Обзор видеоускорителя Nvidia GeForce GTX 1650 Super: больше производительности почти за ту же цену

Справочные материалы:

Теоретическая часть: особенности архитектуры

Сегодня мы рассмотрим видеокарту, которая была анонсирована еще в октябре, а вышла на рынок в ноябре, но только сейчас у нас появилась возможность протестировать эту любопытную новинку — GeForce GTX 1650 Super. Своим октябрьским анонсом компания Nvidia продолжила выпуск обновленных модификаций видеокарт семейства Turing, но лишь одна из анонсированных тогда новинок (GTX 1660 Super) вышла на рынок сразу — младшую пришлось подождать. К выпуску новых моделей компанию сподвиг планируемый выпуск новых решений конкурента — AMD действительно тоже анонсировала серию Radeon RX 5500, но отложила выход этих решений на рынок на неопределенное время, не указав даже цен.

Но Nvidia все же решила превентивно ответить сопернику, выпустив свои аналоги (примерные, так как точных характеристик RX 5500 не было объявлено) по производительности в виде пары новых моделей видеокарт. Как и ранее выпущенные модели с приставкой Super, модифицированные GTX 1660 и GTX 1650 имеют улучшенные характеристики производительности, и обе используют чип TU116, известный по решениям семейства GeForce GTX 1660. Это важно именно для рассматриваемой модели, так как смена GPU позволила ей серьезно повысить производительность. Nvidia утверждает, что GeForce GTX 1650 Super получилась аж вдвое быстрее по сравнению с GeForce GTX 1050 и она значительно опережает «обычный» вариант, основанный на более слабом чипе TU117.

Новинка все так же относится к семейству GeForce GTX 16, которое не имеет RT-ядер и тензорных ядер. Эти графические процессоры специально созданы для достижения максимально возможной производительности и энергоэффективности в рамках запланированного транзисторного бюджета — для современных игр без применения трассировки лучей. Улучшенная версия GeForce GTX 1650 Super предлагает неплохое сочетание производительности и цены, поэтому должна стать одним из самых выгодных вариантов для модернизации игровых ПК с устаревшими видеокартами.

Так как рассматриваемая сегодня обновленная видеокарта компании Nvidia основана на графическом процессоре архитектуры Turing, имеющей очень много общего с предыдущими архитектурами Pascal и Volta, то перед прочтением материала мы советуем ознакомиться с нашими предыдущими статьями:

Графический ускоритель GeForce GTX 1650 Super
Кодовое имя чипа TU116
Технология производства 12 нм FinFET
Количество транзисторов 6,6 млрд
Площадь ядра 284 мм²
Архитектура унифицированная, с массивом процессоров для потоковой обработки любых видов данных: вершин, пикселей и др.
Аппаратная поддержка DirectX DirectX 12, с поддержкой уровня возможностей Feature Level 12_1
Шина памяти 128-битная: 4 (из 6) независимых 32-битных контроллеров памяти с поддержкой памяти типов GDDR5 и GDDR6
Частота графического процессора 1530 (1725) МГц
Вычислительные блоки 20 (из 24 в чипе) потоковых мультипроцессора, включающих 1280 (из 1536) CUDA-ядер для целочисленных расчетов INT32 и вычислений с плавающей запятой FP16/FP32
Блоки текстурирования 80 (из 96) блоков текстурной адресации и фильтрации с поддержкой FP16/FP32-компонент и поддержкой трилинейной и анизотропной фильтрации для всех текстурных форматов
Блоки растровых операций (ROP) 4 (из 6) широких блока ROP (32 пикселя) с поддержкой различных режимов сглаживания, в том числе программируемых и при FP16/FP32-форматах буфера кадра
Поддержка мониторов поддержка подключения по интерфейсам HDMI 2.0b и DisplayPort 1.4a
Спецификации референсной видеокарты GeForce GTX 1650 Super
Частота ядра 1530 (1725) МГц
Количество универсальных процессоров 1280
Количество текстурных блоков 80
Количество блоков блендинга 32
Эффективная частота памяти 12 ГГц
Тип памяти GDDR6
Шина памяти 128 бит
Объем памяти 4 ГБ
Пропускная способность памяти 192 ГБ/с
Вычислительная производительность (FP16/FP32) 8,8/4,4 терафлопс
Теоретическая максимальная скорость закраски 55 гигапикселей/с
Теоретическая скорость выборки текстур 138 гигатекселей/с
Шина PCI Express 3.0
Разъемы в зависимости от видеокарты
Энергопотребление до 100 Вт
Дополнительное питание один 8-контактный разъем
Число слотов, занимаемых в системном корпусе 2
Рекомендуемая цена $159 (12 990 рублей)

