Обзор видеокарты Palit GeForce RTX 4080 GamingPro OC (16 ГБ)

Объект исследования: серийно выпускаемый ускоритель трехмерной графики (видеокарта) Palit GeForce RTX 4080 GamingPro OC 16 ГБ 256-битной GDDR6X

Кратко о главном

Приветствуем вас на портале iXBT.com. У нас в лаборатории уже побывали карты — «титаны» на базе GeForce RTX 4090, затем пришло время рассмотреть чуть «меньшего» собрата RTX 4080, но такого же агрессивного (в хорошем смысле слова) и нацеленного демонстрировать сверхвысокую производительность во всех современных играх, а еще позже робко «выглянул» RTX 4070 Ti, который, на минуточку, оказался равным флагману предыдущего поколения RTX 3090 Ti.

Во многом мы, геймеры, можем сказать спасибо, что сошлись звезды, и майнинг угас, и поэтому мы в конце 2022 года — начале 2023 года можем такую супермощную карту как RTX 4090 прибрести за цену, меньшую, чем когда-то стоили карты на базе GeForce RTX 3090 Ti в пик майнинга. Вернулись более-менее адекватные цены на топовое «железо», как кажется на первый взгляд, сравнивая с тем кошмаром дефицита карт, что длился 1,5 года. Однако пора бы забыть тот период и вспомнить о том, что было до взлета криптовалют в начале 2021 года. Топовая игровая видеокарта RTX 3080 имела рекомендованную розничную цену (MSRP) в 700 долларов США (с учетом курсов и налогов и доставок — около 70 000 рублей). Суперфлагман RTX 3090 (который сама Nvidia позиционировала не как чисто игровое, но и полупрофессиональное решение) имел уже MSRP более, чем в 2 раза выше: 1499 USD (или 137 000 рублей с учетом налогов и т.п.). Понятно, что Nvidia хотела 3080 и 3090 далеко разнести по ценовым сегментам, четко нацелив геймеров именно на 3080. Однако, как мы помним, ничего путного из этого не вышло: все партнеры калифорнийской «дивы» рьяно выпустили массу решений на базе RTX 3090 именно игрового класса, и ни один не выдал RTX 3090 именно как деловой продукт для рабочих станций и т.п. При этом RTX 3080 было вообще не найти, а RTX 3090 лежали себе на полках (в конце 2020 года геймерам платить за флагманский игровой ускоритель около 150 000 рублей даже в голову не приходило).

Затем бум майнинга вообще смешал «все карты», и понеслось... Так вот, возвращаясь к нынешним временам, видя цены на RTX 4090 в рублях, которые сейчас даже ниже, чем было 3 года назад у RTX 3090, приходится недоумевать: почему же RTX 4080 такой дорогой? Если следовать той логике, которую строила сама Nvidia, выпустив семейство RTX 3xxx по ценам, примерно равным аналогам из RTX 2xxx, то как бы RTX 4080 должен стоить 700 USD (по MSRP), а при выпуске этого продукта была объявлена MSRP в 1200 USD. RTX 4070 Ti должен иметь MSRP в 500 USD, а ему ставят 800 американских долларов. Ведь как раз вся привлекательность новых ускорителей и заключается в том, что геймер за те же деньги, что платил ранее, получает большую производительность, ну и ряд нововведений. По этому поводу уже многие отраслевые СМИ высказывали недовольство, в среде блогеров вообще прошла война хайпа на тему «Nvidia зажралась и перестала адекватно ставить цены». Из Санта-Клары идет молчание на манер известной русской поговорки: «кот Васька слушает, да ест». Только вместо «Васьки» надо бы поставить «Дженсен».

Тем не менее, может под давлением сообщества, а может из-за малого спроса (еще на складах масса карт поколения RTX 3xxx), цены как-то пошли вниз, и если RTX 4090 мало меняется в цене (там явно хотят держать флагман на некотором ценовом отдалении), то RTX 4080 уже можно найти в продаже по ценам ниже MSRP даже на нашем рынке. Цены на RTX 4070 Ti упали еще быстрее из-за давления цен сверху.

