Full HD кинотеатральный
SXRD-проектор Sony VPL-HW15


Новая линейка кинотеатральных Full HD проекторов от Sony состоит из трех моделей: топовой VPL-VW200, средней VPL-VW85 и младшей VPL-HW15. Разумеется, во всех трех изображение формируется с помощью фирменной технологии SXRD (Silicon X-tal Reflective Display). Старшая модель перешла из предыдущей линейки, а остальные две пришли на смену VPL-VW80 и VPL-HW10, соответственно. По внешнему виду и функциональному оснащению модель VPL-HW15 почти не отличается от VPL-HW10, поэтому описательная часть статьи осталась почти без изменений. Оригинальными являются результаты тестов и обсуждение новой методики определения контраста, дополняющей традиционные ANSI и full on/full off.

Содержание:

Projector, general view

Комплект поставки, характеристики и цена

Вынесены на отдельную страницу.

Внешний вид

Дизайн проектора очень аккуратный и строгий. Корпус черный. Материал корпуса — пластик. Поверхность большей части корпуса матовая и только верхняя панель зеркально-гладкая без защитного покрытия, а, следовательно, легко царапающаяся. На верхней панели ближе к объективу расположены два индикатора состояния и колесики сдвига объектива.

Lens

Объектив утоплен в корпус, но все же немного выступает за габариты. Кнопки управления, включая миниатюрный джойстик, помещены на правую боковую поверхность.

Right view

Ниже, в неглубокой нише — интерфейсные разъемы. Разъем для замка Кенсингтона можно обнаружить при взгляде снизу в переднем левом углу корпуса. ИК-приемник только один — спереди.

Front view

Проектор оснащен двумя передними вывинчивающимися из корпуса ножками, позволяющими устранить небольшой перекос и/или немного приподнять переднюю часть проектора при его размещении на горизонтальной поверхности. Для крепления к потолочному кронштейну в днище проектора вделаны 3 металлические втулки с резьбой.

Bottom

Крышки отсека лампы и воздушного фильтра находятся на днище, но они не заходят за треугольник крепежных отверстий, поэтому возможно существуют потолочные кронштейны, конструкция которых позволяет менять лампу и вынимать фильтр для чистки/замены без демонтажа проектора с кронштейна. Воздух для охлаждения внутренностей забирается через многочисленные решетки (но не самом днище) и выдувается через две симметричные решетки в передней части корпуса (в основном через правую).

Пульт

Remote control

Теперь пульт больше соответствует проектору, так как стал черным. За исключением отсутствия двух кнопок этот пульт ничем не отличается от пульта к Sony VPL-VW80. Дизайн выполнен в фирменном стиле, включая ребристость на нижней поверхности. По бокам — вставки из пластика с серебристым покрытием. Пульт удобно лежит в руке. Кнопок много (из-за кнопок управления плеером), однако самые нужные, включая группу с навигационной четырехпозиционной кнопкой в центре и три кнопки-качалки для быстрого изменения самых важных настроек изображения, легко находятся на ощупь. Есть достаточно яркая синяя светодиодная подсветка всех кнопок, кроме трех в первом ряду, которые фосфоресцируют.

Remote control   Remote control

Коммутация

Проектор оснащен привычным набором видеовходов, в том числе двумя HDMI-входами. Разъем mini D-sub 15 pin универсальный — он совместим как с компьютерными VGA-сигналами, так и с компонентными цветоразностными и GBR-видеосигналами. Тип видеосигнала на этом разъеме определяется автоматически, но можно указать его принудительно. Переключение между источниками осуществляется перебором всех с помощью кнопки INPUT на корпусе проектора или на пульте. При этом если включена функция автопоиска, то проектор автоматически пропускает неактивные входы. С пульта по идее можно управлять подключенным по HDMI оборудованием, однако Blu-ray-плеер Sony BDP-S300 на команды с пульта проектора ни как не реагировал. Интерфейс RS-232C, по всей видимости, предназначен для удаленного управления (в описании упоминается про поддержку протокола AMX) и обновления прошивки.

Меню и локализация

В меню используется читаемый ровный шрифт. Навигация удобная и экономная. При настройке параметров, влияющих на изображение, на экран выводится минимум информации — только список режимов или ползунки, — что облегчает настройку картинки.

