Данным обзором мы завершаем цикл статей, посвященных актуально линейке кинотеатральных проекторов от компании Epson. В этой линейке проектор Epson EH-TW4400 занимает промежуточное положение между моделями EH-TW3500 и EH-TW5500, причем по оптическим свойствам ближе к EH-TW5500, так как в EH-TW4400 тоже используются высококонтрастные ЖК-матрицы C²Fine. Чтобы избежать повторения, часть текста мы заменили ссылками на разделы ранее опубликованных обзоров про EH-TW3500 и EH-TW5500.
Содержание:
- Комплект поставки, характеристики и цена
- Внешний вид
- Пульт
- Коммутация
- Меню и локализация
- Управление проекцией
- Настройка изображения
- Дополнительные возможности
- Измерение яркостных характеристик
- Звуковые характеристики
- Тестирование видеотракта
- Определение времени отклика и задержки вывода
- Оценка качества цветопередачи
- Выводы
- Сводная таблица основных различий между проекторами Epson EH-TW4400 и Epson EH-TW5500
Комплект поставки, характеристики и цена
Вынесены на отдельную страницу.
Внешний вид
Корпус проектора изготовлен из пластика с белым блестящим, но не зеркально гладким покрытием. Покрытие это относительно прочное, а из-за хаотического расположения мельчайших блесток отпечатки пальцев, мелкие царапины, пыль и др. загрязнения и повреждения на корпусе не бросаются в глаза. Узкая полоска на передней панели и объектив изготовлены из пластика с серебристо-серым покрытием. На верхней панели ближе к объективу расположены колесики сдвига объектива, ближе к центру — крышка отсека лампы, и ближе к задней части — две кнопки (питания и выбора источника), два индикатора состояния и окошко ИК-приемника, немного захватывающее заднюю панель для лучшего обзора.
В режиме ожидания значок на кнопке питания неярко подсвечивается синим, при работе синим подсвечивается и кнопка выбора источника, а в переходных режимах прогрева и охлаждения ободок вокруг кнопки питания медленно мигает. Подсветку этих кнопок можно выключить в меню. Остальные кнопки помещены на левый бок.
Интерфейсные разъемы находятся в не очень глубокой нише на задней панели. Кроме того, на заднюю панель помещены разъем и механический выключатель питания, разъем для замка Кенсингтона и съемная решетка воздушного фильтра.
Две скобочки в нише с разъемами предназначены для фиксации отходящих кабелей, например, с помощью пластиковых хомутиков. Чтобы придать проектору аккуратный вид — скрыть разъемы и отходящие кабели, — на заднюю часть проектора можно надеть кабельную крышку, поставляемую как дополнительный аксессуар. Выдувается теплый воздух через черную решетку на передней панели (вперед и вправо). Рядом с объективом находится второй ИК-приемник.
Проектор оснащен двумя передними вывинчивающимися из корпуса ножками (примерно на 40 мм), позволяющими устранить небольшой перекос и/или немного приподнять переднюю часть проектора при его размещении на горизонтальной поверхности. Для крепления к потолочному кронштейну в днище проектора вделаны пять металлических втулок с резьбой. Чтобы при потолочном размещении передний логотип был в правильной ориентации, его можно перевернуть. Лампу и воздушный фильтр можно менять, не снимая проектор с потолочного кронштейна.
Пульт
См. статью про Epson EH-TW3500.Коммутация
См. статью про Epson EH-TW3500.
Меню и локализация
См. статью про Epson EH-TW3500.
Управление проекцией
См. статью про Epson EH-TW3500.
Настройка изображения
Список предустановленных режимов в точности такой же, как и в случае Epson EH-TW3500, но набор настроек ближе к Epson EH-TW5500, кроме параметра Цветовая гамма, его у Epson EH-TW4400 нет. Также в проекторе Epson EH-TW4400 все десять ячеек памяти отведены под пользовательские сочетания настроек, тогда как в Epson EH-TW5500 — только две, остальные предназначены для создания профилей ISF.
Дополнительные возможности
См. статью про Epson EH-TW3500.
Измерение яркостных характеристик
Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.
Для корректного сравнения данного проектора с другими, имеющими фиксированное положение объектива, измерения проводились при сдвиге объектива вверх чуть больше чем на 50% (низ изображения находился немного выше оси объектива). Результаты измерений для проектора Epson EH-TW4400 (если не указано иное, то установлено минимальное фокусное расстояние, лампа включена на высокой яркости, выбран режим Динамический и отключен Автонастр. диафр.):
Световой поток в режиме | |
— | 1820 лм |
пониженная яркость | 1420 лм |
Нейтральный | 630 лм |
Театр (чер.) 1 | 635 лм |
Равномерность | +12%, −29% |
Контрастность | 388:1 |
Максимальный световой поток выше паспортного значения (заявлено 1600 лм). Режим Динамический — самый яркий, так как в нем отсутствует цветокоррекция. Равномерность освещенности приемлемая. Контрастность очень высокая. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т.н. контрастность full on/full off.
