Кинотеатральный Full HD LCD-проектор
Panasonic PT-AE3000E


Проектор Panasonic PT-AE3000E представляет собой усовершенствованный вариант предыдущей модели PT-AE2000E. Впрочем, экстерьер и большая часть функций достались ему еще от первой модели семейства PT-AE1000E. Из значимых нововведений, прежде всего, хочется отметить функцию интерполяции промежуточных кадров, которая обещает повышение четкости и плавности движения в кинофильмах.

Содержание:

Projector, general view

Комплект поставки, характеристики и цена

Вынесены на отдельную страницу.

Внешний вид

Дизайн проектора очень строгий и стильный: прямые линии и углы, круги и вызывающая симметрия, украшательства отсутствуют. Корпус проектора изготовлен из пластмассы с черным матовым покрытием. Часть деталей корпуса объектива, как минимум внешняя блестящая окантовка — металлические. Съемная рифленая верхняя панель прикрывает отсек лампового блока и другие технологические элементы. Сверху находятся: 3 индикатора состояния, 2 воротка механизма сдвига объектива и логотип. Все интерфейсные разъемы и разъем для замка Кенсингтона расположены в неглубокой нише сзади и не выступают за габариты корпуса.

Rear panel

Под нишей, точно по центру находится стандартный трехштырьковый разъем питания. В данной модели отходящий кабель питания дополнительно фиксируется в гнезде специальным зажимом.

Lock

Видимо, это сделано, чтобы уменьшить вероятность выхода лампы из строя при случайном отсоединении кабеля питания. На левом боку: выключатель питания, рядом с ним — защелка кассеты сменного воздушного фильтра, и под крышечкой — кнопки управления.

Left

Control panel

На правом боку ничего нет. Основные воздухозаборные решетки находятся сзади, а решетки, через которые выдувается теплый воздух, — спереди.

Front

ИК-приемник только один — рядом с объективом. Чувствительности приемника и мощности пульта достаточно, чтобы управлять проектором, направляя пульт на экран, откуда отраженный сигнал достигает приемника. Передние, выкручивающиеся из корпуса, ножки помогут устранить небольшой перекос и/или немного приподнять переднюю часть проектора, когда он просто стоит на столе. Для крепления к потолочному кронштейну в днище проектора вделаны 4 металлические втулки с резьбой. Еще одно резьбовое отверстие предназначено для крепления страховочного тросика (идет в комплекте). Лампу и воздушный фильтр можно менять, не снимая проектор с потолочного кронштейна. За исключением небольших по площади решеток, поверхность корпуса гладкая, что облегчает чистку проектора от пыли, а отсутствие глянца делает мелкие повреждения и следы от пальцев менее заметными. Объектив  защищен от пыли солидной крышкой с фиксаторами, прикрепленной к корпусу шнурком. В качестве дополнительного аксессуара можно приобрести крышку-щиток на заднюю панель, скрывающую отходящие от проектора провода.

Пульт

Remote control

Внешне пульт похож на пульт от проектора Panasonic PT-AX100E. Он небольшой (138x48x28,35 мм, 125 г), удобно лежит в руке, кнопок на нем мало, при этом кнопки крупные, с контрастными удобочитаемыми обозначениями. В кнопках легко ориентироваться, в том числе и на ощупь. Есть светодиодная подсветка, включающаяся на несколько секунд при нажатии на любую кнопку.

Remote control    Remote control

Подсветка ровная и достаточно яркая. Кнопке FUNCTION можно присвоить одну из нескольких функций.

OSD

Пульт работает от двух элементов типа AA.

Меню и локализация

Меню проектора достаточно крупное, шрифт плотный, но читаемый. Все ключевые настройки находятся на страницах первого уровня. Навигация удобная и быстрая. При выходе из меню запоминается текущий активный пункт (до третьего уровня страниц), что позволяет быстро вернуться к регулировке настраиваемого параметра. При изменении любого параметра, влияющего на изображение, меню убирается с экрана, и остается только строчка внизу экрана (следующая/предыдущая настройка вызывается стрелками вверх-вниз, изменение — вправо-влево), что облегчает настройку картинки.

