Как таскать фотоаппарат?

фото

Идет время, меняются аппараты, не меняется только размер и вес сумки которую таскает фотограф.

За сорок с лишним лет активных занятий фотографией я перетаскал тонны фототехники. Сегодня ассортимент всевозможных сумок, рюкзаков и футляров для фотоаппаратуры очень велик. В некоторых случаях именно нюансы делают ту или иную конструкцию наиболее приемлемой. Предлагаемая статья не претендует на всеохватность, однако в ней я постараюсь обратить внимание на отдельные детали, которые, возможно, помогут вам определиться с выбором оптимальной тары для переноски фотоаппаратуры.

Долгие годы доминирующими были футляры, которые крепились к аппарату с помощью штативного винта и при съемке не снимались с фотоаппарата, а только открывали его объектив и органы управления. Для многих фотоаппаратов вообще не было альтернативы переноске аппарата в футляре на шее, поскольку ушки для крепления ремня на фотоаппарате не были предусмотрены. У «Зенита 3м» ушки были, а у «Зенита Е» они неожиданно исчезли, как оказалось это было мудрое решение, так как без фуляра многие аппараты этой серии засвечивали пленку через отверстие в штативном гнезде :-) Подобные футляры использовали как с дальномерными, так и с зеркальными аппаратами, в том числе и со сменной оптикой.

ФЭДExakta
ФЭД
Exakta
Москва 5
Москва 5

Вообще говоря, футляр мог бы использоваться только с конкретным объективом или с объективом меньшего размера. Так, для «Зенита Е» выпускался футляр для аппарата с объективом «Индустар 50» и для аппарата с объективом «Гелиос 44». Предполагалось, что аппарат всегда переносится со штатным объективом, а если вам нужно воспользоваться сменным, то вы открываете футляр, меняете объектив, делаете снимок, потом снова заменяете объектив на штатный, закрываете футляр и продолжаете движение. Все эти футляры имели, в основном, ремешки, предназначенные для переноски аппаратов на шее или же на плече. Ремешки в большинстве случаев были тонкими, в лучшем случае для уменьшения давления на плечо использовалась кожаная или резиновая накладка. Широкие ремни в моей практике появились только в 80х годах. Импортные мало отличались от современных, пожалуй, единственное отличие — это то, что на ремешках появилось нескользящее покрытие или нашивка. Первые широкий ремень для «Зенита» был сделан из более мягкой ленты, что позволяло ему скручиваться и все же впиваться в плечо.

фото
Сверху вниз: Современный ремень Canon, ремень Canon 80-е годы, ремень Зенит конец 80-х, кожаный ремень от футляров к камерам Зенит, современный ремень с нескользящей накладкой, капроновый ремень для камеры Киев 88 с накладкой, уменьшающей давление на плечо, и препятствующий скольжению.

В эти же годы фактически единственной альтернативой футлярам, крепящимся на аппарат, были кофры. Лучшие их образцы были сделаны из натуральной кожи, внутри имели съемные перегородки, что позволяло переносить один или два аппарата и несколько объективов.

фото
фото
Футляр ФКД
Кожаный кофр 80-е годы
фото
Футляр Киев 88

Большинство из них имели крышку с замком, хотя встречались и варианты с молнией. Большие кофры всегда имели ручки для переноски в руках, а также ремень через плечо. Ремень тоже был относительно тонкий, и, учитывая, что в подобный кофр можно было нагрузить более 10 кг аппаратуры, сильно впивался в плечо. Поэтому на моей памяти в 90е годы появились специальные накладки, надевавшиеся на ремень и увеличивавшие площадь давления на плечо.

