Кинотеатральный Full HD LCD-проектор
Panasonic PT-AE2000E


Проектор Panasonic PT-AE2000E — это представитель второй волны Full HD LCD-проекторов, инициированной выпуском Full HD LCD-матриц нового поколения D7 (производства Epson, разумеется). В целом 2000-й проектор от Panasonic является результатом плавной эволюции предыдущей модели, что обуславливает некоторое пересечение материала со статьей про PT-AE1000E.

Projector, general view

Комплект поставки, характеристики и цена

Вынесены на отдельную страницу.

Внешний вид

Дизайн проектора очень строгий: прямые линии и углы, круги и вызывающая симметрия, украшательства отсутствуют. Корпус проектора изготовлен из пластмассы с черным матовым покрытием. В объективе используется металл. Съемная рифленая верхняя панель прикрывает отсек лампового блока (лампу можно менять, не снимая проектор с потолочного кронштейна) и др. технологические элементы. Сверху находятся: 3 индикатора состояния, 2 воротка механизма сдвига объектива и логотип.

Top

Все интерфейсные разъемы и разъем для замка Кенсингтона расположены в неглубокой нише сзади и не выступают за габариты корпуса. Под нишей точно по центру находится стандартный трехштырьковый разъем питания.

Rear panel

На левом боку: выключатель питания, рядом с ним — фиксатор кассеты сменного воздушного фильтра, и под крышечкой — 13 кнопок управления.

Right

Control panel

Правый бок пуст. Воздухозаборные решетки находятся сзади, а решетки, через которые выдувается теплый воздух, — спереди. ИК-приемник только один — рядом с объективом.

Front

Чувствительности приемника и мощности пульта достаточно, чтобы управлять проектором направляя пульт на экран, откуда отраженный сигнал достигает приемника. Передние выкручивающиеся из корпуса ножки помогут устранить небольшой перекос и/или немного приподнять переднюю часть проектора, когда он просто стоит на столе. Для крепления к потолочному кронштейну в днище проектора вделаны 4 металлические втулки с резьбой. Еще одно резьбовое отверстие предназначено для крепления страховочного тросика (идет в комплекте). За исключением небольших по площади решеток поверхность корпуса гладкая, что облегчает чистку проектора от пыли, а отсутствие глянца делает мелкие повреждения и следы от пальцев менее заметными. Объектив от пыли защищает большая крышка, прикрепленная к корпусу шнурком. В качестве дополнительного аксессуара можно приобрести крышку-щиток на заднюю панель, скрывающую отходящие от проектора провода.

Пульт

Remote control

Внешне пульт отличается от пульта к PT-AE1000E только обозначениями на паре кнопок и маркировкой модели. Низ пульта — из черной пластмассы, верх — имеет серебристое покрытие. Пульт очень удобно ложится в руку. Кнопок относительно немного, подписи к ним контрастные. Ориентироваться в кнопках просто, самые главные легко находятся на ощупь. Круглая навигационная кнопка, видимо, претерпела некоторую доработку, теперь тактильная граница между стрелками позволяет уверенно выбирать нужную. Пульт оснащен тремя софт-кнопками, функции которых указываются в меню установок.

OSD

Есть светодиодная подсветка. Включается иллюминация фосфоресцирующей кнопкой LIGHT, а если подсветка не была выключена этой кнопкой, то она включается при нажатии на любую кнопку пульта.

Remote control    Remote control

Пульт универсальный: с его помощью можно управлять самой разнообразной техникой: от DVD-плееров и ресиверов, до моторизированных экранов. Несколько десятков профилей устройств можно активировать, используя приведенные в руководстве коды, кроме того, пульт можно обучить подавать команды неизвестным ему устройствам. Также есть возможность выключать/включать несколько устройств сразу, можно создавать макрокоманды из нескольких нажатий на кнопки, назначать функции трех софт-кнопок и редактировать подписи к ним и т. д. Часть кнопок пульта выделены под работу только с проектором, часть — только с устройствами, а навигационные кнопки и кнопка вызова меню передают команды текущему выбранному устройству. Профили устройств переключаются кнопкой DEVICE. При этом нажатие на кнопку DEFAULT принудительно переключает пульт на управление проектором (интересно, была ли эта очень полезная функция у предыдущей модели пульта?).

Меню

Меню проектора достаточно крупное, да и шрифт не мелкий. Правда, некоторые русские буквы слегка корявые, У нарисована как Y, а линии русских букв очень тонкие, что снижает удобочитаемость. Все ключевые настройки находятся на страницах первого уровня. Навигация удобная. При выходе из меню запоминается текущий активный пункт (до третьего уровня страниц), что позволяет быстро вернуться к регулировке настраиваемого параметра. При изменении любого параметра, влияющего на изображение, меню убирается с экрана, и остается только ползунок внизу экрана (следующая/предыдущая настройка вызывается стрелками вверх-вниз, изменение — вправо-влево), что облегчает настройку картинки.

OSD

Ползунки параметров имеют метки заводских значений (треугольник), а отклонение от них выделяется зеленым. Быстрый сброс к значению по умолчанию выбранного параметра или настроек на всей странице осуществляется кнопкой DEFAULT. Можно подобрать наиболее удобное положение меню на экране и выбрать стиль фона. Перевод терминов в русской версии экранного меню в русском руководстве пользователя более-менее адекватный (за исключением употребления терминов «аспект», «буквенное окно» и др.), в трудных случаях переводчики предпочли оставить английские варианты обозначения пунктов.

OSD

Коммутация

Connectors

Разъем SCART опять попал в немилость — его нет, и никакой другой видеовход с сигналами SCART-RGB несовместим. Ну и ладно. Зато проектор оборудован 2 компонентными входами и аж тремя входами HDMI. Также не подверглись сокращению традиционные компьютерный (VGA), S-Video и композитные входы. Используются они стандартным способом. Есть функция автораспознавания активного подключения, срабатывающая при включении проектора. Если включена функция WSS, то проектор, обнаружив в компонентном PAL-сигнале соответствующий флаг, самостоятельно выберет нужный режим — 16:9 или 4:3.

