ESI Juli@ —


профессиональная звуковая карта необычного дизайна, с профессиональными и бытовыми разъемами для подключения

Звуковая карта Juli@ была представлена компанией ESI на всемирно-известной выставке Musikmesse (31 Марта — 3 Апреля 2004 г) во Франкфурте, Германия.

Карта поставляется в красивой упаковочной коробке в виде книжки с прозрачной внутренней стенкой.


Упаковочная коробка карты ESI Juli@ красива и функциональна

Комплектация

В комплект попавшего к нам на тесты набора входили следующие компоненты:

  • PCI-карта ESI Juli@;
  • шнур переходник с внешними разъёмами MIDI I/O и S/PDIF I/O;
  • действительно полезное печатное руководство пользователя на английском и немецком языках в виде книжечки формата A5;
  • CD с драйверами;
  • CD со специальной версией Ableton Live (список ограничений);
  • купон на 50% скидку при апгрейде до полной версии Ableton Live;
  • красочная рекламка всех продуктов ESI.

Карта-трансформер

Уникальной способностью карты является возможность трансформации под нужды пользователя: можно выбирать, какие именно разъёмы будут задействованы — профессиональные балансные джеки (1/4" TRS) или бытовые тюльпаны (RCA).


Карта ESI Juli@: активны профессиональные балансные разъёмы TRS (1/4" джеки)


Карта ESI Juli@ в разборе: верхняя часть поворачивается на 180 градусов


Карта ESI Juli@: активны бытовые разъёмы тюльпаны (RCA)

Внутренности

Основной чип DSP, заклеенный логотипом ESI — это VIA Envy24HT-S (24 бит, 192 кГц; интерфейсы: три I2S/AC-link выходных, два I2S/AC-link входных). Цифровой трансивер — AKM AK4114 (8 входов, 2 выхода).


Основной чип DSP: 24 бит, 192 кГц VIA Envy24HT-S

В карте применён 8-канальный мультибитный 24 бит 192 кГц ЦАП AKM AK4358, с пониженной чувствительностью к джиттеру, позиционируемый AKM для профессиональной аппаратуры, а также бытовых DVD-Audio и SACD применений (кстати, о выходе этого ЦАПа я писал в наших новостях год назад). Динамический диапазон: 112 дБ. КНИ+шум: -94 дБ. 8-кратный 24-битный цифровой фильтр с опцией плавного спада АЧХ (опция в данном случае отключена для обеспечения идеально-ровной АЧХ). ЦАП хоть и не топовый, но вполне добротный для карты данной ценовой категории.


Структурная схема карты ESI Juli@

Из структурной схемы карты ESI Juli@ видно, что 8-канальный ЦАП AKM 4358 (обозначен как 4х DAC) используется в стереокарте не случайно — он служит для аппаратного мониторинга цифровых входов/выходов с абсолютно нулевой задержкой.

АЦП — 2-битный дельта-сигма стерео 24 бит 192 кГц AKM AK5385A, имеет чуть лучшие паспортные характеристики; позиционируется AKM для применения в профессиональных устройствах для записи в форматах высокого разрешения, в т.ч. DVD-Audio. Динамический диапазон: 114 дБ. Сигнал/(шум+искажения): 103 дБ. Высококачественный цифровой антиалиазинговый фильтр с линейной фазой, полоса пропускания при семплинге (Fs) 48 кГц: 0~21.768 кГц, неравномерность: 0.005 дБ, подавление в полосе непропускания: 100 дБ.


Преобразователи карты ESI Juli@: ЦАП AKM 4358 и АЦП AKM 5385A

Некоторые комментарии. Хотя ЦАП и АЦП в данной карте одного класса, аналогово-цифровые преобразователи всё же чуть лучше цифро-аналоговых. Вероятно, как и в случае Waveterminal 192X, разработчики полагали, что при прочих равных качество оцифровки (АЦП) более важно в home/project studio, чем незначительное снижение качество мониторинга сигнала. А вот для пользователей hi-end audio PC (RCA-разъёмы — реверанс именно в эту сторону), которые используют свой комп исключительно для высококачественного воспроизведения записей, и которых абсолютно не интересует АЦП, есть повод задуматься — сопоставим ли ЦАП с уровнем остального воспроизводящего звукового тракта? Если остальной тракт много дороже карты (ориентировочно более $600), так что узким местом является, в том числе, качество ЦАП, следует обратить внимание на звуковые карты мастерингового уровня.

Вообще, надо сказать, что в ценовой категории до $200 Juli@ демонстрирует повышение качества ЦАП/АЦП, если сравнивать с аналогичным старыми картами на ENVY24 — различными M-Audio Audiophile 2496, Echo MIA и т.п. По нашим измерениям (с применением одной и той же референсной звуковой карты) Juli@ даже лучше более дорогой карты ESI Waveterminal 192Х, с более качественными (по паспорту) АЦП. Так что серьёзную конкуренцию, безусловно, удачной по цене/качество карте Juli@ на наш взгляд составляют лишь EMU 1212M, с преобразователями более высокого уровня.

Несмотря на это, вполне возможно, что многие пользователи со звуковым трактом средней ценовой категории предпочтут Juli@, так как карта ESI более проста в управлении, не имеет проблем с поддержкой MME/WDM интерфейса в высоких форматах, обладает намного более ровной АЧХ линейных выходов и предлагает некоторые полезные в работе фирменные возможности, о которых пойдёт речь далее. Кроме того, EMU на нашем рынке явно имеет проблемы с доступностью в продаже, и такая ситуация не меняется уже полгода.


Панель управления ESI Juli@ проста и понятна

Технология E-WDM

Технология E-WDM (Enhanced Audio MIDI Driver) является собственной разработкой компании ESI, которая расширяет оригинальную концепцию архитектуры WDM-драйверов компании Microsoft.

Помимо стандартных возможностей, E-WDM предлагает функции, требующиеся при профессиональной обработке звука:

  1. Помимо поддержки Win XP/2000, также поддерживается Win Me/98 SE
    Основываясь на WDM архитектуре, E-WDM драйвера прекрасно работают на всех WDM совместимых ОС семейства Windows, в то время как зачастую WDM драйвера других звуковых карт работают лишь под W2K и XP, предлагая для Win98SE и ME драйвера VxD.
  2. Поддержка GIGAStudio 2000
    С самого начала E-WDM драйвера разрабатывались именно для профессиональных приложений. Популярный программный семплер GIGAStudio, от компании Tascam полностью поддерживается с экстремально низкой задержкой (latency) 1.5 мс.
  3. Поддержка ASIO 2.0
    ASIO 2.0 — безусловный стандарт, и E-WDM имеет его поддержку с всего лишь 3.0 мс задержкой.
  4. Независимая поддержка MME приложений
    Несколько MME приложений могут использоваться одновременно, при этом не будет выскакивать сообщение от драйверов о занятом устройстве. Это также полезно для старых приложений, не поддерживаемых WDM драйверами.
  5. Поддержка мультиклиентности
    С поддержкой мультиклиентности доступно неограниченное число аудио приложений одновременно. Можно использовать SONAR и WinAmp через одно и то же звуковое устройство.
  6. Поддержка многопоточности
    Поддерживается формат вывода 5.1 для работы с программными DVD-Video плеерами, такими как WinDVD и Power DVD. Эта функция также полезна для работы с WDM приложениями, такими как SONAR, особенно в плане синхронизации входных/выходных каналов.
  7. DirectMUSIC MIDI ports
    Основанный на WDM многопоточный MIDI-драйвер от ESI предлагает более стабильный тайминг, чем встроенный в NT4 или Windows 9X MIDI-тайминг.
  8. Поддержка DirectSound
    E-WDM предлагает поддержку нескольких DirectSound каналов для многоканального выхода в приложениях, таких как PCDJ (софт для DJ).
  9. Отсутствует ослабление сигнала на -6 дБ
    В отличие от ситуации с некоторыми другими драйверами, E-WDM гарантирует уровень сигнала точно по существующему стандарту.
  10. Ультранизкая задержка прохождения сигнала (latency), менее 1.5 мс
    Драйвера E-WDM обеспечивают комфортную работу за счёт минимального времени прохождения сигнала. Размер буфера настраивается в драйверах.

