Советы записывающим подкаст


Данный материал рассчитан на широкий круг читателей, которые бы хотели в домашних условиях подготовить подкаст. Статья не претендует на полноту и всеобъемлемость изложения темы звукозаписи.

Какое оборудование нужно для записи подкаста?

Подкаст можно записать на любом оборудовании. Как минимум нужен микрофон + компьютер. Подключить микрофон можно в микрофонный вход интегрированного звука (он помечен розовым цветом или значком микрофона). Известны случаи записи подкастов на MP3-плеер или сотовый телефон, используемых в режиме диктофона.

От чего зависит техническое качество подкаста?

Итоговое качество подкаста с точки зрения звукозаписи будет зависеть от аппаратуры, навыков и опыта подкастера. В большей степени от последних двух. Начать разумнее с малого и с ростом мастерства делать апгрейд оборудованию.

Какое оборудование нужно для подкаста высокого качества?

Необходим профессиональный динамический или, лучше, конденсаторный микрофон. Напольная или настольная микрофонная стойка или подставка. Полнодиапазонные наушники или активные колонки с правильной передачей тембра (активные мониторы). Внутренняя звуковая карта или миниатюрный микшерный пульт или внешний USB/Firewire звуковой интерфейс для подключения микрофона и последующей записи. Соединительные шнуры.

Выбор интерфейса зависит от типа микрофона. Для конденсаторного микрофона обычно требуется фантомное питание +48 В.

Есть ли готовые наборы оборудования для записи подкастов?

Комплекты оборудования: M-Audio / Pinnacle Podcast Factory (обзор на iXBT.com), Behringer Podcastudio FireWire, Behringer Podcastudio USB.

USB-микрофоны: Samson C03U и Q1U, Audio-Technica AT2020 USB, RODE Podcaster / RODE Procaster.

Этот список является далеко не полным. Желающие могут поискать в интернете и другие варианты.

Какие программы нужны для подготовки подкаста?

Подойдет практически любой звуковой редактор с возможностью монтажа. Из бесплатных подкастерам часто рекомендуется Audacity. Плюсы данной программы: простота использования, русскоязычный интерфейс, возможность регулировать уровни записи и воспроизведения звуковой карты напрямую из программы. Минусы Audacity: ограниченный набор средств, отсутствие профессиональных инструментов и интерфейсов.

Из полупрофессиональных редакторов наибольшей любовью пользуется коммерческий Adobe Audition (бывший Syntrillium Cool Edit Pro). Есть также Steinberg Wavelab, SONY Sound Forge (бывшйи Sonic Foundry). Эти редакторы объединяет поддержка интерфейса ASIO в последних версиях, возможность подключения профессиональной обработки в виде DX/VST-плагинов, возможность объединения эффектов в рэк. Как правило, выбор звукового редактора — дело личных предпочтений.

Самый худший вариант — нажать «запись», что-то экспромтом наговорить, сохранить как звуковой файл и подкаст якобы готов.

С чего начать подготовку подкаста?

Начните с выбора идеи и написания сценария. Ещё лучше — готового текста для последующего прочтения перед микрофоном.

Подкастинг — это не радиовещание в сети в прямом эфире и не живое интервью. У подкастера есть время и возможность тщательно продумать и подготовить материал. Также есть возможность делать дубли и смонтировать готовый подкаст из наиболее удачных фрагментов без затягивания пауз и без различных паразитов разговорной речи (нуу, эээ, ммм).

Перед записью лучше устроить репетицию чтения текста и попросить кого-то, входящего в целевую аудиторию, послушать, насколько ваш подкаст понятен на слух и насколько он интересен.

Наиболее важным представляются: 1) идея подкаста, интересность информации, личный анализ этой информации автором; 2) выработка понятной, не раздражающей манеры изложения. Люди, преуспевшие в формулировки мыслей на бумаге, вероятнее всего столкнутся с большими проблемами с переносом такого текста в жанр подкаста. Советы такие: доносите мысль максимально просто и понятно, упрощайте сложные языковые конструкции, переформулируйте причастные обороты и косвенные падежи в более простые формы. Такой текст легче будет прочитать, а слушателям — его воспринять и понять на слух.

