E-MU1212 / E-MU 1212m PCI


В серии «m» (mastering) E-MU1212m/PCI является младшей картой, числовые значения в названии обозначают суммарное количество цифровых и аналоговых каналов у карты. Карта состоит из двух плат, базовой «цифровой» E-MU1010 и дочерней «аналоговой» 0202m. Соединяются карты через короткий шлейф, аналогичный шлейфу к FDD, но без перевернутых дорожек.

15 августа 2006 E-MU заявила о выпуске новой модификации 1212m, в названии добавилась приставка PCI. Новое название лишено логики, т.к. различия между картами лишь в отсутствии FireWire порта и разной совместимости с Audiodock и Microdock, при этом обе имеют интерфейс PCI.

Таким образом, сегодня можно встретить в продаже две PCI-линейки продуктов.

  • E-MU1212m, E-MU1820, E-MU1820m, совместимые с Audiodock и Audiodock m. (первое поколение карт) подробнее о семействе Digital Audio Systems читайте в нашей статье Профессиональная звуковая карта E-MU 1820
  • E-MU1212m PCI, E-MU1616, E-MU1616m, E-MU1616 PCI, E-MU1616m PCI, совместимые с Microdock и Microdock m. (второе поколение карт)

Основные технические характеристики E-MU1212m PCI

  • Частоты семплирования: 44.1/48, 88/96, 174/192 кГц от внутреннего или внешнего источника
  • Разрядность: 24 и 16 бит
  • DSP: 32-битный с 67-битным регистром суммирования
  • Аппаратно-ускоренное микширование и наложение эффектов 100MIPs.
  • Поддержка PCI Bus-Mastering DMA для уменьшения загрузки CPU
  • Аппаратный direct мониторинг с нулевой задержкой
  • Аппаратная поддержка ASIO 2.0, WDM, MME, DirectSound (DirectSound3D и EAX не поддерживаются)
  • 2 аналоговых входа и выхода
  • SPDIF вход и выход (коаксиальный и оптический, оптический совмещен с ADAT)
  • ADAT вход и выход (8 каналов в 44.1/48 кГц, 4 канала в 88/96 кГц, 2 канала в 174/192 кГц)

Входы

  • АЦП — AK5394 (AKM), ОУ — NJM2068M (JRC)
  • Уровень профессиональный +4 dBu номинально, 20 dBu максимум, симметричное соединение
  • Уровень бытовой -10 dBV номинально, 6 dBV максимум, не симметричное соединение
  • Неравномерность в диапазоне частот +/- .05дБ, 20 Гц - 20 кГц
  • КГИ+шум (1кГц @ -1dBFS): -110 дБ (.0003%)
  • Сигнал/шум (A-weighted, в полосе 22 кГц): 120 дБ А
  • Динамический диапазон (1 кГц, в полосе 22кГц): 120 дБ А
  • Проникновение каналов (1 кГц @ -1dBFS): < -115 дБ

Выходы

  • ЦАП - CS4398 (Cirrus Logic), ОУ - NJM2068M (JRC)
  • Уровень профессиональный +4 dBu номинально, 20 dBu максимум, симметричное соединение
  • Уровень бытовой -10 dBV номинально, 6 dBV максимум, не симметричное соединение
  • Неравномерность в диапазоне частот (20 Гц — 20 кГц): +0.0/-0.35 дБ
  • КГИ+шум (1кГц @ -1dBFS): -105 дБ (0.0006%)
  • Сигнал/шум (A-weighted, в полосе 22 кГц): 120 дБ А
  • Динамический диапазон (1 кГц, в полосе 22кГц): 120 дБ А
  • Проникновение каналов (1 кГц @ -1dBFS): < -120 дБ

E-MU отдельно подчеркивает, что такие же преобразователи использует более дорогой интерфейс ProToolsHD 192 от Digidesign.

E-MU1010, сравнение старой и новой версии

Печатная плата у новой карты стала гораздо меньше. Кому-то может показаться, что карту урезали в возможностях или с платы убрали лишнее. Основные различия — отсутствие FireWire и блока питания для Audiodock. В новую E-MU1212m PCI можно подключить только Microdock/m с внешним питанием.


E-MU1010 от E-MU1212m


E-MU1010 от E-MU1212m PCI

Раньше использовался DSP от первой Audigy, сейчас используется новый DSP CA10300-IAT.

DSP от E-MU1212m, надпись Audigy была только на первых образцах.

DSP от E-MU1212m PCI.

CA10300-IAT применяется в «игровой» карте Audigy4. CA10300-IAT является следующей версией после CA0108-IAT, применявшегося в Audigy2 Value. Официальные различия — новый CA10300-IAT не содержит свинца.

E-MU0202m, сравнение старой и новой версии

Визуально разница между платами незначительна. Отдельно стоит отметить, что хотя карта предназначена для установки в соседний PCI слот, никакой передачи информации в этот слот не будет, так как за этот слот плата только держится. При желании E-MU0202m можно прикрепить на и переднюю панель корпуса в пятидюймовый отсек, обеспечивая тем самым полное удобство коммутации, или вынести за пределы корпуса.

