Кинотеатральный Full HD DLP-проектор
Mitsubishi HC3800


Как мы уже отмечали, в линейке кинотеатральных проекторов Mitsubishi представлены как LCD, так и DLP-модели. Кинотеатральную LCD-модель Mitsubishi HC7000 мы уже рассмотрели, теперь на тест нам достался DLP-проектор Mitsubishi HC3800. Впрочем, прямого сравнения двух технологий не получится, так как модель HC3800 принадлежит скорее к начальному ценовому диапазону (среди Full HD-моделей), тогда как HC7000 — к более высокому классу.

Содержание:

Комплект поставки, характеристики и цена

Вынесены на отдельную страницу.

Внешний вид

Projector, general view

Корпус проектора изготовлен из черного пластика с зеркально-гладкой поверхностью, не очень устойчивой к повреждениям. На черном корпусе заметны следы от пальцев, царапины и пыль. На верхней панели находятся крышка отсека лампы, прорезь для воротка объектива и, ближе к задней части, контрольная панель с кнопками и индикаторами состояния.

Control panel

Интерфейсные разъемы помещены в неглубокую нишу на задней панели.

Rear panel

Подписи к разъемам контрастные и достаточно крупные. Также на задней панели можно обнаружить разъем питания и разъем для замка Кенсингтона, с помощью которого проектор можно к чему-нибудь пристегнуть. Альтернативным вариантом является использование толстого стального тросика, пропущенного за стальной штырь, вделанный в нишу на левом нижнем ребре корпуса.

Left

Правый и левый бока — сплошные решетки вентиляции. Воздух забирается слева и выдувается направо. ИК-приемников два: на передней панели и на задней. Объектив утоплен в корпус, дополнительную его защиту обеспечивает крышка из полупрозрачного пластика, просто одевающаяся на объектив и никак не прикрепленная к корпусу. Две передние ножки на металлических стойках выкручиваются из корпуса на высоту до 25 мм, что позволяет устранить небольшой перекос и/или немного приподнять переднюю часть проектора при его размещении на горизонтальной поверхности.

Front view

В днище проектора вделаны 3 металлические втулки с резьбой, предназначенные для монтажа на потолочном кронштейне. Фильтра от пыли в проекторе нет, что, впрочем, типично для современных DLP-проекторов. Для замены лампы проектор не нужно демонтировать с потолочного кронштейна. В коробку с проектором производитель заботливо вложил сложенный поддон, который можно использовать при замене лампы в случае закрепленного на потолочном кронштейне проектора. Этот поддон предотвратит рассыпание осколков лампы при ее повреждении.

Пульт

Remote control

Корпус пульта изготовлен из черного пластика с матовой поверхностью. Пульт имеет эргономичную форму, поэтому очень удобно ложится в руку. Кнопки не очень крупные, но расположены достаточно свободно. Нажатие на кнопку подтверждает светодиодный индикатор в передней части пульта. Включение и выключение разнесены на две разные кнопки, однако подтверждение при выключении запрашивается. Есть достаточно яркая светодиодная подсветка, включающаяся на несколько секунд при нажатии на любую кнопку.

Remote control    Remote control

Коммутация

Connectors

Вход с разъемом mini D-sub 15 pin совместим как с компьютерными VGA-сигналами, так и с компонентными цветоразностными, и со SCART-RGBS-сигналами. Переключение между источниками осуществляется с помощью двух кнопок на корпусе (с разбивкой на две группы) или с помощью пяти кнопок на пульте (по одной на каждый вход). Автоматического поиска активного входа, по всей видимости, нет. Экран с электромеханическим приводом или привод анаморфотной насадки можно подключить к выходу TRIGGER, режим работы которого задается в меню. Проектором можно дистанционно управлять по интерфейсу RS-232. С международного сайта компании-производителя можно скачать подробную инструкцию по использованию COM-порта.

Меню и локализация

Дизайн меню типичен для проекторов компании Mitsubishi. В меню используется ровный и достаточно крупный шрифт без засечек. При настройке параметров изображения меню остается на экране, что несколько затрудняет оценку происходящих изменений (впрочем, фон меню наполовину полупрозрачный, а несколько самых важных настроек напрямую вызываются кнопками пульта и выводятся в небольшие окошки). Меню может находиться в верхнем левом углу экрана или в нижнем правом. Затемненный вариант меню, видимо, приятнее в использовании при просмотре темных фильмов. Есть русская версия экранного меню. Перевод на русский язык в целом адекватный. На комплектном CD-ROM есть руководство пользователя на русском языке. Перевод руководства на русский язык не без огрехов, но существенных ошибок нам не встретилось.

