Мультимедиа-комбайн Archos AV700

Наблюдающийся в последнее время застой на рынке портативных аудиопроигрывателей, обусловленный тем, что дальше, в общем-то, двигаться некуда, привел к тому, что большинство производителей стали наделять свои устройства функциями поддержки видео. В случае большинства моделей на флэш-памяти делается это большей частью для галочки — все равно на практике вряд ли кто-то будет серьезно рассматривать предложение посмотреть какой-нибудь фильм на дисплее с диагональю 1–1,5 дюйма. Но бывают и менее клинические случаи. Некоторые плееры на флэш-памяти и очень многие модели на жестких дисках снабжаются дисплеями с диагональю от 2,5 дюймов, чего достаточно для того, чтобы посмотреть любимый мультфильм в транспорте. А что остается делать производителям «настоящих» видеоплееров? В принципе, и на этом рынке сложно придумать что-то качественно новое, с потребностями наименее привередливых пользователей справится и какой-нибудь из «недовидео»-плееров (типа Creative Zen Vision: M или Apple iPod Video), так что приходится оттачивать до блеска то, что было придумано ранее. Если какая-то идея была реализована, ее надо довести до совершенства, если какая-то мелкая допфича ранее была забыта, ее следует добавить… разумеется, поиск решений качественно-нового уровня тоже должен вестись постоянно: а вдруг конструкторам что-нибудь в голову придет?

Является ли Archos AV700, который мы сегодня будем рассматривать, простым эволюционным развитием плееров компании или это нечто существенно новое? И да, и нет. Основные идеи, реализованные в данной модели, были обкатаны еще в AV300 и получили логическое развитие в AV400, а на последнюю линейку AV700 чрезвычайно похож. С другой стороны, увеличение размера дисплея можно считать и качественным изменением. На рынке HDD-видеоплееров сложилась парадоксальная ситуация. Нет проблем с карманными плеерами — от примитивных моделей типа упомянутых изделий Creative и Apple, до вполне полноценных комбайнов. Достаточно богат выбор и ориентированной на стационарное применение техники, причем, опять же, как жестко рассчитанной на то, что с места двигать ее не будут, так и вполне портативных моделей, отличающихся от функционально-завершенных собратьев разве что полным отсутствием дисплея. Промежуточного решения — не карманного, но полностью автономного и снабженного достаточно большим дисплеем, пригодным для группового просмотра фильмов, не было. Нужно ли оно? Пусть не всем, но все же нужно. Недаром портативные DVD-плееры с экраном с диагональю 7-10 дюймов пользуются достаточно устойчивым спросом: постоянно носить такое устройство в кармане, разумеется, не получится, но брать его с собой в длительные командировки или на дачу достаточно удобно. Нет необходимости в поиске устройства отображения, типа телевизора, но, в то же время, просмотр фильмов благодаря большому (относительно) экрану не в пример удобнее, чем случае карманных плееров. Опять же — для фильмов широкоэкранный режим (16:9) давно стал более распространенным, нежели «стандартные» 4:3, но практически все карманные HDD-плееры рассчитаны именно на последние пропорции, что тоже сказывается на удобстве просмотра. AV700 как раз призван заполнить эту, ранее пустующую, нишу. Так что вполне можно утверждать, что это устройство является не только количественным, но и качественным развитием автономных HDD-плееров. Точнее, даже не плееров, а рекордеров — данная функциональность появилась еще в AV400 (на самом деле, и в предыдущих моделях, но там для видеозаписи приходилось использовать дополнительные модули), и теперь от нее тоже никто не собирался отказываться. А еще на базе AV700 вполне способно появиться принципиально новое видеоустройство… впрочем, не будем забегать вперед: всему свое время.

НазваниеArchos AV700
Размеры209 × 107 × 19 мм
Масса590 г.
Память2.5" HDD, 40 или 100 Гбайт
Дисплей7" цветной ЖК, 480×234 точки
ИнтерфейсUSB 2.0
ВидеоформатыMPEG4 Simple Profile
АудиоформатыMP3, WMA и WAV PCM
Графические форматыJPEG и BMP
FM-радиоНет
Запись аудио WAV PCM и ADPCM с линейного входа и встроенного микрофона
Запись видео MPEG4
Аккумулятор Сменный Li-Ion
ОсобенностиUSB-хост, стереодинамики

AV700 — основные отличия от предыдущих моделей

В принципе, как я уже сказал, общего между AV400 и AV700 много больше, чем отличий. То же самое касается, впрочем, и AV500, и PMA400 — AV400 оказалась столь сбалансированной и функциональной линейкой, что Archos, на мой взгляд, еще долго не придется вносить в нее каких-то кардинальных изменений. Поэтому я не буду слишком подробно расписывать нашего сегодняшнего испытуемого — большинство информации изложено в обзоре AV400. Лучше сконцентрируемся на отличиях:

  1. Дисплей. Полновесные 7 дюймов против 3,5–3,8 в предыдущей линейке
  2. Полная поддержка PlaysForSure
  3. Поддержка USB On the Go вместо слота CompactFlash для коммутации с другими устройствами — например, записи фотографий с цифрового фотоаппарата
  4. Поддержка игровой платформы Mophun

