Кинотеатральный Full HD D-ILA-проектор
JVC DLA-HD550


В феврале 2010 года компания JVC представила новую линейку кинотеатральных проекторов (см. новость). В линейку входят три проектора, внешне очень похожих, но различающихся значениями нативной контрастности от 30 000:1 в младшей модели DLA-HD550 до 70 000:1 в старшей DLA-HD990. Разумеется, во всех трех изображение формируется с помощью фирменной технологии D-ILA.

Содержание:

Комплект поставки, характеристики и цена

Вынесены на отдельную страницу.

Внешний вид

Projector, general view

Так же как и в случае DLA-HD350 модель DLA-HD550 выпускается в двух модификациях — в белом и в черном корпусе. Соответственно, обозначение модели дополнено буквой B — черный корпус — или W — белый. Полное название побывавшей у нас на тестировании модели имеет вид DLA-HD550-BE (E — европейская модель). Как следует из этого обозначения и видно на фотографиях, на этот раз нам достался проектор в черном корпусе. Корпус проектора имеет слегка скругленные очертания и вытянут вдоль оси объектива. Материал корпуса — это пластик с черным блестящим, но не идеально гладким покрытием. Покрытие это относительно устойчиво к царапинам, мелкие повреждения и следы от пальцев в глаза не бросаются. Кольцо вокруг ниши объектива — металлическое. На верхней панели находятся кнопки управления и индикаторы состояния.

Control panel

Спереди — окошко ИК-приемника и воздухозаборная щель.

Front

Сзади — крышка отсека лампы с логотипом и окошко второго ИК-приемника.

Rear

На правом боку — решетка, через которую выдувается теплый воздух. В нише на левом боку расположены интерфейсные разъемы, рядом в отдельной нише — разъем питания.

Left

Еще парочка воздухозаборных решеток вынесены на днище, одна из которых оснащена сменным воздушным фильтром. Все четыре ножки на днище вывинчиваются из корпуса (примерно на 10 мм), что позволяет выровнять проектор при его размещении на горизонтальной поверхности. Для крепления к потолочному кронштейну эти ножки нужно выкрутить совсем и использовать освободившиеся резьбовые отверстия. Лампу и воздушный фильтр можно менять, не снимая проектор с потолочного кронштейна.

Пульт

Remote control

Пульт не очень большой. Верхняя половина изготовлена из пластика с серебристым покрытием, нижняя — из черного пластика с матовым покрытием типа «Soft touch», на ощупь напоминающим резину. Пульт удобно ложится в руку. Кнопки некрупные, подписи контрастные, но немного мелковаты. Есть достаточно яркая светодиодная подсветка, включающаяся небольшой круглой и фосфоресцирующей кнопочкой LIGHT. Включение и выключение проектора разнесены на две разные кнопки.

Remote control    Remote control

Коммутация

Connectors

Проектор оснащен двумя HDMI-входами версии 1.3a, компонентным, S-Video и композитным входами. VGA-входа нет. Для подключения источника SCART-RGB-видеосигнала потребуется переходник со SCART на 4 RCA-разъема, которые подключаются одновременно к компонентному и композитному входу, а в меню нужно будет включить соответствующий режим. Также к компонентному входу можно подключать источники RGB-сигнала с синхронизацией в зеленом канале. Над HDMI-разъемами находятся втулки с резьбой, предназначенные для фиксации HDMI-кабелей с винтовыми зажимами. Переключение между источниками осуществляется перебором с помощью кнопки INPUT на корпусе проектора или непосредственно пятью кнопками на пульте, каждая на свой вход. Автоматического распознавания активного подключения нет. В том случае, если автоматическое определение параметров видеосигнала работает неверно, в меню можно принудительно указать некоторые характеристики видеосигналов (например, яркостный диапазон для HDMI). Проектор поддерживает управление по HDMI, видимо, все ограничено просто включением при включении подключенного источника сигнала. Проектором можно управлять по интерфейсу RS-232C, в руководстве приведены распайка разъема, характеристики протокола и команды.

Меню и локализация

Меню имеет строгий профессиональный дизайн. Шрифт меню удобочитаемый, хотя, может и несколько мелковатый. Навигация удобная, внизу страниц выводится подсказка по функциям кнопок. При настройке параметров, влияющих на изображение, меню можно убрать, оставив только одну строчку с ползунком, при этом параметры перебираются стрелками вверх и вниз.

OSD

Есть русская версия меню, перевод никаких нареканий не вызывает.

OSD

К проектору прилагается напечатанное руководство на русском языке.