Вернемся к самим ускорителям. Есть ощущение, что производитель графических процессоров Nvidia решил обогнать разработчиков игр так, чтобы ни одна игра в любом возможном разрешении (включая 4K) не смогла сломить графический процессор, и он в любых условиях гейминга (с трассировкой лучей или без нее) будет выдавать приемлемые FPS.

Если бы игры не совершенствовались, выпуская патчи и обновления, принося использование как RT, так и DLSS/FSR/XeSS, а значит и более сильно нагружая ускорители графики, а если бы развитие сложности графики в играх остановилось бы, но при этом продолжали бы выходить модели, к примеру, GeForce RTX 4080 Ti или даже RTX 4090 Ti, то формат обзоров перешел бы на тестирование такого «железа» не просто высоком разрешении 4K — 8K на одном мониторе, а уже на двух-трех мониторах 4K. Однако производители игр и аппаратных средств явно следят друг за другом, и потому по мере роста мощностей новых видеокарт выходят и новые игры, где более сложная и насыщенная эффектами графика с массой мелких объектов с детальной прорисовкой.

Сегодня в наших руках побывала серийно выпускаемая видеокарта Palit на базе RTX 4080 но уже не из топовой линейки GameRock (к которой мы привыкли), а из чуть подзабытой линейки GamingPro (последний продукт из этой серии был RTX 3080 12 ГБ). Хорошо, что на базе RTX 4080 компания возобновила эту серию. Причем оснастила своей «изюминкой», но о ней позже.

Перед демонстрацией детальных тестов мы приводим краткие сведения о производительности семейства, к которому относится конкретный исследуемый ускоритель, а также его соперников. Все это нами субъективно оценивается по шкале из пяти градаций. Работа над этим материалом шла до получения нами в тестлаб видеокарт Radeon RX 7900 XT/XTX, поэтому их нет в диаграммах.

Игры без использования трассировки лучей (классическая растеризация):

Полагаем, что долгих комментариев не требуется — и так понятно, что RTX 4080 — примерно там же, где и RTX 4090, во всех трех разрешениях его значок наверху (только в 4K формально чуть ниже). Что касается карты Palit, то она чуть быстрее референс-аналога.

Игры с использованием трассировки лучей и DLSS/FSR:

Рейтрейсинг, безусловно, в целом бьет по производительности, у семейства RTX падение наименьшее, у RX 6xxx — наибольшее, RX 7xxx — где-то посредине. При этом мы знаем, что все больше и больше игр выходит как с поддержкой Nvidia DLSS, так и c AMD FSR (и сейчас и Intel XeSS). Все эти технологии «умного» сглаживания позволяют поднять производительность, в том числе компенсируя падение от включения RT, а иногда наиболее продвинутая технология DLSS поднимает производительность даже выше уровня, который выдают карты семейства RTX без трассировки лучей (когда массово начнет внедряться DLSS 3, можно будет вообще забыть о том, чтобы отключать трассировку в играх).

Всё это говорит о том, что в целом выводы не меняются: RTX 4080 и в играх с RT способен обеспечить полный комфорт на максимальных настройках графики в разрешении 4К.

Характеристики карты

Сведения о производителе: Компания Palit Microsystems (торговая марка Palit) основана в 1988 году в Китайской Республике (Тайвань). Штаб-квартира — в Тайбэе/Тайвань, крупный центр по логистике — в Гонконге, второй офис (по продажам в Европе) — в Германии. Фабрики — в Китае. На рынке в России — с 1995 года (начинались продажи как безымянных продуктов, так называемых Noname, а под маркой Palit продукты начали идти только после 2000 года). В 2005 году компания приобрела торговую марку и ряд активов Gainward (после, по сути, банкротства одноименной компании), после чего был образован холдинг Palit Group. Был открыт еще один офис в Шеньжене, направленный на продажи в Китае. На сегодня внутри Palit Group сосредоточено еще несколько торговых марок и брендов.