OSD

Настраивать изображение можно вообще без меню, так как кнопка PICTURE ADJUSTMENT напрямую вызывает строчку с настройкой (второе нажатие — настройки со второй страницы, перебор — стрелками вверх-вниз). Ползунки параметров имеют метки заводских значений (треугольник), а отклонение от них выделяется зеленым. Быстрый сброс к значению по умолчанию выбранного параметра или настроек на всей странице осуществляется кнопкой DEFAULT. Можно подобрать наиболее удобное положение меню на экране и выбрать стиль фона. Перевод терминов в русской версии экранного меню и в русском руководстве пользователя — близок к совершенству. Наконец-то, в русском шрифте меню буква У приобрела индивидуальность и стала отличаться от латинской Y! Правда, кириллица слегка сдвинута вниз относительно латинских букв и цифр, но это уже придирки.

Коммутация

Connectors

Проектор оборудован двумя компонентными входами и тремя входами HDMI. Кроме того, присутствуют традиционные компьютерный VGA, S-Video и композитные входы.

OSD

Они используются стандартным способом. Для входа HDMI можно выбрать яркостный диапазон. Есть функция автораспознавания активного подключения, срабатывающая при включении проектора. Проектором можно управлять по интерфейсу RS-232C. Распайка разъема, параметры протокола и список команд приведены в руководстве.

Управление проекцией

Lens

Объектив (HIGH FIDELITY уже третьего поколения) имеет сложную конструкцию (16 элементов в 12 группах) и содержит две асферичные линзы большого диаметра, и две линзы с ультранизкой дисперсией. Объектив оснащен электромеханическими приводами, поэтому фокусировка изображения на экране и изменение фокусного расстояния (размера изображения) осуществляются с пульта ДУ или кнопками на контрольной панели проектора. Для удобства фокусировки, на экран автоматически выводится первый из двух встроенных шаблонов, его можно поменять на второй или переключиться на текущее изображение. Фокус, зум и цифровой сдвиг можно запомнить в трех профилях с редактируемыми именами.

OSD

Два воротка на верхней панели позволяют сдвигать объектив так, что изображение при этом сдвигается максимум на 100% от высоты, вверх-вниз по вертикали. А также сдвигается на 40% от ширины вправо-влево по горизонтали, относительно центрального положения. В центральное положение объектив легко выставляется по легкой фиксации обоих воротков.

Режимов геометрической трансформации изображения много — 9. Для различных типов изображений (4:3, анаморфированное, LetterBox, в том числе и 14:9) можно подобрать наиболее оптимальный режим, позволяющий эффективно использовать площадь проекции с соотношением сторон 16:9 и вносящий наименьшие искажения в картинку. Как вариант просмотра картинки 4:3 на экране 16:9, можно использовать режим, растягивающий изображение до соотношения 16:9, но с минимальными искажениями в центре экрана. Если сочетание типа исходного изображения и режима приводит к тому, что часть картинки обрезается сверху и снизу, то в большинстве случаев стрелками вверх-вниз отображаемую часть картинки можно сдвигать в вертикальном направлении, чтобы, например, поместились субтитры. В случае сигналов высокого разрешения в режиме УВЕЛ. картинка немного увеличивается так, чтобы черные поля изображения 2,35:1 вышли за область проекции. Правый и левый край, естественно, немного обрезаются. Есть и ограничения — в зависимости от типа подключения и видеосигнала, доступно от 1 до 6 режимов. Переключение режимов — кнопкой на пульте или через меню. Если включена функция WSS, то проектор, обнаружив в компонентном PAL-сигнале соответствующий флаг, самостоятельно выберет нужный режим — 16:9 или 4:3.

Функция OVER SCAN позволяет немного увеличить изображение (10 шагов), так что края с «мусором» выйдут за границу проекции. Нажатие на кнопку FREEZE «замораживает» изображение на экране. Есть функция цифровой корректировки вертикальных трапецеидальных искажений (+/-30°).

