Кинотеатральный 4К SXRD-проектор
Sony VPL-VW1000ES


Можно выделить несколько поворотных моментов, произошедших в направлении домашнего кинотеатра за последние десятилетия. Это переход от стереозвука (а скорее, моно) и VHS к многоканальному звуку и DVD, сопровождавшийся увеличением разрешения до стандартного (480/576 строк), появление дисков Blu-ray и соответствующее увеличение разрешения изображения до Full HD, распространение стереоскопического видео, а сейчас мы наблюдаем следующий этап развития — внедрение разрешения 4К. Под разрешением 4К подразумевается разрешение порядка 4000 пикселей по длинной стороне. Все перечисленные этапы эволюции имеют одно направление — увеличение реалистичности. Текущий переход к 4К позволит увеличить поле зрение по горизонтали до 60° с сохранением детализации, соответствующей зрению человека, так как типичная четкость зрения равна примерно 60 пикселей на градус. Пионером внедрения 4К в домашнем кинотеатре можно считать компанию Sony, которая первой вывела на потребительский рынок проектор с разрешением 4096 на 2160 пикселей.

Содержание:

Паспортные характеристики, комплект поставки и цена

Паспортные характеристики
Технология проецирования SXRD
Матрица 0,74″ (18,8 мм), 3 панели
Разрешение матрицы 4096×2160
Объектив зум 2,1x, F2,9—3,9, f = 21,3—46,2 мм
Лампа 330 Вт UHP
Срок службы лампы 2000 ч; в режиме пониженной яркости — 2500 ч
Световой поток 2000 лм
Контрастность 1 000 000:1 (full on/full off, динамическая)
Размер проецируемого изображения, диагональ, 1,90:1 (в скобках — расстояние до экрана при крайних значениях зума) 2,03 м (2,23—4,90 м)
5,08 м (5,7—12,36 м)
Интерфейсы
  • Видеовход, компонентный Y/Cb/Cr(Y/Pb/Pr), 3 RCA
  • Видеовход, VGA, Mini-D-sub 15 pin
  • Видеовход, HDMI (1.4, RGB- и Y/Cb/Cr(Y/Pb/Pr)-сигналы, поддержка CEC, x.v.Color, Deep Colour), 2 шт.
  • Дистанционное управление, RS-232C, Mini-D-sub 9 pin (f), загрузка кривых гамма-коррекции и др.
  • Триггерный, гнездо миниджек 3,5 мм, 12 В (нагрузка до 100 мА), управление экраном или анаморфотным объективом, 2 шт.
  • Вход для внешнего ИК-приемника, гнездо миниджек 3,5 мм
  • Выход для внешнего излучателя 3D-синхронизации, RJ45, 12 В, 30 мА
  • Сетевой интерфейс, 10Base-T/100Base-TX, RJ45, дистанционное управление и т. д.
Форматы входного сигнала компонентные аналоговые видеосигналы Y/Cb/Cr(Y/Pb/Pr): 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i
аналоговые RGB-сигналы: VGA—WXGA: 640×480—1280×768 (отчет MonInfo)
цифровые сигналы (HDMI): 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i, 1080p@24/50/60 Гц, 3840×2160@24/25/30 Гц, 4096×2160@24 Гц, 640×480—1920×1080 (отчет MonInfo)
Уровень шума 29 дБ; в режиме пониженной яркости — 22 дБ
Особенности
  • Масштабирование до 4К по алгоритму Reality Creation
  • Поддержка стереоскопического режима совместно с затворными очками
  • Преобразование 2D в 3D
  • Технологии Motion Enhancer и Film Projection
  • 120-герцовый 12-битный драйвер панелей
  • Сдвиг объектива ±31% по горизонтали и ±80% по вертикали
  • Электромеханические приводы сдвига, трансфокатора, фокусировки и шторки объектива
  • Память настроек проекции
  • Отсутствует воздушный фильтр
Размеры (Ш×В×Г) 520×208×640 мм
Масса Прибл. 20 кг
Потребляемая мощность (220—240 В) 460 Вт; в режиме пониженной яркости — 370 Вт; 3,9 или 0,4 Вт в ждущем режиме
Напряжение питания 100—240 В, 50/60 Гц
Комплект поставки
  • Проектор
  • Кабель питания (евровилка)
  • Фиксатор вилки кабеля питания
  • Крышка отсека розетки кабеля питания
  • ИК-пульт ДУ и два элемента питания АА для него
  • Очки TDG-PJ1 и мягкий чехол, 2 комплекта
  • Блок питания с USB-выходом (100—240 В, 50/60 Гц на 5 В, 1500 мА) и сетевой кабель к нему
  • Кабель — вилка USB типа A на вилку Micro-USB (1,2 м)
  • Руководство пользователя
  • Гарантийный талон
  • CD-ROM c ImageDirector3
Ссылка на сайт производителя www.sony.ru
Средняя текущая цена (количество предложений) в московской рознице (рублевый эквивалент — во всплывающей подсказке) $28122(2)

Проектор Sony VPL-VW1000ES, комплект поставки

Внешний вид

Проектор Sony VPL-VW1000ES, внешний вид

Проектор имеет габариты и вес заметно превышающие типичные для топовых домашних проекторов значения. Дизайн корпуса строгий и симметричный относительно продольной плоскости. Цвет корпуса — черный. Верхняя панель, плавно переходящая в боковые поверхности, имеет очень необычное покрытие — матовое, крупнозернистое и с мелкими блестками, на ощупь оно напоминает крупную наждачную бумагу. Фронтальная панель изготовлена из пластика с зеркально-гладкой и неустойчивой к появлению царапин поверхностью.