Последние два пункта в подробном изучении не нуждаются. Mophun поддерживали и Gimini 400, и PMA400, а они нами уже описаны. USB-хост тоже присутствовал в PMA400, но о нем пару слов сказать нужно. Потому, что я, например, до конца не определился — считать ли его шагом вперед по сравнению со слотом для карт, или не стоит. С одной стороны, это решение более универсально. Ранее просто было работать лишь с CompactFlash, каковой стандарт уже существенно растерял популярность, а для других карт требовалось покупать недешевые переходники (найти которые нужно было суметь). Теперь достаточно воспользоваться любым картоводом, а то и просто подключить сам фотоаппарат. И не только фотоаппарат — можно и файлы с флэшдрайва сбросить. И наоборот — все тот же удобный двухоконный браузер, появившийся еще во времена AV300, позволяет записывать файлы в любом направлении, так что благодаря USB-хосту вы легко сможете сбросить файлы знакомому, у которого найдется какое-нибудь UMS-устройство. Необязательно флэшка и необязательно переписывать только фотографии — например, можно и музыкой поделиться где-нибудь «в полевых условиях». С точки зрения универсальности, новое решение выглядит намного симпатичнее старого. Но есть и огромный недостаток — скорость работы. К сожалению, практически все производители плееров (да и не только) используют контроллеры, поддерживающие лишь Full Speed, что не позволяет надеяться на скорости выше 1 Мбайт/с. На практике они обычно еще медленнее, так что получите вы лишь 500 Кбайт/с (примерно). А емкость карт растет! Запись гигабайта информации, например, займет порядка получаса, а ведь такие карты давно не являются экзотикой. Модели со слотом для карт памяти с легкостью обеспечивали почти на порядок более высокую скорость — 4-4.5 Мбайт/с. Таким образом, выиграв в универсальности, мы теряем в скорости, и теряем достаточно много. Пользователи «откликнулись» в понятном направлении — на вторичном рынке старые плееры семейства Gmini пользуются весьма высокой популярностью; не факт, что ей будут со временем наделены новые модели. Кроме того, переход к USB OTG несколько снизил привлекательность устройств конкретно от Archos, ввиду того, что такую функциональность предоставляют уже многие, причем на примерно одинаковом уровне, в то время как ранее плееры от французской компании заметно выделялись за счет функции считывания информации с карт памяти. Примечательно, что некоторые конкуренты в новых моделях предусматривают именно слоты для карт (например, слотом CF снабжен Creative Zen Vision), то есть прочие производители достаточно бодро двинулись на оставленный Archos сегмент рынка. Идеальным вариантом было бы и сохранить слот, и добавить USB-хост, но этого сделано не было.

Посмотрим на «однозначно верные» нововведения. Начнем с простого и тоже становящегося стандартом — поддержки PlaysForSure. Поскольку раньше мы об этом как-то не писали, начнем с теоретического введения.

PlaysForSure — попытка стандартизации плеерного рынка

Бум MP3 и прочих сжатых форматов оказался неожиданным для звукозаписывающих компаний, да и для производителей бытовой техники. Впрочем, и для пользователей он тоже был достаточно неожиданным — первые МР3-плееры, выпускаемые в основной своей массе тогда мало кому известными компаниями, покупались энтузиастами,  успевшими «вкусить» плюс аудиосжатия, и просто желающими получать все эти преимущества и на удалении от компьютеров. В результате начало новой эпохи оказалось существенно смазанным. Отсутствие легального готового контента привело к развитию файлообменных сетей и прочих методов распространения музыки, которые сразу не понравились аудиолейблам. Вместо того, чтобы исправлять последствия собственной тормознутости, последние не нашли ничего лучшего, чем пытаться бороться с самими плеерами и форматом МР3, что было изначально обречено на поражение. Разумеется, МР3 имел большие недостатки, фактически главным из которых являлось полное отсутствие средств защиты файлов от неконтролируемого распространения, однако попытки заменить его чем-нибудь другим натыкались, опять же, на отсутствие контента, в то время как суммарный объем бродящих по рукам МР3-файлов быстро начал измеряться в терабайтах. Кроме того, за каждым из альтернативных форматов стоял всего один или небольшая группа производителей, в то время как МР3 в той или иной степени поддерживать вынуждены были все. Музыкальные магазины начали появляться, однако при использовании формата МР3 проблему с пиратством не решали — один раз купленный файл быстро становился общедоступным.

Правильный вариант выхода из сложившейся ситуации быстро был продемонстрирован Apple. Кроме «стандартного» МР3, iPod поддерживал и AAC — несколько более «продвинутый» формат, обеспечивающий при той же степени сжатия более высокое качество и, самое главное, расширенный в сторону поддержки DRM. А чтобы усилия по его прикручиванию к плеерам не пропали втуне, компания создала и свой музыкальный магазин, легко доступный пользователю iTunes. Последняя программа, вопреки существующим заблуждениям, способна работать и с другими плеерами, но AAC последние не поддерживают в основной своей массе, так что полный набор возможностей доступен лишь «для своих». Фактически связке iTMS+iTunes+iPod последнее устройство (несмотря на слабую функциональность и большое количество прочих недостатков) и обязано той популярностью, которой обладает сейчас: Apple продает пользователям не просто плеер и не просто музыку, а законченное решение. Каждая его составляющая «проталкивает» и остальные: чем больше пользователей iPod, тем больше покупателей музыки в iTMS, а чем больше популярность последнего, тем больше желающих воспользоваться не какой-либо иной программой для работы с музыкой на компьютере, а именно iTunes. В свою очередь, чем большее количество людей скачает и установит iTunes, тем больше потенциальных покупателей iPod, благо именно этот плеер наилучшим образом подходит для автономного использования того контента, с которым на компьютере работает iTunes. Лейблам сотрудничество с iTMS только на руку, благо файлы от нелегального копирования защищены, следовательно, их будут покупать, а не добывать иными способами. А чем больше людей за приемлемые деньги и удобным образом приобретет музыку в iTMS, тем меньше их станет изыскивать другие способы получения данных композиций, денег правообладателям не приносящих.