Palit GeForce RTX 4080 GamingPro OC 16 ГБ 384-битной GDDR6X
Параметр Значение Номинальное значение (референс)
GPU GeForce RTX 4080 (AD103)
Интерфейс PCI Express x16 4.0
Частота работы GPU (ROPs), МГц 2610(Boost)—2790(Max) 2505(Boost)—2725(Max)
Частота работы памяти (физическая (эффективная)), МГц 2800 (22400) 2800 (22400)
Ширина шины обмена с памятью, бит 256
Число вычислительных блоков в GPU 76
Число операций (ALU/CUDA) в блоке 128
Суммарное количество блоков ALU/CUDA 9728
Число блоков текстурирования (BLF/TLF/ANIS) 304
Число блоков растеризации (ROP) 112
Число блоков Ray Tracing 76
Число тензорных блоков 304
Размеры, мм 329×133×63 310×130×70
Количество слотов в системном блоке, занимаемые видеокартой 4 4
Цвет текстолита черный черный
Энергопотребление пиковое в 3D, Вт 329 350
Энергопотребление в режиме 2D, Вт 40 40
Энергопотребление в режиме «сна», Вт 11 11
Уровень шума в 3D (максимальная нагрузка), дБА 27,5 32,0
Уровень шума в 2D (просмотр видео), дБА 18,0 18,0
Уровень шума в 2D (в простое), дБА 18,0 18,0
Видеовыходы 1×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 1.4a 1×HDMI 2.1, 3×DisplayPort 1.4a
Поддержка многопроцессорной работы нет
Максимальное количество приемников/мониторов для одновременного вывода изображения 4 4
Питание: 8-контактные разъемы 0 0
Питание: 6-контактные разъемы 0 0
Питание: 16-контактные разъемы 1 1
Вес карты с комплектом поставки (брутто), кг 2,6 3,0
Вес карты чистый (нетто), кг 2,1 2,2
Максимальное разрешение/частота, DisplayPort 3840×2160@144 Гц, 7680×4320@60 Гц
Максимальное разрешение/частота, HDMI 3840×2160@144 Гц, 7680×4320@60 Гц
Розничные предложения карты Palit

Память

Карта имеет 16 ГБ памяти GDDR6X SDRAM, размещенной в 8 микросхемах по 16 Гбит на лицевой стороне PCB. Микросхемы памяти Micron (GDDR6X, MT61K512M32KPA-24 / D8BZF) рассчитаны на номинальную частоту работы в 3000 (24000) МГц.

Особенности карты и сравнение с Palit GeForce RTX 4080 GameRock (16 ГБ)

Palit GeForce RTX 4080 GamingPro OC (16 ГБ) Palit GeForce RTX 4080 GameRock (16 ГБ)
вид спереди
вид сзади

Интересно сравнить карту Palit с ее же продуктом на базе RTX 4080, но из серии GameRock. В целом мы видим, что карты схожи только размерами, наличием контактных площадок для монтажа гнезд для мощных внешних вентиляторов (та же PCB используется и для не игровых карт) и все. Кардинально разными являются локации GPU с микросхемами памяти: развернуты относительно друг друга на 90 градусов. Системы питания также отличаются.

Ядро имеет маркировку AD103-301, защиты от майнинга нет, дата выпуска — 42-я неделя прошлого года (октябрь). Стоит особо обратить внимание на ревизию GPU — 301, когда как ранее нам попадалась ревизия 300. И на плате серии GameRock именно GPU респина 300. Скорее всего, этим и вызвана такая переделка PCB с разворотом всего «гарема» (ГП и микросхем памяти). Проходила информация, что предыдущая ревизия GPU требовала более жестких требований к обвязке, каких уже не нужно для ревизии 301.

Суммарное количество фаз питания у карты Palit GeForce RTX 4080 GamingPro OC 16G (16 ГБ) — 15, а у ее аналога из серии GameRock — 18.

При этом распределение фаз такое: у Palit GeForce RTX 4080 GameRock (16 ГБ) — 15 фаз на ядро и 3 на микросхемы памяти, а нами обозреваемой карты Palit GeForce RTX 4080 GamingPro OC (16 ГБ) — 12 + 3.