Проектор Sony VPL-VW1000ES, лицевая поверхность

Выглядит передняя панель черной и непрозрачной. На самом деле она прозрачная, но для ИК-излучения, что позволило разработчикам скрытно разместить ИК-излучатели синхросигнала за панелью справа (если смотреть на экран) от объектива. Задняя панель частично с зеркально-гладкой и неустойчивой к появлению царапин поверхностью, но вентиляционная решетка, занимающая большую часть задней панели матовая.

Проектор Sony VPL-VW1000ES, задняя поверхность

Днище также из пластика и тоже матовое. На верхней панели расположены логотип и ближе к задней части — крышка отсека лампы. На стыке верхней и передней панелей справа от объектива находятся два индикатора состояния. Кнопки управления, включая пятипозиционный джойстик в виде кубика, помещены на нижний край правой боковой поверхности ближе к переднему краю проектора. Еще ниже фактически на уступе днища находятся интерфейсные разъемы.

Проектор Sony VPL-VW1000ES, правая поверхность

Проектор Sony VPL-VW1000ES, кнопки управления

При настольном размещении подключаться к этим разъемам очень неудобно, зато при потолочном размещении отходящие кабели будут заслонены корпусом проектора, а значит, кабельная крышка в принципе не понадобится. Разъем питания также расположен на уступе днища в заднем левом углу. К проектору прилагается специальный фиксатор кабеля питания и декоративная крышечка, закрывающая отсек разъема питания. ИК-приемников два — спереди (за передней панелью) и сзади (круглое окошечко справа вверху). Проектор оснащен двумя передними вывинчивающимися из корпуса (примерно на 20 мм, стальные стойки) ножками, позволяющими устранить небольшой перекос и/или немного приподнять переднюю часть проектора при его размещении на горизонтальной поверхности. Для крепления к потолочному кронштейну в днище проектора вделаны 3 металлические втулки с резьбой. Воздух для охлаждения внутренностей забирается через решетку вокруг объектива и через многочисленные решетки на днище, а выдувается назад через решетку на задней панели. Отметим, что тип используемых матриц позволил создать герметичную оптическую систему и отказаться от использования воздушного фильтра.

Пульт

Проектор Sony VPL-VW1000ES, пульт ДУ

Пульт изготовлен из пластика с матовым черным покрытием. Дизайн выполнен в фирменном стиле, включая продольную ребристость на нижней поверхности. По бокам — вставки из пластика с серебристым покрытием. Пульт удобно лежит в руке. Самые нужные кнопки, включая группу с навигационным кольцом в центре и три кнопки-качалки, легко находятся на ощупь. Есть достаточно яркая синяя светодиодная подсветка всех кнопок, кроме трех в первом ряду, которые фосфоресцируют. Включается подсветка кнопкой LIGHT.

Проектор Sony VPL-VW1000ES, пульт ДУ      Проектор Sony VPL-VW1000ES, подсветка пульта ДУ

Коммутация

Проектор Sony VPL-VW1000ES, интерфейсы

Видеовходов четыре — два аналоговых и парочка HDMI. Переключение между источниками осуществляется перебором всех с помощью кнопки INPUT на корпусе проектора или на пульте. При этом если включена функция автопоиска, то проектор автоматически пропускает неактивные входы. Экран с электромеханическим приводом и привод анаморфотного объектива-насадки можно подключать к выходам TRIGGER 1/2. Режим работы этих выходов устанавливается в меню. Третье гнездо миниджек предназначено для подключения внешнего ИК-приемника. Заявлена поддержка управления по HDMI — проектор может автоматически включаться при включении (запуске на воспроизведение) подключенного по HDMI-оборудования, наоборот, выключать подключенное оборудование при выключении (наш старенький Blu-ray-плеер Sony BDP-S300, к сожалению, не поддерживается). Штатное предназначение интерфейса RS-232C — это загрузка пользовательских кривых гамма-коррекции с помощью программы ImageDirector3 (CD-ROM с ней входит в комплект поставки). Разъемов RJ45 два, один предназначен для подключения к сети передачи данных, второй — для подключения внешнего излучателя сигналов синхронизации затворных очков. Смысл в том, что пользователь может использовать доступные сетевые кабели и разъемы для подключения опционального излучателя TMR-PJ1. Заметим, что внешний излучатель понадобится только в том случае, если по каким-то причинам встроенные излучатели синхросигнала, расположенные рядом с объективом, не справляются со своей работой. Цитата из руководства ниже перечисляет, для чего можно использовать сетевое подключение:

  • Проверка текущего статуса проектора через веб-браузер.
  • Дистанционное управление проектором через веб-браузер.
  • Получение по электронной почте отчетов о работе проектора.
  • Выбор сетевых установок для работы проектора.
  • Использование поддержки сетевого мониторинга и протокола управления (Advertisement, PJ Talk, AMX DDDP [Dynamic Device Discovery Protocol]).

