Фотокамера Olympus OM-D EM-5 Mark II

Первое знакомство, обзор, предварительный тест

НазваниеOlympus OM-D EM-5 Mark II
Дата анонса5 февраля 2015 г.
Типбеззеркальная
(mirrorless)
ПроизводительOlympus
Информация о камереOlympus OM-D EM-5 Mark II
на сайте производителя
Цена (только корпус) ≈ 62 999 руб.
Цена («кит» с M.Zuiko 12—50mm) ≈ 69 999 руб.

Содержание

«Обновленный OM-D E-M5 Mark II превращает отмеченный наградами фотоаппарат в мощный инструмент для креативной репортажной фото- и видеосъемки».

«Благодаря уникальной системе стабилизации и прочному, компактному корпусу даже самые требовательные видеографы смогут легко снимать видео на улице прямо с рук, забыв о дополнительном тяжеловесном оборудовании и не беспокоясь о шумах, размытии и недостаточной освещенности».

«…не говоря уже о функции композитной съемки с разрешением 40 мегапикселей».

«Даже при недостаточном освещении и использовании телефото объектива, усиливающего эффект вибрации, 5-осевая система стабилизации гарантирует резкость любого кадра. Это касается как фото, так и видео: в обоих случаях обеспечивается более высокое качество изображения по сравнению с тяжелыми и неуклюжими зеркальными камерами».

Некоторые статьи нашего раздела начинаются со слов производителя. Это не скрытая и не открытая реклама. Это — повод встретить фотокамеру «по одежке», как ее представляет производитель. А затем, по мере знакомства с героиней теста или предварительного теста, постепенно убедиться в том, насколько верным или не слишком верным было первое впечатление. Считайте, что мы таким образом открываем коробку.

Потом — раскрываем описание камеры на странице с характеристиками. Причем обнаруживаем на этой странице сравнительную таблицу трех моделей серии OM-D — предшественницы E-M5, самой E-M5 Mark II и флагмана серии E-M1.

 Olympus
OM-D E-M5
Olympus
OM-D E-M5 Mark II
Olympus
OM-D E-M1
Дата анонса8 февраля 20125 февраля 201510 сентября 2013
КорпусМагниевый сплав
ЗащитаВода / пыльВода / пыль / мороз (до −10 °С)
Матрица16 Мп Four Thirds
Live MOC
16 Мп* Four Thirds
Live MOC
16 Мп Four Thirds
Live MOC
ЧувствительностьISO 100** — 25 600
АвтофокусКонтрастный,
35 зон
Контрастный, 81 зона,
с возможностью слежения
Фазовый и контрастный,
37 зон
ЭкспозамерМногосегментный, 324 зоны
СтабилизаторОптический, 5-осевой,
≈ 4,5 ступени EV
Оптический, 5-осевой,
≈ 5 ступеней EV
Оптический, 5-осевой,
≈ 4,5 ступени EV
Экран3,0 дюйма, OLED
921 000 точек
откидной, сенсорный
3,0 дюйма, TFT
1 040 000 точек
откидной-поворотный, сенсорный
3,0 дюйма, TFT
1 040 000 точек
откидной, сенсорный
Видоискатель1 040 000 точек2 360 000 точек
Скорость серийной съемкидо 9 fpsдо 10 fps
Видео1920×1080
30p fps
1920×1080
60p fps
ПроцессорTruePic VITruePic VII
Затвор60 — 1/4000 с60 — 1/8000 с
Карты памятиSD/SDHC/SDX
Wi-Fiсовместимость с Eye-Fiвстроенный модуль
GPSнет
Размеры, вес121×90×42 мм
425 г***
124×85×38 мм
496 г***
130×94×63 мм
497 г***
Цена, корпусT-7857683≈ 62 999 руб.T-10498016

* C возможностью композитной съемки (в этом режиме матрица во время выдержки
делает 8 микроперемещений, в результате чего позволяет получить
снимки с разрешением 40 Мп, 7296×5472 писелей).
** ISO 100 в режиме пониженной чувствительности, в штатном режиме — ISO 200.
*** С аккумулятором и картой памяти.

Как видите, Olympus OM-D E-M5 Mark II имеет больше общих черт с флагманом E-M1, чем с предшественницей. В частности, это касается цены. Хотя по поводу цены вопрос не совсем простой: на презентации было отмечено, что цена E-M5 и E-M5 Mark II в евро одинакова, E-M5 Mark II должна безболезненно для покупателей заменить старую модель. Однако в России E-M5 будет стоить тысяч на 30 дешевле — пока продаются старые запасы, привязанные к докризисному курсу евро. Поставки E-M5 Mark II уже будут привязаны к новому курсу, так что именно у нас цена старой и новой камер будут сильно различаться.

Дизайн, управление, «киты», аксессуары

Если камера была в руках всего пару часов, лучше не делать окончательных выводов, первые ощущения не всегда верные. Но пока есть только они, первые, больше делиться нечем. Так что попробуем разобраться, насколько удачным вышел дизайн E-M5 Mark II, с минимальными данными. Просто расскажем, что сейчас известно про камеру.

Если сравнивать «тушки» E-M5 и E-M5 Mark II, несложно заметить, что слева от объектива (внизу) появился репетир диафрагмы, а слева (вверху) — разъем синхронизации системы вспышек.

Кроме того, добавилась морозоустойчивость, но внешне она никак себя не проявляет. Очень хотелось бы, чтобы «проявилась» встроенная вспышка, но ее нет. Здесь Olympus впадает в грех под названием «крутым камерам встроенная вспышка не нужна». Мы этот грех уже разбирали на примерах Nikon D750 и Canon 6D. Не в пользу последней.
Камера выпускается не только в черном, но и в серебристом исполнении — дань еще одному варианту классики.

В России будут продаваться по крайней мере два «кита» с разными объективами:
  • M.Zuiko ED 12-50mm 1:3.5-6.3 (ориентировочная цена комплекта 69 999 рублей).
  • M.Zuiko Digital ED 14-150mm 1:4.0-5.6 II (ориентировочная цена комплекта 79 999 рублей).
Откидной поворотный экран для фотокамер Olympus — редкость. Честно говоря, не припомню модели, оснащенной именно откидным поворотным, но это не так важно. А важно, что производитель позиционирует E-M5 Mark II как классную видеокамеру. И, соответственно, экран фото-видео-камеры должен иметь максимум степеней свободы.
На задней панели сверху мы видим еще одну функциональную кнопку в обрамлении переключателя режимов.