Управление проекцией

Lens

Фокусировка изображения на экране осуществляется вращением внешнего ободка объектива (несколько ребер не дают соскальзывать пальцам), а регулировка фокусного расстояния — рычажком. Положение объектива относительно матриц настроено так, что нижний край изображения находится выше (примерно на 1/3 от высоты проекции) оси объектива. Настройку проекции облегчают три встроенных шаблона. Есть функция ручной цифровой коррекции вертикальных трапецеидальных искажений.

Режимов геометрической трансформации целых семь штук, причем два из них предназначены для использования совместно с анаморфотной насадкой, которую вряд ли кто будет докупать к этому проектору. Остальные пять позволят подобрать оптимальный режим для анаморфированной картинки, для форматов 4:3 и LetterBox. Есть и автоматический режим, в котором проектор сам выбирает способ трансформации. Режима просмотра картинки формата 2,35:1 без черных полос сверху и снизу и с обрезкой справа и слева нет. Можно принудительно указать формат экрана 2,35:1, тогда проектор будет всегда подрезать картинку сверху и снизу до этого соотношения сторон.

OSD

Параметр СКАНИРОВАНИЕ определяет обрезку по периметру (с увеличением), а четыре настройки РАМКА () помогут подрезать картинку избирательно по четырем краям без включения интерполяции.

OSD

OSD

В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор среднефокусный, а при максимальном фокусном расстоянии объектива скорее длиннофокусный, поэтому при фронтальном проецировании его лучше располагать примерно на линии первого ряда зрителей или за ней.

Настройка изображения

Стандартный набор настроек — КОНТРАСТ, ЯРКОСТЬ, ЦВЕТ. ТЕМП. (ВЫСОКАЯ ЯРКОСТЬ, ВЫСОКАЯ, СРЕДНЯЯ, НИЗКАЯ и настраиваемый профиль с регулировкой усиления и смещения трех основных цветов), ЦВЕТА (насыщенность), ТИНТ (имеется в виду оттенок) и ЧЕТКОСТЬ (контурная резкость) — дополнен установкой BrilliantColor, параметром, усиливающим четкость цветовых переходов (CTI), подстройкой уровней (ВХОДНОЙ УРОВЕНЬ) и настройкой деинтерлейсинга (РЕЖИМ КИНО).

OSD  OSD

Список ГАММА-РЕЖИМ состоит из четырех предустановленных профилей гамма-коррекции, один из которых включает автоматическую подстройку параметров, и двух пользовательских профилей, в которых можно настраивать отклик по всем цветам сразу или избирательно по трем основным в трех диапазонах яркости.

OSD

Функция ПОДБОР ЦВЕТОВ позволит тонко подстроить цветовой баланс с помощью регулировки яркости и насыщенности шести основных цветов. Параметр РЕЖИМ ЛАМПЫ определяет яркость лампы, при выборе ЭКОНОМ. она понижается. Значения настроек изображения можно сохранить в трех пользовательских профилях (выбор профиля — с пульта), также настройки изображения автоматически сохраняются для каждого типа подключения.

Дополнительные возможности

Есть функция автоматического отключения проектора после заданного интервала отсутствия сигнала (5-60 мин).

OSD

При включении режима АВТО ВКЛ. подача питания сразу включит проектор. Для исключения несанкционированного использования проектора служит защита паролем. При активации этой функции после включения проектора потребуется ввести пароль. Этим паролем также можно заблокировать кнопки на корпусе. В руководстве описан простой способ сброса парольной защиты.

Измерение яркостных характеристик

Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.