GeForce GTX 1650 Super — это еще одна улучшенная модель Nvidia, получившая приставку Super и значительно ускоренная по сравнению с «обычной» моделью с таким же индексом. Про обычную GeForce GTX 1650 после выхода улучшенной можно вообще забыть, так как именно Super-модификация грозит стать реальной заменой некогда популярной GeForce GTX 1060, а также довольно сильным конкурентом для Radeon RX 580 — по крайней мере, пока у AMD не вышли видеокарты серии Radeon RX 5500.

GeForce GTX 1650 Super сразу же вышла на рынок с привлекательной ценой, предполагающей битву с еще не вышедшими моделями видеокарт AMD. Компания Nvidia предлагает новую модель за $159 — это лишь чуть дороже обычной модели, хотя разница между ними по скорости должна быть очень приличной, судя по характеристикам. Новинка должна предложить отличные показатели производительности с учетом цены, по сравнению и с другими представителями разных поколений GPU этой компании, да и с конкурирующими решениями.

Пока на рынок не вышла уже анонсированная новинка AMD Radeon RX 5500, конкурентами для GeForce GTX 1650 Super можно назвать разве что Radeon RX 590 и старшую версию Radeon RX 580 с 8 ГБ памяти, и с ними она должна успешно побороться (в тех случаях, когда достаточно 4 ГБ видеопамяти). Помешать в этом могут разве что еще более низкие цены на уже очень давно присутствующие на рынке видеокарты семейства Polaris.

Из недостатков — в GeForce GTX 1650 Super используется лишь 128-битная шина памяти, а не 192-битная, как у старших вариантов на TU116, но зато вместо устаревшей GDDR5 установлена куда более производительная и современная GDDR6-память, поэтому пропускная способность достаточно высокая. Объем видеопамяти также остался неизменным — 4 ГБ, и в течение актуального жизненного цикла ускорителя для видеокарты уровня GTX 1650 Super этого должно быть вполне достаточно для разрешения Full HD, хотя в некоторых играх уже может наблюдаться и нехватка объема VRAM.

Смена чипа с TU117 на TU116 и установка быстрой памяти GDDR6 привели к росту типичного энергопотребления до 100 Вт — и тут уже точно не удастся обойтись без разъема дополнительного питания. Как и все схожие модели на этом графическом процессоре, основная масса видеокарт GeForce GTX 1650 Super будет иметь один 8-контактный разъем дополнительного питания, а вот количество и тип разъемов вывода информации на дисплеи зависит исключительно от конкретной карты. Сам GPU поддерживает все те же разъемы и стандарты DVI, HDMI, DisplayPort и VirtualLink, что и остальные решения семейства.

Как и другие модели на TU116, видеокарта GTX 1650 Super не имеет референсного варианта, и производители видеокарт делают собственные платы на основе внутреннего эталонного дизайна. Видеокарты этой модели появились в продаже 22 ноября, партнеры компании Nvidia выпустили сразу по несколько вариантов новых видеокарт, отличающихся дизайном платы, систем питания и охлаждения, а некоторые из них имеют фабричный разгон.

Архитектурные особенности

Улучшенная GeForce GTX 1650 Super по своим характеристикам сильно отличается от простой GeForce GTX 1650, хотя обе они основаны на чипах семейства Turing, не имеющих аппаратной поддержки трассировки лучей и тензорных ядер для ускорения задач глубинного обучения, но чипах разных. Так как особых резервов скорости в графическом процессоре TU117 уже не оставалось, модель GeForce GTX 1650 Super перенесли на урезанную версию TU116, благодаря чему новинка получила приличный прирост в производительности, по сравнению с базовой версией GTX 1650, а дополнила эти характеристики быстрая GDDR6-память.

Обычная GTX 1650 основана на самом миниатюрном представителе Turing — TU117, физически имеющем 16 потоковых мультипроцессоров SM (1024 CUDA-ядер), но в урезанной версии лишь с 14 активными SM (896 CUDA-ядер). Этот чип еще и был всячески придушен со стороны блоков ROP и подсистемы памяти — чип имеет лишь 32 ROP и 128-битную шину памяти, к которой подключены уже довольно старые чипы типа GDDR5 с низкой пропускной способностью. Неудивительно, что по производительности GTX 1650 не всегда справлялся даже с GeForce GTX 1060.