OSD

В нижней строчке выводится подсказка по функциям кнопок. Есть русская версия меню, перевод адекватный, разве что сокращений многовато.

OSD

Управление проекцией

Фокусировка и изменения фокусного расстояния осуществляются двумя ребристыми кольцами на объективе (кольцо зума имеет выступ-рычажок). Двумя колесиками регулируется положение объектива относительно матрицы (сдвиг до 65% от высоты проекции вверх и вниз по вертикали и до 25% от ширины вправо-влево по горизонтали). Граница допустимого положения объектива представляет собой ромб, т.е. при сдвиге по горизонтали диапазон сдвига по вертикали уменьшается и наоборот. Есть функция ручной цифровой коррекции трапецеидальных искажений. Защита объектива от пыли обеспечивается полупрозрачной крышкой, одевающейся на объектив и никак не прикрепленной к корпусу.

Lens

Несколько режимов геометрической трансформации позволят оптимальным образом подогнать картинку под формат экрана:

OSD

Нормальный (Normal) — изображение без искажений увеличивается на весь экран, оптимально для просмотра фильмов в формате 4:3, Полный (Full) — картинка увеличивается и растягивается до соотношения 16:9, идеально для анаморфированных фильмов, Увеличение (Zoom) — изотропное увеличение до ширины экрана, подходит для формата LetterBox, Шир. увелич. (Wide Zoom) — то же что и Full, но с чуть большим растяжением по вертикали, так, что верх и низ немного обрезаются. В случае компьютерных сигналов выбор сокращается до 3-х: Полный 1 (Full 1) — увеличение до границ проекции с сохранением исходных пропорций, Полный 2 (Full 2) — увеличение на всю область проекции, и Увеличение. В режиме Увеличение картинку можно растягивать/сжимать в вертикальном направлении и перемещать видимую часть вверх-вниз.

Есть функция обрезки краев картинки Изобр. вне экр. (Over Scan), при этом для режимов 1080 можно отключить увеличение, чтобы избежать интерполяции. Дополнительно функция Гашение (Blanking) позволяет избирательно подрезать область проекции по четырем сторонам. Функция Вырав. панели (Panel Alignment) практическую значимость почти не имеет, так как позволяет юстировать сведение цветов исключительно программным способом. Как правило, физически панели и так сведены идеально, а если налицо явное несведение, то это означает брак, и проектор подлежит ремонту.

В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор среднефокусный, а при максимальном фокусном расстоянии объектива скорее длиннофокусный, поэтому при фронтальном проецировании его лучше располагать примерно на линии первого ряда зрителей или за ней.

Настройка изображения

Стандартный набор настроек — Контраст, Яркость, Цветность (насыщенность), Оттенок, Цвет. темп. (Высокий, Средний, Низкий и 4 настраиваемых профиля) и Резкость — дополнен выбором режима работы диафрагмы (два автоматических с тремя уровнями скорости и ручная регулировка), регулировками функций подавления видеошума и устранения артефактов MPEG-компрессии, включением продвинутого деинтерлейсинга, подстройкой детализации в тенях и выбором профиля гамма-коррекции.

OSD

OSD  OSD

OSD  OSD

Функция RPC (Real Color Processing) позволяет производить селективную подстройку выбранных цветов.

OSD

Настройку Цвет. прост-во, влияющую на цветовой охват, можно оставить на Широкий, так как при этом цвета становятся жуть живее, но еще не выглядят попугайскими. При включенном x.v.Color поддерживается цветовое пространство xvYCC. (В зависимости от текущего режима и типа подключения некоторые настройки могут быть недоступны.)

OSD

Выбрав для параметра Рег. Лампы значение Низкий, можно уменьшить яркость лампы, а заодно и шум от системы вентиляции. Сочетания настроек хранятся в трех предустановленных, но редактируемых профилях и в трех пользовательских профилях. Также настройки изображения сохраняются для каждого типа подключения. Кнопкой RESET на пульте можно вернуть текущий параметр к предустановленному значению.

Дополнительные возможности

Можно включить функцию автоматического перехода в режим с низким потреблением энергии (с выключенной лампой) после 10 минут отсутствия сигнала.

Измерение яркостных характеристик

Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.

