Звуковая карта SoundTrack Audio DSP24 Value от Hoontech


 

Компания Hoontech до недавнего времени была не слишком знакома пользователям PC. Однако ряд довольно удачных изделий не позволяют нам пройти мимо этого производителя. В условиях ограниченных средств или в поисках оптимальных по соотношению цена/качество решений пользователь обращает внимание на очень привлекательные характеристики в спецификациях звуковых карт этой фирмы. Хотя, на сегодняшний день Hoontech предлагает довольно большой ассортимент и других изделий для PC.

На мой взгляд все железяки от этой фирмы можно разделить на три категории:

  • аксессуары для звуковых карт SoundBlaster Live! (в т.ч. Live!5.1 и Audigy);
  • бытовые и профессиональные звуковые карты;
  • внутренние и внешние модули для home recording и project studio (ориентированные на подключение звуковых карт Creative и Hoontech).

С полным ассортиментом изделий можно ознакомится на англоязычном сайте компании Hoontech или же на сайте фирмы Пирит, которая является эксклюзивным дистрибутором Hoontech в России и имеет наиболее полный ассортимент изделий Hoontech в своём прайс-листе, а также поспособствовала выходу этого обзора, любезно предоставив для тестирования образцы железок.

Скажем прямо, марка Hoontech не является громким именем в сфере профессионального аудио оборудования, а её звуковые карты интересны пользователю PC прежде всего тремя вещами:

  1. низкой ценой (скажем, SoundTrack Audio DSP24 Value стоит $160);
  2. большой функциональностью (внушительная мультиклиентность, MME/ASIO/GSIF);
  3. теми же качественными комплектующими, как и на более дорогих платах.

Более того, низкая цена и качественный кодек (AKM AK4524) позволяет использовать карту DSP24 Value как внутренний ЦАП исключительно для качественного прослушивания музыки с компьютера. А все остальные возможности можно рассматривать как бонус, либо оставить для домашних экспериментов с музыкой и современными программными семплерами/секвенсорами. Именно в таком ключе я и советую позиционировать эту конкретно взятую модель от Hoontech. Чтобы понять, откуда взялись такие выводы, перейдём к более подробному рассмотрению карты.

SoundTrack Audio DSP24 Value может поставляться в двух вариантах: обычном и с дополнительной платкой, содержащей цифровой и MIDI входы/выходы. Во втором случае цена комплекта увеличивается приблизительно на $40.

Мы будем рассматривать вариант с дополнительной платой.

Таким образом в комплект входят:

  • карта ST Audio DSP24 Value;
  • дополнительной интерфейсная платка DSP24 Value Bracket;
  • плоский шлейф для их соединения;
  • провод для подключения CD привода по аналогу;
  • провод для подключения CD привода по цифре;
  • 2 переходника стерео миниджек на стандартный для MIDI-устройств разъём DIN-5;
  • очень подробная печатная инструкция на английском языке;
  • компакт с драйверами и утилитами;
  • компакт с Emagic Logic SoundTrack 24 (облегчённый вариант секвенсора Logic Audio, заточенный только под карты Hoontech).

Безусловно самое интересное в данном наборе — это карта ST Audio DSP24 Value. Две первых буквы ST (сокращение от SoundTrack) и слово Audio означают принадлежность изделия к раскручиваемой Hoontech марке своих изделий, нацеленных на профессиональный рынок. Под это дело открыт даже специальный сайт поддержки www.staudio.com.

На печатной плате из чёрного текстолита с золотыми разъёмами размещены следующие основные элементы:

  • чип DSP — многоканальный PCI-контроллер ENVY24 от IC Ensemble;
  • I2S-стереокодек AKM AK4524VF, содержащий ЦАП и АЦП 24 бит 96 кГц;
  • AC'97-стереокодек SigmaTel STAC9721T.

4 позолоченных RCA разъёма: 2 на вход, 2 на выход. Эти входы/выходы обслуживает AK4524 профессионального качества.

