметно увеличивает значение контрастности full on/full off. В целом по контрастности данный проектор находится на одном уровне с топовыми LCD-проекторами других ведущих производителей. Динамическая контрастность самая высокая в режиме АВТО 1. Графики ниже демонстрируют различие между режимами динамической диафрагмы.

graph
По вертикальной оси — яркость, по горизонтальной — время.
Приведенный фрагмент записан при смене черного поля на белое.

Видно, что диафрагма срабатывает с задержкой порядка 30 мс, а диапазон на 90% отрабатывается всего за 60-80 мс. Это очень быстро. При просмотре фильмов включенная диафрагма не выдает себя неестественным изменением яркости сцен.

Для оценки реального контраста в кадре при различных площадях белых полей мы провели серию дополнительных измерений с использованием набора шаблонов. Подробности описаны в статье про Sony VPL-HW15. Результаты для измерений при ЦВЕТ. ТЕМП. = ВЫСОКАЯ ЯРКОСТЬ (т.е. с минимальной цветокоррекцией) приведены ниже.

graph

Видно, что по мере увеличения площади белого контрастность быстро падает и приближается к ANSI, но первая точка (0,1% белого) близка к значению full on/full off. Простая модель (приведена в статье про Sony VPL-HW15) частично совпадает с полученными данными, отклонения можно объяснить особенностями оптической системы проектора и использованных шаблонов. Для изучения влияние помещения на видимый контраст в кадре мы провели аналогичную серию измерений, но на этот раз не занавешивая экран черной материей. В данном случае черные поля шаблонов дополнительно засвечивались из-за переотражений обратно на экран.

graph

При выводе шаблона в виде шахматного поля (50% белого) засветка черных полей из-за переотражений (составила 2,4 лк) превысила уровень черного в первой серии (2,07 лк). И это в относительно хорошо подготовленном помещении (черные боковые стены и пол, серые потолок и стены напротив экрана и за экраном). Можно сделать два вывода:

  1. во-первых, для реализации потенциала проекторов с высоким контрастом не только необходимо исключить посторонние источники света, но и очень желательно затемнять хотя бы ближайшие к экрану поверхности;
  2. во-вторых, из-за переотражений на экран реальный контраст светлых сцен при увеличении ANSI-контраста выше некоторого предела меняется незначительно.

Например, в нашем случае гипотетическое увеличение ANSI-контраста в два раза привело бы к увеличению наблюдаемого зрителем контраста всего в 1,3 раза. Также следует учитывать адаптацию зрения к общему уровню освещенности в кадре, в результате которой даже не самые темные участки кажутся черными, но этот эффект мы постараемся рассмотреть как-нибудь в другой раз.

Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 256-ти оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) при ГАММА-РЕЖИМ = КИНО и ЯРКОСТЬ = 2. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами.

graph

Тенденция роста прироста яркости сохраняется во всем диапазоне, и каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего. При этом наблюдается значимая разница в яркости ближайших к черному оттенков, что иллюстрирует график ниже.

graph

Заметим, что при ЯРКОСТЬ = 0 и 1 яркость черного поля чуть-чуть ниже, но ближайший к черному оттенок практически сливается с черным. Аппроксимация полученной гамма-кривой дала значение показателя 1,93, что немного ниже стандартного значения 2,2. Впрочем, мы не исследовали возможности ручной коррекции гамма-кривой. Отметим, что в режимах с автоматической регулировкой диафрагмы немного меняется и гамма-кривая, например, в режимах АВТО 2-5 на темных сценах в участках, яркость которых близка к белому, пропадают детали.

Звуковые характеристики

Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления от системы охлаждения получены по нашей методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.

Режим Уровень шума, дБА Субъективная оценка
Высокой яркости 29 Очень тихо
Пониженной яркости 26 Очень тихо

В режиме пониженной яркости этот проектор с практической точки зрения можно назвать бесшумным. В режиме высокой яркости уровень шума повышается незначительно. Диафрагма работает очень тихо. Вернее большую часть времени ее вообще неслышно, и только в редких случаях можно услышать негромкое стрекотание, которое почти всегда заглушается звуковым рядом.

Тестирование видеотракта

VGA-подключение

При VGA-подключении поддерживается разрешение 1920 на 1080 пикселей при 60 Гц кадровой частоты. Изображение четкое. Тонкие цветные линии толщиной в один пиксель выводятся без потери цветовой четкости. Оттенки на шкале серого различаются от 0 до 255 с шагом через 1. Высокое качество изображения (и большое количество подстроек под параметры сигнала) в принципе позволяет использовать VGA-подключение в качестве полноценного альтернативного варианта.