Для корректного сравнения данного проектора с другими, имеющими фиксированное положение объектива, измерения проводились при сдвиге объектива вверх чуть больше чем на 50% (низ изображения находился немного выше на оси объектива). Результаты измерений для проектора Sony VPL-HW15 (если не указано обратное, то диафрагма максимально открыта, Цвет. темп. = Средний и включен режим высокой яркости):

Режим Световой поток, лм Потребление, Вт
   — 778 253
   Пониженная яркость 518 203
   Диафрагма закрыта 317
Равномерность +12%, -21%
Контрастность 430:1

Максимальный световой поток ниже паспортного значения (заявлено 1000 лм). Причину этого отклонения мы обнаружили уже во время теста проектора Sony VPL-VW85. Оказывается, при ручной регулировке диафрагмы при положении ползунка на максимальном значении диафрагма открывается не полностью. Для полного открытия диафрагмы нужно для параметра Усоверш. диафр выбрать значение Выкл. Равномерность хорошая. Контрастность высокая. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т.н. контрастность full on/full off.

Режим Контрастность full on/full off
4760:1
Диафрагма закрыта 6600:1
Включен режим Усоверш.диафр 20000:1

Даже при включенной динамической диафрагме (Усоверш.диафр) контрастность ниже заявляемого значения в 60000:1. Возможно, мы не включили нужный режим или не соблюли еще какие-то условия, при которых достигается максимальное значение контраста. Впрочем, высокие значения динамического контраста интересны скорее PR-специалистам, мы же отметим весьма высокое значение нативного (без использования динамической диафрагмы) контраста.

Принято считать, что контраст, определяемый по методике ANSI (в дальнейшем ANSI-контраст), характеризует качество оптической системы в целом и контраст на светлых сценах, тогда как контраст full on/full off, характеризует качество системы формирования изображения, т.е. контрастность самих матриц, а также контраст на темных сценах. В идеале и тот и другой контрасты должны быть высокими, но в реальности чаще наблюдается противоположная тенденция. Например, кинотеатральные DLP-проекторы с чипами DarkChip1 имеют контраст full on/full off порядка 1500:1 и ANSI-контраст 650:1, а кинотеатральные LCD-проекторы с VA-матрицами и LCoS-проекторы — full on/full off более 4000:1 и ANSI-контраст порядка 400:1 или даже меньше. Относительно невысокий ANSI-контраст в данном случае можно объяснить сложной оптической системой у LCD/LCoS-проекторов, приводящей к повышенному рассеянию и паразитной засветке темных участков изображения от светлых. Так что лучше высокий ANSI при низком full on/full off или высокий full on/full off при низком ANSI?

Наша позиция такова: при некотором значении контраста по ANSI (например, по достижении 300:1) дальнейшее его повышение не оказывает сильного влияния на качества изображения. Причин можно привести две: во-первых, при большой площади светлых участков темные объекты воспринимаются абсолютно черными (впрочем максимальным для человеческого зрения контрастом считается 1024:1), даже если яркость черного на них относительно высокая (эффект одновременного светового контраста); во-вторых, даже в подготовленном помещении при выводе светлых сцен засветка темных объектов из-за переотражения будет очень большая, что уберет разницу между высоким и низким ANSI-контрастом. Наоборот, чем выше контраст full on/full off тем лучше, так как на темных сценах глаз человека адаптируется к низкой освещенности и легко различает разницу в уровне черного. Остается один вопрос: как контрастность full on/full off вообще может характеризовать уровень черного на темных сценах, если она измеряется при последовательном выводе белого и черного поля, а значит никак не характеризует контрастность в кадре?

Для ответа на этот вопрос можно попробовать измерять контраст на реальных кадрах, но для повышения метрологических характеристик метода лучше воспользоваться тестовыми модельными шаблонами с различным соотношением площадей белого и черного в кадре. Мы воспользовались шаблонами, предлагаемыми на ветке конференции AVS. Только слегка их модифицировали, убрав черную центральную точку на шаблонах для измерения освещенности белого поля.

Шаблоны представляют собой пары с одинаковым соотношением площадей белого и черного, а в каждой паре в центре первого находится белый квадрат, на котором измеряется освещенность белого, тогда как в центре второго из пары выводится черное поле для измерения освещенности черного поля. Плюс модифицированный для измерений в центре ANSI-шаблон. Эти особенности шаблонов позволяют с одной стороны проводить серию измерений при фиксированном положении измерительной головки люксметра, с другой позволяют определить контрастность при различных соотношениях черного и белого в кадре.