Управление проекцией

Lens

Фокусировка изображения на экране и изменение фокусного расстояния (размера изображения) осуществляется с пульта ДУ или кнопками на контрольной панели проектора. Для удобства фокусировки на экран автоматически выводится первый из двух встроенных шаблонов, его можно поменять на второй или переключиться на текущее изображение. Два воротка на верхней панели позволяют сдвигать объектив так, что изображение при этом сдвигается максимум на 100% от высоты вверх-вниз по вертикали и на 40% от ширины вправо-влево по горизонтали относительно центрального положения. В центральное положение объектив легко выставляется по легкой фиксации обоих воротков.

Режимов геометрической трансформации изображения много — 9 штук. Для различных типов изображений (4:3, анаморфированное, LetterBox в т. ч. и 14:9) можно подобрать наиболее оптимальный режим, позволяющий эффективно использовать площадь проекции с соотношением сторон 16:9 и вносящий наименьшие искажения в картинку. Как вариант просмотра картинки 4:3 на экране 16:9 можно использовать режим, растягивающий изображение до соотношения 16:9, но с минимальными искажениями в центре экрана. Если сочетание типа исходного изображения и режима приводит к тому, что часть картинки обрезается сверху и снизу, то в большинстве случаев стрелками вверх-вниз отображаемую часть картинки можно сдвигать в вертикальном направлении для того, чтобы, например, поместились субтитры. Есть и ограничения — в зависимости от типа подключения и видеосигнала доступно от 1 до 6 режимов. Переключение режимов — кнопкой на пульте или через меню.

OSD

Функция OVER SCAN позволяет чуть увеличить изображение (10 шагов), так что края с «мусором» выйдут за границу проекции. Нажатие на кнопку FREEZE «замораживает» изображение на экране. Есть функция цифровой корректировки вертикальных трапецеидальных искажений (±30 градусов). В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление).

OSD

Проектор среднефокусный на минимальном фокусном расстоянии объектива и длиннофокусный на максимальном, поэтому при фронтальном проецировании его можно размещать примерно на линии первого ряда зрителей или за ними. Большие диапазоны оптического трансфокатора и сдвига объектива позволяют в очень широких пределах варьировать место установки проектора относительно экрана без заметного ухудшения качества изображения.

Настройка изображения

Профиль глобальной цветокоррекции (7 профилей) в значительной степени определяет цветопередачу и яркость (в 5-ти включается оптический фильтр Pure Color Filter Pro), поэтому начинать настройку изображения лучше с выбора значения пункта РЕЖИМ ИЗОБР. Затем можно подправить контрастность, яркость, насыщенность, оттенок, краевую резкость и цветовую температуру.

OSD

Скорректировать гамма-кривую, контрастность и яркость трех основных цветов, можно на странице ДОП. НАСТР.

OSD

Если есть четкое представление, что нужно локально подправить в цвете, не затрагивая глобальную цветокоррекцию, то следует войти в систему УПР. ЦВЕТАМИ. Эта система позволяет, взяв за основу любой предустановленный профиль, выбрать на проецируемом в данный момент изображении до 8 опорных цветов и скорректировать их, меняя насыщенность, оттенок и яркость индивидуально для каждого цвета.

OSD

На один профиль можно зарегистрировать до трех таких наборов пользовательских правок цветового баланса и персонализировать каждый своим именем.

OSD

На изображение также влияют функции ДИНАМ. ДИАФ. (динамическая диафрагма), ШУМОПОДАВЛ. (подавление видеошумов), MPEG-Ш/П (устранение артефактов компрессии), DETAIL CLARITY («интеллектуальное» повышение четкости деталей) и CINEMA REALITY (управление прогрессивным преобразованием). В случае xvYCC HDMI-сигналов можно включить автоматическую подстроку параметров. Настройку картинки может облегчить режим НАСТР РАЗДЕЛ, в котором выбранный участок изображения демонстрируется на экране в двух вариантах — до и после коррекции, при этом копии или просто расположены рядом, или зеркально отражены. Параметр МОЩН. ЛАМПЫ влияет на яркость лампы, при значении НОРМАЛЬН она максимальная. Настройки изображения можно сохранить в 16-ти пользовательских профилях с редактируемыми именами. Также текущие настройки автоматически сохраняются для каждого типа подключения и вида сигнала (PAL/NTSC). При настройке изображения можно воспользоваться функцией ОСЦ. СИГН. — вывод на экран осциллограмм входного сигнала.

OSD

С помощью ОСЦ. СИГН. и тестовых шаблонов удобно средствами проектора или источника сигнала настраивать уровни яркости и уровни цветов. Осциллограмм 8 видов: диаграммы по столбцам и графики строчек яркости, красного, зеленого и синего цветов. В случае графиков строчек строка сканирования определяется положением передвигаемой горизонтальной линии.

Дополнительные возможности

Есть таймер отключения (от 60 мин до 240 с шагом в 30 мин, пункт РЕЖ.СНА или кнопка SLEEP). Проектором можно управлять по интерфейсу RS-232C. Распайка разъема, параметры протокола и список команд приведены в руководстве.

Измерение яркостных характеристик

Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI, подробно описанной тут.