В остальном оформление панели также минималистично, как и у простой «пятерки», E-M5. Сверху у нее были расположены кнопки Play и Fn, а внизу — рычажок включения/выключения камеры.
Вид сверху вызывает приятное удивление: количество управляющих колес — два, количество функциональных кнопок — четыре. Это замечательно, хотя возникает вопрос — как быстро можно освоить такое количество Fn-кнопок?

Ведь они меняют разные параметры при прокручивании основного и дополнительного колеса. Короче, схема управления E-M5 Mark II — продвинутая. У OM-D E-M5 тоже было два управляющих колеса, но только одна функциональная кнопка.
Зато диск выбора режима почти не отличается от диска OM-D E-M5. Основа: i-Auto, PASM, видео, ART (эффекты), SCN (сюжетные программы). Единственный новый режим — это PHOTO STORY (создание коллажей).
И, разумеется, E-M5 Mark II обеспечивает совместимость с аксессуарами Olympus для серии OM-D:
  • батарейным блоком HLD-8;
  • подводным кейсом PT-EP13 (глубина погружения до 45 м);
  • съемной рукояткой ECG-2;
  • компактной электронной вспышкой FL-600R;
  • коллиматорным прицелом EE-1 и др.

Выводы, которые можно сделать после первого знакомства с E-M5 Mark II:

  • Если ее предшественница E-M5 позиционировалась в середине линейке OM-D, то E-M5 Mark II по возможностям и цене вплотную приближается к флагману E-M1.
  • По некоторым позициям E-M5 Mark II даже превосходит флагман — оснащена более подвижным экраном, более совершенным стабилизатором, обладает меньшим весом. Но в чем она точно проигрывает E-M1 — в эргономике, в удобстве корпуса. Впрочем, здесь с E-M1 очень сложно состязаться, его корпус фантастически удобен. Это не только мое мнение, такого же придерживаются с десяток моих знакомых фотографов, которые владеют E-M1 или тестировали эту камеру. Что касается эргономики E-M5 Mark II — она просто хороша, замечательна, как у многих других фотокамер. Это можно сказать после первого знакомства. После недельного или двухнедельного тестирования мнение может измениться.

Olympus OM-D EM-5 Mark II и конкуренты
 Fujifilm
X-E2
Fujifilm
X-T1
Olympus
OM-D E-M5
Mark II
Panasonic
Lumix
DMC-GH3
Sony
Alpha 7
Матрица16 Мп
APS-C
CMOS BSI
16 Мп
APS-C
CMOS BSI
16 Мп
Four Thirds
Live MOS
16 Мп
Four Thirds
Live MOS
24 Мп
Full Frame
CMOS
Чувствительность200 — 6400
до 25 600*
200 — 6400
до 51 200*
200 — 25 600125 — 3200
до 25 600*
50 — 25 600
Дисплей3″ TFT
1 040 000
фиксир.
3″ TFT
1 040 000
откидной
3″ TFT
1 040 000
откидной, поворотный, сенсорный
3″ OLED
614 000
откидной, поворотный, сенсорный
3″ TFT
921 000
откидной
ВидоискательOLED
2 360 000
OLED
2 360 000
TFT
2 360 000
OLED
1 744 000
OLED
1 359 000
Стабилизаторнетнетоптический
5-осевой
нетнет
Серийная съемка7 fps8 fps10 fps20 fps5 fps
Видео1920×1080
60p
1920×1080
60p
1920×1080
60p
1920×1080
60p
1920×1080
60p
Размеры, вес129 × 75 × 37
350 г
129 × 75 × 37
440 г
129 × 90 × 47
496 г
124 × 85 × 38
550 г
133 × 93 × 82
470 г
Ориентировочная ценаT-10548231T-10687078Ориентир.
62 999 руб.
T-8459250T-10542303

* — в расширенном режиме.

Презентация Olympus OM-D E-M5 Mark II

Как уже было сказано, знакомство с Olympus OM-D E-M5 Mark II у меня пока шапочное — хотя на презентации удалось основательно «пощупать» камеру, но знакомство продолжалось всего пару часов. Это недостаточное время, чтобы создалось устойчивое разумное мнение. Все это время думаешь об одном — как сделать тестовые кадры не в лаборатории, а в незнакомом помещении? Так что про особенности камеры сейчас буду рассказывать не я, а представители Olympus. Возможно, по ходу рассказа я смогу добавить что-то вменяемое. Сначала о рынке и целевой аудитории. Да, кстати, слайды презентации при желании можно увеличить (кликнуть).

Справка: ILC (Interchangeable-Lens Cameras) — это общее множество зеркалок (DCLR) и беззеркалок или «системных камер» (CSC).

По данным Olympus, рынок ILC показывает следующий тренд:
  • В общем множестве ILS доля зеркалок постепенно снижается. В 2009 в мире продавалось 10,5 миллонов ILC и почти все они были зеркалками.
  • В первом квартале 2014 года из примерно 15,4 миллионов ILC на долю беззеркалок приходится 4,2 миллиона. Это примерно 27%.
  • Далее, по прогнозам, количество продаваемых зеркалок будет снижаться, а количество продаваемых беззеркалок держаться на уровне примерно 4,15 миллионов.
То есть доля беззеркалок будет расти. Поживем — увидим!
Доля беззеркалок Olympus за два последних года выросла с 10% до 15% (примерно).
Я не буду комментировать эти цифры, поскольку:
  • У меня нет оснований не доверять данным Olumpus.
  • Но при этом я прекрасно помню, что на пресс-конференциях и презентациях производители всегда демонстрируют свои немалые успехи.

Здесь ключевое слово «всегда». Если в соседних залах идут пресс-конференции двух конкурирующих компаний, каждая из них докажет, что ее дела намного лучше, чем у конкурента. Чтобы разобраться, под каким углом преломлена информация, надо быть очень хорошим знатоком рынка (это не про меня). Но в любом случае данные каждого производителя интересны — как минимум дают часть общей картины.
Olympus не выпускает камеры «для всех». У каждой модели есть своя целевая аудитория.