В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, настольное / потолочное крепление). Проектор среднефокусный на минимальном фокусном расстоянии объектива, и длиннофокусный — на максимальном, поэтому при фронтальном проецировании его можно размещать примерно на линии первого ряда зрителей или за ними. Большие диапазоны оптического трансфокатора и сдвига объектива позволяют в очень широких пределах варьировать место установки проектора относительно экрана без заметного ухудшения качества изображения.

Настройка изображения

Профиль глобальной цветокоррекции (7 профилей) в значительной степени определяет цветопередачу и яркость (в 5-ти включается оптический фильтр Pure Color Filter Pro), поэтому настройку изображения лучше начинать с выбора значения пункта РЕЖИМ ИЗОБР. Затем можно подправить контрастность, яркость, насыщенность, оттенок, краевую резкость и цветовую температуру.

OSD

Скорректировать гамма-кривую, контрастность и яркость трех основных цветов можно на странице ДОП. НАСТР.

OSD

Если есть четкое представление, что нужно локально подправить в цвете, не затрагивая глобальную цветокоррекцию, то следует войти в систему УПР. ЦВЕТАМИ. Эта система позволяет, взяв за основу любой предустановленный профиль, выбрать на проецируемом в данный момент изображении до восьми опорных цветов, и скорректировать их, меняя насыщенность, оттенок и яркость индивидуально для каждого цвета.

OSD

На один профиль можно зарегистрировать до трех таких наборов пользовательских правок цветового баланса и персонализировать каждый своим именем.

На изображение влияют и функции ДИНАМ. ДИАФ. (динамическая диафрагма), ШУМОПОДАВЛ. (подавление видеошумов), MPEG-Ш/П (устранение артефактов компрессии), DETAIL CLARITY (повышение четкости цветовых переходов) и CINEMA REALITY (управление прогрессивным преобразованием). В случае xvYCC HDMI-сигналов можно включить автоматическую подстроку параметров. О наличии функции интерполяции кадров свидетельствует параметр ДОБАВЛЕНИЕ КАДРА (выключено, или один из двух режимов).

Настройку картинки может облегчить режим НАСТР РАЗДЕЛ, в котором выбранный участок изображения демонстрируется на экране в двух вариантах — до и после коррекции, при этом копии или просто расположены рядом или зеркально отражены.

Параметр МОЩН. ЛАМПЫ влияет на яркость лампы, при значении НОРМ она максимальная. Настройки изображения можно сохранить в 16-ти пользовательских профилях с редактируемыми именами. Текущие настройки автоматически сохраняются для каждого типа подключения и вида сигнала (PAL/NTSC).

При настройке изображения можно воспользоваться функцией ОСЦ. СИГН. — вывод на экран осциллограмм входного сигнала. Осциллограмм 8 видов: диаграммы по столбцам и графики строчек яркости, красного, зеленого и синего цветов. В случае графиков строчек, строка сканирования определяется положением передвигаемой горизонтальной линии. С помощью ОСЦ. СИГН. и тестовых шаблонов средствами проектора или источника сигнала удобно настраивать уровни яркости и уровни цветов. При этом нажатие на кнопку DEFAULT запустит автоматическую подстройку уровней. В руководстве описано, как пользоваться функцией ОСЦ. СИГН., не хватает только тестового диска в комплекте поставки.

Дополнительные возможности

Есть таймер отключения, от 60 мин до 240 с шагом в 30 мин, пункт РЕЖ.СНА.

OSD

Измерение яркостных характеристик

Измерения светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI, подробно описанной тут.

