Обзор нового видеоускорителя Nvidia GeForce GTX 1660 Super: когда более быстрая память приносит огромные дивиденды

Справочные материалы:

Теоретическая часть: особенности архитектуры

Сегодняшним анонсом компания Nvidia продолжает череду выпуска улучшенных модификаций видеокарт семейства Turing, и анонсированные новинки не стали для нас большой неожиданностью. Ведь что обычно заставляет выпускать новые модели? Ситуация на рынке, выпуск конкурентами более удачных и выгодных решений — именно тогда производителям приходится отвечать на них улучшением характеристик своих обновленных решений.

Примерно так получилось и в этот раз. AMD вроде бы анонсировала свои графические решения семейства Radeon RX 5500, но цен они пока не указали, да и продажи еще не начались. Однако Nvidia все же решила сразу ответить сопернику, выпустив свои примерные аналоги по производительности в виде двух новых моделей видеокарт: GeForce GTX 1660 Super и GeForce GTX 1650 Super. Подробно мы в этот раз рассмотрим только первую из них — младшая выйдет на рынок лишь в конце ноября.

Как и ранее выпущенные модели с приставкой Super, модифицированные GTX 1660 и GTX 1650 имеют улучшенные характеристики производительности, хотя используют тот же чип TU116, что и остальные решения семейства GeForce GTX 1660. Nvidia утверждает, что GeForce GTX 1660 Super в полтора раза быстрее весьма удачной для своего времени GeForce GTX 1060, а GeForce GTX 1650 Super получилась аж вдвое быстрее, чем GeForce GTX 1050.

Обе новинки относятся к семейству GeForce GTX 16, которое не имеет RT-ядер и тензорных ядер. Зато эти видеокарты специально созданы для достижения максимально возможной производительности и энергоэффективности в рамках запланированного транзисторного бюджета — для современных игр без трассировки лучей. Ну и в популярных многопользовательских проектах новинки способны обеспечить игрокам приличный прирост производительности, важный для повышения результативности в сетевых сражениях.

Так что обе новые видеокарты предлагают неплохое сочетание производительности и цены и должны стать одним из наиболее выгодных вариантов для модернизации игровых ПК с устаревшими видеокартами. Большое количество игроков до сих пор играют на видеокартах старше серии GeForce GTX 10, выпущенных много лет назад, и для них новые модели подойдут как нельзя лучше.

Так как рассматриваемая сегодня видеокарта компании Nvidia основана на графическом процессоре архитектуры Turing, имеющей очень много общего с предыдущими архитектурами Pascal и Volta, то перед прочтением материала мы советуем ознакомиться с нашими предыдущими статьями:

Графический ускоритель GeForce GTX 1660 Super
Кодовое имя чипа TU116
Технология производства 12 нм FinFET
Количество транзисторов 6,6 млрд
Площадь ядра 284 мм²
Архитектура унифицированная, с массивом процессоров для потоковой обработки любых видов данных: вершин, пикселей и др.
Аппаратная поддержка DirectX DirectX 12, с поддержкой уровня возможностей Feature Level 12_1
Шина памяти 192-битная: 6 независимых 32-битных контроллеров памяти с поддержкой памяти типов GDDR5 и GDDR6
Частота графического процессора 1530 (1785) МГц
Вычислительные блоки 22 (из 24 в чипе) потоковых мультипроцессора, включающих 1408 (из 1536) CUDA-ядер для целочисленных расчетов INT32 и вычислений с плавающей запятой FP16/FP32
Блоки текстурирования 88 (из 96) блоков текстурной адресации и фильтрации с поддержкой FP16/FP32-компонент и поддержкой трилинейной и анизотропной фильтрации для всех текстурных форматов
Блоки растровых операций (ROP) 6 широких блоков ROP (48 пикселей) с поддержкой различных режимов сглаживания, в том числе программируемых и при FP16/FP32-форматах буфера кадра
Поддержка мониторов поддержка подключения по интерфейсам HDMI 2.0b и DisplayPort 1.4a
Спецификации референсной видеокарты GeForce GTX 1660 Super
Частота ядра 1530 (1785) МГц
Количество универсальных процессоров 1408
Количество текстурных блоков 88
Количество блоков блендинга 48
Эффективная частота памяти 14 ГГц
Тип памяти GDDR6
Шина памяти 192 бит
Объем памяти 6 ГБ
Пропускная способность памяти 336 ГБ/с
Вычислительная производительность (FP16/FP32) 10,0/5,0 терафлопс
Теоретическая максимальная скорость закраски 86 гигапикселей/с
Теоретическая скорость выборки текстур 157 гигатекселей/с
Шина PCI Express 3.0
Разъемы в зависимости от видеокарты
Энергопотребление до 125 Вт
Дополнительное питание один 8-контактный разъем
Число слотов, занимаемых в системном корпусе 2
Рекомендуемая цена $229 (17 990 рублей)

GeForce GTX 1660 Super — это очередная улучшенная модель Nvidia, получившая приставку Super. Она немного ускорена по сравнению с «обычной» моделью с таким же индексом, но и GTX 1660 пока что остается в продаже. Семейство GeForce GTX 1660 теперь состоит из трех модификаций: новая GTX 1660 Super предлагает отличный баланс производительности и цены, тогда как GeForce GTX 1660 Ti имеет максимальную производительность, а GeForce GTX 1660 пока еще будет продаваться по меньшей цене по сравнению с новинкой — как наиболее доступный вариант GTX 1660.