Управление проекцией

Lens

Все, что имеет отношение к объективу оснащено электромеханическими приводами: пылезащитная шторка (отодвигается при включении проектора и задвигается при выключении), механизмы фокусировки, трансфокатора и сдвига. Шторка объектива перемещается с весьма громким звуком, но, согласно корпоративной легенде, сделано это специально, чтобы пользователь, не заглядывая в объектив, знал, когда крышка открывается и закрывается. Сдвигать объектив можно так, что картинка смещается максимум на 80% от высоты проекции вверх и вниз по вертикали и на 34% от ширины проекции вправо и влево по горизонтали относительно центрального положения. При сдвиге по горизонтали уменьшается диапазон сдвига по вертикали и наоборот. Для облегчения настройки проекции на экран автоматически выводится тестовый шаблон (его можно отключить), также несколько видов шаблонов выводятся при нажатии на кнопку TEST пульта или с помощью меню установок. Чтобы случайно не изменить настройки объектива, можно включить блокировку изменения фокуса, зума и сдвига.

OSD

Удерживая нажатой неприметную кнопочку на днище, можно вручную сдвигать шторку объектива, чтобы, например, почистить его при выключенном проекторе. Есть функция цифровой коррекции вертикальных и горизонтальных трапецеидальных искажений.

Основных режимов геометрической трансформации три: 4:3 — изображение приводится к формату 4:3 и увеличивается до ближайших границ области проекции; 16:9 — картинка увеличивается до границ области проекции и при необходимости растягивается до соотношения 16:9, идеально для анаморфированных фильмов; Увеличение — изотропное увеличение до ширины области проекции, подходит для формата LetterBox. Включение режима V-Stretch немного растягивает картинку по вертикали так, что полосы при формате 2,35:1 уходят за область проекции, при этом для восстановления правильных пропорций нужно использовать опциональный анаморфотный объектив-насадку.

OSD

Настройки Оверскан и Маскировка помогут избавиться от помех по периметру изображения. Первая применима для сигналов с разрешением меньше HD, при ее включении картинка немного увеличивается так, что по 2,5% оказывается за областью проекции. Вторая доступна для HD сигналов и позволяет на 2,5 или 5% обрезать картинку по периметру без увеличения, а значит и без интерполяции. Вывод изображения временно приостанавливается кнопкой HIDE. В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор среднефокусный, а при максимальном фокусном расстоянии объектива скорее длиннофокусный, поэтому при фронтальном проецировании его лучше располагать примерно на линии первого ряда зрителей или за ней.

Настройка изображения

Кроме привычных настроек в проекторе есть продвинутая регулировка цветовой температуры (без коррекции, 4 предустановленных и 3 пользовательских профиля)

OSD

и еще более продвинутая регулировка гривой гамма-коррекции (5 встроенных и 3 пользовательских профиля).

OSD

Также присутствуют двухпараметрическая настройка контурной резкости, три настройки, отвечающие за подавление видеошума (недоступны при HD и компьютерных сигналах) и регулировка (CTI), влияющая на четкость цветовых переходов (аналогичные ограничения). Параметр Диафрагма управляет диафрагмой объектива, которую можно закрывать с дискретностью в два шага. Новшеством являются параметры Clear Motion Drive и Настр. экрана, первый управляет функцией вставки промежуточных кадров, второй позволяет вводить легкую фиксированную коррекцию цветов под три типа экранов.

OSD

OSD

Выбрав режим пониженной яркости можно несколько уменьшить яркость и шум от системы охлаждения заодно. Есть функция сведения трех основных цветов, но она программная, поэтому имеет небольшую практическую ценность. Предустановленные сочетания настроек хранятся в 6-ти редактируемых профилях, еще 2 отведены под пользовательские сочетания.

OSD

Дополнительные возможности

Есть таймер (1, 2, 3 или 4 часа) на выключение при отсутствии команд от пользователя.

Измерение яркостных характеристик

Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.

Для корректного сравнения данного проектора с другими, имеющими фиксированное положение объектива, измерения проводились при сдвиге объектива вверх чуть больше чем на 50% (низ изображения находился немного выше на оси объектива), кроме того, объектив был установлен на минимальное фокусное расстояние. Результаты измерений для проектора JVC DLA-HD550 (если не указано иное, то Режим изображения = Динамичный, Цвет. температура = Яркий, Диафрагма = 3 (диафрагма открыта полностью), Мощность лампы = Высокая):

Световой поток в режиме
    980 лм
   Режим изображения = Кино2, Цвет. температура = 6500К 835 лм
   Диафрагма = 2 790 лм
   Диафрагма = 1 575 лм
   Мощность лампы = Нормальная 710 лм
Равномерность +9%, -18%
Контрастность 455:1

Максимальный световой поток практически соответствует паспортному значению (заявлено 1000 лм). В режиме без коррекции цветовой температуры яркость максимальная, но баланс цветов немного нарушен. Равномерность освещенности очень хорошая. Контрастность очень высокая. Напомним, что у предшественника в виде DLA-HD350 ANSI контраст составлял 285:1. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т.н. контрастность full on/full off.