И так как AMD уже совсем скоро наконец-то выкатит свои Radeon RX 5500, и именно с GTX 1650 сравнивает свою новинку предварительно, то Nvidia решила отреагировать выпуском модели GeForce GTX 1650 Super, основанной не просто на полном чипе TU117, а сразу на урезанном TU116. Похоже, в TU117 не осталось необходимого запаса, чтобы сражаться с вероятным соперником из линейки Radeon RX 5500. По своим характеристикам, GeForce GTX 1650 Super скорее больше похож на GTX 1660, чем на GTX 1650.

Но чтобы GeForce GTX 1650 Super не был чересчур быстрым, Nvidia оставила в этой модификации TU116 активными еще на два потоковых мультипроцессора меньше, урезав и количество блоков текстурирования. В итоге, чип TU116 в составе GeForce GTX 1650 Super включает 20 мультипроцессоров SM, объединенных в три кластера GPC, и всего имеет 1280 вычислительных CUDA-ядер. Также в данной версии GPU содержится 80 текстурных модулей и 32 активных блока ROP. Этого должно быть достаточно для того, чтобы обеспечить хорошую производительность в самых современных играх при разрешении Full HD.

По характеристикам новинка очень похожа на удачный GeForce GTX 1060, но у чипа семейства Turing были на треть урезаны еще и блоки ROP вместе со связанными с ними 32-битными контроллерами памяти. То есть, из 48 блоков ROP активными остались лишь 32. Но хотя у GTX 1650 Super получилась лишь 128-битная шина памяти, по ее пропускной способности новинка догнала GTX 1660 благодаря установке памяти нового типа GDDR6, работающей на эффективной частоте в 12 ГГц. Да и по вычислительной мощности новая GeForce GTX 1650 Super значительно быстрее обычной GTX 1650. Вероятно, приросты скорости будут наблюдаться в большинстве игр. Помешать в некоторых случаях может разве что недостаток блоков ROP.

Что касается тактовых частот графического процессора, то базовая частота новинки составляет 1530 МГц, а турбо-частота — 1725 МГц, что близко к частотам других моделей на основе TU116. Как и всегда для решений Nvidia, это не максимальная частота, а средняя для нескольких игр и приложений. Реальная же частота в каждом случае будет отличаться, так как она зависит как от игры, так и от условий конкретной системы (питания, температура и т. п.).

В обзоре GeForce GTX 1660 Ti мы уже очень подробно писали об изменениях в TU116 и основных его возможностях. Этот чип по своим характеристикам полностью соответствует старшим графическим процессорам семейства TU10x, кроме поддержки аппаратной трассировки лучей и ускорения задач глубокого обучения при помощи тензорных ядер. В архитектуре Turing инженеры компании внедрили и множество других улучшений по сравнению с предыдущей архитектурой: одновременное исполнение операций с плавающей запятой FP32 и целочисленных INT32, значительно улучшенная система кэширования данных и несколько новых технологий рендеринга: программируемый конвейер обработки геометрии, переменная частота затенения, затенение в текстурном пространстве, улучшенная поддержка технологий DirectX 12, относящихся к уровню возможностей Feature Level 12_1.

По поводу всего того, что не связано с 3D-частью, в новой модификации видеокарты нет никаких изменений. В чипе все тот же обновленный блок вывода информации, поддерживающий дисплеи с высоким разрешением, HDR и высокой частотой обновления. Все платы архитектуры Turing имеют порты DisplayPort 1.4a, позволяющие вывести информацию на 8K-монитор с частотой обновления 60 Гц с поддержкой технологии VESA Display Stream Compression (DSC) 1.2, обеспечивающей высокую степень сжатия.

Также все GPU семейства Turing содержат улучшенный кодировщик видеоданных NVEnc, добавляющий поддержку сжатия данных в формате H.265 (HEVC) при разрешении 8K и 30 FPS. Был обновлен и декодер видеоданных NVDec, получивший поддержку декодирования данных в формате HEVC YUV444 10-бит/12-бит HDR при 30 FPS, в формате H.264 при 8K-разрешении и в формате VP9 с 10-бит/12-бит данными. С другими возможностями семейства Turing вы можете познакомиться в большом обзоре GeForce RTX 2080 Ti.