Для корректного сравнения данного проектора с другими, имеющими фиксированное положение объектива, измерения проводились при сдвиге объектива вверх, примерно, на 50% (низ изображения, примерно, на оси объектива). Результаты измерений для проектора Panasonic PT-AE3000E (если не указано иное, то включен режим ДИНАМ. ДИАФ., а мощность лампы высокая):

Световой поток
профиль ДИНАМ. 1520 лм
профиль ДИНАМ., ДИНАМ. ДИАФ. = ВЫКЛ 1070 лм
профиль ДИНАМ., МОЩН. ЛАМПЫ = ЭКОРЕЖИМ 1215 лм
профиль ЦВЕТ1 400 лм
профиль ЦВЕТ2 430 лм
профиль КИНО1 430 лм
профиль КИНО2 495 лм
профиль КИНО3 495 лм
профиль ОБЫЧНЫЙ 1015 лм
Равномерность +11%, -27%
Контрастность
профиль ДИНАМ. 210:1
профиль КИНО1 200:1

Световой поток фактически соответствует паспортному значению. Отключение динамического управления диафрагмой (ДИНАМ. ДИАФ. = ВЫКЛ) приводит к уменьшению яркости белого поля, то есть при этом диафрагма открывается не полностью. Равномерность приемлемая. Контрастность по тесту ANSI не очень высокая. Мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, так называемый контрастность full on/full off. Для профиля ДИНАМ. при отключенной динамической диафрагме она составила 3060:1, при включенной диафрагме — 52000:1. При включенной ДИНАМ. ДИАФ. изменение яркости происходит очень быстро, визуально никаких скачков не заметно. Действительно, измерения показали, что при переключении с черного поля на белое яркость возрастает до максимума, примерно, за 250 мс, так же быстро понижается яркость черного поля при переключении с белого.

Tr graph
Графики роста яркости при переключении с черного поля на белое при включенной и выключенной динамической диафрагме. Для наглядности графики сглажены.

Несмотря на невысокую, по современным меркам, ANSI-контрастность, картинка воспринимается как очень контрастная, а черный цвет очень глубокий. Как оказалось, на ярких сценах, при открытой диафрагме области экрана за границей проекции слегка засвечиваются так, что сравниваются по яркости с черным на картинке, например, с черными полосами сверху и снизу, в случае фильмов 2,35:1. То есть черный цвет в кадре не светлее, чем за его пределами, а в результате, глаз считает его абсолютно черным. В то же время на темных сценах диафрагма закрывается, засветка за периметром исчезает, а общая яркость понижается, что эффективно уменьшает яркость черного цвета, то есть увеличивает его глубину.

Звуковые характеристики

Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления получены по нашей методике, и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.

Режим Уровень шума, дБА Субъективная оценка
Максимальная яркость 32 Очень тихо
Пониженная яркость 27 Очень тихо

Проектор очень тихий. Характер шума от системы вентиляции не вызывает раздражения, а в режиме пониженной яркости проектор практически бесшумен. Механическая диафрагма работает очень тихо.

VGA-подключение

Тестирование проводилось при подключении к видеокарте NVIDIA Quadro FX 2000. В режиме 1920x1080p изображение сжато по горизонтали. В случае 1280 на 720 — все нормально. Цвета правильные, градации оттенков различимы на шкале серого от 0 до 247. Так как в режиме 1920x1080 не удалось добиться вывода 1:1 (возможно, из-за несовместимости с нашей видеокартой), то тестирование VGA-подключения на этом было завершено.

DVI-подключение

При подключении проектора к DVI-выходу видеокарты компьютера (с помощью кабеля-переходника) поддерживаются режимы вплоть до 1920x1080p при 60 Гц. Картинка идеальная. Изображение занимает всю площадь проецирования, а в режиме 1920x1080p, при отключенном оверскане картинка выводится пиксель-в-пиксель. Белое поле выглядит равномерно освещенным, но местами имеет едва заметную цветовую примесь. Черное поле — равномерное и бликов не содержит. Геометрия идеальная. Оттенки серого — серые, без вариации цветовой температуры (только при профиле ДИНАМ. баланс немного нарушается). При HDMI-УРОВ. = РАСШИР. слабые градации оттенков различимы в диапазоне от 0 до 245. Благодаря применению «фирменной» технологии Smooth Screen отсутствует сетка между пикселями, но при этом вертикальные цветные линии немного (примерно на 0,5 пикселя в обе стороны) расплываются. Ширина цветной каймы, возникающей из-за хроматических аберраций объектива, не превышает 0,5 пикселя, да и то в углах.

