Краткое исследование влияния SLI на процессорозависимость

А также версий видеодрайверов на игровую производительность

Некоторые читатели (в особенности — любители игр) нередко высказывают к нашей методике тестирования процессоров замечания вида: «Нечего тестировать 3D-приложения со слабой видеокартой, поскольку в этом случае всё именно в нее и упирается». Несколько более редкое, но тоже регулярно встречающееся замечание касается фиксации на длительный срок всех версий ПО, включая и видеодрайверы — дескать, они обновляются и дорабатываются постоянно, поэтому полученные на старых версиях результаты не соответствуют действительности.

Справедливы ли эти замечания? Отчасти да. Действительно — и видеокарта существенно влияет на многие результаты, и при использовании разных версий драйверов производительность меняется. Однако так ли это важно? Ведь, по большому счету, производительность в играх действительно зависит в первую очередь от видеокарты. Тем более, что на момент запуска любой версии методики в эксплуатацию, мы берем одну из моделей верхнего уровня. К примеру, сейчас используется ускоритель GeForce GTX 570, быстрее которого из одночиповых решений в прошлом году был разве что GTX 580. За прошедшее время положение дел на рынке изменилось, однако более быстрых GPU до сих пор очень немного, и занимают они на рынке, мягко говоря, не доминирующее положение. Т. е. у большинства пользователей в наличии есть лишь более медленные карты, так что для них разница в игровой производительности различных процессоров еще меньше, чем получается в наших тестах.

Да и вопрос оптимизации драйверов очень скользкий. Действительно — новые версии часто исправляют различные ошибки, из-за чего новые игры (подчеркнем: именно новые; или, как минимум, существенно обновленные апдейтами) начинают работать быстрее. Но ведь и игровые тесты мы тоже фиксируем на аналогичный срок, так что сложно ожидать, что через несколько месяцев кто-то сильно улучшит положение дел в уже относительно старых проектах. Зато у нашего подхода есть свои достоинства, выливающиеся в столь популярные итоговые материалы: взять и протестировать за разумный промежуток времени несколько десятков конфигураций в таком количестве программ со свежайшими драйверами невозможно (за время тестирования и программы, и драйверы успеют обновиться), а вот постепенное накопление результатов — процесс не такой уж сложный.

Однако и нас нередко посещала крамольная мысль: «А так ли все гладко, как кажется в теории?». Вдруг, действительно, при более мощной видеоподсистеме удастся «нащупать» между топовыми процессорами бо́льшую разницу, чем смешные проценты и доли процента, получающиеся в основной серии тестирований? Или вдруг новые версии драйверов кардинально меняют расстановку сил? Вот первым вопросом мы и решили заняться, попутно затронув и второй :) Действительно — а как можно увеличить производительность видео? Варианта два: либо более мощный одиночный чип (но их не так много), либо multi-GPU. Найдя в закромах еще одну карту на GTX 570, идентичную используемой регулярно, мы остановились на втором пути. Пришлось заодно сменить и материнскую плату, поскольку для LGA1155 мы обычно используем модель на чипсете Н67, который multi-GPU не поддерживает. Но вдобавок, как оказалось, нужно и драйвер поменять: со старым массив SLI на Z77 отказывался активироваться. Кроме того, всплыл и еще один любопытный вопрос: а как производительность мультичипа зависит от шины? На платформе LGA1155 в этом случае используется конфигурация х8+х8, но ведь у нас есть еще и LGA2011, где доступны х16+х16. Конечно, последнее тестирование было бы интереснее проводить на продуктах AMD, поскольку CrossFireX поддерживает работу «чисто» по шине, а SLI требует мостиков (т. е. обмен данными между видеокартами идет в обход PCIe), однако мы решили, что для начала и это неплохо :)

Конфигурация тестовых стендов

Нами было взято четыре уже хорошо знакомых процессора, один из которых (Core i5-3570K) в ближайшее время станет верхушкой массового сегмента, один (Core i7-3960X Extreme Edition) — так и останется топовым решением, ну а еще два (Core i7-2700K и Core i7-3820) расположены между ними, примерно эквивалентны друг другу, но предназначены для двух разных платформ. Добавлять к списку что-либо бюджетное мы сочли излишним — покупатели различных Core i3, как правило, не только о multi-GPU не задумываются, но и одиночную видеокарту выбирают из более дешевого сегмента, нежели тот, в котором «живет» GTX 570.

Методика тестирования

Для изучения игровой производительности этих 12 (4 процессора × 3 конфигурации) испытуемых мы воспользовались соответствующим разделом нашей общей методики тестирования процессоров, т. е. шестью игровыми приложениями в режиме высокого качества и с разрешением 1680×1050.

Каждый процессор тестировался «в трех ракурсах». Во-первых, брались результаты из «базовой» линейки, полученные на драйвере версии 270.61 (Base). Во-вторых, аналогичная конфигурация, но на другой плате и с драйвером 296.10, последним на момент тестирования (Single). В-третьих, то же самое в плане софта и платы, но уже с двумя видеокартами (SLI).

