Casio EX-FH20

Casio EX-FH20

ISO 400, 1/250 с
ISO 400, 1/60 с

Цифровые технологии не сильно изменили фотографию. Пейзаж, портрет, макро, та же коробка, оптика, видоискатель. Привычка сильнее технологий. Можно сомневаться в достоверности исследований, которые приводят социологи, но факт подмечен верно: подавляющее большинство пользователей современной электроники испытывают трудности с освоением ее функций и многие чувствуют свою неполноценность при изучении новых возможностей. Причина в привычке, а не в реальной сложности — дети справляются с новинками легко и просто. Если бы не сила привычки массового потребителя, возможно, уже сейчас у нас бы были камеры без спусковой кнопки. Эти камеры снимали бы все вокруг и непрерывно (и не было бы разницы между фото и видео), а мы лишь отмечали бы на временной шкале тот момент, который для нас представляет интерес, чтобы потом откадрировать и оформить часть пространства в виде статичной картинки. Но водить нас 40 лет по пустыне без фотоаппаратов некому. И революция совершается постепенно.

Скоростные камеры Casio EXILIM Pro EX-F1 и EX-FH20 — типичные троянские кони «другой фотографии» в длинных рядах конницы цифровых камер. Назвать их камерами «для исследовательских приложений» было бы неверно, хотя часто именно так их и позиционируют. Возможно, чтобы сразу оградить покупателей «мыльниц ради мыльниц» от душевных травм. Скоростные возможности этих камер не так уж и впечатляют, если представлять, с какими масштабами времени приходится иметь дело в реальных исследованиях. Зато ограниченные возможности человеческой реакции и скорости/частоты уже не регистрируемых глазом, но все же «человеческих» ситуаций, эти камеры позволяют преодолеть.

В качестве примера рассмотрим два временных ряда снимков, приведенных в начале статьи. Две задачи, с которыми фотограф может столкнуться в повседневной практике. Поймать момент удара шарика о ракетку и момент «взлета» бабочки. Все кто пробовал, наверняка знают, что поймать эти моменты почти невозможно. Наша реакций запаздывает, как минимум на 1/3 секунды, а ведь еще и у камеры есть задержка срабатывания. Чтобы не упустить ключевой момент, камера EX-FH20 непрерывно делает серию снимков и записывает их в буфер, заменяя старые новыми. Буфер вмещает 40 снимков. Если настроить автоматику камеры так, что при нажатии на спуск сохраняются 20 снимков (допустимая настройка — от 0 до 39), записанных до момента нажатия, и 20 сделанных после, а еще и правильно рассчитать и установить скорость серийной съемки, то можно с большой долей вероятности запечатлеть именно нужный момент.

Когда первый раз сталкиваешься с подобной «машиной времени», позволяющей вернуть упущенную возможность, это потрясает. Логичное расширение режима — непрерывная запись всего подряд со всех сторон, потребуется только более мощный процессор и более емкая память (вопрос времени). А задача фотографа — быть внимательным и замечать глазом, который не отвлекает камера, те моменты реальности, которые заслуживают остановки.

Серия снимков удара шарика о ракетку была сделана в режиме «ловушки». У EX-FH20 таких режимов два среди BEST SHOT: «С включением» и «С исключением». В первом случае камера реагирует на то, что в некоторую зону пространства кадра (ее можно определить через меню режима) входит новый объект, во втором, что этот объект из кадра выходит. Шарик для настольного тенниса для автоматики задача трудная. В режиме «С включением» камера срабатывает примерно в одном из трех случаев («С исключением» же вообще запустить удается лишь для простых случаев с большим хорошо различимым объектом на однородном фоне и уж никак не с шариком и ракеткой). Поэтому если у вас есть кому бросать шарик на ракетку, лучше просто воспользоваться «машиной времени» и понадеяться, что вы нажмете на кнопку спуск близко к моменту удар шарика о ракетку. Ну а если помочь некому, камера на штативе, а вы сами бросаете шарик на ракетку, которую приходится держать, то BEST SHOT «С исключением» будет незаменимым помощником. Только бросать шарик придется несколько раз.