HDMI-подключение

HDMI-подключение тестировалось при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. Поддерживаются режимы: 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i и 1080p@24/50/60 Гц. Картинка четкая, цвета правильные, завал в светах и тенях не выходит за безопасные границы, оверскан отключается, есть реальная поддержка режима 1080p при 24 кадр/с. Яркостная четкость всегда очень высокая — ч/б полоски через пиксель четкие и контрастные. Цветовая четкость несколько ниже возможной.

Работа с источником композитного и компонентного видеосигнала

Яркостная четкость (ТВЛ)
Композитный 540 Очень хорошо
S-Video 540 Очень хорошо
Компонентный (480i/p, 576i/p) 540 Очень хорошо
Компонентный (1080i) 1080 Очень хорошо
Цветовая четкость (ТВЛ)
Композитный 110 Очень хорошо
S-Video 150 Отлично
Компонентный (480i/p, 576i/p) 270 Отлично
Компонентный (1080i) 340 Хорошо

Четкость изображения высокая, однако, при аналоговом подключении микроконтраст заметно ниже, чем при цифровом HDMI. Тестовые таблицы с градиентами цветов и со шкалой серого не выявили каких-либо артефактов изображения. Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются. Цветовой баланс правильный.

При выключенном параметре CINEMA REALITY для чересстрочных видеосигналов прогрессивное преобразование происходит по простому алгоритму: для неподвижных частей изображения (то есть совпадающих для двух-трех кадров) выполняется «честный» деинтерлейсинг, а меняющиеся — выводятся по полям.

При включенном режиме CINEMA REALITY проектор пытается составить кадр из смежных полей. Наши тестовые фрагменты с двигающимися мирами (преобразование 2-2 для PAL 25 и NTSC 30 кадров в секунду) выводятся преимущественно по полям, но в случае ряда тестовых фрагментов с диска HQV деинтерлейсинг выполняется правильно (2-2 на 30 кадров в секунду, другие «парные» преобразования и 3-2 на 24 кадра в секунду). В сомнительных случаях, чтобы избежать характерной «расчески» по краям двигающихся объектов, проектор выводит изображение по полям.

Функция подавления видеошумов (ШУМОПОДАВЛ.) мягко подавляет зернистую рябь, не допуская появления артефактов в виде хвоста из неубранного шума за движущимися объектами. Результат работы функции MPEG-Ш/П менее очевиден, только при максимальном уровне фильтрации изображение сильно замыливается. При масштабировании к разрешению матрицы, выполняется сглаживание — на диагоналях зубцов не видно.

Тестирование функции интерполяции промежуточных кадров

Тестирование проводилось как с использованием фрагментов фильмов, так и тестовых изображений. Напомним, что интерполяция кадров работает, если параметр ДОБАВЛЕНИЕ КАДРА равен РЕЖИМ 1 или РЕЖИМ 2. При 50/60 кадр/с разница между этими двумя режимами незначительна, при медленном движении динамическая четкость и плавность возрастают одинаково, при увеличении скорости движения в кадре в РЕЖИМ 1 интерполяция отключалась (только для объектов, превысивших некий порог скорости!) немного раньше. Например, для двигающейся по кругу стрелки (одно деление за кадр) ее промежуточное изображение воссоздается только на небольшом расстоянии от центра.

IFC

Если 60 кадр/с были получены из 24 кадр/с дублированием по схеме 2+3, то в РЕЖИМ 2 изредка наблюдалось подергивание картинки. При 24 кадр/с в РЕЖИМ 2 плавность движения и динамическая четкость выше, чем в РЕЖИМ 1. По всей видимости, в первом случае создаются 3 промежуточных кадра (кадры выводятся с частотой 96 Гц), во втором — 1 кадр (48 Гц).