Режим Контрастность
full on/full off
24 250:1
Диафрагма = 2 32 500:1
Диафрагма = 1 43 850:1

Full on/full off контрастность очень высокая и при закрытой диафрагме она даже больше заявленного значения в 30 000:1. Для оценки реального контраста в кадре при различных площадях белых полей мы провели серию дополнительных измерений с использованием набора шаблонов. Подробности описаны в статье про Sony VPL-HW15.

graph

Видно, что по мере увеличения площади белого контрастность сначала очень быстро падает, а затем медленно приближается к ANSI. Простая модель (приведена в статье про Sony VPL-HW15) хорошо совпадает с полученными данными, отклонения можно объяснить особенностями использованных шаблонов.

Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 256-ти оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) для различных профилей цветокоррекции и сопоставленных им по умолчанию профилей Гамма:

graph

График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами для профиля Натуральный, Гамма = Нормальная.

graph

Тенденция роста прироста яркости сохраняется во всем диапазоне, каждый следующий оттенок ярче предыдущего, но не всегда на значимую величину. Ближайший к черному оттенок (1, 1, 1) почти не отличим от черного, но при увеличении параметра Яркость всего на одно деление повышается яркость черного поля (что уменьшает контрастность) и нарушается плавный рост яркости среди ближайших к черному оттеков:

graph

Поэтому, настройку Яркость лучше оставить равной 0, тем более что при этом значении уровень черного правильно выставлен как для расширенного, так и для нормального диапазона HDMI (разумеется, если выставленный диапазон соответствует диапазону источника). Аппроксимация полученной гамма-кривой при Гамма = Нормальная дала значение показателя 1,98, что немного ниже стандартного значения 2,2. Впрочем, мы не исследовали богатые возможности ручной коррекции гамма-кривой.

В режиме высокой яркости потребление электроэнергии составило 280 Вт, в режиме пониженной яркости — 215 Вт, в режиме ожидания — 0,8 Вт.

Звуковые характеристики

Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления от системы охлаждения получены по нашей методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.

Режим Уровень шума, дБА Субъективная оценка
Высокой яркости 36 Тихо
Пониженной яркости 27,5 Очень тихо

Проектор тихий. Шум равномерный и не раздражает.

Тестирование видеотракта

DVI-подключение

При подключении к DVI-выходу (с помощью кабеля-переходника с HDMI на DVI) видеокарты компьютера поддерживается режим 1920 на 1080 пикселей. Картинка при DVI-подключении четкая, артефактов нет. Белое поле выглядит равномерно освещенным и не имеет выраженных цветовых разводов. Черное поле — черное. Геометрия практически идеальная — прогиб верхнего края вниз при большом смещении объектива вверх составляет всего пару миллиметров на 1,5 м ширины. Шкала серого равномерно серая, ее небольшой цветовой оттенок определяется выбранной цветовой температурой. Цвета яркие, правильные и насыщенные. Четкость очень высокая. Черно-белые сетки пикселей через 1 выводятся без артефактов и интерполяции. На тесте с цветными линиями в пиксель толщиной не видно никакого уменьшения цветовой четкости. Хроматические аберрации объектива плюс несведение матриц незначительные — ширина цветной каймы на границах контрастных объектов не превышает 0,5 пикселя.

Pixels

При сдвиге объектива нет заметного ухудшения изображения. Фокусировка близка к идеальной.

HDMI-подключение

HDMI-подключение тестировалось при подключении к Blu-ray-плеера Sony BDP-S300. Поддерживаются режимы 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i и 1080p@24/50/60 Гц. Картинка очень четкая, цвета правильные, оверскан отключается, есть реальная поддержка режима 1080p при 24 кадр/с. Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются.

Работа с источником композитного и компонентного видеосигнала

Качество аналоговых интерфейсов (композитного, S-Video и компонентного) высокое. Четкость изображения практически соответствует возможностям интерфейсов и типу сигнала, только при композитном и S-Video-подключении яркостная четкость немного ниже, чем могла бы быть. Тестовые таблицы с градиентами цветов и со шкалой серого не выявили каких-либо артефактов изображения. Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются. Цветовой баланс правильный.

Функции обработки видеосигнала

При композитном подключении на неподвижных объектах убирается характерный цветовой муар. При включенном параметре Режим кинопленки в случае чересстрочных видеосигналов (до 1080i включительно) проектор пытается составить кадр из смежных полей, что ему почти всегда удается, как при чередовании полей 2-2, так и 3-2. При значении Кино не только восстанавливаются исходные кадры, но они и выводятся с равной длительностью, что иногда снижает видимое стробирование. Присутствует эффективное сглаживание зубчатых границ объектов в случае чересстрочных сигналов обычного разрешения. Функции шумоподавления работают очень хорошо.