GeForce GTX 1660 Super имеет рекомендованную цену в $229 — что на $10 выше выставленной на «обычную» модель на время ее анонса. Прямого конкурента из стана компании AMD на сегодняшний день найти не получится. Radeon RX 5500 еще не появилась в продаже (нам даже неизвестна ее цена), а самой близкой по цене и производительности является Radeon RX 590, которая с момента выхода заметно потеряла в розничной стоимости и продается несколько дешевле. Так что соперника с близкой ценой для новинки нет, но нам придется рассматривать в качестве таковой быстрейшую модель Radeon из семейства Polaris.

В GeForce GTX 1660 Super используется все та же 192-битная шина памяти, что и у старшего варианта, но вместо дешевой GDDR5 установлена более производительная и современная GDDR6-память. Объем видеопамяти остался неизменным — 6 ГБ, и в течение актуального жизненного цикла ускорителя для видеокарты уровня GTX 1660 Super этого будет вполне достаточно для разрешения Full HD.

По потреблению энергии новинка не сильно ушла от «обычной» модели на TU116 — она потребляет 125 Вт, это чуть-чуть больше, чем GTX 1660. Как и старшая и младшая модели, основная масса видеокарт GeForce GTX 1660 Super довольствуется одним 8-контактным разъемом дополнительного питания PCI Express, а количество и тип разъемов вывода информации на дисплеи зависит исключительно от конкретной карты. Сам же GPU поддерживает все те же разъемы и стандарты DVI, HDMI, DisplayPort и VirtualLink, что и более мощные решения семейства.

Как и другие модели на TU116, видеокарта GTX 1660 Super не имеет референсного варианта, и производители видеокарт делают собственные платы на основе внутреннего эталонного дизайна. Видеокарты этой модели доступны в рознице сразу со дня анонса, партнеры компании Nvidia выпустили сразу по несколько вариантов новых видеокарт, отличающихся дизайном платы, систем питания и охлаждения, а некоторые из них имеют фабричный разгон. Выпуск варианта Founders Edition самой Nvidia в этот раз не планируется.

Архитектурные особенности

Улучшенная GeForce GTX 1660 Super по своим характеристикам очень похожа на вышедшую ранее в этом же году простую GeForce GTX 1660. Обе они основаны на идентичном чипе семейства Turing, не имеющем аппаратной поддержки трассировки лучей и тензорных ядер для ускорения задач глубинного обучения. Зато этот графический процессор является одним из самых энергоэффективных решений в своем классе, да и в целом.

Чип TU116 в составе GeForce GTX 1660 Super включает 22 мультипроцессора SM, объединенных в три кластера GPC, и всего имеет 1408 вычислительных CUDA-ядер. Также в данной версии GPU содержится 88 текстурных модулей и 48 блоков ROP. Этого должно быть вполне достаточно для того, чтобы обеспечить отличную производительность в самых современных играх при разрешении Full HD.

Чтобы повысить привлекательность GeForce GTX 1660, в Nvidia решили выпустить супер-издание этой модели, которое имеет ровно такие же характеристики по количеству функциональных блоков и рабочие частоты, а единственным изменением стала установка высокопроизводительной памяти стандарта GDDR6, работающей на эффективной частоте в 14 ГГц, в отличие от сравнительно медленной GDDR5 у обычной GTX 1660. Подсистема памяти GTX 1660 Super содержит те же шесть 32-битных контроллеров памяти (всего 192-бит), к которым подключено 6 ГБ GDDR6-памяти.

Прирост пропускной способности видеопамяти составил 75% — от 192 ГБ/с у GTX 1660 до 336 ГБ/с у новой Super-модели. Вероятно, приросты скорости будут наблюдаться не во всех играх, но в большинстве современных проектов, так как многие из них упирались именно в пропускную способность памяти. И, благодаря увеличению ПСП, GeForce GTX 1660 Super показывает рост частоты кадров до 20%, по сравнению с GeForce GTX 1660. И чем современнее игра, тем сложнее графика, а значит и преимущество у Super будет больше.

Что касается тактовых частот графического процессора, то базовая частота новинки составляет 1530 МГц, а турбо-частота — 1785 МГц, что полностью соответствует частотам обычной модели без приставки Super. Как всегда для решений Nvidia, это не максимальная частота, а средняя для нескольких игр и приложений. Реальная частота в каждом случае будет отличаться, так как она зависит как от игры, так и от условий конкретной системы (питания, температура и т. п.).

В обзоре GeForce GTX 1660 Ti мы подробно писали об изменениях в TU116 и основных его возможностях. Чип по своим возможностям полностью соответствует старшим графическим процессорам семейства TU10x, кроме поддержки аппаратной трассировки лучей и ускорения задач глубокого обучения при помощи тензорных ядер. В архитектуре Turing инженеры компании Nvidia внедрили и множество других улучшений по сравнению с предыдущей архитектурой: одновременное исполнение операций с плавающей запятой FP32 и целочисленных INT32, значительно улучшенная система кэширования данных и несколько новых технологий рендеринга: программируемый конвейер обработки геометрии, переменная частота затенения, затенение в текстурном пространстве, улучшенная поддержка технологий DirectX 12, относящихся к уровню возможностей Feature Level 12_1.