Учитывая, что во многих системах пустуют слоты от PCI-E, в новой ревизии E-MU0202m можно было бы сделать более «универсальной» под оба слота, а не только под PCI. Хотя на платах есть отверстия по краям, они не совпадают по вертикали с E-MU1010, скрепить карты болтом не получится.


E-MU0202m от E-MU1212m


E-MU0202m от E-MU1212m PCI

В тестах RMAA новая плата показывает более чистые спектры. Был сделан эксперимент, E-MU 0202m от старой платы была подключена к новой E-MU1010 и наоборот. Карты вставлялись в один и тот же слот.

График АЧХ у E-MU1212m PCI имеет более поздний спад на высоких, это связано с выбором другой частоты для фильтра. Ранее можно было встретить жалобы, что спад в 0.3 дБ на 20 кГц негативно сказывается на качестве высоких частот. При этом забывается, что даже у сверх качественных АС неравномерность на порядок больше, и опасения завала на высоких частотах имеют больше психологический характер. Инженеры E-MU не стали никого разубеждать, а применили в новой E-MU0202m другой фильтр, с настройкой на более высокую частоту.

Лидирует новая E-MU1212m PCI, в спектре есть пара паразитных гармоник, которых при оптимизации размещения карты в PC можно избежать. При этом 0202m от E-MU1212m PCI наловила меньше наводок.


При наличии сигнала можно оценить уровень искажений и наводок. При подключении к новой E-MU1010 спектр чистый, в то время как у «старой» можно наблюдать чуть больше наводок.

Более любопытно, что при подсоединении именно к старой E-MU1010 возрастают искажения в режиме 192 кГц. Справедливости ради, следует отметить, что искажения у старой версии наблюдаются лишь в режимах 96 и 192 кГц. Учитывая низкий уровень тестового сигнала, искажения не являются результатом перегрузки, а именно различиями в платах E-MU1010.

Тест E-MU 1212m PCI E-MU1212m (0202new) E-MU 1212m E-MU1212m PCI (0202old)
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.01, -0.08 +0.01, -0.08 +0.02, -0.16 +0.02, -0.16
Уровень шума, дБ (А): -118.1 -115.2 -113.6 -115.0
Динамический диапазон, дБ (А): 117.8 111.2 110.8 115.0
Гармонические искажения, %: 0.0007 0.0011 0.0010 0.0008
Интермодуляционные искажения + шум, %: 0.0012 0.0014 0.0014 0.0012
Взаимопроникновение каналов, дБ: -114.2 -109.6 -108.9 -110.7
Интермодуляции на 10 кГц, % 0.0025 0.0026 0.0025 0.0023

Подробный отчет

Делать громких выводов не стоит, исходя из графиков RMAA, среди «старых» карт попадаются карты с чистыми спектрами, но в основной массе чистые спектры показывают новые E-MU1212m PCI и 1616m/PCI.

Изменения в функциональности E-MU1212m и E-MU1212m PCI

У новой E-MU1212m PCI SPDIF работает вплоть до 192 kHz, в то время как у E-MU1212m ограничение было в 96 kHz. Во всем остальном значительных различий нет. При установке E-MU1212m PCI после E-MU1212m нет ощущения, что работа идет уже на другой карте.

Комплектация и ПО

  • два переходника для MIDI
  • диски с драйверами и программным обеспечением
  • документация: руководство по установке платы и инсталляции драйверов
  • Список прилагаемого ПО может меняться в зависимости от партии. В последних партиях были добавлены/заменены такие программы, как Cakewalk SONAR LE, Steinberg Cubase LE and Wavelab Lite, Ableton Live Lite 4 for E-MU, IK Multimedia AmpliTube LE and T-RackS EQ, Minnetonka diskWelder BRONZE, SFX Machine LT, E-MU's Proteus X LE Desktop Sound Module. Как и других производителей практически все стоящее денег прилагаемое ПО имеет облегченные или триал-версии.

    Функциональность карт E-MU1212m и E-MU1212m PCI

    Основные принципы работы PatchMixDSP с PowerFX/E-Wire и были рассмотрены в статье E-MU0404.

    Драйвер состоит из двух частей — самого драйвера карты и панели управления картой PatchMixDSP.

    Карта имеет набортный DSP, объединяющий в себе микшер и процессор эффектов. Поэтому не стоит пренебрегать изучением мануала, или думать, что если карта стоит не несколько тысяч у.е., то в управлении она будет такой же простой, как бюджетные карты от Terratec, M-Audio и т. п.

    Для начала работы нужно сконфигурировать PatchMixDSP вручную, или загрузить готовый пресет. В PatchMixDSP выставляется роутинг внутренних каналов, обеспечивая гибкое распределение ресурсов DSP.



     

    Общая схема.

    В схеме в insert section загружаются эффекты, пикметры и команды роутинга send. C одной стороны, такая жесткая схема менее гибкая, чем у KX project, а с другой стороны, E-MU предлагает некоторые команды и возможности, которых нет в KX project.