Ранее мы встречали интерполяцию кадров в двух телевизорах Panasonic: плазменном VIERA TH-R42PY85 и ЖК VIERA TX-R37LZ85. Агрессивнее всего эта функция работает в TX-R37LZ85, интерполируются даже очень быстрые движения, но изредка возникают артефакты. В TH-R42PY85 интерполяция работает очень хорошо, но, судя по тестовым роликам, в этой «плазме» реализован принципиально другой алгоритм. В проекторе PT-AE3000E промежуточные кадры создаются, примерно как в TX-R37LZ85, но порог отключения интерполяции ниже, поэтому для быстро двигающихся объектов промежуточные изображения не создаются, но и артефактов не бывает.

Определение времени отклика и задержки вывода

В ходе инструментального тестирования мы измерили времена отклика при переходах от черного к белому и между полутонами. В случае полутонов мы проводили три вида измерений: для фиксированного полутона (X) измеряли время отклика при переходе от черного до X, от X до белого, и для перехода между полутонами в окрестности X, отстоящими от X на фиксированное значение (мы выбрали его равным 10%, так как считаем 20% минимальной имеющей значение разницей между полутонами).

Время отклика при переходе черный-белый-черный составило 11,1 мс (7 вкл. + 4,1 выкл.). Суммарное время отклика при переходах между полутонами, в среднем, равно 13,8 мс. Такой скорости достаточно для полной отрисовки картинки со скоростью 60 кадр/с, и частичной — со скоростью 120 кадр/с при работе функции интерполяции кадров.

Задержка вывода относительно ЭЛТ-монитора определялась с помощью одновременной записи двумя фотодатчиками. В меню есть параметр ЗАДЕРЖ КАДРА, который, как сказано в руководстве, влияет на задержку вывода. При БЫСТРАЯ задержка уменьшается, при НОРМАЛЬН приоритет отдается качеству изображения. На задержку влияет и параметр ДОБАВЛЕНИЕ КАДРА. При 60 кадр/с, VGA-подключении и ЗАДЕРЖ КАДРА = НОРМАЛЬН задержка составила 43 мс, и 31 мс при ЗАДЕРЖ КАДРА = БЫСТРАЯ (изменения в качестве картинки не выявлены). При HDMI-подключении задержка равна, примерно, 25 мс и не зависит от параметра ЗАДЕРЖ КАДРА. При 24 кадр/с и HDMI-подключении при выключенной интерполяции кадров задержка равна, примерно, 87 мс, в РЕЖИМ 1 — 130 мс, в РЕЖИМ 2 — 198 мс. Задержка при включенной интерполяции кадров ощущается по сильному отставанию курсора мыши на экране от реального положения, а в РЕЖИМ 2, возможно, уже будет чувствоваться задержка изображения относительно звука (что исправимо, если в ресивере есть регулировка задержки).

Выводы

Определенно, 24 кадр/с не хватает для плавной передачи движения, и вряд ли киноиндустрия в ближайшем будущем сможет перейти на цифровую киносъемку с частотой 60 кадров в секунду. Поэтому сейчас выход один — для плавности движения создавать промежуточные кадры и вставлять их между исходными. В проекторе Panasonic PT-AE3000E такая функция реализована: в кинофильмах движения становятся плавными, а динамическая четкость повышается, пусть для очень быстрых объектов интерполяция не работает, но и артефактов нет. От предыдущей модели проектор отличается немного возросшей яркостью, большим диапазоном динамической диафрагмы (что особенно полезно при проекции темных сцен), и простым пультом ДУ, потерявшим универсальность.

Достоинства:

  • отличное качество изображения;
  • есть функция интерполяции кадров;
  • очень тихая система охлаждения;
  • удобный пульт ДУ с подсветкой;
  • большие диапазоны оптического трансфокатора и системы сдвига объектива;
  • много настроек, влияющих на изображение;
  • три HDMI-входа;
  • отличная локализация.

Недостатки:

  • нельзя напрямую управлять диафрагмой;
  • неуверенная работа в режиме 1080p при VGA-подключении.





Дополнительно

iXBT BRAND 2016

«iXBT Brand 2016» — Выбор читателей в номинации «Процессоры (CPU)»:
Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.