Кинотеатральный D-ILA-проекторJVC DLA-HD750

26 февраля компания JVC официально представила две новые модели кинотеатральных проекторов на российском рынке — DLA-HD750 и DLA-HD350. В обоих используется новая оптическая система с прямой передачей потока света. DLA-HD750 имеет световой поток в 900 люменов и нативную контрастность 50 000:1, а DLA-HD350 — 1000 люменов и 30 000:1, соответственно.

Содержание:

Технология D-ILA

Коротко остановимся на устройстве современных D-ILA-проекторов от JVC. Приведенная схема дает представление о том, как формируется изображение.

Технология D-ILA

Ключевыми элементами являются три D-ILA-устройства и три сетчатых поляризатора. В D-ILA-устройствах применены ЖК-матрицы с вертикальной ориентацией жидких кристаллов и неорганическим выравнивающим слоем, под которыми находится отражающая подложка. Сетчатые поляризаторы представляют собой стеклянные подложки с микроскопическими алюминиевыми ребрами, расположенными с интервалом порядка сотни нанометров.

Технология D-ILA
Микрофотография сетчатого поляризатора.

Если на ЖК-ячейку не подается напряжение, то отраженный свет не меняет свою поляризацию и поэтому свободно проходит через сетчатый поляризатор в обратном направлении. Если на ЖК-ячейку подается напряжение, то пропорционально ему меняется поляризация отраженного света, и он в соответствующей пропорции отражается от сетчатого поляризатора и попадает в объектив. Высочайшая контрастность достигается за счет того, что сетчатые поляризаторы имеют очень высокую эффективность, а светопропускание D-ILA-устройств достигает 93%. Отметим, что в проекторах DLA-HD750 и DLA-HD350 используется ртутная лампа высокого давления, из спектра которой вырезаются узкие полосы, соответствующие чистым красному, зеленому и синему цветам, в результате чего качество цветопередачи не уступает проекторам, в которых применяются дорогие ксеноновые лампы.

Комплект поставки, характеристики и цена

Вынесены на отдельную страницу.

Внешний вид

Projector, general view

Корпус проектора имеет слегка скругленные очертания. Материал корпуса — пластик с черным глянцевым, но не идеально гладким покрытием с мельчайшими блестящими вкраплениями. Это покрытие относительно устойчиво к царапинам. Благородную черноту подчеркивают узкие серебристые вставки и кольцо вокруг ниши объектива. На верхней панели находятся кнопки управления и индикаторы состояния.

Control panel

Спереди — окошко ИК-приемника и воздухозаборная щель.

Front view

Сзади — крышка отсека лампы и окошко второго ИК-приемника. На правом боку — решетка, через которую выдувается теплый воздух. В нише на левом боку рядком выстроились интерфейсные разъемы, а рядом в отдельной нише находится разъем питания.

Left

Еще пара воздухозаборных решеток вынесены на днище, одна из которых оснащена сменным воздушным фильтром. Все четыре ножки на днище вывинчиваются из корпуса, что позволяет выровнять проектор при его размещении на горизонтальной поверхности. Для крепления к потолочному кронштейну эти ножки нужно выкрутить совсем и использовать освободившиеся резьбовые отверстия. Лампу и воздушный фильтр можно менять, не снимая проектор с потолочного кронштейна.

Пульт

Remote control    Remote control

Пульт очень скромный, он изготовлен из черного пластика с матово-черным покрытием, в руке лежит удобно. Кнопки достаточно крупные, подписи контрастные, в итоге ориентироваться в кнопках легко, а самые нужные находятся на ощупь. Есть яркая светодиодная подсветка, включающаяся самой широкой фосфоресцирующей кнопкой LIGHT. Включение и выключение проектора разнесены на две разные кнопки

Remote control

Меню

Меню имеет строгий профессиональный дизайн. Шрифт меню удобочитаемый, хотя, может, и несколько мелковатый. Навигация удобная, внизу страниц выводится подсказка по функциям кнопок. При настройке параметров, влияющих на изображение, меню можно убрать, оставив только одну строчку с ползунком, при этом параметры перебираются стрелками вверх и вниз.