    Cтрипы делятся на:

    • физические моно входы Line in R и Line in L
    • физический стереовход SPDIF
    • физические стереовходы ADAT
    • Host стереовыходы для WDM
    • Host стереовыходы для ASIO

    Для секвенсоров количество выходных каналов будет зависеть от количества загруженных стрипов ASIO в панели PatchMixDSP.

    Неудобно сделан выбор pre/post fader для стрипа, для переключения стрип надо удалить, а потом снова загрузить и заново настраивать все параметры в ячейках.

    Для WDM доступно для загрузки четыре strip в стерео, которые в многоканальном режиме работают как фронтальные, тыловые, центр+саб и surround каналы. Некоторое неудобство вызывает отсутствие раздельной регулировки громкости центрального и сабвуферного канала, совмещенных в один стереоканал.

    Для E-MU1212m многоканальный режим можно вывести в стерео, смешав каналы через E-DSP, или распределив каналы между аналогом, SPDIF и ADAT. Большой плюс в том, что распределить каналы можно, как угодно, так как host-каналы не закреплены жестко за физическими. Например, можно фронтальные каналы назначить на аналоговые выходы, тыловые на SPDIF, центр/саб на ADAT.

    Аппаратное смешивание сигнала из 5.1 в 2.0 более адекватно, чем у WinDVD и PowerDVD, где по дефолту добавляют surround эффекты при миксе 5.1>>2.0. Это хорошо слышно на многоканальной записи AERO от Jean Michel Jarre.

    В каждый стрип можно загрузить эффекты, анализатор уровня сигнала, отрегулировать панораму, выставить уровень. Дополнительно сигнал можно послать на шину AUX или перенаправить сигнал через команду Send.

    Работа с командами Send не такая наглядная, как работа с виртуальными проводами в KX или DirectWire от ESI. Команд «перенаправления/посыла сигнала» несколько видов и в ячейках они обозначаются одинаковым словом «send». Это вносит определенное неудобство, чтобы посмотреть, что за команда выбрана в ячейке, надо ее выбрать и уже в TV окне смотреть подробности. Разные цветовые стили или различные названия для этих команд упростили бы работу с PatchMixDSP.

    Рассмотрим основные команды.

    Команды Send на вход/запись

    Чтобы сделать запись в WDM или входной канал в ASIO нужно использовать команду роутинга сигнала Send. Для WDM используется команда WAVE Host Wave R/L, а для ASIO выбирается Send на свободные в микшере ASIO каналы, которые не загружены стрипами в микшер и не использованы под PowerFX.

    Для стереозаписи с линейных входов, сигнал с линейных входов необходимо направить на Aux или Main шину, и уже там загрузить Send Host Wave R/L.

    Многоканальная запись возможна только в ASIO, для WDM максимальное количество входных каналов два, а максимальное количество выходных каналов - восемь.

    В ASIO распределение входных и выходных каналов более гибкое. Всего ASIO каналов 32, их можно разделить на вход и выход в нужной пользователю пропорции, это позволяет использовать ресурсы DSP максимально. У драйвера KX Project жестко фиксировано 16 каналов на вход и 16 каналов на выход (в сумме те же 32 канала). Преимущество такого подхода проявляется в аппаратном микшировании каналов в DSP. Максимальное значение у KX равно 16, а в PatchMixDSP достигает до 32.

    Вторым преимуществом является возможность получения меньшей latency. Некоторые секвенсоры и аудиоредакторы не имеют опций принудительного выбора используемых ASIO каналов. Так, при работе только с одной стереодорожкой на выход в KX буфер будет оптимизироваться на 16 каналов, а в PatchMixDSP с одним загруженным ASIO стрипом только на два канала, что позволит снизить задержку для E-MU1212m.

    Команды Send на вывод

    Сигнал на ЦАП, SPDIF или ADAT по дефолту выводится после Main Level или Monitor Level, если нигде нет принудительного Send вывода звукового потока для DAC, ADAT или SPDIF из конкретной ячейки.

    • Send I/O Card Out отвечает за выход на ЦАП
    • Send Card S/PDIF R/L отвечает выход на SPDIF
    • Send Card ADAT X/Y отвечает выход на ADAT

    При выборе Send I/O Card Out (выход на ЦАП), сигнал с этой ячейки разделяется на два, один поток идет напрямик в ЦАП, другой — дальше по маршруту в микшере. Важно то, что в ЦАП попадет только поток из этой ячейки, в то время как с main mix и monitor сигнал на ЦАП не поступит.

    Команда Send Return Physical Output and Input

    Эта команда служит для обработки сигнала внешним DSP по SPDIF или ADAT. Сигнал направляется из выбранной ячейки на SPDIF/ADAT на внешний DSP и возвращается в эту ячейку через выбранный вход.

    К слову, припахать «мощный DSP» от X-Fi XM по SPDIF не получилось, у младшей X-Fi без внешнего модуля не работает цифровой вход, второй недостаток X-Fi выражается в невозможности управлять эффектами по Midi, что делает этот процессор неудобным в управлении.