DirectWIRE: технология визуального роутинга сигналов

DirectWIRE, технология визуального программного роутинга сигналов, в настоящее время доступна для большинства продуктов ESI. Передача сигналов происходит на уровне драйверов, бит-в-бит, без потери качества.

Технология DirectWIRE 1.0 появилась на картах ESI Waveterminal 2496/192 ещё во времена широкой популярности семплера Gigastudio и первоначально в основном служила для комфортного пересчета MIDI-дорожек в WAV из Gigastudio (интерфейс GSIF) в Cubase (ASIO) или Cakewalk/SONAR1 (MME).


Панель DirectWIRE 1.0 карты ESI Waveterminal 192X

В DirectWIRE 2.0 была добавлена поддержка 32 каналов, новый вид контрольной панели и возможность отключать мониторинг (mute) определённых выходных каналов. Можно коммутировать входы и выходы программных интерфейсов MME, WDM, ASIO, GSI/F, даже если они работают одновременно. Можно соединить входы и выходы разных приложений виртуальными проводами и записывать сигнал без потери качества. Через DirectWIRE можно также записывать полностью в цифре многоканальный звук с DVD или другого источника сигнала (даже защищённого от копирования), в форматах вплоть до 24 бит 192 кГц в реальном времени.


Панель DirectWIRE 3.0 карты ESI Juli@

В DirectWIRE 3.0 были добавлены аппаратные входы. Для карты Juli@ виртуальные входы 1 и 2 — это левый и правый аппаратный аналоговый вход, 3 и 4 — левый и правый аппаратный цифровой S/PDIF вход.

Под названиями интерфейсов имеются в виду следующие приложения:

  • MME: WinAmp, CoolEdit, Cakewalk, Vegas и т.п.
  • WDM: SONAR (WDM/KS), PowerDVD, WinDVD, и т.п.
  • ASIO: Cubase, Nuendo, Logic, Reason, SONAR (ASIO) и т.п.
  • GSIF: GigaStudio 2.42 или старше.

О применении DirectWIRE 3.0 с подробными примерами использования можно почитать в руководстве на сайте Audiotrak.

Цифровые и MIDI интерфейсы

От остальных изделий компании ESI карту Juli@ выгодно отличает наличие у карты в комплекте MIDI-входа/выхода, цифровых RCA входа/выхода и цифрового оптического выхода. К картам Audiotrak MAYA44MKII и ESI Waveterminal 192X/L для получения всех этих возможностей требовалось отдельно докупать модуль MI/ODI/O, занимающий к тому же отдельную заглушку среди PCI-слотов.

Качество звучания

Juli@ vs. Audigy2 ZS Platinum Pro

Сравнить две эти карты позволяет сопоставимая цена ($185 за продукт ESI и $240 за изделие Creative) и профессиональные атрибуты у по сути игровой карты Audigy — внешний блок с полным набором разъёмов. Функциональность Juli@ и Platinum Pro в плане микрофонного предусилителя и выхода на наушники можно сравнять, докупив к Juli@ недорогой внешний аналоговый микшерный пульт (такие стоят около $50), но вполне вероятно, что в home/project studio внешний микшер уже имеется.

Перед началом сравнительного прослушивания у меня не было никаких субъективных предпочтений — карты имеют преобразователи одного класса, так что больших различий в звуке не ожидалось. Тем не менее, разница между картами отчётливо слышна даже на активной акустике JB-381 (к слову, колонках весьма хорошего качества и, наконец-то, вполне разумной ценовой категории, менее $200).

В режиме 16 бит 44 кГц A2 традиционно не очень хорошо играет через MME интерфейс, и существенно лучше через профессиональный комплектный "SB Audigy2 ZS ASIO" драйвер с включенной SSRC качественной передискретизацией в 48 кГц. Однако Juli@ играет более чётко и детально, а значит больше подходит для профессиональной работы. Хотя, это отчётливо слышно только при мгновенном переключении между играющими одну и ту же композицию картами. И если между моментами прослушивания пройдёт пара минут, то отличить карты друг от друга даже на той же композиции будет непросто. Так или иначе, я отчётливо слышу разницу, например, на Alex Reece, альбом 1996 года "So Far" (хиты Feel The Sunshine, Pulp Friction), и некоторых других тестовых композициях с чистым, выжатым по спектру мастерингом и тембрально запоминающимся высокочастотным диапазоном.

Juli@ vs. EMU 1820

Несмотря на высокую цену ($400) и свою повышенную многоканальность карты EMU1820, Juli@ может потягаться с ней на равных, так как изделие Creative/EMU имеет преобразователи такого же уровня (CS4392).

Обе карты, и Juli@, и 1280, тестировались в балансном режиме, уровень сигнала — повышенный (+4 dBu) для увеличения динамического диапазона и максимального раскрытия возможностей карт. Прослушивание проводилось на мониторах EVENT 20/20 bas, допускающих балансное подключение.

Тщательное прослушивание в одних и тех же условиях, при подключении одним и тем же проводом, при мгновенной коммутации не выявило разницы в звучании между картами. Однако учитывая немалую цену, EMU1820 не назовёшь удачной картой — это экономичный вариант старшей 1820M, уступающий в качестве более младшей модели 1212M. Предваряя ваши вопросы: сравнить с картой EMU 1212M или 1820M у нас пока нет возможности, так как данных карт в России нет в продаже. Штатовский офис EMU обещал нам выслать пресс-семпл, но связь с ним потеряна. Если возможность всё-таки появится, мы обновим статью.

Juli@ vs. LynxTwo

Сравнение с LynxTwo (цена >$1000, стерео-модификация Lynx L22 >$800) в наших тестированиях — традиционное, для выявления степени и характера отличия звучания тестируемой карты от эталонного источника звука.

Скажем сразу, LynxTwo звучит качественнее. Разница не на порядок, но всё же ощущается. Тем не менее, по сравнению с оригиналом Juli@ демонстрирует профессиональное качество звучания. Мультимедийные карты (например, Audigy2/ZS) обычно грешат искажениями тембров, различными окрасами и призвуками на высоких частотах, так что несмотря на довольно высокое качество преобразователей, такие карты непригодны для профессиональной работы. Juli@ свободна от таких недостатков, её звучание достоверное и чёткое. Отличие от Lynx лишь в чуть меньшей детальности, что вряд ли повлияет на профессиональную пригодность, за исключением применимости на этапе мастеринга.

Работа с наушниками

Несмотря на то, что карта не имеет отдельного выхода на наушники, их вполне можно подключать через переходник 2RCA-minijack. При использовании Sennheiser HD600 (импеданс 400 Ом) через переходник проблем со звуком не наблюдалось. Кроме того, был проведён следующий интересный опыт: к выходу подключался переменный резистор, и на выход карты подавалась синусоида максимальной амплитуды. На цифровом осциллографе EZ Digital OS-310M наблюдалось — сильно ли меняется амплитуда, и на каком сопротивлении будет ограничение. По сравнению с чистым линейным выходом MAYA44MKII, где было ограничение на ~100 Ом и ниже, с Juli@ всё было окей. Операционные усилители JRC 4580 держат низкоимпедансную нагрузку, хотя в паспорте Juli@ указано требование к импедансу нагрузки не менее 100 Ом. К слову, на MAYA44MKII есть и наушниковый выход, где также всё отлично.

Работа в профессиональных приложениях

Здесь никаких сюрпризов. Как и любая звуковая карта на чипе семейства ENVY24, Juli@ показала отличную работу в ASIO-приложениях CubaseSX 2.0.1 и WaveLab 5.0a.

Помимо этого, с картой корректно работает InterVideo WinDVD 6.0. DVD-Audio диски воспроизводятся с даунсемплингом до 16/48.

Тестирование в RMAA 5.4

Многие пользователи просят нас тестировать не только качество линейного выхода, но и линейного входа. Это особенно важно для профессионального оборудования, поэтому мы провели измерения карты в трёх режимах: при соединении выхода и входа карты, отдельно входа и выхода с применением более качественной референсной карты LynxTwo.