Пятый разъём — стерео миниджек под названием Line Out. На него подаётся сигнал с AC'97-кодека. Дополнительный кодек по замыслу служит для выполнения роли DirectSound устройства Windows, чтобы не лишать пользователя всех благ стандартной PCI звуковой платы.

Дочерняя карта содержит коаксиальные и оптические цифровые входы/выходы. Помимо этого имеются MIDI разъёмы в виде стерео миниджеков (в комплекте переходники на DIN-5), а также внутренний разъём CD S/PDIF in.

Взглянем на схему DSP карты, ENVY24 от IC Ensemble:

Из схемы видно, что данный чип обеспечивает управление шиной PCI в режиме DMA, а также независимую поддержку операций с каналами, идущими шины на I2S и AC'97. В части профессиональных интерфейсов имеется 20 каналов до 24 бит с аппаратным микшированием в 36-битной сетке. Перевожу на человеческий. Это позволяет реализовать мультиклиентные драйвера на 5 стерео входов и 5 стерео выходов. Результат без всяких конвертаций может мониториться на цифровом выходе либо выводиться только на него независимо от других каналов.

Для DirectSound предоставляется аппаратное SRC и цифровое микширование 16 потоков, с параметрами не выше 16 бит 48 кГц. Оба микшера являются полностью раздельными устройствами. "Профессиональный" во всех картах Hoontech зовётся Output Mixer, "виндоузный" — Int. Mixer.

MIDI поддерживается на уровне встроенных контроллеров портов MPU-401.

В общем, ENVY24 достаточно продвинутый и популярный у производителей профессиональной аппаратуры чип. Однако не стоит забывать, что раскрытие его возможностей полностью лежит на совести у производителя звуковой карты. Если драйвера что-то не поддерживают, то никакая самая замечательная аппаратная часть делу не поможет. Также имеет значение, сколько входов/выходов физически имеется на карте.

Кодек AKM AK4524VF, точно такой же, как на референсной карте EGOoSYS Waveterminal 2496, часто используемой в статьях раздела Мультимедиа. Если обратиться к документации на кодек, то из неё ничего определённого понять нельзя. Стандартно высокие характеристики преобразователей уровня студийной аппаратуры. Однако для SoundBlaster Audigy тоже заявлены научно-фантастические 100 дБ сигнал/шум (правда не очень понятно в каком режиме и как померянные). К счастью, разработанная и используемая нами программа RightMark Audio Analyzer ставит все карты примерно в одни и те же тестовые условия. И вот тут уже никакие "волшебные" спецификации на кодек не спасают производителя звуковой карты. :)

Драйвера и утилиты

К сожалению, идущие в комплекте драйвера и утилиты на тестовой конфигурации: AMD Athlon 1333 / 512 PC 133/ VIA KT133A так и не удалось заставить правильно работать. К счастью, ситуацию спасли драйвера на сайте производителя. Почему я так сожалею о комплектных драйверах? Дело в том, что в них был реализован очень заманчивый принцип "виртуальной студии", позволяющий осуществлять прозрачную коммутацию устройств виртуальными соединительными шнурами (на манер Reason и подобных ей программ). Новые же драйвера предлагают совершенно другой интерфейс: внешне более простой, но зато исправно работающий.

На момент тестирования на сайте производителя доступны драйвера под операционные системы Windows 9x, ME, NT4,W2K и XP.

Изучение драйверов и утилит карты даже у подготовленного пользователя может занять не один день. Это вам не SoundBlaster Live! и весь мультимедийный ширпотреб иже с ним. :)

После установки драйверов под W98SE в свойствах аудио появляется множество устройств на запись и воспроизведение:

Int. WaveOut — устройство, совместимое с DirectSound и осуществляющее воспроизведение через AC'97-кодек. Для этого устройства присутствует стандартный микшер Windows.

Ext. WaveOut 1/2…7/8 — 4 виртуальных устройства, реализующих понятие мультиклиентности в профессиональных аудио приложениях. Если вы не знаете, о чём идёт речь, то расшифровка вам, скорее всего, не поможет. :)

S/PDIF Out — цифровой S/PDIF выход в случае наличия дочерней карты.