Для корректного сравнения данного проектора с другими, имеющими фиксированное положение объектива, измерения проводились при сдвиге объектива вверх примерно на 50% (низ изображения чуть выше оси объектива). Результаты измерений для проектора Panasonic PT-AE2000E (если не указано иное, то включен режим ДИНАМ. ДИАФ., а мощность лампы высокая):

Световой поток
   - профиль ДИНАМ. 1480 лм
   - профиль ДИНАМ., ДИНАМ. ДИАФ. = ВЫКЛ. 980 лм
   - профиль ДИНАМ., МОЩН. ЛАМПЫ = ЭКОРЕЖИМ 1320 лм
   - профиль ЦВЕТ1 480 лм
   - профиль ЦВЕТ2 515 лм
   - профиль КИНО1 500 лм
   - профиль КИНО2 530 лм
   - профиль КИНО3 540 лм
   - профиль ОБЫЧНЫЙ 1045 лм
Равномерность +14%, -28%
Контрастность
   - профиль ДИНАМ. 280:1
   - профиль ДИНАМ., ДИНАМ. ДИАФ. = ВЫКЛ. 295:1
   - профиль ОБЫЧНЫЙ 255:1
   - профиль КИНО3 265:1

Световой поток фактически соответствует паспортному значению. Отключение динамического управления диафрагмой (ДИНАМ. ДИАФ. = ВЫКЛ.) приводит к уменьшению яркости белого поля, т. е. при этом диафрагма открывается не полностью. Невысокая яркость и весьма кардинальная коррекция цвета в режимах ЦВЕТ1-2 и КИНО1-3 явно снижают их практическую значимость. Равномерность приемлемая. Контрастность высокая. При профиле ДИНАМ., в котором цветокоррекция минимальна, контрастность самая высокая, а отключение режима ДИНАМ. ДИАФ. еще больше повышает контрастность, хотя яркость белых (и черных) полей при этом снижается. Видимо, новое поколение матриц D7 в основном характеризуется увеличением пропускной способности (тоньше непрозрачные границы между пикселями), а не приростом контрастности, так как по сравнению с PT-AE1000E контрастность практически не изменилась, а световой поток при той же мощности лампы возрос почти в 1,3 раза.

Звуковые характеристики

Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления получены по нашей методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.

Режим Уровень шума, дБА Субъективная оценка
Максимальная яркость 33 Очень тихо
Пониженная яркость 27 Очень тихо

Проектор очень тихий. Характер шума от системы вентиляции не вызывает никакого раздражения, а в режиме пониженной яркости проектор практически бесшумен.

Определение времени отклика

Определение времени отклика в случае проекторов мы проводим очень редко. Фактически до этого момента только один раз — для мультимедийного LCD-проектора Sony VPL-ES3. С одной стороны этот параметр интересен, так как часто проекторы используются не только для просмотра фильмов, но и для игр, где игрок с быстрым устройством отображения может получить ощутимое преимущество. С другой — конкуренция среди производителей LCD-матриц фактически отсутствует, так как компания номер один обеспечивает матрицами всех, а компания номер два — только себя. Поэтому выбирать особо не из чего. Скорее всего, проекторы на матрицах одного поколения будут иметь одинаковое время отклика, независимо от производителя и марки устройства.

Можно ли использовать для игр DLP-проекторы? Наверное. Что в DLP хорошо, так это отсутствие самого понятия время отклика, так как фактически за один кадр изображение формируется несколько раз. Что плохо — так это эффект «радуги», коим характеризуется изображение от всех одноматричных DLP-проекторов. Трехматричные в силу их крайней небюджетности мы не рассматриваем. Так вот, при активной игре глаз постоянно мечется от одного объекта на экране к другому, тут-то «радуга» не только проявится во всей красе, но и, скорее всего, будет приводить к повышенной утомляемости глаз.

Вернемся к нашему объекту исследований. В случае Panasonic PT-AE2000E просмотр двигающихся с различной скоростью квадратиков с различным соотношением яркости фона и закраски не выявил каких-либо артефактов, но показал, что переход черный-белый — быстрый, однако переключение между полутонами длится заметно дольше: серые квадратики на темно-сером фоне имеют хвост длиннее, чем белые на черном.

В ходе инструментального тестирования мы измерили времена отклика при переходах от черного к белому и между полутонами. В случае полутонов мы проводили три вида измерений: для фиксированного полутона (X) измеряли время отклика при переходе от черного до X, от X до белого, и для перехода между полутонами в окрестности X, отстоящими от X на фиксированное значение (мы выбрали его равным 10%, так как считаем 20% минимальной имеющей значение разницей между полутонами).

Время отклика при переходе черный-белый-черный для профиля ДИНАМ. составило 7,7 мс (3,5 вкл. + 4,2 выкл.). При выборе других профилей и варьировании некоторых параметров время отклика менялось от приведенной цифры, до 8,6 мс.

 

Времена отклика при переходе от черного до полутона X.

Времена отклика при переходе от полутона X до белого.

Времена отклика при переходе между полутонами с разницей 20%.

Суммарное время отклика при переходах между полутонами (профиль ДИНАМ.) может возрастать до чуть больше 30  мс, но в подавляющем большинстве случаев оно или меньше или чуть больше 20 мс. Таким образом, изображение полностью формируется в течение длительности кадра кинофильма и почти всегда успевает проявиться до границ 10% и 90% целевой яркости за 1/60 с. Сравнивая данный проектор с ЖК-мониторами, можно утверждать, что PT-AE2000E быстрее большинства обычных «быстрых» мониторов, работающих в штатных режимах (с незадранными до беспредела яркостью и контрастностью), но проигрывает по скорости мониторам с разогнанными матрицами. Впрочем, разгон приводит к артефактам, от которых игроки отнюдь не в восторге.

Проводя запись яркости от времени, можно, кроме определения времен отклика, посмотреть, как работает динамическая диафрагма. Ниже приведены два графика, полученных при переключении с черного поля на белое и обратно для яркости при включенной динамической диафрагме и при выключенной.

Tr graph

Видно, что при росте яркости диафрагма срабатывает примерно за 120 мс. Наверное, это хорошо. Плохо другое — чтобы получить максимальную яркость нужно обязательно включить динамическую диафрагму. А так ли она и нужна? Кстати, мохнатость графиком вызвана особенностью работы лампы, которая, видимо, имеет импульсное питания с частотой примерно 340 Гц — достаточно высокой частотой, чтобы не было никакого видимого мелькания изображения.