OSD

Есть русская версия меню, перевод не без погрешностей, но, в целом, неплохой.

Коммутация

Connectors

Проектор оснащен двумя HDMI-входами версии 1.3, VGA-входом, компонентным, S-Video и композитным входами. Для подключения источника SCART-RGB-видеосигнала потребуется переходник со SCART на 4 RCA-разъема, которые подключаются одновременно к компонентному и композитному входу, а в меню нужно будет включить соответствующий режим. Также к компонентному входу можно подключать источники RGB-сигнала с синхронизацией в зеленом канале. Переключение между источниками осуществляется перебором с помощью кнопки INPUT на корпусе проектора или на пульте, что не очень удобно. Автоматического распознавания активного подключения нет. В том случае, если автоматическое определение параметров видеосигнала работает неверно, в меню можно принудительно указать некоторые характеристики видеосигналов (например, яркостный диапазон для HDMI).

OSD

Проектор поддерживает управление по HDMI, видимо, все ограничено просто включением при включении подключенного источника сигнала. В зависимости от установок в меню на выход TRIGGER подается 12 В или при включении проектора, или при выборе режима V-Stretch, или не подается вовсе. В первом случае этот выход может управлять экраном с электромеханическим приводом, во втором — приводом анаморфотного объектива. Проектором можно управлять по интерфейсу RS-232C, в руководстве приведены распайки разъема, характеристики протокола и команды.

Управление проекцией

Lens

Все, что имеет отношение к объективу оснащено электромеханическими приводами: пылезащитная шторка (отодвигается при включении проектора и задвигается при выключении), механизмы фокусировки, трансфокатора и сдвига.

OSD

Сдвигать объектив можно так, что картинка смещается максимум на 80% от высоты проекции вверх и вниз по вертикали. И смещается на 34% от ширины проекции вправо и влево по горизонтали относительно центрального положения. Для облегчения настройки проекции на экран автоматически выводится тестовый шаблон (его можно отключить), также несколько видов шаблонов выводятся при нажатии на кнопку TEST пульта или с помощью меню установок. Чтобы случайно не изменить настройки объектива, можно включить блокировку изменения фокуса, зума и сдвига. Неприметная кнопочка на днище позволяет принудительно открыть шторку объектива, чтобы, например, почистить его.

В проекторе есть функция цифровой коррекции вертикальных и горизонтальных трапецеидальных искажений. Основных режимов геометрической трансформации три: 4:3 — изображение без искажений увеличивается на весь экран, оптимально для просмотра фильмов в формате 4:3; 16:9 — картинка увеличивается и растягивается до соотношения 16:9, идеально для анаморфированных фильмов; Зумм — изотропное увеличение до ширины экрана, подходит для формата LetterBox. При подключении к компьютеру, для разрешений меньше 1080 можно выбирать из: Авто — максимальное увеличение с сохранением пропорций, 1:1 — вывод без интерполяции, Полное — увеличение на всю область проекции. Включение режима V-Stretch немного растягивает картинку по вертикали так, что полосы при формате 2,35:1 уходят за область проекции, при этом для восстановления правильных пропорций нужно использовать опциональный анаморфотный объектив.

OSD

Настройки Over Scan и Маскировка помогут избавиться от помех по периметру изображения. Первая применима для сигналов с разрешением меньше HD, при ее включении картинка немного увеличивается так, что по 2,5% оказывается за областью проекции. Вторая доступна для HD сигналов и позволяет на 2,5 или 5% обрезать картинку по периметру без увеличения, а значит, и без интерполяции. Вывод изображения временно приостанавливается кнопкой HIDE.

В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор среднефокусный, а при максимальном фокусном расстоянии объектива, скорее, длиннофокусный, поэтому при фронтальном проецировании его лучше располагать примерно на линии первого ряда зрителей или за ней.

