Мультимедийный DLP-проекторCASIO XJ-A240

В большинстве современных портативных проекторах используются ртутные газоразрядные лампы высокого давления. К недостаткам такого рода источников света можно причислить относительно короткий срок службы (первые тысячи часов), вероятность выхода из строя с взрывом, в результате чего проектор придется отдавать в сервис для извлечения осколков ламы и устранения других последствий, а также то, что в этих лампах содержится ядовитая ртуть. Альтернативой является использование сверхъярких светодиодов (LED), но световой поток проекторов с LED-источником пока не превышает единиц сотен люменов, что для офисного применения недостаточно. В проекторе CASIO XJ-A240 (и целой серии XJ-Axxx) применен гибридный источник света — сверхъяркий красный светодиод, синий полупроводниковый лазер и люминофор, преобразующий синий свет в зеленый. Комбинация трех технологий позволила достичь, как заявляет компания, светового пока в 2500 лм, что уже допускает использование проектора в типичных условиях офиса.

Содержание:

Комплект поставки, характеристики и цена

Вынесены на отдельную страницу.

Внешний вид

Projector, general view

Проектор компактный (в плане — точно формат А4), но относительно тяжелый (2,3 кг). Внешне проектор напоминает книгу с корешком по узкой стороне. «Обложка» этой «книжки» изготовлена из металлического сплава, покрытого прочной белой матовой эмалью, а «блок страниц» — из серого пластика с матовой поверхностью. По периметру и на днище — многочисленные вентиляционные решетки. Выдувается теплый воздух через решетку спереди вперед и вправо. На верхней панели находится вставка с мембранными кнопками управления и индикаторами состояния.

Buttons

На задней панели размещены интерфейсные разъемы, разъем питания, решетка миниатюрного громкоговорителя, разъем для замка Кенсингтона и окошко ИК-приемника.

Rear

Второй ИК-приемник — на передней панели. Передняя ножка с зубчатой рейкой позволяет приподнять переднюю часть проектора, а две задние ножки, выкручивающиеся из корпуса (примерно на 7 мм), помогут устранить небольшой перекос при настольном размещении проектора.

Foot

В днище проектора вделаны 3 металлические втулки с резьбой — к ним крепится потолочный кронштейн. При хранении и транспортировке объектив защищает крышечка своеобразной конструкции в виде кубика на шнурке. Перед объективом крышка удерживается с помощью магнитов.

Cover

С нашей точки зрения для такого форм-фактора уместнее было бы использовать что-нибудь вроде сдвигающейся защитной шторки. Но крышка на магнитах — это оригинальнее. Хранить и переносить проектор можно в комплектном чехле (отсутствие ручек не позволяет назвать его сумкой) с тонкими защитными прокладками в стенках.

Bag

У чехла есть отделение для кабелей и других аксессуаров.

Пульт

Remote control

Корпус пульта изготовлен из матово-черного пластика. Пульт небольшой, в руке лежит удобно, подписи контрастные. Размеры пульта несколько затрудняют его использование, но было бы странно обнаружить в комплекте с компактным проектором полноразмерный пульт ДУ.

Remote control

Меню и локализация

В меню используется ровный шрифт без засечек, но тонкие линии букв и их весьма скромные размеры снижают читаемость надписей в меню. Навигация удобная. При настройке параметров изображения меню остается на экране, что несколько затрудняет оценку происходящих изменений. Хорошо хоть несколько кнопок пульта выводят на экран не загораживающие картинку ползунки или списки с настройками.

OSD

Русской версии экранного меню нет. Оценить качество перевода руководства пользователя на русский язык мы не смогли, так как в комплекте с проектором нам не досталось CD-ROM с руководствами и на сайте компании файла с русским руководством мы не нашли.

Коммутация

Сonnectors

Интерфейсами проектор оснащено по минимуму. VGA-вход совместим с компьютерными RGB и с компонентными цветоразностными видеосигналами (потребуется соответствующий переходник на 3 RCA). Композитный видеосигнал и аудиосигнал вводятся посредством гнезда 3,5 мм миниджек с четырьмя контактами. Соответствующий кабель-переходник на три RCA входит в комплект поставки, но он нам не достался. HDMI-интерфейс способен принимать цифровые видео и аудиосигналы, при этом в меню можно направить вывод звука как на встроенный громкоговоритель, так и на внешнюю аудиосистему, подключенную к гнезду миниджек, который будет работать как аудиовыход.

OSD

Интерфейс RS-232 (разъем особой конструкции) предназначен, видимо, для удаленного контроля и управления, но подробности нам неизвестны.