VGA-подключение

Тестирование проводилось при подключении к видеокарте RADEON X800 XT, во всех режимах вертикальная частота равнялась 60 Гц. Белое выглядит равномерно освещенным, но местами имеет едва заметную цветовую примесь. Черное поле равномерное и бликов не содержит. Геометрия идеальная. Оттенки серого — серые, без вариации цветовой температуры (только при профиле ДИНАМ. середина шкалы серого чуть краснеет), а слабые градации оттенков различимы как в светах, так и в тенях. Благодаря применению «фирменной» технологии Smooth Screen отсутствует сетка между пикселями, впрочем, если бы она и была, то из-за высокого разрешения матрицы увидеть сетку можно было бы, только практически уткнувшись носом в экран. Ширина цветной каймы, возникающей из-за хроматических аберраций объектива, не превышает 1 пикселя. В большинстве случаев автоподстройка под параметры VGA-сигнала на удобных изображениях работает быстро и правильно, но все режимы 1080 требуют ручной подстройки. В режиме 1920×1080p изображение сжато по горизонтали, в режиме 1920×1080i никакого сжатия и интерполяции нет, картинка выводится пиксель-в-пиксель, но из-за работы функции деинтерлейсинга при смене картинки изображение слегка подрагивает. Возможно, особенности работы проектора в режимах 1080 при VGA-подключении связаны с неполной совместимостью с нашей видеокартой.

HDMI/DVI-подключение

При подключении проектора к DVI-выходу видеокарты компьютера (с помощью кабеля-переходника) поддерживаются режимы вплоть до 1920×1080p при 60 Гц. Картинка идеальная. Изображение занимает всю площадь проецирования, а в режиме 1920×1080p при отключенном оверскане картинка выводится пиксель-в-пиксель. При HDMI-УРОВ. = РАСШИР. слабые градации оттенков различимы как в светах, так и в тенях.

HDMI-подключение тестировалось с использованием DVD-плеера Panasonic DVD-S97 (в режимах 480p, 576p, 720p) и Blu-ray-плеера Samsung BD-P1400 (1080i и 1080p). Проектор совместим с цифровыми RGB-, YCbCr (4:4:4)- и YCbCr (4:2:2)-сигналами. HDMI-подключение характеризуется, прежде всего, высокой четкостью — более 540 ТВЛ яркостной и более 270 ТВЛ цветовой при проигрывании DVD-Video и более 1080 ТВЛ и 540 ТВЛ, соответственно, при воспроизведении видеоматериала с разрешением 1080. На тестовых мирах 1080 при отключенном оверскане четко различаются вертикальные и горизонтальные полоски толщиной в один пиксель. При HDMI-УРОВ. = НОРМ. слабые градации оттенков различимы как в светах, так и в тенях. Цвета идеальные.

Работа с источником композитного и компонентного видеосигнала

Яркостная четкость (ТВЛ)
композитный* более 540 Отлично
S-Video* более 540 Отлично
компонентный (480i/p, 576i/p)* более 540 Отлично
компонентный (1080i/p)** более 1080 Отлично
Цветовая четкость (ТВЛ)
композитный* 110 Очень хорошо
S-Video* 120 Очень хорошо
компонентный (480i/p, 576i/p)* более 270 Отлично
компонентный (1080i/p)** 540 Отлично
* — Panasonic DVD-S97.
** — Samsung BD-P1400.

Четкость изображения высокая, однако, микроконтраст при аналоговом подключении заметно ниже, чем при цифровом HDMI. Тестовые таблицы с градиентами цветов и со шкалой серого не выявили каких-либо артефактов изображения. Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются. Цветовой баланс правильный.

При выключенном параметре CINEMA REALITY для чересстрочных видеосигналов прогрессивное преобразование происходит по простому алгоритму: для неподвижных частей изображения (т. е. совпадающих для двух-трех кадров) выполняется «честный» деинтерлейсинг, а меняющиеся — выводятся по полям.

При включенном режиме CINEMA REALITY проектор пытается составить кадр из смежных полей. Наши тестовые фрагменты с двигающимися мирами (преобразование 2-2 для PAL 25 и NTSC 30 кадров в секунду) выводятся по полям, но в случае ряда тестовых фрагментов с диска HQV деинтерлейсинг выполняется правильно (2-2 на 30 кадров в секунду, др. «парные» преобразования и 3-2 на 24 кадра в секунду). В сомнительных случаях, чтобы избежать характерной «расчески» по краям двигающихся объектов, проектор выводит изображение по полям.

Функция подавления видеошумов (ШУМОПОДАВЛ.) мягко подавляет зернистую рябь, не допуская появления артефактов в виде хвоста из неубранного шума за движущимися объектами. Результат работы функции MPEG-Ш/П менее очевиден.

Выводы

Panasonic PT-AE2000E — это кинотеатральный Full HD проектор бескомпромиссно строгого дизайна. Проектор удобен в установке, настройке, повседневном использовании (большая заслуга тут принадлежит пульту ДУ) и обслуживании. Но самое главное — проектор отлично показывает материал 1080p (особенно при HDMI-подключении) и работает очень тихо.

Достоинства:

  • Отличное качество изображения
  • Очень тихая система охлаждения
  • Удобный, универсальный пульт ДУ с подсветкой
  • Большие диапазоны оптического трансфокатора и системы сдвига объектива
  • Много настроек, влияющих на изображение
  • Три HDMI-входа
  • Русифицированное меню

Недостатки:

  • Нельзя напрямую управлять диафрагмой
  • Неуверенная работа в режиме 1080p при VGA-подключении





Дополнительно

Кинотеатральный Full HD LCD-проектор Panasonic PT-AE2000E

Кинотеатральный Full HD LCD-проектор
Panasonic PT-AE2000E

Проектор Panasonic PT-AE2000E — это представитель второй волны Full HD LCD-проекторов, инициированной выпуском Full HD LCD-матриц нового поколения D7 (производства Epson, разумеется). В целом 2000-й проектор от Panasonic является результатом плавной эволюции предыдущей модели, что обуславливает некоторое пересечение материала со статьей про PT-AE1000E.