Если посмотреть внимательно на снимки серии, то можно заметить искажение формы шарика, причем не только растяжение, но и сжатие, а так же модуляции освещения (полосатость фона). Это следствия работы электронного затвора — снимок считывается постепенно и, на самом деле, по высоте на одном снимке мы видим разные моменты времени. Поэтому шарик деформируется, а лампы дневного света несколько раз мигают (чего глаз не ощущает из-за своей «инерции») пока кадр считывается. Но! Даже отлавливая такие тонкие эффекты, камера в этой серии не сработала именно в момент удара шарика о ракетку.

Снимать бабочку так же следует в режиме «Предзапись». В принципе, подойдет и BEST SHOT «С включением» и «С исключением», но бабочки ведут себя непредсказуемо — могут улететь во время настройки камеры, а могут и долго сидеть после настройки, так что держать камеру неподвижно устанет рука (и стоит ей дрогнуть, тут же сработает и автоматика «С включением» и «С исключением»).

Большой буфер и матрица с возможностью съемки до 40 полнокадровых фотографий в секунду нашли применение и в других режимах. Это BEST SHOT «Съемка высокоскоростного ночного сюжета» и «Высокоскоростная стабилизация». Камера снимает серию, а затем процессор выбирает самые четкие снимки и еще объединяет их в один. Мои попытки использовать эти режимы не принесли особенно выдающихся результатов — штатив лучше. Но боюсь, что это опять же сила привычки к штативу и минимальной ISO. Человека не привыкшего к штативу, но нормально воспринимающего снимки камерафонов, результат работы BEST SHOT «Съемка высокоскоростного ночного сюжета» и «Высокоскоростная стабилизация», наверняка, удовлетворит. Ну а камеры будущего с большим запасом по скорости и по качеству картинки, скорее всего, и будут работать в подобных режимах «статистической стабилизации». Те же принципы используются еще в одном BEST SHOT режиме «Мультидвижение» — процессор объединяет в одном снимке несколько из последовательности, «размножая» подвижный объект на фоне неподвижного фона — можно отследить траекторию сноубордиста.

В серийном фоторежиме камера может делать до 40 к/с с разрешением 7 Мп. В видео — до 1000 к/с при разрешении 224×56 или до 29,7 к/с с разрешением HD 1280×720. Высокие скорости съемки видео предполагают довольно быстротечные регистрируемые процессы. И в видеоролике сам процесс будет занимает лишь малую часть. Чтобы не тратить время и не смотреть не информативные начало и конец, непосредственно в камере видеоклип можно отредактировать, отрезав лишнее (реализация идеи «камера непрерывно снимает все подряд, а мы потом выбираем необходимое»). В видео, как и в фото, можно воспользоваться предзаписью — до 5 (до 2 с при записи высокоскоростного видео) секунд видеосъемки можно «извлечь» из буфера после нажатия на спусковую кнопку. Вот примеры ускоренной видеосъемки с замедленным воспроизведением:


В режиме 1000 к/с уже можно проверять работу затвора механической камеры. Разрешение 224×56 достаточно только для прикладных задач. 224×56 — 1000 к/с — 29,97 к/с avi 200 КБ.


7-ми кратное замедление, 480×360 210 к/с — 29,97 к/с avi 4 МБ.


14-ти кратное замедление, 224×168 420 к/с — 29,97 avi 2,5 МБ.


HDвидео, 1280×720, 29,97 к/с, avi 14 МБ.

Другая особенность камер будущего — «съемка во все стороны» с большой детализацией (многомегапиксельная матрица, вернее, много матриц, сфокусированных на разные дистанции). EX-FH20 так не умеет, зато у нее 20Х зум и 9 Мп матрица. Что дает 20Х можно представить по приведенным далее снимкам, сделанным с одного места.


f=4,6 (26) мм, 1/1000 с, ISO 100. Оригинал 4 МБ.


f=92 (520) мм, 1/1000 с, f/6,3, ISO 400. Оригинал 4 МБ.


Фрагмент снимка, f=92 (520) мм, 1/250 с, f/7,1, ISO 100. Оригинал 4 МБ.
Конструкция
Casio EX-FH20

Корпус, как у зеркалок, но оптика не сменная.

