На прошедшей в Москве 5 октября 2006 года пресс-конференции компания Creative представила необычный продукт — Xmod.
Новинка представляет собой внешнее устройство с USB-интерфейсом, с возможностью работы как с компьютером, так и автономно. Xmod содержит внутри аппаратный DSP, позволяющий накладывать на звук эффекты. Регулятор больших размеров позволяет изменять громкость, уровень воздействия эффектов, а также включает/отключает звук при нажатии на него. Из разъемов коммутации имеется линейный/микрофонный вход и раздельные выходы на колонки и наушники.
Xmod посвещён отдельный сайт с интерактивной презентацией в формате Flash: www.x-fi.com.
Под крышкой устройства обраружился DSP Texas Instruments TMS320, а также кодек Texas Instruments AIC23B с интегрированным буфером для наушников. Характеристики:
- АЦП: мультибитный сигма-дельта, 90 дБ A сигнал/шум
- ЦАП: мультибитный сигма-дельта, 100 дБ A сигнал/шум
На аппаратном уровне, за счёт обработки DSP, поддерживаются следующие технологии X-Fi:
- X-Fi Crystalizer
- X-Fi CMSS-3D Virtual
- X-Fi CMSS-3D Headphone
Crystalizer подробно описывался в нашей статье Creative SoundBlaster X-Fi. Часть 2 — исследуем технологию 24-bit Crystalizer. Напомним, это довольно сложная комбинация статической и динамической обработки сигнала (комбинация шейпера, эквалайзера и максимайзера). В русском языке для Crystalizer есть хорошее ироничное слово "улучшайзер". Необходимость применения каждый решает для себя. Для высококачественной аппаратуры применение как минимум спорное. Для низкокачественной — более акцентированные верха и басы в сочетании с поджатием динамики кому-то вполне могут показаться звучащими интереснее.
CMSS-3D Headphone обеспечивает объемное звучание в наушниках, CMSS-3D Virtual — в стереоколонках. Разница в том, что для наушников не нужно применять crosstalk cancellation (взаимное подавление паразитное влияние звучания левой и правой колонок).
Автономная работа устройства возможна только от 5-вольтового блока питания, который не входит в комплект. Наложение эффектов происходит либо на поступающий из компьютера сигнал по USB, либо с линейного входа при автономной работе, но не одновременно.
Измерения в RMAA показывают неплохие цифры, причем, чуть лучше в режиме 44 кГц. С другой стороны, результаты измерений сопоставимы с характеристиками недорогих кодеков. Xmod явно уступает по качеству картам семейства X-Fi, при том, что по цене сопоставим с младшими моделями.
Режим работы: 16 бит 44 кГц
Тестируемая цепь: Xmod line-out — LynxTWO line-in
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | +0.01, -0.10 | Отлично |
Уровень шума, дБ (А): | -94.7 | Очень хорошо |
Динамический диапазон, дБ (А): | 91.5 | Очень хорошо |
Гармонические искажения, %: | 0.0041 | Очень хорошо |
Интермодуляционные искажения + шум, %: | 0.0089 | Очень хорошо |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -93.5 | Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, %: | 0.037 | Хорошо |
Общая оценка: Очень хорошо (подробный отчёт)
Режим работы: 16 бит 48 кГц
Тестируемая цепь: Xmod line-out — LynxTWO line-in
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | +0.01, -0.11 | Отлично |
Уровень шума, дБ (А): | -93.4 | Очень хорошо |
Динамический диапазон, дБ (А): | 91.2 | Очень хорошо |
Гармонические искажения, %: | 0.0055 | Очень хорошо |
Интермодуляционные искажения + шум, %: | 0.011 | Очень хорошо |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -94.3 | Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, %: | 0.038 | Хорошо |
Общая оценка: Очень хорошо (подробный отчёт)
Режим 24 бит 96 кГц демонстрирует параметры меньшего разрешения, хотя кодек поддерживает данный режим в спецификации. И по динамическому диапазону, и по АЧХ хорошо виден пересчёт. Форматы высокого разрешения — не для Xmod.
Режим работы: 24 бит 96 кГц
Тестируемая цепь: Xmod line-out — LynxTWO line-in
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | +0.02, -0.10 | Отлично |
Уровень шума, дБ (А): | -99.3 | Отлично |
Динамический диапазон, дБ (А): | 91.4 | Очень хорошо |
Гармонические искажения, %: | 0.0076 | Очень хорошо |
Интермодуляционные искажения + шум, %: | 0.023 | Хорошо |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -92.8 | Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, %: | 0.033 | Хорошо |
Общая оценка: Очень хорошо (подробный отчёт)
Тестирование проводилось на следующей аппаратуре: наушники Creative HQ-1500, активные колонки JB-381.
Так как пользователи Xmod предположительно владельцы ноутбуков, качество звучания было оценено в сравнении с интегрированным AC'97 звуком (Analog Devices SoundMAX) и звуковой картой Audigy2 Notebook. Xmod звучал уверенно лучше, чем AC'97 — более детально и с меньшими искажениями. Карте Audigy2 Notebook (в режиме Bit Accurate Playback) Xmod немного уступил.
Было проведено сравнение с PCI картой X-Fi, на предмет выявления аутентичности заложенной в Xmod обработки (X-Fi Crystalizer, X-Fi CMSS-3D Virtual, X-Fi CMSS-3D Headphone).
Выяснилось следующее:
- Характер звучания эффектов тот же, отличия очень небольшие
- Xmod имеет более сильное значение уровня обработки по умолчанию
- Регулировка уровня эффектов предположительно имеет три положения
Невольно возникает вопрос: так ли нужна картам X-Fi заявленная невероятная мощность, если данные эффекты с успехом реализуются на небольшом универсальном DSP. Возможно, инженерам Creative надо поработать над лучшим применением заявленных богатых возможностей обработки чипа, стоящего в картах. Напомню, основным преимуществом карт X-Fi производитель считает поддержку именно данных двух технологий: Crystalizer и CMSS-3D.
Выводы
Xmod — интересный аксессуар для владельца ноутбука, способный заменить по удобству и качеству интегрированный звук. Удобный большой цифровой регулятор громкости, раздельные выходы на наушники и колонки, отключаемые встроенные эффекты. Из недостатков: нет аппаратной поддержки 3D звука в играх, БП для автономной работы докупается отдельно, достаточно высокая для нашего рынка цена (MSRP $80), за которую можно взять полноценную звуковую карту с более качественными преобразователями. Интересно было бы иметь внешнее устройство для существующих владельцев карт, по функциям как у Xmod, но задействующее внутренние возможности PCI карты.