Выбирайте для подкаста узкую тему или не больше пары-тройки тем и постарайтесь раскрыть каждую из них. Оптимальное время одного подкаста 3-5 минут. Помните, что подкастинг требует регулярных выпусков, поэтому оставьте энергию для следующих подкастов. Начать текст лучше с приветствия и оглашения содержания подкаста.

Последовательность записи подкаста

Перед записью необходимо подключить микрофон и отрегулировать правильный уровеь записи. Обычно в звуковом редакторе имеется индикатор уровня сигнала (пик-метер) с указанием перегрузки. Необходимо добиться, чтобы сигнал имел достаточную амплитуду, но никогда не зашкаливал за максимальное значение. Лучше оставить некоторый запас в 3-6 дБ, иначе неизбежны щелчки, которые практически невозможно устранить на монтаже.

При записи добивайтесь безошибочного прочтения полной фразы или абзаца. Это облегчит монтаж и сделает склейки незаметными. Вырабатывайте живую осмысленную интонацию. Следите за равномерной подачей. Наилучший вариант — обычно, второй или третий дубль фрагмента текста. Запись лучше всего не останавливать, чтобы не отвлекаться на ручные манипуляции с запуском/остановом/удалением дублей.

После получения удовлетворительных дублей необходимо произвести черновой монтаж. Оставить только нужные фраменты. Удалить долгие паузы и посторонние громкие звуки в паузах.

Что делать с фоновым шумом?

Есть два варианта. Первый — устранить шумодавом, скормив образец шума в паузе. Такой вариант при отсутствии опыта практически всегда затронет полезный сигнал и внесет слышимые искажения. Второй вариант — наложить фоновый саундтрек с негромкой музыкой. Однако помните, что использовать коммерческие записи без разрешения правообладателя запрещено законом.

Какой формат проекта выбрать?

16 бит 44 кГц. Данный формат оптимален по соотношению размера и качества. В домашних условиях поднятие разрядности или частоты дискретизации не даст преимуществ, но увеличит нагрузку на систему. Совет особенно актуален для USB/Firewire-устройств.

Какие эффекты обработки выбрать?

После чернового монтажа целесообразно обработать материал, поместив эффекты в последовательную цепочку (рэк). Либо можно повесить эффекты в разрывы (insert) на дорожку с голосом. Преимущество такой обработки в том, что слышен итоговый результат обработки нескольких эффектов. Можно включить предпрослушивание и отрегулировать параметры обработки.

Рекомендуемая поледовательность обработки:

1. Обрезной фильтр басов (low cut filter), на базе параметрического эквалайзера. Убирает бубнение на басах. Частота среза фильтра в районе 80-120 Гц. Основыне бубнящие тона можно посмотреть на анализаторе спектра редактора. Кроме того, некоторые эквалайзеры сами показывают спектр сигнала в реальном времени.

Эквализация остальной части звукового диапазона в домашних условиях крайне затруднена из-за собственного вклада в тембр средств подручного мониторинга (колонки, наушники).

2. Деэссер. Применяется по необходимости в случае сильных свистящих согласных. В основном применяется набор узкополосных фильтров параметрического эквалайзера на частотах 4-6 кГц. В случае сильного искажения тембра от эквалайзера можно также применить компрессор со снижением пиков сигнала в ограниченной полосе частот.

Бубнение на басах и свист согласных можно несколько снизить на этапе записи, если расположить микрофон чуть дальше и под углом к диктору. Это также поможет снизить слышимость взятия дыхания.

3. Поднятие громкости. Необходимо для правильного срабатывания компрессора динамического диапазона. Пики могут выходить за 0 дБ. Цепочка эффектов обрабатывается в пространстве 32-разрядных чисел с плавающей точкой, где зашкаливание не приводит к потере сигнала. Поднятие громкости возможно в параметре input level внутри компрессора.