16 bit 44 kHz, +4dBu, balanced 1m cables ESI Juli@
loopback
LynxTwo ->
ESI Juli@
ESI Juli@ -> LynxTwo
Frequency response (from 40 Hz to 15 kHz), dB: +0.05, -0.03 +0.02, -0.16 +0.04, -0.03
Noise level, dB (A): -96.1 -96.1 -96.4
Dynamic range, dB (A): 95.7 95.9 95.8
THD, %: 0.0006 0.0023 0.0006
IMD, %: 0.0046 0.015 0.0045
Stereo crosstalk, dB: -96.7 -97.9 -98.1

Здесь и далее при тестировании линейного входа в балансном режиме с помощью LynxTwo ухудшается АЧХ. В режиме loopback (при соединении выхода и входа карты) такого недостатка нет, следовательно имеет место какая-то нестыковка в работе балансных интерфейсов конкретной связки устройств. Это ещё одна причина без нужды не использовать балансное подключение.

24 bit 44 kHz, +4dBu, balanced 1m cables ESI Juli@
loopback
LynxTwo ->
ESI Juli@
ESI Juli@ -> LynxTwo
Frequency response (from 40 Hz to 15 kHz), dB: +0.05, -0.03 +0.02, -0.16 +0.04, -0.03
Noise level, dB (A): -103.6 -109.3 -108.0
Dynamic range, dB (A): 103.4 109.2 107.9
THD, %: 0.0005 0.0023 0.0005
IMD, %: 0.0020 0.014 0.0019
Stereo crosstalk, dB: -103.9 -109.3 -107.2

В режиме 24 бит следует отметить идеально ровный график АЧХ и идеально чистый спектр шумов. Измеренный уровень шумов близок к заявленным значениям в паспорте конвертеров. Из имеющихся преобразователей разработчики выжали по-максимуму.



24 bit 96 kHz, +4dBu, balanced 1m cables ESI Juli@
loopback
LynxTwo ->
ESI Juli@
ESI Juli@ -> LynxTwo
Frequency response (from 40 Hz to 15 kHz), dB: +0.03, -0.02 +0.01, -0.17 +0.02, -0.04
Noise level, dB (A): -103.9 -109.8 -107.9
Dynamic range, dB (A): 103.9 109.4 107.7
THD, %: 0.0005 0.0023 0.0005
IMD, %: 0.0019 0.014 0.0019
Stereo crosstalk, dB: -101.6 -106.8 -106.7

В режиме 96 кГц спектр воспроизводится полностью, как это и должно быть. Напомню, карты EMU имеют проблемы с неотключаемым спадом АЧХ, составляющим для ЦАП -0,7 дБ на 20 кГц.



24 bit 44 kHz, S/PDIF
all tests comparision
Test file 24/44 LynxTwo S/PDIF loopback ESI Juli@ -> LynxTwo ESI Juli@ S/PDIF
loopback
Frequency response (from 40 Hz to 15 kHz), dB: +0.00, -0.00 +0.00, -0.00 +0.00, -0.00 +0.00, -0.00
Noise level, dB (A): -147.7 -144.4 -144.5 -144.5
Dynamic range, dB (A): 133.4 133.2 133.2 133.2
THD, %: 0.0000 0.0000 0.0000 0.0000
IMD, %: 0.0002 0.0002 0.0002 0.0002
Stereo crosstalk, dB: -149.7 -146.3 -145.1 -145.0

По тестам цифрового выхода Juli@ не уступает карте LynxTwo.

24 bit 96 kHz, S/PDIF
all tests comparision

Test file 24/96 LynxTwo S/PDIF loopback ESI Juli@ S/PDIF -> LynxTwo ESI Juli@ S/PDIF loopback
Frequency response (from 40 Hz to 15 kHz), dB: +0.00, -0.00 +0.00, -0.00 +0.00, -0.00 +0.00, -0.00
Noise level, dB (A): -151.1 -147.8 -147.9 -147.8
Dynamic range, dB (A): 133.3 133.2 133.2 133.2
THD, %: 0.0000 0.0000 0.0000 0.0000
IMD, %: 0.0002 0.0002 0.0002 0.0002
Stereo crosstalk, dB: -151.3 -146.2 -146.4 -145.9

В режиме 24/96 идеал от участников тестирования ещё дальше. Скорее всего, дело не в отсутствии побитной точности при передаче, а во влиянии PLL в трансиверах или в переформировании дизеринга. Так или иначе, заметить разницу между оригинальным и принятым сигналом на слух нереально — отличия ниже порога теплового шума полупроводников, а любое цифро-аналоговое преобразование даст с гарантией на порядок более слышимые погрешности — собственный уровень шума современных ЦАПов едва перешагивает планку -120 дБ А.

Тестирование в RightMark 3DSound 1.20

Мы тестируем DirectSound функции карты, так как у нас есть такая возможность. Тестирование в RM 3DS показывает совместимость с DirectSound интерфейсом, но также и отсутствие каких-либо алгоритмов программного 3D звука.

Device: Juli@ Ch12 (JulaWdm.sys)

Features:
Device has not enough hardware 3D buffers
Device has not enough hardware 2D buffers
EAX1: N/A
EAX2: N/A
EAX3: N/A
EAX4 Advanced HD: N/A

Rates:
dwMinSecondarySampleRate 22050
dwMaxSecondarySampleRate 192000

Free buffers stats:
dwFreeHw3DAllBuffers 0
dwFreeHw3DStaticBuffers 0
dwFreeHw3DStreamingBuffers 0
dwFreeHwMixingAllBuffers 0
dwFreeHwMixingStaticBuffers 0
dwFreeHwMixingStreamingBuffers 0

Max buffers stats:
dwMaxHwMixingAllBuffers 1
dwMaxHwMixingStaticBuffers 1
dwMaxHwMixingStreamingBuffers 1
dwMaxHw3DAllBuffers 0
dwMaxHw3DStaticBuffers 0
dwMaxHw3DStreamingBuffers 0

Misc stats:
dwFreeHwMemBytes 0
dwTotalHwMemBytes 0
dwMaxContigFreeHwMemBytes 0
dwUnlockTransferRateHwBuffers 0
dwPlayCpuOverheadSwBuffers 0

Audio transfer speed (software): 3.289 Mb/sec.


 

Эксклюзивное интервью iXBT.com
с ESI R&D team!

iXBT.com: Как появилась идея сделать такую необычную звуковую карту, Juli@, со столь оригинальным дизайном? Это попытка выделится среди похожих звуковых карт, и привлечь внимание? Что было причиной отказа от многоканального решения, которое мы видели в Waveterminal 192L/X (последователь Waveterminal 2496)?

ESI: При разработке Juli@ нашей основной целью являлось создание референсной модели карты в плане качества. Мы проводили исследования рынка и уже существующих продуктов. Мы выяснили, что пользователям требуется наличие балансных или небалансных соединительных разъёмов, предпочтительнее с равным количеством входных и выходных каналов, но все продукты поддерживают только один из типов коннекторов. Мы выпустили Juli@ с таким уникальным дизайном с возможностью для пользователя выбирать тип соединения между балансным или небалансным. ESI планирует представить новые многоканальные решение в ближайшем будущем.

iXBT.com: По какому принципу были выбраны конкретные модели АЦП и ЦАП? (AKM 5385A и 4358)? Почему был выбран 8-канальный ЦАП (AKM4358)?

ESI: Мы использовали AKM4358 при разработке других продуктов, таких как выходящая вскоре Audiotrak MAYA1010. Нам действительно понравилось качество AKM4358, так что он был в итоге использован для Juli@ несмотря на количество каналов. Это позволяет использовать дополнительные каналы для real-time мониторинга всех S/PDIF и аналоговых сигналов, обеспечивая лучшую функциональность. Что насчёт АЦП, мы всегда пытаемся использовать лучшие из имеющихся компонентов, так как для большинства профессиональных пользователей запись более важна, чем воспроизведение.

iXBT.com: Был ли при разработке выбран определённый порог цены/качества, чтобы уложиться в заданную цену (MSRP) или инженеры исповедуют некий принцип разумной достаточности в области качества?

ESI: Конечно, достижение определённой цены всегда в центре внимания во время разработки. В случае с Juli@, в высшем приоритете были функциональность и качество звука. И мы очень рады, что финальный продукт доступен сейчас по весьма конкурентоспособной цене (MSRP).

iXBT.com: Как вы ощущаете, с какими темпами происходит развитие в области звука форматов повышенного разрешения в среде производства музыки и потребности в этом со стороны пользователей/слушателей?

