UltraSound PnP и UltraSound PnP PRO

 

Небольшое вступление

В начале 90-х годов нельзя было похвастаться хорошими звуковыми платами. Хорошие звуковые платы, как правило, были напичканы ROM патчами, делающими плату очень дорогой. В 1994 году можно было купить Sound Galaxy Basic — простейшую звуковую плату — за $145. Естественно, что платы получше стоили дороже. Sound Galaxy Nova 16 стоила $200, а Sound Galaxy Oriоn — мало кому известная плата — стоила $230.

И как раз в те времена Advanced Gravis Computer Technology выпустил свою звуковую плату, назвав ее UltraSound. Новая карта в буквальном смысле уничтожила все ограничения, которыми страдали другие звуковые платы. Стоимость этой платы в те времена — $220 т.е. по цене FM синтезатора Вы получаете WT синтезатор.

Минул год. Электроника развивалась огромными темпами. Цены на звуковые карты падали, благодаря внедрению новых технологий. Но появились новые проблемы.

В 1995 году Advanced Gravis выпустил звуковую плату UltraSound PnP, а следом и UltraSound PnP PRO. Обе эти платы возымели такое же действие на публику, как и UltraSound в начале 90-х годов.

Общий обзор

UltraSound PnP — небольшая плата из текстолита красного цвета, чуть-чуть больше 16-ти битового ISA слота. Два входа Line in — стерео, Mic in — моно. Выход на пару колонок Line Out. Имеет два выхода для CD Audio. На плате так же есть переключатель, указывающий тип используемого микрофона (condenser, dynamic), а так же перемычка, разрешающая/запрещающая автоматическую настройку. IDE интерфейс.

Поставка и програмное обеспечение

UltraSound PnP обычно идет, как Retail версия. В коробке, покрытой пленкой, находится следующее:

  • Плата в запечатаном пакетике.
  • Документация о установке.
  • Компакт диск и пара дискет с драйверами под DOS/Win31/Win95 в конверте, с напечатанным лицензионным соглашением.

Более детальная информация

UltraSound PnP/PnP PRO использует аудио-процессор от фирмы Advanced Micro Devices. Его название — AMD InterWave. Некоторые характеристики InterWave:

  • 48 Khz 16 bit stereo.
  • До 32-х звуковых и MIDI каналов.
  • Дуплексный режим.
  • WT синтезатор.
  • Расширяемое ОЗУ до 8-ми мегабайт. Вы можете использовать 32-x контактные модули памяти с временем доступа 70нс и ниже в конфигурациях 2 модуля по мегабайту каждый - 2 мегабайта, 2 модуля по два мегабайта каждый — 4 мегабайта, 2 модуля по четыре мегабайта каждый — 8 мегабайт. Есть возможность заставить UltraSound PnP работать с 16-ю мегабайтами, используя хирургический метод. Как это сделать? Обратитесь на сайт Utopia Sound Division. Там Вы найдете много полезной информации.
  • 1 мегабайт ROM-патчей.
  • Patch Cache технология, позволяет использовать банки памяти большего размера, нежели размер OЗУ. Необходимые инструменты подгружаются в ОЗУ непосредственно перед проигрыванием MIDI музыки. Хотя Advanced Gravis не рекомендует грузить такие банки, зато я рекомендую.
  • Если есть ОЗУ, то до 5-ти эффектов одновременно на каждый канал. (Reverb, Chorus, Flanger, Fading, Echo). Но не рекомендуется использовать максимальную громкость при максимуме эффектов — Вы посадите внутренний усилитель. Это касается не только Ultrasound'a.
  • >87 децибелл уровень шумов.
  • Полная PnP установка. В DOS отпадает необходимость использования Configuration Manager Software.
  • Полная реализация всех возможностей карты как в Win95, так и в DOS.
  • Native Support.
  • 100% совместимость с UltraSound Classic и частичная с UltraSound MAX.