Со временем, впрочем, у большинства заинтересованных сторон появилось неудовольствие сложившейся ситуацией, что бывает практически всегда при попытках монополизации рынка одной компанией. Довольным оставалось лишь руководство Apple, крепко державшее рынок в своих руках. Остальным производителям плееров, которых к «кормушке» не подпускали, он нравился все меньше и меньше — им оставалось либо группироваться вокруг какой-нибудь альтернативной идеи, либо превращаться в клонмейкеров Apple, да и то — только в разрешенных последней рамках. Прочие музыкальные магазины, отличные от iMTS, оказались примерно в том же положении — пользователям они могли предложить лишь музыку, причем не имели ни подходящего формата для ее продаж (что не нравилось лейблам), ни удобных механизмов торговли (что било по популярности среди пользователей). Между звукозаписывающими компаниями и Apple тоже со временем пробежала черная кошка, после того, как «высокие стороны» выяснили, что их взгляды на то, как должна осуществляться торговля, существенно различаются. О том, как пользователи относятся к защищенным форматам, не говоря уже о тех случаях, когда им навязывают узкоспециализированные решения, лучше и не говорить.

Было бы странно, если бы данной ситуацией никто не воспользовался. Точнее, было бы странно, если бы ей не воспользовался главный стандартизатор компьютерного рынка, а именно Microsoft :) Компания давно приглядывалась к рынку портативных плееров, и занялась им совершенно типичным образом: открытую и недорогую платформу для «типичных» плееров в ее недрах разработали. Достаточно удобную и недорогую, что как раз и стало «виной» тому, что плееры разных производителей становятся все более и более похожи друг на друга. Позднее компания продолжила работать в данном направлении, предложив не просто программно-аппаратную платформу для плееров, а единый способ работы с ними. И не только с ними, но и с музыкальными магазинами. Все очень похоже на то, что предлагает Apple, но только лучше :) В данном случае, вы не привязаны ни к какой конкретно компании — можно закупать музыку в любом магазине с поддержкой PlaysForSure (а не только iMTS) и использовать ее как на компьютере, так и на любом плеере с поддержкой PlaysForSure (а не только iPod). Пока, правда, немного ограничен выбор служебного ПО — полностью пригоден только Windows Media Player, однако аналогий с iTunes в данном случае неполная: другие плееры могут не поддерживать все возможности, но экспортировать треки из музыкальной библиотеки WinAmp 5.2 в любой PFS-плеер, например, вам точно никто не помешает ;) Единственное более-менее жесткое ограничение — разумеется, Microsoft использует исключительно форматы собственной разработки, в данном случае WMA и WMV. C другой стороны, «классический» MP3, как я уже говорил, для продажи музыки все равно не подходит, а сделать WMx распространенными Microsoft вполне по силам. В конце концов, подавляющему большинству пользователей компьютеров для этого никаких дополнительных программ устанавливать не придется — необходимый для работы софт входит во все современные версии Windows (недаром Microsoft билась как раненый лев, а то и львица, когда компанию пытались заставить убрать WMP из комплекта поставки ОС; и сумела придумать решение, формально удовлетворяющее требованиям суда, но фактически сводящее его на нет).

Как бы то ни было, но за последние два года поддержка PlaysForSure в плеерах превратилась из чего-то экзотического в почти стандартную особенность. Разумеется, максимум энтузиазма выразили производители, ранее ориентирующиеся на использование фирменного ПО, — простой модификацией прошивок они сумели устранить то, что, по мнению многих пользователей, являлось основным минусом их устройств. Да и апологеты UMS тоже зашевелились, благо для них поддержка инициативы Microsoft это легкий доступ к музыкальным магазинам, что повышает привлекательность плееров в глазах пользователей, привыкших к онлайновым покупкам музыки. Archos как раз с первых дней придерживался идеологии работы плеера в качестве накопителя с возможностью безо всяких ограничений копировать его содержимое в любом направлении. Теперь и поддержка MTP пришла в серию AV. Посмотрим, насколько хорошо она реализована, и что мы с этого имеем.

UMS и MTP — плюсы и минусы

UMS-режим в новых плеерах компании никуда не делся и по-прежнему доступен пользователю. Замечу, что в плеерах Archos его использование более удобно, чем в устройствах конкурентов, ввиду полной поддержки файловых операций средствами плеера, а также наличия музыкальной базы, которой можно пользоваться и ориентируясь на UMS-подключение. В данном случае, как и ранее, получаем мы полноценный внешний винчестер емкостью 40 или 100 Гбайт, который как дисковый накопитель в списке устройств и отображается. Естественные ограничения данного режима — отсутствие поддержки защищенных файлов и необходимость вручную работать с медиаконтентом. Плюсы тоже всем известны и очевидны. В первую очередь, это совместимость практически со всеми современными и не очень современными операционными системами всех семейств: неважно, Windows у вас или Linux — работать будет везде (лишь бы UMS-драйвер был). Кроме того, абсолютно все записанное в плеер может быть из него извлечено на другом компьютере, то есть подходит он не только для переноса немузыкальных данных.

При помощи меню плеера можно переключиться из режима дискового накопителя в режим Windows Media. В этом случае вам будут доступны все возможности PlaysForSure, однако за все надо платить. Главная плата — для реализации всех функций потребуется компьютер под управлением Windows XP и Windows Media Player 10. Девятая версия тоже, в принципе, частично подойдет, но с большими ограничениями — можно будет с ее помощью записывать только музыку и только вручную.

Ручной режим никуда не пропадает и при использовании протокола MTP. Плеер отображается в списке устройств, на него можно перетаскивать музыку или какие-либо иные файлы мышью из других окон, немузыкальные файлы можно копировать обратно и т.п. Такой режим очень полезен, например, для плееров Creative, но не для Archos — если хочется все делать вручную, то лучше продолжать использовать UMS.

В данном случае плеер отображается как дисковое устройство, как и положено, имеет свой буквенный идентификатор, так что использовать можно любой файловый менеджер, а не только Windows Explorer. Но с этой частью мы уже не раз разбирались, так что вернемся к MTP.

При первом подключении нового MTP-устройства к компьютеру необходимо настроить режим синхронизации файлов, причем для данного конкретного устройства: при использовании нескольких плееров с поддержкой PFS настройки могут быть разными. Самым простым вариантом является автоматическая синхронизация, тем более что в данном случае отсутствующие в музыкальной базе компьютера треки все равно с плеера не удаляются (заметное отличие от iTunes — там подобная «зачистка» нередко портила жизнь тем, у кого компьютеров несколько).