фото
фото
Накладка на ремень фирмы Canon

Когда приходилось ехать в экспедицию, то обычно кофр загружался в рюкзак, и в таком виде переносился. В экстремальных условиях использовались водонепроницаемые ящики и кофры. Экспедиционные фабричные ящики еще можно было найти, а вот в ширпотребе они практически не встречались, поэтому большинство изготовляло подобные ящики самостоятельно. Брался параллелепипед соответствующего размера из пенопласта или пенополиуретана, оклеивался несколькими слоями стеклоткани на эпоксидной смоле, после этого распиливался, в пенопласте выбирались полости для размещения аппаратуры, по периметру вклеивалось кольцо из вакуумной резины, устанавливались петли и замки. Получался легкий, герметичный и прочный ящик. Одной из модных в то время находок, которая в дальнейшем при переходе к серийному производству была утрачена, во всяком случае, я сегодня таких в продаже не встречаю, было крепление к крышке штативного винта, что позволяло использовать ящик как штатив.

фото

Сегодня герметичные ящики в основном изготавливаются из винипласта, имеют клапан для выравнивания давления, и пожалуй, основная моя претензия к ним, это резиновая прокладка. Она сделана из пористой резины, довольно быстро и необратимо деформируется, поэтому в промежутке между экспедициями ящик надо хранить обязательно открытым, что приводит к скоплению на резинке пыли, что не способствует, в свою очередь, хорошей герметизации. Резинки эти приклеены, поэтому вынуть и почистить ее, не разорвав, нереально, а сменных резинок в продаже нет. Поэтому хотя ящик и может служить долгие годы, он через пару лет теряет полную герметичность. Полная герметичность ящика проверяется просто. Если клапан закрыт, то давление воздуха препятствует открытию крышки даже при открытых замках. Если правильно закрыть ящик (открыли клапан, надавили на крышку, выдавили избыток воздуха, закрыли клапан), то после этого при нормальной герметизации крышка удерживается в закрытом состоянии атмосферным давлением.

фотофото
Герметичные ящики фирмы AMABILIA и LowePro
Ящик с рассчитанной под него поясной сумкой фирмы LowePro

Для полноты картины можно отнести к футлярам и боксы для подводной съемки, поскольку они могут использоваться не только по прямому назначению (съемка под водой), но и как защита от таких агрессивных явлений, как дождь, пыль, песок, на поверхности.

До 1990х годов комбинация кофра с рюкзаком была экзотикой. Обычно просто одно укладывалось в другое. В 90е же годы появилось огромное количество фоторюкзаков, отличительной особенностью их стало относительно надежная защита аппаратуры за счет обшитых тканью пенополиуретановых прокладок, которые были снабжены липучками. В результате получался мягкий каркасный рюкзак с конфигурируемым внутренним объемом. В 1970-80е годы конструкция туристических и альпинистских рюкзаков бурно развивалась. За 20 лет от абалаковского они ушли очень далеко. Поэтому в 90-е годы фоторюкзаки сразу обзавелись самыми прогрессивными системами подвески. Кроме того, многие из них комплектовались дополнительным ремнем, превращавшим их в сумку, носимую через плечо.

На что в подвеске фоторюкзака, на мой взгляд, следует обратить внимание при выборе. Лямки подтягиваются, когда вы тянете ремешки вниз. В этом случае пряжки находятся на уровне груди, рядом с мягкими плечевыми накладками. Второй вариант — пряжки находятся около колец крепления ремней внизу рюкзака, и регулировка осуществляется подтягиванием ремней вперед и вверх. На мой взгляд, это менее удобно, хотя в целом, это дело привычки.

Поясной ремень. Поясные ремни сейчас есть у очень и очень многих рюкзаков. Однако, по своим функциям они довольно сильно различаются. Некоторые из них только плотно фиксируют рюкзак на спине. Это важно, если вам приходится куда-то лезть. Болтающийся рюкзак затрудняет движение и может привести к падению. Другой тип поясных ремней более солидный, позволяющий не только зафиксировать рюкзак, но и перенести часть веса с плечевых на поясной ремень. Большинство сегодняшних рюкзаков снабжены быстро расстегивающимися пряжками. Рюкзаков, у которых поясной ремень крепится за счет протягивания ремешков через петли пряжки, к счастью, я уже давно не встречал, поскольку подобный замок не позволяет быстро освободиться от рюкзака, что в ряде случаев может стоить вам жизни.