ESI: Когда мы начинали продавать 24-битные звуковые карты несколько лет назад, большинство профессиональных пользователей сразу начинали работать с форматом 24бит/44.1кГц. В сравнении с 16-битными продуктами предыдущего поколения, повышенное разрешение давало огромное улучшение качества звука, приносящее пользу при производстве музыки даже если в конечном итоге запись выходила в 16бит/44.1кГц на аудио-CD. Сейчас в процессе продакшена профессионалы понемногу начинают работать с большими частотами дискретизации, а не только с повышенной битностью. Новые форматы, такие как DVD (audio или video) или SACD требуют даже большей частоты дискретизации в производственном процессе; так что многие профессионалы уже работают с 96кГц или даже с 192кГц. ESI обеспечивает таких профессионалов не только своими звуковыми картами, но и потрясающе новыми концептами, например, как наш рекордер M-Fire M9600 24bit/96kHz DVD Master Recorder. В настоящее время, когда мы общаемся с членами нашего профессионального сообщества пользователей, мы можем видеть, что всё более возрастают требования к повышенному качеству звука, хотя нужно отметить, что это в значительной степени медленный процесс. Многие профессионалы также покупают железо с более высокими паспортными характеристиками, потому что они понимают, что оно звучит лучше и в режимах с меньшей частотой дискретизации. Для примера, наша 24бит/192кГц карта Juli@ даст лучший результат даже в 24бит/44.1кГц в сравнении с другими 24бит/96кГц устройствами, просто потому, что она имеет намного лучшие АЦП и ЦАП. Для обычных пользователей, необходимость поддержки 96кГц, или даже 192кГц, растёт в то же самое время в основном из-за необходимости воспроизводить уже имеющиеся бытовые форматы и носители. Windows Media Audio Professional (кодек формата многоканального сжатия), поддерживающий 24бит/96кГц — это уже стандарт для звука на PC. Так как всё больше профессионалов производят музыку и контент повышенной битности и частоты дискретизации, реальное требование к пользовательским продуктам с поддержкой этих функций также растёт. Однако всё движется не так быстро, возможно из-за нежелания больших медиа корпораций инвестировать в лучшее качество звука без присутствия на рынке гарантированных решений по защите цифрового контента (Digital Rights Management).

iXBT.com: Можете ли вы поделиться с нами своими мыслями о новом поколении встроенного звука под названием High Definition Audio, пришедшего на замену AC'97? Представляет ли это угрозу для высококачественных звуковых карт с поддержкой форматов высокого разрешения или наоборот привлечёт внимание к качественному звуку и поможет высококачественным звуковым устройствам?

ESI: Мы осведомлены о многообещающе выглядящем HD Audio. Но по нашему прошлому опыту, мы предполагаем, что у интегрированного в материнскую плату звука всегда будут какие-нибудь ограничения. Большинство производителей материнских плат будут вынуждены идти на компромиссы, что, вероятно, снизит качество аудио. Мы уже составили мнение о Azalia (экс-название HD Audio) по демонстрации на прошедшей в Тайпее COMPUTEX 2004. По сравнению с устаревшим AC'97, безусловно, были сделаны улучшения в спецификации. Однако мы считаем, не настолько существенно в плане качества, не выше чем AC'97. Мы уверены, что дополнительные звуковые карты будут распространены и в будущем, в основном для ценителей звука и, конечно, для профессионалов. Также, HD Audio по прежнему встречает огромную конкуренцию со стороны лидирующих компаний и всё ещё не обеспечивает полноценную замену высококачественному 3D аудио и популярным стандартам объёмного звука, таким как EAX, Dolby Digital и фичам, вроде Advanced NSP — простое и естественное решение от ESI по обработке звука с помощью CPU.

iXBT.com: Каково ваше мнение о возрождении E-MU в секторе звуковых карт (речь особенно о моделях 1212M и 0404)? Как вы оцениваете DSP фичи и качество конверторов этих карт с учётом их цен? Будет ли ответ со стороны ESI с топовыми конвертерами по доступной цене?

ESI: В целом мы полагаем, что набортные DSP решения на звуковых картах вскоре станут историей. Такие решения, как VST-плагины или DirectX-эффекты обеспечивают превосходный результат для профессионала и даже сверхвысоко качественные профессиональные эффекты основываясь на обработке с помощью CPU. Современные PC несомненно достаточно быстры, чтобы обеспечить лучшие звуковые эффекты и лучший звук программных синтезаторов в сравнении с решениями на основе DSP. Сейчас мы только в начале этого процесса, в будущем, будет всё меньше и меньше продуктов на основе DSP на аудио рынке, и обработка на основе программных решений будет более значительной. В современных условиях, очевидно что мощные драйвера, обеспечивающие низкую загрузку CPU и малое время прохождения сигнала (latency) имеют гораздо большую ценность, чем набортный DSP. Мы также думаю, что разработали замечательную вещь для профессионалов и энтузиастов аудио — Juli@, в настоящий момент это одно из наилучших решений на рынке для оцифровки из-за своего незаурядного схемотехнического дизайна. Превосходная частотная характеристика не имеет себе равных среди других продуктов даже в более высоком ценовом диапазоне. Расположенная в Сингапуре Creative Labs имеет у некоторых своих продуктов под маркой E-MU больший динамический диапазон на входе — это уже на усмотрение пользователей. Предпочтёт ли пользователь хорошую частотную характеристику или немного больший динамический диапазон — это зависит от его конкретных нужд. Конечно, ESI будет применять ещё более качественные АЦП и ЦАП в будущих профессиональных продуктах, например в наших грядущих многоканальных решениях. Компания ESI была одной из первых, кто применил 192кГц и 7.1 в звуковых картах, и мы продолжим представлять новые стандарты и фичи первыми. Другие примеры такого рода — такие не имеющие себе равных фичи, как универсальные E-WDM драйвера и, конечно, DirectWIRE, виртуальный цифровой роутинг с нулевом временем задержки, эксклюзивно доступен для пользователей продуктов ESI и Audiotrak.

iXBT.com: Как идут дела в компании ESI? Можем ли мы ожидать от инженеров ESI новых интересных продуктов, таких как Juli@, в будущем? Если ли какие-то планы, которыми вы можете с нами поделиться?

ESI: В действительности ESI в настоящее время сфокусирована на разработке продуктов, наиболее благоприятных рынку. Из массовых продуктов под брендом Audiotrak выйдут LP (низкопрофильный) тип продуктов c переносом всех доступных фич в уполовиненную PCI-карту, которая прекрасно впишется в корпуса для PC миниатюрного форм-фактора. Мы имеем MAYA 1010 ожидающую релиза в сторонке, но она не такая особенная как Juli@. Мы планируем разработать ассортимент изделий во внешнем (рэковом) исполнении, чтобы дать нашим пользователям бОльшие возможности по коммутации, как на потребительский, так на профессиональный музыкальный рынок. Наши драйвера и контрольные панели всегда будут иметь оригинальные эксклюзивные фичи от ESI такие, как E-WDM и DirectWIRE, которые так заинтересовали многих людей, также как выдающийся аппаратно-меняемый дизайн карты Juli@.

iXBT.com: Благодарим всю команду разработчиков ESI R&D team и лично Nikki Kichan Kang за организацию интервью!



Выводы

Профессиональная звуковая карта ESI Juli@ обладает необычным дизайном, имеет одновременно и профессиональные и бытовые разъемы для подключения, полные MIDI и цифровые интерфейсы, качественное звучание, отличные драйвера, вполне разумную цену, доступна в продаже. Учитывая стоимость и профессиональную ориентацию, недостатков у карты обнаружено не было. Инженеры ESI проделали отличную работу, но нельзя останавливаться на достигнутом — ждём от ESI/Audiotrak новых звуковых карт с более качественными ЦАП, которые составят более острую конкуренцию продуктам EMU той же ценовой категории.

 


 

По результатам тестирования звуковая карта ESI Juli@ получает награду в номинации «Оригинальный дизайн».