Поскольку ранее плееров с поддержкой отображения картинок у меня не водилось, последних в базе WMP не было. Пришлось понаблюдать еще одно окно, предложившее их добавить для синхронизации с плеером. Проще всего на первый раз отказаться, хотя можно и поискать на компьютере подходящие файлы. Хотя их, на мой взгляд, лучше вручную добавлять. Поддерживаются, кстати, все тот же BMP и JPEG (непрогрессивный) — фотографии знакомым и родным демонстрировать можно, благо экран большой, да и телевизор подключить не проблема.

В дальнейшем все получается простым и интуитивно-понятным образом, описание которого несколько выходит за рамки статьи :) Скажу лишь, что реализация MTP-режима в случае Archos имеет свои особенности, как приятные, так и не очень. К приятным относится то, что записанную музыку впоследствии можно легко извлечь из устройства. Появляется такая возможность благодаря поддержке UMS, но и не только ей. Дело в том, что некоторые плееры на флэш-памяти, подобно нашему герою поддерживающие и MTP, и UMS, записанную в первом режиме музыку от пользователя «прячут». AV700 поступает иначе — в его случае все совершенно обычным образом «валится» в папку Music: в ней создается подкаталог с названием исполнителя, на уровень глубже — альбома. А туда уже укладываются конкретные файлы (точно также ведет себя и iTunes, для которого Archos выпускает специальный плагин, позволяющий программе работать с плеерами компании). Вся эта структура видна и в UMS-режиме, так что записанную при помощи любой PFS-совместимой программы музыку можно свободно переносить на другие компьютеры. По защите данных это не бьет: MP3 и без того можно пересылать как угодно и куда угодно, а в случае защищенных WMA/WMV-файлов экспорт лицензий производится при записи музыки софтом на плеер, но не при копировании информации. Таким образом, независимо от того, в каком именно режиме вы копировали музыку с компьютера, вы все равно всегда можете скопировать ее обратно. Это плюс. Минусом является некорректная работа с русскими тэгами при экспорте. Проблема давно знакомая, и причины ее известны — кодировок кириллицы слишком много. В результате ID3-тэги портятся, да и в ARCLib заносится полная пурга. Впрочем, проблему нельзя считать не решаемой, поскольку плееры Creative ее лишены (проверено), значит, и Archos может доработать firmware плееров в нужном направлении. В конце концов, для работы с МР3 никто не упразднял простой и гибкий UMS-режим.

Несмотря на мелкие недоработки, касающиеся поддержки русских букв, появление поддержки MTP можно считать шагом вперед: оно позволяет экспортировать в устройство защищенную музыку, купленную в онлайн-магазинах, при этом, не заставляя отказывать и от старого, не раз описанного механизма использования плеера. Пользователю нужно лишь выбрать то, что ему в конкретной ситуации удобнее.

Дизайн и управление

Теперь поговорим об уникальных особенностях AV700, отличающих его как от прочих «портативных видеомагнитофонов» Archos, так и от продукции конкурентов. Разумеется, в старом исполнении вписать огромный (по меркам портативной аппаратуры) дисплей было невозможно, однако компания постаралась сохранить привычный подход к расположению и виду органов управления. Это существенно облегчает мою работу — достаточно лишь написать о том, что изменилось по сравнению с AV400 :)

Начнем с дисплея. Последний поражает воображение при первом знакомстве с устройством, хотя при дальнейшей работе возникают к нему и некоторые претензии. Предыдущие устройства компании, относящиеся к тому же классу Portable DVR, снабжались дисплеями с диагональю 3.8” (AV420 и PMA400 вообще 3.5”), ныне мы имеем все 7”, причем 16:9, а не 4:3. Разумеется, устройство перестало быть карманным, но в более-менее комфортных условиях новый дисплей качественно лучше старого при просмотре фильмов. Но за такую цену он мог бы быть еще лучше. Дело в том, что, по сравнению с AV400, разрешение, конечно, выросло (плееры этой линейки поддерживали лишь 320х240 точек, что иногда вызывало претензии), но осталось крайне небольшим — всего 480х234 точки. Фактически размер точки даже увеличился, в результате чего дискретность дисплея стала более заметной. С другой стороны, больший дисплей обычно при просмотре фильмов держат на большем расстоянии от глаз, почему при использовании плеера по основному назначению это не так сильно заметно. Но факт остается фактом — большой дисплей AV700 имеет более низкое разрешение, чем 3.5” экраны некоторых современных КПК. Впрочем, претензии эти, скорее, нужно предъявлять не к Archos — подобные дисплеи обычно используются как раз для видео, почему производители последних и не стремятся сильно увеличивать разрешение. Таким образом, своим непосредственным конкурентам, а именно портативным DVD-плеерам с аналогичным дисплеем, устройство не проигрывает. Что и требовалось.

Большой дисплей сказался на внешних размерах устройства, закономерно сильно растянув его в длину и ширину. Толщину, впрочем, как раз удалось уменьшить, поскольку начинка распределилась по большой плоскости. Вес вырос почти вдвое, что потребовало изменить подход к использованию — если предыдущие плееры можно было при необходимости держать одной рукой (откуда и смещение органов управления под большой палец правой руки, и несимметричное расположение экрана), то AV700 нужно хватать двумя руками или ставить на стол. Последнее, кстати, теперь осуществляется легче, чем ранее — сзади предусмотрена откидывающаяся ножка. Органы управления теперь распределились по обоим краям устройства. Чтобы было понятнее, привожу картинку из руководства пользователя:

  • Вверх/увеличить громкость
  • Вниз/уменьшить громкость
  • Влево/предыдущий трек/ REW
  • Вправо/следующий трек/ FF
  • Accelerate Up — быстрый подъем в списке файлов, переход на 30 секунд вперед при воспроизведении
  • Accelerate Down — быстрый спуск в списке файлов, переход на 30 секунд назад при воспроизведении
  • ИК-приемник для пульта управления
  • Встроенные динамики
  • Индикатор питания
  • Индикатор активности ЖД
  • Индикатор зарядки аккумуляторов (горит при подключении БП, мигает, когда аккумуляторы заряжены)
  • Индикатор TV-выхода (указывает, что вывод идет на внешний дисплей)
  • On/Enter/Play
  • Off/Esc/Stop
  • Вверх (в списке иконок)
  • Выбрать иконку из списка (при длительном нажатии появляется ее описание)
  • Вниз (в списке иконок)

Если сравнить это со схемой AV400, то видно, что отличий не очень много, но некоторые из них достаточно заметны:

  • Появился дополнительный индикатор для облегчения работы с внешним дисплеем
  • Монофонический динамик заменен стерео. Качество не аудифильское, разумеется, но пользоваться можно. Особенно при просмотре фильмов
  • Появились две дополнительные кнопки, ускоряющие некоторые операции
  • Старые софт-кнопки остались, но изменили функции — раньше на них «висели» определенные действия, теперь они позволяют оперировать вертикальным списком иконок, коих может быть больше трех. В ряде случаев это заметно облегчает управление устройством.
  • Пультом ДУ теперь можно воспользоваться и без кредла. С учетом того, что при увеличенном размере экрана может возникнуть желание воспользоваться устройством «стационарно» и без подключения к стационарной технике, шаг правильный.

Не переделывая ничего кардинальным образом, компания воспользовалась увеличением размеров, чтобы сделать управление устройством более удобным. Старая логика (полностью графический интерфейс, меню и т.п.) не изменилась. Да и незачем ее было менять :)

Функциональность — на прежнем уровне

Как я уже сказал выше, основная функциональность устройства не изменилась. Кое-что не меняется уже очень давно — в частности, просматривать можно только изображения в форматах BMP и JPEG (непрогрессивном). Благодаря графическим меню вместо простых софт-кнопок, управление стало чуть более удобным, но радикально ни видеоплеер, ни музыкальный плеер, ни файловый браузер, ни вьюер не поменялись, что хорошо видно на приведенных ниже фотографиях экрана устройства в разных режимах работы:

Что касается функциональности плееров и рекордера, на них мы остановимся чуть подробнее, дабы не пришлось в обязательном порядке перечитывать старые статьи :)

Единственное заметное изменение в режиме просмотра видео — очередное увеличение поддерживаемого разрешения — теперь доступно до 720×480 NTSC или 720х576 PAL (против 704×380 в AV400 и 640×348 в AV300). Поддерживаемые форматы в основном остались прежними — только MPEG4 SP. Впрочем, к DivX и XviD добавился и WMV9 SP, но с тестовыми файлами устройство не справилось (часть результатов, полученных при помощи DivXTestCD, приведена по ссылке), а в магазинах пока доступного контента в этом формате не так много, причем чаще всего он не рассчитан под 16:9. На месте все сервисные возможности типа закладок и т.п.

При записи видео добавился битрейт в 2500 Кбит/с (ранее было доступно только до 2000 Кбит/с) и возможность выбора соотношения сторон дисплея. В остальном — без существенных изменений, если не считать поддержку более высокого разрешения при записи, соответствующего увеличению дисплея и изменению его пропорций. Аудиорекордер не менялся, только запись теперь возможна лишь с внешнего источника — встроенного микрофона больше нет (и правильно — полукилограммовый диктофон в руке держать даже не смешно :)). К сожалению, поскольку при переходе от AV300 к AV400 мы получили полноценную запись WAV PCM (что можно только приветствовать), но лишились MP3-кодера. Для записи звука с не максимальным качеством остался только IMA ADPCM, но между ним и несжатым PCM слишком велик разрыв, который как раз хорошо закрыл бы MP3-кодек. Но последний как исчез, так и в этой серии не появился.

Отличий между AV400 и AV700 в плане поддержки музыки я не ожидал, но они, как ни странно, нашлись. В худшую сторону, причем, что самое смешное, там, где должны бы быть улучшения — плеер отказался воспринимать WMA-файлы с максимальным постоянным битрейтом (320 Кбит/с) и максимальным качеством при VBR (240–350 Кбит/с). Добавьте к этому так и не исправленные проблемы с поддержки кириллицы в WMA-тэгах, а также застарелую «нелюбовь» к WMA-файлам с частотой дискретизации 48 кГц и… как-то странно для плеера с поддержкой PFS :( К поддержке MP3 нареканий как не было, так и нет — все возможные параметры кодирования, корректная поддержка тэгов обеих версий, в том числе и поддержка Unicode (за исключением многострадальной буквы «йо», коей в шрифтах не нашлось :)), и даже отображение картинки в тэге. Кроме того, по-прежнему поддерживается WAV PCM. А больше ничего — к новомодным широко известным в узких кругах форматах типа OGG Archos все еще относится с прохладцей (видимо, ожидает момента, когда у него появится статистически отличное от нуля количество пользователей :)).

Что касается качества воспроизведения, то сначала результаты тестирования плеера при помощи RMAA 5.5:

ТестAV700 (PCM)AV700 (MP3)
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ:+0.01, -0.06+0.18, -0.28
Уровень шума, дБ (А):-92.6-92.6
Динамический диапазон, дБ (А):92.592.5
Гармонические искажения, %:0.00190.0032
Интермодуляционные искажения + шум, %:0.00720.013
Взаимопроникновение каналов, дБ:-91.9-92.6

Подробный отчет

Результаты субъективного прослушивания им не противоречат. Плееры этого класса давно прекрасно справляются с ролью основного бытового источника музыки, не уступая CD-проигрывателям и т.п., поскольку сами никакой отсебятины в музыку не вносят. Особенно это касается WAV PCM, где при прослушивании на непрофессиональной стереосистеме или в обычных наушниках отличить одно качественное устройство от другого давно не представляется возможным. В случае МР3 качество сильно зависит от самого файла, хотя при выборе нормальных параметров кодирования будет вполне достаточным для бытового применения.

