Съемка воды

Вода — вещь непостижимая. В особенности вода бегущая, льющаяся.

Она вызывает у нас ассоциации, которые передать фотографией, наверное, невозможно. Поэтому в этой статье я просто приведу несколько примеров, как зависят снимки воды от выдержки. На приведенных фотографиях струй Баксана можно заметить, что в зависимости от выдержки вода либо превращается в осколки стекла, либо становится мягкой и нежной, как пух. А в общем, словесное описание воды — не моя стихия, лучше, чем А. де Сент-Экзюпери, все равно не скажешь:

Вода!

У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. (…), ты божество, которое так легко спугнуть…

Но ты даешь нам бесконечно простое счастье.

А потому привожу фотографии, глядя на которые, вы сами выберете те выдержки, которые дадут результат, наиболее отвечающий вашим замыслам и настроению.

1/2901/290
1/681/68
1/231/23
1/81/8

Особенности съемки цифровыми камерами заключаются в том, что большинство из них имеют очень короткофокусные объективы, и поэтому не удается получить длительных выдержек диафрагмированием объектива. При диафрагме 8 и фокусном расстоянии объектива 7 мм диаметр диафрагмы уже будет менее 1 мм, и могут стать заметны дифракционные эффекты.

У большинства цифровых камер просто нет возможности закрыть диафрагму до значений, меньших восьмерки. Поэтому для того, чтобы получить совсем мягкие, размытые струи, необходимо использовать нейтральные фильтры, в особенности, если вы снимаете в солнечную погоду. Если у вас нет нейтральных фильтров, то можно воспользоваться солнцезащитными очками. Эффект получается несколько неожиданный, но, на мой взгляд, достаточно интересный. 1/364 1/364 с 1/8 1/8 с

Поскольку цифровая фотография не обязательно служит для получения отпечатков, а прекрасно смотрится и на экране компьютера, то в отличие от обычной фотографии, появляется возможность совместить несовместимое. Так, на приведенном изображении, выполненном с использованием технологии Flash, я попытался объединить 2 снимка одной струи, снятой с разными выдержками. При этом один снимок плавно переходит в другой. Хотя это изображение изменяется, это не кино. Изменяется не предмет, а процесс съемки. Однако если рассматривать восприятие глазом как оптику и вычислительную машину, которая представляет нам образы, то, возможно, подобное изображение и лучше отражает наше представление о водяном потоке.

Хотя, скорее всего, я просто не мог выбрать, какой же кадр мне больше нравится.

В заключение замечу, что выдержка является только одним из многих параметров, которые надо учитывать при съемке воды. Однако в погоне за неповторимым мгновением фотографу редко удается запомнить и, тем более, записать параметры съемки. Цифровая фотография имеет одно важное преимущество - в заголовке файлов EXIF сохраняются все параметры съемки, и в дальнейшем всегда можно проанализировать свои победы и поражения.




14 апреля 2001 Г.

— . , .

, , , . , . , , , . , — , , . -, :

!

, , , , , , . (), , …

.

, , , , .

1/290 1/290
1/68 1/68
1/23 1/23
1/8 1/8

, , . 8 7 1 , .

, . , , , , , . , . , , , .

1/364
1/364
1/8
1/8

, , , . , , Flash, 2 , . . , . , . , , , , .

, , , .

, , . , , . - EXIF , .