4. Компрессор динамического диапазона (не путать с компрессией файла в MP3 и прочие форматы). Позволяет поднять средний уровень громкости не затрагивая пики сигнала. Порог (threshold) позволяет отрегулировать раздел между усиливаемым сигналом и пиками. При записи речи применяются относительно небольшие значения компрессии, иначе результат становится лишен естественной динамики голоса. Чтобы не было резкой слышимой границы срабатывания, применяют плавную кривую передаточной характеристики.

5. Лимитер. Необходим для ограничения самых больших пиков сигнала. Ставится на выходе секции эффектов либо на мастер-секции после микширования с музыкальным саундтреком. Показатель правильного применения лимитера — очень редкое его срабатывание. Если идет постоянная перегрузка — необходимо отрегулировать поднятие громкости и компрессию динамики.

При записи в домашних условиях трудно добиться сигнала, не содержащего естественных отражений звука от стола, предметов и стен комнаты. Поэтому повторное наложение эффектов эха и реверберации нежелательно. Различные ухищрения типа ковров на стенах и полу — неэффективны, так как глушат средние и высокие частоты, обедняя и еще более искажая общий тембр звука.

Крайне нежелательно использование готовых пресетов внутри эффектов. Не думайте, что разработчики все предусмотрели за вас. На практике еще ни один пресет не подходил к конкретной ситуации. Чаще всего пресеты служат лишь для демонстрации направления регулировки параметров в зависимости от ситуации применения.

В домашних условиях наибольшую сложность составляет контроль — прослушивание результатов обработки на подручных средствах, наушниках и колонках. Чаще всего результат будет непереносим на другую аппаратуру. То есть на аппаратуре с другими характеристиками могут неожиданно всплыть проблемы с бубнением, искажениями, перекосом в тембральном балансе. Таким образом, итоговый микс имеет смысл отслушать на всей имеющейся под рукой звуковой аппаратуре. К такому же приему не стыдятся прибегать в коммерческих студиях звукозаписи.

Удачи в создании подкакстов!

Ждем вас на сайте PodcastDepo.ru.






Дополнительно

Советы записывающим подкаст

Советы записывающим подкаст

Данный материал рассчитан на широкий круг читателей, которые бы хотели в домашних условиях подготовить подкаст. Статья не претендует на полноту и всеобъемлемость изложения темы звукозаписи.

Какое оборудование нужно для записи подкаста?

Подкаст можно записать на любом оборудовании. Как минимум нужен микрофон + компьютер. Подключить микрофон можно в микрофонный вход интегрированного звука (он помечен розовым цветом или значком микрофона). Известны случаи записи подкастов на MP3-плеер или сотовый телефон, используемых в режиме диктофона.

От чего зависит техническое качество подкаста?

Итоговое качество подкаста с точки зрения звукозаписи будет зависеть от аппаратуры, навыков и опыта подкастера. В большей степени от последних двух. Начать разумнее с малого и с ростом мастерства делать апгрейд оборудованию.

Какое оборудование нужно для подкаста высокого качества?

Необходим профессиональный динамический или, лучше, конденсаторный микрофон. Напольная или настольная микрофонная стойка или подставка. Полнодиапазонные наушники или активные колонки с правильной передачей тембра (активные мониторы). Внутренняя звуковая карта или миниатюрный микшерный пульт или внешний USB/Firewire звуковой интерфейс для подключения микрофона и последующей записи. Соединительные шнуры.

Выбор интерфейса зависит от типа микрофона. Для конденсаторного микрофона обычно требуется фантомное питание +48 В.

Есть ли готовые наборы оборудования для записи подкастов?

Комплекты оборудования: M-Audio / Pinnacle Podcast Factory (обзор на iXBT.com), Behringer Podcastudio FireWire, Behringer Podcastudio USB.

USB-микрофоны: Samson C03U и Q1U, Audio-Technica AT2020 USB, RODE Podcaster / RODE Procaster.

Этот список является далеко не полным. Желающие могут поискать в интернете и другие варианты.

Какие программы нужны для подготовки подкаста?