Cредняя цена по Москве
на ESI Juli@ составляет $90(3)

Благодарим компанию ESI за предоставленную
на тестирование звуковую карту ESI Juli@





Дополнительно

ESI Juli@ — профессиональная звуковая карта

ESI Juli@ —

профессиональная звуковая карта необычного дизайна, с профессиональными и бытовыми разъемами для подключения

Звуковая карта Juli@ была представлена компанией ESI на всемирно-известной выставке Musikmesse (31 Марта — 3 Апреля 2004 г) во Франкфурте, Германия.

Карта поставляется в красивой упаковочной коробке в виде книжки с прозрачной внутренней стенкой.


Упаковочная коробка карты ESI Juli@ красива и функциональна

Комплектация

В комплект попавшего к нам на тесты набора входили следующие компоненты:

  • PCI-карта ESI Juli@;
  • шнур переходник с внешними разъёмами MIDI I/O и S/PDIF I/O;
  • действительно полезное печатное руководство пользователя на английском и немецком языках в виде книжечки формата A5;
  • CD с драйверами;
  • CD со специальной версией Ableton Live (список ограничений);
  • купон на 50% скидку при апгрейде до полной версии Ableton Live;
  • красочная рекламка всех продуктов ESI.

Карта-трансформер

Уникальной способностью карты является возможность трансформации под нужды пользователя: можно выбирать, какие именно разъёмы будут задействованы — профессиональные балансные джеки (1/4" TRS) или бытовые тюльпаны (RCA).


Карта ESI Juli@: активны профессиональные балансные разъёмы TRS (1/4" джеки)


Карта ESI Juli@ в разборе: верхняя часть поворачивается на 180 градусов


Карта ESI Juli@: активны бытовые разъёмы тюльпаны (RCA)

Внутренности

Основной чип DSP, заклеенный логотипом ESI — это VIA Envy24HT-S (24 бит, 192 кГц; интерфейсы: три I2S/AC-link выходных, два I2S/AC-link входных). Цифровой трансивер — AKM AK4114 (8 входов, 2 выхода).


Основной чип DSP: 24 бит, 192 кГц VIA Envy24HT-S

В карте применён 8-канальный мультибитный 24 бит 192 кГц ЦАП AKM AK4358, с пониженной чувствительностью к джиттеру, позиционируемый AKM для профессиональной аппаратуры, а также бытовых DVD-Audio и SACD применений (кстати, о выходе этого ЦАПа я писал в наших новостях год назад). Динамический диапазон: 112 дБ. КНИ+шум: -94 дБ. 8-кратный 24-битный цифровой фильтр с опцией плавного спада АЧХ (опция в данном случае отключена для обеспечения идеально-ровной АЧХ). ЦАП хоть и не топовый, но вполне добротный для карты данной ценовой категории.


Структурная схема карты ESI Juli@

Из структурной схемы карты ESI Juli@ видно, что 8-канальный ЦАП AKM 4358 (обозначен как 4х DAC) используется в стереокарте не случайно — он служит для аппаратного мониторинга цифровых входов/выходов с абсолютно нулевой задержкой.

АЦП — 2-битный дельта-сигма стерео 24 бит 192 кГц AKM AK5385A, имеет чуть лучшие паспортные характеристики; позиционируется AKM для применения в профессиональных устройствах для записи в форматах высокого разрешения, в т.ч. DVD-Audio. Динамический диапазон: 114 дБ. Сигнал/(шум+искажения): 103 дБ. Высококачественный цифровой антиалиазинговый фильтр с линейной фазой, полоса пропускания при семплинге (Fs) 48 кГц: 0~21.768 кГц, неравномерность: 0.005 дБ, подавление в полосе непропускания: 100 дБ.


Преобразователи карты ESI Juli@: ЦАП AKM 4358 и АЦП AKM 5385A

Некоторые комментарии. Хотя ЦАП и АЦП в данной карте одного класса, аналогово-цифровые преобразователи всё же чуть лучше цифро-аналоговых. Вероятно, как и в случае Waveterminal 192X, разработчики полагали, что при прочих равных качество оцифровки (АЦП) более важно в home/project studio, чем незначительное снижение качество мониторинга сигнала. А вот для пользователей hi-end audio PC (RCA-разъёмы — реверанс именно в эту сторону), которые используют свой комп исключительно для высококачественного воспроизведения записей, и которых абсолютно не интересует АЦП, есть повод задуматься — сопоставим ли ЦАП с уровнем остального воспроизводящего звукового тракта? Если остальной тракт много дороже карты (ориентировочно более $600), так что узким местом является, в том числе, качество ЦАП, следует обратить внимание на звуковые карты мастерингового уровня.

Вообще, надо сказать, что в ценовой категории до $200 Juli@ демонстрирует повышение качества ЦАП/АЦП, если сравнивать с аналогичным старыми картами на ENVY24 — различными M-Audio Audiophile 2496, Echo MIA и т.п. По нашим измерениям (с применением одной и той же референсной звуковой карты) Juli@ даже лучше более дорогой карты ESI Waveterminal 192Х, с более качественными (по паспорту) АЦП. Так что серьёзную конкуренцию, безусловно, удачной по цене/качество карте Juli@ на наш взгляд составляют лишь EMU 1212M, с преобразователями более высокого уровня.

Несмотря на это, вполне возможно, что многие пользователи со звуковым трактом средней ценовой категории предпочтут Juli@, так как карта ESI более проста в управлении, не имеет проблем с поддержкой MME/WDM интерфейса в высоких форматах, обладает намного более ровной АЧХ линейных выходов и предлагает некоторые полезные в работе фирменные возможности, о которых пойдёт речь далее. Кроме того, EMU на нашем рынке явно имеет проблемы с доступностью в продаже, и такая ситуация не меняется уже полгода.


Панель управления ESI Juli@ проста и понятна

Технология E-WDM

Технология E-WDM (Enhanced Audio MIDI Driver) является собственной разработкой компании ESI, которая расширяет оригинальную концепцию архитектуры WDM-драйверов компании Microsoft.

Помимо стандартных возможностей, E-WDM предлагает функции, требующиеся при профессиональной обработке звука:

  1. Помимо поддержки Win XP/2000, также поддерживается Win Me/98 SE
    Основываясь на WDM архитектуре, E-WDM драйвера прекрасно работают на всех WDM совместимых ОС семейства Windows, в то время как зачастую WDM драйвера других звуковых карт работают лишь под W2K и XP, предлагая для Win98SE и ME драйвера VxD.
  2. Поддержка GIGAStudio 2000
    С самого начала E-WDM драйвера разрабатывались именно для профессиональных приложений. Популярный программный семплер GIGAStudio, от компании Tascam полностью поддерживается с экстремально низкой задержкой (latency) 1.5 мс.
  3. Поддержка ASIO 2.0
    ASIO 2.0 — безусловный стандарт, и E-WDM имеет его поддержку с всего лишь 3.0 мс задержкой.
  4. Независимая поддержка MME приложений
    Несколько MME приложений могут использоваться одновременно, при этом не будет выскакивать сообщение от драйверов о занятом устройстве. Это также полезно для старых приложений, не поддерживаемых WDM драйверами.
  5. Поддержка мультиклиентности
    С поддержкой мультиклиентности доступно неограниченное число аудио приложений одновременно. Можно использовать SONAR и WinAmp через одно и то же звуковое устройство.
  6. Поддержка многопоточности
    Поддерживается формат вывода 5.1 для работы с программными DVD-Video плеерами, такими как WinDVD и Power DVD. Эта функция также полезна для работы с WDM приложениями, такими как SONAR, особенно в плане синхронизации входных/выходных каналов.
  7. DirectMUSIC MIDI ports
    Основанный на WDM многопоточный MIDI-драйвер от ESI предлагает более стабильный тайминг, чем встроенный в NT4 или Windows 9X MIDI-тайминг.
  8. Поддержка DirectSound
    E-WDM предлагает поддержку нескольких DirectSound каналов для многоканального выхода в приложениях, таких как PCDJ (софт для DJ).
  9. Отсутствует ослабление сигнала на -6 дБ
    В отличие от ситуации с некоторыми другими драйверами, E-WDM гарантирует уровень сигнала точно по существующему стандарту.
  10. Ультранизкая задержка прохождения сигнала (latency), менее 1.5 мс
    Драйвера E-WDM обеспечивают комфортную работу за счёт минимального времени прохождения сигнала. Размер буфера настраивается в драйверах.