По поводу всего того, что не связано с 3D-частью, в новой модификации видеокарты нет никаких изменений. В чипе все тот же обновленный блок вывода информации, поддерживающий дисплеи с высоким разрешением, HDR и высокой частотой обновления. Все платы GeForce RTX имеют порты DisplayPort 1.4a, позволяющие вывести информацию на 8K-монитор с частотой обновления 60 Гц с поддержкой технологии VESA Display Stream Compression (DSC) 1.2, обеспечивающей высокую степень сжатия.

Также все GPU семейства Turing содержат улучшенный кодировщик видеоданных NVEnc, добавляющий поддержку сжатия данных в формате H.265 (HEVC) при разрешении 8K и 30 FPS. Был обновлен и декодер видеоданных NVDec, получивший поддержку декодирования данных в формате HEVC YUV444 10-бит/12-бит HDR при 30 FPS, в формате H.264 при 8K-разрешении и в формате VP9 с 10-бит/12-бит данными. С другими возможностями семейства Turing вы можете познакомиться в большом обзоре GeForce RTX 2080 Ti.

Программные технологии и инициативы

При анонсах решений линейки, основанных на не самых новых GPU (с архитектурной точки зрения), особое внимание всегда уделяется программной части. В частности — различным улучшениям драйверов. Nvidia тут есть чем похвалиться, их драйверы имеют оптимизации под игры прямо со дня их выхода для более чем 30 проектов, вышедших за последние полгода.

Оптимизация под игры означает тесное сотрудничество Nvidia и игровых разработчиков, устранение различных ошибок, тонкую настройку и многочисленные улучшения производительности, поиск подходящих графических настроек и поддержку некоторых новых возможностей, доступных на видеокартах GeForce. Отметим улучшенную производительность — в некоторых играх прирост FPS после оптимизации достиг 30% (если сравнивать новый драйвер нового семейства 440 с апрельской версией 425.31).

Также появились новые возможности и по функциональности: стала доступной трассировка лучей на видеокартах линейки GeForce GTX, не имеющих аппаратных блоков для ускорения трассировки, в GeForce Experience появился постфильтр увеличения резкости (аналогичный решению конкурента), а в драйверах — целочисленное масштабирование разрешения, которое важно для некоторых старых игр с поддержкой низкого разрешения экрана. Добавлена и поддержка нескольких десятков новых моделей «G-Sync Compatible» мониторов.

Отдельно выделим новую возможность по совмещению режима с очень низкими задержками вывода на экран (Nvidia Ultra Low Latency — NULL) с G-Sync. Напомним, что режим NULL обеспечивает минимальные задержки, особенно важные при сетевых многопользовательских играх, и все это — при сохранении высокого качества изображения. Из действительно нового в этот раз — теперь этот режим поддерживает и G-Sync-мониторы, то есть к низким задержкам добавляется отсутствие артефактов типа разрыва изображения.

Ведь в чем заключается проблема подобных NULL алгоритмов — они действительно снижают задержки, но при этом остаются разрывы изображения от отключенной вертикальной синхронизации, а ее включение вызовет повышение задержек. Начиная с версии драйвера, который вышел вместе с GeForce GTX 1660 Super, поддерживается одновременная работа NULL и мониторов G-Sync, сочетающих их преимущества.

На диаграмме показана усредненная задержка времени от нажатия кнопки мыши до отображения соответствующего действия на мониторе на GTX 1660 Super в играх Rainbow Six, Apex Legends, Fortnite и Overwatch. То есть небольшое увеличение задержки при включении G-Sync в дополнение к NULL гарантирует отсутствие разрывов изображения на экране. Разницы в задержке между выключенным V-Sync и включенным G-Sync практически не остается, и игрок волен выбирать, что для него лучше подходит.

Также очень полезным дополнением является то, что в GeForce Experience была добавлена поддержка фильтров формата известной утилиты ReShade, служащей для изменения визуального стиля картинки — это постфильтры, накладываемые утилитой сверху на готовое изображение, полученное от игры.

С последней версией драйверов и утилиты GeForce Experience игроки смогут использовать сотни фильтров ReShade прямо в Freestyle и Ansel, что сильно упрощает процесс для пользователя. Ведь обычно ReShade устанавливается и встраивается отдельно для каждой игры, а поддержка ReShade-фильтров в GeForce Experience позволит с легкостью использовать их в более чем 650 играх при помощи Freestyle и Ansel.

Единственное, что нужно заметить — Nvidia ограничивает использование некоторых фильтров в киберспортивных многопользовательских играх. В таких играх при помощи Freestyle можно включить 14 оригинальных фильтров и более 30 фильтров ReShade, а в остальных количество доступных фильтров ReShade вырастает до более чем 70 штук.

Пользовательские фильтры ReShade недоступны для киберспортивных игр, но их можно применять во всех остальных. Ansel со специальной поддержкой разработчика игры, позволяет использовать все фильтры ReShade, а без такой поддержки можно включить более 30 фильтров.