фото
Рюкзак фирмы UNOMAT

Типичный рюкзак вышеописанного типа предполагает следующую методику работы. Сняли рюкзак. Поставили его на землю, достали аппарат, сделали снимок. Положили аппарат обратно, закрыли рюкзак, надели его на спину, пошли дальше. От небольших луж и грязи на земле хорошие рюкзаки спасаются небольшими пластмассовыми ножками, однако конструкция рюкзака такова, что наиболее удобно доставать из него аппаратуру, положив его на сторону, прилегающую к спине, что без последствий для спины можно сделать далеко не при любых погодных условиях.

фото
Пластмассовые ножки и чехол от дождя на рюкзаке фирмы UNOMAT

Проблему работы с рюкзаком, когда для доставания аппарата его нельзя снять и положить, решают конструкции , позволяющие переместить, не снимая, рюкзак со спины на живот, достать из него аппарат, сделать снимок, положить его обратно, снова переместить на спину. Подобные манипуляции предполагают, что у рюкзака всего один ремень. Однако существуют конструкции, у которых ремня все же два, и ремни могут быть по очереди отстегнуты. Причем застегнуты они могут быть как параллельно, как у обычного рюкзака, так удобнее носить, так и крест-накрест. В последнем случае достаточно отстегнуть один из ремешков, и после этого провернуть рюкзак со спины на живот. К сожалению, комфортная длина ремня для ношения на спине и на животе, разная, поэтому эта операция оказывается не столь быстрой, как хотелось, приходится не только поворачивать рюкзак, но и регулировать длину ремешка.

фото
фото
фото
Рюкзак Kata 3N1-20

фотофото

Для защиты от погодных условий большинство нынешних рюкзаков комплектуются капроновыми чехлами, которые натягиваются поверх них. Защита не самая надежная, но все же лучше, чем ничего. Есть и так называемые герметичные рюкзаки, сделанные из водонепроницаемой ткани со специальными молниями. Однако подобные рюкзаки стоят существенно больше, живут меньше, а герметичностью и надежностью пластмассовые ящики похвастаться не могут, поэтому для водных походов я бы их не рекомендовал.

Велосипедные поясные сумки известны очень давно. Однако массовыми не только при прогулках на велосипеде они стали в те же 80е годы. Гипертрофированным вариантом подобных сумок являются поясные сумки для фотоаппаратов. Они обычно имеют откидывающуюся от себя крышку, что позволяет относительно безопасно доставать аппарат, и могут использоваться в паре с рюкзаком за спиной. В этом случае то, что необходимо оперативно доставать, несется в поясной сумке на брюхе, а все остальное - в рюкзаке за спиной.

фотофото
Поясные сумки фирмы LowePro

На мой взгляд, еще на одну вещь стоит обратить внимание, это на возможность убирать ремни в специальную полость на стенке рюкзака. В этом случае вы получаете сумку, которой не рискуете зацепиться за что-нибудь в самый ответственный момент.