Что касается беззеркалок, которые в Olympus предпочитают назвать «системными камерами» (CSC — Compact System Cameras), здесь деление идет по двум группам. Камеры серии PEN считаются «женскими», а OM-D — «мужскими».
C другой стороны, OM-D E-M5 Mark II — представитель «среднего класса». В том смысле, что флагман E-M1 нацелен на профи или сверх-увлеченных любителей, E-M10 — успешных людей, увлеченных фотографией. А E-M5 и E-M5 Mark II — на фотографов-энтузиастов. Это и есть «средний класс».
C третьей стороны, фото-энтузиасты,
в уточненном виде, это:
  • И женщины, и мужчины!
  • От 30 лет!
  • Активные.
  • Любящие фотографировать, например, природу. Их вдохновляют замечательные виды, и они стремятся создать замечательные фотографии.
  • При этом они больше думают о самой фотографии, а не об использовании фототехники.
  • При съемке видео эти люди не совсем уверены в своем мастерстве.

P. S. Перевод не совсем точный. Если качество перевода не устраивает, читайте по-английски.

Теперь нам понятно, под каким «соусом» OM-D E-M5 Mark II появляется на рынке, и можно перейти к особенностям самой камеры. При этом нам хотелось бы озвучить такой момент: в этой статье наши комментарии немногословны и не особенно критичны. Можно придерживаться позиции «в теоретическом споре я всех победю» и в итоге получить многостраничную баталию, вроде тех, что порой разворачиваются на нашем форуме. Но мы придерживаемся гораздо более простой позиции — мы разрабатываем вменяемые тесты, тестируем камеры, выкладываем материалы, оценки. Это наш главный аргумент. А ловить представителей той или иной компании в недостаточно объективном освещении фактов — глупо. Разумеется, они придерживаются стратегии «говорить только правду, ничего, кроме правды, но не всю правду». Было бы забавно услышать от Olympus доводы, защищающие позиции зеркалок Nikon. Или Canon.

OM-D E-M5 Mark II ( как и E-M1, как и E-M5) оснащена 5-осевым стабилизатором — который «гасит» перемещения матрицы в трех декартовых измерениях и, кроме того, стабилизирует вращательные движения матрицы, когда оптическая ось перемещается вверх-вниз, по ходу часовой стрелки и обратно. Производитель заявляет, что стабилизатор OM-D E-M5 Mark II еще совершеннее, чем у камер-предшественниц, что он самый эффективный оптический стабилизатор изображения в мире.

Не думаю, что Olympus здесь лукавит. Когда мы тестировали стабилизатор E-M1, наш тест показал эффективность на уровне 4,5 ступеней (производитель обещал потребителям от 4 до 5 ступеней; наш тест стабильно дает результаты, которые отличаются от результатов теста CIPA не более, чем на 1/3 EV).
Пока сложно сказать чем отличается «улучшенный 5-осевой стабилизатор E-M5 Mark II» от «5-осевого стабилизатора E-M1 или E-M5». Возможно, улучшенный стабилизатор эффективнее на треть или четверть ступени. Измерить такой небольшой прирост непросто, но будет интересно «прогнать» E-M5 Mark II по нашей методике.

И в любом случае 5-осевой стабилизатор Olympus — самый эффективный из всех, что попадали в нашу лабораторию. Обычно нам встречаются 3-ступенчатые экземпляры.
Вторая особенность E-M5 Mark II — морозостойкость. Это гарантированная способность работать при минус 10 по Цельсию. Насколько помню, в позапрошлом году коллеги в Мурманске испытывали OM-D EM-1 при температурах гораздо более низких, ниже минус 20 — точно.

В сумме с компактными размерами и легким весом, защитой от влаги и пыли, морозостойскость образует понятие «Полностью защищенная компактная система». Почему это важно — представители Olympus уточнят в интервью в конце статьи.
Третья особенность или «очень высокое качество видео в ваших руках» обеспечивается такой логической цепочкой:
  • Сегодня многое видеоператоры освоили зеркальные фотокамеры для съемки видео.
  • Но зеркалки здесь использовать неразумно — они слишком тяжелые и громоздкие. На их фоне камеры OM-D кажутся небольшими и легкими. Не только кажутся — они такие и есть.
  • Уникальный стабилизатор и пыле-влаго-морозо-защищенность делает их просто незаменимыми. Видеооператор может вести съемку в любых условиях. И у него не отвалятся плечи, руки и ноги (от усталости).
  • 4К — на сегодняшний день слишком тяжелый формат (1 час видео — от 100 до 400 ГБт). Сегодня разрешения Full HD 60p с запасом хватит не только для любительского, но и для профессионального видео (на съемке свадебных церемоний, например).
Четвертая особенность — возможность видеть кристально чистое изображение в любой ситуации. Эту возможность предоставляет улучшенный видоискатель (у Mark II вдвое больше точек, чем у E-M5). Эту возможность предоставляет улучшенный экран. У Mark II количество точек экрана увеличилось почти вдвое, и при этом он стал не только откидным, но и поворотным.
И, наконец, пятая особенность E-M5 Mark II — возможность с помощью 16-мегапиксельной матрицы создавать 40-мегапиксельные изображения.

Надеюсь, вы уже успели прочитать материалы нашей новостной ленты и, в частности, описание патента Olympus — хорошую иллюстрацию того, как из 16 мегапикселей можно получить 40.

Разумеется, это не простая интерполяция, а довольно хитрые перемещения матрицы во время выдержки. И, что самое удивительное, — это работает! Причем очень хорошо работает. Подробности — в тестовой части этой статьи.
А пока достаточно сказать следующее:

  • увеличение разрешения досигается за счет 8 микро-перемещений матрицы в течение выдержки.
  • При этом камера должна быть неподвижна, желательно, стоять на хорошем штативе. Иначе, даже при малейшем смазе, эффект от микроперемещения матрицы пропадет.
  • Механизмы стабилизации и намеренного перемещения матрицы тесно взаимодействуют. Пожалуй, можно сказать, что это один механизм, работающий в разных режимах.