Зеленым цветом отмечена схема питания ядра, синим — памяти. Все контроллеры расположены на оборотной стороне PCB. Фазами питания ядра управляют ШИМ-контроллер uP9512R и uP9512P.

Трехфазной схемой питания микросхем памяти заведует другой ШИМ-контроллер той же компании uPI Semi — uP9529Q.

В преобразователе питания, традиционно для всех видеокарт Nvidia, используются транзисторные сборки DrMOS — в данном случае NCP302150 (On Semiconductor), каждая из которых рассчитана максимум на 50 А.

Также на тыльной стороне карты имеется контроллер uS5650Q (uPI Semi), который отвечает за мониторинг карты (отслеживание напряжений и температуры).

Управление подсветкой традиционно возложено на контроллер Holtek.

Частота работы памяти у карты Palit равны референс-аналогу. Boost-значения частот работы ядра у референс-карты (2505 МГц) и карты Palit (2610 МГц) весьма отличаются. При этом максимальные значения частот по ядру у карты Palit и референс-аналога отличаются уже не так сильно: 2725 МГц и 2790 МГц. В итоге в среднем производительность ускорителя от Palit оказалась выше на 2,6% относительно референс-показателей.

Энергопотребление карты Palit в тестах доходило до 329 Вт.

Питание на карту Palit подается через новый 16-контактный разъем питания стандарта PCIe 5.0.

В комплекте поставки карты имеется переходник на такой разъем с двух обычных 8-контактных.

Отметим приличные габариты данной карты, особенно по толщине: около 6,3 см. В результате видеокарта занимает 4 слота в системном блоке.

RTX 4080, как и RTX 4090 (в отличие от RTX 3090/Ti) не обладает поддержкой мультиграфической конфигурации, то есть технологии SLI, и у карты нет специального разъема на верхнем торце.

Карта имеет стандартный набор видеовыходов: три DP 1.4a и один HDMI 2.1.

Управление работой карты обеспечивается с помощью фирменной утилиты ThunderMaster.

Панель управления частотами и лимитами

Эта программа предоставляет управление вентиляторами, частотами работы карты, напряжением ядра, подсветкой и слежение за состоянием карты (мониторинг).

Нагрев и охлаждение

Мы видим кулер, выполненный по концепции сквозного продува хвостовой части радиатора. Основой СО является огромный многосекционный пластинчатый никелированный радиатор с тепловыми трубками, распределяющими тепло по ребрам радиатора.

Трубки припаяны к большой медной и никелированной пластине, которая охлаждает как ядро, так и микросхемы памяти (через термопрокладки). А для охлаждения преобразователей питания VRM имеется своя подошва на массивной раме, прикрученной к радиаторе (сам рама служит также элементом жесткости всей конструкции).

Задняя пластина служит не только элементом защиты PCB и является составной частью общей концепции дизайна.

Поверх радиатора установлен кожух с тремя вентиляторами ∅100 мм, имеющими по 9 лопастей  и работающими на единой частоте вращения (по умолчанию, но через программу ThunderMaster можно настроить их работу раздельно по двум группам: центральный — одна группа, два крайних — другая группа)

Пластины радиатора выполнены по формуле YFormula Fins. В зависимости от расположения в радиаторе пластины имеют разные углы поворота, улучшая прохождение воздушного потока. Эта технология также увеличивает площадь контакта между воздухом и ребрами.

Остановка вентиляторов при малой нагрузке видеокарты происходит, если температура GPU опускается ниже 50 градусов, а нагрев микросхем памяти — ниже 80 градусов. Разумеется, СО при этом становится бесшумной. При запуске ПК вентиляторы работают, однако после загрузки видеодрайвера идет опрос рабочей температуры, и они выключаются. Ниже есть видеоролик на эту тему.

Мониторинг температурного режима с помощью MSI Afterburner:

После 2-часовой нагрузки максимальная температура ядра и микросхем памяти не превысила 64/70 градусов, что является отличным результатом для видеокарт такого уровня. Энергопотребление карты достигало 329 Вт.

