100 км по Белому морю с камерой Canon EOS 5D

О съемке в экспедиционных условиях вообще и о съемке Белого моря я уже неоднократно писал:

Вновь возвращаюсь к этой теме, поскольку поход по Белому морю стал финальным этапом тестирования камеры Canon EOS 5D. Мой уже 30-летний экспедиционный опыт показывает, что вне зависимости от тоннажа судна и серьезности задач любая экспедиция состоит из трех этапов. Первый — подготовка, упаковка, погрузка. Второй — собственно экспедиция. Третий — обработка результатов и написание отчета. Успех данного мероприятия определяется первым и последним этапом, поскольку ошибки в подготовке приводят к срыву экспедиции, а отсутствие обработки результатов и отчета не позволяет оценить ваши достижения. В идеальном случае третий этап становится первым — сперва пишем отчет и оставляем пропуски для полученных в экспедиции результатов. Если все рассчитано правильно, то полученные результаты совпадают с ожидаемыми. Итак, данную заметку я условно разделю на три части. Первая часть посвящена выбору аппаратуры и ее упаковке. Вторая часть — собственно экспедиция — будет представлена только галереей. А третья часть будет посвящена обработке, которая реально заняла не меньше времени, чем сама экспедиция. Вопрос о том, должен ли сам фотограф заниматься обработкой и сколь большое внимание ей уделять, возник еще на заре фотографии. В цифровую эру изменилось только техническое наполнение, философская же часть осталась неизменной.Выбор аппаратуры и ее упаковка

Когда задача точно известна и вопрос стоит: либо ее выполнение, либо ничего, — задача выбора аппаратуры существенно упрощается. В этом случае можно не брать ни избыточно дорогую аппаратуру, ни дополнительное количество принадлежностей — все и так ясно. Если же экспедиция намечается в районы, не очень часто посещаемые фотографом, да еще когда погода может меняться несколько раз в день, есть большая вероятность, что вы окажетесь в таком месте и при таком освещении, которое, возможно, больше уже никто и не увидит. В этом случае обидно оказаться без инструмента, позволяющего максимально точно зарегистрировать это событие. Выводы же о том, что надо было взять обязательно, а что оказалось просто балластом, часто удается сделать только, анализируя результаты. Наш маршрут был проложен от поселка Гридино на север до Чупской губы и деревни Ниж. Полунга —100 километров Белым морем на байдарке типа Таймень.

Таймень
Почти полный штиль. Можно позволить себе роскошь съемки с воды. Громады скал подчеркивают ничтожность байдарки перед силами природы, но пока не тревожат отсутствием места для высадки в случае, если разгуляется волна.

остров Медведок
Еще один снимок с воды. Объектив Sigma 24-70; F=28 мм. Условия съемки достаточно комфортные. Опасений утопить аппаратуру или, того хуже, самому искупаться нет. Хотя тучи не радуют. С голубым небом скалы смотрелись бы эффектнее :-). Как выяснилось, тучи угрожали не только качеству снимков, но и фотографу. Менее чем через час поднявшийся шквальный ветер почти в середине пролива между материком и Пежостровом заставил меня развернуться на 180 градусов по ветру и «бежать» к острову. Поиск места, где можно безболезненно выкинуться на берег, отнял немало нервов. Этот ветер почти на 2 км разметал нашу флотилию из трех лодок. Остатки нервов нам спасли рации, когда экипажи всех лодок, высадившиеся на остров вне прямой видимости, с облегчением выяснили, что в открытое море никого не унесло :-)

Аппаратура, которая была взята в экспедицию: камера Canon EOS 5D;  запасная камера Canon EOS D60; объектив МС Пеленг 3,5/8А производства Белорусского ГП «ММЗ им. С.И.Вавилова» (круговой Рыбий глаз с фокусным расстоянием 8 мм); объектив МС Зенитар-М 2,8/16 производства «Красногорского завода им. С.А.Зверева» (диагональный Рыбий глаз с фокусным расстоянием 16 мм); объектив SIGMA 24-70 мм F:2,8 EX DG ASPHERICAL DF; объектив SOLIGOR AF 70-210 Macro 1:2,8-4 (он же известен как COSINA AF 70-210 f/2,8-4 MC и Vivitar 70-210/2,8-4 APO); объектив МС РУБИНАР-8/500 МАКРО производства «Лыткаринского завода оптического стекла» (ОАО ЛЗОС) с переходным кольцом и «Одуванчиком»; кольца для макросъемки; бленды и фильтры; пульт дистанционного управления и штатив; пять аккумуляторов: два 511 (этим аккумуляторам было больше 3 лет и они оказались балластом, поскольку за один раз более пяти кадров снять с их помощью не удавалось), один 511-А, два аккумулятора VCL002 фирмы GP (аналог 511-A) и один GP VCL005 (аналог 512).  