Projector, general view

Комплект поставки, характеристики и цена

Вынесены на отдельную страницу.

Внешний вид

Дизайн проектора очень строгий: прямые линии и углы, круги и вызывающая симметрия, украшательства отсутствуют. Корпус проектора изготовлен из пластмассы с черным матовым покрытием. В объективе используется металл. Съемная рифленая верхняя панель прикрывает отсек лампового блока (лампу можно менять, не снимая проектор с потолочного кронштейна) и др. технологические элементы. Сверху находятся: 3 индикатора состояния, 2 воротка механизма сдвига объектива и логотип.

Top

Все интерфейсные разъемы и разъем для замка Кенсингтона расположены в неглубокой нише сзади и не выступают за габариты корпуса. Под нишей точно по центру находится стандартный трехштырьковый разъем питания.

Rear panel

На левом боку: выключатель питания, рядом с ним — фиксатор кассеты сменного воздушного фильтра, и под крышечкой — 13 кнопок управления.

Right

Control panel

Правый бок пуст. Воздухозаборные решетки находятся сзади, а решетки, через которые выдувается теплый воздух, — спереди. ИК-приемник только один — рядом с объективом.

Front

Чувствительности приемника и мощности пульта достаточно, чтобы управлять проектором направляя пульт на экран, откуда отраженный сигнал достигает приемника. Передние выкручивающиеся из корпуса ножки помогут устранить небольшой перекос и/или немного приподнять переднюю часть проектора, когда он просто стоит на столе. Для крепления к потолочному кронштейну в днище проектора вделаны 4 металлические втулки с резьбой. Еще одно резьбовое отверстие предназначено для крепления страховочного тросика (идет в комплекте). За исключением небольших по площади решеток поверхность корпуса гладкая, что облегчает чистку проектора от пыли, а отсутствие глянца делает мелкие повреждения и следы от пальцев менее заметными. Объектив от пыли защищает большая крышка, прикрепленная к корпусу шнурком. В качестве дополнительного аксессуара можно приобрести крышку-щиток на заднюю панель, скрывающую отходящие от проектора провода.

Пульт

Remote control

Внешне пульт отличается от пульта к PT-AE1000E только обозначениями на паре кнопок и маркировкой модели. Низ пульта — из черной пластмассы, верх — имеет серебристое покрытие. Пульт очень удобно ложится в руку. Кнопок относительно немного, подписи к ним контрастные. Ориентироваться в кнопках просто, самые главные легко находятся на ощупь. Круглая навигационная кнопка, видимо, претерпела некоторую доработку, теперь тактильная граница между стрелками позволяет уверенно выбирать нужную. Пульт оснащен тремя софт-кнопками, функции которых указываются в меню установок.

OSD

Есть светодиодная подсветка. Включается иллюминация фосфоресцирующей кнопкой LIGHT, а если подсветка не была выключена этой кнопкой, то она включается при нажатии на любую кнопку пульта.

Remote control    Remote control

Пульт универсальный: с его помощью можно управлять самой разнообразной техникой: от DVD-плееров и ресиверов, до моторизированных экранов. Несколько десятков профилей устройств можно активировать, используя приведенные в руководстве коды, кроме того, пульт можно обучить подавать команды неизвестным ему устройствам. Также есть возможность выключать/включать несколько устройств сразу, можно создавать макрокоманды из нескольких нажатий на кнопки, назначать функции трех софт-кнопок и редактировать подписи к ним и т. д. Часть кнопок пульта выделены под работу только с проектором, часть — только с устройствами, а навигационные кнопки и кнопка вызова меню передают команды текущему выбранному устройству. Профили устройств переключаются кнопкой DEVICE. При этом нажатие на кнопку DEFAULT принудительно переключает пульт на управление проектором (интересно, была ли эта очень полезная функция у предыдущей модели пульта?).

Меню

Меню проектора достаточно крупное, да и шрифт не мелкий. Правда, некоторые русские буквы слегка корявые, У нарисована как Y, а линии русских букв очень тонкие, что снижает удобочитаемость. Все ключевые настройки находятся на страницах первого уровня. Навигация удобная. При выходе из меню запоминается текущий активный пункт (до третьего уровня страниц), что позволяет быстро вернуться к регулировке настраиваемого параметра. При изменении любого параметра, влияющего на изображение, меню убирается с экрана, и остается только ползунок внизу экрана (следующая/предыдущая настройка вызывается стрелками вверх-вниз, изменение — вправо-влево), что облегчает настройку картинки.

OSD

Ползунки параметров имеют метки заводских значений (треугольник), а отклонение от них выделяется зеленым. Быстрый сброс к значению по умолчанию выбранного параметра или настроек на всей странице осуществляется кнопкой DEFAULT. Можно подобрать наиболее удобное положение меню на экране и выбрать стиль фона. Перевод терминов в русской версии экранного меню в русском руководстве пользователя более-менее адекватный (за исключением употребления терминов «аспект», «буквенное окно» и др.), в трудных случаях переводчики предпочли оставить английские варианты обозначения пунктов.

OSD

Коммутация

Connectors

Разъем SCART опять попал в немилость — его нет, и никакой другой видеовход с сигналами SCART-RGB несовместим. Ну и ладно. Зато проектор оборудован 2 компонентными входами и аж тремя входами HDMI. Также не подверглись сокращению традиционные компьютерный (VGA), S-Video и композитные входы. Используются они стандартным способом. Есть функция автораспознавания активного подключения, срабатывающая при включении проектора. Если включена функция WSS, то проектор, обнаружив в компонентном PAL-сигнале соответствующий флаг, самостоятельно выберет нужный режим — 16:9 или 4:3.