Мы засняли и ускорили в 50 раз 8-минутный прогрев :

Максимальный нагрев наблюдался в центральной части PCB, а также около разъема питания. Стоит обратить внимание на переходник питания с двух 8-контактных разъемов на один 16-контактный, который входит в комплект поставки.

Данный адаптер крайне не рекомендуется сгибать в месте той самой оплетки. В целом мы еще раз рекомендуем приобретать полноценные БП ATX 3.0 с разъемом 12VHPWR и кабелем с 16 контактами для видеокарт новых поколений.

Шум

Методика измерения шума подразумевает, что помещение шумоизолировано и заглушено, снижены реверберации. Системный блок, в котором исследуется шум видеокарт, не имеет вентиляторов, не является источником механического шума. Фоновый уровень 18 дБА — это уровень шума в комнате и уровень шумов собственно шумомера. Измерения проводятся с расстояния 50 см от видеокарты на уровне системы охлаждения.

Режимы измерения:

  • Режим простоя в 2D: загружен интернет-браузер с сайтом iXBT.com, окно Microsoft Word, ряд интернет-коммуникаторов
  • Режим 2D с просмотром фильмов: используется SmoothVideo Project (SVP) — аппаратное декодирование со вставкой промежуточных кадров
  • Режим 3D с максимальной нагрузкой на ускоритель: используется тест FurMark

Оценка градаций уровня шума следующая:

  • менее 20 дБА: условно бесшумно
  • от 20 до 25 дБА: очень тихо
  • от 25 до 30 дБА: тихо
  • от 30 до 35 дБА: отчетливо слышно
  • от 35 до 40 дБА: громко, но терпимо
  • выше 40 дБА: очень громко

В режиме простоя в 2D режимах температура была не выше 33,1 °C, вентиляторы не работали, уровень шума был равен фоновому — 18 дБА.

При просмотре фильма с аппаратным декодированием ничего не менялось.

В режиме максимальной нагрузки в 3D температура достигала 64 °C по ядру и 70 °C по памяти. Вентиляторы при этом раскручивались до 1820 оборотов в минуту, шум вырастал до 27,5 дБА: это тихо. В видеоролике ниже можно оценить, как вырастает шум (он фиксировался на пару секунд через каждые 30 секунд).

Не стоит забывать, что тепло, выделяемое картой, остается внутри системного блока, так что использование корпуса с хорошей вентиляцией крайне желательно.

Подсветка и одна очень интересная особенность

Карта имеет подсветку по диагонально расположенным широким полоскам на лицевой стороне кожуха СО, а также подсвечены логотип и название серии на верхнем торце.

Управление режимами подсветки, в том числе и ее отключением, осуществляется той же утилитой ThunderMaster.

Разнообразие выбора конкретного цвета под конкретный участок и на скриншотах ниже мы наблюдаем, что можем выбрать определенный цвет свечения.

Имеется возможность сохранения выбранного режима в самой карте, то есть при желании можно настроить подсветку один раз и больше не запускать программу.

Кроме того, с помощью кабеля, который производитель кладет в комплект поставки, можно синхронизировать подсветку с материнской платой, что позволит уже с помощью утилиты от материнской платы реализовать синхронное свечение матплаты с видеокартой.

Отметим, что карта самостоятельно определяет подключение этого кабеля, и подсветка по умолчанию будет синхронизирована (запуск ThunderMaster не потребуется).

А теперь расскажем об очередном сюрпризе от Palit, так сказать, бесплатном подарке для любителей моддинга.

Это концепция «Автор (Maker)», которая позволяет добавлять собственный дизайн на кожух СО.

Владельцы видеокарт RTX 4ххх серии GamingPro могут скачать с сайта Palit варианты образцов дизайна кожуха.

Более того, можно добавить что-то свое, изменить шаблон, проявить творчество, сохранить в виде проектов, затем отнести их в 3D-печать или распечатать на своем таком принтере, затем раскрасить...

Ну и в конце концов открутить четыре винта на передней крышке, снять держатели и установить свой вариант кожуха.

Вариантов — неограниченное количество, все зависит от нашей с вами фантазии и творческого подхода, чтобы именно композиция в нашем компьютере была по-своему уникальна. Внешний пластиковый кожух без особых усилий снимается, и можно создать свой креативный вариант, раскрасив его как душе угодно, а так же установить внешне совсем другого дизайна, используя тот же крепеж.

