Новая профессиональная 8 Мп камера в корпусе легендарной пленочной зеркалки EOS — 1V. Аналогичный корпус имеют все последние единички, в том числе и цифровые 1D и 1Ds. На мой взгляд, получив постоянную рукоятку для съемки с вертикальной компоновкой кадра, камера стала менее универсальной, чем EOS-1 образца 90-х годов, хотя и существенно меньше первых цифровых камер EOS DSC 1/3.
По сравнению с D60 камера выглядит очень солидной.
По площади матрицы и скорострельности камера является прямым потомком EOS-1D. Сравнивая эти камеры, можно заметить как принципиальные конструктивные изменения, так и некоторые функциональные. Основное это переход от чужой ПЗС матрицы к собственной КМОП.
Функционально это увеличение числа пикселей и двукратное уменьшение максимальной скорости затвора от 1/16000 до 1/8000 с, и, соответственно, выдержка полного открытия шторок и синхронизации со вспышкой упала от 1/500 до 1/250 с. C точки зрения газетного репортера это не есть хорошо — качества 4 Мп камеры все равно хватало, зато, если освещенность позволяла, можно было использовать 1/500 для съемки с длиннофокусной оптикой, чтобы избежать шевеленки. При дальнейшем повышении скорости перед кадром будет пробегать щель, и борьба со смазом будет эффективной только для отдельных мелких независимых объектов. Подробнее об этом см. в статье, посвященной съемке со вспышкой при использовании шторных фокальных затворов.
Размер матрицы, 28,7×19,1 мм, меньше размера пленочного кадра, и все объективы станут в 1,3 раза более длиннофокусными по углу зрения, если сравнивать с традиционным пленочным кадром 24 на 36 мм. Для скоростной камеры это вряд ли можно считать недостатком, поскольку я с трудом представляю себе ситуации, когдапри съемке архитектуры широкоугольным объективом вам потребуется снимать со скоростью 8 кадров в секунду. При спортивной же съемке более крупный план при более легком объективе — это, во всяком случае, не недостаток.
Камера | EOS-1 D Mark II | EOS-1D | EOS-1Ds | EOS-10D |
Тип матрицы | КМОП | ПЗС | КМОП | КМОП |
Количество миллионов эффективных пикселей | 8,2 | 4,2 | 11,1 | 6,3 |
Размер матрицы (мм) | 28,7×19,1 | 28,7×19,1 | 35,8×23,8 | 22,7×15,1 |
Размер пикселя (мкм) | 8,2×8,2 | 10,8×10,8 | 8,8×8,8 | 7,4×7,4 |
Размер кадра в пикселях | 3504×2336 | 2464×1648 | 4064×2704 | 3072×2048 |
Чувствительность (ISO) | 100 —1600 (50 — 3200) | 200 — 1600 (100 — 3200) | 100 — 1250 (50) | 100 — 1600 (3200) |
Процессор | DIGIC II | DIGIC | DIGIC | DIGIC |
Скорость съемки (кадров/с) | 8,3 | 8,3 | 3 | 3 |
Размер буфера кадров JPEG | 40 | 21 | 10 | |
Размер буфера кадров RAW | 20 | 16 | 10 | 9 |
Аккумуляторы | Ni-MH NP-E3 12 В, 1650 мАчас | Ni-MH NP-E3 12 В, 1650 мА·ч | Ni-MH NP-E3 12 В, 1650 мАчас | Li-Ion BP-511/512 7,4В, 1100 мА·ч |
Минимальная выдержка | 1/8000 | 1/16000 | 1/8000 | 1/4000 |
Минимальная выдержка синхронизации со вспышкой при полностью открытом затворе (с) | 1/250 | 1/500 | 1/250 | 1/200 |
Тип внешней вспышки | E-TTL II | E-TTL | E-TTL | E-TTL |
ЖК экран (пикселей) | 2,0″ 230000 | 2,0″ 120000 | 2,0″ 120000 | 1,8″ 118000 |
Карты памяти | Compact Flash Secure Digital | Compact Flash | Compact Flash | Compact Flash |
Интерфейс связи с компьютером | IEEE 1394 USB 1.1 | IEEE 1394 | IEEE 1394 | USB 1.1 |
Размер (мм) | 156×158×80 | 156×158×80 | 156×158×80 | 150×107×75 (без приставной рукоятки BG-ED3) |
Вес | 1230г + 335 г с батареей | 1250 г + 335 г с батареей | 1265 г +335 г с батареей | 790 г +455 г с рукояткой BG-ED3 и двумя аккумуляторами |
При такой солидной цене, почти 5000 у. е., отказ от скоростного затвора как у 1D мне не очень понятен, хотя, возможно, это привело к большей надежности и меньшим сотрясениям при спуске.