Но в карте есть принципиально новое. Хочу отметить две полезнейшие возможности:

  • EPROM. Изначально UltraSound PnP использует слишком много ресурсов. Используя EPROM Tool (c) Вы можете свести использование ресурсов к минимуму, более того Вы можете отключить(!), а не сделать недоступными джойстик, CD-ROM, Sound Blaster, General Midi и т.д., освободив при этом надлежащие им ресурсы.
  • Digital Music Support. UltraSound PnP — единственная звуковая плата, которую я видел, где есть поддержка Digital Music. Вообще, Digital Music — это музыка в форматах MOD, S3M, IT, XM и т.д. Но что это дает?
    1. Вам теперь не нужно дергать регулятор MIDI или WAVE чтобы изменить громкость. Есть в микшере регулятор Digital Music.
    2. Поддержка Digital Music в Win95. Вы можете играть Ваши любимые MOD файлы в Windows через универальный проигрыватель, какладывая хоть все пять возможных эффектов.
    3. Повышенное качество проигрывания музыки таких форматов.

Совместимость и поддержка в играх

Поддержка звука и музыки улучшена по сравнению с предыдущими версиями GUS. Теперь у Вас больше шансов, чем на BLASTER'e, услышать хороший звук и WT музыку в играх. Вообще, с UltraSound PnP можно жить вообще без BLASTER'a. Лично у меня нет ни единой игры, где я не могу использовать звук и музыку на "Гусе".

Advanced Gravis утверждает, что UltraSound PnP никак не совместим с UltraSound MAX. Но это не так. CODEC'и то у них совместимые! Если программа расчитана на работу с CODEC'oм от UltraSound MAX, то UltraSound PnP сможет выступить в роли MAX'а в такой ситуации. Допустим, UltraSound PnP использует следующие ресурсы:

  • Base Port: 220h
  • IRQ: 5
  • DMA: 5

Тогда Вы должны оформить переменную ULTRA16. SET ULTRA16=32C,5,5,1,0.

Пример такой программы — Cubic Player, один из лучших MOD и MIDI проигрывателей, скачать который Вы можете с MAZ HOMEPAGE.

Но не расчитывайте на особую поддержку UltraSound MAX в играх.

Однако, теперь есть другой вариант получить звук в игре — обновить драйвера с помощью утилиты PREPGAME. Не всегда это даст желаемых результатов, однако забывать об этой возможности не следует.

UltraSound PnP также совместим с Sound Blaster 2.0 и General MIDI. Совместимость обеспечивает поддержка этих стандартов на железном уровне. Но бывают случаи, когда и это может дать сбой. В таких случаях можно использовать старый и добрый MEGAEM. Использовать его необходимо и тогда, когда нужно эмулировать MT-32. Все эмуляторы прекрасно работают в PROTECTED MODE.

Звуковая плата UltraSound PnP PRO

Тоже что и GUS PnP. В комплекте Вы можете обнаружить еще и микрофон. На плате установлено 512 килобайт ОЗУ.

AWE64 и GUS PnP

Я получаю огромное количество вопросов, типа "Вот, хочу купить звуковую плату, какую брать, Gus PnP или AWE64 Value/GOLD?" или "Какая звуковая плата лучше, Gus PnP или AWE 64?".

Настало время поставить все точки над i. AWE64 никогда не был и никогда не будет лучше Gus PnP с железной точки зрения. Бедное, по сравнению с Gus, програмное обеспечение. Но есть два пункта, где AWE64 превосходит GUS PnP, но и то не всегда и не везде и не для всех.

  • GUS PNP — дорогая плата (710 рублей), а вот AWE64 дешевле (около 450 рублей).
  • На AWE64 есть псевдо 3D звук.

Но все эти достоинства с лихвой окупаются сотней недостатков.

Многие скажут, что-нибудь типа "Но на PnP'шке нет памяти!". Да нет, но есть плата GUS PnP PRO, где есть 512 килобайт. Вот ее и надо брать. Она дороже GUS PnP всего на 100 рублей. GUS PnP был выпущен только для тех, кто сразу же поставит себе ОЗУ.

Да! ОЗУ расширяется аж до 28 мегабайт! Но на AWE нет Patch Cache, а во-вторых 4 мегабайта этой памяти стоит почти столько же, сколько и сама плата. Я благодарен тем людям, которые выпустили переходники с 32 пиновой памяти на AWE'шью память, а так же неофицальные разработки модулей памяти тоже сэкономят людям деньги.