Небольшой тест — шумы

Конечно, одним из первых возникает вопрос — насколько хорошо камера справляется с шумами. Заявления производителя, как бы они ни звучали — радужно или сдержано — требуют проверки. В одном из материалов Рунета я прочел такое утверждение: «… даже матрица E-M5 Mark II осталась той же, что и у E-M5». Может быть и так, но по короткому знакомству с новой камерой у меня создалось впечатление, что она шумит меньше, чем E-M1 и E-M10 (камеры, которые я неплохо изучил). Так что, возможно, матрица у E-M5 Mark II все же новая, а старым осталось только разрешение. Также возможно, что более совершенным стал шумодав. Впрочем, судите сами: в таблице ниже представлены кадры, снятые с чувствительностью ISO 800 — 3200 — 6400 в врехнем ряду и ISO 10 000 — 16 000 — 25 600 в нижнем.

Olympus OM-D EM-5 Mark II
тест «шумы»
Клик на каждом фрагменте раскроет окно, где он будет представлен в 6 вариантах:
• В верхнем ряду — с чувствительностью 800 — 3200 — 6400
• В нижнем ряду — с чувствительностью 10 000 — 16 000 — 25 600

Поскольку «проявить» RAW-кадры E-M5 Mark II пока нечем (еще нет доступной программы или плагина), мы привели только «вырезки» из JPG. Но общий вывод можно сделать и по JPG — уровень шумов даже на ISO 25 600 весьма достойный. На некоторых фактурах он мало заметен, на некоторых более заметен, но, повторюсь, шумовая картинка, которую дает E-M5 Mark II, всесьма достойная. Честно говоря, очень хочется сравнить лабораторные снимки E-M5 Mark II, Sony Alpha 7 и какой-нибудь зеркалки. Лаборатория отличается от «натуры» тем, что кадры делаются в одинаковых условиях, различия видны очень хорошо.

И еще небольшая ремарка. Некоторые кадры, сделанные на ISO 800 немного смазаны — например, второй тестовый кадр (красная ткань с вышивкой) был сделана на выдержке 1/5 секунды. Этого даже с 5-осевым стабилизатором недостаточно, чтобы не было небольшого смаза. Так что некоторые кадры ISO 800 надо было бы забраковать, но мы их оставили, чтобы все тестовые блоки содержали один и тот же набор ISO. Если снимок ISO 800 вызовет у вас нехорошие чувства, смело его не замечайте — это дело рук фотографа, а не вина E-M5 Mark II. Но, поверьте, на презентации делать тестовые кадры не так просто.

Небольшой тест — режим 40M Hi Res Shot

В презентации Olympus сообщение о 40-мегапиксельном режиме 40M Hi Res Shot было выведено на почетное последнее место. По правилу the last but not least, или чтобы небольшое напряжение аудитории дошло до нужной кондиции.

Фотограф и журналист Евгений Уваров — «фото-атташе» Olympus — продемонстрировал, насколько хорош режим 40М. Добавил, что: «Кадры, сделанные в этом режиме, прекрасно «тянутся». То есть увеличивать их можно до 600-700 процентов и получать готовые билборды на маленький небоскреб. И добавил, что «тянутся» они так хорошо, поскольку «пиксели не имеют краевых эффектов». Для любителей фотоувеличения это, возможно, что-то говорит, но мне показалось какой-то смесью физики и лирики. Возможно, я не прав. В любом случае Уваров дал режиму 40М восторженную оценку. Уварова я знаю очень давно, и знаю, что лукавить он не будет, в худшем случае скажет не всю правду. А после его восторженной оценки было интересно убедиться в достоинствах режима 40M самому. Выводы — чуть позже, сначала просмотрите, какими вышли результаты самоубеждения:

Olympus OM-D EM-5 Mark II
режим 40M Hi Res Shot
Клик на каждом фрагменте раскроет окно, демонстрирующее:
  • слева — обычный снимок E-M5 Mark II (16 мегапикселей);
  • справа — тот же снимок в высоком разрешении (40 мегапикселей).
Найдите 10 отличий.

Думаю, после просмотра этой таблицы ни мои рекомендации, ни рекомендации Евгения Уварова не нужны, снимки говорят сами за себя. Разумеется, все они в нетронутом виде выложены в блоке скачивания результатов теста — только в варианте JPG.

Здесь также будет очень интересно сравнить снимки E-M5 Mark II и, допустим, 36-мегапиксельной Nikon D810. Думаю, это произойдет довольно скоро. И ко времени тестирования хотелось бы дождаться выхода программы или плагина, которые позволят проявить RAW от E-M5 Mark II.

Olympus — интервью

На презентации Olympus OM-D E-M5 Mark II, кроме представителей московского отделения компании, выступал Флориан Хассельманн (Florian Hasselmann), менеджер проектов Olympus. И хотя в течение презентации и после нее, во время тестирования, было немало разговоров, в основном о технике, у нас также появлилась возможность побеседовать «один на один» с г-ном Хассельманном и Павлом Гуровом — директором департамента фото и аудиотехники «Olympus Москва». Не только о технике.

Olympus: Флориан Хассельманн (Florian Hasselmann), менеджер проектовOlympus: Павел Гуров — директор департамента фото и аудиотехники «Olympus Москва»

Вопросы для интервью я набросал, отталкиваясь от других интересов: мне было любопытно узнать, как компания строит производство высококлассной техники. Причем в течение немалого срока, целой эпохи, с 1919 года.

Японские производители мыслят немного не так, как европейские и американские. Это я когда-то понял, читая статьи Владимира Цветова, и позже, когда довелось побывать на японских фабриках. В действиях японских инженеров и руководителей всегда читается философия, которую европейцам, думаю, не дано понять до конца (как и японцам не дано понять нас). Но по крайней мере можно попытаться, можно составить некую проекцию их мира. И хотя Флориан Хассельманн и Павел Гуров — не японцы, они (просто по долгу службы) должны были в какой-то мере «пропитаться» японским видением вещей.