     

    Main Level и Monitor Level

    На выход сигнал можно пустить через команду Send или через выходы Main Level и Monitor Level. Это сделано для разделения уровня сигнала для мониторов и остального оборудования.

     

    Важно отметить, что Monitor Level присутствует в стандартном микшере Windows. Это делает возможным управление громкостью звука с мультимедийных клавиатур и прочих устройств. На практике не все радужно, без нареканий уровень Monitor Level регулировался только через IrLink. Через мультимедийную клавиатуру от Dialog управление зачастую отсутствовало.

    Разные сессии для разных режимов

    Для режимов с разной опорной частотой надо создавать разные сессии. В разных опорных частотах у карты разное количество внутренних и внешних каналов.

    E-MU1212m PCI Опорные частоты
    44/48 88/96 174/192
    Количество ASIO каналов 36 16 8
    Количество каналов аналоговых (вход/выход) 2/2 2/2 2/2
    Количество каналов SPDIF (вход/выход) 2/2 2/2 2/2
    Количество каналов ADAT (вход/выход) 8/8 4/4 2/2

     

    E-MU1212m Опорные частоты
    44/48 88/96 174/192
    Количество ASIO каналов 36 16 8
    Количество каналов аналоговых (вход/выход) 2/2 2/2 2/2
    Количество каналов SPDIF (вход/выход) 2/2 2/2 -/-
    Количество каналов ADAT (вход/выход) 8/8 4/4 2/2

    Из таблиц видно, что в 174/192 много каналов смиксовать не получится.

    Аппаратные эффекты

    Эффекты могут работать только на опорных частотах 44.1 и 48.

    Эффекты загружаются в свободные ячейки в PatchMixDSP, настройки эффектов доступны в TV-окне. Для отображения нужного эффекта нужно в PatchMixDSP выбрать ячейку, в которую он загружен.

    Кнопки bypass и solo находятся только в TV окне, что неудобно.

    Эффекты можно загружать в секвенсор как VST плагин в виде PowerFX. Но при этом список совместимых программ невелик, в основном это программы от Steinberg, в остальных наблюдается срыв синхронизации (эффект воспроизводится с потрескиванием). В мануале от E-MU есть таблица совместимости программ с PowerFX. Немного странно видеть «старые» версии программ, вроде Ableton Live 3.5, когда в комплекте с картой идет Ableton Live 4. Учитывая наличие на сайтах разработчиков демо-версии программ, таблицу давно пора обновить.

    Проблема треска пока не решена и в Ableton Live 6.

    Как вариант, можно направить из секвенсора звуковой поток в свободный стрип PatchMixDSP, а из него обработанный сигнал вернуть в секвенсор. Неудобство такого способа в том, что PatchMixDSP не поддерживает midi команд и эффектом нельзя управлять из секвенсора.

    Таким образом, при работе с несовместимыми программами эффекты могут пригодиться для тех задач, где эффект используется со статичными настройками.

    Эффекты, используемые в E-MU
    1-Band Para EQ 3-Band EQ 4-Band EQ 1-Band Shelf EQ
    Auto-Wah Chorus Compressor Distortion
    Freq Shifter Leveling Amp Mono Delay 100 Mono Delay 250
    Mono Delay 500 Mono Delay 750 Mono Delay 1500 Mono Delay 3000
    Stereo Delay 100 Stereo Delay 250 Stereo Delay 500 Stereo Delay 750
    Stereo Delay 1500 Phase Shifter Rotary Speaker Speaker Simulator
    Stereo Reverb Vocal Morpher Lite Reverb Flanger

    Качество эффектов неплохое, но их мало. Ограниченные ресурсы DSP позволяют лишь слегка разгрузить проект.

    Определенное неудобство вызывает работа эффектов только в real-time, рендер проекта возможен только со скоростью 1:1.

    В home-project студиях может оказаться полезен EQ с Noich фильтрами, устраняя моды помещения, как это сделано в мониторах от JBL, Dynaudio AIR, Genelec. Однако нижняя частота Noich фильтра ограничена в 80 Гц, что может быть недостаточно для устранения всех модов.

    Дополнительно EQ может пригодиться владельцам пассивных мониторов для подстройки низких и высоких частот в помещении. Либо для компенсации усталости слуха. При длительной работе притупляется чувствительность на высоких частотах и для компенсации делается подъем на высоких частотах. Обычно компенсация делается через внешний микшер, но в данном случае это можно сделать и через E-MU, не нагружая CPU.

    Не стоит забывать, что аппаратный EQ в E-MU цифровой, и при использовании эквализации можно получить банальный клиппинг с резким ухудшением качества сигнала. Для этого перед ячейкой с загруженным эффектом надо загрузить Trim Pot и заблаговременно понизить уровень сигнала. После ячейки с эффектом загрузить Peak Meter и убедиться, что сигнал не заходит в красную зону.