Краткие итоги по теории

Таким образом, в линейке GTX 1650 появилась вторая модификация видеокарты, отличающаяся как по количеству функциональных блоков, так и по их частоте и типу видеопамяти. Более того, из-за использования другого GPU новинку вполне можно сравнивать с решениями из подсемейства GTX 1660.

  GeForce GTX 1650 GeForce GTX 1650 Super GeForce GTX 1660 GeForce GTX 1660 Super
GPU TU117 TU116 TU116 TU116
ALU 896 1280 1408 1408
TMU 56 80 88 88
ROP 32 32 48 48
Базовая частота, МГц 1485 1530 1530 1530
Турбо-частота, МГц 1665 1725 1785 1785
Скорость FP32, ТФлопс 2,9 4,4 5,0 5,0
Память 4 ГБ GDDR5 4 ГБ GDDR6 6 ГБ GDDR5 6 ГБ GDDR6
Шина памяти, бит 128 128 192 192
ПСП, ГБ/с 128 192 192 336
Питание, Вт 75 100 120 125

По таблице хорошо видно, что по сравнению с «обычным» GeForce GTX 1650 новая модель должна обеспечить огромный прирост в скорости из-за увеличенной математической производительности, скорости текстурирования и возросшей пропускной способности памяти. А вот если игра упирается в скорость блоков ROP, то особой разницы не будет. В целом же можно сказать, что по теоретическим показателям новинка серьезно обгоняет GTX 1650, а отставание от GTX 1660 не так уж велико.

Благодаря повышенной эффективности новой архитектуры Turing, улучшенная версия GTX 1650 Super на базе чипа TU116 по данным компании Nvidia оказывается до двух раз быстрее в играх при Full HD-разрешении по сравнению со своим предшественником из семейства Pascal в виде GTX 1050, да и над обычным вариантом GTX 1650 преимущество бывает довольно существенным — до полутора раз и даже больше:

И чем новее игра, тем больший прирост получают новые видеокарты семейства GTX 1600 с приставкой Super. Если GTX 1660 Super обгоняет GTX 1060 в старых играх (The Division, Doom 4, Battlefield 1 и других) лишь на 30%-35%, то в таких проектах, как Control, Call of Duty: Modern Warfare, The Division 2 и других, разница достигает уже 40%-50%. То же самое касается и GTX 1650 Super.

Модель GeForce GTX 1650 Super предназначена для нижней части среднего ценового сегмента и нацелена на игры в разрешении Full HD. Именно в этом разрешении новинка и должна обеспечить достаточную производительность в современных играх при высоких настройках, в том числе и с включенным полноэкранным сглаживанием.

Super-модель опережает обычную GTX 1650 за счет быстрой GDDR6-видеопамяти и ускоренного GPU, а GTX 1050 из прошлого поколения очень сильно уступает новой модели в эффективности. Поэтому обновленная версия GeForce GTX 1650 Super кажется нам довольно перспективным вариантом игровой видеокарты из нижней части среднего ценового диапазона, обладающей очень выгодным соотношением цены и производительности.

Особенности видеокарты Nvidia GeForce GTX 1650 Super

Сведения о производителе: Компания Nvidia Corporation (торговая марка Nvidia) основана в 1993 году в США. Штаб-квартира в Санта-Кларе (Калифорния). Разрабатывает графические процессоры, технологии. До 1999 года основной маркой была Riva (Riva 128/TNT/TNT2), с 1999 года и по настоящее время — GeForce. В 2000 году были приобретены активы 3dfx Interactive, после чего торговые марки 3dfx/Voodoo перешли к Nvidia. Своего производства нет. Общая численность сотрудников (включая региональные офисы) — около 5000 человек .

