Кинотеатральный Full HD DLP-проектор
InFocus SP8602


Линейка кинотеатральных проекторов в классе Full HD от компании InFocus долгое время была представлена четырьмя моделями, отличающимися, по сути, только версиями DMD-чипа (см. статьи про InFocus X10 и InFocus IN82). Но, наконец, компания вышла на рынок с новым проектором, дизайн которого в корне отличается от такового предыдущих моделей. Мало того, все новые проекторы InFocus уже приобрели или приобретут в скором времени схожий дизайн, при этом редизайну подвергся также и корпоративный стиль. Новый корпоративный слоган компании InFocus — Bright Ideas Made Brilliant, что официально переводится, как Хорошие идеи превращаются в блестящие.

Содержание:

Комплект поставки, характеристики и цена

Вынесены на отдельную страницу.

Внешний вид

Projector, general view

Внешне проектор напоминает книжку-переросток. Основные элементы корпуса изготовлены из черного пластика с матовой поверхностью, кроме серебристой окантовки и первой отличительной особенности — сменной верхней панели. По желанию клиента проектор может поставляться с матово-черной, глянцево-черной, матово-белой или декорированной под ореховое дерево верхней панелью, кроме того, есть вариант панели, предназначенной под индивидуальную раскраску. У нас на тестировании был образец с панелью, раскрашенной по космическим мотивам.

Top panel

Второй отличительной особенностью является матово-белое кольцо вокруг объектива, которое имеет синюю подсветку.

Control panel

Это синее кольцо, как и дизайн под книжку характерны для всех новых проекторов InFocus, также синие кольца и скобки встречаются в элементах оформления меню и корпоративного стиля компании. Возвращаясь к герою данного обзора, отметим, что кольцо является одновременно и индикатором состояния: когда проектор выключен, оно не светится, а в переходных режимах яркость подсветки то возрастает, то убывает. Кольцо светится довольно ярко, поэтому возможность отключить подсветку кольца является совсем не лишней (пункт Кольцо свечения). Темный прямоугольник на верхней панели — это контрольная панель с кнопками, индикаторами состояния и окошком ИК-приемника. Значок на кнопке включения светится оранжевым в режиме ожидания, зеленым — при работе и мигает зеленым в переходных режимах. Значки остальных кнопок при работе проектора подсвечиваются синим.

Control panel

Кнопки имеют оптический сенсор — при приближении пальца они срабатывают, при этом раздается короткий писк (его можно отключить в меню). Защита объектива крышкой или шторкой не предусмотрена.

Front view

На передней панели есть прямоугольное окошко второго ИК-приемника, на правом боку — впускная вентиляционная решетка, на левом боку — крышка отсека лампы (лампу можно менять, не снимая проектор с потолочного кронштейна) и выпускная решетка.

Left

Также воздух выдувается через решетку на задней панели, а забирается через пару решеток на днище. Как и многие DLP-проекторы этот не имеет воздушного фильтра от пыли. Задняя панель, на которой размещены интерфейсные разъемы, разъем питания и разъем для замка Кенсингтона, сильно утоплена вглубь корпуса и прикрыта декоративной решеткой.

Rear panel

Подписи к разъемам имеют правильную ориентацию, когда проектор подвешен днищем вверх. Для аккуратной укладки отходящих кабелей предназначена специальная гребенка, закрепленная на днище.

Bottom

Кабели укладываются между зубьями этой гребенки и фиксируются резиновыми шторками, перекрывающими промежуток между зубьями. На днище есть четыре ножки. Две передние ножки выкручиваются примерно на 50 мм, а две задние — на 8 мм. Быстро выпустить передние ножки позволяют кнопки-фиксаторы по бокам. Четыре резьбовых отверстия на днище предназначены для закрепления проектора на потолочном кронштейне. С сайта компании можно скачать файл с точной разметкой этих отверстий.

Пульт

Remote control

Пульт относительно небольшой. Его дизайн перекликается с дизайном самого проектора — схожая форма, серебристая окантовка, плоские кнопки тоже с синей подсветкой. Но есть и отличия: боковые поверхности пульта зеркально-гладкие, а остальная поверхность корпуса пульта имеет резиноподобное черное матовое покрытие. Кнопки тоже не сенсорные, а обычные. Границы между кнопками на ощупь определяются плохо, поэтому в темноте приходится включать подсветку кнопок, нажимая серебристую кнопочку на боковой поверхности пульта.

