Несколько хаотичный перебор моделей из кинотеатральной линейки проекторов Sony (VPL-VW40 и VPL-HW10) привел нас к почти топовой модели VPL-VW80, выше которой — только VPL-VW200 с ксеноновой лампой.
Содержание:
- Комплект поставки, технические характеристики и цена
- Внешний вид
- Пульт
- Коммутация
- Меню и локализация
- Управление проекцией
- Настройка изображения
- Дополнительные возможности
- Измерение яркостных характеристик
- Звуковые характеристики
- VGA-подключение
- DVI-подключение
- HDMI-подключение
- Работа с источником композитного и компонентного видеосигнала
- Тестирование функции интерполяции промежуточных кадров и вставки черного кадра
- Определение времени отклика и задержки вывода
- Выводы
Комплект поставки, характеристики и цена
Вынесены на отдельную страницу.
Внешний вид
Проектор большой и тяжелый. Солидный такой. Дизайн корпуса строгий, материал — пластик с черной матовой поверхностью за исключением верхней панели, которая имеет черное глянцевое, почти зеркально-гладкое покрытие с вкраплением мельчайших блесток. Покрытие это довольно устойчиво к появлению царапин. Декоративное кольцо, обрамляющее нишу объектива, выглядит как металлическое, но на самом деле тоже пластиковое. На верхней панели ближе к объективу расположены логотипы и два индикатора состояния.
Кнопки управления помещены на правую боковую поверхность под крышечку, которая медленно и неторопливо открывается при нажатии на кнопку с надписью PUSH OPEN.
Ниже, практически под днищем находятся интерфейсные разъемы и разъем питания.
При настольном размещении подключаться к этим разъемам очень неудобно, зато при потолочном размещении отходящие кабели будут заслонены корпусом проектора, а значит, кабельная крышка в принципе не понадобится. Разъем для замка Кенсингтона доступен снизу в переднем левом углу корпуса. ИК-приемников два — спереди и сзади (любой можно отключить в меню). Проектор оснащен двумя передними вывинчивающимися из корпуса ножками, позволяющими устранить небольшой перекос и/или немного приподнять переднюю часть проектора при его размещении на горизонтальной поверхности.
Для крепления к потолочному кронштейну в днище проектора вделаны 3 металлические втулки с резьбой. Крышки отсека лампы и воздушного фильтра находятся на днище, однако есть вероятность, что при использовании фирменного кронштейна проектор необязательно демонтировать с кронштейна для замены лампы и чистки/замены фильтра. Воздух для охлаждения внутренностей забирается через многочисленные решетки сзади и снизу и выдувается через две симметричные решетки в передней части корпуса. Узкая ребристая полоска, расположенная в передней части верхней панели, выполняет исключительно декоративную функцию (ну и пыль собирает).
Пульт
Пульт изготовлен из пластика с матовым черным покрытием. Дизайн выполнен в фирменном стиле, включая ребристость на нижней поверхности. По бокам — вставки из пластика с серебристым покрытием. Пульт удобно лежит в руке. Кнопок много (из-за кнопок управления плеером), однако самые нужные, включая группу с навигационным кольцом в центре и три кнопки-качалки, легко находятся на ощупь. Есть достаточно яркая синяя светодиодная подсветка всех кнопок, кроме трех в первом ряду, которые фосфоресцируют.
Коммутация
Набор видеовходов традиционен для данного класса проекторов - 4 аналоговых и парочка HDMI. Вход с разъемом mini D-sub 15 pin совместим как с компьютерными VGA-сигналами, так и с компонентными цветоразностными и GBR-видео.
Переключение между источниками осуществляется перебором всех с помощью кнопки INPUT на корпусе проектора или на пульте. При этом если включена функция автопоиска, то проектор автоматически пропускает неактивные входы. Экран с электромеханическим приводом можно подключить к выходу TRIGGER 1, а привод анаморфотного объектива, если кто на такой разорится, нужно подключать к выходу TRIGGER 2. Заявлена поддержка управления по HDMI — проектор может автоматически включаться при включении (запуске на воспроизведение) подключенного по HDMI-оборудования, наоборот, выключать подключенное оборудование при выключении, также с пульта проектора можно управлять воспроизведением и т.д.