DirectWIRE: технология визуального роутинга сигналов

DirectWIRE, технология визуального программного роутинга сигналов, в настоящее время доступна для большинства продуктов ESI. Передача сигналов происходит на уровне драйверов, бит-в-бит, без потери качества.

Технология DirectWIRE 1.0 появилась на картах ESI Waveterminal 2496/192 ещё во времена широкой популярности семплера Gigastudio и первоначально в основном служила для комфортного пересчета MIDI-дорожек в WAV из Gigastudio (интерфейс GSIF) в Cubase (ASIO) или Cakewalk/SONAR1 (MME).


Панель DirectWIRE 1.0 карты ESI Waveterminal 192X

В DirectWIRE 2.0 была добавлена поддержка 32 каналов, новый вид контрольной панели и возможность отключать мониторинг (mute) определённых выходных каналов. Можно коммутировать входы и выходы программных интерфейсов MME, WDM, ASIO, GSI/F, даже если они работают одновременно. Можно соединить входы и выходы разных приложений виртуальными проводами и записывать сигнал без потери качества. Через DirectWIRE можно также записывать полностью в цифре многоканальный звук с DVD или другого источника сигнала (даже защищённого от копирования), в форматах вплоть до 24 бит 192 кГц в реальном времени.


Панель DirectWIRE 3.0 карты ESI Juli@

В DirectWIRE 3.0 были добавлены аппаратные входы. Для карты Juli@ виртуальные входы 1 и 2 — это левый и правый аппаратный аналоговый вход, 3 и 4 — левый и правый аппаратный цифровой S/PDIF вход.

Под названиями интерфейсов имеются в виду следующие приложения:

  • MME: WinAmp, CoolEdit, Cakewalk, Vegas и т.п.
  • WDM: SONAR (WDM/KS), PowerDVD, WinDVD, и т.п.
  • ASIO: Cubase, Nuendo, Logic, Reason, SONAR (ASIO) и т.п.
  • GSIF: GigaStudio 2.42 или старше.

О применении DirectWIRE 3.0 с подробными примерами использования можно почитать в руководстве на сайте Audiotrak.

Цифровые и MIDI интерфейсы

От остальных изделий компании ESI карту Juli@ выгодно отличает наличие у карты в комплекте MIDI-входа/выхода, цифровых RCA входа/выхода и цифрового оптического выхода. К картам Audiotrak MAYA44MKII и ESI Waveterminal 192X/L для получения всех этих возможностей требовалось отдельно докупать модуль MI/ODI/O, занимающий к тому же отдельную заглушку среди PCI-слотов.

Качество звучания

Juli@ vs. Audigy2 ZS Platinum Pro

Сравнить две эти карты позволяет сопоставимая цена ($185 за продукт ESI и $240 за изделие Creative) и профессиональные атрибуты у по сути игровой карты Audigy — внешний блок с полным набором разъёмов. Функциональность Juli@ и Platinum Pro в плане микрофонного предусилителя и выхода на наушники можно сравнять, докупив к Juli@ недорогой внешний аналоговый микшерный пульт (такие стоят около $50), но вполне вероятно, что в home/project studio внешний микшер уже имеется.

Перед началом сравнительного прослушивания у меня не было никаких субъективных предпочтений — карты имеют преобразователи одного класса, так что больших различий в звуке не ожидалось. Тем не менее, разница между картами отчётливо слышна даже на активной акустике JB-381 (к слову, колонках весьма хорошего качества и, наконец-то, вполне разумной ценовой категории, менее $200).

В режиме 16 бит 44 кГц A2 традиционно не очень хорошо играет через MME интерфейс, и существенно лучше через профессиональный комплектный "SB Audigy2 ZS ASIO" драйвер с включенной SSRC качественной передискретизацией в 48 кГц. Однако Juli@ играет более чётко и детально, а значит больше подходит для профессиональной работы. Хотя, это отчётливо слышно только при мгновенном переключении между играющими одну и ту же композицию картами. И если между моментами прослушивания пройдёт пара минут, то отличить карты друг от друга даже на той же композиции будет непросто. Так или иначе, я отчётливо слышу разницу, например, на Alex Reece, альбом 1996 года "So Far" (хиты Feel The Sunshine, Pulp Friction), и некоторых других тестовых композициях с чистым, выжатым по спектру мастерингом и тембрально запоминающимся высокочастотным диапазоном.

Juli@ vs. EMU 1820

Несмотря на высокую цену ($400) и свою повышенную многоканальность карты EMU1820, Juli@ может потягаться с ней на равных, так как изделие Creative/EMU имеет преобразователи такого же уровня (CS4392).

Обе карты, и Juli@, и 1280, тестировались в балансном режиме, уровень сигнала — повышенный (+4 dBu) для увеличения динамического диапазона и максимального раскрытия возможностей карт. Прослушивание проводилось на мониторах EVENT 20/20 bas, допускающих балансное подключение.

Тщательное прослушивание в одних и тех же условиях, при подключении одним и тем же проводом, при мгновенной коммутации не выявило разницы в звучании между картами. Однако учитывая немалую цену, EMU1820 не назовёшь удачной картой — это экономичный вариант старшей 1820M, уступающий в качестве более младшей модели 1212M. Предваряя ваши вопросы: сравнить с картой EMU 1212M или 1820M у нас пока нет возможности, так как данных карт в России нет в продаже. Штатовский офис EMU обещал нам выслать пресс-семпл, но связь с ним потеряна. Если возможность всё-таки появится, мы обновим статью.

Juli@ vs. LynxTwo

Сравнение с LynxTwo (цена >$1000, стерео-модификация Lynx L22 >$800) в наших тестированиях — традиционное, для выявления степени и характера отличия звучания тестируемой карты от эталонного источника звука.

Скажем сразу, LynxTwo звучит качественнее. Разница не на порядок, но всё же ощущается. Тем не менее, по сравнению с оригиналом Juli@ демонстрирует профессиональное качество звучания. Мультимедийные карты (например, Audigy2/ZS) обычно грешат искажениями тембров, различными окрасами и призвуками на высоких частотах, так что несмотря на довольно высокое качество преобразователей, такие карты непригодны для профессиональной работы. Juli@ свободна от таких недостатков, её звучание достоверное и чёткое. Отличие от Lynx лишь в чуть меньшей детальности, что вряд ли повлияет на профессиональную пригодность, за исключением применимости на этапе мастеринга.

Работа с наушниками

Несмотря на то, что карта не имеет отдельного выхода на наушники, их вполне можно подключать через переходник 2RCA-minijack. При использовании Sennheiser HD600 (импеданс 400 Ом) через переходник проблем со звуком не наблюдалось. Кроме того, был проведён следующий интересный опыт: к выходу подключался переменный резистор, и на выход карты подавалась синусоида максимальной амплитуды. На цифровом осциллографе EZ Digital OS-310M наблюдалось — сильно ли меняется амплитуда, и на каком сопротивлении будет ограничение. По сравнению с чистым линейным выходом MAYA44MKII, где было ограничение на ~100 Ом и ниже, с Juli@ всё было окей. Операционные усилители JRC 4580 держат низкоимпедансную нагрузку, хотя в паспорте Juli@ указано требование к импедансу нагрузки не менее 100 Ом. К слову, на MAYA44MKII есть и наушниковый выход, где также всё отлично.

Работа в профессиональных приложениях

Здесь никаких сюрпризов. Как и любая звуковая карта на чипе семейства ENVY24, Juli@ показала отличную работу в ASIO-приложениях CubaseSX 2.0.1 и WaveLab 5.0a.

Помимо этого, с картой корректно работает InterVideo WinDVD 6.0. DVD-Audio диски воспроизводятся с даунсемплингом до 16/48.

Тестирование в RMAA 5.4

Многие пользователи просят нас тестировать не только качество линейного выхода, но и линейного входа. Это особенно важно для профессионального оборудования, поэтому мы провели измерения карты в трёх режимах: при соединении выхода и входа карты, отдельно входа и выхода с применением более качественной референсной карты LynxTwo.