Casio EX-FH20

Обрезиненное кольцо на объективе — лишь элемент декора, ничем не управляет и неподвижно. За ним — кнопки фиксации экспозиции и режимов фокусировки.

Casio EX-FH20

Привычный для большинства камер диск выбора режимов фотосъемки у EX-FH20 выполняет роль диска выбора серийного (серия обычная 1-40 к/с до 40 снимков в серии и серия со вспышкой 1/3/5 к/с от 3 до 10 снимков в серии) и видеорежимов (высокоскоростная или HD).

Casio EX-FH20

Кнопок управления фотосъемкой почти нет и на задней поверхности камеры, настройки выполняются через экранное меню. Так как вся информация выводится и на дисплей, и в электронный видоискатель, такое управление оказывается удобным, особенно при съемке с использованием электронного видоискателя. Снимать можно в автоматических и ручных (PASM) режимах съемки (экспозиция, замер, фокусировка, баланс белого и пр.), в RAW (DNG) и JPEG.

Casio EX-FH20

Питание — элементы АА. Через меню можно выбрать тип элементов (щелочные, Ni-MH) для оптимальной работы системы питания и индикации уровня заряда.

Casio EX-FH20
Интерфейсы: универсальный USB/AV и питания 9 В.

Функционально камера близка к модели EXILIM Pro EX-F1, и для более подробного знакомства с ее возможностями (а так же с темой прикладной скоростной фотографии), отсылаю читателей к статье В. Родионова.Качество съемки

Снимки миры, фрагменты 1:1. Левая колонка — центр кадра, правая — правый верхний край

20Х оптика обеспечивает довольно высокое качество по центру кадра. Хроматические аберрации и дисторсия заметны, автоматически (в камере) не устраняются. Диафрагмирование приводит к снижению разрешения, что закономерно для маленькой матрицы с большой плотностью элементов. При разных фокусных расстояниях наблюдается однотипная несимметрия изображения, что, возможно, является следствием неточного расположения матрицы относительно оптической оси объектива. Так же возможно, что это следствие применения в камере системы стабилизации матрицы (во время съемки миры стабилизация была выключена).

Эффективность оптической стабилизации для фокусного расстояния экв. 64 мм не высока и не превышает двух ступеней.

Шум на снимках не велик. И даже при увеличении светочувствительности его можно считать приемлемым. Вообще, отмечу, система обработки сигнала (баланса белого, в том числе) работает лучше, чем у большинства других камер любительского класса. И даже качество JPEG преобразования и сжатия хорошее.

Фрагменты снимков в RAW, преобразованном в JPEG без повышения резкости и устранения шума, и в JPEG (максимальное качество), сделанных при одинаковых установках камеры. Процессор камеры хорошо подчеркивает резкость, порождая не много артефактов.

Casio Exilim EX-FH20 «любительская» версия EXILIM Pro EX-F1, но уступает она «единичке» не много (управление, интерфейсы, скорость серии), а в чем-то даже превосходит (разрешение и кратность оптического зума). Характеристику «любительская», можно считать формальной. Это скорее «не PRO», ради того, чтобы камеру покупали те, кто профессионалом себя не считает. За любителя, которому, достанется 9 Мп камера с ручными режимами съемки, 20Х зумом, стабилизацией можно только порадоваться. Технические характеристики:

матрица: КМОП 1/2,3 дюйма, 10,29 Мп / эфф. 9,14 Мп
объектив:14 элементов в 11 группах, есть асферические,
4,6-92,0 мм, f/2,8-f/4,5
фокусировка:ручная,
автоматическая, следящая
произвольный выбор зоны фокусировки,
непрерывная и покадровая,
подсветка,
распознавание лиц,
минимальная дистанция в макро 1-12 см
экспозиция:замер матричный, центрально-взвешенный, точечный
управление авто, приоритет выдержки, диафрагмы, ручной режим
чувствительность:100, 200, 400, 800, 1600
баланс белого:автоматический, дневной свет, облачно, тень, лампа накаливания, флуоресцентная лампа (два типа N/D), по мишени
видоискатель / дисплей:

электронный 201600 элементов, диоптрийная коррекция
ЖК 3 дюйма, 230400 элементов

вспышка:0,4/1,3 — 7 / 4,4 м (W/T) при ISO «Авто», компенсация экспозиции, предотвращение эффекта «красных глаз»
режимы съемки:фото, высокоскоростная серийная фото и видео, видео, программы Best Shot
форматы файлов:

RAW (DNG)+JPEG,
JPEG,
максимальное разрешение 3456×2592
AVI, наилучшее качество 1280×720 30 к/с

серийный режим / таймер:до 40 к/с JPEG,
2, 10 с, тройной
интерфейс:USB / AV
питание 9 В
память: SD, SDHS, MMC
встроенная 31,9 Мп
питание:4×АА
размер /
вес
122,6×81,4×84,5 мм
483 г

Цены

В таблице ниже приведена средняя розничная по Москве цена, актуальная на момент чтения вами данной статьи:

Casio EX-FH20
Н/Д(0)


Камера предоставлена компанией CASIO.





19 февраля 2009 Г.

Casio EX-FH20

Casio EX-FH20

Casio EX-FH20

ISO 400, 1/250
ISO 400, 1/60

. , , , , , . . , , : . , — . , , . ( ), , , . 40 . .

Casio EXILIM Pro EX-F1 EX-FH20 — « » . « » , . , « » . , , . / , «» , .

, . , . «» . , , . , 1/3 , . , EX-FH20 , . 40 . , 20 ( — 0 39), , 20 , , .

« », , . — , ( ). — , , , .

«». EX-FH20 BEST SHOT: « » « ». , ( ) , , . . « » (« » ). , « » , . , , , , BEST SHOT « » . .

, , , , ( ). — , , . , ( - «») . ! , .

«». , BEST SHOT « » « », — , , ( , « » « »).

40 . BEST SHOT « » « ». , . — . , ISO. , , BEST SHOT « » « », , . , , « ». BEST SHOT «» — , «» — .

40 / 7 . — 1000 / 224×56 29,7 / HD 1280×720. . . , , ( « , »). , , — 5 ( 2 ) «» . :


1000 / . 224×56 . 224×56 — 1000 / — 29,97 / avi 200 .


7- , 480×360 210 / — 29,97 / avi 4 .


14- , 224×168 420 / — 29,97 avi 2,5 .


HD, 1280×720, 29,97 /, avi 14 .

— « » ( , , , ). EX-FH20 , 20 9 . 20 , .


f=4,6 (26) , 1/1000 , ISO 100. 4 .


f=92 (520) , 1/1000 , f/6,3, ISO 400. 4 .


, f=92 (520) , 1/250 , f/7,1, ISO 100. 4 .

Casio EX-FH20

, , .

Casio EX-FH20

— , . — .

Casio EX-FH20

EX-FH20 ( 1-40 / 40 1/3/5 / 3 10 ) ( HD).

Casio EX-FH20

, . , , , . (PASM) (, , , .), RAW (DNG) JPEG.

Casio EX-FH20

— . (, Ni-MH) .

Casio EX-FH20
: USB/AV 9 .

EXILIM Pro EX-F1, ( ), . .

, 1:1. — , —

20 . , ( ) . , . , , , . , ( ).

. 64 .

. . , , ( , ) , . JPEG .

RAW, JPEG , JPEG ( ), . , .

Casio Exilim EX-FH20 «» EXILIM Pro EX-F1, «» (, , ), - ( ). «», . « PRO», , , . , , 9 , 20 , .

:

: 1/2,3 , 10,29 / . 9,14
: 14 11 , ,
4,6-92,0 , f/2,8-f/4,5
: ,
,
,
,
,
,
1-12
: , -,
, , ,
: 100, 200, 400, 800, 1600
: , , , , , ( N/D),
/ :

201600 ,
3 , 230400

: 0,4/1,3 — 7 / 4,4 (W/T) ISO «», , « »
: , , , Best Shot
:

RAW (DNG)+JPEG,
JPEG,
3456×2592
AVI, 1280×720 30 /

/ : 40 / JPEG,
2, 10 ,
: USB / AV
9
: SD, SDHS, MMC
31,9
:
/
122,6×81,4×84,5
483

, :

Casio EX-FH20