Однако, подключенный Blu-ray-плеер Sony BDP-S300, хоть проектором и обнаруживался, но на команды никак не реагировал. Штатное предназначение интерфейса RS-232C — это загрузка пользовательских кривых гамма-коррекции с помощью программы ImageDirector3. К сожалению, имевшийся у нас COM-кабель не подошел, поэтому данную функцию мы не тестировали.
Меню и локализация
Шрифт меню ровный, читаемость хорошая. Навигация удобная и экономная. При настройке параметров, влияющих на изображение, на экран выводится минимум информации — только список режимов или ползунки, что облегчает настройку картинки. В нижней строчке выводится подсказка по функциям кнопок. Есть русская версия меню, перевод адекватный, разве что сокращений многовато.
Управление проекцией
При включении проектора раздается негромкое жужжание — это раздвигаются шторки, защищающие объектив от пыли. Фокус и трансфокатор оснащены электромеханическими приводами. Также с помощью электромоторов регулируется вертикальный и горизонтальный сдвиг объектива (до 65% от высоты проекции вверх и вниз по вертикали и до 25% от ширины проекции вправо и влево относительно центрального положения). В меню включается предохранительная блокировка от случайного изменения этих настроек. При регулировке оптики автоматически выводится тестовый шаблон, но такое поведение можно отключить, и проводить настройку, используя текущую картинку. Есть функция ручной цифровой коррекции вертикальных трапецеидальных искажений.
Режимов геометрической трансформации 5: Нормальный (Normal) — изображение без искажений увеличивается на весь экран, оптимально для просмотра фильмов в формате 4:3, Полный (Full) — картинка увеличивается и растягивается до соотношения 16:9, идеально для анаморфированных фильмов, Увеличение (Zoom) — изотропное увеличение до ширины экрана, подходит для формата LetterBox, Шир. увелич. (Wide Zoom) — то же что и Full, но с чуть большим растяжением по вертикали, так, что верх и низ немного обрезаются, Анаморф. объект (Anamorphic Zoom) — увеличение по вертикали так, что полосы при формате 2,35:1 уходят за область проекции, при этом для восстановления правильных пропорций нужно использовать опциональный анаморфотный объектив.
В случае компьютерных сигналов выбор сокращается до 3-х: Full1 — увеличение до границ проекции с сохранением исходных пропорций, Full2 — увеличение на всю область проекции, и Zoom. В режиме Zoom картинку можно растягивать/сжимать в вертикальном направлении и перемещать видимую часть вверх-вниз.
Функция Вырав. панели (Panel Alignment) отвечает за глобальное и локальное выравнивание панелей. При настройке принудительно выводится шаблон-сетка. К сожалению, выравнивание производится программным способом (сдвигаются сигналы соответствующих цветов), поэтому особой пользы от данной функции нет.
Есть функция обрезки краев картинки Изобр. вне экр. (Over Scan), при этом для режимов 1080 можно отключить увеличение, чтобы избежать интерполяции. Дополнительно функция Гашение (Blanking) позволяет избирательно подрезать область проекции по четырем сторонам.
В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор среднефокусный, а при максимальном фокусном расстоянии объектива скорее длиннофокусный, поэтому при фронтальном проецировании его лучше располагать примерно на линии первого ряда зрителей или за ней.
Настройка изображения
Стандартный набор настроек — Контраст, Яркость, Цветность (насыщенность), Оттенок, Цвет. темп. (Высокий, Средний, Низкий и 4 настраиваемых профиля) и Резкость — дополнен выбором режимов работы диафрагмы (два автоматических с тремя уровнями скорости и ручная регулировка), функциями подавления видеошума и устранения артефактов MPEG-компрессии, настройкой деинтерлейсинга, подстройкой контраста в тенях и выбором кривой гамма-коррекции (6 кривых, которые можно редактировать с помощью ImageDirector3).
Функция RPC (Real Color Processing) позволяет проводить селективную подстройку выбранных цветов.