Результаты измерений для проектора Mitsubishi HC3800 (если не указано обратное, то выбран профиль СПОРТ, ЦВЕТ. ТЕМП. = ВЫСОКАЯ ЯРКОСТЬ, выключен режим BrilliantColor, включен режим высокой яркости лампы и объектив установлен на минимальное фокусное расстояние):

Световой поток в режиме
1365 лм
BrilliantColor = ВЫКЛ. 1050 лм
ЦВЕТ. ТЕМП. = СРЕДНЯЯ 945 лм
Пониженная яркость лампы 1075 лм
Профиль КИНО,
ЦВЕТ. ТЕМП. = СРЕДНЯЯ,
BrilliantColor = ВЫКЛ.
610 лм
Профиль КИНО,
ЦВЕТ. ТЕМП. = СРЕДНЯЯ,
BrilliantColor = ВЫКЛ..,
после коррекции
475 лм
Равномерность +38%, -39%
Контрастность
885:1
Профиль КИНО,
ЦВЕТ. ТЕМП. = СРЕДНЯЯ,
BrilliantColor = ВЫКЛ.
680:1

Максимальный световой поток чуть выше паспортного значения (заявлено 1300 лм). Равномерность не очень хорошая. Если выводить на экран белое поле во всю область проекции, то к углам видно заметное понижение яркости. Правда, на реальных изображениях (фильмы или фотографии) неравномерность освещенности заметить сложнее. Контрастность очень высокая, и остается высокой даже при выборе режима с правильной цветопередачей. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т.н. контрастность full on/full off.

Режим Контрастность
full on/full off
3250:1
BrilliantColor = ВЫКЛ. 2510:1
ЦВЕТ. ТЕМП. = СРЕДНЯЯ 2255:1
Пониженная яркость лампы 3330:1
Профиль КИНО,
ЦВЕТ. ТЕМП. = СРЕДНЯЯ,
BrilliantColor = ВЫКЛ.
1600:1
Профиль КИНО,
ЦВЕТ. ТЕМП. = СРЕДНЯЯ,
BrilliantColor = ВЫКЛ..,
после коррекции
1250:1

Контрастность full on/full off высокая, но при отключении BrilliantColor и выборе профиля с корректной цветопередачей контрастность уменьшается в два раза. Проектор оснащен светофильтром с шестью сегментами из повторяющейся триады красного, зеленого и синего цветов. При включении BrilliantColor яркость белого поля повышается за счет использования промежутков между сегментами. Разумеется, увеличение яркости белого относительно цветных участков изображения ухудшает цветовой баланс. При выключении режима BrilliantColor баланс выравнивается. Однако при этом понижается освещенность белого поля, а освещенность черного поля практически не меняется, что, в частности, приводит к снижению контраста.

Судя по графикам яркости от времени, частота чередования триады цветов составляет 240 Гц при кадровой развертке в 60 Гц, т.е. светофильтр имеет скорость 4x. Эффект «радуги» присутствует, но не очень заметен. Как и во многих DLP-проекторах для формирования темных оттенков используется динамическое смешение цветов (дизеринг).

Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 256-ти оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) при ГАММА-РЕЖИМ = КИНО. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами.

graph

Тенденция роста прироста яркости сохраняется во всем диапазоне, но не все оттенки значимо ярче предыдущих. Однако наблюдается значимая разница в яркости ближайших к черному оттенков, что иллюстрирует график ниже.

graph

Аппроксимация полученной гамма-кривой дала значение показателя 2,14, что близко к стандартному значению 2,2, при этом аппроксимирующая функция практически совпала с реальной гамма-кривой.

graph

В режиме высокой яркости потребление электроэнергии составило 291 Вт, в режиме пониженной яркости — 242 Вт, в режиме ожидания — 0,6 Вт.

Звуковые характеристики

Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления от системы охлаждения получены по нашей методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.

Режим Уровень шума, дБА Субъективная оценка
Высокой яркости 36 Тихо
Пониженной яркости 32 Очень тихо

По кинотеатральным критериям в режиме высокой яркости проектор несколько шумноват, но в режиме низкой яркости уровень шума снижается до приемлемой величины. Характер шума не раздражает.

Тестирование видеотракта

VGA-подключение

При VGA-подключении поддерживается разрешение 1920 на 1080 пикселей при 60 Гц кадровой частоты (пришлось, правда, вручную подстроить фазу и положение). Изображение четкое. Тонкие цветные линии толщиной в один пиксель выводятся без потери цветовой четкости. Оттенки на шкале серого различаются от 0 до 255 с шагом через 1. Высокое качество изображения (и большое количество подстроек под параметры сигнала) в принципе позволяет использовать VGA-подключение в качестве полноценного альтернативного варианта.