Управление проекцией

Lens

Фокусировка изображения на экране и изменение фокусного расстояния (размера изображения) осуществляется с пульта ДУ или кнопками на контрольной панели проектора. Для удобства фокусировки на экран автоматически выводится первый из двух встроенных шаблонов, его можно поменять на второй или переключиться на текущее изображение. Два воротка на верхней панели позволяют сдвигать объектив так, что изображение при этом сдвигается максимум на 100% от высоты вверх-вниз по вертикали и на 40% от ширины вправо-влево по горизонтали относительно центрального положения. В центральное положение объектив легко выставляется по легкой фиксации обоих воротков.

Режимов геометрической трансформации изображения много — 9 штук. Для различных типов изображений (4:3, анаморфированное, LetterBox в т. ч. и 14:9) можно подобрать наиболее оптимальный режим, позволяющий эффективно использовать площадь проекции с соотношением сторон 16:9 и вносящий наименьшие искажения в картинку. Как вариант просмотра картинки 4:3 на экране 16:9 можно использовать режим, растягивающий изображение до соотношения 16:9, но с минимальными искажениями в центре экрана. Если сочетание типа исходного изображения и режима приводит к тому, что часть картинки обрезается сверху и снизу, то в большинстве случаев стрелками вверх-вниз отображаемую часть картинки можно сдвигать в вертикальном направлении для того, чтобы, например, поместились субтитры. Есть и ограничения — в зависимости от типа подключения и видеосигнала доступно от 1 до 6 режимов. Переключение режимов — кнопкой на пульте или через меню.

OSD

Функция OVER SCAN позволяет чуть увеличить изображение (10 шагов), так что края с «мусором» выйдут за границу проекции. Нажатие на кнопку FREEZE «замораживает» изображение на экране. Есть функция цифровой корректировки вертикальных трапецеидальных искажений (±30 градусов). В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление).

OSD

Проектор среднефокусный на минимальном фокусном расстоянии объектива и длиннофокусный на максимальном, поэтому при фронтальном проецировании его можно размещать примерно на линии первого ряда зрителей или за ними. Большие диапазоны оптического трансфокатора и сдвига объектива позволяют в очень широких пределах варьировать место установки проектора относительно экрана без заметного ухудшения качества изображения.

Настройка изображения

Профиль глобальной цветокоррекции (7 профилей) в значительной степени определяет цветопередачу и яркость (в 5-ти включается оптический фильтр Pure Color Filter Pro), поэтому начинать настройку изображения лучше с выбора значения пункта РЕЖИМ ИЗОБР. Затем можно подправить контрастность, яркость, насыщенность, оттенок, краевую резкость и цветовую температуру.

OSD

Скорректировать гамма-кривую, контрастность и яркость трех основных цветов, можно на странице ДОП. НАСТР.

OSD

Если есть четкое представление, что нужно локально подправить в цвете, не затрагивая глобальную цветокоррекцию, то следует войти в систему УПР. ЦВЕТАМИ. Эта система позволяет, взяв за основу любой предустановленный профиль, выбрать на проецируемом в данный момент изображении до 8 опорных цветов и скорректировать их, меняя насыщенность, оттенок и яркость индивидуально для каждого цвета.

OSD

На один профиль можно зарегистрировать до трех таких наборов пользовательских правок цветового баланса и персонализировать каждый своим именем.

OSD

На изображение также влияют функции ДИНАМ. ДИАФ. (динамическая диафрагма), ШУМОПОДАВЛ. (подавление видеошумов), MPEG-Ш/П (устранение артефактов компрессии), DETAIL CLARITY («интеллектуальное» повышение четкости деталей) и CINEMA REALITY (управление прогрессивным преобразованием). В случае xvYCC HDMI-сигналов можно включить автоматическую подстроку параметров. Настройку картинки может облегчить режим НАСТР РАЗДЕЛ, в котором выбранный участок изображения демонстрируется на экране в двух вариантах — до и после коррекции, при этом копии или просто расположены рядом, или зеркально отражены. Параметр МОЩН. ЛАМПЫ влияет на яркость лампы, при значении НОРМАЛЬН она максимальная. Настройки изображения можно сохранить в 16-ти пользовательских профилях с редактируемыми именами. Также текущие настройки автоматически сохраняются для каждого типа подключения и вида сигнала (PAL/NTSC). При настройке изображения можно воспользоваться функцией ОСЦ. СИГН. — вывод на экран осциллограмм входного сигнала.

OSD

С помощью ОСЦ. СИГН. и тестовых шаблонов удобно средствами проектора или источника сигнала настраивать уровни яркости и уровни цветов. Осциллограмм 8 видов: диаграммы по столбцам и графики строчек яркости, красного, зеленого и синего цветов. В случае графиков строчек строка сканирования определяется положением передвигаемой горизонтальной линии.

Дополнительные возможности

Есть таймер отключения (от 60 мин до 240 с шагом в 30 мин, пункт РЕЖ.СНА или кнопка SLEEP). Проектором можно управлять по интерфейсу RS-232C. Распайка разъема, параметры протокола и список команд приведены в руководстве.

Измерение яркостных характеристик

Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI, подробно описанной тут.