Подойдет практически любой звуковой редактор с возможностью монтажа. Из бесплатных подкастерам часто рекомендуется Audacity. Плюсы данной программы: простота использования, русскоязычный интерфейс, возможность регулировать уровни записи и воспроизведения звуковой карты напрямую из программы. Минусы Audacity: ограниченный набор средств, отсутствие профессиональных инструментов и интерфейсов.

Из полупрофессиональных редакторов наибольшей любовью пользуется коммерческий Adobe Audition (бывший Syntrillium Cool Edit Pro). Есть также Steinberg Wavelab, SONY Sound Forge (бывшйи Sonic Foundry). Эти редакторы объединяет поддержка интерфейса ASIO в последних версиях, возможность подключения профессиональной обработки в виде DX/VST-плагинов, возможность объединения эффектов в рэк. Как правило, выбор звукового редактора — дело личных предпочтений.

Самый худший вариант — нажать «запись», что-то экспромтом наговорить, сохранить как звуковой файл и подкаст якобы готов.

С чего начать подготовку подкаста?

Начните с выбора идеи и написания сценария. Ещё лучше — готового текста для последующего прочтения перед микрофоном.

Подкастинг — это не радиовещание в сети в прямом эфире и не живое интервью. У подкастера есть время и возможность тщательно продумать и подготовить материал. Также есть возможность делать дубли и смонтировать готовый подкаст из наиболее удачных фрагментов без затягивания пауз и без различных паразитов разговорной речи (нуу, эээ, ммм).

Перед записью лучше устроить репетицию чтения текста и попросить кого-то, входящего в целевую аудиторию, послушать, насколько ваш подкаст понятен на слух и насколько он интересен.

Наиболее важным представляются: 1) идея подкаста, интересность информации, личный анализ этой информации автором; 2) выработка понятной, не раздражающей манеры изложения. Люди, преуспевшие в формулировки мыслей на бумаге, вероятнее всего столкнутся с большими проблемами с переносом такого текста в жанр подкаста. Советы такие: доносите мысль максимально просто и понятно, упрощайте сложные языковые конструкции, переформулируйте причастные обороты и косвенные падежи в более простые формы. Такой текст легче будет прочитать, а слушателям — его воспринять и понять на слух.

Выбирайте для подкаста узкую тему или не больше пары-тройки тем и постарайтесь раскрыть каждую из них. Оптимальное время одного подкаста 3-5 минут. Помните, что подкастинг требует регулярных выпусков, поэтому оставьте энергию для следующих подкастов. Начать текст лучше с приветствия и оглашения содержания подкаста.

Последовательность записи подкаста

Перед записью необходимо подключить микрофон и отрегулировать правильный уровеь записи. Обычно в звуковом редакторе имеется индикатор уровня сигнала (пик-метер) с указанием перегрузки. Необходимо добиться, чтобы сигнал имел достаточную амплитуду, но никогда не зашкаливал за максимальное значение. Лучше оставить некоторый запас в 3-6 дБ, иначе неизбежны щелчки, которые практически невозможно устранить на монтаже.

При записи добивайтесь безошибочного прочтения полной фразы или абзаца. Это облегчит монтаж и сделает склейки незаметными. Вырабатывайте живую осмысленную интонацию. Следите за равномерной подачей. Наилучший вариант — обычно, второй или третий дубль фрагмента текста. Запись лучше всего не останавливать, чтобы не отвлекаться на ручные манипуляции с запуском/остановом/удалением дублей.

После получения удовлетворительных дублей необходимо произвести черновой монтаж. Оставить только нужные фраменты. Удалить долгие паузы и посторонние громкие звуки в паузах.

Что делать с фоновым шумом?

Есть два варианта. Первый — устранить шумодавом, скормив образец шума в паузе. Такой вариант при отсутствии опыта практически всегда затронет полезный сигнал и внесет слышимые искажения. Второй вариант — наложить фоновый саундтрек с негромкой музыкой. Однако помните, что использовать коммерческие записи без разрешения правообладателя запрещено законом.

Какой формат проекта выбрать?