Проектор Sony VPL-VW1000ES, меню

Заметим, что, судя по всему, сетевой интерфейс можно использовать и для редактирования кривых гамма-коррекции с помощью программы ImageDirector3.

Меню и локализация

Дизайн меню строгий, цветовое оформление — черно-белое, не сбивающее цветовое восприятие. Шрифт меню ровный, читаемость хорошая. Навигация удобная и экономная. При настройке параметров, влияющих на изображение, на экран выводится минимум информации — только список режимов или ползунки, что облегчает настройку картинки. В нижней строчке выводится подсказка по функциям кнопок. Есть русская версия меню, перевод адекватный, разве что сокращений многовато.

Проектор Sony VPL-VW1000ES, меню

К проектору прилагается напечатанное подробное руководство пользователя на русском языке. Качество перевода высокое. К сожалению, на сайте компании нельзя найти ни русскую, ни английскую версию руководства (только на французском, испанском, немецком и итальянском). Также заметим, что направление проекторов относится к профессиональному отделению компании, поэтому, хотя данный проектор позиционируется для использования дома, информацию о нем можно найти в «профессиональном» разделе сайта.

Управление проекцией

При включении проектора раздается негромкое жужжание — это раздвигаются шторки, защищающие объектив от пыли. Механизмы фокусировки и трансфокатора оснащены электромеханическими приводами. Также с помощью электромоторов регулируется вертикальный и горизонтальный сдвиг объектива (до 80% от высоты проекции вверх и вниз по вертикали и до 31% от ширины проекции вправо и влево относительно центрального положения). Граница допустимого положения объектива представляет собой ромб, т. е. при сдвиге по горизонтали диапазон сдвига по вертикали уменьшается и наоборот. В меню включается предохранительная блокировка от случайного изменения этих настроек. При регулировке оптики автоматически выводится тестовый шаблон, но такое поведение можно отключить, а настройку проводить, используя текущую картинку. В памяти можно сохранить до пяти сочетаний настроек объектива.

Проектор Sony VPL-VW1000ES, меню

Есть функция ручной цифровой коррекции вертикальных трапецеидальных искажений. Объектив имеет сложную конструкцию и очень высокое качество изготовления. Так как перепады температуры могут ухудшать оптические свойства объектива, конструкция проектора предусматривает фронтальный забор воздуха и принудительное охлаждение объектива, чтобы он оставался примерно при комнатной температуре. Казалось бы, такое течение воздуха должно способствовать ускоренному загрязнению объектива пылью, однако вентиляционная решетка вокруг объектива направляет поток так, что траектория пылинок резко уходит в стороны при приближении к фронтальной линзе объектива. Жесткие тесты производителя это подтверждают:

Проектор Sony VPL-VW1000ES, жесткие тесты производителя

Режимов геометрической трансформации 6:

Проектор Sony VPL-VW1000ES, меню

Нормальный — изображение без искажений увеличивается до ближайшей границы экрана, оптимально для просмотра фильмов в их исходном формате без какой-либо образки, Растяжение — картинка увеличивается и растягивается до соотношения 16:9, идеально для анаморфированных фильмов, Раст. по вер. — изотропное увеличение до ширины экрана, подходит для формата LetterBox и просмотра широкоформатного изображения (2,35:1) без обрезки при использовании опционального анаморфотного объектива-насадки (в меню выбирается соотношение этой насадки — 1,24 или 1,32), Сжатие — для просмотра форматов 4:3 и 16:9 с не убираемым анаморфотным объективом-насадкой. Еще два режима — Увелич. 1.85:1 и Увелич. 2.35:1 предназначены для просмотра фильмов соответствующих форматов с минимальными по ширине черными полосами по бокам (для фильмов 1,85:1) или сверху и снизу (для 2,35:1). Доступность и работа режимов трансформации зависят от типа текущего сигнала и подключения.

Отметим, что матрицы проектора имеют разрешение 4096 на 2160 пикселей, что дает соотношение сторон проекции порядка 1,90:1 — значение между 16:9 и 2,35:1. В итоге в случае фильмов 1,85:1 и 2,35:1 можно задействовать бо́льшую площадь проекции, чем в случае разрешения 3840×2160 (удвоенного Full HD).

Есть функция обрезки краев картинки Изобр. вне экр. с небольшим увеличением изображения. Дополнительно функция Гашение позволяет избирательно подрезать (без увеличения) область проекции по четырем сторонам.

Функция Вырав. панели отвечает за глобальное и локальное выравнивание панелей, проецирующих красный, зеленый и синий цвета. При настройке принудительно выводится шаблон-сетка. Выравнивание производится программным способом (сдвигаются сигналы соответствующих цветов), поэтому особой пользы от данной функции нет (если только не сбито заводское выравнивание панелей).