Remote control    Remote control

Подсветка равномерная и достаточно яркая. Функцию кнопки со звездочкой можно выбрать в списке в меню установок. Необычно реализовано выключение — при нажатии на кнопку выключения на экран выводится предложение повторным нажатием отменить выключение, и если его не последовало, то через несколько секунд проектор начинает процедуру выключения.

Коммутация

Connectors

Проектор имеет типичный по типам набор видеовходов, но, почему-то, целых три компонентных входа. В связи с повсеместным переходом на цифровые интерфейсы это смотрится странно. Вход с разъемом mini D-sub 15 pin совместим как с компьютерными VGA-сигналами, так и с компонентными цветоразностными. Переключение между источниками осуществляется с помощью кнопки source на корпусе или на пульте, при этом проектор пропускает неактивные входы. Альтернатива — это три пронумерованные кнопки из группы source на пульте, каждую из которых в меню можно проассоциировать с определенным видеовходом. Можно задать, на какой вход следует переключаться при включении, и заблокировать поиск сигнала на других входах, если на указанный сигнал еще не подается. Экран с электромеханическим приводом можно подключить к выходу lamp из группы screen triggers, на который подается 12 В при включенной лампе проектора. Состояние выходов letterbox 1 и 2 зависит от текущего режима трансформации, но как именно не уточняется. Проектором можно дистанционно управлять по интерфейсу RS232. В руководстве пользователя есть инструкция по использованию COM-порта, также с сайта компании можно скачать отдельное руководство по COM-порту. Его также как и USB-интерфейс можно использовать для обновления микропрограммы проектора. К гнезду с подписью IR in можно подключать внешний проводной пульт ДУ. Проектор не имеет механического выключателя питания.

Меню и локализация

Дизайн меню претерпел кардинальные изменения. Серенький интерфейс в стиле Windows 95 остался в прошлом. Меню имеет всего четыре главные страницы и кучу настроек, в результате иногда, чтобы добраться до нужной настройки, приходится долго и нудно прокручивать список на странице. Хорошо хоть при повторном вызове меню активными становятся страница и пункт на ней, к которым перед этим обращался пользователь. Шрифт в меню ровный и без засечек, но надписи немного мелковаты. При настройке параметров изображения меню остается на экране, что несколько затрудняет оценку происходящих изменений.

OSD

Впрочем, прозрачность фона меню можно отрегулировать. Меню можно немного подвинуть вниз и вправо из верхнего левого угла. В проектор встроена краткая интерактивная справка, вызываемая нажатием кнопки help. Есть русская версия экранного меню.

OSD

Перевод на русский язык не без огрехов, но в целом все более-менее понятно. К проектору прилагается напечатанное (редкость по нынешним временам) многоязычное руководство пользователя, включающее русскую версию. Также русское руководство можно скачать с сайта компании InFocus. Проектор достался нам с версией микропрограммы A65, которую мы попытались заменить версией A70, найденную на сайте компании. Однако процесс обновления с использованием USB-интерфейса прервался, после чего проектор перестал включаться. Специалисты компании «Цифровые системы» смогли восстановить работоспособность проектора, обновив микропрограмму с использованием интерфейса RS232.

OSD

Учитывая наш опыт и то, что в Сети была найдена информация о нескольких подобных случаях, мы не рекомендуем пользователям самостоятельно обновлять микропрограмму в данном проекторе.

Впрочем, основную часть тестов мы провели на другом экземпляре уже серийном с матовым черным корпусом и с версией микропрограммы A72.

Управление проекцией

Для настройки изображения нужно отсоединить переднюю часть верхней панели (она фиксируется двумя подпружиненными защелками по бокам). В результате открывается доступ к кольцам фокусировки и трансфокатора, а также к колесикам горизонтального и вертикального сдвига объектива.

Lens

При настройке увеличения сбивается фокус и наоборот, что доставляет некоторое неудобство. Горизонтальный сдвиг имеет диапазон ±15% от ширины области проекции, при сдвиге вверх диапазон горизонтального смещения уменьшается. Вертикальный сдвиг имеет диапазон от +55% до +80% от высоты проекции, т. е. в крайнем нижнем положении низ проекции находится немного выше оси объектива. (В руководстве приведены значения от +105% до +130%, но отсчитаны эти проценты от оси объектива до верхнего края проекции, что отличается от традиционного способа подсчета сдвига). Есть функция ручной цифровой коррекции вертикальных и горизонтальных трапецеидальных и даже вертикальных и горизонтальных подушкообразных искажений.