DVI-подключение

При подключении к DVI-выходу видеокарты компьютера (с помощью кабеля-переходника с HDMI на DVI) поддерживаются режимы вплоть до 1920 на 1080 пикселей включительно при 60 Гц кадровой частоты. Белое поле выглядит равномерным по цветовому тону, но не по яркости. Черное поле равномерное, бликов и цветных разводов нет. Геометрия близка к идеальной. Детали различаются как в тенях, так и в светах (на растяжке серого различимы оттенки от 0 до 255 с шагом через 1). Цвета яркие и правильные. Четкость высокая. Тонкие цветные линии толщиной в один пиксель выводятся без потери цветовой четкости. Хроматические аберрации незначительные, но к углам фокусировка чуть-чуть нарушается.

pixels

HDMI-подключение

HDMI-подключение тестировалось при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. Поддерживаются режимы 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i и 1080p@24/50/60 Гц. Цвета правильные, оверскан отключается (но по умолчанию зачем-то включен даже для HD-режимов), есть реальная поддержка режима 1080p при 24 кадр/с. Тонкие градации оттенков различаются как в тенях, так и в светах. Яркостная и цветовая четкости всегда очень высокие.

Работа с источником композитного и компонентного видеосигнала

Качество аналоговых интерфейсов (композитного, S-Video и компонентного) высокое. Четкость изображения практически соответствует возможностям интерфейсов и типу сигнала. Тестовые таблицы с градиентами цветов и со шкалой серого не выявили каких-либо артефактов изображения. Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются. Цветовой баланс правильный.

Функции обработки видеосигнала

В случае чересстрочных сигналов и при РЕЖИМ КИНО = АВТО или ФИЛЬМ проектор пытается полностью восстановить исходный кадр, используя смежные поля. В случае сигналов 576i/480i и 1080i проектор в большинстве случаев правильно склеивал кадры как в случае чередования полей 2-2, так и 3-2, но иногда происходил срыв на вывод по полям, а в сложных случаях мелькала характерная «расческа» на границах объектов в движении. При РЕЖИМ КИНО = ВИДЕО склейка полей выполняется только для неподвижных объектов. Для чересстрочных видеосигналов обычного разрешения выполняется некоторое сглаживание диагональных границ двигающихся объектов.

Определение задержки вывода

Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора составила около 30 мс как при VGA-, так и при HDMI(DVI)-подключении. Это небольшая величина.

Оценка качества цветопередачи

Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр X-Rite ColorMunki Design и комплект программ Argyll CMS (1.1.1).

Цветовой охват близок к sRGB:

Gamut

Ниже приведены два спектра белого поля (белая линия), наложенные на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов) при включенном и выключенном режиме BrilliantColor:

Spectrum
Brilliant Color. вкл.

Spectrum
Brilliant Color. выкл.

Видно, что при включении BrilliantColor повышается яркость только белого поля, а яркость основных цветов не меняется. Мы сравнили цветопередачу при ГАММА-РЕЖИМ = СПОРТ (самый яркий режим) и КИНО, а также при КИНО плюс подстройка смещения и усиления трех основных цветов. Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр дельта E). Для отсутствующих на графиках точек расчет параметров выдавал ошибку переполнения.

Spectrum

Spectrum

Близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая. Видно, что ручная коррекция приблизила цветопередачу к целевой, но и несколько понизила яркость и контрастность изображения (см. таблицы выше). Впрочем, даже просто при выборе предустановленного профиля КИНО цветопередача уже достаточно хорошая.

Выводы

Проектор оснащен светофильтром с двукратным чередованием основных цветов, а потому даже в кинотеатральном режиме характеризуется хорошей яркостью и довольно высокой контрастностью. Как недостаток мы отметили значимую неравномерность освещенности, но следует учитывать, что на реальных изображениях уменьшение яркости к углам заметить очень сложно.

Достоинства:

  • Хорошее качество изображения (высокая контрастность и хорошая цветопередача)
  • Тихая работа
  • Удобный пульт ДУ с подсветкой
  • Русифицированное меню

Недостатки:

  • Значимая неравномерность освещенности
Благодарим компанию Лазерный Мир
за предоставленный на тестирование проектор Mitsubishi HC3800.


Экран Draper Ultimate Folding Screen 62"x83" предоставлен компанией CTC CAPITAL
Blu-ray-плеер Sony BDP-S300 предоставлен компанией SONY Electronics







Дополнительно

iXBT BRAND 2016

«iXBT Brand 2016» — Выбор читателей в номинации «Процессоры (CPU)»:
Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.