Multiple PCM Out — нечто загадочное и так до конца и не изученное.

Устройства записи не отличаются оригинальностью в названиях и не нуждаются в пояснении, за исключением Digital Mixer. Это виртуальное устройство для организации внутренней цифровой петли. Может пригодится, скажем, для перегона MIDI-треков из GIGAStudio в Cubase.

В системном трее появляется довольно удобный менеджер настроек карты, иначе его не назовёшь.

Из него можно вызвать 2 микшера: внутренний и внешний. Первый из них интереса не представляет, так как обеспечивает лишь управление AC'97-кодеком.

Зато второй — Output Mixer — достаточно удобен: уровень громкости показывается в дБ, есть датчики уровня сигнала каналов с пик-индикатором. Отсутствуют позиции переусиления в цифре — верхнее положение соответствует 0 дБ. Присутствуют привычные Solo и Mute, а лишние каналы легко убираются.

Настройку всех необходимых параметров можно задать на специальной панели настроек Hardware Settings:

Вторая её вкладка позволяет назначить раздельную поддержку профессиональных аудио интерфейсов на каждый из виртуальных выходов.

Минимальное значение задержки для ASIO составляет 5 мс. Это достаточно профессиональный показатель, обеспечивающий беспроблемную работу при использовании 16 бит 44,1 кГц семплов, к примеру, в Cubase и Reason. Для работы в указанном режиме карта подойдёт даже для сравнительно слабой машины. Компьютер с процессором P3-550 и 128 Мб памяти с установленной внутрь картой легко и без проблем обращался с 10-ю стерео треками 16/44 в Cubase с наложенными на каждую дорожку одним-двумя VST-плагинами. При использовании Athlon 1333 и 512 Мб памяти есть шанс поработать примерно с таким же числом треков, но уже в 24/96 (правда, придётся выделить под каждую композицию 2-3 Гигабайта на жёстком диске, формат в 3-4 раза более требователен к памяти).

Карта тестировалась в реальных условиях во время работы над музыкальным компакт-диском "4 года iXBT" и успешно прошла испытания в качестве вторичной карты на MIDI-станции. Одновременно запущенные GIGAStudio 2.20.42 (GSIF), Cubase (ASIO), Reason (ASIO) и Winamp (MME) успешно работали вместе без глюков и зависаний. MIDI-порт на дочерней карте без проблем работал с MIDI-клавиатурой Yamaha CBX-K1.

DSP24 Value и W2K

На данный момент ситуация с новыми операционными системами W2K/XP для многих профессиональных карт весьма печальная. WDM-драйвера часто представляют собой продукт с ущербной функциональностью, а также находятся в перманентном beta-тестировании. Не стала исключением и карта Hoontech DSP24 Value. Драйвера v7.1.0928 Beta5 (11/07/01) под W2K SP2 на момент тестирования были лишены мультиклиентности и совместимости с GSIF (семплер GigaStudio версии 2.5 не находил GSIF-совместимого устройства и не запускался, выдавая ERROR 60000).

Всё это ставит под сомнение использование карты для профессиональной работы, однако не мешает просто слушать музыку. При этом, как следует из readme к дрaйверам, программисты Hoontech работают над этой проблемой и обещают в будущем всё починить.

К слову, пресловутая EGOSYS Waveterminal с драйверами EWDM 3.0 нормально работает под W2K/XP. Мультиклиентность присутствует, GigaStudio исправно запускается и работает.

Тестирование RCA выходов

Для тестирования использовалась программа RMAA версии 3.1 (официальный сайт проекта — audio.rightmark.org). Измерения проводились в Windows 98 SE, DX8.0a, IE5.5 SP1. Измерить характеристики вход на выход оказалось затруднительным, так как при соединении входа с выходом и ещё без подачи сигнала карта ST Audio DSP24 Value входила в режим, похожий на самовозбуждение. Поэтому в качестве генератора и приёмника сигнала была использована проверенная временем Waveterminal 2496 с драйверами 2.41. Для измерений были применены соединительные провода джек-на-тюльпан (TRS-to-RCA), изготовленные мною из микрофонного low noise OFC кабеля укороченной длины с металлическими позолоченными штекерами на концах.