Бедная поддержка музыки в играх на AWE. Для звука Вы всегда можете найти в списке поддерживаемых плат Regular Sound Blaster. Для музыки придется выбрать FM. На GUS PnP Вы никогда не останетесь без WT музыки. Даже FM превратится в WT.

Теоретически Вы можете сэмулировать General MIDI, GS и даже MT — 32. Но к сожалению эмуляция сводится к загрузке соответствующего патчсета и простой расшифровке MIDI команд. Естественно, никакой аппаратной поддержки GM нет, чего не скажешь о GUS PnP. В результате простая игра виснет. Пример таких игр — DeathTrack, Mech Warrior, Lotus The Ultimate Challenge и множество других. В этих играх на любом GUS'e есть и звук и музыка.

Я не утверждаю, что все игры будут рабтать с GUS'ом без проблем, но из 10-ти игр, не поддерживающих GUS и не работающих с WT музыкой на AWE только одна вызовет проблемы. Пример — Another World. На GUS'e ни один из его родных эмуляторов не работает. Но Вы всегда можете списать с UltraSound PnP CD sbos — эмулятор для GF1 плат. И все будет OK.

Ситуация усугубляется, когда Вы используете Protected Mode игру. Вот там то вы можете очень проколоться. Пример — UFO: ENEMY UNKNOWN (XCOM1). Для звука есть Regular Sound Blaster, а вот для музыки только Sound Blaster и Roland LAPC-1. Я так и не смог заставить AWEUTIL работать в UFO из DOS.

Многие говорят: "Но на AWE64 64 канала!. Кто сказал, что 64? Что после AWE стоит число 64? Канала на AWE — 32. Только в Win95 Вы можете использовать еще 32 канала, програмно, разумеется.

Вот! 3D звук! Где на GUS'e 3D звук? Нет?! Так что же это за плата если нет 3D звука?!! Отвечу. На GUS'e 3D звука нет, но нужен ли он?

3D звук придает больше постранственности, но это сопровождается рядом проблем. Во-первых, зачастую трехмерность просто портит звук. В основном это касается CD треков. Если звук не испорчен, то никакой трехмености может и не быть — просто output станет громче. Независимо от того, есть 3D Sound или нет, но мощность выходного сигнала бывает слишком большая, что ведет к искажению звука. Затрещать могут не только колонки, но и выходной усилитель на плате. Что касается Subwoofer'a, то тот просто бесится, бася так, что уши зажимаешь.

"Но на AWE есть регуляторы высоких и низких частот! Где на GUS'e то же самое?". Зачем это нужно? Регулятор высоких частот есть практически на всех колонках, а перегружать сами колонки, выкручивая басы, не всегда приятно и полезно для самих колонок, которые нередко оснащаются регулятором басов, а иногда даже и системой BASS BOOST. Любите басы? Купите SubWoofer. Если возьмете слишком мощный, то сначала будете чувствовать себя не очень, но потом привыкните. Когда привыкните, то поймете, что аппаратное регулирование басов — абсолютно бесполезный прибамбас. В заключение отмечу, что даже Creative Labs признал качество MIDI музыки неудовлетворительным. Это цитата с cервера Creative Labs: Описывается новая звуковая плата — Sound Blaster PCI64, и речь без сомнения идет о предыдущем поколении бластеров.

Now every instrument sounds just like its real life counterpart, not a poor facsimile.

Кстати о MIDI музыке. Вот тут говорят: "Ты слышал, как твой GUS играет MIDI? А вот как AWE играет тоже самое…". На AWE очень много инструментов играет не так, как надо. Пример Honky Tonk Piano. Играет хорошо, а больше похож на измененный Acoustic Grand Piano. Два инструмента — Distorted Guitar и Overdrive Guitar играют одинаково, только какой-то из них играет тише, а какой не помню. Да и вообще, качество пианино не высокое, да это и нормально, ведь запихать в мегабайт ПЗУ качественные инструменты невозможно. Да и крутые банки с инструментами можно достать как для GUS PnP, так и для AWE.

 

7 августа 1998 Г.