16 bit 44 kHz, +4dBu, balanced 1m cables ESI Juli@
loopback
LynxTwo ->
ESI Juli@
ESI Juli@ -> LynxTwo
Frequency response (from 40 Hz to 15 kHz), dB: +0.05, -0.03 +0.02, -0.16 +0.04, -0.03
Noise level, dB (A): -96.1 -96.1 -96.4
Dynamic range, dB (A): 95.7 95.9 95.8
THD, %: 0.0006 0.0023 0.0006
IMD, %: 0.0046 0.015 0.0045
Stereo crosstalk, dB: -96.7 -97.9 -98.1

Здесь и далее при тестировании линейного входа в балансном режиме с помощью LynxTwo ухудшается АЧХ. В режиме loopback (при соединении выхода и входа карты) такого недостатка нет, следовательно имеет место какая-то нестыковка в работе балансных интерфейсов конкретной связки устройств. Это ещё одна причина без нужды не использовать балансное подключение.

24 bit 44 kHz, +4dBu, balanced 1m cables ESI Juli@
loopback
LynxTwo ->
ESI Juli@
ESI Juli@ -> LynxTwo
Frequency response (from 40 Hz to 15 kHz), dB: +0.05, -0.03 +0.02, -0.16 +0.04, -0.03
Noise level, dB (A): -103.6 -109.3 -108.0
Dynamic range, dB (A): 103.4 109.2 107.9
THD, %: 0.0005 0.0023 0.0005
IMD, %: 0.0020 0.014 0.0019
Stereo crosstalk, dB: -103.9 -109.3 -107.2

В режиме 24 бит следует отметить идеально ровный график АЧХ и идеально чистый спектр шумов. Измеренный уровень шумов близок к заявленным значениям в паспорте конвертеров. Из имеющихся преобразователей разработчики выжали по-максимуму.



24 bit 96 kHz, +4dBu, balanced 1m cables ESI Juli@
loopback
LynxTwo ->
ESI Juli@
ESI Juli@ -> LynxTwo
Frequency response (from 40 Hz to 15 kHz), dB: +0.03, -0.02 +0.01, -0.17 +0.02, -0.04
Noise level, dB (A): -103.9 -109.8 -107.9
Dynamic range, dB (A): 103.9 109.4 107.7
THD, %: 0.0005 0.0023 0.0005
IMD, %: 0.0019 0.014 0.0019
Stereo crosstalk, dB: -101.6 -106.8 -106.7

В режиме 96 кГц спектр воспроизводится полностью, как это и должно быть. Напомню, карты EMU имеют проблемы с неотключаемым спадом АЧХ, составляющим для ЦАП -0,7 дБ на 20 кГц.



24 bit 44 kHz, S/PDIF
all tests comparision
Test file 24/44 LynxTwo S/PDIF loopback ESI Juli@ -> LynxTwo ESI Juli@ S/PDIF
loopback
Frequency response (from 40 Hz to 15 kHz), dB: +0.00, -0.00 +0.00, -0.00 +0.00, -0.00 +0.00, -0.00
Noise level, dB (A): -147.7 -144.4 -144.5 -144.5
Dynamic range, dB (A): 133.4 133.2 133.2 133.2
THD, %: 0.0000 0.0000 0.0000 0.0000
IMD, %: 0.0002 0.0002 0.0002 0.0002
Stereo crosstalk, dB: -149.7 -146.3 -145.1 -145.0

По тестам цифрового выхода Juli@ не уступает карте LynxTwo.

24 bit 96 kHz, S/PDIF
all tests comparision

Test file 24/96 LynxTwo S/PDIF loopback ESI Juli@ S/PDIF -> LynxTwo ESI Juli@ S/PDIF loopback
Frequency response (from 40 Hz to 15 kHz), dB: +0.00, -0.00 +0.00, -0.00 +0.00, -0.00 +0.00, -0.00
Noise level, dB (A): -151.1 -147.8 -147.9 -147.8
Dynamic range, dB (A): 133.3 133.2 133.2 133.2
THD, %: 0.0000 0.0000 0.0000 0.0000
IMD, %: 0.0002 0.0002 0.0002 0.0002
Stereo crosstalk, dB: -151.3 -146.2 -146.4 -145.9

В режиме 24/96 идеал от участников тестирования ещё дальше. Скорее всего, дело не в отсутствии побитной точности при передаче, а во влиянии PLL в трансиверах или в переформировании дизеринга. Так или иначе, заметить разницу между оригинальным и принятым сигналом на слух нереально — отличия ниже порога теплового шума полупроводников, а любое цифро-аналоговое преобразование даст с гарантией на порядок более слышимые погрешности — собственный уровень шума современных ЦАПов едва перешагивает планку -120 дБ А.

Тестирование в RightMark 3DSound 1.20

Мы тестируем DirectSound функции карты, так как у нас есть такая возможность. Тестирование в RM 3DS показывает совместимость с DirectSound интерфейсом, но также и отсутствие каких-либо алгоритмов программного 3D звука.

Device: Juli@ Ch12 (JulaWdm.sys)

Features:
Device has not enough hardware 3D buffers
Device has not enough hardware 2D buffers
EAX1: N/A
EAX2: N/A
EAX3: N/A
EAX4 Advanced HD: N/A

Rates:
dwMinSecondarySampleRate 22050
dwMaxSecondarySampleRate 192000

Free buffers stats:
dwFreeHw3DAllBuffers 0
dwFreeHw3DStaticBuffers 0
dwFreeHw3DStreamingBuffers 0
dwFreeHwMixingAllBuffers 0
dwFreeHwMixingStaticBuffers 0
dwFreeHwMixingStreamingBuffers 0

Max buffers stats:
dwMaxHwMixingAllBuffers 1
dwMaxHwMixingStaticBuffers 1
dwMaxHwMixingStreamingBuffers 1
dwMaxHw3DAllBuffers 0
dwMaxHw3DStaticBuffers 0
dwMaxHw3DStreamingBuffers 0

Misc stats:
dwFreeHwMemBytes 0
dwTotalHwMemBytes 0
dwMaxContigFreeHwMemBytes 0
dwUnlockTransferRateHwBuffers 0
dwPlayCpuOverheadSwBuffers 0

Audio transfer speed (software): 3.289 Mb/sec.


 

Эксклюзивное интервью iXBT.com
с ESI R&D team!

iXBT.com: Как появилась идея сделать такую необычную звуковую карту, Juli@, со столь оригинальным дизайном? Это попытка выделится среди похожих звуковых карт, и привлечь внимание? Что было причиной отказа от многоканального решения, которое мы видели в Waveterminal 192L/X (последователь Waveterminal 2496)?

ESI: При разработке Juli@ нашей основной целью являлось создание референсной модели карты в плане качества. Мы проводили исследования рынка и уже существующих продуктов. Мы выяснили, что пользователям требуется наличие балансных или небалансных соединительных разъёмов, предпочтительнее с равным количеством входных и выходных каналов, но все продукты поддерживают только один из типов коннекторов. Мы выпустили Juli@ с таким уникальным дизайном с возможностью для пользователя выбирать тип соединения между балансным или небалансным. ESI планирует представить новые многоканальные решение в ближайшем будущем.

iXBT.com: По какому принципу были выбраны конкретные модели АЦП и ЦАП? (AKM 5385A и 4358)? Почему был выбран 8-канальный ЦАП (AKM4358)?

ESI: Мы использовали AKM4358 при разработке других продуктов, таких как выходящая вскоре Audiotrak MAYA1010. Нам действительно понравилось качество AKM4358, так что он был в итоге использован для Juli@ несмотря на количество каналов. Это позволяет использовать дополнительные каналы для real-time мониторинга всех S/PDIF и аналоговых сигналов, обеспечивая лучшую функциональность. Что насчёт АЦП, мы всегда пытаемся использовать лучшие из имеющихся компонентов, так как для большинства профессиональных пользователей запись более важна, чем воспроизведение.

iXBT.com: Был ли при разработке выбран определённый порог цены/качества, чтобы уложиться в заданную цену (MSRP) или инженеры исповедуют некий принцип разумной достаточности в области качества?

ESI: Конечно, достижение определённой цены всегда в центре внимания во время разработки. В случае с Juli@, в высшем приоритете были функциональность и качество звука. И мы очень рады, что финальный продукт доступен сейчас по весьма конкурентоспособной цене (MSRP).

iXBT.com: Как вы ощущаете, с какими темпами происходит развитие в области звука форматов повышенного разрешения в среде производства музыки и потребности в этом со стороны пользователей/слушателей?