Управление проекцией

Объектив проектора оснащен электромеханическими приводами трансфокатора и фокусировки, управляемыми с пульта или с контрольной панели на корпусе проектора. Положение объектива относительно матрицы настроено так, что нижний край изображения находится чуть ниже оси объектива. В проекторе есть функции ручной и автоматической цифровой коррекции вертикальных трапецеидальных искажений (+/-30°).

OSD

Режимов геометрической трансформации четыре: Normal — вывод картинки максимального размера с сохранением пропорций, 16:9 — вывод в формате 16:9 с черными полосами сверху и снизу, Letter Box — для картинки с одноименным форматом и True — отображение пиксель-в-пиксель в случае сигналов с разрешением равным или меньшим WXGA. Доступность режимов определяется типом подключения и характеристиками видеосигнала. Заметим, что, по крайней мере, для некоторых типов видеосигналов стандартного разрешения пропорции считаются по пикселям, поэтому изображение с пропорциями 4:3 может быть вытянуто по вертикали для PAL-сигнала и поджато для NTSC.

Есть цифровое увеличение с возможностью сдвига области увеличения. Кнопка BLANK временно выключает проекцию, а кнопка FREEZE переводит проектор в режим стоп-кадра. Проектор допускает настольное и потолочное размещение и может работать как в режиме фронтальной проекции, так и на просвет. Согласно нашей условной классификации проектор можно отнести к классу среднефокусных. При фронтальном проецировании его можно располагать примерно на линии первого ряда зрителей или за ней.

Настройка изображения

Настроек немного, но необходимый минимум присутствует.

OSD

Характер изображения сильно зависит от текущего цветового профиля, поэтому настройку лучше всего начать с выбора профиля, отвечающего условиям просмотра характеру изображения. После выбора профиля цветовой баланс подстраивается или установкой нужного профиля цветовой температуры или ручной регулировкой усиление трех основных цветов.

OSD

Проектор автоматически запоминает некоторые настройки изображения для каждого видеовхода. Яркость (и шум от системы охлаждения) имеет четырехступенчатую регулировку, разнесенную на два параметра на две страницы меню.

OSD

Дополнительные возможности

Для исключения несанкционированного использования проектора служит защита паролем доступа к проектору — комбинация из 8-ти нажатий на кнопки пульта.

OSD

Есть функция автоматического отключения проектора после заданного интервала отсутствия сигнала и команд от пользователя. При включении функции Direct Power On проектор будет включаться автоматически при подаче питания. При нажатии на кнопку POINTER на экран выводится курсор-указка, который можно перемещать курсорными кнопками. Первоначальный вид курсора задается в меню, но может меняться и кнопкой ENTER.

OSD

Измерение яркостных характеристик

Измерения светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI, подробно описанной тут.

Результаты измерений для проектора CASIO XJ-A240:

Световой поток, лм / потребление энергии, Вт
Низкая яркость (Eco Mode Level2)530 / 109
Пониженная яркость (Eco Mode Level1)800 / 158
Высокая яркость (Mode2)965 / 179
Самая высокая яркость (Mode1)1325 / 239
Равномерность+13%, -32%
Контрастность600:1

Световой поток ниже паспортного значения, возможно, это объясняется тем, что у нас на тестировании был предпродажный экземпляр. Равномерность не очень высокая, зато контрастность — очень. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т.н. контрастность full on/full off.

РежимКонтрастность
full on/full off
Standard1800:1
Theater1500:1

Контрастность full on/full off (впрочем, как и ANSI) не зависит от режима яркости, но уменьшается при включении цветокоррекции, например, при выборе профиля отличного Standard и/или при цветовой температуре отличной от Normal.

Кратко, так как доступной информации не очень много, остановимся на технологии проецирования. Согласно схеме, позаимствованной с сайта производителя, источником света служат синий полупроводниковый лазер и сверхяркий красный светодиод, а для преобразования синего света в зеленый используется люминофор, размещенный на вращающемся диске.

Tech.

Синхронная работа диска, лазера и светодиода обеспечивают попеременную проекцию красного, синего и зеленого света на DMD-матрицу, которая создает изображение с помощью управляемых микрозеркал как в обычных одноматричных DLP-проекторах. Производитель заявляет, что типичный срок службы такого комбинированного источника света составляет 20 000 часов, фактически при типичном режиме использования скорее проектор морально устареет, чем источник света потребует замены.

Судя по графикам зависимости яркости от времени, частота чередования цветов составляет 120 Гц при кадровой развертке в 60 Гц.

DLP
Зависимость яркости (вертикальная ось) от времени (горизонтальная ось) при проекции белого поля в режиме без цветокоррекции. Зеленым, синим и красным прямоугольниками отмечены периоды проекции соответствующих цветов.