В меню выбирается тип проекции (фронтальная / на просвет, обычное / потолочное крепление). Проектор среднефокусный при минимальном фокусном расстоянии объектива, а при максимальном фокусном расстоянии — длиннофокусный, поэтому при фронтальном проецировании его лучше располагать примерно на линии первого ряда зрителей или за ней.

Настройка изображения

Настройку изображения лучше начать с выбора одного из предустановленных профилей,

Проектор Sony VPL-VW1000ES, меню

а затем уже, если что-то не устраивает, вносить свои коррективы. Пользовательские изменения запоминаются для каждого профиля, видеовхода и для некоторых групп видеосигналов. Настроек много и их набор типичен для кинотеатральных проекторов этой компании, впрочем, стоит отметить, что тонких настроек цветового баланса не так уж и много.

Проектор Sony VPL-VW1000ES, меню

Проектор Sony VPL-VW1000ES, меню

Проектор Sony VPL-VW1000ES, меню

Проектор Sony VPL-VW1000ES, меню

Новшествами являются функции Естест. изображ. — продвинутая интерполяция с двумя регулируемыми параметрами

Проектор Sony VPL-VW1000ES, меню

и Плавный переход — уменьшение заметности градиентов.

Дополнительные возможности

Можно включить функцию автоматического перехода в режим с низким потреблением энергии (с выключенной лампой) после 10 минут отсутствия сигнала.

Измерение яркостных характеристик

Измерение светового потока, контрастности и равномерности освещения проводились по методике ANSI подробно описанной тут.

Для корректного сравнения данного проектора с другими, имеющими фиксированное положение объектива, измерения проводились при сдвиге объектива примерно на 50% (низ изображения находился примерно на оси объектива). Результаты измерений для проектора Sony VPL-VW1000ES (если не указано обратное, то выбран профиль Образец, диафрагма максимально открыта, включен режим высокой яркости и объектив установлен на минимальное фокусное расстояние):

РежимСветовой поток
1933 лм
Режим пониженной яркости 1395 лм
Диафрагма Полная авто 1890 лм
Диафрагма Огранич. авто 1385 лм
Профиль Кинофильм 1 910 лм
Равномерность
+19%, −34%
Контрастность
604:1

Максимальный световой поток практически равен паспортному значению (заявлено 2000 лм). Равномерность белого поля приемлемая. Контрастность очень высокая. Также мы измерили контрастность, измеряя освещенность в центре экрана для белого и черного поля, т. н. контрастность full on/full off.

Режим Контрастность full on/full off
13 350:1
Диафрагма Полная авто 375 000:1
Диафрагма Огранич. авто 350 000:1
Профиль Кинофильм 1 8680:1
Максимальное фокусное расстояние 14 500:1

Нативная (т. е. с отключенной динамической диафрагмой) контрастность full on/full off очень высокая. При всем старании для динамической контрастности у нас не получилось заявленных 1 000 000:1, но при таких значениях нативной контрастности включать динамическую подстройку диафрагмы и так не имеет никакого смысла.

В двух режимах работы динамической диафрагмы скорость одинаковая, но диапазон различается, что демонстрируют нижеприведенные графики изменения яркости при переключении с черного поля на белое после 5 секунд проекции черного поля для двух режимов. Для наглядности графики сглажены.

Проектор Sony VPL-VW1000ES, динамическая регулировка диафрагмы

Подстройка плавная, но небыстрая, что, в принципе, снижает пользу от режимов с динамической диафрагмой, но повторимся, никакой необходимости включать эти режимы нет, так как контрастность и так очень высокая.

Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) при отключенной дополнительной коррекции гамма-кривой. В этом тесте обнаружилась некоторая особенность: при HDMI-подключении к компьютеру в режиме RGB фактический диапазон оказался равен 18—204 вместо положенных 0—255, и настройка, которая должна переключать динамический диапазон, свою задачу не выполняла. Надеемся, что эта особенность будет исправлена в следующих версиях прошивки проектора, а пока мы приводим графики кривых гамма-коррекции для диапазона 18—204. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами:

Проектор Sony VPL-VW1000ES, дифференциальная гамма-кривая

Тенденция роста прироста яркости сохраняется во всем диапазоне, и каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего. Аппроксимация полученной гамма-кривой дала значение показателя 2,23, что близко к стандартному значению 2,2. При этом реальная гамма-кривая практически совпала с показательной функцией:

Проектор Sony VPL-VW1000ES, гамма-кривая

В режиме высокой яркости потребление электроэнергии составило 442 Вт, в режиме пониженной яркости — 369 Вт, в режиме ожидания — 0,8 Вт.

Звуковые характеристики

Внимание! Приведенные значения уровня звукового давления от системы охлаждения получены по нашей методике, и их нельзя напрямую сравнивать с паспортными данными проектора.

Режим Уровень шума, дБА Субъективная оценка
Высокой яркости 31,5 Очень тихо
Пониженной яркости 26,9 Очень тихо

В режиме пониженной яркости проектор очень тихий. При увеличении яркости лампы уровень шума повышается незначительно. Характер шума ровный и неутомительный. Динамическая диафрагма работает очень тихо, фактически ее слышно, только если прижаться ухом к корпусу проектора.