Тестирование функции интерполяции промежуточных кадров

Текущее поколение кинотеатральных проекторов от JVC обзавелось функцией вставки промежуточных кадров. Ее тестирование проводилось как с использованием фрагментов фильмов, так тестовых изображений. Вставка кадров работает, если параметр Clear Motion Drive имеет значений Низкий или Высокий. В случае тестовых изображений разница между этими двумя режимами незначительна. Например, для двигающейся по кругу стрелки (одно деление за кадр) ее промежуточное изображение воссоздается примерно на одном и том же расстоянии от центра, иногда даже превышающем половину длины стрелки.

FC

При Низкий или Высокий и сигнале 1080p при 60 кадр/с на вертикальной мире, двигающейся в горизонтальном направлении, четкость в 1080 линий сохраняется при скорости 2 пиксель/кадр, а четкость в 540 линий — при 6 пиксель/кадр. При 1080p и 24 кадр/с — 3 и 6 пиксель/кадр, соответственно. Напомним, что без вставки кадров четкость в 1080 линий сохраняется при скорости 1 пиксель/кадр, а четкость в 540 линий — при 2 пиксель/кадр. На фрагментах реальных фильмов можно заметить, что при изменении от Низкий до Высокий повышается скорость движения, для которого выполняется вставка промежуточного изображения. В целом вставка кадров работает хорошо и эффект скорее положительный, но артефакты чуть более заметны, чем в случае ряда топовых кинотеатральных проекторов, побывавших у нас на тестировании.

Определение времени отклика и задержки вывода

Из-за довольно сильной высокочастотной модуляции яркости лампы достоверно определить время отклика не представляется возможным. Для перехода черный-белый-черный время включения приблизительно равно 7,4 мс, время выключения 3 мс.

Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора при HDMI(DVI)-подключении составила порядка 50 мс независимо от того, включена вставка кадров или нет.

Оценка качества цветопередачи

Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр X-Rite ColorMunki Design и комплект программ Argyll CMS (1.1.1).

Цветовой охват шире sRGB:

Gamut

И только при выборе профиля Кино1 он немного поджимается к границам sRGB:

Gamut

Видимо, для точного воспроизведения цветов нужно вручную немного уменьшать насыщенность цветов. Впрочем, даже без такой коррекции нельзя утверждать, что цвета слишком пересыщены. Ниже приведены спектры для белого поля (белая линия), наложенные на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов) для профиля Динамичный. Видно, компоненты хорошо разделены, за счет чего и достигается широкий цветовой охват.

Spectrum

Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр дельта E) в случае профилей Динамичный и Кино2.

CCT

DE

Видно, что в случае Кино2 почти на всей шкале серого цветовая температура близка к 6500 К, а дельта E меньше 10. Близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как цветопередача на самых темных участках не так важна, как в среднем диапазоне и в светах, да и погрешность определения параметров цветопередачи для них большая. Получается, что просто при выборе предустановленного профиля Кино2 цветопередача уже очень хорошая. При желании, пользователи могут подстроить цветопередачу самостоятельно, благо возможностей для этого предостаточно.

Выводы

Мы не будем утверждать, что проектор JVC DLA-HD550 отличается от предыдущей модели DLA-HD350 кардинальным образом, но появилась функция вставки кадров и, что не менее важно, существенно возросла ANSI-контрастность, которая характеризует контраст на светлых сценах. При контрастности full on/full off порядка 30 000:1 контраст на темных сценах как был великолепный у DLA-HD350, так и остался у DLA-HD550.

Достоинства:

  • Отличное качество изображения (высочайшая контрастность, очень хорошие равномерность и цветопередача, превосходная четкость)
  • Тихая работа
  • Эффективные функции обработки изображения: деинтерлейсинг, сглаживание, устранение шумов, вставка промежуточных кадров
  • Электромеханические приводы объектива и шторки
  • Механизм сдвига объектива и трансфокатор имеют большие рабочие диапазоны
  • Удобный пульт ДУ с подсветкой
  • Аккуратный дизайн корпуса
  • Русифицированное меню

Недостатки:

  • Нет VGA-входа и выхода для управления экраном


Экран Draper Ultimate Folding Screen 62"x83" предоставлен компанией CTC CAPITAL
Blu-ray-плеер Sony BDP-S300 предоставлен компанией SONY Electronics





Дополнительно

iXBT BRAND 2016

«iXBT Brand 2016» — Выбор читателей в номинации «Процессоры (CPU)»:
Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.