аккумуляторыаккумуляторы

В 60-ю камеру 512-й не лезет из-за выступа; к счастью, фирма поумнела, и искусственного ограничения для использования аккумулятора у новой модели 5D нет — лезут как 511, так и 512. Детальное рассмотрение камеры Canon EOS D60 показало, что 512 в нее тоже влез бы, если бы не выступ на входе в аккумуляторный отсек. То есть сам по себе аккумуляторный отсек имеет размеры, способные вместить 512 аккумулятор, но на самом входе находится маленький 3мм выступ, который проверяет наличие в аккумуляторе выемки и не позволяет вставить 512 аккумулятор. Я полагаю, что его можно было бы безболезненно удалить, но не пробовал.

Карты памяти были взяты фирмы Kingston, одна емкостью 1 ГБ, и одна Elite Pro емкостью 2 ГБ. Как резерв ставки была взята еще карта PQI F1 емкостью 512 МБ. В данном случае быстродействие карт никакого значения не имеет. Самая медленная карта из имеющихся, емкостью 2 ГБ, позволяет снять серию из 16 кадров в формате RAW и записывает эту серию в течение 96 с. Т.е. время записи одного кадра, 6 с, больше, чем время съемки серии, равное 5,3 с. Самая быстрая, 2 ГБ Elite Pro, позволяет снять 17 кадров и записывает их в течение 41 с. Другими словами, время записи одного кадра равно 2,4 с — почти в два раза меньше времени, необходимого на съемку серии. Учитывая, что съемку такими большими сериями производить не предполагалось (для этого у нас было чересчур мало памяти), скорость записи кадров для нас значения не имела, поскольку при съемке одиночных кадров камера за счет огромного буфера всегда готова сделать следующий снимок. В случае съемки сплава по порогам эта проблема могла бы стать критичной, но на нашем маршруте их не было. Что касается относительно быстрых по скорости записи карт, выпущенных в предыдущие годы, типа F1, то с ними ситуация вообще парадоксальная. Отдельно снятые кадры они записывают за 2,9 с, т. е. существенно быстрее, чем 1 ГБ карта Kingston, а вот непрерывная серия может получиться и короче. Может быть, те же 16 кадров, а может быть и всего 12, если возникает какой-то сбой, связанный с плохой совместимостью старых карт и новой камеры. Замечу, что индикатор батарей, до съемки показывавший полный их заряд, после съемки серии часто показывает почти полный их разряд, и эта ситуация сохраняется до выключения и повторного включения камеры. 

За две недели мы прошли по Белому морю 100 км. За это время было снято 520 кадров. Из них в формате RAW — 202. Все это уместилось на 4 картах суммарным объемом 4,5 ГБ. Для съемки этого количества понадобилось два аккумулятора, третий был вставлен в камеру, но полностью не израсходован.

Из вспомогательного оборудования был взят GPS навигатор Garmin eTrex для прокладки маршрутов и просмотра карт КПК Cassiopeia E-125, программное обеспечение OziExplorer, связь с GPS через последовательный порт с использованием программы G7ToCE . Эта программа позволяет обеспечить двусторонний обмен с GPS , т.е. скачивать данные с него и закачивать в него маршрутные точки и дорогу. Для связи между байдарками использовалась рация JJ Connect StylePlus. Имелись и сотовые телефоны, но проку от них на большей части маршрута не было никакого. А там, где и была доступна сотовая связь, воспользоваться ей могли только счастливые обладатели SIM карт Мегафона :-(. Для всего вспомогательного оборудования, кроме штатного, был взят дополнительный комплект питания.