Неудивительно, что Nvidia также захотела обновить и собственный фильтр улучшения резкости. Это очень важно в наше время, когда к изображению применяется множество постфильтров, включая методы полноэкранного сглаживания с использованием временной компоненты, которые порой излишне замыливают картинку. И как раз фильтр повышения резкости поможет избавиться от этого «мыла». Благо в варианте Nvidia он работает во всех играх, использующих версии DirectX от 9 до 12, а поддержка Vulkan и OpenGL игр ожидается в скором будущем.

С выходом GeForce GTX 1660 Super на рынок, компания решила перенести возможность для повышения резкости изображения в играх из внешней утилиты GeForce Experience прямо в панель управления Nvidia. И теперь постфильтр включается в настройках драйвера, вместе с другими параметрами. Это тот же постфильтр, что ранее был в составе Freestyle, он имеет пару дополнительных настроек.

Также поддерживается использование постфильтра резкости в игровых профилях, и для каждого из них можно выбрать собственные значения настроек. Предлагается и масштабирование разрешения на GPU, когда изображение отрисовывается в меньшем разрешении и увеличивается до выходного. При выборе настройки «GPU Upscaling» все разрешения ниже родного для вашего монитора будут масштабироваться графическим процессором.

Интересно, что семейство Turing имеет некоторое преимущество перед Pascal и в этом деле. Новые GPU поддерживают более качественный алгоритм масштабирования, по сравнению с простым билинейным в предыдущих GPU. Кроме всего этого, была повышена производительность постфильтра увеличения резкости, и при его включении она теперь снижается еще меньше, чем ранее.

Стриминг видео высокого качества

Представленная сегодня новинка обеспечивает высокую производительность и качество изображения при потоковой передаче видеоданных — захвате экрана для трансляции в интернете. Кодировщик NVEnc (Nvidia Encoder), встроенный во все GPU семейства Turing, начиная с GTX 1650 Super, обеспечивает чуть более высокую производительность при лучшем качестве видео по сравнению с программным кодером x264 при использовании профилей Very Fast и Fast.

Решения Nvidia поддерживают кодирование видео в форматах 4K при 60 FPS для H.264 и 8K при 30 FPS для H.265, они показывают хорошие результаты при сжатии видеороликов с мелкими деталями вроде текстовой информации и детальными текстурами, которые не теряют качества в движении. Подобное качество видеосжатия можно достичь и без кодировщика в GPU, при использовании мощных многоядерных CPU, но с ними есть свои проблемы.

Использование части ресурсов CPU для кодирования видео может привести к их нехватке для игровой логики и рендеринга, что вызовет неприятные рывки частоты кадров и дискомфорт, ведь загрузка процессора при кодировании видео того же качества будет заметно более высокой. Nvidia сравнивает качество их видеокодировщика с программным кодированием на дополнительном ПК, занимающимся исключительно захватом и сжатием видеопотока с профилем x264 Medium.

Кодер NVEnc во всех чипах Turing работает на 15% эффективнее (обеспечивает меньший битрейт при том же качестве) при сжатии в формате H.264 и на 25% — для формата H.265. Для этого используются многочисленные референсные кадры, которые кодировщик использует вместо просто предыдущих кадров. Также новый кодер включает оптимизации параметров кодирования RDO (Rate Distortion Optimization), при которых используются вектора движения для минимизации искажений. RDO позволяет эффективнее сжимать видеопоток, получая повышение качества при снижении нагрузки.

Решение с двумя ПК приводит к необходимости лишних финансовых затрат и сложностей с конфигурированием и поддержкой подобных систем. Чтобы достичь такого же результата по качеству, достаточно мощностей одного GPU семейства Turing, начиная с GeForce GTX 1650 Super. Для этих аппаратных возможностей графических процессоров компании есть программная поддержка в самых популярных пакетах ПО для стриминга: Open Broadcaster Software (OBS) и XSplit.

Пакет OBS используется сейчас большинством стримеров, и Nvidia работает с разработчиками этого ПО для улучшения качества картинки. Версии OBS, начиная с 23.0, имеют поддержку Nvidia Video Codec SDK, тогда как предыдущие использовали недостаточно эффективный FFMPEG. Новый подход позволяет захватывать и кодировать кадры прямо внутри GPU, не используя оперативную память ПК в качестве посредника, что увеличивает производительность. Также Nvidia Video Codec SDK позволяет регулировать качество кодирования при помощи задания дополнительных параметров.

Предварительная оценка производительности

В линейке GTX 1660 теперь есть целых три модификации, отличающиеся как по количеству функциональных блоков, так и по их частоте и типу видеопамяти. Попробуем наглядно оценить разницу между разными моделями видеокарт на основе графического процессора TU116, добавив к ним одну из моделей прошлого поколения, схожей по рыночному позиционированию:

Видно, что если по сравнению с «обычным» GeForce GTX 1660 новый «супер» и не показывает огромного прироста (разница между ними, в основном, заключается в типе и частоте работы микросхем видеопамяти), то GTX 1060 из предыдущего поколения даже по теоретическим показателям прилично проигрывает новинке, особенно по ПСП.