OSD

Режимов геометрической трансформации шесть штук: вариант без интерполяции, поддержка форматов 4:3, 16:9, LetterBox и даже 16:10. Есть и автоматический режим, в котором проектор сам выбирает способ трансформации. Настройка Оверскан позволяет убрать помехи на границах изображения одним из двух способов: с небольшим увеличением, так что помехи выйдут за границы проекции, или с обрезкой по периметру без увеличения. Есть функция цифрового увеличения с возможностью сдвига области увеличения. С помощью этой функции можно, например, немного увеличить картинку с форматом 2,35:1 так, чтобы черные полосы сверху и снизу вышли за границу области проекции (но изображение по бокам немного обрежется). В проекторе присутствует функция двойного изображения с режимами картинка-в-картинке и картинка-и-картинка.

OSD

В руководстве указано, изображения от каких источников могут одновременно выводиться на экран. В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор среднефокусный, а при максимальном фокусном расстоянии объектива скорее длиннофокусный, поэтому при фронтальном проецировании его лучше располагать примерно на линии первого ряда зрителей или за ней.

Настройка изображения

Настроек относительно много, исключив стандартные и очевидные по влиянию на изображение, перечислим следующие: BrilliantColor — увеличение яркости нейтральных по цвету участков изображения, Iris/DynamicBlack — ручная установка апертуры диафрагмы или включение автоматического режима ее регулировки, Motion Smoothing — настройка режима вставки промежуточных кадров.

OSD

В случае аналогового сигнала для автоматической установки уровня черного можно воспользоваться функцией Установка уровня черного, но для того, чтобы она работала правильно, на изображении должны быть черные полосу сверху и снизу или по бокам. В проекторе есть несколько профилей с предустановленными сочетаниями значений настроек, включая два, доступных после ISF-калибровки.

OSD

Под пользовательское сочетание отведен один профиль. Также настройки изображения автоматически сохраняются для каждого типа подключения.

Дополнительные возможности

При включении режима Сет. питание вкл. подача питания сразу включит проектор. Есть функции автоматического отключения проектора или гашения экрана после заданного интервала отсутствия сигнала (5-30 мин).

OSD

Параметр Таймер отключения задает промежуток времени, по истечении которого проектор выключится (2-6 часов). При включении и выключении проектор может подавать звуковой сигнал. Заявлена поддержка субтитров, передаваемых вместе с некоторыми типами видеосигнала. Проектор может не давать перейти компьютеру в спящий режим, но для этого необходимо соединить их по USB. Кнопки на корпусе можно заблокировать.

Измерение яркостных характеристик

Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.

Результаты измерений для проектора InFocus SP8602 (если не указано обратное, то выключен BrilliantColor, Цветовая темп = Самый яркий, включен режим высокой яркости лампы, объектив установлен на минимальное фокусное расстояние, сдвиг по вертикали минимален, включен режим Быстрое обновление цвет):

Световой поток в режиме
845 лм
Включен BrilliantColor 1085 лм
Равномерность +11%, −26%
Контрастность 540:1

Максимальный световой поток немного меньше паспортного значения (заявлено 1300 лм). Равномерность приемлемая. Контрастность высокая. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т. н. контрастность full on/full off.

Режим Контрастность
full on/full off
1500:1
Включен BrilliantColor 1960:1
Включен BrilliantColor, DynamicBlack = Авто 9000:1 лм
Включен BrilliantColor, максимальное фокусное расстояние 2100:1
Включен BrilliantColor, DynamicBlack = Авто, максимальное фокусное расстояние 9680:1

Максимальная контрастность full on/full off относительно высокая, но она уменьшается при уменьшении фокусного расстояния и при отключении BrilliantColor. При включении режима с автоматической регулировкой диафрагмы проектор прикрывает диафрагму для темных сцен и открывает для светлых. График ниже показывает динамику этого процесса при переключении с черного поля на белое:

DD
Измерение яркости при переключении с черного поля на белое. Для наглядности график сглажен.