Комплект поставки и упаковка

В комплекте поставки кроме традиционного краткого руководства пользователя имеются переходник питания и кабель для сопряжения с материнской платой (производитель не стал вкладывать в комплект разборную подставку для несколько тяжелой топовой карты).

Результаты тестирования, конфигурация

 
Конфигурация тестового стенда

Список инструментов тестирования

Во всех игровых тестах использовалось максимальное качество графики в настройках.

  • Marvel’s Spider-Man Miles Morales (Insomniac Games/Sony Interactive)
  • Cyberpunk 2077 (Софтклаб/CD Projekt RED), патч 1.5
  • God of War (Sony IE/Sony IE)
  • Call of Duty: Modern Warfare II (Infinity Ward/Activision)
  • Marvel’s Guardians of the Galaxy (Eldos/Square Enix)
  • The Medium (Bloober/Bloober)
  • A Plague Tale: Requiem (Asobo Studio/Focus Entertainment)
  • Resident Evil Village (Capcom/Capcom)
  • Far Cry 6 (Ubisoft/Ubisoft)
  • Battlefield 2042 (DICE/EA)

Результаты тестирования в 3D-играх

На момент подготовки этого обзора у нас еще не было видеокарт Radeon RX 7900 XT/XTX, поэтому их результатов нет на диаграммах.

Стандартные результаты тестов без использования аппаратной трассировки лучей в разрешениях 1920×1200, 2560×1440 и 3840×2160

 
Marvel’s Spider-Man Miles Morales
 
Cyberpunk 2077
 
God of War
 
Call of Duty: Modern Warfare II
 
Marvel’s Guardians of the Galaxy
 
The Medium
 
A Plague Tale: Requiem
 
Resident Evil Village
 
Far Cry 6
 
Battlefield 2042

Все регулярно тестируемые нами видеокарты сейчас поддерживают технологию RT, поэтому мы проводим тесты не только с использованием обычных методов растеризации, но и с включением RT и/или DLSS/FSR.

Результаты тестов со включенной аппаратной трассировкой лучей и/или DLSS/FSR в разрешениях 1920×1200, 2560×1440 и 3840×2160

 
Cyberpunk 2077, RT
 
Cyberpunk 2077, RT+DLSS
 
God of War, DLSS / FSR
 
Marvel’s Guardians of the Galaxy, RT
 
Marvel’s Guardians of the Galaxy, RT + DLSS
 
The Medium, RT
 
The Medium, RT + DLSS / FSR
 
Resident Evil Village, RT
 
Far Cry 6, RT
 
Far Cry 6, RT + FSR
 
Battlefield 2042, RT
 
Battlefield 2042, RT + DLSS

Учитывая, что RTX 4080 является одним из флагманов по производительности на сегодня, то логично было протестировать в огромном разрешении 8K и эту карту — разумеется, с применением DLSS/FSR и трассировки лучей.

Результаты тестов с включенной аппаратной трассировкой лучей и DLSS/FSR в разрешении 7680×4320 (8К)

 
Cyberpunk 2077, RT+DLSS/FSR
 
God of War, DLSS/FSR
 
Marvel’s Guardians of the Galaxy, RT+DLSS
 
The Medium, RT+DLSS/FSR
 
Far Cry 6, RT+FSR

​​Сегодня нормально поиграть в таком разрешении можно только на самых флагманских и дорогих видеокартах, да и то для приемлемого комфорта в таких играх требуется обязательная поддержка DLSS (или FSR). Однако поиграть все же можно.

Рейтинг iXBT.com

Работа над этим материалом шла до получения нами в тестлаб видеокарт Radeon RX 7900 XT/XTX, поэтому их нет в рейтингах.