    Cигнал зашел в красную зону — клиппинг сигнала

    Не стоит «выжимать» из мониторов более глубокий бас или более четкие высокие частоты. Попытка заставить акустику воспроизводить то, что она воспроизвести не в состоянии, приведет лишь к повышенным искажением.

    Вывод через WDM и ASIO

    При воспроизведении звука без использования эффектов пикметры зачастую уходят в красную область. Возникает вопрос, сигнал лишь дошел до уровня 0 дБ, или превысил его, вызвав клиппинг? Ответ на этот вопрос можно получить, сделав тесты в RMAA.

    В настройках убирается нормализация и дизеринг. Уровень тестового сигнала для THD ставится равным 0 дБ.

     

    Тест ASIO Loop ASIO>>MME DS>>ASIO Reference
    Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.00, -0.00 +0.00, -0.00 +0.00, -0.00 +0.00, -0.00
    Уровень шума, дБ (А): -400.0 -400.0 -400.0 -400.0
    Динамический диапазон, дБ (А): 133.0 133.0 133.0 133.1
    Гармонические искажения, %: 0.0000 0.0000 0.0004 0.0000
    Интермодуляционные искажения + шум, %: 0.0002 0.0002 0.0002 0.0002
    Взаимопроникновение каналов, дБ: -146.7 -146.7 -146.9 -146.3

    Отлично видно, что при выводе звука через DirectSound есть клиппинг. При дефолтных настройках с уровнем тестового сигнала в -3 дБ никакого клиппинга мы бы не увидели. Для более детального изучения вывода WDM>>ASIO референсный файл был воспроизведен через Foobar2000 0.8.3

     

    Тест Kernel Streaming >> ASIO DirectSound >> ASIO DirectSound + Allow Hardware Bufer >> ASIO WaveOut >> ASIO
    Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.00, -0.00 +0.00, -0.00 +0.00, -0.00 +0.00, -0.00
    Уровень шума, дБ (А): -400.0 -149.5 -400.0 -149.5
    Динамический диапазон, дБ (А): 133.0 132.9 133.0 132.9
    Гармонические искажения, %: 0.0000 0.0000 0.0000 0.0000
    Интермодуляционные искажения + шум, %: 0.0002 0.0002 0.0002 0.0002
    Взаимопроникновение каналов, дБ: -144.9 -143.5 -144.9 -143.5

    Результаты показали, что клиппинг проявляется лишь при некоторых настройках, в частности, использующие программой RMAA, в то время как при выводе звука в других программах через WDM клиппинга может и не быть. При отключенном дизеринге в тестовом файле при максимально корректной передаче должна быть полная тишина, обозначаемая в RMAA как -400.0 дБ (A). Но под DirectSound и WaveOut значение в -149.5 дБ (А), указывающее на дополнительную обработку сигнала.

    Микшер (секция Main Mix)

    При записи сигнала из стрипа сигнал чистый, но до секций Aux и Main Mix сигнал проходит через микшер. Запись из секции Main Mix сделана при разных уровнях фейдера стрипа: 0, -1 и -3 дБ.

    При прохождении сигнала через микшер уровень искажений повышается незначительно и практически не зависит от уровня сигнала на выходе стрипов. В тесте Динамического разбега можно видеть характерный уровень искажений, возникающий при транкейте. При микшировании каналов через PatchMix DSP желательно добавить дизеринг в полученный микс. А при финальной оценке готовой композиции делать прослушивание не через Main Mix / Monitor, а через Send I/O Card Out из стрипа. Вопрос о субъективном различии звука до и после микшера не ставится, так как это зависит от используемого тракта. Важно то, что с помощью RMAA можно быстро определить наилучший путь для сигнала и воспользоваться этим в целях разумной предосторожности.

    Особенность работы микшера в PatchMixDSP

    У обеих карт наблюдается багофича в микшере для шин Aux и Main.

    Был создан синус переменной частоты и записан в разных конфигурациях.

    Исходный сигнал
    Сонограмма исходного сигнала
    Фаза

    Результат записи

    Запись сигнала через ASIO из моно стрипов

    Запись сигнала через ASIO и WDM из Aux и Main

    При записи сигнала через Aux или Main с моно стрипов (в случае с E-MU1212m/PCI — это аналоговые входы) при микшировании происходит сдвиг на один такт. Такой сдвиг равноценен сдвигу одной АС от слушателя на 1,5 мм, и не является критичным. Но для тех, кому важно сделать максимально качественную запись без каких-либо компромиссов, лучше использовать запись в ASIO из монострипов. Из-за наличия только одного входного стерео WDM-канала запись возможна только со сдвигом.

    Для пояснения показаны настройки PatchMixDSP подробно.

    Аналоговый выход >> Аналоговый вход
    Цифровой выход >> Цифровой вход

     

    Record R/L
    ASIO
    WDM
    (Host Wave R/L)
    5/6
    Ok
    -
    7/8
    Ok
    -
    5/8
    Ok
    -
    6/7
    Ok
    -
    Aux
    Shift
    Shift
    Main
    Shift
    Shift
    Record R/L
    ASIO
    WDM
    (Host Wave R/L)
    3/4
    Ok
    Ok
    Aux
    Ok
    Ok
    Main
    Ok
    Ok

    Мультиклиентность

    PatchMixDSP позволяет перенаправлять звуковой поток не только между WDM и ASIO, но и между двумя программами, работающими в ASIO, аналогично ReWire. Бывают ситуации, когда какой-то инструмент не работает корректно в виде VST и запускается только как отдельный Host.