Итак, аппарат можно носить просто на ремне и не использовать никаких футляров. Можно, таким образом, носить и два аппарата, что может оказаться самым удобным при съемке в студии или при некоторых жанрах репортажа. Удобство в данном случае заключается в оперативности, аппараты всегда под рукой, а принадлежности можно таскать в фотожилете или крепить к тем же ремням. О защите при переноске и хранении в этом случае речь не идет. Фотограф работает в помещении и по окончании работы кладет аппаратуру в шкаф. Промежуточный вариант — это классические футляры, составляющие с камерой единое целое, как при переноске и хранении, так и при съемке.Полярный вариант вообще отказаться от ремней и использовать прочные ящики как передвижные шкафы. Прибыл на место, расположился, установил штатив, достал камеру из кофра и прочно закрепил ее на нем. Этот вариант также внутренне непротиворечив. Ящики по размеру и герметичности подбираются из условий транспортировки между точками съемки. Аппаратура всегда упаковывается в одну и ту же ячейку, специально под нее подогнанную. Типичный представитель этого подхода — существующая уже больше ста лет камера ФКД и ее родная сумка. Как всегда, основные проблемы возникают, когда пытаются скрестить ежа с ужом. Другими словами, одна и та же сумка используется для переноски разной ( в зависимости от условий съемки) аппаратуры, требуется надежная защита, когда аппаратуру роняют, необходима защита от превратностей погоды, и при этом от сумки требуют быстрого доступа к сложенной в ней аппаратуре, причем в произвольном порядке, и удобных ремней, позволяющих ее таскать часами. Мой опыт говорит, что можно хорошо и компактно упаковать аппаратуру для перевозки, но ее будет трудно быстро достать. Причем плотная упаковка еще и усугубляет риск повредить камеру или принадлежности, некоторые в этом случае идут на гибридное решение: в рюкзаке несут камеру до места съемки, а там ее извлекают и вешают на ремне на шею, оставляя рюкзак за спиной. На мой вкус, не самое удачное решение. Свободы движений, как при работе с одной камерой, уже нет. Повесить ее можно только на грудь, поскольку плечи и спина заняты. Лично я предпочитаю либо— либо. Если я фотографирую не снимая рюкзака, то предпочитаю камеру без ремней: достал — снял — положил. Кстати замечу, что камеру с ремнем в рюкзак надо класть существенно тщательнее и, следовательно, медленнее. Проблема в том, что в рюкзаках нет специального места для укладки ремня, а если просто сунуть ремень с аппаратом в одну ячейку, то есть риск, что он сам или его пряжки оставят потертости на таких непрочных современных пластмассовых камерах :-) Вышеописанный рюкзак фирмы KATA может обеспечить и оперативность, и неплохую сохранность аппаратуры, но при условии, что вы серьезно подумаете, как его сконфигурировать под вашу аппаратуру, и отработаете все движения с ним до полного автоматизма, как разборку автомата Калашникова. Лично мне удается достаточно комфортно в нем хранить и доставать, не снимая, три камеры и три или четыре сменных объектива. Камеру Canon 5D с пристыкованной рукоятью и объективом с фиксированным фокусным расстоянием я держу в верхнем отсеке, Canon 1000 с рукояткой и объективом с переменным фокусном расстоянием в нижнем отсеке с боковым доступом. В том же отсеке, причем перегородки сконфигурированы так, что все извлекается вбок, мне удается разместить Canon 650 IS над 1000 и пару объективов под ней.




13 августа 2009 Г.

?

?

, , .

. , . . , , , , .

, , . , . « 3» , « » , , :-) , , .

Exakta
Exakta
 5
5

, . , « » « 50» « 44». , , , , , , , . , , , . , . 80 . , , — , . «» , .


: Canon, Canon 80- , 80-, , , 88 , , .

, , . , , .

80-
88

, . , . , , , 10 , . 90 , .



Canon

, , . . , , . , , , , , . , . , , , , , .

, , , , . , , , , , , . , , , , . , . . , . ( , , , ), .

AMABILIA LowePro
LowePro

, ( ), , , , , .

1990 . . 90 , , . . 1970-80 . 20 . 90- . , , , .

, , . , . , . — , . , , , .

. . , . . , - . . , , . . , , , , , .


UNOMAT

. . , , . , , , . , , , , , .


UNOMAT

, , , , , , , , , . , . , , . , , , -. , . , , , , , , .




Kata 3N1-20

, . , , . , . , , , .

. 80 . . , , . , , , - .


LowePro

, , . , - .

, . , , , . , , . . . — , , , . . , , , . . . , . — . , , . , ( ) , , , , , , , . , , . , : , , . , . , , . , . — . , : — — . , , , . , , , , :-) KATA , , , , , , . , , . Canon 5D , Canon 1000 . , , , Canon 650 IS 1000 .