Эффект «радуги» заметен. Как и во многих DLP-проекторах для формирования темных оттенков используется динамическое смешение цветов (дизеринг).

Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 256-ти оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) в режиме Theater. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами (при HDMI-подключении).

Gamma diff.

Тенденция роста прироста яркости сохраняется во всем диапазоне, но не всегда каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего, иногда даже немного темнее. Аппроксимация полученной гамма-кривой дала значение показателя 2,05, что ниже стандартного значения 2,2.

Gamma diff.

Потребление в различных режима указано в таблице выше, в режиме ожидания проектор потребляет менее 0,5 Вт. При выключении на охлаждение проектору требуется 3-4 с, на рабочую яркость проектор выходит примерно за минуту.

Звуковые характеристики

Шум от системы вентиляции зависит от яркостного режима.

Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления получены по нашей методике, и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.

РежимУровень шума, дБАСубъективная оценка
Низкая яркость (Eco Mode Level2)37,5Тихо
Пониженная яркость (Eco Mode Level1)43Умеренно громко
Высокая яркость (Mode2)48Очень громко
Самая высокая яркость (Mode1)55Очень громко

Режим самой высокой яркости в типичных условиях использования не может являться рабочим, так как шум от системы охлаждения очень большой. В режиме высокой яркости проектор лучше не размещать близко от зрителей. В режиме пониженной яркости можно демонстрировать презентацию, размещая проектор в любом удобном месте, а в режиме низкой яркости, в принципе, даже кино можно дома смотреть.

Встроенный динамик негромкий, качество звука невысокое.

Тестирование видеотракта

VGA-подключение

При VGA-подключении на шкале серого различаются оттенки от 2 до 255. Четкость высокая. Тонкие цветные линии толщиной в один пиксель выводятся без потери цветовой четкости. Под сигнал с разрешением, соответствующим разрешению матрицы, автоматическая подстройка выполняется быстро и точно.

DVI-подключение

Для тестирования DVI-подключения мы использовали кабель-переходник с DVI на HDMI. Качество изображения высокое. Белое поле немного темнеет к углам, черное поле воспринимается равномерным. Геометрия практически идеальная (незначительным прогибом верхнего края внутрь можно пренебречь). Равномерность цветового оттенка на шкале серого хорошая, оттенки различаются от 0 до 255. Тонкие цветные линии толщиной в один пиксель выводятся без потери цветовой четкости. Ширина цветной каймы на границах объектов, обусловленная наличием хроматических аберраций у объектива, не превышает 1/3 пикселя.

Есть незначительная расфокусировка к верхним углам.

HDMI-подключение

HDMI-подключение тестировалось при подключении к Blu-ray-плееру Blu-ray-плеера Sony BDP-S300. Поддерживаются режимы 480p, 576p, 720p, 1080i и 1080p@24/50/60 Гц. Картинка четкая, цвета в режимах Theater и Graphics правильные. Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются (завал в тенях не выходит за безопасные границы). Яркостная и цветовая четкости высокие, но для сигнала 720p нет вывода 1:1, так как включен небольшой оверскан. При подаче сигнала 1080p 24 Гц кадры имеют одинаковую длительность.

Работа с источником композитного и компонентного видеосигнала

Четкость изображения хорошая. Тестовые таблицы с градиентами цветов и со шкалой серого не выявили каких-либо артефактов изображения. Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются (завал в тенях не выходит за безопасные границы).

Функции обработки видеосигнала

В случае чересстрочных сигналов проектор пытается правильно составить кадр из смежных полей. Тестовые фрагменты с двигающимися мирами (преобразование 2-2 для PAL 25 кадр/с и NTSC 30 кадр/с) выводились по полям и только для одного фрагмента с диска HQV с чередованием полей 3-2 при 24 кадр/с исходно кадры правильно составлялись из полей. При масштабировании из низких разрешений выполняется некоторое сглаживание границ объектов. По всей видимости, для аналоговых видеосигналов всегда выполняется фильтрация шумов, впрочем, не приводящая к видимым артефактам.

Определение задержки вывода

Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора составила около 9 мс как при VGA-, так и при HDMI(DVI)-подключении. Эта задержка неощутима.

Оценка качества цветопередачи

Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр X-Rite ColorMunki Design и комплект программ Argyll CMS (версия 1.1.1).

В случае профиля Standard цветовой охват по площади больше sRGB, но часть профиля sRGB остается неохваченной:

Gamut

При выборе профиля Theater охват поджимается до границ sRGB:

Gamut

Ниже приведены спектры для белого поля (белая линия), наложенные на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов), для профилей Standard:

Spectrum

и Theater:

Spectrum

Видно, что синяя компонента является фактически монохроматичной (лазер, все-таки), тогда как зеленая представляет собой широкий горб. При включении профиля Theater, чтобы приблизить насыщенность компонент к sRGB, к исходным цветам подмешиваются соседние компоненты, что, например, показывает зеленый горбик в синей области. Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр дельта E) в случае профилей Standard, Theater и Theater после коррекции интенсивности красного, зеленого и синего цветов.