DVI-подключение

При подключении к DVI-выходу видеокарты компьютера (с помощью кабеля-переходника с HDMI на DVI) поддерживаются режимы вплоть до 1920 на 1080 пикселей включительно при 60 Гц кадровой частоты. Белое поле выглядит равномерно освещенным, однако можно отметить незначительное измерение цветового тона от центра к углам области проекции. Черное поле равномерное, бликов и цветных разводов нет. Геометрия идеальная. Детали различаются как в тенях, так и в светах (на растяжке серого различимы оттенки от 0 до 255 с шагом через 1). На шкале серого при ЦВЕТ. ТЕМП. = ВЫСОКАЯ ЯРКОСТЬ можно заметить некоторую неравномерность цветового тона. Цвета яркие и правильные. Четкость очень высокая. Тонкие цветные линии толщиной в один пиксель выводятся без потери цветовой четкости. Хроматические аберрации незначительные. Стоит отметить очень высокую разрешающую способность объектива и отличную равномерность фокусировки, приводящие в частности к высокому микроконтрасту. Фотография ниже показывает, насколько четкими выглядят полоски толщиной в один пиксель.

pixels

При сдвиге объектива и изменении фокусного расстояния качество изображения существенно не меняется.

HDMI-подключение

HDMI-подключение тестировалось при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. Поддерживаются режимы 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i и 1080p@24/50/60 Гц. Картинка четкая, цвета правильные, оверскан отключается (но по умолчанию зачем-то включен даже для HD-режимов), есть реальная поддержка режима 1080p при 24 кадр/с. Тонкие градации оттенков различаются как в тенях, так и в светах. Яркостная и цветовая четкости всегда очень высокие.

Работа с источником композитного и компонентного видеосигнала

Качество аналоговых интерфейсов (композитного, S-Video и компонентного) высокое. Четкость изображения практически соответствует возможностям интерфейсов и типу сигнала, только при композитном и S-Video-подключении цветовая четкость несколько ниже, чем могла бы быть. Тестовые таблицы с градиентами цветов и со шкалой серого не выявили каких-либо артефактов изображения. Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются. Цветовой баланс правильный.

В случае чересстрочных сигналов проектор пытается полностью восстановить исходный кадр, используя смежные поля. В случае сигналов 576i/480i и 1080i проектор правильно склеивал кадры как в случае чередования полей 2-2, так и 3-2 и даже при их сочетании. Для видеосигналов обычного разрешения выполняется качественное сглаживание зубчатых границ объектов. Функции шумоподавления (недоступны в случае HD-сигналов) работают очень эффективно, но даже на максимальном уровне фильтрации за двигающимися объектами не видно хвоста из неубранного шума.

Определение времени отклика

Время отклика при переходе черный-белый-черный составило 7,9 мс (5,5 вкл. + 2,4 выкл.). Для полутоновых переходов среднее суммарное время отклика равно 11,1 мс. Такой скорости матриц вполне достаточно как для просмотра фильмов, так и для игр.

Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора составила около 41-42 мс как при VGA-, так и при HDMI(DVI)-подключении. Это пограничное значение задержки, не исключено, что оно кем-то будет ощущаться в динамичных играх.

Оценка качества цветопередачи

Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр X-Rite ColorMunki Design и комплект программ Argyll CMS (1.1.0). Отметим, что на момент тестирования данного проектора методика оценки качества цветопередачи еще только отрабатывалась.

Без какой-либо коррекции цветовой охват немного превышает sRGB, впрочем, не настолько, чтобы цвета казались пересыщенными даже в случае контента, созданного в расчете на показ на sRGB-устройствах.

Gamut

Ниже приведен спектр для белого поля (белая линия), наложенный на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов):

Spectrum

При ГАММА-РЕЖИМ = КИНО мы сравнили цветопередачу при различных значениях параметра ЦВЕТ. ТЕМП. Кроме того, мы попытались вручную скорректировать цветопередачу, регулируя усиление и смещение трех основных цветов. Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр дельта E). Для отсутствующих на графиках точек расчет параметров выдавал ошибку переполнения.

Spectrum

Spectrum

Если не учитывать близкий к черному диапазон (в котором цветопередача не так важна), то ручная коррекция приблизила цветопередачу к целевой. Скорее всего, при вдумчивом и неторопливом подборе значений настроек можно добиться результата и получше. Однако и при выборе предустановленных профилей СРЕДНЯЯ и НИЗКАЯ цветопередача достаточно хорошая. С другой стороны, любая коррекция цветов настройками проектора обязательно уменьшает яркость и контрастность изображения, поэтому оптимальным вариантом является некий компромисс в зависимости от приоритетов.

Выводы

С технической точки зрения проектор отличают две особенности: оптическая система высокого качества, позволившая достичь очень хорошего микроконтраста, и близкая к идеальной реализация динамической диафрагмы, которая работает очень быстро и практически бесшумно. Что конечно бы хотелось видеть в проекторе подобного уровня, так это функцию вставки промежуточных кадров. Впрочем, далеко не всем она в принципе нужна.

Достоинства:

  • Высокое качество изображения (высокая контрастность и хорошая цветопередача)
  • Очень высокое качество объектива
  • Отличная реализация динамической диафрагмы
  • Практически бесшумная работа
  • Приятный дизайн корпуса
  • Электромеханические приводы объектива
  • Удобный пульт ДУ с подсветкой

Недостатки:

  • Значимых нет
Благодарим компанию Лазерный Мир
за предоставленный на тестирование проектор Mitsubishi HC7000.


Экран Draper Ultimate Folding Screen 62"x83" предоставлен компанией CTC CAPITAL
Blu-ray-плеер Sony BDP-S300 предоставлен компанией SONY Electronics







Дополнительно

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.