Видно, что диафрагма полностью открывается примерно за 1,2 с. При просмотре фильмов можно заметить, что кроме общей яркости в режиме с автоматической регулировкой диафрагмы меняется также и кривая гамма-коррекции, в частности для темных сцен повышается яркость светлых участков, в результате чего в светах пропадает детализация.

Проектор оснащен светофильтром с шестью сегментами из повторяющейся триады красного, зеленого и синего цветов. При включении BrilliantColor яркость белого поля немного повышается за счет использования промежутков между сегментами. Скорость чередования зависит от параметра Быстрое обновление цвет, при выкл она равна 240 Гц (4x), при вкл 360 Гц (6x). Разумеется, при 6x заметность эффекта «радуги» уменьшается. Ниже приведены графики зависимости освещенности от времени при выводе белого поля:

DLP
Для наглядности графики выровнены по началу триады цветов и построены друг над другом.

Эти графики наглядно показывают, как меняется скорость при отключении режима Быстрое обновление цвет, и как используются промежутки между сегментами при включении BrilliantColor. Как и во многих DLP-проекторах для формирования темных оттенков используется динамическое смешение цветов (дизеринг).

Для различных значений параметра Гамма мы измерили яркость для 17 оттенков серого:

graph

Ближе всего к стандартному типу реальная гамма кривая получилась при значении Видео. Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) при этом значении параметра Гамма после подстройки уровня черного и белого настройками Яркость и Контрастность. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами:

graph

Тенденция роста прироста яркости сохраняется во всем диапазоне, при этом наблюдается значимая разница в яркости ближайших к черному оттенков, что иллюстрирует график ниже:

graph

Аппроксимация полученной гамма-кривой дала значение показателя 2,00, что немного отличается от стандартного значения 2,2, при этом аппроксимирующая функция практически совпала с реальной гамма-кривой:

graph

В режиме высокой яркости потребление электроэнергии составило 349 Вт, в режиме пониженной яркости — 314 Вт, в режиме ожидания — 0,9 Вт.

Звуковые характеристики

Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления от системы охлаждения получены по нашей методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.

Режим Уровень шума, дБА Субъективная оценка
Высокой яркости 37 Тихо
Пониженной яркости 33,5 Очень тихо

По кинотеатральным критериям в режиме высокой яркости проектор несколько шумноват, но в режиме низкой яркости уровень шума снижается до приемлемой величины. Характер шума не раздражает. В автоматическом режиме диафрагма работает довольно тихо, по крайней мере, ее негромкое стрекотание практически неразличимо на фоне шума от системы охлаждения даже в режиме пониженной яркости.

Тестирование видеотракта

VGA-подключение

При VGA-подключении поддерживается разрешение 1920 на 1080 пикселей при 60 Гц кадровой частоты (пришлось, правда, вручную подправить положение картинки). Изображение четкое. Тонкие цветные линии толщиной в один пиксель выводятся без потери цветовой четкости. Оттенки на шкале серого различаются от 0 до 254 с шагом через 1. Высокое качество изображения в принципе позволяет использовать VGA-подключение в качестве полноценного альтернативного варианта.

DVI-подключение

При подключении к DVI-выходу видеокарты компьютера (с помощью кабеля-переходника с HDMI на DVI) поддерживаются режимы вплоть до 1920 на 1080 пикселей включительно при 60 Гц кадровой частоты. Белое поле выглядит равномерным по цветовому тону и по яркости. Черное поле равномерное, бликов и цветных разводов нет. Геометрия близка к идеальной. Детали различаются как в тенях, так и в светах. Цвета яркие и правильные. Четкость высокая. Тонкие цветные линии толщиной в один пиксель выводятся без потери цветовой четкости. Хроматические аберрации незначительные, равномерность фокусировка очень хорошая.

HDMI-подключение

HDMI-подключение тестировалось при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. Поддерживаются режимы 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i и 1080p@24/50/60 Гц. Цвета правильные, оверскан отключается, есть реальная поддержка режима 1080p при 24 кадр/с. Тонкие градации оттенков различаются как в тенях, так и в светах. Яркостная и цветовая четкости всегда очень высокие.

Работа с источником композитного и компонентного видеосигнала

Качество аналоговых интерфейсов (композитного, S-Video и компонентного) высокое. Четкость изображения практически соответствует возможностям интерфейсов и типу сигнала. Тестовые таблицы с градиентами цветов и со шкалой серого не выявили каких-либо артефактов изображения. Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются. Цветовой баланс правильный.