Ответы Флориана и Павла дополняли друг друга, и поэтому, чтобы не усложнять материал, я свел их к единому целому. В данном интервью вопросы задает iXBT, а ответы дает Olympus.

iXBT: Отчасти это комплимент, отчасти — объективная информация. Olympus — компания, которую можно назвать лидером в поисках нового образа фототехники. Мы имеем в виду исключительно удачные дизайнерские и технические решения, эргономику. Ваши камеры необычны. Разработка таких продуктов требует не просто нестандартных решений, а целой системы взглядов, философии. Вопрос: если у Olympus философия или система взглядов? Если да, можно ли ее коротко обрисовать?

Olympus: Спасибо за этот вопрос, потому что всегда приятно, когда пытаются понять, для чего и почему компания производит ту или иную продукцию. И мы, действительно, компания, которая имеет собственную философию, которая многие годы, с момента создания наших первых камер, старается идти собственным путем.

Olympus никогда никого не копировал, мы никогда не думали так: «О! Кто-то делает такую вот камеру, давайте мы сделаем что-то похожее. Если это работает на рынке, давайте сделаем так же, немного улучшим, и это тоже будет работать».

Это не наш путь. Наши продукты — Stylus, PEN, OM-D — это, в своем роде, абсолютно уникальные создания, в которые мы вложили все наши возможности, разработки R&D департамента, знания, которые есть у профессионалов компании, и, естественно, частичку своей души.

Если говорить о том, какую философию мы выбираем как основу наших действий, можно вспомнить, как года два назад на презентации OM-D EM-1 мы показывали довольно интересную фотографию: у реки стоял по колено в воде человек, он отправлял в плаванье маленький кораблик со свечой. И вся река была заполнена такими корабликами…

Это была церемония, посвященная жертвам землетрясения 2011 года в Японии. Условия съемки там были достаточно тяжелые — в эмоциональном плане, в физическом (фотографу приходилось стоять по колено в воде), по условиям съемки (очень низкая освещенность). Эта фотография замечательно иллюстрирует философию нашей компании — создавать продукты, фотоаппараты, которые позволят делать фотографии в любых условиях. Воспринимать это можно под очень разными углами. Если мы создаем 5-осевую стабилизацию, она должна помогать фотографу извлекать из условий съемки максимум возможного. Потом мы начинаем задумываться: «ОК! А если фотоаппарат будет еще и компактным, то тогда не будет ограничений с точки зрения передвижения». И дальше: «Тогда и оптика нам понадобится компактная и светосильная».

В конце этой цепочки получится, что у камеры вообще не должно быть ограничений ни по времени, ни по месту съемки, ни по чему-либо еще. Вот это и есть философия нашей компании, которую наши специалисты подхватывают и воплощают в конкретных изделиях.

iXBT: Four Thirds System была анонсирована в 2002 году. И тогда доводы Olympus относительно размера сенсора были такими: в ближайшем будущем проблему шумов удастся решить (более или менее); тогда станет очевидно, что размер сенсора Four Thirds System оптимален для цифровой фототехники. Вопрос: с тех пор прошло много лет, но проблема шумов остается достаточно острой? И в ближайшем будущем, скорее всего, прорыва не будет. Вы по-прежнему считаете, что размер сенсора Four Thirds оптимален для фототехники?

Olympus: Этот вопрос иногда пропадает, иногда снова появляется, но мы по-прежнему стоим на позиции, что выбрали правильный формат.

Давайте уточним, что дает нам основания так считать. Во-первых, проблема шумов стоит не так остро, как пытаются изобразить некоторые фотографы и некоторые СМИ. Для маленьких сенсоров — да, это острая проблема. Но для крупных, в частности, для Four Thirds — уже не острая. Нас практически перестали «доставать» вопросами о шумах. По крайней мере, когда появилась серия OM-D, в 2012 году. Именно в этом году мы внедрили в фотокамеры OM-D и PEN наши последние разработки, и проблема шумов стала малосущественной. Эти камеры могут напрямую конкурировать с большей частью зеркальных аппаратов. И то, что верхний сегмент зеркалок дает более высокое качество, тоже малосущественно — это единицы процентов от всего рынка.

Дальше. Наше главное оружие в борьбе с шумами — не только качество матрицы и подавление шумов. Это также очень мощная стабилизация изображения. Мы понимаем, что не во всех случаях стабилизатор спасает положение, но он (особенно, если фотограф привык его использовать) может значительно расширить возможности съемки при низком освещении.

И, наконец, мы всегда отталкиваемся от потребностей наших клиентов, даем то, что нужно людям, а не преследуем какие-то абстрактные цели. И если наши камеры покупают, если они получают многочисленные награды — это лучшее подтверждение нашей правоты. С момента презентации E-M5 в 2012 году и до сегодняшнего дня семейство OM-D стало победителем более чем в 75 различных номинациях, и нас награждали не только за дизайн и технологии, но и за качество изображения. С 2012 года все большее количество людей лично тестируют и оценивают все преимущества премиум-продуктов, в том числе уровень подавления шумов. Все это делается в ежедневной практике начинающих фотографов, любителей, энтузиастов и профессионалов. Поэтому мы не слишком удивляемся, что стандарт Micro Four Thirds стал одним из признанных лидеров. Да, потребовались годы, чтобы потребитель оценил достоинства Four Thirds и ее продолжение Micro Four Thirds. Но сегодня это факт, с которым можно не спорить.

iXBT: Загадывать надолго сложно. Но все-таки попробуем пофантазировать. Вопрос: как вы думаете, через десять лет: (a) Беззеркалки полностью вытеснят зеркалки. (b) Сильно их потеснят. (с) Баланс сил останется примерно таким же, как сегодня.

Olympus: Мы не рассматриваем этот вопрос с точки зрения вытеснения или не вытеснения. Мы рассматриваем или, скорее, оцениваем его с других позиций.

Само по себе создание камер без зеркального туннеля это была очень серьезная, можно сказать, мегапрорывная инновация. И самого начала были видны ее перспективы, хотя вначале, надо признать, была определенная технологическая разница между классическими зеркальными камерами и камерами, которые стали называть беззеркальными. Но она сокращалась довольно быстро. Для нас это было почти очевидно. А сейчас мы прекрасно понимаем, что наши камеры OM-D и PEN — они уже на абсолютно равных конкурируют, технологически не уступают большой группе зеркальных камер.