Энергопотребление

С чувством глубокого удовлетворения я воспринял то, что в данной линейке инженеры Archos решили использовать сменный аккумулятор, подобный применяемому в AV420 и PMA400, но не в большинстве устройств компании. Не то, чтобы одного часто было мало (официальное время работы от одной зарядки составляет 30 часов воспроизведения музыки и 4 часа видео; реальное сильно зависит от условий эксплуатации, но двухсерийный фильм на встроенном дисплее мне посмотреть вполне удавалось), однако возможность приобрести дополнительный аккумулятор и увеличить тем самым время автономного использования можно отнести только к плюсам устройства. Понятно, что пользоваться ей будут далеко не все, в первую очередь из-за цены вопроса, однако лучше, когда она есть.

Комплект поставки

В основном эквивалентен 400-й серии, но с некоторым количеством изменений, вполне соответствующих духу развития самого плеера.

Изменился ТВ-под, служащий для стационарного использования плеера. В случае предыдущей серии плеер устанавливался на него, теперь увеличившиеся габариты и масса привели к тому, что от подобных вольностей решено было отказаться. Кроме того, кабели, ранее жестко прикрепленные к поду, стали отделяемыми. Изменение функциональности небольшое, на первый взгляд, но весьма важное — теперь поддерживается и вход S-Video, что позволяет получить несколько большее качество записи (благо и параметры видеозахвата улучшены). Как и прежде, можно приобрести отдельно специальный набор кабелей, позволяющий решить задачу сопряжения плеера со стационарной аппаратурой без использования пода, и весьма удобный для мобильного пользователя (в вещах банально места меньше занимает). Отмечу, что в случае AV700 смысла в нем еще больше, чем раньше, поскольку теперь пульт дистанционного управления также можно использовать, не имея под рукой пода (ввиду того, что ИК-приемник появился и в самом плеере), так что, на мой взгляд, было бы полезным сделать его стандартным, а не дополнительным аксессуаром. Цена комплекта в данном случае вряд ли изменилась настолько, что кто-нибудь смог это изменение почувствовать — и без того весьма высока. Однако, в целом, подход разделения «мух и котлет» (точнее аксессуаров на категории) не нов, так что не удивляет. В конце концов, некоторые конкуренты выдают пользователю лишь самый необходимый, а не достаточный минимум. Покупатель iPod Video, например, для просмотра фильмов на телевизоре в любом случае обязан приобрести дополнительное оборудование, AV700 готов справляться с этой задачей сразу после извлечения из упаковки..

Немного изменился и не раз упомянутый пульт дистанционного управления. Точнее, сам по себе корпус пульта остался таким же, как раньше, однако набор кнопок стал немного другим. Ничего удивительного — старый пульт соответствовал старому набору органов управления плеером, новый — новому, измененному.

Изменился и чехол. Поскольку модель такого размера и массы использовать как портативный плеер уже, мягко говоря, не слишком удобно, чехол теперь представляет собой глухой футляр для транспортировки устройства тогда, когда оно не используется. Разумеется, в комплекте остался весь необходимый набор кабелей. Заострять на нем внимание, думаю, смысла не имеет :) Разве что скажу, что по-прежнему в комплекте присутствует ИК-передатчик, позволяющий плееру при необходимости управлять видеомагнитофоном, телевизором или спутниковой приставкой (например, при необходимости по расписанию записать что-либо с эфира) — все-таки этот компонент является редкостью для данного класса аппаратуры, так что упомянуть (пусть в двух словах) о нем в очередной раз стоит.

Цены

В таблице ниже приведена средняя розничная цена в Москве обеих модификаций AV700, отличающихся объемом встроенного жесткого диска, актуальная на момент чтения вами данной статьи:

40 Гбайт 100 Гбайт
Н/Д(0)Н/Д(0)

Недалекое будущее

В отличие от других плееров (или цифровых видеомагнитофонов, как их уже называет производитель) линейки AV данная модель стоит несколько особняком — ее размеры и масса присущи переносимому, но все же полустационарному устройству. Сопряжению со стационарной бытовой техникой всегда уделялось немалое внимание, однако AV700 с успехом может заменить немалую ее часть. Разумеется, дисплей с диагональю 7 дюймов нельзя считать конкурентом современных HDTV- ready устройств изображения, а пара слабосильных динамиков не заменит полноценную многоканальную аудиосистему, но последние можно использовать лишь совсем стационарно. Сравнение с некогда популярными портативными телевизорами устройство легко выдерживает — я еще помню те времена, когда таковые имели дисплей раза в три меньше, монофонический динамик, по размерам и массе превышали нашего героя в несколько раз, но их все равно покупали, невзирая на цену. AV700 мог бы их заменить, добавив пользователю новых возможностей, но с одним «но»: как телевизор он работать не может. А ведь подобное расширение функциональности «тяжелых» видеоплееров/рекордеров поприветствовали бы многие! Но пока никто из производителей ничего подобного не выпускает. Пока. Почти никто. Поскольку Archos к данному мероприятию готов — мне удалось полюбоваться на новинку компании под кодовым названием AV700TV, как раз представляющую собой AV700 со встроенным цифровым тюнером. Аналоговое телевидение в рамках данного класса устройств следа не оставило, но жалеть не о чем: аналоговые тюнеры долгое время были велики, антенны для них чаще всего были просто огромны (по сравнению с плеером), да и качество давно вызывало нарекания. Переход на цифру эти проблемы если и не решает совсем, то в значительной степени ослабляет. В Европе данный процесс можно считать свершившимся фактом, Россия пока несколько отстает, но… Те, кто читает статьи не только из данного раздела, уже могли заметить, что цифровые компьютерные тюнеры мы тестируем очень давно, без загранкомандировок ;) В Москве вещание пока в тестовом режиме, однако есть. Плеер, точнее, видеомагнитофон, а точнее уже «видеодвойку» (ибо все функции данных аппаратов устройство выполняет) от Archos в деле я наблюдал как раз в Москве. Должен отметить, что для большего эффекта вывод изображения осуществлялся не на встроенный дисплей, а при помощи проектора на большой экран. От обычного аналогового телевидения такого качества не добиться. Сколько не вкладывай в сам ТВ-приемник, и во сколько бы раз он не превосходил достаточно компактное устройство типа AV700 (даже и по цене). Разумеется, на встроенном дисплее изображение не уступает предварительно подготовленным фильмам, пережатым с DVD-дисков. Согласно отзывам, устройство было протестировано и в движении: качество не портилось и в движущемся автомобиле на полной (в рамках ПДД :)) скорости.