CCT

DE

Видно, что в случае Standard цветовая температура значительно превышает стандартные 6500 К, цветопередача в случае профиля Theater хорошая, что не помешало ручной регулировкой добиться результата близкого к идеалу.

Выводы

Проектор имеет очень скромные габариты, но при этом характеризуется относительно большим световым потоком, что позволяет использовать его для проведения мобильных презентаций при проекции на средних размеров экран (метра два по диагонали). Отличная цветопередача, высокая контрастность и широкий формат не исключают и кинотеатральное применение хотя бы в качестве дополнительной функциональности, но шум от системы охлаждения все же великоват.

Достоинства:

  • Ресурс источника света составляет 20000 часов
  • Компактный
  • Хорошая цветопередача и высокая контрастность
  • Чехол в комплекте

Недостатки:

  • Нерусифицированное меню
  • Высокий уровень шума в самом ярком режиме


Экран Draper Ultimate Folding Screen 62"x83" предоставлен компанией CTC CAPITAL
Blu-ray-плеер Sony BDP-S300 предоставлен компанией SONY Electronics





26 апреля 2010 Г.

DLP- CASIO XJ-A240

DLP-
CASIO XJ-A240

. ( ), , , , . (LED), LED- , . CASIO XJ-A240 ( XJ-Axxx) — , , . , , 2500 , .

:

,

.

Projector, general view

( — 4), (2,3 ). . «» «» , , « » — . — . . .

Buttons

, , , -.

Rear

- — . , , ( 7 ), .

Foot

3 — . . .

Cover

- - . — . ( ) .

Bag

.

Remote control

- . , , . , .

Remote control

, . . , . .

OSD

. , CD-ROM .

onnectors

. VGA- RGB ( 3 RCA). 3,5  . - RCA , . HDMI- , , , , .

OSD

RS-232 ( ) , , , .

, . , . (+/-30°).

OSD

: Normal — , 16:9 — 16:9 , Letter BoxTrue — -- WXGA. . , , , , 4:3 PAL- NTSC.

. BLANK , FREEZE -. , . . .

, .

OSD

, , . .

OSD

. ( ) , .

OSD

— 8- .

OSD

. Direct Power On . POINTER -, . , ENTER.

OSD

, ANSI, .

CASIO XJ-A240:

, / ,
(Eco Mode Level2) 530 / 109
(Eco Mode Level1) 800 / 158
(Mode2) 965 / 179
(Mode1) 1325 / 239
+13%, -32%
600:1

, , , . , — . , , .. full on/full off.


full on/full off
Standard 1800:1
Theater 1500:1

full on/full off (, ANSI) , , , Standard / Normal.

, , . , , , , .

Tech.

, , DMD-, DLP-. , 20 000 , , .

, 120  60 .

DLP
( ) ( ) . , .

«» . DLP- ().

256- ( 0, 0, 0 255, 255, 255) Theater. ( !) ( HDMI-).

Gamma diff.

, , . - 2,05, 2,2.

Gamma diff.

, 0,5 . 3-4 , .

.

! , .

,
(Eco Mode Level2) 37,5
(Eco Mode Level1) 43
(Mode2) 48
(Mode1) 55

, . . , , , , .

, .

VGA-

VGA- 2 255. . . , , .

DVI-

DVI- - DVI HDMI. . , . ( ). , 0 255. . , , 1/3 .

.

HDMI-

HDMI- Blu-ray- Blu-ray- Sony BDP-S300. 480p, 576p, 720p, 1080i 1080p@24/50/60 . , Theater Graphics . ( ). , 720p 1:1, . 1080p 24  .

. - . ( ).

. ( 2-2 PAL 25 / NTSC 30 /) HQV 3-2 24 / . . , , , .

- 9  VGA-, HDMI(DVI)-. .

X-Rite ColorMunki Design Argyll CMS ( 1.1.1).

Standard sRGB, sRGB :

Gamut

Theater sRGB:

Gamut

( ), , ( ), Standard:

Spectrum

Theater:

Spectrum

, (, -), . Theater, sRGB, , , , . ( E) Standard, Theater Theater , .

CCT

DE

, Standard 6500 , Theater , .

, , ( ). , , .

:

  • 20000

:



Draper Ultimate Folding Screen 62"x83" CTC CAPITAL
Blu-ray- Sony BDP-S300 SONY Electronics