Тестирование видеотракта

VGA-подключение

При VGA-подключении разрешение 1920 на 1080 пикселей не поддерживается. В режиме 1280 на 768 все нормально, его-то и можно использовать для игр или для просмотра фильмов. Оттенки на шкале серого различаются от 0 до 255 с шагом через 1.

DVI-подключение

При подключении к DVI-выходу видеокарты компьютера (с помощью кабеля-переходника с HDMI на DVI) поддерживаются режимы вплоть до 1920 на 1080 пикселей включительно при 60 Гц кадровой частоты.

HDMI-подключение

При HDMI-подключении можно установить режим, соответствующий разрешению проектора — 4096 на 2160 пикселей. При таком разрешении поддерживается 24 кадр/с и 8 бит на цвет при кодировании цвета RGB/YUV 4:4:4 или 10 бит на цвет при кодировании YUV 4:2:2. Для тестирования в наивысшем разрешении мы использовали видеокарту серии AMD Radeon HD 7870. К сожалению, производительность нашего компьютера не позволила насладиться фильмами в разрешении 4К (получалось в лучшем случае 20 дерганных кадров в секунду), поэтому тестирование в наивысшем разрешении проводилось в статичном режиме. Белое поле выглядит равномерно освещенным и не имеет цветовых разводов. Черное поле равномерное, бликов и цветных разводов нет. Геометрия практически идеальная — прогиб верхнего края проекции внутрь при сдвиге вверх на 50% не превышает 2-3 миллиметров на почти 2 м ширины. Четкость очень высокая, но тонкие цветные линии толщиной в один пиксель выводятся с небольшой потерей цветовой четкости. Хроматические аберрации незначительны на всей площади проекции, фокусировка идеальная. Высококачественный объектив проектора полностью соответствует разрешению 4К, и у него явно есть некоторый запас по оптическому разрешению. Темная граница между пикселями едва заметна. Стоп-кадры из качественных роликов с 4К-разрешением выглядят потрясающе, то же можно сказать и о качестве воспроизведения 4К-роликов с нормальной частотой кадров, которое мы оценили на ряде демонстраций проектора Sony VPL-VW1000ES с источниками 4К-видео. Отметим, что в режиме 4К количество доступных настроек и функций заметно сокращается.

HDMI-подключение к бытовому плееру тестировалось при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. Поддерживаются режимы 480i, 480p, 576i, 576p, 720p, 1080i и 1080p@24/50/60 Гц. Картинка четкая, цвета правильные, оверскан отключается, есть реальная поддержка режима 1080p при 24 кадр/с — кадры выводятся с одинаковой длительностью. Тонкие градации оттенков различаются как в тенях, так и в светах. Яркостная и цветовая четкости всегда очень высокие.

Работа с источником компонентного аналогового видеосигнала

Качество компонентного интерфейса хорошее, впрочем, яркостная и цветовая четкости немного ниже, чем в принципе они могли бы быть при соответствующих типах видеосигналов. Четкость изображения соответствует типу сигнала. Тестовые таблицы с градиентами цветов и со шкалой серого не выявили каких-либо артефактов изображения. Слабые градации оттенков в тенях и на светлых участках изображения хорошо различаются. Цветовой баланс правильный.

Функции обработки видеосигнала

В случае чересстрочных сигналов прогрессивное преобразование выполняется очень корректно — по возможности кадры восстанавливаются из полей, артефактов практически нет. Для чересстрочных видеосигналов выполняется сглаживание зубчатых границ двигающихся объектов. Функции шумоподавления работают достаточно эффективно и неагрессивно, не доводя процесс улучшения картинки до появления артефактов.

В данном проекторе есть две функции, благодаря которым повышается четкость в движении, — вставка черного кадра и вставка промежуточного кадра. Вторая функция также повышает и плавность движения. Заметим, что обе эти функции могут работать одновременно. Вставка промежуточного кадра доступна для ряда 3D-режимов (для 1080p/24 кадр/с) и не доступна при разрешении сигнала 4К. Вставка черного кадра доступна во всех режимах, кроме 3D. За вставку черного кадра отвечает функция Проекц. Кино. При включении этой функции четкость движения несколько увеличивается, но появляется мерцание и заметно снижается яркость (уменьшается до 70% от исходной). Функция вставки промежуточных кадров в русском варианте меню называется Улучш. движ. При ее включении плавность движения и четкость объектов в движении возрастают, картинка становится приятнее для глаз (при исходных 60 кадр/с частота кадров увеличивается до 120 кадр/с, при исходных 24 кадр/с — до 96 кадр/с). Артефакты по краям двигающихся объектов встречаются, но в глаза не бросаются. Разумеется, наибольший эффект достигается при выводе оригинальных 24 кадр/с. При изменении уровня от Низкий до Высокий возрастает скорость движения в кадре, для которого выполняется интерполяции. Качество работы этой функции очень высокое. Единственный замеченный недостаток заключается в том, что при очень быстром и сложном движении заднего фона объекты на переднем плане и сам фон немного «подрагивают». Впрочем, видели мы эти артефакты только на паре фрагментов из фильма Аватар в режиме Высокий, вставка кадров на фрагментах других фильмов работала практически идеально.