Но благодаря повышенной эффективности нового TU116, по данным компании Nvidia, в играх при Full HD-разрешении GTX 1660 Super оказывается до полутора раз быстрее своего предшественника из семейства Pascal, да и над обычным вариантом GTX 1660 преимущество бывает довольно существенным — все же ПСП много значит для современных игр:

К слову, примерно то же самое касается и GTX 1650 Super, которая выйдет 22 ноября и будет отличаться GDDR6-памятью, работающей на частоте в 12 ГГц. И даже более того, ее преимущество над GTX 1050 в тех же играх зачастую достигает двукратного (по данным Nvidia, мы пока не тестировали эту модель).

И чем новее игра, тем больший прирост получают новые видеокарты семейства GTX 1600 с приставкой Super. Так, если GTX 1660 Super обгоняет GTX 1060 с 6 ГБ памяти в старых играх (The Division, Doom 4, Battlefield 1 и других) лишь на 30%-35%, то в таких проектах, как Control, Call of Duty: Modern Warfare, The Division 2 и других (см. изображение ниже) разница достигает уже 40%-50%!

В общем, новая модель GeForce GTX 1660 Super предназначена для среднего ценового сегмента и нацелена на игры в разрешении Full HD. В этом разрешении новинка должна обеспечить отличную производительность во всех современных играх при высоких или даже максимальных настройках, в том числе и с включенным полноэкранным сглаживанием. Super-модель опережает обычную GTX 1660 за счет быстрой работы с видеопамятью, а GTX 1060 из прошлого поколения заметно уступает ей по эффективности.

Особенности видеокарты Nvidia GeForce GTX 1660 Super

Сведения о производителе: Компания Nvidia Corporation (торговая марка Nvidia) основана в 1993 году в США. Штаб-квартира в Санта-Кларе (Калифорния). Разрабатывает графические процессоры, технологии. До 1999 года основной маркой была Riva (Riva 128/TNT/TNT2), с 1999 года и по настоящее время — GeForce. В 2000 году были приобретены активы 3dfx Interactive, после чего торговые марки 3dfx/Voodoo перешли к Nvidia. Своего производства нет. Общая численность сотрудников (включая региональные офисы) — около 5000 человек .

Объект исследования: ускоритель трехмерной графики (видеокарты) MSI GeForce GTX 1660 Super Ventus XS OC Edition 6 ГБ 192-битной GDDR6

Характеристики карты

MSI GeForce GTX 1660 Super Ventus XS OC Edition 6 ГБ 192-битной GDDR6
Параметр GeForce GTX 1660 Super
GPU Nvidia TU116
Интерфейс PCI Express x16
Частота работы GPU (ROPs), МГц 1530—1785(Boost)—1965(Max)
Частота работы памяти (физическая (эффективная)), МГц 3500 (14000)
Ширина шины обмена с памятью, бит 192
Число вычислительных блоков в GPU 22
Число операций (ALU) в блоке 64
Суммарное количество блоков ALU 1408
Число блоков текстурирования (BLF/TLF/ANIS) 88
Число блоков растеризации (ROP) 48
Число блоков Ray Tracing
Число тензорных блоков
Размеры, мм 220×100×36
Количество слотов в системном блоке, занимаемые видеокартой 2
Цвет текстолита черный
Энергопотребление пиковое в 3D, Вт 122
Энергопотребление в режиме 2D, Вт 26
Энергопотребление в режиме «сна», Вт 11
Уровень шума в 3D (максимальная нагрузка), дБА 34,5
Уровень шума в 2D (просмотр видео), дБА 25,4
Уровень шума в 2D (в простое), дБА 25,4
Видеовыходы 1×HDMI 2.0b, 3×DisplayPort 1.4
Поддержка многопроцессорной работы нет
Максимальное количество приемников/мониторов для одновременного вывода изображения 4
Питание: 8-контактные разъемы 1
Питание: 6-контактные разъемы 0
Максимальное разрешение/частота, Display Port 3840×2160@120 Гц (7680×4320@30 Гц)
Максимальное разрешение/частота, HDMI 3840×2160@60 Гц
Максимальное разрешение/частота, Dual-Link DVI 2560×1600@60 Гц (1920×1200@120 Гц)
Максимальное разрешение/частота, Single-Link DVI 1920×1200@60 Гц (1280×1024@85 Гц)
Средняя цена карты на момент написания обзора рекомендованная: 17 990 рублей

Память

Карта имеет 6 ГБ памяти GDDR6 SDRAM, размещенной в 6 микросхемах по 8 Гбит на лицевой стороне PCB. Микросхемы памяти Micron (GDDR6, MT61K256M32JE-14) рассчитаны на номинальную частоту работы в 3500 (14000) МГц. Расшифровщик кодов на упаковках FBGA находится здесь.

Особенности карты и сравнение с GeForce GTX 1660

MSI GeForce GTX 1660 Super Ventus XS OC Edition 6 ГБ Gigabyte GeForce GTX 1660
вид спереди
вид сзади

GTX 1660 Super основан на том же TU116, что и GTX 1660, поэтому мы и сравниваем плату с GTX 1660 (с картой Gigabyte, поскольку референс-образцов не было). В целом мы видим, что определенная схожесть разводки имеется, это прежде всего касается размещения микросхем памяти.