Объект исследования: ускоритель трехмерной графики (видеокарта) Palit GeForce GTX 1650 Super StormX OC 4 ГБ 128-битной GDDR6

Характеристики карты

Palit GeForce GTX 1650 Super StormX OC 4 ГБ 128-битной GDDR6
Параметр GeForce GTX 1650 Super
GPU Nvidia TU116
Интерфейс PCI Express x16
Частота работы GPU (ROPs), МГц 1530—1770(Boost, reference 1725)
Частота работы памяти (физическая (эффективная)), МГц 3000 (12000)
Ширина шины обмена с памятью, бит 128
Число вычислительных блоков в GPU 20
Число операций (ALU) в блоке 64
Суммарное количество блоков ALU 1280
Число блоков текстурирования (BLF/TLF/ANIS) 80
Число блоков растеризации (ROP) 32
Число блоков Ray Tracing
Число тензорных блоков
Размеры, мм 170×110×35
Количество слотов в системном блоке, занимаемые видеокартой 2
Цвет текстолита черный
Энергопотребление пиковое в 3D, Вт 102
Энергопотребление в режиме 2D, Вт 22
Энергопотребление в режиме «сна», Вт 11
Уровень шума в 3D (максимальная нагрузка), дБА 44,1
Уровень шума в 2D (просмотр видео), дБА 38,6
Уровень шума в 2D (в простое), дБА 38,6
Видеовыходы 1xDVI-D, 1×HDMI 2.0b, 1×DisplayPort 1.4
Поддержка многопроцессорной работы нет
Максимальное количество приемников/мониторов для одновременного вывода изображения 3
Питание: 8-контактные разъемы 0
Питание: 6-контактные разъемы 1
Максимальное разрешение/частота, Display Port 3840×2160@120 Гц (7680×4320@30 Гц)
Максимальное разрешение/частота, HDMI 3840×2160@60 Гц
Максимальное разрешение/частота, Dual-Link DVI 2560×1600@60 Гц (1920×1200@120 Гц)
Максимальное разрешение/частота, Single-Link DVI 1920×1200@60 Гц (1280×1024@85 Гц)
Розничные предложения

Память

Карта имеет 4 ГБ памяти GDDR6 SDRAM, размещенной в 4 микросхемах по 8 Гбит на лицевой стороне PCB. Микросхемы памяти Micron (GDDR6, MT61K256M32JE-14) рассчитаны на номинальную частоту работы в 3500 (14000) МГц (да, память стоит более быстрая, чем требуется). Расшифровщик кодов на упаковках FBGA находится здесь.

Особенности карты и сравнение с GeForce GTX 1650

Palit GeForce GTX 1650 Super StormX OC 4 ГБ Gigabyte GeForce GTX 1660
вид спереди
вид сзади

GTX 1650 Super основан на том же TU116, что и GTX 1660, поэтому мы и сравниваем плату с GTX 1660 (с картой Gigabyte, поскольку референс-образцов у нас не было). Разумеется, виден разный подход к разводке PCB. И что интересно: если в случае GTX 1660 разводка предусматривала монтаж 8 микросхем памяти (256-битная шина?), из которых фактически установлено всего 6 (получилась 192-битная шина обмена с памятью), то в случае GTX 1650 Super потенциально можно установить 6 микросхем памяти, но реально установлено 4 (де-факто 128-битная шина). Зачем такие сложности с разводкой — я так и не понял.

Схема питания ядра у карты Palit построена на базе 3-фазного преобразователя и управляется цифровым контроллером NCP45491 компании On Semiconductor. Используются традиционные «драйверные» сборки с мосфетами NCP302150 (токи до 45 А).

Схема питания микросхем памяти 1-фазная, ею управляет отдельный контроллер uP9519p производства uPI.

Таким образом, схема питания карты максимально простая, ведь потребление самого GPU незначительное, да и линейка, к которой относится данная карта, позиционируется как дешевая и без претензий на разгон. Частота работы GPU немного поднята (до 1770 МГц в бусте против референсных 1725 МГц), это не должно особо напрягать имеющуюся систему питания.

Управление работой карты обеспечивается с помощью фирменной утилиты Thunder Master.

Набор видеовыходов также прост: по 1 разъему современных стандартов (1 DVI, 1 DP и 1 HDMI). Подвод питания осуществляется через один 6-контактный разъем.

Карта поддерживает технологию Nvidia G-Sync.

Подсветки у карты нет.

Охлаждение и нагрев

Главной частью кулера карты Palit является небольшой пластинчатый радиатор из алюминия без тепловых трубок. Поверх установлен кожух с одним 100-миллиметровым вентилятором. Микросхемы памяти и силовые транзисторы не охлаждаются. С оборотной стороны карта открыта.

Мониторинг температурного режима с помощью MSI Afterburner (автор А. Николайчук AKA Unwinder):

После 6-часового прогона под нагрузкой максимальная температура ядра не превысила 62 градусов, что является хорошим результатом для видеокарт такого уровня.