Настройка Цвет. прост-во влияет на цветовой охват. В реальности можно оставить ее на Широкий, так как при этом цвета становятся жуть живее, но еще не выглядят попугайскими. Параметр Проекц. Кино (Film Projection) управляет функцией имитации кинопленки, а Улучш. движ (Motion Enhancer) — вставкой промежуточных кадров. (В зависимости от текущего режима и типа подключения некоторые настройки могут быть недоступны.) Выбрав для параметра Рег. Лампы значение Низкий, можно уменьшить яркость лампы, а заодно и шум от системы вентиляции.
Сочетания настроек хранятся в трех предустановленных, но редактируемых профилях, и в трех пользовательских профилях. Также настройки изображения сохраняются для каждого типа подключения.
Дополнительные возможности
Можно включить функцию автоматического перехода в режим с низким потреблением энергии после 10 минут отсутствия сигнала.
Измерение яркостных характеристик
Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.
Для корректного сравнения данного проектора с другими, имеющими фиксированное положение объектива, измерения проводились при сдвиге объектива вверх чуть больше чем на 50% (низ изображения находился немного выше на оси объектива). Результаты измерений для проектора Sony VPL-VW80 (если не указано обратное, то диафрагма максимально открыта, включен режим высокой яркости и объектив установлен на минимальное фокусное расстояние):
Световой поток | |
Режим Динамический | 795 лм |
Режим Динамический, диафрагма закрыта | 280 лм |
Режим Динамический, пониженная яркость | 500 лм |
Равномерность | +9%, -19% |
Контрастность | |
Режим Динамический | 480:1 |
Режим Динамический, диафрагма закрыта | 385:1 |
Максимальный световой поток соответствует паспортному значению (заявлено 800 лм). Равномерность очень хорошая. Контрастность высокая, выше, чем у топовых 3LCD-проекторов, и приближается к ANSI-контрастности кинотеатральных DLP-проекторов. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т.н. контрастность full on/full off.
Режим | Контрастность full on/full off |
Динамический | 11 800:1 |
Динамический, диафрагма закрыта | 18 700:1 |
Динамический, пониженная яркость | 10 300:1 |
Динамический, включен режим Advanced Iris 2 | 35 000:1 |
Это очень высокие значения. Контрастность full on/full off проектора Sony VPL-VW80 выше, чем у топовых 3LCD- и DLP-проекторов, и приближается к современным D-ILA-проекторам. Заметим, что субъективное восприятие контрастности изображения коррелирует как с ANSI-контрастностью, так и с контрастностью full on/full off. Первая определяет контраст ярких сцен, вторая — темных. Положительную роль играет и динамическая диафрагма, которая понижает уровень черного на темных сценах, тем самым, увеличивая субъективно воспринимаемый контраст. Также воспринимаемая глазом контрастность и глубина черного немного улучшаются за счет слабой (на уровне черного на экране) засветки вне области проекции, плавно уменьшающей свою интенсивность наружу от границы проекции.
Звуковые характеристики
Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления от системы охлаждения получены по нашей методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.
Режим | Уровень шума, дБА | Субъективная оценка |
Высокой яркости | 27,5 | Очень тихо |
Пониженной яркости | 25,5 | Очень тихо |
В режиме пониженной яркости этот проектор с практической точки зрения можно назвать бесшумным. В режиме высокой яркости уровень шума повышается незначительно.
Тестирование видеотракта
VGA-подключение
При VGA-подключении разрешение 1920 на 1080 пикселей не поддерживается. В режиме 1280 на 720 все нормально, его-то и можно использовать для просмотра фильмов при VGA-подключении.
DVI-подключение
При подключении к DVI-выходу видеокарты компьютера (с помощью кабеля-переходника с HDMI на DVI) поддерживается режимы вплоть до 1920 на 1080 пикселей включительно. Белое поле выглядит равномерно освещенным и не имеет цветовых разводов. Черное поле равномерное, бликов и цветных разводов не имеет. Геометрия идеальная. Детали различаются как в тенях, так и в светах (на растяжке серого различимы оттенки от 0 до 255 с шагом через 1). Шкала серого равномерно серая, ее небольшой цветовой оттенок определяется выбранной цветовой температурой. Цвета яркие и правильные. Четкость очень высокая (параметр Резкость лучше уменьшить до 0). Картинка выводится пиксель-в-пиксель без интерполяции. На тесте с цветными линиями в пиксель толщиной не видно никакого уменьшения цветовой четкости. Хроматические аберрации объектива незначительные — ширина цветной каймы в углах не превышает 0,5 пикселя. Темная граница между пикселями практически отсутствует. Стоит отметить очень высокую разрешающую способность объектива и отличную равномерность фокусировки — по всему полю проекции тончайшая граница между пикселями имеет идеальную четкость.
Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 256-ти оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) в режиме Натуральный при Контраст = 81, Яркость = 69. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами (яркость белого поля принята за 100%).
От 0 до 255 яркость следующего оттенка всегда выше предыдущего. При этом наблюдается значимая разница в яркости ближайших к черному оттенков, что иллюстрирует график ниже.
С одной стороны данное свойство обеспечивает хорошее различение тонких градаций в тенях, что особенно важно для проекторов с высокой контрастностью, с другой стороны повышается важность точной настройки уровня черного, так как при ошибке на один шаг по оттенку или детализация уменьшится или контраст. Аппроксимация полученной гамма-кривой дала показатель 1,97, что меньше стандартного значения 2,2.
HDMI-подключение
HDMI-подключение тестировалось в режимах 480p, 576p, 720p, 1080i и 1080p при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. В режимах 1080 яркостная и цветовая четкости соответствуют разрешению Full HD. Детали различаются как в тенях, так и в светах. В целом, цифровое подключение, по сравнению с компонентным аналоговым, характеризуется, прежде всего, очень высоким микроконтрастом (особенно в прогрессивных режимах).
Работа с источником композитного и компонентного видеосигнала
Яркостная четкость (ТВЛ) | ||
Композитный | 540 | Очень хорошо |
S-Video | 540 | Очень хорошо |
Компонентный (480/576, i/p) | более 540 | Отлично |
Компонентный (1080i) | 1080 | Очень хорошо |
Цветовая четкость (ТВЛ) | ||
Композитный | 130 | Отлично |
S-Video | 150 | Отлично |
Компонентный (480/576, i/p) | 270 | Отлично |
Компонентный (1080i) | 540 | Отлично |
Яркостная и цветовая четкости очень высокие. Тестовые шаблоны с градиентами цветов и со шкалой серого не выявили каких-либо артефактов изображения. Слабые градации оттенков хорошо различаются в тенях и на светлых участках изображения. Цветовой баланс правильный. При композитном подключении на неподвижных объектах почти полностью подавляются цветовые артефакты.
В случае чересстрочных сигналов параметр Режим фильма определяет режим работы функции деинтерлейсинга. При Выкл изображение выводится по полям, при Авто 1 — проектор пытается восстановить исходный кадр, используя пары полей, при Авто 2 по возможности выполняется преобразование 2-3. В режиме Авто 2 и в случае сигналов 576i/480i и 1080i проектор обычно правильно склеивал кадры как в случае чередования полей 2-2, так и 3-2 (срывы случались, но редко), и только в очень сложных случаях иногда проскакивала характерная «расческа». Для видеосигналов обычного разрешения выполняется сглаживание зубчатых границ объектов, для 1080i скорее нет, чем да. Функции шумоподавления работают неагрессивно, не доводя процесс улучшения картинки до появления артефактов.
Тестирование функции интерполяции промежуточных кадров и вставки черного кадра
При отображении меняющейся картинки в устройствах, основанных на использовании жидких кристаллов, как правило, происходит последовательная смена картинки одного кадра на картинку другого. Тогда как в телевизорах/мониторах с ЭЛТ и отчасти в DLP-проекторах и плазменных телевизорах в том или ином виде присутствует темновая фаза, отделяющая один кадр от другого. В итоге, каким бы ни было малым время отклика на ЖК-дисплеях, объекты в движении выглядят смазанными. Как мы уже отмечали, бороться с этим можно двумя способами: повышать количество фаз движения или имитировать работу ЭЛТ-монитора, вставляя темновую фазу. В проекторе Sony VPL-VW80 реализованы оба.