Функции обработки видеосигнала

В случае чересстрочных сигналов проектор пытается полностью восстановить исходный кадр, используя смежные поля. В случае сигналов 576i/480i и 1080i проектор в большинстве случаев правильно склеивал кадры как в случае чередования полей 2-2, так и 3-2, но иногда происходил срыв на вывод по полям, а в сложных случаях мелькала характерная «расческа» на границах объектов в движении. Для чересстрочных видеосигналов обычного разрешения выполняется некоторое сглаживание диагональных границ двигающихся объектов. Функция фильтрации видеошумов немного уменьшает зернистую рябь шумной картинки.

Тестирование функции интерполяции промежуточных кадров

Тестирование проводилось как с использованием фрагментов фильмов, так тестовых изображений. По всей видимости, при 60 кадр/с никакого промежуточного кадра не вставляется, а при 24 кадр/с вставляется один промежуточный кадр. При этом, судя по двигающимся тестовым мирам, промежуточный кадр рассчитывается с полным разрешением Full HD (1920 на 1080 пикселей). На фрагменте фотографии ниже, полученном для двигающейся по циферблату стрелки (на одно деление за один кадр), видно рассчитанный короткий фрагмент стрелки, направленный на промежуточное положение точно между двумя делениями.

graph

В целом вставка кадров работает очень хорошо, артефакты на границах двигающихся объектов встречаются, но их заметность невысокая, расчет промежуточных положений выполняется даже для довольно быстро двигающихся объектов.

Определение задержки вывода

Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора составила около 35 мс при VGA- и около 46 мс при HDMI(DVI)-подключении.

Оценка качества цветопередачи

Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр X-Rite ColorMunki Design и комплект программ Argyll CMS (1.1.1).

Цветовой охват зависит от значения параметра Цветовой охват.

OSD

При всех значениях, кроме Максимум, он совсем немного различается и близок к sRGB:

Gamut

При Максимум, как и следовало ожидать, охват максимальный, но даже в этом случае насыщенность цветов не очень превышает стандартную для sRGB:

Gamut

Ниже приведены два спектра белого поля (белая линия), наложенные на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов) при включенном и выключенном режиме BrilliantColor при включенной коррекции цветов (Цветовая темп = Самый тепл):

Spectrum
Brilliant Color. вкл.

Spectrum
Brilliant Color. выкл.

Видно, что при включении BrilliantColor повышается яркость белого поля, а яркость основных цветов меняется незначительно. Цветопередача ближе всего к стандартной при Цветовая темп = Самый тепл. Настройками смещения и усиления трех основных цветов мы попытались еще больше приблизить цветопередачу к стандартным 6500 К. Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE):

CCT

DE

Близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая. Видно, что ручная коррекция приблизила цветопередачу к целевой. Впрочем, даже просто при выборе предустановленного профиля Самый тепл. цветопередача уже достаточно хорошая.

Выводы

Проектор интересен своим внешним видом и функциональным оснащением. Качество изображения хорошее, но нам не очень понравилось то, что при включенном режиме с автоматической регулировкой диафрагмы динамической коррекции также подвергается и гамма-кривая.

Достоинства:

  • Оригинальный дизайн пульта и корпуса со сменной верхней панелью
  • Отличная цветопередача
  • Есть возможность включить шестикратную скорость чередования цветов
  • Функция вставки промежуточных кадров
  • Режим картинка-в-картинке и картинка-и-картинка
  • Пульт ДУ с подсветкой
  • Удобная система укладки кабелей
  • Русифицированное меню

Недостатки:

  • Значимых нет

Мы считаем, что проектор InFocus SP8602 заслуживает награду за уникальный дизайн.

Original Design - награда за уникальный дизайн модели


Благодарим компанию «Цифровые системы»
за предоставленный на тестирование проектор InFocus SP8602


Экран Draper Ultimate Folding Screen 62″×83″ предоставлен компанией CTC CAPITAL
Blu-ray-плеер Sony BDP-S300 предоставлен компанией SONY Electronics





Дополнительно

ВИКТОРИНА TT

Материнские платы какого форм-фактора можно устанавливать в корпус Thermaltake Versa C22 RGB Snow Edition?

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.