Настройка изображения

Кроме привычных настроек в проекторе есть продвинутая регулировка цветовой температуры (без коррекции, 4 предустановленных и 3 пользовательских профиля),

OSD

еще более продвинутая регулировка гривой гамма-коррекции (4 встроенных и 3 пользовательских профиля)

OSD

и не менее продвинутая регулировка цветового баланса по шести основным цветам (можно запомнить 3 профиля).

OSD

Присутствуют: двухпараметрическая настройка контурной резкости, три настройки, отвечающие за подавление видеошума (недоступны при HD и компьютерных сигналах) и регулировка, влияющая на четкость цветовых переходов (аналогичные ограничения).

OSD

Параметр Апертура линзы управляет диафрагмой объектива, которую можно закрывать с дискретностью в 16 шагов. Впрочем, вряд ли в этом возникнет насущная необходимость, так как проектор не может похвастаться избытком яркости при и так очень глубоком черном цвете. Выбрав режим пониженной яркости, можно несколько уменьшить яркость и заодно шум от системы охлаждения. Есть функция сведения трех основных цветов, но, видимо, она исключительно программная и имеет шаг в 1 пиксель, что снижает ее практическую ценность.

OSD

Предустановленные сочетания настроек хранятся в шести редактируемых профилях, еще три отведены под пользовательские сочетания, также некоторые настройки изображения автоматически сохраняются для каждого типа подключения.

OSD

При выборе образцово-показательного профиля THX, некоторые настройки становятся недоступными.

Дополнительные возможности

Есть таймер на выключение при отсутствии команд от пользователя.

Измерение яркостных характеристик

Измерения светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.

Для корректного сравнения данного проектора с другими, имеющими фиксированное положение объектива, измерения проводились при сдвиге объектива вверх чуть больше чем на 50% (низ изображения находился немного выше на оси объектива), кроме того, объектив был установлен на минимальное фокусное расстояние. Результаты измерений для проектора JVC DLA-HD750:

Световой поток в режиме
   Динамичный800 лм
   Динамичный, пониженная яркость600 лм
   Динамичный, Апертура линзы = -15495 лм
   Натуральный750 лм
Равномерность+8%, -15%
Контрастность395:1

Все значения в таблице приведены для высокой яркости лампы, если явно не указано иное. Максимальный световой поток немного ниже паспортного значения (заявлено 900 лм). Режим Динамичный — самый яркий, так как в нем отсутствует цветокоррекция, но без нее баланс цветов немного нарушен. В режиме Натуральный цвета сбалансированы. Равномерность освещенности очень хорошая. Контрастность очень высокая. Выше чем у большинства LCD-проекторов, но все же ниже, чем у типичных кинотеатральных DLP-проекторов. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, так называемая контрастность full on/full off.

РежимКонтрастность
full on/full off
Динамичный26 000:1
Натуральный24 000:1
Динамичный, Апертура линзы = -1547 400:1

Full on/full off контрастность очень высокая и при закрытой диафрагме она практически достигает заявленного значения в 50000:1. Впрочем, следует учитывать, что погрешность измерения такой низкой освещенности черного поля, а, следовательно, и контрастности довольно большая.

Звуковые характеристики

Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления от системы охлаждения получены по нашей методике, и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.

РежимУровень шума, дБАСубъективная оценка
Высокой яркости33,5Очень тихо
Пониженной яркости28Очень тихо

Проектор тихий даже в режиме высокой яркости. Шум равномерный и не раздражает.

Тестирование видеотракта

VGA-подключение

Нам удалось добиться устойчивой работы в режиме с максимальным разрешением только 1024 на 768 пикселей. Видимо, в случае аналогового сигнала данный проектор не очень дружит с нашей видеокартой.