Тестируемая цепь: DSP24 Value RCA Out — WT2496 Line In

Режим работы: 44100 Гц, 16 бит

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: -0.31, +0.00Очень хорошо
Уровень шума, дБ (А): -85.8Хорошо
Динамический диапазон, дБ (А): 83.2Хорошо
Нелин. искажения, %: 0.002Отлично
Интермод. искажения, %: 0.017Очень хорошо
Взаимопроникновение каналов, дБ: -87.3Отлично

Общая оценка: Очень хорошо (подробнее)

В режиме 16 бит 44100 Гц карта продемонстрировала прекрасные результаты. Уровень гармонических и интермодуляционных искажений рекордно низкий. Это указывает на высокое качество воспроизведения и отсутствие передискретизации в цифре, являющейся бичом всех мультимедийных карт. С другой стороны, уровень шума и динамический диапазон для профессионального AKM-овского кодека оказался меньше ожидаемого. Чудес не бывает, за дополнительные 10 дБ динамического диапазона придётся отдать ещё сотню-другую американских президентов. Как покажут дальнейшие измерения, это — результат работы внутренних алгоритмов. Есть большая вероятность, что это следствие аппаратного микширования пресловутых 20 каналов с неизбежным уменьшением динамического диапазона и сглаживания дизерингом.

Тестируемая цепь: DSP24 Value RCA Out — WT2496 Line In

Режим работы: 48000 Гц, 16 бит

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: -0.29, +0.00Очень хорошо
Уровень шума, дБ (А): -86.5Хорошо
Динамический диапазон, дБ (А): 83.9Хорошо
Нелин. искажения, %: 0.002Отлично
Интермод. искажения, %: 0.016Очень хорошо
Взаимопроникновение каналов, дБ: -87.1Отлично

Общая оценка: Очень хорошо (подробнее)

В режиме 16 бит 48000 Гц карта продемонстрировала сходные с предыдущим тестом результаты. Выводы те же: очень круто с учётом цены и просто хорошо без её учёта.

Тестируемая цепь: DSP24 Value RCA Out — WT2496 Line In

Режим работы: 96000 Гц, 24 бит

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: -3.44, +0.00Средне
Уровень шума, дБ (А): -86.2Хорошо
Динамический диапазон, дБ (А): 83.7Хорошо
Нелин. искажения, %: 0.002Отлично
Интермод. искажения, %: 0.017Очень хорошо
Взаимопроникновение каналов, дБ: -86.6Отлично

Общая оценка: Очень хорошо (подробнее)

В режиме 24 бит 96000 Гц карта повела себя капризно. Несмотря на полночастотный тестовый сигнал АЧХ после 20 кГц резко обрывается. При этом наблюдаются провалы от наложения гармоник и рассинхронизация тестового и полученного сигналов при работе измерительной программы. Несмотря на профессиональные кодеки карту ST Audio DSP24 Value можно назвать лишь пригодной для прослушивания записей 24 бит 96000 Гц.

Тестирование RCA входов

Тестируемая цепь: WT2496 Line Out — DSP24 Value Line In

Режим работы: 44100 Гц, 16 бит

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: -0.02, +0.10Отлично
Уровень шума, дБ (А): -85.5Хорошо
Динамический диапазон, дБ (А): 82.9Хорошо
Нелин. искажения, %: 0.005Очень хорошо
Интермод. искажения, %: 0.015Очень хорошо
Взаимопроникновение каналов, дБ: -85.6Отлично

Общая оценка: Очень хорошо (подробнее)

Довольно привлекательные характеристики оцифровки в режиме 16 бит 44100 Гц с отсутствием леса из гармоник делают карту прекрасным выбором для работы в этом режиме.