В отличие от младших моделей линза видоискателя вынесена существенно дальше от корпуса, а заслонка от паразитной засветки встроенная, а не в виде отдельной крышки. Два монохромных ЖК-индикатора на верхней и задней панелях. Первый отвечает за фотографические параметры, второй — за настройки, так или иначе связанные с матрицей, такой современный аналог прозрачного окошка, через которое виден ярлык на кассете.
Разъемы на корпусе камеры. Сверху вниз соответственно: внешняя вспышка, пульт дистанционного управления, видео выход, IEEE 1394 и USB 1.1. | Две карты памяти CF и SD, есть возможность писать копию на вторую карту, но нет возможности выбирать карту, не вынимая ее, и писать RAW на одну, а JPEG на другую |
Существенно отличается от младших моделей, и нужно время, чтобы разобраться и научиться быстро добираться до нужной функции.
Интересно, что функции пользователя пронумерованы не по порядку и, например третья отсутствует. В основном, вся понятно, и я не буду дополнительно комментировать, поскольку в мои задачи не входит составление руководства, а оригинала вместе с камерой не было. Отмечу только расширенную гистограмму, которая позволяет не только оценить общую яркость, но и в каждом канале в отдельности. |
При известном шаге матрицы вопрос разрешения в большей степени относится к объективам, и это тема отдельных статей. О возможностях использования этой камеры с объективом Canon MP-E 65 f/2,8 1-5Х Macro Photo читайте в статье.
Вопрос цветопередачи при столь богатых настройках в основном зависит от фотографа, и тестировать профессиональную камеру с настройками по умолчанию я не вижу смысла. Поэтому остается только зависимость шумов от чувствительности, которая приведена в следующей таблице.
|
Для наглядности при верстке размер увеличен вдвое. В таблице приведены средние значения яркости и стандартного отклонения. Съемка проводилась при свете галогенной лампы накаливания. Баланс белого камеры установлен в положение — лампа накаливания. При таком освещении естественно ожидать максимальный уровень шумов в синем канале. Размер пикселя чуть больше, чем у D60, и соответственно шумы чуть меньше (см. таблицу в статье о EOS 300D). Программы
Для просмотра и обработки снимков предлагается использовать программу Digital Photo Professional, которая смотрится, на мой взгляд, поинтереснее, чем предлагаемая с другими зеркалками Canon Digital Camera File Viever Utility (о ней мы писали например здесь).
Обе программы поддерживают формат JPEG, Digital Photo Professional поддерживает больше разновидностей формата TIFF, но каждая из них поддерживает только свой формат RAW, первая — CR2, а вторая — CRWФото
Несколько фотографий со стандартным и экзотическими объективами в сравнении с EOS-D60, чтобы оценить не очень привычный размер матрицы.
EOS-1 D Mark II | EOS-D60 |
Миниатюры. Объектив Пеленг. | |
Миниатюры. Объектив Рубинар 500 | |
Миниатюры. Объектив Canon 50 1:1,4 | |
Фрагменты. Объектив Canon 50 1:1,4 |
Заключение
За неделю, что мне удалось поэксплуатировать эту камеру, я не опробовал и десятой части ее возможностей. Для полного освоения, чтобы камера стала продолжением рук фотографа и автомат камеры был заменен на автоматизм фотографа, нужны месяцы, даже если до этого основной камерой была единичка. Поэтому ограничусь общими впечатлениями и достаточно субъективными выводами.
Основное назначение камеры — спортивная съемка с тяжелыми длиннофокусными объективами. При этом размеры и вес камеры существенной роли не играют, а вот экстремалы и пейзажисты, возможно, задумаются о целесообразности использования этой камеры. Когда силы на пределе, существенны и лишние граммы, да и раздумья, о том скидывать ли в пропасть пять тысяч зеленых, могут стоить жизни. Я уж не говорю, что крепить эту камеру на шлеме при съемке парашютных прыжков может только самоубийца. Что касается классической пейзажной съемки, то хотя кадр и больше, чем у 10 и 300, но это все равно не полный кадр, и для качественной съемки широкоугольными объективами, несмотря на существенно большую цену, стоит подумать о 1Ds.
С другой стороны, она безусловно удобнее в пейзажной и павильонной съемке, чем 10D. Во-первых, большая по площади матрица, что позволяет с меньшими проблемами найти сверхширокоугольные объективы, а во-вторых, все же меньшие шумы.