Следует отметить, что из-за очень жесткого ограничения по питанию частота GPU практически не поднималась выше Boost-значений, что вообще-то нонсенс: обычно максимальные значения частот GPU сильно выше Boost.

Максимальный нагрев — в центральной области карты, вокруг некоторых микросхем памяти.

Шум

Методика измерения шума подразумевает, что помещение шумоизолировано и заглушено, снижены реверберации. Системный блок, в котором исследуется шум видеокарт, не имеет вентиляторов, не является источником механического шума. Фоновый уровень 18 дБА — это уровень шума в комнате и уровень шумов собственно шумомера. Измерения проводятся с расстояния 50 см от видеокарты на уровне системы охлаждения.

Режимы измерения:

  • Режим простоя в 2D: загружен интернет-браузер с сайтом iXBT.com, окно Microsoft Word, ряд интернет-коммуникаторов
  • Режим 2D с просмотром фильмов: используется SmoothVideo Project (SVP) — аппаратное декодирование со вставкой промежуточных кадров
  • Режим 3D с максимальной нагрузкой на ускоритель: используется тест FurMark

Оценка градаций уровня шума следующая:

  • менее 20 дБА: условно бесшумно
  • от 20 до 25 дБА: очень тихо
  • от 25 до 30 дБА: тихо
  • от 30 до 35 дБА: отчетливо слышно
  • от 35 до 40 дБА: громко, но терпимо
  • выше 40 дБА: очень громко

В режиме простоя в 2D температура была не выше 28 °C, вентилятор работал на неизвестной частоте (он не имеет тахометра) и производил очень много шума — 38,6 дБА.

При просмотре фильма с аппаратным декодированием ничего не менялось: температура ядра оставалась прежней, вентилятор работал примерно на тех же оборотах, уровень шума составил 38,8 дБА.

В режиме максимальной нагрузки в 3D температура достигала 62 °C. Вентилятор при этом явно повышал обороты, шум вырастал до 44,1 дБА.

В целом карта получилась весьма шумной, особенно это неприятно в простое и в 2D, когда GPU практически не греется и пользователь вправе ожидать тишины. То есть ее использовать в тихих небольших ПК (а судя по компактным размерам карты, она как раз и предназначена для небольших ПК) невозможно. Откровенно удивляют настройки работы вентилятора, «зашитые» в BIOS карты: в 2D-режиме можно было резко снижать обороты, температура в них крайне низкая. Да и в 3D-режиме вполне допустимо повышение температуры работы GPU до 70-72 °C, это позволило бы понизить частоту вращения вентилятора.

Комплект поставки и упаковка

Базовый комплект поставки серийной карты должен включать в себя руководство пользователя, носитель с драйверами и утилитами. Перед нами базовый комплект.

Синтетические тесты

Наш пакет синтетических тестов все еще в процессе становления, мы бы хотели добавить еще больше примеров с вычислениями (compute shaders), но с этим есть определенные сложности. В будущем мы постараемся расширить и улучшить набор синтетических тестов, и если у вас есть четкие и обоснованные предложения — пишите их в комментариях к статье или отправьте почтой.

Из ранее активно использовавшихся нами тестов RightMark3D мы оставили лишь несколько самых тяжелых вариантов. Остальные уже изрядно устарели и на столь мощных GPU упираются в различные ограничители, не загружают работой блоки графического процессора и не показывают истинную его производительность. А вот синтетические Feature-тесты из набора 3DMark Vantage мы пока что решили оставить в полном составе, так как заменить их попросту нечем, хотя и они уже устарели.

Из более-менее новых бенчмарков мы начали использовать несколько примеров, входящих в DirectX SDK и пакет SDK компании AMD (скомпилированные примеры применения D3D11 и D3D12), а также несколько тестов для измерения производительности трассировки лучей. В качестве полусинтетического теста у нас также используется и популярный 3DMark Time Spy, помогающий определить прирост от асинхронных вычислений.