А вот конвертеры питания у карт совсем разные — впрочем, причиной является не возросшие потребности GTX 1660 Super в сравнении с GTX 1660, а просто разный подход производителей карт.

Схема питания ядра у карты MSI построена на базе 4-фазного преобразователя и управляется цифровым контроллером uP9512 производства uPI, а схема питания микросхем памяти уже имеет 2-фазную структуру, и ею управляет отдельный контроллер uP1666Q.

Набор видеовыходов стандартно-современный (3 DP и 1 HDMI). Подвод питания осуществляется через один 8-контактный разъем.

Карта поддерживает технологию Nvidia G-Sync.

Подсветки у карты нет.

Охлаждение и нагрев

Главной частью кулера карты MSI является пластинчатый радиатор из алюминиевого сплава, который зигзагом пересекает тепловая трубка. Поверх установлен кожух с двумя вентиляторами, работающими на одинаковой частоте вращения. Микросхемы памяти охлаждаются вместе с GPU, а силовые транзисторы имеют свой небольшой радиатор. С оборотной стороны карта прикрывается специальной пластиной, которая обеспечивает только жесткость и защиту печатной платы.

Мониторинг температурного режима с помощью MSI Afterburner (автор А. Николайчук AKA Unwinder):

После 6-часового прогона под нагрузкой максимальная температура ядра не превысила 67 градусов, что является хорошим результатом для видеокарт такого уровня.

Максимальный нагрев — в центральной области карты: вокруг GPU и около силовых преобразователей.

Шум

Методика измерения шума подразумевает, что помещение шумоизолировано и заглушено, снижены реверберации. Системный блок, в котором исследуется шум видеокарт, не имеет вентиляторов, не является источником механического шума. Фоновый уровень 18 дБА — это уровень шума в комнате и уровень шумов собственно шумомера. Измерения проводятся с расстояния 50 см от видеокарты на уровне системы охлаждения.

Режимы измерения:

  • Режим простоя в 2D: загружен интернет-браузер с сайтом iXBT.com, окно Microsoft Word, ряд интернет-коммуникаторов
  • Режим 2D с просмотром фильмов: используется SmoothVideo Project (SVP) — аппаратное декодирование со вставкой промежуточных кадров
  • Режим 3D с максимальной нагрузкой на ускоритель: используется тест FurMark

Оценка градаций уровня шума следующая:

  • менее 20 дБА: условно бесшумно
  • от 20 до 25 дБА: очень тихо
  • от 25 до 30 дБА: тихо
  • от 30 до 35 дБА: отчетливо слышно
  • от 35 до 40 дБА: громко, но терпимо
  • выше 40 дБА: очень громко

В режиме простоя в 2D температура была не выше 32 °C, вентиляторы работали на частоте 1500 оборотов в минуту. Шум составлял 25,4 дБА.

При просмотре фильма с аппаратным декодированием ничего не менялось: температура ядра оставалась прежней, вентиляторы работали на тех же оборотах, шум сохранялся на уровне 25,4 дБА.

В режиме максимальной нагрузки в 3D температура достигала 67 °C. Вентиляторы при этом раскручивались до 1937 оборотов в минуту, шум вырастал до 34,5 дБА. Так что шум различим, какие-то пользователи смогут с ним мириться, а кому-то покажется шумновато.

Комплект поставки и упаковка

Базовый комплект поставки серийной карты должен включать в себя руководство пользователя, носитель с драйверами и утилитами. Перед нами базовый комплект.

Синтетические тесты

Наш пакет синтетических тестов все еще в процессе становления, мы бы хотели добавить еще больше примеров с вычислениями (compute shaders), но с этим есть определенные сложности. В будущем мы постараемся расширить и улучшить набор синтетических тестов, и если у вас есть четкие и обоснованные предложения — пишите их в комментариях к статье или отправьте почтой.

Из ранее активно использовавшихся нами тестов RightMark3D мы оставили лишь несколько самых тяжелых вариантов. Остальные уже изрядно устарели и на столь мощных GPU упираются в различные ограничители, не загружают работой блоки графического процессора и не показывают истинную его производительность. А вот синтетические Feature-тесты из набора 3DMark Vantage мы пока что решили оставить в полном составе, так как заменить их попросту нечем, хотя и они уже устарели.

Из более-менее новых бенчмарков мы начали использовать несколько примеров, входящих в DirectX SDK и пакет SDK компании AMD (скомпилированные примеры применения D3D11 и D3D12), а также несколько тестов для измерения производительности трассировки лучей. В качестве полусинтетического теста у нас также используется и популярный 3DMark Time Spy, помогающий определить прирост от асинхронных вычислений.

Синтетические тесты проводились на следующих видеокартах:

  • GeForce GTX 1660 Super со стандартными параметрами (GTX 1660 Super)
  • GeForce GTX 1660 Ti со стандартными параметрами (GTX 1660 Ti)
  • GeForce GTX 1660 со стандартными параметрами (GTX 1660)
  • Radeon RX 590 со стандартными параметрами (RX 590)
  • Radeon RX 580 со стандартными параметрами (RX 580)

Для анализа производительности новой видеокарты GeForce GTX 1660 мы взяли эти решения по следующим причинам. Естественно, что в первую очередь мы сравнили анонсированную модель с GTX 1660 Ti и GTX 1660, как самыми близкими по возможностям видеокартами из того же подсемейства. Посмотрим, что дает «суперу» установка GDDR6-памяти, а также поймем, насколько GTX 1660 Ti на полноценном чипе TU116 быстрее новинки.