16 бит 44 кГц. Данный формат оптимален по соотношению размера и качества. В домашних условиях поднятие разрядности или частоты дискретизации не даст преимуществ, но увеличит нагрузку на систему. Совет особенно актуален для USB/Firewire-устройств.

Какие эффекты обработки выбрать?

После чернового монтажа целесообразно обработать материал, поместив эффекты в последовательную цепочку (рэк). Либо можно повесить эффекты в разрывы (insert) на дорожку с голосом. Преимущество такой обработки в том, что слышен итоговый результат обработки нескольких эффектов. Можно включить предпрослушивание и отрегулировать параметры обработки.

Рекомендуемая поледовательность обработки:

1. Обрезной фильтр басов (low cut filter), на базе параметрического эквалайзера. Убирает бубнение на басах. Частота среза фильтра в районе 80-120 Гц. Основыне бубнящие тона можно посмотреть на анализаторе спектра редактора. Кроме того, некоторые эквалайзеры сами показывают спектр сигнала в реальном времени.

Эквализация остальной части звукового диапазона в домашних условиях крайне затруднена из-за собственного вклада в тембр средств подручного мониторинга (колонки, наушники).

2. Деэссер. Применяется по необходимости в случае сильных свистящих согласных. В основном применяется набор узкополосных фильтров параметрического эквалайзера на частотах 4-6 кГц. В случае сильного искажения тембра от эквалайзера можно также применить компрессор со снижением пиков сигнала в ограниченной полосе частот.

Бубнение на басах и свист согласных можно несколько снизить на этапе записи, если расположить микрофон чуть дальше и под углом к диктору. Это также поможет снизить слышимость взятия дыхания.

3. Поднятие громкости. Необходимо для правильного срабатывания компрессора динамического диапазона. Пики могут выходить за 0 дБ. Цепочка эффектов обрабатывается в пространстве 32-разрядных чисел с плавающей точкой, где зашкаливание не приводит к потере сигнала. Поднятие громкости возможно в параметре input level внутри компрессора.

4. Компрессор динамического диапазона (не путать с компрессией файла в MP3 и прочие форматы). Позволяет поднять средний уровень громкости не затрагивая пики сигнала. Порог (threshold) позволяет отрегулировать раздел между усиливаемым сигналом и пиками. При записи речи применяются относительно небольшие значения компрессии, иначе результат становится лишен естественной динамики голоса. Чтобы не было резкой слышимой границы срабатывания, применяют плавную кривую передаточной характеристики.

5. Лимитер. Необходим для ограничения самых больших пиков сигнала. Ставится на выходе секции эффектов либо на мастер-секции после микширования с музыкальным саундтреком. Показатель правильного применения лимитера — очень редкое его срабатывание. Если идет постоянная перегрузка — необходимо отрегулировать поднятие громкости и компрессию динамики.

При записи в домашних условиях трудно добиться сигнала, не содержащего естественных отражений звука от стола, предметов и стен комнаты. Поэтому повторное наложение эффектов эха и реверберации нежелательно. Различные ухищрения типа ковров на стенах и полу — неэффективны, так как глушат средние и высокие частоты, обедняя и еще более искажая общий тембр звука.

Крайне нежелательно использование готовых пресетов внутри эффектов. Не думайте, что разработчики все предусмотрели за вас. На практике еще ни один пресет не подходил к конкретной ситуации. Чаще всего пресеты служат лишь для демонстрации направления регулировки параметров в зависимости от ситуации применения.

В домашних условиях наибольшую сложность составляет контроль — прослушивание результатов обработки на подручных средствах, наушниках и колонках. Чаще всего результат будет непереносим на другую аппаратуру. То есть на аппаратуре с другими характеристиками могут неожиданно всплыть проблемы с бубнением, искажениями, перекосом в тембральном балансе. Таким образом, итоговый микс имеет смысл отслушать на всей имеющейся под рукой звуковой аппаратуре. К такому же приему не стыдятся прибегать в коммерческих студиях звукозаписи.

Удачи в создании подкакстов!

Ждем вас на сайте PodcastDepo.ru.