ESI: Когда мы начинали продавать 24-битные звуковые карты несколько лет назад, большинство профессиональных пользователей сразу начинали работать с форматом 24бит/44.1кГц. В сравнении с 16-битными продуктами предыдущего поколения, повышенное разрешение давало огромное улучшение качества звука, приносящее пользу при производстве музыки даже если в конечном итоге запись выходила в 16бит/44.1кГц на аудио-CD. Сейчас в процессе продакшена профессионалы понемногу начинают работать с большими частотами дискретизации, а не только с повышенной битностью. Новые форматы, такие как DVD (audio или video) или SACD требуют даже большей частоты дискретизации в производственном процессе; так что многие профессионалы уже работают с 96кГц или даже с 192кГц. ESI обеспечивает таких профессионалов не только своими звуковыми картами, но и потрясающе новыми концептами, например, как наш рекордер M-Fire M9600 24bit/96kHz DVD Master Recorder. В настоящее время, когда мы общаемся с членами нашего профессионального сообщества пользователей, мы можем видеть, что всё более возрастают требования к повышенному качеству звука, хотя нужно отметить, что это в значительной степени медленный процесс. Многие профессионалы также покупают железо с более высокими паспортными характеристиками, потому что они понимают, что оно звучит лучше и в режимах с меньшей частотой дискретизации. Для примера, наша 24бит/192кГц карта Juli@ даст лучший результат даже в 24бит/44.1кГц в сравнении с другими 24бит/96кГц устройствами, просто потому, что она имеет намного лучшие АЦП и ЦАП. Для обычных пользователей, необходимость поддержки 96кГц, или даже 192кГц, растёт в то же самое время в основном из-за необходимости воспроизводить уже имеющиеся бытовые форматы и носители. Windows Media Audio Professional (кодек формата многоканального сжатия), поддерживающий 24бит/96кГц — это уже стандарт для звука на PC. Так как всё больше профессионалов производят музыку и контент повышенной битности и частоты дискретизации, реальное требование к пользовательским продуктам с поддержкой этих функций также растёт. Однако всё движется не так быстро, возможно из-за нежелания больших медиа корпораций инвестировать в лучшее качество звука без присутствия на рынке гарантированных решений по защите цифрового контента (Digital Rights Management).

iXBT.com: Можете ли вы поделиться с нами своими мыслями о новом поколении встроенного звука под названием High Definition Audio, пришедшего на замену AC'97? Представляет ли это угрозу для высококачественных звуковых карт с поддержкой форматов высокого разрешения или наоборот привлечёт внимание к качественному звуку и поможет высококачественным звуковым устройствам?

ESI: Мы осведомлены о многообещающе выглядящем HD Audio. Но по нашему прошлому опыту, мы предполагаем, что у интегрированного в материнскую плату звука всегда будут какие-нибудь ограничения. Большинство производителей материнских плат будут вынуждены идти на компромиссы, что, вероятно, снизит качество аудио. Мы уже составили мнение о Azalia (экс-название HD Audio) по демонстрации на прошедшей в Тайпее COMPUTEX 2004. По сравнению с устаревшим AC'97, безусловно, были сделаны улучшения в спецификации. Однако мы считаем, не настолько существенно в плане качества, не выше чем AC'97. Мы уверены, что дополнительные звуковые карты будут распространены и в будущем, в основном для ценителей звука и, конечно, для профессионалов. Также, HD Audio по прежнему встречает огромную конкуренцию со стороны лидирующих компаний и всё ещё не обеспечивает полноценную замену высококачественному 3D аудио и популярным стандартам объёмного звука, таким как EAX, Dolby Digital и фичам, вроде Advanced NSP — простое и естественное решение от ESI по обработке звука с помощью CPU.

iXBT.com: Каково ваше мнение о возрождении E-MU в секторе звуковых карт (речь особенно о моделях 1212M и 0404)? Как вы оцениваете DSP фичи и качество конверторов этих карт с учётом их цен? Будет ли ответ со стороны ESI с топовыми конвертерами по доступной цене?

ESI: В целом мы полагаем, что набортные DSP решения на звуковых картах вскоре станут историей. Такие решения, как VST-плагины или DirectX-эффекты обеспечивают превосходный результат для профессионала и даже сверхвысоко качественные профессиональные эффекты основываясь на обработке с помощью CPU. Современные PC несомненно достаточно быстры, чтобы обеспечить лучшие звуковые эффекты и лучший звук программных синтезаторов в сравнении с решениями на основе DSP. Сейчас мы только в начале этого процесса, в будущем, будет всё меньше и меньше продуктов на основе DSP на аудио рынке, и обработка на основе программных решений будет более значительной. В современных условиях, очевидно что мощные драйвера, обеспечивающие низкую загрузку CPU и малое время прохождения сигнала (latency) имеют гораздо большую ценность, чем набортный DSP. Мы также думаю, что разработали замечательную вещь для профессионалов и энтузиастов аудио — Juli@, в настоящий момент это одно из наилучших решений на рынке для оцифровки из-за своего незаурядного схемотехнического дизайна. Превосходная частотная характеристика не имеет себе равных среди других продуктов даже в более высоком ценовом диапазоне. Расположенная в Сингапуре Creative Labs имеет у некоторых своих продуктов под маркой E-MU больший динамический диапазон на входе — это уже на усмотрение пользователей. Предпочтёт ли пользователь хорошую частотную характеристику или немного больший динамический диапазон — это зависит от его конкретных нужд. Конечно, ESI будет применять ещё более качественные АЦП и ЦАП в будущих профессиональных продуктах, например в наших грядущих многоканальных решениях. Компания ESI была одной из первых, кто применил 192кГц и 7.1 в звуковых картах, и мы продолжим представлять новые стандарты и фичи первыми. Другие примеры такого рода — такие не имеющие себе равных фичи, как универсальные E-WDM драйвера и, конечно, DirectWIRE, виртуальный цифровой роутинг с нулевом временем задержки, эксклюзивно доступен для пользователей продуктов ESI и Audiotrak.

iXBT.com: Как идут дела в компании ESI? Можем ли мы ожидать от инженеров ESI новых интересных продуктов, таких как Juli@, в будущем? Если ли какие-то планы, которыми вы можете с нами поделиться?

ESI: В действительности ESI в настоящее время сфокусирована на разработке продуктов, наиболее благоприятных рынку. Из массовых продуктов под брендом Audiotrak выйдут LP (низкопрофильный) тип продуктов c переносом всех доступных фич в уполовиненную PCI-карту, которая прекрасно впишется в корпуса для PC миниатюрного форм-фактора. Мы имеем MAYA 1010 ожидающую релиза в сторонке, но она не такая особенная как Juli@. Мы планируем разработать ассортимент изделий во внешнем (рэковом) исполнении, чтобы дать нашим пользователям бОльшие возможности по коммутации, как на потребительский, так на профессиональный музыкальный рынок. Наши драйвера и контрольные панели всегда будут иметь оригинальные эксклюзивные фичи от ESI такие, как E-WDM и DirectWIRE, которые так заинтересовали многих людей, также как выдающийся аппаратно-меняемый дизайн карты Juli@.

iXBT.com: Благодарим всю команду разработчиков ESI R&D team и лично Nikki Kichan Kang за организацию интервью!



Выводы

Профессиональная звуковая карта ESI Juli@ обладает необычным дизайном, имеет одновременно и профессиональные и бытовые разъемы для подключения, полные MIDI и цифровые интерфейсы, качественное звучание, отличные драйвера, вполне разумную цену, доступна в продаже. Учитывая стоимость и профессиональную ориентацию, недостатков у карты обнаружено не было. Инженеры ESI проделали отличную работу, но нельзя останавливаться на достигнутом — ждём от ESI/Audiotrak новых звуковых карт с более качественными ЦАП, которые составят более острую конкуренцию продуктам EMU той же ценовой категории.

 


 

По результатам тестирования звуковая карта ESI Juli@ получает награду в номинации «Оригинальный дизайн».




Cредняя цена по Москве
на ESI Juli@ составляет

Благодарим компанию ESI за предоставленную
на тестирование звуковую карту ESI Juli@