Таким образом, мечтающим об относительно небольшом, но абсолютно универсальном центре развлечений осталось дождаться немного — новинки в продаже и расширении зоны вещания DVB-станций. Поскольку и то, и другое неизбежно, можно смотреть в будущее с оптимизмом.

Итого

Впрочем, в последних строках я забежал немного вперед — обновленная модель, безусловно, будет для многих весьма желанной покупкой, но ее пока нет. Зато есть AV700. Есть ли смысл разбивать заветную копилку и бежать за покупкой? Стоит, если вам нужна вся богатая функциональность устройства. А может стоить бежать не за ним, а за кем-нибудь из конкурентов? Это вопрос чуть более сложный.

При виде цены устройства на память всегда приходят ноутбуки. Спору нет — портативный компьютер более универсальный, а дисплей у него еще больше. Но в рамках пересекающегося множества задач он менее удобен. Ведь, фактически, придется искать модель с VIVO, имеющую возможность управлять внешней бытовой техникой и самим управлять с пульта. Кроме того, карман, куда поместится AV700, я еще представить могу, да и в багаже путешественника он не займет слишком много места, а ноутбуки много крупнее. Среди тех моделей, которые не сильно больше, выбор узок и цена их выше. Плюс ограниченное время автономной работы. Ноутбук может сделать больше, чем плеер, кое-что он может сделать лучше (например, к вашим услугам будут любые аудио- и видеокодеки), но он больше и дороже. Не стоит покупать кафе, чтобы просто выпить кофе :)

Сложнее становится, если попытаться выбрать между AV700 и другим полноценным «тяжелым» видеоплеером. Например, тем же AV400, имеющим практически идентичную функциональность, или улучшенным AV500. Тут все зависит от того, что важнее — удобство автономной работы в жестких условиях (мультики в метро, например, посмотреть) или качество стационарной, причем без участия дополнительных устройств отображения информации. Другими словами, нужен ли вам дисплей с такой диагональю, или лучше меньше, но когда все меньше. Если нужен, то выбора особого нет.

Точнее, кое-какой выбор все же есть — портативный DVD-плеер с таким же дисплеем, как у нашего героя. Некогда такие устройства сами стоили под 1000 долларов, сейчас выпускаются многими производителями в широком ассортименте, что благотворно сказалось на их цене — на момент написания статьи она была раза в 2.5 ниже, чем у младшей модели AV700. Это в активе. Там же и возможность работы непосредственно с DVD-дисками. Но на этом достоинства заканчиваются. Во-первых, такие плееры заметно крупнее и тяжелее винчестерных моделей. Во-вторых, использование в качестве носителя дисков имеет не только плюсы, но и минусы: восприимчивость к вибрации или небольшой объем носителя, что тоже сказывается на весе. В-третьих, все они плееры, а не рекордеры. Иногда это имеет значение. Например, в пятницу днем по телевизору идет передача, которую хотелось бы посмотреть. Ничего сложного — подключаем устройство к телевизору, настраиваем запись по времени и все: когда надо оно «проснется», включит телевизор, запишет, что надо, и все выключит. А вечером мы можем отключить плеер, бросить в дорожную сумку и уехать на дачу, где и посмотреть запись в экологически благоприятных условиях на свежем воздухе :) Если просмотренное понравится, его можно оставить на будущее (винчестер большой) или сбросить на компьютер с целью поделиться с ближними. Да, все это можно делать и без AV700. Но с ним такое проделывается проще :)

AV700 имеет как плюсы, так и минусы. Среди портативных плееров он стоит особняком, выбиваясь из стройных рядов ввиду своей низкой портативности. Сравнительно с другими, не карманными устройствами, также обнаружатся и достоинства, и недостатки. Факт в том, что в определенных условиях для решения определенных задач данная модель плеера вполне может оказаться наилучшим решением, причем сравнительно с другими методами их решения его цена, изначально кажущаяся высокой, перестанет пугать. А после появления в продаже модели с возможностью приема телепередач привлекательность линейки, на мой взгляд, повысится еще больше.  

 

Комбайн предоставлен на тестирование российским представительством компании «Archos»

 

 

21 сентября 2006 Г.

- Archos AV700

- Archos AV700

, , , -, , , . - — - - 1–1,5 . . - 2,5 , , . «» ? , - , - «»- ( Creative Zen Vision: M Apple iPod Video), , . - , , - , … , - : - ?

Archos AV700, , ? , . , , AV300 AV400, AV700 . , . HDD- . — Creative Apple, . , , , , , , - . — , , , . ? , . DVD- 7-10 : , , , . , , , , () , . — (16:9) , «» 4:3, HDD- , . AV700 , , . , , HDD-. , , — AV400 ( , , ), . AV700 … , : .