    Стоит подчеркнуть еще один плюс такой возможности, при случайном запуске еще одной программы, использующей ASIO интерфейс, система не рухнет, как это случается у владельцев Juli@. Благодаря мультиклиентности карты E-MU1212m и E-MU1212m PCI показали себя как очень стабильные устройства в работе.

    Перенаправление из WDM в WDM, WDM в ASIO и ASIO в WDM может быть полезно при работе с Trial/Demo программами, которые «не умеют сохранять результат». Или когда в программе есть багофича с открытием результата. За счет гибкой перегонки звукового потока можно «хранить результаты» в wave файлах и, при необходимости, симулировать тест, подставляя записанный ранее звуковой поток.

    Функциональность в сравнении с другими платами

    Функциональность E-MU1212m vs E-MU0404

    E-MU1212m превосходит E-MU0404 по следующим возможностям

    • возможность «нарастить» количество аналоговых каналов через Microdock/Audiodock
    • возможность нарастить аналоговые каналы через ADAT
    • возможность посыла/возврата сигнала по ADAT

    Функциональность E-MU1212m vs Juli@

    Если сравнивать функциональность E-MU1212m с Juli@, то за E-MU1212m можно отметить следующие плюсы.

    • более гибкий роутинг сигнала (включая мультиклиентность)
    • возможность «нарастить» количество аналоговых каналов через Microdock/Audiodock.
    • возможность нарастить аналоговые каналы через ADAT.
    • возможность посыла/возврата сигнала по ADAT и SPDIF на внешний DSP.

    Из плюсов Juli@ следует отметить очень простые в управлении драйвера, не требующие тщательного изучения мануала. Фактически, если нет надобности в будущем расширении входов у карты, посыла/возврата по SPDIF, то Juli@ в работе смотрится привлекательнее. Сегодня многие делают приоритет не на удобство работы с картой, а на качество аналоговых преобразователей. Относительно низкая стоимость карты привлекает, в первую очередь, владельцев малобюджетных студий, где на контроле используются бюджетные мониторы, нивелирующие преимущество топовых преобразователей E-MU m серии. При выборе карты лучше грамотно расставить приоритеты, ведь мониторы со временем не дешевеют, а звуковые карты обновляются каждые 2-3 года.

     

    Ускоренная загрузка при старте PatchMixDSP

    Ускорить загрузку драйвера довольно просто — нужно удалить все неиспользуемые сессии :) в папке C:\Program Files\Creative Professional\Digital Audio System\E-MU PatchMix DSP\Session Templates. По умолчанию драйвер проверяет или подгружает все 158!!! сессий. Если стереть сессии от E-MU0202, 0404, 0404R, 1010, 1616 и 1820, оставив только сессии от 1212m, количество сессий сократится до 32-х. Можно пойти дальше, и стереть неиспользуемые сессии для 1212m. В итоге загрузка PatchMixDSP будет во много раз быстрее :)

     

    Диагностика DirectSound

    Device: E-DSP Wave [DF00] (ctaud2k.sys)

    Features:
    DirectSound 2D Hardware: Yes
    Device has not enough hardware 3D buffers
    EAX 1.0: N/A
    EAX 2.0: N/A
    EAX 3.0: N/A
    EAX 4.0: N/A
    EAX 5.0: N/A

    Rates:
    dwMinSecondarySampleRate 4000
    dwMaxSecondarySampleRate 192000

    Free buffers stats:
    dwFreeHw3DAllBuffers 0
    dwFreeHw3DStaticBuffers 0
    dwFreeHw3DStreamingBuffers 0
    dwFreeHwMixingAllBuffers 60
    dwFreeHwMixingStaticBuffers 60
    dwFreeHwMixingStreamingBuffers 60

    Max buffers stats:
    dwMaxHwMixingAllBuffers 64
    dwMaxHwMixingStaticBuffers 64
    dwMaxHwMixingStreamingBuffers 64
    dwMaxHw3DAllBuffers 0
    dwMaxHw3DStaticBuffers 0
    dwMaxHw3DStreamingBuffers 0

    Misc stats:
    dwFreeHwMemBytes 0
    dwTotalHwMemBytes 0
    dwMaxContigFreeHwMemBytes 0
    dwUnlockTransferRateHwBuffers 0
    dwPlayCpuOverheadSwBuffers 0

    В играх нет поддержек EAX, а отсутствие поддержки DirectSound3D приводит к тому, что в играх зачастую отсутствует звук или воспроизводятся не все звуковые потоки. При этом качество обработки звука в игре у E-MU1212m существенно хуже, чем у X-Fi. На сегодняшний день X-Fi является лидером среди «игровых» карт.