Одной из самых важных и нужных для этого проектора является функция Естест. изображ. (в английском варианте ее название более благозвучно — Reality Creation), которая отвечает за интеллектуальное повышение четкости исходного сигнала, чье разрешение ниже 4К. Проблема в том, что у владельца 4К-проектора на настоящий момент не так уж и много возможностей посмотреть видео в этом сверхвысоком разрешении. Дело даже не в источнике видеосигнала, так как за относительно небольшие деньги можно собрать персональный компьютер, способный воспроизводить 4К-видео (также, 4К-видео, видимо, будет поддерживаться в PlayStation 4, и его поддержка может появиться в PlayStation 3), а в том, что обычному пользователю фильмы в таком высоком разрешении практически недоступны. Поэтому какое-то время на домашних 4К-проекторах и телевизорах будут смотреть обычные Blu-ray с контентом Full HD. Разумеется, от простого повышения разрешения есть положительный эффект даже при Full HD-источнике, так как, например, уменьшается заметность пикселей, но этого мало для обоснования рациональности использования дорогого 4К-проектора. Поэтому в компании Sony разработали специальный алгоритм обработки исходного Full HD-изображения с целью преобразования его к разрешению 4К с максимальным воссозданием всех деталей. Алгоритм адаптивный, он включает в себя анализ изображения и сравнение каких-то его параметров с базой данных, созданной на основе многочисленных сравнений исходных изображений различного типа в высоком разрешении с тем, что получается при уменьшении разрешения.

Проектор Sony VPL-VW1000ES, Reality Creation

Подробности алгоритма не раскрываются. Представители Sony отмечают, что для достижения высокого качества преобразования необходимо, чтобы в изображении с разрешением Full HD сохранилось как можно больше «высокочастотной информации», то есть чтобы детализация была максимальной. Это можно получить, если материал был снят на цифровую камеру с 4К-разрешением или кинопленка (желательно 70 мм) была отсканирована с разрешением 4К или 8К, а затем полученный материал был переведен в разрешение Full HD. При соблюдении этих условий на 4К-проекторах и телевизорах Sony даже в случае источника Full HD можно получить изображение, по четкости сравнимое с реальным 4К-изображением.

Демонстрацию работы функции Reality Creation мы приведем на примере фрагмента кадра из фильма Аватар:

Проектор Sony VPL-VW1000ES, Reality Creation
Reality Creation выключена

Проектор Sony VPL-VW1000ES, Reality Creation
Reality Creation включена

Щелкнув на эти фрагменты, можно загрузить фрагменты побольше. Видно, что Reality Creation существенно улучшила изображение. Впрочем, эффективность работы этой функции действительно зависит от исходного материала. Например, в случае Blu-ray Аватар Reality Creation на динамических сценах слегка искажала изображение, поэтому этот фильм лучше смотрелся в исходном Full HD с простой интерполяцией до 4К. Тогда как Казино Рояль от включения Reality Creation заметно выигрывал, а Как приручить дракона в режиме Reality Creation по ощущениям смотрелся как фильм с истинным 4К-разрешением.

Определение времени отклика и задержки вывода

Из-за модуляции света точно рассчитать времена отклика не представляется возможным. Например, время отклика черный-белый-черный равно 1,97 мс (0,69 вкл. и 1,28 выкл.), но можно ли его считать именно таким, неизвестно. На графике ниже приведены фрагменты зависимости яркости от времени в обычном 2D-режиме для белого и трех основных цветов (для наглядности фрагменты расположены друг за другом без соблюдения синхронизации во времени):

Проектор Sony VPL-VW1000ES, гамма-кривая

Видно, что для трех цветов различается форма огибающей и частота, то есть существует некоторое разделение интенсивности цветов во времени. Потенциально это может приводить к некоторым артефактам, заметным в динамике.

Задержка вывода изображения (функция вставки кадров не включена) относительно ЭЛТ-монитора составила около 33,5 мс при VGA-подключении (разрешение 1280 на 768 пикселей), и 60 мс при HDMI(DVI)-подключении (проектор как первичный монитор). Во втором случае задержка может ощущаться в динамичных играх. При включении функции вставки промежуточных кадров задержка увеличивается до 87,7 мс (HDMI(DVI)-подключение). По данным производителя для 4К-видеосигнала задержка равна 42 мс (мы проверить не могли, так как нет ЭЛТ-мониторов с поддержкой такого разрешения). Также по данным производителя в случае сигнала Full HD задержка равна 63 мс (при отключенной вставке кадров), что согласуется с полученными нами результатами.

Оценка качества цветопередачи

Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр X-Rite ColorMunki Design и комплект программ Argyll CMS (1.3.4).

Цветовой охват зависит от значения настройки Цвет. прост-во.