UltraSound PnP and UltraSound PnP PRO Review

UltraSound PnP и UltraSound PnP PRO

 

Небольшое вступление

В начале 90-х годов нельзя было похвастаться хорошими звуковыми платами. Хорошие звуковые платы, как правило, были напичканы ROM патчами, делающими плату очень дорогой. В 1994 году можно было купить Sound Galaxy Basic — простейшую звуковую плату — за $145. Естественно, что платы получше стоили дороже. Sound Galaxy Nova 16 стоила $200, а Sound Galaxy Oriоn — мало кому известная плата — стоила $230.

И как раз в те времена Advanced Gravis Computer Technology выпустил свою звуковую плату, назвав ее UltraSound. Новая карта в буквальном смысле уничтожила все ограничения, которыми страдали другие звуковые платы. Стоимость этой платы в те времена — $220 т.е. по цене FM синтезатора Вы получаете WT синтезатор.

Минул год. Электроника развивалась огромными темпами. Цены на звуковые карты падали, благодаря внедрению новых технологий. Но появились новые проблемы.

В 1995 году Advanced Gravis выпустил звуковую плату UltraSound PnP, а следом и UltraSound PnP PRO. Обе эти платы возымели такое же действие на публику, как и UltraSound в начале 90-х годов.


Общий обзор

UltraSound PnP — небольшая плата из текстолита красного цвета, чуть-чуть больше 16-ти битового ISA слота. Два входа Line in — стерео, Mic in — моно. Выход на пару колонок Line Out. Имеет два выхода для CD Audio. На плате так же есть переключатель, указывающий тип используемого микрофона (condenser, dynamic), а так же перемычка, разрешающая/запрещающая автоматическую настройку. IDE интерфейс.

Поставка и програмное обеспечение

UltraSound PnP обычно идет, как Retail версия. В коробке, покрытой пленкой, находится следующее:

  • Плата в запечатаном пакетике.
  • Документация о установке.
  • Компакт диск и пара дискет с драйверами под DOS/Win31/Win95 в конверте, с напечатанным лицензионным соглашением.

Более детальная информация

UltraSound PnP/PnP PRO использует аудио-процессор от фирмы Advanced Micro Devices. Его название — AMD InterWave. Некоторые характеристики InterWave:

  • 48 Khz 16 bit stereo.
  • До 32-х звуковых и MIDI каналов.
  • Дуплексный режим.
  • WT синтезатор.
  • Расширяемое ОЗУ до 8-ми мегабайт. Вы можете использовать 32-x контактные модули памяти с временем доступа 70нс и ниже в конфигурациях 2 модуля по мегабайту каждый - 2 мегабайта, 2 модуля по два мегабайта каждый — 4 мегабайта, 2 модуля по четыре мегабайта каждый — 8 мегабайт. Есть возможность заставить UltraSound PnP работать с 16-ю мегабайтами, используя хирургический метод. Как это сделать? Обратитесь на сайт Utopia Sound Division. Там Вы найдете много полезной информации.
  • 1 мегабайт ROM-патчей.
  • Patch Cache технология, позволяет использовать банки памяти большего размера, нежели размер OЗУ. Необходимые инструменты подгружаются в ОЗУ непосредственно перед проигрыванием MIDI музыки. Хотя Advanced Gravis не рекомендует грузить такие банки, зато я рекомендую.
  • Если есть ОЗУ, то до 5-ти эффектов одновременно на каждый канал. (Reverb, Chorus, Flanger, Fading, Echo). Но не рекомендуется использовать максимальную громкость при максимуме эффектов — Вы посадите внутренний усилитель. Это касается не только Ultrasound'a.
  • >87 децибелл уровень шумов.
  • Полная PnP установка. В DOS отпадает необходимость использования Configuration Manager Software.
  • Полная реализация всех возможностей карты как в Win95, так и в DOS.
  • Native Support.
  • 100% совместимость с UltraSound Classic и частичная с UltraSound MAX.