    Для игр сегодня оптимальны карты X-Fi, связки E-MU1212m/PCI с X-Fi XtremeMusic работали стабильно и без глюков.

    Диагностика ASIO

    Device: E-DSP ASIO [DF00]

    Features:
    Input channels: 10
    Output channels: 10
    Input latency: 2271
    Output latency: 2215
    Min buffer size: 88
    Max buffer size: 32768
    Preferred buffer size: 2200
    Granularity: 8
    ASIOOutputReady - supported
    Sample rate:
    8000 Hz - not supported
    11025 Hz - not supported
    16000 Hz - not supported
    22050 Hz - not supported
    32000 Hz - not supported
    44100 Hz - supported
    48000 Hz - supported
    88200 Hz - supported
    96000 Hz - supported
    176400 Hz - supported
    192000 Hz - supported

    Количество входных и выходных каналов зависит от заданных настроек в PatchMixDSP.

    Существенным плюсом является возможность смены буфера без перезапуска работающих приложений.

    Минусом в работе является принудительная смена сессий при переключениях между 44.1/48, 88/96, 174/192 кГц.

    Объективное тестирование

    Тестируемое устройство E-MU 1212m PCI
    Маршрут сигнала External loopback (line-out - line-in)
    Версия RMAA PRO 6.0
       
    Фильтр 20 Гц - 20 кГц ДА
    Нормализация сигнала ДА
    Режим МОНО НЕТ
    Частота сигнала калибрации, Гц 1000
    Полярность инвертированная/инвертированная

     

    Режим работы 16-bit, 44 kHz
    Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ
    +0.02, -0.11
    Отлично
    Уровень шума, дБ (А)
    -96.8
    Отлично
    Динамические диапазон, дБ (А)
    96.4
    Отлично
    Гармонические искажения, %
    0.0008
    Отлично
    Гармонические искажения + шум, дБ(A)
    -90.0
    Очень хорошо
    Интермодуляционные искажения + шум, %
    0.0043
    Отлично
    Взаимопроникновение каналов, дБ
    -96.7
    Отлично
    Интермодуляции на 10 кГц, %
    0.0052
    Отлично
    Общая оценка
     
    Отлично

    Подробный отчет

     


    Режим работы 24-bit, 44 kHz
    Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ
    +0.02, -0.11
    Отлично
    Уровень шума, дБ (А)
    -118.1
    Отлично
    Динамические диапазон, дБ (А)
    117.8
    Отлично
    Гармонические искажения, %
    0.0007
    Отлично
    Гармонические искажения + шум, дБ(A)
    -100.6
    Отлично
    Интермодуляционные искажения + шум, %
    0.0012
    Отлично
    Взаимопроникновение каналов, дБ
    -117.8
    Отлично
    Интермодуляции на 10 кГц, %
    0.0025
    Отлично
    Общая оценка
     
    Отлично

    Подробный отчет

     


    Режим работы 24-bit, 96 kHz
    Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ
    +0.01, -0.09
    Отлично
    Уровень шума, дБ (А)
    -118.0
    Отлично
    Динамические диапазон, дБ (А)
    117.8
    Отлично
    Гармонические искажения, %
    0.0007
    Отлично
    Гармонические искажения + шум, дБ(A)
    -100.0
    Отлично
    Интермодуляционные искажения + шум, %
    0.0012
    Отлично
    Взаимопроникновение каналов, дБ
    -114.3
    Отлично
    Интермодуляции на 10 кГц, %
    0.0026
    Отлично
    Общая оценка
     
    Отлично

    Подробный отчет

     


    Режим работы 24-bit, 192 kHz
    Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ
    +0.01, -0.08
    Отлично
    Уровень шума, дБ (А)
    -118.1
    Отлично
    Динамические диапазон, дБ (А)
    117.8
    Отлично
    Гармонические искажения, %
    0.0007
    Отлично
    Гармонические искажения + шум, дБ(A)
    -100.3
    Отлично
    Интермодуляционные искажения + шум, %
    0.0012
    Отлично
    Взаимопроникновение каналов, дБ
    -114.2
    Отлично
    Интермодуляции на 10 кГц, %
    0.0025
    Отлично
    Общая оценка
     
    Отлично

    Подробный отчет

     


    Тестируемое устройство E-MU 1212m
    Маршрут сигнала External loopback (line-out - line-in)
    Версия RMAA PRO 6.0
       
    Фильтр 20 Гц - 20 кГц ДА
    Нормализация сигнала ДА
    Режим МОНО НЕТ
    Частота сигнала калибрации, Гц 1000
    Полярность инвертированная/инвертированная

     

    Режим работы 16-bit, 44 kHz
    Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ
    +0.03, -0.19
    Очень хорошо
    Уровень шума, дБ (А)
    -96.7
    Отлично
    Динамические диапазон, дБ (А)
    96.4
    Отлично
    Гармонические искажения, %
    0.0010
    Отлично
    Гармонические искажения + шум, дБ(A)
    -89.7
    Хорошо
    Интермодуляционные искажения + шум, %
    0.0044
    Отлично
    Взаимопроникновение каналов, дБ
    -96.4
    Отлично
    Интермодуляции на 10 кГц, %
    0.0050
    Отлично
    Общая оценка
     