DVI-подключение

При подключении к DVI-выходу (с помощью кабеля-переходника с HDMI на DVI) видеокарты компьютера, поддерживается режим 1920 на 1080 пикселей. Картинка при DVI-подключении четкая, артефактов нет. Белое поле выглядит равномерно освещенным и не имеет выраженных цветовых разводов. Черное поле — черное, совсем черное. Геометрия идеальная. Детали различаются в диапазоне от 1 до 255 на шкале серого. Повысив значение настройки Яркость можно добиться различения оттенков с 0, но и яркость черного поля при этом слегка повышается. Шкала серого равномерно серая, ее небольшой цветовой оттенок определяется выбранной цветовой температурой. Цвета яркие, правильные и насыщенные. Четкость очень высокая. Черно-белые сетки пикселей через 1 выводятся без артефактов и интерполяции. На тесте с цветными линиями в пиксель толщиной не видно никакого уменьшения цветовой четкости. Хроматические аберрации объектива плюс несведение матриц незначительные — ширина светло-фиолетовой/сине-зеленой каймы на границах контрастных объектов не превышает 1/3 пикселя.

При сдвиге объектива нет заметного ухудшения изображения. Фокусировка сохраняется по всему полю. Межпиксельная решетка практически незаметна.

Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 256-ти оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) в режиме Натуральный. График показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами (яркость белого поля принята за 100%).

256

От 1 до 255 яркость следующего оттенка всегда выше предыдущего. При этом разницы между оттенком 0, 0, 0 и 1, 1, 1 практически нет, что иллюстрируют графики, построенные по результатам трех измерений.

256

Аппроксимация полученной гамма-кривой дала показатель 2,08, что меньше стандартного значения 2,2.

HDMI-подключение

HDMI-подключение тестировалось при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. Поддерживаются режимы 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i и 1080p@24/50/60 Гц. Картинка очень четкая, цвета правильные, оверскан отключается, есть реальная поддержка режима 1080p при 24 кадр/с. Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются.

Работа с источником композитного и компонентного видеосигнала

Яркостная четкость (ТВЛ)
Композитный530Хорошо
S-Video530Хорошо
Компонентный (480/576, i/p)более 540Отлично
Компонентный (1080i)более 1080Отлично
Цветовая четкость (ТВЛ)
Композитный120Отлично
S-Video130Отлично
Компонентный (480/576, i/p)270Отлично
Компонентный (1080i)540Отлично

Яркостная и цветовая четкости высокие (некоторое занижение яркостной четкости при композитном и S-Video-подключении можно не принимать во внимание). При композитном подключении на неподвижных объектах полностью устраняется характерный цветной муар. Тестовые шаблоны с градиентами цветов и со шкалой серого не выявили каких-либо артефактов изображения. Слабые градации оттенков хорошо различаются в тенях и на светлых участках изображения. Цветовой баланс правильный.

В случае чересстрочных сигналов проектор пытается полностью восстановить исходный кадр, используя смежные поля, что ему почти всегда удается, как при чередовании 2-2, так и 3-2. Присутствует эффективное сглаживание зубчатых границ объектов в случае видеосигнала обычного разрешения. Функция шумоподавления работает очень хорошо.

Определение времени отклика и задержки вывода

Из-за довольно сильной модуляции яркости лампы (с частотой 120 Гц) достоверно определить время отклика не представляется возможным. Для перехода черный-белый-черный время включения, приблизительно, равно 5 мс, время выключения — 2 мс.

Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора при HDMI(DVI)-подключении составила порядка 32 мс.

Выводы

Уникальная проекционная технология D-ILA в ее современном варианте позволила компании JVC первой выиграть битву за абсолютный черный цвет. Проектор JVC DLA-HD750 демонстрирует отличную ANSI-контрастность и высочайшую нативную контрастность full on/full off. С практической точки зрения, это проявляется в глубочайшем черном на любых сценах и полном отсутствии серости на полосах сверху и снизу в случае формата картинки 2,35:1. И это при хорошей различимости градаций в тенях (неразличимость первого оттенка серого и черного, с практической точки зрения, можно игнорировать). Остается только сожалеть, что в проекторе такого уровня нет функции интерполяции промежуточных кадров. Впрочем, ее отсутствие не может считаться недостатком.