Но в карте есть принципиально новое. Хочу отметить две полезнейшие возможности:

  • EPROM. Изначально UltraSound PnP использует слишком много ресурсов. Используя EPROM Tool (c) Вы можете свести использование ресурсов к минимуму, более того Вы можете отключить(!), а не сделать недоступными джойстик, CD-ROM, Sound Blaster, General Midi и т.д., освободив при этом надлежащие им ресурсы.
  • Digital Music Support. UltraSound PnP — единственная звуковая плата, которую я видел, где есть поддержка Digital Music. Вообще, Digital Music — это музыка в форматах MOD, S3M, IT, XM и т.д. Но что это дает?
    1. Вам теперь не нужно дергать регулятор MIDI или WAVE чтобы изменить громкость. Есть в микшере регулятор Digital Music.
    2. Поддержка Digital Music в Win95. Вы можете играть Ваши любимые MOD файлы в Windows через универальный проигрыватель, какладывая хоть все пять возможных эффектов.
    3. Повышенное качество проигрывания музыки таких форматов.

Совместимость и поддержка в играх

Поддержка звука и музыки улучшена по сравнению с предыдущими версиями GUS. Теперь у Вас больше шансов, чем на BLASTER'e, услышать хороший звук и WT музыку в играх. Вообще, с UltraSound PnP можно жить вообще без BLASTER'a. Лично у меня нет ни единой игры, где я не могу использовать звук и музыку на "Гусе".

Advanced Gravis утверждает, что UltraSound PnP никак не совместим с UltraSound MAX. Но это не так. CODEC'и то у них совместимые! Если программа расчитана на работу с CODEC'oм от UltraSound MAX, то UltraSound PnP сможет выступить в роли MAX'а в такой ситуации. Допустим, UltraSound PnP использует следующие ресурсы:

  • Base Port: 220h
  • IRQ: 5
  • DMA: 5

Тогда Вы должны оформить переменную ULTRA16. SET ULTRA16=32C,5,5,1,0.

Пример такой программы — Cubic Player, один из лучших MOD и MIDI проигрывателей, скачать который Вы можете с MAZ HOMEPAGE.

Но не расчитывайте на особую поддержку UltraSound MAX в играх.

Однако, теперь есть другой вариант получить звук в игре — обновить драйвера с помощью утилиты PREPGAME. Не всегда это даст желаемых результатов, однако забывать об этой возможности не следует.

UltraSound PnP также совместим с Sound Blaster 2.0 и General MIDI. Совместимость обеспечивает поддержка этих стандартов на железном уровне. Но бывают случаи, когда и это может дать сбой. В таких случаях можно использовать старый и добрый MEGAEM. Использовать его необходимо и тогда, когда нужно эмулировать MT-32. Все эмуляторы прекрасно работают в PROTECTED MODE.


Звуковая плата UltraSound PnP PRO

Тоже что и GUS PnP. В комплекте Вы можете обнаружить еще и микрофон. На плате установлено 512 килобайт ОЗУ.


AWE64 и GUS PnP

Я получаю огромное количество вопросов, типа "Вот, хочу купить звуковую плату, какую брать, Gus PnP или AWE64 Value/GOLD?" или "Какая звуковая плата лучше, Gus PnP или AWE 64?".

Настало время поставить все точки над i. AWE64 никогда не был и никогда не будет лучше Gus PnP с железной точки зрения. Бедное, по сравнению с Gus, програмное обеспечение. Но есть два пункта, где AWE64 превосходит GUS PnP, но и то не всегда и не везде и не для всех.


  • GUS PNP — дорогая плата (710 рублей), а вот AWE64 дешевле (около 450 рублей).
  • На AWE64 есть псевдо 3D звук.

Но все эти достоинства с лихвой окупаются сотней недостатков.

Многие скажут, что-нибудь типа "Но на PnP'шке нет памяти!". Да нет, но есть плата GUS PnP PRO, где есть 512 килобайт. Вот ее и надо брать. Она дороже GUS PnP всего на 100 рублей. GUS PnP был выпущен только для тех, кто сразу же поставит себе ОЗУ.

Да! ОЗУ расширяется аж до 28 мегабайт! Но на AWE нет Patch Cache, а во-вторых 4 мегабайта этой памяти стоит почти столько же, сколько и сама плата. Я благодарен тем людям, которые выпустили переходники с 32 пиновой памяти на AWE'шью память, а так же неофицальные разработки модулей памяти тоже сэкономят людям деньги.