    Отлично

    Подробный отчет

     


    Режим работы 24-bit, 44 kHz
    Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ
    +0.03, -0.19
    Очень хорошо
    Уровень шума, дБ (А)
    -114.9
    Отлично
    Динамические диапазон, дБ (А)
    114.7
    Отлично
    Гармонические искажения, %
    0.0009
    Отлично
    Гармонические искажения + шум, дБ(A)
    -97.9
    Отлично
    Интермодуляционные искажения + шум, %
    0.0013
    Отлично
    Взаимопроникновение каналов, дБ
    -114.3
    Отлично
    Интермодуляции на 10 кГц, %
    0.0023
    Отлично
    Общая оценка
     
    Отлично

    Подробный отчет

     


    Режим работы 24-bit, 96 kHz
    Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ
    +0.02, -0.17
    Очень хорошо
    Уровень шума, дБ (А)
    -114.7
    Отлично
    Динамические диапазон, дБ (А)
    114.5
    Отлично
    Гармонические искажения, %
    0.0009
    Отлично
    Гармонические искажения + шум, дБ(A)
    -98.0
    Отлично
    Интермодуляционные искажения + шум, %
    0.0013
    Отлично
    Взаимопроникновение каналов, дБ
    -112.3
    Отлично
    Интермодуляции на 10 кГц, %
    0.0024
    Отлично
    Общая оценка
     
    Отлично

    Подробный отчет

     


    Режим работы 24-bit, 192 kHz
    Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ
    +0.02, -0.16
    Очень хорошо
    Уровень шума, дБ (А)
    -113.6
    Отлично
    Динамические диапазон, дБ (А)
    110.8
    Отлично
    Гармонические искажения, %
    0.0010
    Отлично
    Гармонические искажения + шум, дБ(A)
    -97.7
    Отлично
    Интермодуляционные искажения + шум, %
    0.0014
    Отлично
    Взаимопроникновение каналов, дБ
    -108.9
    Отлично
    Интермодуляции на 10 кГц, %
    0.0025
    Отлично
    Общая оценка
     
    Отлично

    Подробный отчет

     


    Выводы

    E-MU1212m является удачным продуктом с относительно низкой ценой. За эту цену музыкант получает топовые преобразователи, возможность расширения входных и выходных каналов как через Audiodock/Microdock/m, так и ADAT. У других производителей карты с аналогичной ценой такими возможностями не обладают. Дополнительно карта содержит аппаратный микшер и процессор эффектов, позволяющий разгрузить ресурсы системы.

    Другой вопрос, будут ли пользователи применять все возможности карты? Процессор эффектов полноценно можно использовать не во всех популярных программах. При этом рендер эффектов и аппаратного микширования возможен только на скорости 1:1, что снижает удобство работы. Наращивать каналы через ADAT не выглядит дешевым решением, и пригодится только тем, кто реально планирует делать расширение или уже имеет в наличии внешний конвертер или DSP с ADAT. В то же время переплата за расширенные возможности не отражается на цене. Расширенные возможности у карты «негативно» отражаются только в более сложной панели управления.

    Было бы здорово увидеть переключение режимов как у X-Fi, где в облегченном режиме не было бы микшера и эффектов, а была бы максимально удобная панель управления, как у Juli@ или E-MU0404 с автоматом опорной частоты без необходимости что-то настраивать.

    Новая версия карты так же удачна, как и предыдущая, сохраняя при относительно невысокой стоимости высокое качество и большую функциональность. Хотя E-MU объявила на новую карту более низкую цену в $150, в России, скорее всего, цена останется прежней в $200~230. Также низкая вероятность появления на нашем рынке и Audiodock / Microdock серии «m». По опыту с ценами на первую линейку, покупать E-MU1212m с расчетом дальнейший апгрейд неразумно, проще сразу купить старшую модель, или докупить старшую модель позже. С новой линейкой компромиссным вариантом выглядит покупка E-MU 1212m PCI и E-MU 1616/m (CardBus), где Microdock/m можно подсоединить к обеим картам.

     

    Плюсы

    • отличные технические характеристики при умеренной цене
    • высокая гибкость маршрутизации сигнала
    • возможность посыла-возврата сигнала по SPDIF и ADAT на внешний DSP
    • возможность дальнейшего апгрейда E-MU1212m PCI до 1616/m PCI или E-MU1212m до 1820/m
    • поддержка мультиклиентности в ASIO, а также возможность перенаправления звукового потока между хостами

    Минусы

    • дочерняя плата E-MU0202m рассчитана на установку только в PCI-слот
    • PowerFX работает не во всех секвенсорах
    • нет поддержки управления аппаратным микшером через Midi



    Дополнительно

    iXBT BRAND 2016

    «iXBT Brand 2016» — Выбор читателей в номинации «Процессоры (CPU)»:
    Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

    Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

    Код для блога бета

    Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.