Мы думаем, что последующие технологические инновации приведут к тому, что перестанет существовать разрыв между той или иной группой фотоаппаратов (если не вдаваться в детали сегментов). И это, естественно, приведет к тому, что потребитель будет абсолютно равно взвешивать, хочет ли он купить камеру с зеркалом или без зеркала?

Пожалуй, здесь более существенным моментом будет привязанность человека к оптическому видоискателю. Но, с другой стороны, электронные видоискатели существуют уже не один год и не один год совершенствуются. Уже выросло целое поколение фотолюбителей, которые психологически не привязаны к оптическим видоискателям. И в конце концов вопрос выбора станет не технологическим, а психологическим — что более приятно в работе. Поэтому мы изначально не предполагали, что одна технология убьет другую. И вопрос здесь не в 10 годах (или не в 10 годах), не в том, кто кого вытеснит или не вытеснит, а в том, что в какой-то момент выбор разных типов камер уйдет из технической плоскости.

iXBT: Если вернуться к первому вопросу — в корпоративную философию входит или не входит агрессивность?

Olympus: Ну, если мы агрессивны, то только в том смысле, что поставляем на рынок большой объем инноваций. С точки зрения маркетинга это можно считать агрессией, поскольку на такой объем способна не каждая компания. Но сама задача агрессивного поведения на рынке не входит в нашу философию и просто не ставится. Хотя внешние наблюдатели могут прийти к иной точке зрения, поскольку тренд увеличения доли системных камер очень и очень стремительный. Например, в России, в прошедший 2014 год системные камеры — это был единственный сегмент рынка, который рос стабильно каждый месяц, все 12 месяцев.

iXBT: Каким, по вашему мнению, будет образ беззеркальной камеры лет через пять? Какие параметры усилятся, что будет меняться в первую очередь?

Olympus: На текущий момент мы держим в фокусе стабилизацию изображения и компактность, легкий вес. Причем не только самих фотокамер, но и всей системы в целом. Стабилизация, компактность, легкий вес в сумме дают потребителям большую свободу, отличное качество, возможность делать фотографии в любое время и в любом месте.

Мобильность, свобода, всегда, везде — это наши главные принципы, и если мы их придерживаемся, мы учитываем не только существующие потребности потребителей, но и будущие. Но если вас интересует конкретный ответ, скорее всего, в ближайшие годы стабилизация и компактность будут определяющими для системных камер.

iXBT: Компактные фотокамеры невысокого класса сейчас постепенно вытесняются смартфонами, камерами смартфонов. Вопрос: что мешает оснастить все компактные камеры сенсорами большего размера (хотя бы в половину от Four Thirds), сделать их более совершенными? Это вопрос цены матрицы или дело не только в цене?

Olympus: Да, на рынке есть камеры с несъемной оптикой и относительно большими матрицами, даже не просто есть — таких камер достаточно много. Мы, естественно, следим за этой частью рынка. И для себя отмечаем, что мы можем создать нечто подобное, по совокупности технологических решений, которые есть у компании. Но мы также смотрим на тот размер, которую занимает эта часть рынка, и какую она имеет динамику.

Про эту часть рынка можно сказать, что она небольшая и нединамичная. Хотя она не падает, но, в отличие от системных камер, и не растет. Это нишевый продукт. И в эту нишу нет смысла выходить только ради выхода. Мы должны понимать, какую ценность это принесет конечному потребителю. И, кроме того, мы помним наше правило: «Мы никогда никого не копируем».

Допустим, мы создадим камеру такую же, назовем ее «X», поставим туда нашу великолепную оптику Zuiko и сенсор побольше. И в итоге получим то же, что уже есть на рынке, может, чуть дешевле, может, чуть лучше. Но в общем это будет повторением того, что уже есть, а мы будем заниматься банальным копированием. Это не наш путь.

У нас есть другой пример: когда создавался Stylus 1, мы смогли по совокупности характеристик предложить потребителям лучшую камеру, уникальную в своем роде. Да и сейчас ее позиции очень сильны, но размер сенсора в ее наборе характеристик не играет ведущей роли. И рынок это замечательно чувствует. Так что, отвечая на ваш вопрос, можно сказать, что размер сенсора и его цена, с нашей точки зрения, не играют большой роли. Хотя некоторые производители «поставили» именно на размер сенсора и в итоге получили нишевые, не слишком интересные для рынка продукты.

iXBT: Фотокамеры некоторых производителей снабжены так называемыми «Творческими Автоматическими Режимами». В которых вместо термина «Диафрагма» используется понятный для всех термин «Размытие фона», вместо «Выдержка» — «Замораживание или размытие кадра». Вопрос: как вы считаете — почему производители так неспешно развивают это направление? Ведь в теории это позволит перестроить интерфейс фотокамер, сделать его понятным для всех.

Olympus: Что касается упрощенных названий функций — мы уже использовали и используем этот функционал в своих камерах, он называется Live Guide. Мы ввели его, когда появилась модель PEN E-PL1, весной 2010 года. Функционал этот очень удобный, поскольку его возможности дополняет сенсорный экран. Вам достаточно коснутся экрана, чтобы выдвинулось специальное меню. А оно выглядит так, что журналисты сразу стали говорить, что все это предназначено для начинающих и домохозяек. И как раз там используется терминология не классическая консервативная, а понятная и доступная.

Пользователь может использовать понятия «Размытие фона» или «Замороженный кадр» или при регулировке цветовой температуры может выбирать окраску кадра «Теплее — Холоднее». Там сделано даже большее — не только функции называются простым человеческим языком, но и сама настройка функций изменена. С помощью ползунка на сенсорном экране можно очень гибко выбирать разные степени регулировки «размыть фон» или «не размывать фон».

Но как мы говорили, у нас нет камер «для всех», каждая модель предназначена для своей целевой аудитории. Если мы позиционируем камеру OM-D E-M5 Mark II для продвинутых фотографов, мы понимаем, что они не примут иной язык, для них привычна «классика», а не выбор «сделать четкие снимки» или «нечеткие снимки».