Aliens vs. Predator

Игра весьма требовательна к видео, так что близкий к двукратному прирост в SLI-конфигурации был предопределен заранее. И какая-никакая польза от х16+х16 тоже наблюдается. Во всяком случае, при использовании Core i7-3820. А экстремальный 3960Х свою полную неадекватность для игрового компьютера с блеском продемонстрировал в первый, но не последний раз за сегодня. Толку от обновления драйвера, как видим, тоже нет никакого. Впрочем, в случае LGA1155 (где обнаружилось падение аж на 5%) все можно списать и на смену материнской платы. Хотя и это тоже, кстати, не укладывается в наивную концепцию «круче — значит лучше»: более высокой частота кадров оказалась на скромной плате на Н67, а вовсе не на экстремальной и более новой модели на топовом Z77. Но в целом на такую разницу можно не обращать внимания — как видим, никакого существенного изменения относительного положения различных процессоров нет ни при смене драйвера, ни при переходе от одной видеокарты к двум. Сам по себе последний режим очень полезен, но это тоже было заранее очевидно :)

Batman: Arkham Asylum GOTY Edition

А вот в этой игре на относительно старом движке от процессора зависит многое, и разница между процессорами при увеличении мощности видео возрастает. С одной стороны, можно порадоваться, с другой — очевидно, что на практике в подобных приложениях не только за мощным процессором гоняться не стоит, но и SLI для них городить тоже. Одиночный Core i5 (пусть и топовый в этой линейке, и новый) с одиночной же видеокартой уже выдал 245 кадров в секунду. Топовый Core i7 (который стоит более чем в четыре раза дороже) с двумя видеокартами (что, соответственно, удваивает цену видео) — 357. Блеск и нищета в чистом виде :) Поскольку прирост, конечно, заметный, но если рассуждать здраво, то и первого до… ээээ… достаточно. И даже избыточно :)

Crysis: Warhead x64

Когда-то системными требованиями Crysis пугали малолетних геймеров, ныне же, как видим, ничего страшного эта игра собой уже не представляет. И прирост частоты кадров в SLI-режиме относительно прироста в AvP (или, там, в Metro 2033, о котором чуть позже) не столь уж велик. Но он есть. А самым быстрым номинально процессором во всех трех случаях оказался Core i7-2700K, однако лишь номинально, поскольку правильнее считать всех равными.

F1 2010

Один из немногих случаев, когда новый драйвер явно обеспечил стабильный (пусть и не слишком большой прирост). И, обратите внимание: больше всего он «помог» новому же процессору. Т. е. имеем подтверждение сказанного в начале: чем больше в программно-аппаратной конфигурации нового, тем больше пользы от обновления драйверов. А с точки зрения житейского смысла опять правильнее считать, что все процессоры равны. И платформы тоже. Разница — только в видео.

Far Cry 2

Однако если перейти от относительно новых игр к старой… От новых драйверов тут — только минус (справедливости ради — как обычно, небольшой). От SLI — и вовсе сплошное расстройство: одной видеокарты на GTX 570 более чем достаточно, так что multi-GPU лишь все портит, давая «паразитную» нагрузку на процессор.

Metro 2033

Эта игра чем-то похожа на AvP, только предъявляет еще более высокие требования к компьютеру. В общем, опять наблюдаем высокую эффективность SLI — порядка 80%. А вот на все остальные факторы можно просто махнуть рукой.

Итого

На этом наш сегодняшний сеанс разрушения мифов можно считать завершившимся. Разумеется, игры бывают разными, а мы тестировали только шесть из них. С другой стороны, примерно одинаковое положение во всех шести позволяет с высокой долей уверенности утверждать, что и в других картина вряд ли будет сильно отличаться. Так какой будет итоговая оценка?

Миф о радикальном влиянии версии драйверов можно считать опровергнутым. Влияние, безусловно, есть. Но где-то так плюс-минус 5%. Причем и никакой однородности тоже не наблюдается — где-то может быть прирост, где-то падение. Во всяком случае, это верно для нашей ситуации — если вы вдруг купите новую видеокарту и/или начнете использовать новые игры (или существенные апдейты к установленным), то пренебрегать новыми драйверами, естественно, не стоит. Но исправление ошибок и улучшение совместимости, по-видимому, процесс не бесконечный — для старых продуктов с определенного момента заметные изменения происходить перестают. А несколько процентов в ту или иную сторону могут волновать, естественно, только тестеров.

Миф о неограниченной процессорозависимости видеокарт, растущей по мере роста мощности последних, тоже можно считать опровергнутым как минимум в рамках, в которые укладываются протестированные процессоры. Т. е. в сегменте до 200 долларов, который мы не затрагивали, возможно всякое. Но выше — любого процессора уже достаточно не только для одиночной GTX 570, но и для пары таких карт в тандеме. Тем более его достаточно для менее мощных конфигураций. Попытки снизить качество тоже ни к чему не приведут: да, конечно, где-то можно будет «нашарить» заметную разницу в относительном исчислении — но уже за гранью сотни-другой кадров в секунду. Повторимся, распространять эти результаты на более низкие сегменты не следует — вот там мощности уже может не хватить, тем более что расходуется она не только на работу видеосистемы. Но любого пристойного четырехъядерного процессора достаточно будет в подавляющем большинстве случаев. Так что покупать что-либо дороже 200 долларов для игр не стоит. Разве что для других задач.