0,1% белое поле.

0,1% черное поле.

20% белое поле.

20% черное поле.

Модифицированный ANSI.

Модифицированный ANSI.

Результаты для двух серий измерений — с открытой диафрагмой и с закрытой — приведены на графиках ниже. Отметим, что для точки с площадью белого 0,1% яркость белого была взята из результатов для точки 0,2%, так как рабочая площадь сенсора не была полностью перекрыта белым квадратом с площадью 0,1%. Это допустимо, так как разница в освещенности белого между двумя соседними парами шаблонов очень маленькая.

Contrast

Видно, что по мере увеличения площади белого контрастность быстро падает и приближается к ANSI, но первая точка (0,1% белого) близка к значению full on/full off. Таким образом, контраст full on/full off можно считать характеристикой реального контраста в кадре при очень небольшой площади белого.

Для описания зависимости контраста от площади белого мы предлагаем простую модель. Допустим, что освещенность белого (W) поля не зависит от площади белого (на самом деле это не совсем так), а освещенность черного состоит из двух слагаемых: определяемого контрастностью full on/full off (фиксированная доля от освещенности белого поля) и прямопропорциональной площади белого доли от освещенности белого поля:

C = W / (W/K1 + Pw*W/K2)

Где: C — контраст при данном отношении площадей белого и черного, W — освещенность белого поля, (W/K1 + Pw*W/K2) — освещенность черного поля, K1 — контраст full on/full off, Pw — доля белого поля (для ASNI шаблона она равен 0,5), K2 — коэффициент, определяющий засветку черного поля от белых участков для данного типа шаблонов и в данной точке.

Непосредственно не определяется только K2, но его можно вычислить, используя измеренную величину ANSI-контраста. На удивление, даже такая простая модель хорошо согласуется с полученными данными:

Contrast

Отклонения можно объяснить тем, что шаблоны для разных площадей белого отличаются не только площадью, но и геометрией расположения объектов. Если предложенная модель будет хорошо работать и для других проекторов, с другими значениями full on/full off и ANSI-контраста, то это будет доказательством того, что для оценочной характеристики контраста в реальных кадрах достаточно измерять только два параметра — контраст full on/full off и ANSI-контраст.

Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 256-ти оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255). График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами.

256

Тенденция роста прироста яркости сохраняется во всем диапазоне и каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего. Аппроксимация полученной гамма-кривой дала значение показателя 2,11 (при выключенной гамма-коррекции), что немного ниже стандартного значения 2,2. При этом реальная гамма-кривая практически совпала с экспоненциальной функцией (коэффициент детерминации равен 0,99998).

Звуковые характеристики

Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления от системы охлаждения получены по нашей методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.

Режим Уровень шума, дБА Субъективная оценка
Высокой яркости 28 Очень тихо
Пониженной яркости 24,5 Очень тихо

В режиме пониженной яркости этот проектор можно назвать практически бесшумным. В режиме высокой яркости уровень шума повышается незначительно. Динамическая диафрагма работает очень тихо, фактически ее слышно, только если прижаться ухом к корпусу проектора.

Тестирование видеотракта

VGA-подключение

При VGA-подключении разрешение 1920 на 1080 пикселей не поддерживается. В режиме 1280 на 720 все нормально, его-то и можно использовать для просмотра фильмов при VGA-подключении. Оттенки на шкале серого различаются от 0 до 255 с шагом через 1.

DVI-подключение

При подключении к DVI-выходу видеокарты компьютера (с помощью кабеля-переходника с HDMI на DVI) поддерживаются режимы вплоть до 1920 на 1080 пикселей включительно при 60 Гц кадровой частоты. Белое поле выглядит равномерно освещенным и не имеет цветовых разводов. Черное поле равномерное, бликов и цветных разводов нет. Геометрия идеальная. Детали различаются как в тенях, так и в светах (на растяжке серого различимы оттенки от 0 до 255 с шагом через 1). Шкала серого равномерно серая, ее небольшой цветовой оттенок определяется выбранной цветовой температурой. Цвета яркие и правильные. Четкость очень высокая (параметр Резкость лучше уменьшить до 0). Тонкие цветные линии толщиной в один пиксель выводятся без потери цветовой четкости. Хроматические аберрации объектива минимальны — ширина цветной каймы в углах не превышает 0,5 пикселя.