Проектор Sony VPL-VW1000ES, меню

При DCI охват максимальный, при Adobe RGB охват немного меньше реального Adobe RGB, при BT.709 охват в точности равен sRGB:

Проектор Sony VPL-VW1000ES, цветовой охват
DCI

Проектор Sony VPL-VW1000ES, цветовой охват
Adobe RGB

Проектор Sony VPL-VW1000ES, цветовой охват
BT.709

Ниже приведены спектры для белого поля (белая линия), наложенные на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов) при Цвет. прост-во. = DCI, Adobe RGB и при BT.709:

Проектор Sony VPL-VW1000ES, спектры
DCI

Проектор Sony VPL-VW1000ES, спектры
Adobe RGB

Проектор Sony VPL-VW1000ES, спектры
BT.709

Видно, что компоненты хорошо разделены, а для приведения охвата к стандарту sRGB выполняется перекрестное подмешивание компонент. В режимах с широким охватом в работу включается специальный оптический фильтр, который еще больше разделяет компоненты (но и немного уменьшает световой поток), так достигается широкий охват в DCI, а в режиме Adobe RGB охват немного уменьшается с помощью небольшого перекрестного подмешивания компонент.

Цветопередача ближе всего к стандартной в случае профиля Кинофильм 1:

Проектор Sony VPL-VW1000ES, цветовая температура

Проектор Sony VPL-VW1000ES, ΔE

Впрочем, в любом случае в этом и в других протестированных нами профилях вариация цветовой температуры на различных участках шкалы серого и отклонения от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) небольшие, а смещение этих характеристик обеспечивает целенаправленное изменение цветопередачи. Заметим, что близкий к черному диапазон можно не учитывать, так как в нем цветопередача не так важна, а погрешность измерения цветовых характеристик высокая.

Тестирование в стереоскопическом режиме

Для создания стереоскопического изображения применяется метод чередования полных кадров. Проектор последовательно выводит кадры для правого и левого глаза, а активные очки синхронно с кадрами перекрывают глаза, оставляя открытым тот, для которого предназначен выводимый в данный момент кадр.

В комплект поставки этого проектора входят две пары очков TDG-PJ1. Очки имеют элегантный дизайн, их комфортно носить даже с корректирующими очками, угол обзора в них достаточно большой, очки охватывают голову гибкими дужками и подходят для небольших и больших голов. Правда, по современным мерками очки немного тяжеловаты — 59 г. К очкам прилагается мягкий чехол, предназначенный для хранения очков. Работают очки от встроенного аккумулятора. На полную зарядку нужно 30 мин, а от одной зарядки очки работают 30 часов. 3 минуты подзарядки обеспечивают 3 часа работы (данные производителя). Для зарядки используется кабель (1,2 м) с разъемами Micro-USB и USB типа A. Первый разъем подключается к разъему на очках под заглушкой, второй — к БП или порту на компьютере. При работе очки не заряжаются. В комплект поставки проектора входит небольшой БП с розеткой USB, предназначенный для зарядки очков. Синхронизируются очки по ИК-сигналу от проектора, приемник расположен по центру между стеклами. Включаются очки кнопочкой сверху, выключаются — через несколько минут отсутствия приема синхросигнала.

Излучатель синхросигнала встроен в проектор, он обеспечивает синхронизацию очков при сумме расстояний от проектора до экрана и от экрана до очков равной максимум 13 м. При необходимости можно докупить внешний излучатель TMR-PJ1, который подключается к проектору посредством витой пары с разъемами RJ45. Производитель указывает, что длина кабеля может доходить до 15 м, а излучатель обеспечивает работу очков на дистанциях от 1 до 9 м.

Проектор поддерживает три способа приема стереопары упакованные кадры, когда передаются два полных кадра (разрешением до 1920 на 1080 пикселей каждый) для обоих глаз, и два совмещенных формата: по горизонтали (в правой половине кадра ужатый в два раза по горизонтали кадр для одного глаза, в левой половине — для второго), и по вертикали (похоже на предыдущий, только кадры для глаз размещаются в нижней и верхней половине кадра). В режиме Авто способ передачи определяется автоматически по признакам, передаваемым по HDMI. Разумеется, независимо от того, как проектор принимает стереопару, изображение в 3D-режиме выводится всегда в последовательном режиме — кадр для одного глаза, затем кадр для другого глаза. Также есть режим автоматического преобразования обычной «плоской» картинки в стереоскопическую, этот режим мы не тестировали. Заметим, что в стереоскопических режимах 1080p при 24 кадр/с можно включить функцию вставки промежуточных кадров и функцию интеллектуального масштабирования до 4К-разрешения Reality Creation. В настройках стереоскопического режима есть параметр (Яркость 3D-очков), который управляет длительностью периода (две ступени), когда один ракурс демонстрируется пользователю.

Тестирование стереоскопического режима упакованные кадры мы проводили с помощью Blu-ray-плеера Panasonic DMP-BDT320. Тестирование показало, что отличное качество стереоизображения достигается даже без уменьшения интервала ракурса. Вставка кадров работает, эффект от Reality Creation есть, прочем зависимость от качества и типа видеоматериала сохраняется — в некоторых случаях вставку кадров лучше оставить на первой ступени скорости, а Reality Creation отключить.