За вставку черного кадра отвечает функция Проекц. Кино. Эффект в большей степени проявляется при выборе Режим 1 — четкость движения на синтетических тестах повышается почти до четкости ЭЛТ-монитора. Однако в этом режиме сильное мерцание очень сильно утомляет глаза, тогда как в Режим 2 и Режим 3 увеличение четкости движения незначительное. Графики яркости ниже показывают, как отображается белое поле при различных значениях параметра Проекц. Кино.
Выкл. | Режим 3 |
Режим 2 | Режим 1 |
По вертикальной оси — яркость, по горизонтальной — время в мс. |
В общем, можно сделать вывод, что функция эта работает, но практического значения не имеет.
Функция интерполяции промежуточных кадров в русском варианте меню называется Улучш. движ. При ее включении плавность движения и четкость объектов в движении возрастают, картинка становится приятнее для глаз. Артефакты по краям двигающихся объектов присутствуют, но в глаза не бросаются. При изменении уровня от Низкий до Высокий возрастает скорость движения в кадре, для которого выполняется интерполяции. Лучше, видимо, использовать Высокий, так как при этом на не очень быстрых движениях строба нет, а строб на очень быстрых движениях заметен несильно. Кстати, именно из-за того, что очень быстрые движения выводятся без промежуточной прорисовки эффект телевизионного сериала (как при съемке на видеокамеру с чересстрочной разверткой) выражен не очень сильно.
Определение времени отклика и задержки вывода
Лампа, как видимо и у всех LCD/LCoS-проекторов, работает в импульсном режиме. Однако высокая частота (примерно 180 Гц), большая скважность (отношение ширины импульса к периоду) и относительно небольшой размах импульсов гарантируют, что никто и никогда не заметит мерцания лампы. Правда, при вычислении времен отклика импульсы на графиках пришлось сгладить, что, возможно, привело к некоторому увеличению времен отклика.
Время отклика при переходе черный-белый-черный составило 6,3 мс (3,3 вкл. + 3,0 выкл.). Для полутоновых переходов среднее суммарное время отклика составило 8,2 мс (графики вынесены в приложение). Такой скорости матриц вполне достаточно как для просмотра фильмов, так и для игр в динамические игры.
Кроме того, мы исследовали, как работает динамическая диафрагма. В быстром режиме диафрагма срабатывает примерно за 250 мс, в рекомендованном — за 800 мс, а в самом медленном — примерно за 4 с. Диафрагма работает очень тихо, ее слабое шуршание можно услышать, только прижавшись ухом к корпусу проектора. График ниже демонстрирует различие между режимами Авто 1 и Авто 2.
На графиках отображен момент переключения с черного поля на белое.
Для наглядности графики сглажены.
В первом диафрагма на темных кадрах уменьшает световой поток в большей степени. Отметим, что из-за плавного и достаточно быстрого изменения светового потока при работе диафрагмы в режимах Рекомендовано и Быстро нет никакого неестественного изменения яркости при переходе от светлых сцен к темным и наоборот.
Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора при HDMI(DVI)-подключении составила около 43 мс при выключенном Улучш. движ и 51 мс при включенном. Эти величины задержки некритичны.
Выводы
Проектор Sony VPL-VW80 демонстрирует рекордное сочетание высокой ANSI-контрастности и контрастности, определенной методом full on/full off, что положительно сказывается на качестве изображения. Функция вставки черного кадра вряд ли будет востребована, но интерполяция промежуточных кадров реально улучшает отображение движения в кинофильмах, заодно и снижает нагрузку на зрение. По совокупности характеристик данный проектор может служить основой для создания домашнего кинотеатра высшего класса.
Достоинства:
- Высокое качество изображения (высокая контрастность, хорошая равномерность, отличная цветопередача)
- Функция вставки промежуточных кадров
- Практически бесшумная работа
- Высокое качество объектива
- Стильный корпус
- Электромеханические приводы объектива и автоматическая шторка
- Удобный пульт ДУ с подсветкой
- Русифицированное меню
Недостатки:
- Не поддерживается разрешение 1920 на 1080 при VGA-подключении