Для корректного сравнения данного проектора с другими, имеющими фиксированное положение объектива, измерения проводились при сдвиге объектива вверх примерно на 50% (низ изображения чуть выше оси объектива). Результаты измерений для проектора Panasonic PT-AE2000E (если не указано иное, то включен режим ДИНАМ. ДИАФ., а мощность лампы высокая):

Световой поток
   - профиль ДИНАМ. 1480 лм
   - профиль ДИНАМ., ДИНАМ. ДИАФ. = ВЫКЛ. 980 лм
   - профиль ДИНАМ., МОЩН. ЛАМПЫ = ЭКОРЕЖИМ 1320 лм
   - профиль ЦВЕТ1 480 лм
   - профиль ЦВЕТ2 515 лм
   - профиль КИНО1 500 лм
   - профиль КИНО2 530 лм
   - профиль КИНО3 540 лм
   - профиль ОБЫЧНЫЙ 1045 лм
Равномерность +14%, -28%
Контрастность
   - профиль ДИНАМ. 280:1
   - профиль ДИНАМ., ДИНАМ. ДИАФ. = ВЫКЛ. 295:1
   - профиль ОБЫЧНЫЙ 255:1
   - профиль КИНО3 265:1

Световой поток фактически соответствует паспортному значению. Отключение динамического управления диафрагмой (ДИНАМ. ДИАФ. = ВЫКЛ.) приводит к уменьшению яркости белого поля, т. е. при этом диафрагма открывается не полностью. Невысокая яркость и весьма кардинальная коррекция цвета в режимах ЦВЕТ1-2 и КИНО1-3 явно снижают их практическую значимость. Равномерность приемлемая. Контрастность высокая. При профиле ДИНАМ., в котором цветокоррекция минимальна, контрастность самая высокая, а отключение режима ДИНАМ. ДИАФ. еще больше повышает контрастность, хотя яркость белых (и черных) полей при этом снижается. Видимо, новое поколение матриц D7 в основном характеризуется увеличением пропускной способности (тоньше непрозрачные границы между пикселями), а не приростом контрастности, так как по сравнению с PT-AE1000E контрастность практически не изменилась, а световой поток при той же мощности лампы возрос почти в 1,3 раза.

Звуковые характеристики

Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления получены по нашей методике и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.

Режим Уровень шума, дБА Субъективная оценка
Максимальная яркость 33 Очень тихо
Пониженная яркость 27 Очень тихо

Проектор очень тихий. Характер шума от системы вентиляции не вызывает никакого раздражения, а в режиме пониженной яркости проектор практически бесшумен.

Определение времени отклика

Определение времени отклика в случае проекторов мы проводим очень редко. Фактически до этого момента только один раз — для мультимедийного LCD-проектора Sony VPL-ES3. С одной стороны этот параметр интересен, так как часто проекторы используются не только для просмотра фильмов, но и для игр, где игрок с быстрым устройством отображения может получить ощутимое преимущество. С другой — конкуренция среди производителей LCD-матриц фактически отсутствует, так как компания номер один обеспечивает матрицами всех, а компания номер два — только себя. Поэтому выбирать особо не из чего. Скорее всего, проекторы на матрицах одного поколения будут иметь одинаковое время отклика, независимо от производителя и марки устройства.

Можно ли использовать для игр DLP-проекторы? Наверное. Что в DLP хорошо, так это отсутствие самого понятия время отклика, так как фактически за один кадр изображение формируется несколько раз. Что плохо — так это эффект «радуги», коим характеризуется изображение от всех одноматричных DLP-проекторов. Трехматричные в силу их крайней небюджетности мы не рассматриваем. Так вот, при активной игре глаз постоянно мечется от одного объекта на экране к другому, тут-то «радуга» не только проявится во всей красе, но и, скорее всего, будет приводить к повышенной утомляемости глаз.

Вернемся к нашему объекту исследований. В случае Panasonic PT-AE2000E просмотр двигающихся с различной скоростью квадратиков с различным соотношением яркости фона и закраски не выявил каких-либо артефактов, но показал, что переход черный-белый — быстрый, однако переключение между полутонами длится заметно дольше: серые квадратики на темно-сером фоне имеют хвост длиннее, чем белые на черном.

В ходе инструментального тестирования мы измерили времена отклика при переходах от черного к белому и между полутонами. В случае полутонов мы проводили три вида измерений: для фиксированного полутона (X) измеряли время отклика при переходе от черного до X, от X до белого, и для перехода между полутонами в окрестности X, отстоящими от X на фиксированное значение (мы выбрали его равным 10%, так как считаем 20% минимальной имеющей значение разницей между полутонами).

Время отклика при переходе черный-белый-черный для профиля ДИНАМ. составило 7,7 мс (3,5 вкл. + 4,2 выкл.). При выборе других профилей и варьировании некоторых параметров время отклика менялось от приведенной цифры, до 8,6 мс.

 

Времена отклика при переходе от черного до полутона X.

Времена отклика при переходе от полутона X до белого.

Времена отклика при переходе между полутонами с разницей 20%.

Суммарное время отклика при переходах между полутонами (профиль ДИНАМ.) может возрастать до чуть больше 30  мс, но в подавляющем большинстве случаев оно или меньше или чуть больше 20 мс. Таким образом, изображение полностью формируется в течение длительности кадра кинофильма и почти всегда успевает проявиться до границ 10% и 90% целевой яркости за 1/60 с. Сравнивая данный проектор с ЖК-мониторами, можно утверждать, что PT-AE2000E быстрее большинства обычных «быстрых» мониторов, работающих в штатных режимах (с незадранными до беспредела яркостью и контрастностью), но проигрывает по скорости мониторам с разогнанными матрицами. Впрочем, разгон приводит к артефактам, от которых игроки отнюдь не в восторге.

Проводя запись яркости от времени, можно, кроме определения времен отклика, посмотреть, как работает динамическая диафрагма. Ниже приведены два графика, полученных при переключении с черного поля на белое и обратно для яркости при включенной динамической диафрагме и при выключенной.