В качестве соперников из стана компании AMD для GeForce GTX 1660 Super в нашем сравнении выступили две видеокарты моделей Radeon RX 590 и RX 580 на архитектуре Polaris. Обе они дешевле новинки Nvidia, и значит, что это сравнение будет условным. Старшее решение архитектуры Polaris продается чуть дешевле, а младшее — значительно дешевле. Конечно, было бы куда интереснее сравнить рассматриваемую сегодня новинку с Radeon RX 5500, но у нас ее до сих пор нет.

 
Тесты Direct3D 10
 
Тесты из 3DMark Vantage
 
Тесты Direct3D 11
 
Тесты Direct3D 12
 
Вычислительные тесты

Игровые тесты

Конфигурация тестового стенда

  • Компьютер на базе процессора Intel Core i9-9900K (Socket LGA1151v2):
    • процессор Intel Core i9-9900K (разгон 5,0 ГГц по всем ядрам);
    • ЖСО Corsair H115i RGB Platinum 280;
    • системная плата Gigabyte Z390 Aorus Xtreme на чипсете Intel Z390;
    • оперативная память 32 ГБ (4×8 ГБ) DDR4 Corsair UDIMM 3200 МГц (CMT32GX4M4C3200C14);
    • SSD Intel 760p NVMe 1 ТБ PCI-E;
    • жесткий диск Seagate Barracuda 7200.14 3 ТБ SATA600;
    • блок питания Corsair AX1600i (1600 Вт);
    • корпус Thermaltake Versa J24;
  • операционная система Windows 10 Pro 64-битная; DirectX 12 (v.1903);
  • телевизор LG 43UK6750 (43″ 4K HDR);
  • драйверы AMD версии 19.10.2;
  • драйверы Nvidia версии 440.97/441.07;
  • VSync отключен.

Список инструментов тестирования

Во всех играх использовалось максимальное качество графики в настройках.

  • Wolfenstein II: The New Colossus (Bethesda Softworks/MachineGames)
  • Tom Clancy’s The Division 2 (Massive Entertainment/Ubisoft)
  • Devil May Cry 5 (Capcom/Capcom)
  • Battlefield V (EA Digital Illusions CE/Electronic Arts)
  • Far Cry 5 (Ubisoft/Ubisoft)
  • Shadow of the Tomb Raider (Eidos Montreal/Square Enix), HDR включен
  • Metro Exodus (4A Games/Deep Silver/Epic Games)
  • Strange Brigade (Rebellion Developments/Rebellion Developments)

Результаты тестирования:

 
Wolfenstein II: The New Colossus
 
Tom Clancy’s The Division 2
 
Devil May Cry 5
 
Battlefield V
 
Far Cry 5
 
Shadow of the Tomb Raider
 
Metro Exodus
 
Strange Brigade

Рейтинг iXBT.com

Рейтинг ускорителей iXBT.com демонстрирует нам функциональность видеокарт друг относительно друга и нормирован по самому слабому ускорителю — Radeon RX 550 (то есть сочетание скорости и функций Radeon RX 550 приняты за 100%). Рейтинги ведутся по 28 ежемесячно исследуемым нами акселераторам в рамках проекта Лучшая видеокарта месяца. Из общего списка выбирается группа карт для анализа, куда входят GeForce GTX 1660 Super и его конкуренты.

Для расчета рейтинга полезности использованы розничные цены на конец октября 2019 года.

Модель ускорителя Рейтинг iXBT.com Рейтинг полезности Цена, руб.
15 GTX 1660 Ti 6 ГБ, 1500—1965/12000 590 333 17 700
16 GTX 1070 8 ГБ, 1507—1797/8000 550 253 21 700
17 GTX 1660 Super 6 ГБ, 1530—1965/14000 540 318 17 000
18 RX 590 8 ГБ, 1469—1545/8000 480 316 15 200
19 GTX 1660 6 ГБ, 1530—1960/8000 480 338 14 200

GeForce GTX 1660 Super логично занял промежуточную позицию между GTX 1660 и GTX 1660 Ti, находясь ближе к первому и лишь чуть-чуть отставая от GTX 1070 (собственно, GTX 1070 потерял актуальность уже после выхода GTX 1660 Ti). Также мы видим, что GTX 1660 Super обошел своего конкурента из стана AMD — Radeon RX 590. Впрочем, это конкурент условный, так как средняя цена на RX 590 сейчас уже опустилась ниже 16 000 рублей. Однако другого нет: следующий за RX 590 ускоритель Radeon RX 5700 намного дороже, и он является соперником даже не GTX 1660 Ti, а RTX 2060.

Рейтинг полезности

Рейтинг полезности тех же карт получается, если показатели предыдущего рейтинга разделить на цены соответствующих ускорителей.