Достоинства:

  • отличное качество изображения (высочайшая контрастность, отличные равномерность и цветопередача, превосходная четкость);
  • тихая работа;
  • эффективные функции обработки изображения: деинтерлейсинг, сглаживание, устранение шумов;
  • наличие 5-ти типов видеовходов, в том числе 2 HDMI-входа; совместимость со SCART-сигналами;
  • электромеханические приводы объектива и шторки;
  • механизм сдвига объектива и трансфокатор имеют большие рабочие диапазоны;
  • удобный пульт ДУ с подсветкой;
  • аккуратный дизайн корпуса;
  • русифицированное меню.

Недостатки:

  • значимых нет.


Благодарим компанию «Цифровые системы»
за предоставленный на тестирование проектор JVC DLA-HD750






29 апреля 2009 Г.

D-ILA- JVC DLA-HD750

D-ILA-
JVC DLA-HD750

26 JVC — DLA-HD750 DLA-HD350. . DLA-HD750 900 50 000:1, DLA-HD350 — 1000 30 000:1, .

:

D-ILA

D-ILA- JVC. , .

 D-ILA

D-ILA- . D-ILA- - , . , .

 D-ILA
.

- , . - , , . , , D-ILA- 93%. , DLA-HD750 DLA-HD350 , , , , , .

,

.

Projector, general view

. — , . . . .

Control panel

— - .

Front view

— -. — , . , .

Left

, . , . . , .

Remote control    Remote control

, - , . , , , . , LIGHT.

Remote control

. , , , . , . , , , , .

OSD

, , , , .

Connectors

HDMI- 1.3, VGA-, , S-Video . SCART-RGB- SCART 4 RCA-, , . RGB- . INPUT , . . , , (, HDMI).

OSD

HDMI, , . TRIGGER 12  , V-Stretch, . , — . RS-232C, , .

Lens

, : ( ), , .

OSD

, 80% . 34% . ( ), TEST . , , . , , , .

. : 4:3 — , 4:3; 16:9 — 16:9, ; — , LetterBox. , 1080 : — , 1:1 — , — . V-Stretch , 2,35:1 , .

OSD

Over Scan . HD, , 2,5% . HD 2,5 5% , , . HIDE.

( / , / ). , , , , .

( , 4 3 ),

OSD

- (4 3 )

OSD

( 3 ).

OSD

: , , ( HD ) , ( ).

OSD

, 16 . , , . , . , , , 1 , .

OSD

, , .

OSD

- THX, .

.

, ANSI .

, , 50% ( ), , . JVC DLA-HD750:

    800
   , 600
   , = -15 495
    750
+8%, -15%
395:1

, . ( 900 ). — , , . . . . LCD-, , DLP-. , , full on/full off.


full on/full off
26 000:1
24 000:1
, = -15 47 400:1

Full on/full off 50000:1. , , , , , .

! , .

,
33,5
28

. .

VGA-

1024 768 . , .

DVI-

DVI- ( - HDMI DVI) , 1920 1080 . DVI- , . . — , . . 1 255 . 0, . , . , . . - 1 . . — -/- 1/3 .

. . .

256- ( 0, 0, 0 255, 255, 255) . ( !) ( 100%).

256

1 255 . 0, 0, 0 1, 1, 1 , , .

256

- 2,08, 2,2.

HDMI-

HDMI- Blu-ray- Sony BDP-S300. 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i 1080p@24/50/60 . , , , 1080p 24 /. .

()
530
S-Video 530
(480/576, i/p) 540
(1080i) 1080
()
120
S-Video 130
(480/576, i/p) 270
(1080i) 540

( S-Video- ). . - . . .

, , , 2-2, 3-2. . .

- ( 120 ) . -- , , 5 , — 2 .

- HDMI(DVI)- 32 .

D-ILA JVC . JVC DLA-HD750 ANSI- full on/full off. , 2,35:1. ( , , ). , . , .

:

  • ( , , );
  • ;
  • : , , ;
  • 5- , 2 HDMI-; SCART-;
  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • .

:

  • .


« »
JVC DLA-HD750