Другое дело, когда мы говорим о камерах, предназначенных для начинающих, например, наша PEN PL7 считается «женской» камерой. Там функционал Live Guide сохранен, там это развивается. Причем мы были первыми, кто предложил подобный подход в 2010 году. И сейчас мы, конечно, держим развитие этих функций в фокусе, следим за их востребованностью. И если она будет возрастать, мы, конечно, в состоянии предложить дальнейшее развитие этих функций.

iXBT: Спасибо за уделенное время и интересные ответы.

Olympus: Спасибо за интересные вопросы.

Итоги

Конечно, «презентационная» доля контента в этой статье велика. Но почему бы и нет? Почему бы не развернуть представление камеры «от производителя»? Почему бы не ограничиться краткими комментариями и тестовыми снимками? Кстати, они весьма «говорящие», их слово в этой статье чуть ли не главное.

Пройдет какое-то время, и OM-D E-M5 Mark II окажется в нашей лаборатории. И тогда мы, скорее всего, сможем лишь уточнить информацию этой статьи. Конечно, очень интересно будет сравнить тестовые снимки E-M5 Mark II со снимками других крутых камер. Очень интересно будет опробовать на E-M5 Mark II нашу методику оценки скорости и точности автофокуса. Но едва ли нам удастся столкнуться с чем-либо, что совершенно перевернет представление о камере, которое сложилось на сегодняшний день.

А на сегодняшний день сложилось впечатление очень сильное. Olympus, когда говорит о своих инновациях, ничуть не преувеличивает. И, естественно, хвалит свою продукцию.

Пожалуй, пока единственная претензия, которую можно предъявить к OM-D E-M5 Mark II — это немалая цена камеры. Но здесь, увы, «виноват» не только производитель, но и курс рубля.

Тестовые материалы для скачивания
Тест «шумы»Olympus OM-D EM-5 Mark II, JPG, 532 МБ
Тест «40M Hi Res Shot»Olympus OM-D EM-5 Mark II, JPG, 260 МБ





Справочник по ценам

13 февраля 2015 Г.

Olympus OM-D EM-5 Mark II, , ,

Olympus OM-D EM-5 Mark II

, ,


Olympus OM-D EM-5 Mark II
5 2015 .

(mirrorless)
Olympus
Olympus OM-D EM-5 Mark II
( ) ≈ 62 999 .
(«» M.Zuiko 12—50mm) ≈ 69 999 .

« OM-D E-M5 Mark II - ».

« , , , ».

«… 40 ».

« , , 5- . , : ».

. . — « », . , , , . , .

— . OM-D — E-M5, E-M5 Mark II E-M1.


  Olympus
OM-D E-M5
Olympus
OM-D E-M5 Mark II
Olympus
OM-D E-M1
8 2012 5 2015 10 2013
/ / / ( −10 °)
16 Four Thirds
Live MOC
16 * Four Thirds
Live MOC
16 Four Thirds
Live MOC
ISO 100** — 25 600
,
35
, 81 ,
,
37
, 324
, 5-,
≈ 4,5 EV
, 5-,
≈ 5 EV
, 5-,
≈ 4,5 EV
3,0 , OLED
921 000
,
3,0 , TFT
1 040 000
-,
3,0 , TFT
1 040 000
,
1 040 000 2 360 000
9 fps 10 fps
1920×1080
30p fps
1920×1080
60p fps
TruePic VI TruePic VII
60 — 1/4000 60 — 1/8000
SD/SDHC/SDX
Wi-Fi Eye-Fi
GPS
, 121×90×42
425 ***
124×85×38
496 ***
130×94×63
497 ***
, T-7857683 ≈ 62 999 . T-10498016

* C (
8 ,
40 , 7296×5472 ).
** ISO 100 , — ISO 200.
*** .

, Olympus OM-D E-M5 Mark II E-M1, . , . : , E-M5 E-M5 Mark II , E-M5 Mark II . E-M5 30 — , . E-M5 Mark II , .


, , «»,

, , . , , . , E-M5 Mark II, . , .


«» E-M5 E-M5 Mark II, , () , () — .

, , . , «» , . Olympus « ». Nikon D750 Canon 6D. .
, — .

«» :
  • M.Zuiko ED 12-50mm 1:3.5-6.3 ( 69 999 ).
  • M.Zuiko Digital ED 14-150mm 1:4.0-5.6 II ( 79 999 ).
Olympus — . , , , . , E-M5 Mark II . , , -- .
.

, «», E-M5. Play Fn, — / .
: — , — . , — Fn-?

. , E-M5 Mark II — . OM-D E-M5 , .
OM-D E-M5. : i-Auto, PASM, , ART (), SCN ( ). — PHOTO STORY ( ).
, , E-M5 Mark II Olympus OM-D:
  • HLD-8;
  • PT-EP13 ( 45 );
  • ECG-2;
  • FL-600R;
  • EE-1 .

, E-M5 Mark II:

  • E-M5 OM-D, E-M5 Mark II E-M1.
  • E-M5 Mark II — , , . E-M1 — , . , E-M1 , . , , E-M1 . E-M5 Mark II — , , . . .


Olympus OM-D EM-5 Mark II
  Fujifilm
X-E2
Fujifilm
X-T1
Olympus
OM-D E-M5
Mark II
Panasonic
Lumix
DMC-GH3
Sony
Alpha 7
16
APS-C
CMOS BSI
16
APS-C
CMOS BSI
16
Four Thirds
Live MOS
16
Four Thirds
Live MOS
24
Full Frame
CMOS
200 — 6400
25 600*
200 — 6400
51 200*
200 — 25 600 125 — 3200
25 600*
50 — 25 600
3″ TFT
1 040 000
.
3″ TFT
1 040 000
3″ TFT
1 040 000
, ,
3″ OLED
614 000
, ,
3″ TFT
921 000
OLED
2 360 000
OLED
2 360 000
TFT
2 360 000
OLED
1 744 000
OLED
1 359 000

5-
7 fps 8 fps 10 fps 20 fps 5 fps
1920×1080
60p
1920×1080
60p
1920×1080
60p
1920×1080
60p
1920×1080
60p
, 129 × 75 × 37
350
129 × 75 × 37
440
129 × 90 × 47
496
124 × 85 × 38
550
133 × 93 × 82
470
T-10548231 T-10687078 .
62 999 .
T-8459250 T-10542303

* — .