Pixels

Темная граница между пикселями практически отсутствует. Стоит отметить очень высокую разрешающую способность объектива и отличную равномерность фокусировки. При сдвиге объектива и изменении фокусного расстояния качество изображения существенно не меняется.

HDMI-подключение

HDMI-подключение тестировалось при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. Поддерживаются режимы 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i и 1080p@24/50/60 Гц. Картинка четкая, цвета правильные, оверскан отключается, есть реальная поддержка режима 1080p при 24 кадр/с. Тонкие градации оттенков различаются как в тенях, так и в светах. Яркостная и цветовая четкости всегда очень высокие.

Работа с источником композитного и компонентного видеосигнала

Качество аналоговых интерфейсов (композитного, S-Video и компонентного) высокое. Четкость изображения соответствует возможностям интерфейсов и типу сигнала. Тестовые таблицы с градиентами цветов и со шкалой серого не выявили каких-либо артефактов изображения. Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются. Цветовой баланс правильный. При композитном подключении на неподвижных объектах почти полностью подавляются цветовые артефакты.

В случае чересстрочных сигналов и если параметр Режим фильма установлен в Авто, проектор пытается полностью восстановить исходный кадр, используя смежные поля. В случае сигналов 576i/480i и 1080i проектор обычно правильно склеивал кадры как в случае чередования полей 2-2, так и 3-2 (срывы случались, но редко), и только в очень сложных случаях иногда проскакивала характерная «расческа». Для видеосигналов обычного разрешения выполняется сглаживание зубчатых границ объектов, для 1080i — нет. Функции шумоподавления работают неагрессивно, не доводя процесс улучшения картинки до появления артефактов.

Определение времени отклика и задержки вывода

Лампа, как видимо и у всех LCD/LCoS-проекторов, работает в импульсном режиме. Однако высокая частота (примерно 180 Гц), характер модуляции и относительно небольшой размах импульсов гарантируют, что никто и никогда не заметит мерцания лампы.

White
Яркость от времени.

Правда, при вычислении времен отклика импульсы на графиках пришлось сгладить, что, видимо, привело к некоторому увеличению времен отклика. Время отклика при переходе черный-белый-черный составило 8,9 мс (6,6 вкл. + 2,3 выкл.). Для полутоновых переходов среднее суммарное время отклика составило 11,3 мс. Такой скорости матриц вполне достаточно как для просмотра фильмов, так и для игр в динамические игры. Кроме того, мы исследовали, как работает динамическая диафрагма.

Diaphragm

В быстром режиме диафрагма срабатывает примерно за 0,5 с, а в самом медленном — примерно за 4 с. Никакого различия между режимами Авто 1 и Авто 2 мы не обнаружили. Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора составила около 22 мс как при VGA-, так и при HDMI(DVI)-подключении. Это небольшое значение задержки.

Выводы

Проектор VPL-HW15 является слегка усовершенствованным вариантом VPL-HW10. Внешне самым кардинальным изменениям подвергся пульт ДУ. Из улучшений важных характеристик самого проектора отметим увеличение контрастности и уменьшение уровня шума от системы вентиляции.

Достоинства:

  • высокое качество изображения (высокая контрастность, хорошая равномерность, отличная цветопередача);
  • очень тихая работа;
  • строгий дизайн корпуса;
  • 6 видеовходов, в т.ч. 2 HDMI;
  • вертикальный и горизонтальный сдвиг объектива;
  • прецизионный объектив;
  • удобный пульт ДУ с подсветкой;
  • русифицированное меню.

Недостатки:

  • не поддерживается разрешение 1920 на 1080 при VGA-подключении.


Экран Draper Ultimate Folding Screen 62"x83" предоставлен компанией CTC CAPITAL
Blu-ray-плеер Sony BDP-S300 предоставлен компанией SONY Electronics





Дополнительно

iXBT BRAND 2016

«iXBT Brand 2016» — Выбор читателей в номинации «Процессоры (CPU)»:
Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.