Миф о радикальной разнице между платформами в плане поддержки конфигураций PCIe тоже можно считать опровергнутым в рамках тестирования. К вящему ужасу тех, кто выбирал платы под LGA1155 со всякими дополнительными коммутаторами — можно было и не городить огород :) Владельцам систем с LGA2011, все же, будет не так обидно: там большое количество линий PCIe — врожденная особенность «статусной» платформы. Но еще раз повторимся, такая картина верна для SLI, особых вольностей не позволяющего. Возьми мы CrossFireX с его гибкостью (нет требования в обязательном порядке использовать мостики и разрешены «перекошенные» конфигурации, типа х16+х4) — может быть, какие-нибудь различия и обнаружились бы.

Миф о том, что важнейшим компонентом компьютера является видео… А это, собственно, и не миф, что было очевидно изначально :) Просто мы в очередной раз подтвердили данный постулат. Из любого правила есть исключения, которым сегодня оказался Far Cry 2, где прироста производительности от SLI нет, но в существовании исключений никто и не сомневался. При этом показательно, что иногда производительность увеличивается и там, где она уже… не нужна. Вот выросла частота кадров в Batman — вроде бы, ну и что? Ведь и одиночная карта давала более чем достаточные 250 кадров в секунду. Но выросла ведь! А прирост в AvP и Metro вообще сложно переоценить. Причем, заметим, у нас методика все-таки ориентирована на тестирование процессоров. А ведь можно было настройки сделать более жесткими как раз для видео, да и 1680×1050 — не такое уж высокое разрешение с точки зрения современности. В этом случае полезность SLI или более мощной одиночной видеокарты была бы выражена еще сильнее.

В общем, вердикт простой и не раз озвученный: если вам нужен мощный игровой компьютер, то в первую очередь бюджет должен распределяться в пользу видеосистемы. Лучше купить Core i5 и пару GTX 570 (или даже 580/680), чем Core i7 Extreme и одну такую карту — первое и работать будет быстрее, и обойдется дешевле. А прочие факторы тоже, конечно, игнорировать не стоит, но лишь с точки зрения принципа, что в компьютере (как и в человеке) всё должно быть прекрасно :) И действуя так, лучше, во избежание разочарований, ни на какой эффект, кроме эстетического, заранее не рассчитывать.

Благодарим компании Corsair, Enermax, G.Skill, Palit и «Ф-Центр»
за помощь в комплектации тестовых стендов



2 мая 2012 Г.

SLI

SLI

( — ) : « 3D- , ». , , — , , .

? . — , . ? , , . , , . , GeForce GTX 570, GTX 580. , GPU , , , . . . , , .

. — , - (: ; , , ) . , , - . , : ( , ), — .

: « , ?». , , «» ́ , , ? ? , :) — ? : ( ), multi-GPU. GTX 570, , . , LGA1155 67, multi-GPU . , , : SLI Z77 . , : ? LGA1155 8+8, LGA2011, 16+16. , AMD, CrossFireX «» , SLI (. . PCIe), , :)

, (Core i5-3570K) , (Core i7-3960X Extreme Edition) — , (Core i7-2700K Core i7-3820) , , . - — Core i3, , multi-GPU , , , «» GTX 570.

12 (4 × 3 ) , . . 1680×1050.

« ». -, «» , 270.61 (Base). -, , 296.10, (Single). -, , (SLI).

Aliens vs. Predator

, SLI- . - 16+16 . , Core i7-3820. 3960 , . , , . , LGA1155 ( 5%) . , , « — »: 67, Z77. — , , . , :)

Batman: Arkham Asylum GOTY Edition

, . , , — , , SLI . Core i5 ( , ) 245 . Core i7 ( ) (, , ) — 357. :) , , , , … … . :)

Crysis: Warhead x64

- Crysis , , , . SLI- AvP (, , Metro 2033, ) . . Core i7-2700K, , .

F1 2010

, ( ). , : «» . . . : - , . , . . — .

Far Cry 2

… — ( — , ). SLI — : GTX 570 , multi-GPU , «» .

Metro 2033

- AvP, . , SLI — 80%. .

. , , . , , . ?

. , , . - - 5%. — - , - . , — / ( ), , , . , -, — . , , .

, , , . . . 200 , , . — GTX 570, . . : , , - «» — - . , — , . . - 200 . .

PCIe . , LGA1155 — :) LGA2011, , : PCIe — «» . , SLI, . CrossFireX ( «» , 16+4) — , - .

, … , , , :) . , Far Cry 2, SLI , . , , … . Batman — , ? 250 . ! AvP Metro . , , - . , 1680×1050 — . SLI .

, : , . Core i5 GTX 570 ( 580/680), Core i7 Extreme — , . , , , , ( ) :) , , , , , .