Синтетические тесты проводились на следующих видеокартах:

  • GeForce GTX 1650 Super со стандартными параметрами (GTX 1650 Super)
  • GeForce GTX 1660 со стандартными параметрами (GTX 1660)
  • GeForce GTX 1650 со стандартными параметрами (GTX 1650)
  • Radeon RX 590 со стандартными параметрами (RX 590)
  • Radeon RX 580 со стандартными параметрами (RX 580)

Для анализа производительности новой видеокарты GeForce GTX 1650 Super мы взяли эти решения по следующим причинам. Естественно, что в первую очередь мы сравнили выпущенную недавно модель с GTX 1650 и GTX 1660, как самыми близкими по возможностям видеокартами из этого же семейства. Посмотрим, что дает «суперу» установка GDDR6-памяти и смена GPU с TU117 на TU116, а также поймем, насколько GTX 1660 на чуть менее урезанном чипе TU116 будет быстрее новинки.

В качестве соперников от компании AMD для GeForce GTX 1650 Super мы подобрали для сравнения две видеокарты моделей Radeon RX 590 и RX 580 на основе архитектуры Polaris. Они близки по цене к новинке Nvidia, но все же чуть дороже в версиях с 8 ГБ, а вот RX 580 4 ГБ очень близка по цене к GTX 1650 Super. Конечно, было бы куда интереснее сравнить рассматриваемую сегодня новинку с Radeon RX 5500, но ее еще нет в наличии.

 
Тесты Direct3D 10
 
Тесты из 3DMark Vantage
 
Тесты Direct3D 11
 
Тесты Direct3D 12
 
Вычислительные тесты

Игровые тесты

Конфигурация тестового стенда

  • Компьютер на базе процессора Intel Core i9-9900K (Socket LGA1151v2):
    • процессор Intel Core i9-9900K (разгон 5,0 ГГц по всем ядрам);
    • ЖСО Cougar Helor 240;
    • системная плата Gigabyte Z390 Aorus Xtreme на чипсете Intel Z390;
    • оперативная память 32 ГБ (4×8 ГБ) DDR4 Corsair UDIMM 3200 МГц (CMT32GX4M4C3200C14);
    • SSD Intel 760p NVMe 1 ТБ PCI-E;
    • жесткий диск Seagate Barracuda 7200.14 3 ТБ SATA600;
    • блок питания Corsair AX1600i (1600 Вт);
    • корпус AeroCool Tor Pro;
  • операционная система Windows 10 Pro 64-битная; DirectX 12 (v.1909);
  • телевизор LG 43UK6750 (43″ 4K HDR);
  • драйверы AMD версии 19.11.3;
  • драйверы Nvidia версии 441.41;
  • VSync отключен.

Список инструментов тестирования

Во всех играх использовалось максимальное качество графики в настройках.

  • Wolfenstein II: The New Colossus (Bethesda Softworks/MachineGames)
  • Tom Clancy’s The Division 2 (Massive Entertainment/Ubisoft)
  • Devil May Cry 5 (Capcom/Capcom)
  • Battlefield V (EA Digital Illusions CE/Electronic Arts)
  • Far Cry 5 (Ubisoft/Ubisoft)
  • Shadow of the Tomb Raider (Eidos Montreal/Square Enix), HDR включен
  • Metro Exodus (4A Games/Deep Silver/Epic Games)
  • Strange Brigade (Rebellion Developments/Rebellion Developments)

Результаты тестирования:

 
Wolfenstein II: The New Colossus
 
Tom Clancy’s The Division 2
 
Devil May Cry 5
 
Battlefield V
 
Far Cry 5
 
Shadow of the Tomb Raider
 
Metro Exodus
 
Strange Brigade

Рейтинг iXBT.com

Рейтинг ускорителей iXBT.com демонстрирует нам функциональность видеокарт друг относительно друга и нормирован по самому слабому ускорителю — Radeon RX 550 (то есть сочетание скорости и функций Radeon RX 550 приняты за 100%). Рейтинги ведутся по 28 ежемесячно исследуемым нами акселераторам в рамках проекта Лучшая видеокарта месяца. Из общего списка выбирается группа карт для анализа, куда входят GeForce GTX 1650 Super и его конкуренты.

Для расчета рейтинга полезности использованы розничные цены на начало декабря 2019 года.

Модель ускорителя Рейтинг iXBT.com Рейтинг полезности Цена, руб.
20 RX 580 8 ГБ, 1257—1340/8000 430 331 13 000
21 GTX 1650 Super 4 ГБ, 1530—1770/12000 420 347 12 100
22 GTX 1060 6 ГБ, 1507—1860/8000 370 308 12 000
23 RX 570 4 ГБ, 1168—1244/7000 310 292 10 600

GTX 1650 Super в исполнении Palit (а отличия этой карты от референсной крайне невелики: +45 МГц частоты GPU не даст прибавки производительности даже в 1%) выдает скорость примерно на уровне Radeon RX 580, причем небольшое отставание образовалось, фактически, только из-за наличия всего 4 ГБ памяти. Да, сегодня даже картам такого уровня 4 ГБ уже маловато, нужно хотя бы 6. Также GTX 1650 Super заметно обгоняет «старичка» GTX 1060 6 ГБ, окончательно отправляя того в нирвану.