Тестируемая цепь: WT2496 Line Out — DSP24 Value Line In

Режим работы: 96000 Гц, 24 бит

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: -1.00, +0.00Средне
Уровень шума, дБ (А): -86.0Хорошо
Динамический диапазон, дБ (А): 83.6Хорошо
Нелин. искажения, %: 0.004Очень хорошо
Интермод. искажения, %: 13.710Очень плохо
Взаимопроникновение каналов, дБ: -85.5Отлично

Общая оценка: Хорошо (подробнее)

Посмотрим на график IMD подробнее. Зеркальное отражение спектра сигнала от 24 кГц говорит о передискретизации в 48 кГц на каком-то этапе оцифровки сигнала.

Судя по тому, что характеристики в 24 бит 96 кГц хуже, чем в 16 бит 44,1 кГц, карту ST Audio DSP24 Value (по крайней мере с текущими драйверами) использовать в этом режиме для работы крайне не рекомендуется. Более того, при попытке подачи синусоиды с частотой, превышающей 24 кГц, в слышимом диапазоне появляются вполне ощутимые гармоники до уровня в половину амплитуды исходного колебания.

Тестирование S/PDIF выхода

Тестируемая цепь: DSP24 Value Digital Out — WT2496 Digital In

Режим работы: 44100 Гц, 16 бит

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: -0.01, +0.00Отлично
Уровень шума, дБ (А): -85.6Хорошо
Динамический диапазон, дБ (А): 83.0Хорошо
Нелин. искажения, %: 0.001Отлично
Интермод. искажения, %: 0.015Очень хорошо
Взаимопроникновение каналов, дБ: -89.0Отлично

Общая оценка: Очень хорошо (подробнее)

Тестируемая цепь: DSP24 Value Digital Out — WT2496 Digital In

Режим работы: 48000 Гц, 16 бит

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.00, +0.00Отлично
Уровень шума, дБ (А): -86.1Хорошо
Динамический диапазон, дБ (А): 83.6Хорошо
Нелин. искажения, %: 0.001Отлично
Интермод. искажения, %: 0.014Очень хорошо
Взаимопроникновение каналов, дБ: -90.9Отлично

Общая оценка: Очень хорошо (подробнее)

В целом, очень приличные результаты для карты своего ценового диапазона. Главное, опять же, никакой передискретизации.

В режиме 24 бит 96 кГц тестирование по цифре не получилось из-за срыва синхронизации в некоторых тестах. Впрочем, тенденция в тесте IMD такая же, как и при тестировании аналоговых входов/выходов — отражение спектра от половинной частоты передискретизации, 48 кГц.

Сравнение с характеристиками Creative Audigy и Egosys Waveterminal

Чтобы точнее понять позиционирование карты Hoontech среди других аналогичных по возможностям изделий, нужно сравнить с какими-нибудь хорошо известными картами.

Режим работы: 44100 Гц, 16 бит

Звуковые карты / Параметры DSP24
Value
WT2496 Audigy
Front
Audigy
Rear
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: -0.31, +0.00 -0.01, +0.07 -0.27, +0.01 -0.27, +0.01
Уровень шума, дБ (А): -85.8 -97.0 -89.3 -87.4
Динамический диапазон, дБ: 83.2 92.8 86.3 84.9
Нелин. искажения + шум, %: 0.002 0.002 0.047 0.002
Интермод. искажения, %: 0.017 0.006 1.191 1.190
Взаимопроникновение каналов, дБ: -87.3 -97.7 -81.3 -85.1

DSP24 Value в этом тесте лучше, чем в полтора раза более дешёвая Audigy, но по шумам — достаточно далеко от втрое более дорогой Waveterminal (хоть она и на том же самом кодеке!)

Режим работы: 48000 Гц, 16 бит

Звуковые карты / Параметры DSP24
Value
WT2496 Audigy
Front
Audigy
Rear
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: -0.29, +0.00 -0.01, +0.08 -0.72, +0.01 -0.72, +0.01
Уровень шума, дБ (А): -86.5 -97.1 -90.2 -88.3
Динамический диапазон, дБ: 83.9 93.1 87.3 85.6
Нелин. искажения + шум, %: 0.002 0.001 0.051 0.003
Интермод. искажения, %: 0.016 0.005 0.037 0.017
Взаимопроникновение каналов, дБ: -87.1 -96.1 -83.0 -84.5

Audigy на тыловом выходе догоняет и даже немного обходит DSP24 Value по шумам. Однако даже поверхностного взгляда на графики хватает, чтобы понять — с таким лесом из гармоник Audigy ещё далеко до качества.