Для тестирования эффективности разделения для глаз мы вывели три тестовых изображения с черным прямоугольником на белом фоне, с белым прямоугольником на черном фоне и со светло-серым прямоугольником на темно-сером фоне. В стереопарах прямоугольники были смещены относительно друг друга, поэтому при просмотре через очки при 100%-ном разделении можно было бы видеть только один прямоугольник. Фотографии ниже сделаны через очки при сигнале 60 кадр/с, при этом экспозиция подбиралась так, чтобы белое поле на фотографиях было максимально ярким, но еще не пересвеченным. Параметр Яркость 3D-очков установлен на высокое и стандартное значение:

Высокое:
Проектор Sony VPL-VW1000ES, тест разделения стереопар

Проектор Sony VPL-VW1000ES, тест разделения стереопар

Проектор Sony VPL-VW1000ES, тест разделения стереопар

Стандартное:
Проектор Sony VPL-VW1000ES, тест разделения стереопар

Проектор Sony VPL-VW1000ES, тест разделения стереопар

Проектор Sony VPL-VW1000ES, тест разделения стереопар

Видно, что разделение белого на черном и черного на белом отличное в любом случае, разделение серого на сером чуть хуже (второй прямоугольник можно заметить, не приглядываясь) и не зависит от значения Яркость 3D-очков.

Измерения яркости через очки позволили определить, насколько уменьшается яркость в стереоскопическом режиме относительно яркости белого поля в 2D-режиме.

Яркость 3D-очков Относительная яркость белого поля при регистрации через одно стекло очков, % Максимально возможная воспринимаемая относительная яркость белого поля в стереоскопическом режиме, %
Выс. 6,2 12,4
Станд. 4,7 9,4

Данные, приведенные в последней колонке, нуждаются в комментариях. Нужно учесть, что воспринимаемая яркость изображения не уменьшается при закрытии одного глаза, а измерения проводились только через одно стекло. В итоге, для оценки максимально возможной воспринимаемой яркости в стереоскопическом режиме нужно данные первой колонки умножить на 2. Результат этого действия и приведен в последней колонке.

В стереоскопическом режиме на экране с диагональю порядка 2 м никакого недостатка яркости не ощущается. Заметим, что производитель рекомендует использовать в 2D-режиме экран с диагональю до 200 дюймов, в 3D — до 150 дюймов.

Высокое качество разделения ракурсов достигнуто за счет того, что в Sony VPL-VW1000ES используются матрицы со способом управления, отличным от используемого в предыдущих моделях Sony с поддержкой стереоскопического изображения. В данном проекторе во время формирования изображения панели не пропускают свет, изображение проецируется только тогда, когда кадр полностью сформирован. Этот прием позволяет оставлять затворы очков открытыми длительное время, поэтому скорость переключения затворов очков уже не влияет на яркость или на величину перекрестных помех. Схема ниже поясняет принцип:

Проектор Sony VPL-VW1000ES, схема режима 3D

На графике ниже приведены зависимости яркости от времени белого поля в 2D-режиме (2D), белого поля в 3D-режиме при Яркость 3D-очков Выс. и Станд. (3D (выс.) и 3D (станд.), а также белого поля в 3D-режиме через очки при Яркость 3D-очков Выс. и Станд. (3D (выс.) через очки и 3D (станд.) через очки (совмещение по временной шкале приблизительное):

Проектор Sony VPL-VW1000ES, зависимости яркости от времени

Видно, что между ракурсами есть темновой промежуток даже при регистрации не через очки, и в режиме Станд. темновой промежуток чуть больше. Качество разделения в обоих режимах очень высокое, так как длительности темнового промежутка, когда предыдущий ракурс уже не проецируется, а следующий еще не начал, даже в режиме высокой яркости уже достаточно для срабатывания затворов очков.

Выводы

Надо отдать должное компании Sony, которая не побоялась вывести на потребительский рынок проектор с разрешением 4К в тот момент, когда конечному пользователю еще фактически недоступны источники и, самое главное, контент с таким разрешением. Впрочем, кто-то должен быть локомотивом прогресса. Также есть надежда, что в рамках существующей инфраструктуры получится сделать 4К-видео более доступным. В частности, на одну сторону диска Blu-ray в принципе может поместиться умеренно сжатый и не очень длинный фильм в разрешении 4К. Дело за разработкой и принятием нового стандарта, и, как можно было видеть на примере дисков Blu-ray 3D, эти этапы могут занимать не так уж и много времени. Однако даже без источника 4К-видео проектор Sony VPL-VW1000ES способен радовать своего владельца картинкой, близкой по качеству к реальному 4К, что обеспечивается продвинутым алгоритмом масштабирования. Правда, пересчитанное 4К-видео тем больше напоминает реальное, чем лучше качество исходного Full HD-видео (чем выше его детализация), что вполне естественно. Помимо собственно очень высокого разрешения VPL-VW1000ES характеризуется хорошей яркостью, высокой контрастностью (заметим, как ANSI, так full on/full off) и очень высоким качеством стереоскопического изображения. В итоге этот проектор можно считать бескомпромиссным вариантом для основы домашнего кинотеатра высочайшего уровня.

Редакция iXBT.com выражает признательность группе компаний Digis
и отделу маркетинга профессионального управления ЗАО «Сони Электроникс»,
без помощи которых этот обзор не появился бы



Дополнительно

iXBT BRAND 2016

«iXBT Brand 2016» — Выбор читателей в номинации «Процессоры (CPU)»:
Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.