Archos AV700
209 × 107 × 19
590 .
2.5" HDD, 40 100
7" , 480×234
USB 2.0
MPEG4 Simple Profile
MP3, WMA WAV PCM
JPEG BMP
FM-
WAV PCM ADPCM
MPEG4
Li-Ion
USB-,

AV700 —

, , AV400 AV700 , . , , AV500, PMA400 — AV400 , Archos, , - . — AV400. :

  1. . 7 3,5–3,8
  2. PlaysForSure
  3. USB On the Go CompactFlash — ,
  4. Mophun

. Mophun Gimini 400, PMA400, . USB- PMA400, . , , , — , . , . CompactFlash, , ( ). , . — . — , AV300, , USB- , - UMS-. — , - « ». , . — . , ( ) , Full Speed, 1 /. , 500 / (). ! , , , . — 4-4.5 /. , , , . «» — Gmini ; , . , USB OTG Archos, , , , . , (, CF Creative Zen Vision), Archos . , USB-, .

« » . — PlaysForSure. - , .

PlaysForSure —

MP3 , . , — 3-, , , «» , . . , . , , , 3, . , 3 , , - , , , 3- . , , 3 . , 3 — .

Apple. «» 3, iPod AAC — «» , , , DRM. , , iTunes. , , , AAC , « ». iTMS+iTunes+iPod ( ) , : Apple , . «» : iPod, iTMS, , - , iTunes. , iTunes, iPod, , iTunes. iTMS , , , , . iTMS, , .

, , , . Apple, . , «» , — - , Apple, — . , iMTS, — , ( ), ( ). Apple , , « » , , , . , , , , .

, . , , , Microsoft :) , : «» . , «» , . , - , . , . , Apple, :) , — PlaysForSure ( iMTS) , PlaysForSure ( iPod). , , — Windows Media Player, iTunes : , WinAmp 5.2 PFS-, , ;) - — , Microsoft , WMA WMV. C , «» MP3, , , WMx Microsoft . , — Windows ( Microsoft , , WMP ; , , ).

, PlaysForSure - . , , , — , , , . UMS , Microsoft , , . Archos . MTP AV. , , .

UMS MTP —

UMS- - . , Archos , , , , UMS-. , , 40 100 , . — . . , : , Windows Linux — ( UMS- ). , , .

Windows Media. PlaysForSure, . — Windows XP Windows Media Player 10. , , , — .

MTP. , - , .. , , Creative, Archos — , UMS.

, , , , Windows Explorer. , MTP.

MTP- , : PFS . , ( iTunes — «» , ).

, WMP . , . , . , , . , , BMP JPEG () — , , .

- , :) , MTP- Archos , , . , . UMS, . , -, MTP, UMS, «». AV700 — «» Music: , — . ( iTunes, Archos , ). UMS-, PFS- . : MP3 , WMA/WMV- , . , , , . . . , — . ID3- , ARCLib . , , Creative (), , Archos firmware . , 3 UMS-.

, , MTP : , -, , , . , .

AV700, « » Archos, . , ( ) , . — , AV400 :)

. , . , Portable DVR, 3.8 (AV420 PMA400 3.5), 7, 16:9, 4:3. , , - . . , , AV400, , , ( 320240 , ), — 480234 . , . , , . — AV700 , 3.5 . , , , Archos — , . , , DVD- , . .

, . , , , . , — ( , ), AV700 . , , , — . . , :

  • /
  • /
  • / / REW
  • / / FF
  • Accelerate Up — , 30
  • Accelerate Down — , 30
  • -
  • ( , , )
  • TV- (, )
  • On/Enter/Play
  • Off/Esc/Stop
  • ( )
  • ( )
  • ( )

AV400, , , :

  • . , , .
  • ,
  • - , — «» , , . .
  • . , «» , .

, , . ( , ..) . :)

, . - — , BMP JPEG (). -, , , , , , :

, , :)

— — 720×480 NTSC 720576 PAL ( 704×380 AV400 640×348 AV300). — MPEG4 SP. , DivX XviD WMV9 SP, ( , DivXTestCD, ), , 16:9. ..

2500 / ( 2000 /) . — , , . , — ( — :)). , AV300 AV400 WAV PCM ( ), MP3-. IMA ADPCM, PCM , MP3-. , .

AV400 AV700 , , , . , , , , — WMA- (320 /) VBR (240–350 /). WMA-, «» WMA- 48 … - PFS :( MP3 , — , , Unicode ( «», :)), . , - WAV PCM. — OGG Archos (, , :)).

, RMAA 5.5:

AV700 (PCM) AV700 (MP3)
( 40 15 ), : +0.01, -0.06 +0.18, -0.28
, (): -92.6 -92.6
, (): 92.5 92.5
, %: 0.0019 0.0032
+ , %: 0.0072 0.013
, : -91.9 -92.6

. , CD- .., . WAV PCM, . 3 , .

, Archos , AV420 PMA400, . , ( 30 4 ; , ), . , , - , , .

400- , , .

-, . , , . , , , . , , — S-Video, ( ). , , , ( ). , AV700 , , , ( , - ), , , , . , - — . , , « » ( ) , . , , . iPod Video, , , AV700 ..

. , , , . — , — , .

. , , , , . , . , , :) , - -, , (, - ) — - , ( ) .

AV700, , :

40 100

( , ) AV — , . , AV700 . , 7 HDTV- ready , , . — , , , , , . AV700 , , «»: . «» / ! . . . Archos — AV700TV, AV700 . , : , ( ), . , . , , … , , , , ;) , . , , , «» ( ) Archos . , , . . -, AV700 ( ). , , DVD-. , : ( :)) .

, , — DVB-. , , .

, — , , , . AV700. ? , . , - ? .

. — , . . , , VIVO, . , , AV700, , , . , , . . , , - (, - ), . , :)

, AV700 «» . , AV400, , AV500. , — ( , , ) , . , , , . , .

, - — DVD- , . 1000 , , — 2.5 , AV700. . DVD-. . -, . -, , : , . -, , . . , , . — , : «», , , , . , , :) , ( ) . , AV700. :)

AV700 , . , . , , , . , , , , . , , .  

 

«Archos»