Модель ускорителя Рейтинг полезности Рейтинг iXBT.com Цена, руб.
02 GTX 1660 6 ГБ, 1530—1960/8000 338 480 14 200
03 GTX 1660 Ti 6 ГБ, 1500—1965/12000 333 590 17 700
08 GTX 1660 Super 6 ГБ, 1530—1965/14000 318 540 17 000
09 RX 590 8 ГБ, 1469—1545/8000 316 480 15 200
19 GTX 1070 8 ГБ, 1507—1797/8000 253 550 21 700

Несмотря на рекомендованную Nvidia розничную цену в 17 990 рублей, мы взяли в качестве условной цены для GTX 1660 Super 17 000, учитывая тот факт, что сейчас GTX 1660 Ti в среднем стоят 17 700 рублей (можно найти и дешевле), а также то, что выпуск GTX 1660 Super (по словам Nvidia) нацелен на замену простых GTX 1660 (их уже прекратили выпускать, дальше будут распродаваться складские остатки). Да, возможно, мы чрезмерно оптимистичны, но в любом случае в обзорах серийных видеокарт на базе GTX 1660 Super мы будем видеть реальные цены, и выводы автоматически скорректируются.

Выводы

Ранее мы писали, что выпуск в линейке видеоускорителей RTX 2xxx новых моделей с приставкой Super преследует цель улучшить соотношение производительности и цены. По идее, это должно быть справедливо и в случае GTX 16xx, однако, к сожалению, выставленные Nvidia рекомендованные цены явно не способствуют этим целям. Фактически GTX 1660 Ti уже дешевле, чем должен быть GTX 1660 Super, и это без учета аппетитов нашей алчной торговли — мы уверены, что на первом этапе в рознице GTX 1660 Super действительно будет дороже, чем GTX 1660 Ti, хотя последний быстрее. Надеемся, что рынок скорректирует эту ситуацию до нормальной.

GeForce GTX 1660 Super предназначен для тех энтузиастов ПК-игр, которые планируют играть в разрешении Full HD при использовании максимальных настроек качества. Подход Nvidia при создании GTX 1660 Super несколько отличается от виденного нами ранее в случае моделей семейства 20xx Super. Ранее при создании версий Super компания использовала полную версию тех же GPU (разблокировав еще пару мультипроцессоров SM), плюс инженеры немного повышали частоту работы GPU и видеопамяти. Здесь же (в случае GTX 1660 Super) ограничились заменой типа памяти. И огромный прирост производительности относительно простого GTX 1660 достигается исключительно за счет резкого роста ПСП (до 336 ГБ/с против 192 ГБ/с у GTX 1660). Это говорит о том, что у GTX 1660 общая производительность чрезмерно упиралась в частоту работы памяти и ее ПСП, то есть GPU зачастую работал вхолостую, ожидая относительно медленную локальную видеопамять. Наверняка про это прекрасно знали инженеры Nvidia, сознательно замедлив GTX 1660, чтобы обеспечить большой разрыв между ним и GTX 1660 Ti. Как и в случае с RTX 20xx Super, все это говорит о хорошем планировании действий Nvidia при выпуске новых продуктов, когда еще при запуске новой линейки думают о последующих «рефрешах».

Очевидно, что GTX 1660 Super прилично быстрее конкурента в лице Radeon RX 590 (в среднем на 14%), однако последний на сегодня несколько дешевле. И как показали наши расчеты, чтобы опережать конкурентов по соотношению производительности и цены, карты на основе GTX 1660 Super должны быть дешевле 17 000 рублей (на момент публикации данного материала).

Конечно, семейство GTX 16xx не поддерживает такие новые технологии семейства GeForce RTX, как трассировка лучей и «умный» DLSS на основе тензорных ядер. Однако у архитектуры Turing есть и другие улучшения по сравнению с Pascal. Инженеры Nvidia серьезно переработали мультипроцессоры для повышения количества операций, выполняемых за каждый такт, заодно повысив и общую эффективность новых GPU. Важнейшим изменением стало появление выделенных блоков для исполнения целочисленных инструкций, которыми раньше занимались те же FP32-блоки. INT32-операции теперь выполняются параллельно с FP32, что повысило эффективность исполнения сложных программ, все чаще использующих целочисленные операции, хотя вычисления с плавающей запятой и остаются главными для GPU. В Turing появилась новая возможность выполнения операций с плавающей запятой пониженной точности с удвоенным темпом.

По карте MSI, на примере которой мы изучали GTX 1660 Super, можем добавить следующее. MSI GeForce GTX 1660 Super Ventus XS OC Edition имеет эффективную, но шумноватую систему охлаждения и компактные габариты, занимая 2 слота в системном блоке (повышенный шум — расплата за размеры). Впрочем, как мы уже говорили, после массового распространения трехслотовых видеокарт понятие «стандартные габариты 3D-ускорителей», наверное, модифицировалось, и сегодня 2-слотовые видеокарты воспринимаются как изящные :)

Еще раз хочется поблагодарить Nvidia за выпуск программы FrameView, которая не привязана ни к каким семействам карт, работает на любых видеоускорителях и обеспечивает наглядный мониторинг.

Благодарим компанию Nvidia Russia
и лично Ирину Шеховцову

за предоставленную на тестирование видеокарту

29 октября 2019 Г.