Упаковка. Отправляясь в море даже на судах, в тысячи раз превосходящих по водоизмещению байдарку, мы упаковывали аппаратуру в ящики, а каждый прибор запаивали отдельно в полиэтилен. Система надежная, но предполагает, что открывать ящики вы будете уже в лаборатории с кондиционером, а не на берегу моря. Для походов нужны ящики, которые позволяют получить быстрый доступ к аппаратуре и тут же их герметично закрыть. Имеющийся у меня ящик фирмы LowePro имеет внутренний объем 30×23×14,5 см. Вся вышеперечисленная аппаратура в него явно не входила, поэтому был куплен такой же по объему и внешнему виду ящик фирмы AMABILIA.

ящики

При детальном рассмотрении он мне понравился существенно больше, чем от фирмы LowePro, хотя тоже не без недостатков. Основное преимущество — существенно более удобные замки.

ящикиящики

Минус же — плохая фиксация осей, которые имеют тенденцию смещаться вбок, и поэтому при закрывании ящика надо проверять их положение.

силикагель

Наличие пенала с силикагелем — вещь, конечно, полезная, но банальная надпись на нем вызвала некоторое недоумение. Мой опыт показывает, что такого объема свежепрокаленного силикагеля хватает, чтобы осушить внутренний объем один раз, то есть обычно в экспедиции есть герметично закрывающаяся банка, в которую сложены прокаленные в сушильном шкафу пакетики с силикагелем. Каждый раз при открывании и закрывании герметичного корпуса прибора в него вкладывается новый пакет. В данном случае можно быть абсолютно уверенным, что приложенный в пенал силикагель уже набрал в себя всю влагу еще в магазине, а как провести его регенерацию, абсолютно неясно.Экспедиция

Маршрут похода представлен на нижеприведенной анимированной схеме. Маштабируемая версия, занимающая все окно обозревателя, — здесь.

Щелчок мышью по фотоаппарату позволяет посмотреть фотографии, снятые с точки расположения аппарата. Некоторые фотографии панорамные. Их просмотр осуществляется перетаскиванием мышью изображения в окне. О сшивке панорам и других способах их представления читайте в следующей статье, посвященной самой трудоемкой и длительной части любой экспедиции — обработке результатов.




21 августа 2006 Г.

100 Canon EOS 5D

100 Canon EOS 5D

:

, Canon EOS 5D. 30- , . —, , . — . — . , , . — . , . , . . — — . , , . , , . , .

: , , — . , — . , , , , , , , . , . , , , , . . —100 .

. . , , .


. Sigma 24-70; F=28 . . , , . . :-). , , . 180 «» . , , . 2 . , , , , :-)

, : Canon EOS 5D; Canon EOS D60; 3,5/8 « . ..» ( 8 ); - 2,8/16 « . ..» ( 16 ); SIGMA 24-70 F:2,8 EX DG ASPHERICAL DF; SOLIGOR AF 70-210 Macro 1:2,8-4 ( COSINA AF 70-210 f/2,8-4 MC Vivitar 70-210/2,8-4 APO); -8/500 « » ( ) «»; ; ; ; : 511 ( 3 , ), 511-, VCL002 GP ( 511-A) GP VCL005 ( 512).

60- 512- - ; , , 5D — 511, 512. Canon EOS D60 , 512 , . , 512 , 3 , 512 . , , .

Kingston, 1 , Elite Pro 2 . PQI F1 512 . . , 2 , 16 RAW 96 . .. , 6 , , , 5,3 . , 2 Elite Pro, 17 41 . , 2,4 — , . , ( ), , . , . , , F1, . 2,9 , . . , 1 Kingston, . , 16 , 12, - , . , , , , .

100 . 520 . RAW — 202. 4 4,5 . , , .

GPS Garmin eTrex Cassiopeia E-125, OziExplorer, GPS G7ToCE . GPS , .. . JJ Connect StylePlus. , . , , SIM :-(. , , .

. , , , . , , , . , . LowePro 30×23×14,5 . , AMABILIA.

, LowePro, . — .

— , , .

— , , , . , , , , . . , , , .

. , , — .

, . . . , — .