Olympus OM-D E-M5 Mark II

, Olympus OM-D E-M5 Mark II — «» , . , . — , ? , Olympus. , - . . , , ().


: ILC (Interchangeable-Lens Cameras) — (DCLR) « » (CSC).

Olympus, ILC :
  • ILS . 2009 10,5 ILC .
  • 2014 15,4 ILC 4,2 . 27%.
  • , , , 4,15 .
. — !
Olympus 10% 15% ().
, :
  • Olumpus.
  • , - .

«». - , , , . , , ( ). — .
Olympus « ». .

, Olympus « » (CSC — Compact System Cameras), . PEN «», OM-D — «».
C , OM-D E-M5 Mark II — « ». , E-M1 - , E-M10 — , . E-M5 E-M5 Mark II — -. « ».
C , -,
, :
  • , !
  • 30 !
  • .
  • , , . , .
  • , .
  • .

P. S. . , -.

, «» OM-D E-M5 Mark II , . : . « » , , . — , , , . . — . , « , , , ». Olympus , Nikon. Canon.


OM-D E-M5 Mark II ( E-M1, E-M5) 5- — «» , , , -, . , OM-D E-M5 Mark II , -, .

, Olympus . E-M1, 4,5 ( 4 5 ; , CIPA , 1/3 EV).
« 5- E-M5 Mark II» «5- E-M1 E-M5». , . , «» E-M5 Mark II .

5- Olympus — , . 3- .
E-M5 Mark II — . 10 . , OM-D EM-1 , 20 — .

, , « ». — Olympus .
« » :
  • .
  • — . OM-D . — .
  • --- . . , ( ).
  • 4 — (1 — 100 400 ). Full HD 60p , ( , ).
— . ( Mark II , E-M5). . Mark II , , .
, , E-M5 Mark II — 16- 40- .

, , , Olympus — , 16 40.

, , . , , — ! . — .
:

  • 8 - .
  • , , . , , .
  • . , , , .

, — . , — — . : «… E-M5 Mark II , E-M5». , , , E-M1 E-M10 (, ). , , E-M5 Mark II , . , . , : , ISO 800 — 3200 — 6400 ISO 10 000 — 16 000 — 25 600 .


Olympus OM-D EM-5 Mark II
«»
, 6 :
• — 800 — 3200 — 6400
• — 10 000 — 16 000 — 25 600

«» RAW- E-M5 Mark II ( ), «» JPG. JPG — ISO 25 600 . , , , , , E-M5 Mark II, . , E-M5 Mark II, Sony Alpha 7 - . «» , , .

. , ISO 800 — , ( ) 1/5 . 5- , . ISO 800 , , ISO. ISO 800 , — , E-M5 Mark II. , , .


— 40M Hi Res Shot

Olympus 40- 40M Hi Res Shot . the last but not least, .

— «-» Olympus — , 40. , : «, , «». 600-700 . , «» , « ». , , - , - . , .

40 . , , , . 40M . — , , :


Olympus OM-D EM-5 Mark II
40M Hi Res Shot
, :
  • — E-M5 Mark II (16 );
  • — (40 ).
10 .

, , , . , — JPG.

E-M5 Mark II , , 36- Nikon D810. , . , RAW E-M5 Mark II.


Olympus —

Olympus OM-D E-M5 Mark II, , (Florian Hasselmann), Olympus. , , , , « » - — «Olympus ». .


Olympus: (Florian Hasselmann), Olympus: — «Olympus »

, : , . , , 1919 .

, . - , , , . , , , ( ). , . — , ( ) - «» .

, , , . iXBT, Olympus.


iXBT: , — . Olympus — , . , . . , , . : Olympus ? , ?


Olympus: , , , . , , , , , , .

Olympus , : «! - , - . , , , ».

. — Stylus, PEN, OM-D — , , , , R&D , , , , , .

, , , OM-D EM-1 : , . …

, 2011 . — , ( ), ( ). — , , . . 5- , . : «! , ». : « ».

, , , - . , .


iXBT: Four Thirds System 2002 . Olympus : ( ); , Four Thirds System . : , ? , , . - , Four Thirds ?


Olympus: , , - , .

, . -, , . — , . , , Four Thirds — . «» . , OM-D, 2012 . OM-D PEN , . . , , — .

. — . . , , (, ) .

, , , , , - . , — . E-M5 2012 OM-D 75 , , . 2012 -, . , , . , Micro Four Thirds . , , Four Thirds Micro Four Thirds. , .


iXBT: . - . : , : (a) . (b) . () , .


Olympus: . , , .

, , . , , , , . . . , OM-D PEN — , .

, , ( ). , , , , ?

, . , , . , . , — . , . 10 ( 10 ), , , , - .


iXBT: — ?


Olympus: , , , . , . . , . , , 2014 — , , 12 .


iXBT: , , ? , ?


Olympus: , . , . , , , , .

, , , — , , , . , , .


iXBT: , . : ( Four Thirds), ? ?


Olympus: , , — . , , . , , , . , , .

, . , , , . . . , . , , : « ».

, , «X», Zuiko . , , , , , . , , . .

: Stylus 1, , . , . . , , , , , . «» , .


iXBT: « ». «» « », «» — « ». : — ? , .


Olympus: — , Live Guide. , PEN E-PL1, 2010 . , . , . , , . , .

« » « » « — ». — , . « » « ».

, « », . OM-D E-M5 Mark II , , , «», « » « ».

, , , , PEN PL7 «» . Live Guide , . , 2010 . , , , . , , , .


iXBT: .


Olympus: .


, «» . ? « »? ? , «», .

- , OM-D E-M5 Mark II . , , . , E-M5 Mark II . E-M5 Mark II . -, , .

. Olympus, , . , , .

, , OM-D E-M5 Mark II — . , , «» , .



«» Olympus OM-D EM-5 Mark II, JPG, 532
«40M Hi Res Shot» Olympus OM-D EM-5 Mark II, JPG, 260