Рейтинг ускорителей iXBT.com демонстрирует нам функциональность видеокарт друг относительно друга и представлен в двух вариантах:

  1. Вариант рейтинга iXBT.com без включения RT

Рейтинг составлен по всем тестам без использования технологий трассировки лучей. Этот рейтинг нормирован по наиболее слабому ускорителю из группы карт — Radeon RX 6500 XT (то есть сочетание скорости и функций Radeon RX 6500 XT приняты за 100%). Рейтинги ведутся по 27 ежемесячно исследуемому нами акселератору в рамках проекта Лучшая видеокарта месяца. В данном случае из общего списка выбрана группа карт для анализа, в которую входят GeForce RTX 4080 и его конкуренты.

Рейтинг приведен суммарно для всех трех разрешений.

Модель ускорителя Рейтинг iXBT.com Рейтинг полезности Цена, руб.
01 RTX 4090 24 ГБ, 2520—2640/21000 586 43 137 000
02 Palit RTX 4080 Gaming Pro 16 ГБ, 2610—2790/22400 515 51 101 000
03 RTX 4080 16 ГБ, 2505—2625/22400 502 51 98 000
04 RTX 4070 Ti 12 ГБ, 2610—2805/21000 466 55 85 000
05 RTX 3090 Ti 24 ГБ, 1860—1965/21000 463 47 99 500
06 RX 6950 XT 16 ГБ, 2310—2525/18000 450 54 83 100
07 RTX 3090 24 ГБ, 1695—1965/19500 434 47 93 000

Четкое второе место у RTX 4080 после RTX 4090 очевидно, средний выигрыш в производительности у RTX 4080 относительно RTX 3090 Ti на 11%, а по отношению к RX 6950 XT на 14% по всем разрешениям, а в разрешении 4K — 16%-17%.

  1. Вариант рейтинга iXBT.com с включением RT/DLSS/FSR/XeSS

Рейтинг составлен по 9 тестам, в которых используется технология трассировки лучей и одновременно технология Nvidia DLSS, Intel XeSS или AMD FSR. Этот рейтинг нормирован по самому слабому ускорителю в данной группе — Radeon RX 6500 XT (то есть сочетание скорости и функций Radeon RX 6500 XT приняты за 100%).

Рейтинг приведен суммарно для всех трех разрешений.

Модель ускорителя Рейтинг iXBT.com Рейтинг полезности Цена, руб.
01 RTX 4090 24 ГБ, 2520—2640/21000 966 71 137 000
02 Palit RTX 4080 Gaming Pro 16 ГБ, 2610—2790/22400 884 88 101 000
03 RTX 4080 16 ГБ, 2505—2625/22400 875 89 98 000
04 RTX 4070 Ti 12 ГБ, 2610—2805/21000 785 92 85 000
05 RTX 3090 Ti 24 ГБ, 1860—1965/21000 766 77 99 500
06 RTX 3090 24 ГБ, 1695—1965/19500 711 76 93 000
07 RTX 3080 Ti 12 ГБ, 1665—1965/19000 680 97 70 000
08 RX 6950 XT 16 ГБ, 2310—2525/18000 652 78 83 100
09 RTX 3080 12 ГБ, 1710—1965/19000 643 101 63 500
10 RX 6900 XT 16 ГБ, 2250—2470/16000 620 85 73 000

В данном случае преимущество RTX 4080 над флагманами AMD выражено еще более ярко. В среднем прирост производительности относительно RTX 3090 Ti по всем разрешениям составляет 14,5%, а в разрешении 4K — 17%. Разница же в производительности с RX 6950 XT в данном случае составляет 35,5% по всем разрешениям и аж 58%(!) в 4K.

Рейтинг полезности

Рейтинг полезности тех же карт получается, если показатель предыдущего рейтинга разделить на цены соответствующих ускорителей. Для расчета рейтинга полезности использованы розничные цены на февраль 2022 года. Учитывая нацеленность RTX 4080 на разрешение 4К, мы привели рейтинг, подсчитанный только при использовании разрешения 3840×2160. Поэтому числа рейтинга iXBT.com, приведенные ранее, отличаются от тех, что ниже.