Бедная поддержка музыки в играх на AWE. Для звука Вы всегда можете найти в списке поддерживаемых плат Regular Sound Blaster. Для музыки придется выбрать FM. На GUS PnP Вы никогда не останетесь без WT музыки. Даже FM превратится в WT.

Теоретически Вы можете сэмулировать General MIDI, GS и даже MT — 32. Но к сожалению эмуляция сводится к загрузке соответствующего патчсета и простой расшифровке MIDI команд. Естественно, никакой аппаратной поддержки GM нет, чего не скажешь о GUS PnP. В результате простая игра виснет. Пример таких игр — DeathTrack, Mech Warrior, Lotus The Ultimate Challenge и множество других. В этих играх на любом GUS'e есть и звук и музыка.

Я не утверждаю, что все игры будут рабтать с GUS'ом без проблем, но из 10-ти игр, не поддерживающих GUS и не работающих с WT музыкой на AWE только одна вызовет проблемы. Пример — Another World. На GUS'e ни один из его родных эмуляторов не работает. Но Вы всегда можете списать с UltraSound PnP CD sbos — эмулятор для GF1 плат. И все будет OK.

Ситуация усугубляется, когда Вы используете Protected Mode игру. Вот там то вы можете очень проколоться. Пример — UFO: ENEMY UNKNOWN (XCOM1). Для звука есть Regular Sound Blaster, а вот для музыки только Sound Blaster и Roland LAPC-1. Я так и не смог заставить AWEUTIL работать в UFO из DOS.

Многие говорят: "Но на AWE64 64 канала!. Кто сказал, что 64? Что после AWE стоит число 64? Канала на AWE — 32. Только в Win95 Вы можете использовать еще 32 канала, програмно, разумеется.

Вот! 3D звук! Где на GUS'e 3D звук? Нет?! Так что же это за плата если нет 3D звука?!! Отвечу. На GUS'e 3D звука нет, но нужен ли он?

3D звук придает больше постранственности, но это сопровождается рядом проблем. Во-первых, зачастую трехмерность просто портит звук. В основном это касается CD треков. Если звук не испорчен, то никакой трехмености может и не быть — просто output станет громче. Независимо от того, есть 3D Sound или нет, но мощность выходного сигнала бывает слишком большая, что ведет к искажению звука. Затрещать могут не только колонки, но и выходной усилитель на плате. Что касается Subwoofer'a, то тот просто бесится, бася так, что уши зажимаешь.

"Но на AWE есть регуляторы высоких и низких частот! Где на GUS'e то же самое?". Зачем это нужно? Регулятор высоких частот есть практически на всех колонках, а перегружать сами колонки, выкручивая басы, не всегда приятно и полезно для самих колонок, которые нередко оснащаются регулятором басов, а иногда даже и системой BASS BOOST. Любите басы? Купите SubWoofer. Если возьмете слишком мощный, то сначала будете чувствовать себя не очень, но потом привыкните. Когда привыкните, то поймете, что аппаратное регулирование басов — абсолютно бесполезный прибамбас. В заключение отмечу, что даже Creative Labs признал качество MIDI музыки неудовлетворительным. Это цитата с cервера Creative Labs: Описывается новая звуковая плата — Sound Blaster PCI64, и речь без сомнения идет о предыдущем поколении бластеров.

Now every instrument sounds just like its real life counterpart, not a poor facsimile.

Кстати о MIDI музыке. Вот тут говорят: "Ты слышал, как твой GUS играет MIDI? А вот как AWE играет тоже самое…". На AWE очень много инструментов играет не так, как надо. Пример Honky Tonk Piano. Играет хорошо, а больше похож на измененный Acoustic Grand Piano. Два инструмента — Distorted Guitar и Overdrive Guitar играют одинаково, только какой-то из них играет тише, а какой не помню. Да и вообще, качество пианино не высокое, да это и нормально, ведь запихать в мегабайт ПЗУ качественные инструменты невозможно. Да и крутые банки с инструментами можно достать как для GUS PnP, так и для AWE.