Рейтинг полезности

Рейтинг полезности тех же карт получается, если показатели предыдущего рейтинга разделить на цены соответствующих ускорителей.

Модель ускорителя Рейтинг полезности Рейтинг iXBT.com Цена, руб.
03 GTX 1650 Super 4 ГБ, 1530—1770/12000 347 420 12 100
07 RX 580 8 ГБ, 1257—1340/8000 331 430 13 000
12 GTX 1060 6 ГБ, 1507—1860/8000 308 370 12 000
13 RX 570 4 ГБ, 1168—1244/7000 292 310 10 600

По цене на момент подготовки обзора GTX 1650 Super находился на уровне RX 580 8 ГБ, был даже чуть дешевле. Поэтому карта Palit легко обошла конкурентов, захватив лидерство в своей группе и получив третье место в общем рейтинге, что для нового продукта просто здорово! А ведь цены на GTX 1650 Super будут еще снижаться, чего уже не сказать о ценах конкурентов (им просто некуда падать). Есть шанс, что в очередном выпуске «Лучшей карты месяца» абсолютным лидером станет именно GTX 1650 Super.

Выводы

GeForce GTX 1650 Super предназначен для тех энтузиастов ПК-игр, которые планируют играть в разрешении ниже Full HD при использовании максимальных настроек качества (либо в Full HD, но со сниженными настройками). Подход Nvidia при создании GTX 1650 Super аналогичен тому, что компания делала при выпуске RTX 2070 Super: использовала урезанную версию GPU более высокого уровня TU104 (заблокировав еще пару мультипроцессоров SM), которая ранее применялась в RTX 2080. В случае же GTX 1650 Super взяли GPU от GTX 1660, также урезав ядро по набору исполнительных блоков и ограничив ширину шины обмена с памятью до 128 бит. За счет более мощного (даже в урезанном состоянии) графического процессора получился огромный прирост производительности относительно «простого» GTX 1650. Опять же, как и при выпуске предыдущих «суперов», про это прекрасно знали инженеры Nvidia, сознательно создав приличный разрыв в производительности между GTX 1650 и GTX 1660, чтобы затем использовать этот просвет для выпуска нового продукта. Все это говорит о хорошем планировании действий Nvidia при выпуске новых продуктов, когда еще при запуске новой линейки думают о последующих «рефрешах».

Очевидно, что GTX 1650 Super значительно быстрее, чем Radeon RX 570 (в среднем на 35%), и хотя тот на сегодня несколько дешевле, это не спасает ситуацию. Даже относительно Radeon RX 580 c 8 ГБ памяти GTX 1650 Super выступает очень неплохо, демонстрируя примерно равную производительность, но будучи дешевле уже на старте продаж.

Следует напомнить, что семейство GTX 16xx не поддерживает такие новые технологии семейства GeForce RTX, как трассировка лучей и «умный» DLSS на основе тензорных ядер, но при этом у архитектуры Turing есть и другие улучшения по сравнению с Pascal. Инженеры Nvidia серьезно переработали мультипроцессоры для повышения количества операций, выполняемых за каждый такт, заодно повысив и общую эффективность новых GPU. Важнейшим изменением стало появление выделенных блоков для исполнения целочисленных инструкций, которыми раньше занимались те же FP32-блоки. INT32-операции теперь выполняются параллельно с FP32, что повысило эффективность исполнения сложных программ, все чаще использующих целочисленные операции, хотя вычисления с плавающей запятой и остаются главными для GPU. В Turing появилась новая возможность выполнения операций с плавающей запятой пониженной точности с удвоенным темпом.

Еще раз хочется поблагодарить Nvidia за выпуск программы FrameView, которая не привязана ни к каким семействам карт, работает на любых видеоускорителях и обеспечивает наглядный мониторинг.

Благодарим компанию Palit Russia
и лично Алексея Чебатко
за предоставленную на тестирование видеокарту

10 декабря 2019 Г.

Справочник по ценам