Режим работы: 96000 Гц, 24 бит

Звуковые карты / Параметры DSP24
Value
WT2496 Audigy
Front
Audigy
Rear
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: -3.44, +0.00 -0.01, +0.06 -5.00, +0.00 -5.00, +0.00
Уровень шума, дБ (А): -86.2 -98.9 -89.7 -86.5
Динамический диапазон, дБ: 83.7 96.4 87.3 84.4
Нелин. искажения + шум, %: 0.002 0.003 0.046 0.003
Интермод. искажения, %: 0.017 0.004 0.043 0.049
Взаимопроникновение каналов, дБ: -86.6 -96.6 -82.2 -88.8

Расстановка сил та же. Audigy и DSP24 Value примерно одного порядка отстойности, и до Waveterminal им как до луны. Audigy также демонстрирует отражение сигнала от половины частоты передискретизации:

Цифровой выход: 44100 Гц, 16 бит

Звуковые карты / Параметры DSP24
Value *
DSP24
Value **
WT2496 Audigy
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.00, +0.00 -0.01, +0.00 +0.00, +0.00 -0.22, +0.01
Уровень шума, дБ (А): -135.1 -85.6 -135.1 -122.8
Динамический диапазон, дБ: 96.9 83.0 96.9 95.0
Нелин. искажения + шум, %: 0.000 0.001 0.000 0.002
Интермод. искажения, %: 0.003 0.015 0.003 0.298
Взаимопроникновение каналов, дБ: -149.1 -89.0 -149.1 -133.9
* устройство вывода S/PDIF Out
** устройство вывода Ext.WaveOut

В плане цифрового выхода DSP24 Value даёт возможность выбора — выводить сигнал с внутреннего цифрового микшера или же с отдельного устройства S/PDIF Out. Преимущества работы с последним видны из результатов измерений. Здесь DSP24 Value наконец-то догнал Waveterminal по качеству работы. Идентичность результатов объясняется также тем, что на обоих картах применены одинаковые микросхемы цифровых трансмиттеров и ресиверов.

DSP24 Value и игры

Для совместимости с играми и Windows-приложениями Hoontech решила вынести на плату отдельный AC'97-кодек. Зачем это нужно? Дело в том, что требования к DirectSound совместимому устройству прямо противоположные, нежели к профессиональному ASIO девайсу. При попытке выставить звуковым устройством в игре WaveOut 1/2 звук воспроизводится рывками и с задержкой. Видеоролики, использующие ActiveX компоненты IE, проскакивают убыстрёнными в 20 раз. Голоса героев игр при использовании отличного от основной частоты дискретизации звучат мультяшно, то есть проигрываются в 2-4 раза быстрее.

Производители по разному решают эту проблему, иногда вводя специальный режим работы карты, ограниченно совместимый с DirectSound. Посмотрим, чем в этом плане порадует нас Hoontech.

Диагностика программы Minerva v1.08:
Device Selected: Audio DSP24 DirectSound Driv
DirectSound reports…
1 Primary buffer available
12 Total 2D hardware mixing buffers available
12 Static 2D hardware mixing buffers available
12 Streaming 2D hardware mixing buffers available
0 Total 3D hardware buffers available
0 Static 3D hardware buffers available
0 Streaming 3D hardware buffers available
0 Total bytes sound card memory static buffer storage
0 KB/sec Data transfer rate to hardware static buffers
48000 KB/sec Max sample rate supported by secondary buffers
100 KB/sec Min sample rate supported by secondary buffers

Minerva is testing: <Audio DSP24 DirectSound Driv> for :-
DirectSound acceleration: <available>
DirectSound3D acceleration: <not available>

Если верить программе, карта должна работать в DirectSound-приложениях, с числом 2D-потоков не более 12. В 3D-играх всё плохо, так как аппаратного ускорения DirectSound3D у карты Hoontech просто нет. Звука либо нет вовсе, либо он идёт с треском и выпадениями.