  1. Вариант рейтинга полезности без включения RT
Модель ускорителя Рейтинг полезности Рейтинг iXBT.com Цена, руб.
19 Palit RTX 4080 Gaming Pro 16 ГБ, 2610—2790/22400 81 817 101 000
20 RTX 4080 16 ГБ, 2505—2625/22400 81 790 98 000
22 RX 6950 XT 16 ГБ, 2310—2525/18000 77 644 83 100
23 RTX 4090 24 ГБ, 2520—2640/21000 75 1031 137 000
24 RTX 3090 Ti 24 ГБ, 1860—1965/21000 70 698 99 500
25 RTX 3090 24 ГБ, 1695—1965/19500 68 636 93 000

Еще в начале статьи я высказывал, что многие пользователи жаловались на чрезмерно высокие цены на RTX 4080 в целом, но мы видим, что даже при весьма высоких ценах такой ускоритель — в лидерах полезности.

  1. Вариант рейтинга полезности с включением RT
Модель ускорителя Рейтинг полезности Рейтинг iXBT.com Цена, руб.
06 RTX 4070 Ti 12 ГБ, 2610—2805/21000 146 1245 85 000
10 Palit RTX 4080 Gaming Pro 16 ГБ, 2610—2790/22400 142 1438 101 000
17 RTX 4090 24 ГБ, 2520—2640/21000 124 1705 137 000
18 RTX 3090 Ti 24 ГБ, 1860—1965/21000 121 1201 99 500
21 RTX 3090 24 ГБ, 1695—1965/19500 117 1086 93 000
23 RX 6900 XT 16 ГБ, 2250—2470/16000 114 833 73 000
24 RX 6950 XT 16 ГБ, 2310—2525/18000 107 892 83 100

Почти все вышесказанное справедливо и здесь, за исключением того, что RTX 4070 Ti вырвался вперед. Но в целом можно сказать, что в ценовой группе видеокарт около 100 000 рублей имеется свой лидер — RTX 4080. Семейство Radeon RX 6800-6900 полностью ушло в историю, сейчас они могут стать приятными к приобретению только если их стоимость еще опустится на четверть, чего уже вряд ли можно ждать.

Выводы

Palit GeForce RTX 4080 GamingPro OC 16G (16 ГБ) — представитель флагманского ускорителя игрового класса последнего поколения. Габариты этой модели составляют 329×133×63 мм, она занимает 4 слота в корпусе. Система охлаждения тихая.

Карта Palit имеет стандартный 16-контактный разъем питания версии PCIe 5.0 (в комплекте поставки имеется адаптер-переходник для подключения разъемов питания типа PCIe 2.0, на 2 таких разъема). Как показали тесты, видеокарта потребляет не более 350 Вт, поэтому опасения насчет перегрева 16-контактного разъема питания в данном случае излишни, однако все равно рекомендуется иметь хороший мощный БП. Стоит отметить не только весьма стильную подсветку карты (которая может синхронизироваться с материнской платой), но и возможность заменить пластиковый кожух кулера. С помощью концепции «Автор» и предлагаемых компанией Palit 3D-моделей вариантов дизайна можно создать свой уникальный кожух, нужен только 3D-принтер и краски.

Напомним, что в целом GeForce RTX 4080 отлично подходит для игры в разрешении 4К с максимальным качеством графики с трассировкой лучей даже без DLSS, а в ряде игр он справится и с разрешением 8K (но обязательно нужна поддержка DLSS). Также отметим поддержку стандарта HDMI 2.1, позволяющего выводить 4K-изображение со 120 FPS или 8K-разрешение при помощи одного кабеля, поддержку аппаратного декодирования видеоданных в формате AV1, технологию RTX IO, способную обеспечить быструю передачу и распаковку данных с накопителей прямо в GPU, а также технологию снижения задержек Reflex, полезную для киберспортсменов. Также карта поддерживает DLSS 3, но эта технология пока внедряется в игры вяло.

Справочные материалы:

В номинации «Оригинальный дизайн» плата Palit GeForce RTX 4080 GamingPro OC 16G (16 ГБ) получила награду:

Благодарим Владислава Громова
из Хабаровска (Telegram-канал)
за помощь в оперативном получении нового оборудования из Китая

Справочник по ценам

23 февраля 2023 Г.