Режим | Контрастность full on/full off |
Динамический | 4335:1 |
Нейтральный | 4110:1 |
Театр (чер.) 1 | 4150:1 |
Динамический, пониженная яркость | 4485:1 |
Динамический, Автонаст. диафраг. включена | 72 000:1 |
Динамический, максимальное фокусное расстояние | 5860:1 |
Динамический, Автонаст. диафраг. включена, максимальное фокусное расстояние | 76 700:1 |
Контрастность очень высокая, особенно при максимальном фокусном расстоянии. Включение режима пониженной яркости немного повышает контрастность, видимо, за счет уменьшения нагрева матриц. При включенной динамической диафрагме контрастность меньше заявленного значения 130 000:1. Впрочем, при такой высокой нативной контрастности (без использования динамической диафрагмы) включать режим Автонаст. диафраг. не имеет никакого смысла, поэтому данное отличие от паспортных значений непринципиально. В целом по яркостным характеристикам, за исключением диапазона динамической диафрагмы, проектор значимо не отличается от Epson EH-TW5500.
Скорость работы диафрагмы не очень большая, однако, на реальных фрагментах фильмов не видно никакого неестественного изменения яркости. Измерения показали, что при переключении с черного поля на белое яркость возрастает до максимума примерно за 2,6 с при Автонаст. диафраг. = Низкая и за 1,8 с при Автонаст. диафраг. = Выс. скорость. На самом деле отработка полного диапазона занимает больше времени, просто в этом тесте за время вывода черного поля диафрагма не успела закрыться до минимума.
Графики роста яркости при переключении с черного поля на белое
при различных значениях Автонаст. диафраг. Для наглядности графики сглажены.
Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость в 17 точках на шкале серого для трех значений параметра Гамма в режиме Нейтральный (в скобках приведено значение показателя аппроксимирующей функции):
Видно, что данный параметр близок к реальному значению показателя аппроксимирующей функции. Яркость 256-ти оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) мы измерили для профиля Нейтральный при Гамма = 2,2. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами.
Тенденция роста прироста яркости сохраняется во всем диапазоне, и каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего. При этом наблюдается значимая разница в яркости ближайших к черному оттенков. Заметим, что в самом ярком режиме Динамический (или Яркий в случае Epson EH-TW5500) реальная гамма-кривая гораздо сильнее отклоняется от стандартной.
В режиме высокой яркости потребление электроэнергии составило 274 Вт, в режиме пониженной яркости — 227 Вт, в режиме ожидания — 0,4 Вт. Механический выключатель на задней панели полностью отключает проектор от сети.
Звуковые характеристики
Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления от системы охлаждения получены по нашей методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.
Режим | Уровень шума, дБА | Субъективная оценка |
Высокой яркости | 34,5 | Очень тихо |
Пониженной яркости | 32,5 | Очень тихо |
Проектор достаточно тихий даже в режиме высокой яркости. Шум равномерный и не раздражает. Динамическая диафрагма работает очень тихо.
Тестирование видеотракта
Был выполнен обычный набор тестов, при этом никакого отличия от проектора Epson EH-TW5500 не было выявлено. В качестве дополнительного теста мы отсмотрели ряд фрагментов с Blu-ray-диска «Аватар» (в качестве основного тестового диска мы используем Blu-ray-диск с фильмом «Казино Рояль», который отличается хорошим набором различных по типу фрагментов). Вывод из этого теста такой: с включенной вставкой промежуточных кадров (функция Кадровая интерпол.) реалистичность переходит на уровень выше, изображение воспринимается более естественным (нет стробирования), повышается детализация быстродвижущихся объектов и проносящихся перед камерой панорам. Общий положительный эффект явно перевешивает изредка встречающиеся и не очень заметные артефакты, возникающие из-за ошибок в расчете промежуточных кадров.
Определение времени отклика и задержки вывода
На графиках зависимости яркости от времени видна высокочастотная модуляция, которую пришлось немного сгладить, поэтому времена отклика могут быть несколько завышены. Время отклика при переходе черный-белый-черный составило 7,4 мс (3,3 вкл. + 4,1 выкл.). Для полутоновых переходов среднее суммарное время отклика составило 9,2 мс. Такой скорости матриц вполне достаточно для просмотра фильмов, для игр в динамические игры и вывода рассчитанных промежуточных кадров.
Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора составила 27 мс при VGA, при HDMI(DVI) — 48 мс и 64 мс при включении режима Кадровая интерпол. Видимо, в тех случаях, когда задержка вывода является критичной величиной, лучше использовать VGA-подключение и не включать вставку кадров.
Отличие значений времен отклика и задержки от значений, полученных при тестировании EH-TW5500, можно объяснить погрешностями измерений и небольшой модификацией (скорее повысившей точность), внесенной в методику определения задержки.
Оценка качества цветопередачи
Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр X-Rite ColorMunki Design и комплект программ Argyll CMS (1.1.1).
Цветовой охват в основном определяется тем, включен ли оптический фильтр или нет. В режимах с выключенным фильтром охват по площади близок к sRGB, но отличается от него координатами красной и зеленой точек:
Динамический.
В режимах с включенным оптическим фильтром охват больше sRGB по площади и полностью включает в себя треугольник sRGB:
Нейтральный.
В отличие от EH-TW5500, в данном проекторе нет явного выбора охвата, поэтому для приведения охвата к sRGB можно попытаться изменять настройки изображения, будет ли при этом получен желаемый результат, мы не знаем. Впрочем, для профессионального применения можно выбрать режим с максимальным охватом, а затем построить и использовать цветовой профиль, а в случае просмотра фильмов ради развлечения небольшое повышение сочности цветов скорее положительно скажется на живости картинки.
Ниже приведены спектры для белого поля (белая линия), наложенные на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов) для двух профилей (масштаб по вертикали различается).
Динамический
Нейтральный
Видно, что в Динамический спектр лампы утилизируется по максимуму. При выборе режимов, в которых включается оптический фильтр, из спектра вырезаются узкие полосы, что и позволяет увеличить цветовой охват.
Как показало предварительное тестирование, переключение режима лампы с яркого на экономичный немного меняет цветовой баланс. При этом в ярком режиме цветопередача ближе к стандартным 6500 К в режиме Нейтральный, а в экономичном — в режиме Театр (чер.) 1. Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр дельта E) в случае трех профилей (Динамический и Нейтральный — для яркого режима лампы, Театр (чер.) 1 — для экономичного). Близкие к черному значения можно не учитывать, так как цветопередача на самых темных участках не так важна, да и погрешность измерений для них очень высокая.
Видно, что для получения цветопередачи близкой к стандартной достаточно выбрать режим Нейтральный или Театр (чер.) 1 в зависимости от режима лампы.
Выводы
По характеру изображения проектор EH-TW4400 практически не отличается от самой старшей модели EH-TW5500, а по цвету корпуса и пульта от самой младшей — EH-TW2900. Основные различия между EH-TW4400 и EH-TW5500 приведены в таблице ниже, там же указана текущая средняя розничная цена на эти модели.
Достоинства:
- Отличная цветопередача
- Высокая контрастность
- Тихая работа
- Функция вставки промежуточных кадров
- Эффективные функции обработки изображения: деинтерлейсинг, сглаживание, устранение шумов и артефактов компрессии, повышение четкости
- Механизм сдвига объектива и трансфокатор имеют большие рабочие диапазоны
- Удобный пульт ДУ с подсветкой
- Функциональный и практичный дизайн корпуса
- Русифицированное меню
Недостатки:
- Значимых нет
Сводная таблица основных различий между проекторами Epson EH-TW4400 и Epson EH-TW5500
Характеристика/особенность | Epson EH-TW4400 | Epson EH-TW5500 |
Цвет корпуса и пульта | белый | черный |
Кабельная крышка | опция | в комплекте |
Выбор цветового охвата | нет | есть |
Поддержка анаморфотного объектива | нет | есть |
Поддержка профилей ISF | нет | есть |
Максимальный световой поток, лм* | 1820 | 1720 |
Контрастность ANSI* | 388:1 | 380:1 |
Максимальная нативная контрастность* | 5860:1 | 5780:1 |
Максимальная динамическая контрастность* | 76 700:1 | 187 000:1 |
Уровень шума, дБА (высокая/пониженная яркость)* | 34,5/32,5 | 35/32 |
Средняя текущая цена (количество предложений) в московской рознице (рублевый эквивалент — во всплывающей подсказке) | Н/Д(1) | Н/Д(1) |
* Результаты измерений, при сравнении следует учитывать погрешности измерений и возможный разброс среди экземпляров проекторов. |
Экран Draper Ultimate Folding Screen 62″×83″ предоставлен компанией CTC CAPITAL | Blu-ray-плеер Sony BDP-S300 предоставлен компанией SONY Electronics |