В целом, рекомендация простая: поставить в систему вторую звуковую карту с поддержкой DirectSound3D, EAX2 и вывести с неё сигнал по цифре на Hoontech DSP24 Value. Подойдёт любая мультимедийная карта. Я сейчас использую тандем из Audigy + Waveterminal. Первая может хорошо озвучивать игры, вторая — качественно воспроизводить звук. В итоге получается просто идеальная пара. И это, кстати, не моя буйная фантазия. На Waveterminal имеется специальный внутренний S/PDIF вход, который так и называется SoundBlaster Digital In.

Прослушивание музыки

Если написать, что музыка воспроизводилась хорошо, то такая информация вряд ли кого-то устроит. Необходимы сравнения. Причём, часто можно слышать: "помню, три года назад была у меня звуковая карта XX, ну так она играла намного хуже, чем стоящая сейчас YY". Если речь шла о 8 битной, а затем 16 битной карте, то такое заявление прощается. Иначе, если речь идёт об устройствах приблизительно одного класса, нет такому слухачу доверия. Наш слух не настолько идеален, как многим хотелось бы думать. Человек хранит чёткие ощущения от прослушивания всего несколько секунд. Более-менее внятные — пару минут. Дальше остаются лишь какие-то смутные и больше эмоциональные воспоминания. Вот почему для слуховых тестов мы применяем метод одновременного воспроизведения на сравниваемых устройствах, мгновенно переключаясь с одного на другое.

Сравнивалось звучание записей сначала в формате PCM stereo 16 бит 44,1 кГц, затем в 24 бит 96 кГц. Сигнал снимался с двух единовременно установленных в компьютер карт. Файлы воспроизводились двумя запущенными копиями программы Cool Edit Pro 1.2a, с принудительным указанием устройства воспроизведения в каждой из них. Возможность мгновенного переключения обеспечивал микшерный пульт Behringer MX602A. Далее с пульта провода вели в активные студийные мониторы Event 20/20 bass (~$950). Для соединения использовались профессиональные провода Proel (Italy) OFC low noise microphone cable с позолоченными контактами.

DSP24 Value vs. Audigy

На студийных колонках Event звучание карт отличалось довольно существенно. Основная разница в том, что Audigy продемонстрировала хоть и неплохой, но довольно тусклый звук. Как будто кто-то избирательно прошёлся по частотам на 20-полосном эквалайзере. Звук также не просто тусклый, что можно было бы поправить эквалайзером, а и слегка смазанный. Я даже испугался сначала, что входы на микшере звучат сильно по-разному и пробовал менять местами подключение карт, но безрезультатно. DSP24 Value имеет более детальную стереокартинку. При переключении на Hoontech из ушей как будто вынимали тампаксы. Соотношение сил было одинаковым и при 16 бит 44,1 кГц, и при 24 бит 96 кГц. Последний из форматов обе карты, к моему удивлению, успешно и довольно качественно проигрывали. По крайней мере артефакты, всплывшие при измерениях, на слух не проявлялись. Тыловой выход у Audigy играет с меньшими искажениями, чем фронтальный, однако всё равно не дотягивает по качеству до DSP24 Value. Впрочем, использовать Audigy для профессиональной работы никто и не собирался. Эта карта на такие задачи и не рассчитана, хоть и подойдёт для домашнего музицирования. У неё, конечно, гораздо больше преимуществ для домашнего использования — 6 каналов, декодирование DolbyDigital, игры, фильмы, караоке и т.п. Я очень успешно использую её по назначению, как — описано тремя абзацами выше.