Tr graph

Видно, что при росте яркости диафрагма срабатывает примерно за 120 мс. Наверное, это хорошо. Плохо другое — чтобы получить максимальную яркость нужно обязательно включить динамическую диафрагму. А так ли она и нужна? Кстати, мохнатость графиком вызвана особенностью работы лампы, которая, видимо, имеет импульсное питания с частотой примерно 340 Гц — достаточно высокой частотой, чтобы не было никакого видимого мелькания изображения.

VGA-подключение

Тестирование проводилось при подключении к видеокарте RADEON X800 XT, во всех режимах вертикальная частота равнялась 60 Гц. Белое выглядит равномерно освещенным, но местами имеет едва заметную цветовую примесь. Черное поле равномерное и бликов не содержит. Геометрия идеальная. Оттенки серого — серые, без вариации цветовой температуры (только при профиле ДИНАМ. середина шкалы серого чуть краснеет), а слабые градации оттенков различимы как в светах, так и в тенях. Благодаря применению «фирменной» технологии Smooth Screen отсутствует сетка между пикселями, впрочем, если бы она и была, то из-за высокого разрешения матрицы увидеть сетку можно было бы, только практически уткнувшись носом в экран. Ширина цветной каймы, возникающей из-за хроматических аберраций объектива, не превышает 1 пикселя. В большинстве случаев автоподстройка под параметры VGA-сигнала на удобных изображениях работает быстро и правильно, но все режимы 1080 требуют ручной подстройки. В режиме 1920×1080p изображение сжато по горизонтали, в режиме 1920×1080i никакого сжатия и интерполяции нет, картинка выводится пиксель-в-пиксель, но из-за работы функции деинтерлейсинга при смене картинки изображение слегка подрагивает. Возможно, особенности работы проектора в режимах 1080 при VGA-подключении связаны с неполной совместимостью с нашей видеокартой.

HDMI/DVI-подключение

При подключении проектора к DVI-выходу видеокарты компьютера (с помощью кабеля-переходника) поддерживаются режимы вплоть до 1920×1080p при 60 Гц. Картинка идеальная. Изображение занимает всю площадь проецирования, а в режиме 1920×1080p при отключенном оверскане картинка выводится пиксель-в-пиксель. При HDMI-УРОВ. = РАСШИР. слабые градации оттенков различимы как в светах, так и в тенях.

HDMI-подключение тестировалось с использованием DVD-плеера Panasonic DVD-S97 (в режимах 480p, 576p, 720p) и Blu-ray-плеера Samsung BD-P1400 (1080i и 1080p). Проектор совместим с цифровыми RGB-, YCbCr (4:4:4)- и YCbCr (4:2:2)-сигналами. HDMI-подключение характеризуется, прежде всего, высокой четкостью — более 540 ТВЛ яркостной и более 270 ТВЛ цветовой при проигрывании DVD-Video и более 1080 ТВЛ и 540 ТВЛ, соответственно, при воспроизведении видеоматериала с разрешением 1080. На тестовых мирах 1080 при отключенном оверскане четко различаются вертикальные и горизонтальные полоски толщиной в один пиксель. При HDMI-УРОВ. = НОРМ. слабые градации оттенков различимы как в светах, так и в тенях. Цвета идеальные.

Работа с источником композитного и компонентного видеосигнала

Яркостная четкость (ТВЛ)
композитный* более 540 Отлично
S-Video* более 540 Отлично
компонентный (480i/p, 576i/p)* более 540 Отлично
компонентный (1080i/p)** более 1080 Отлично
Цветовая четкость (ТВЛ)
композитный* 110 Очень хорошо
S-Video* 120 Очень хорошо
компонентный (480i/p, 576i/p)* более 270 Отлично
компонентный (1080i/p)** 540 Отлично
* — Panasonic DVD-S97.
** — Samsung BD-P1400.

Четкость изображения высокая, однако, микроконтраст при аналоговом подключении заметно ниже, чем при цифровом HDMI. Тестовые таблицы с градиентами цветов и со шкалой серого не выявили каких-либо артефактов изображения. Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются. Цветовой баланс правильный.

При выключенном параметре CINEMA REALITY для чересстрочных видеосигналов прогрессивное преобразование происходит по простому алгоритму: для неподвижных частей изображения (т. е. совпадающих для двух-трех кадров) выполняется «честный» деинтерлейсинг, а меняющиеся — выводятся по полям.

При включенном режиме CINEMA REALITY проектор пытается составить кадр из смежных полей. Наши тестовые фрагменты с двигающимися мирами (преобразование 2-2 для PAL 25 и NTSC 30 кадров в секунду) выводятся по полям, но в случае ряда тестовых фрагментов с диска HQV деинтерлейсинг выполняется правильно (2-2 на 30 кадров в секунду, др. «парные» преобразования и 3-2 на 24 кадра в секунду). В сомнительных случаях, чтобы избежать характерной «расчески» по краям двигающихся объектов, проектор выводит изображение по полям.

Функция подавления видеошумов (ШУМОПОДАВЛ.) мягко подавляет зернистую рябь, не допуская появления артефактов в виде хвоста из неубранного шума за движущимися объектами. Результат работы функции MPEG-Ш/П менее очевиден.

Выводы

Panasonic PT-AE2000E — это кинотеатральный Full HD проектор бескомпромиссно строгого дизайна. Проектор удобен в установке, настройке, повседневном использовании (большая заслуга тут принадлежит пульту ДУ) и обслуживании. Но самое главное — проектор отлично показывает материал 1080p (особенно при HDMI-подключении) и работает очень тихо.

Достоинства:

  • Отличное качество изображения
  • Очень тихая система охлаждения
  • Удобный, универсальный пульт ДУ с подсветкой
  • Большие диапазоны оптического трансфокатора и системы сдвига объектива
  • Много настроек, влияющих на изображение
  • Три HDMI-входа
  • Русифицированное меню

Недостатки:

  • Нельзя напрямую управлять диафрагмой
  • Неуверенная работа в режиме 1080p при VGA-подключении