DSP24 Value vs. Waveterminal

Звучание карт на первый взгляд было одинаковым. В то же время, звук еле уловимо отличался по тембру. Однако различие было очень смутным, при переключении с одной карты на другую слух быстро адаптировался к новому звучанию и, несмотря на все старания, не мог к нему придраться. Waveterminal даёт чуть более детальное и прозрачное звучание. В то же время DSP24 Value звучит немного резче, обманывая ухо и заставляя думать, что звучание стало ярче. Однако при вслушивании оказывается, что такое впечатление дают искажения в самых высоких частотах (тарелочки, хай-хэт), отчего высоких становится субъективно больше. При обратном переключении на Waveterminal звук немного бледнеет, однако через пару секунд уши адаптируются к новой тембровке и всё приходит в норму.

Таким образом, различий в звучании карт меньше, чем отличий звучания одной и той же композиции в 16/44 vs. 24/96. Если сравнивать звучание 16/44 и 24/96, то первое отличается меньшей разборчивостью партии каждого инструмента в отдельности, а также каким-то ощущением "песка" в звуке, которое я ранее относил к несовершенству звуковоспроизводящего тракта.

Так что ждём-с прихода формата DVD-Audio с его 24/96 PCM. Формат SACD, может, и неплох, однако платить очень много денег за экзотический привод фирме Sony за какой-то там ШИМ со звуком, который якобы по некоторым параметрам не уступает старому доброму PCM. Вот уж дудки! Однажды Sony уже приподнесла всем подарок с частотой 44,1 кГц для CD-DA, которая была намеренно несовместима с существовавшим стандартом 48 кГц для цифровых DAT-магнитофонов. Затем перпендикулярно стандарту mp3 был навязан ATRAC для минидисков. Ситуация повторяется, но на этот раз не настолько удачно для Sony. Сейчас у многих уже есть DVD-привод, есть звуковая карта или ресивер, успешно воспроизводящие PCM 24/96. И нет никакого резона менять всё это за безумные деньги на мёртворождённую экзотику с вычурным форматом, судьба которой зависит от настроения фирмы-гиганта. Не последнюю роль играют носители. Цена на DVD-диски падает, а вот SACD по $50 понравится не каждому. Тем более, что самые авторитетные эксперты совсем не единодушны во мнении о преимуществе звука даже над банальными CD-DA. Студии также не спешат закупаться дорогой аппаратурой под этот формат. А вопли некоторых аудиофильских изданий о новой эре потрясающего звука SACD пока не лучше досужих рассуждений о новой эре квантовых компьютеров в модных компьютерно-фантастических изданиях.

Выводы

Звуковая карта Hoontech DSP24 Value произвела на нас в целом довольно благоприятное впечатление. Несмотря на рекламные лозунги фирмы-производителя, карта не делает революцию в области доступности формата 24/96 для народа. Скорее это довольно сбалансированное решение, если рассматривать его как выбор меломана, уставшего от мультимедийных карт с зудящими копеечными кодеками, и который иногда не прочь заняться творчеством в софтовых синтезаторах и программах для виртуального диджеинга. Тем же, кому нужно бескомпромиссное решение для работы в домашней или project студии, можно посоветовать добавить пару сотен баксов и купить карту с полноценной поддержкой 24/96 и более качественными характеристиками. При этом подразумевается, что у вас уже есть студийные мониторы, чтобы вы заметили от этого разницу. :)

Плюсы:

  • благодаря установленному на карту профессиональному I2S-кодеку от AKM звучание превосходит любые мультимедийные звуковые карты, включая их лидера — Creative SB Audigy;
  • качество цифрового выхода на уровне профессиональных звуковых карт;
  • наличие полного набора цифровых интерфейсов на дочерней плате;
  • мультиклиентность в 5 виртуальных устройств;
  • поддержка MME/ASIO/GSIF, назначаемая раздельно;
  • разъёмы RCA порадуют аудиофилов;
  • довольно умеренная цена;

Минусы:

  • не совсем честная поддержка формата 24/96;
  • довольно условная поддержка DirectSound, требующая вторую звуковую карту в системе для всех современных игр;
  • цифровые выходы только на дочерней плате;
  • карту трудно найти в продаже.

 

Дополнительно

iXBT BRAND 2016

«iXBT Brand 2016» — Выбор читателей в номинации «Процессоры (CPU)»:
Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.