MP3/HDD/WMA-плеер Archos Gmini XS200


В Москве из всех времен года (если верить коммунальным службам) неожиданно наступает исключительно зима, хотя в этом году весна решила, что ничем она не хуже :) Прыгая по островкам льда среди весенних луж и радуясь наконец-то выглянувшему солнышку, я слушал новый (относительно) плеер компании Archos и… вспоминал, как шесть лет назад точно также скакал по московским лужам с одним из первых MP3-плееров в мире в кармане. Да — фактически, даже в наших краях подобные устройства продаются уже шесть лет. Срок, с одной стороны, крайне небольшой, с другой же для высокотехнологичных устройств немалый. Шесть лет назад первые MP3-плееры вызывали немое (не всегда немое) удивление у знакомых и просто встречных, а сегодня подобным устройством кого-либо удивить абсолютно невозможно: в руках пассажиров метро я встречаю эти игрушки (а именно так о подобных плеерах все и отзывались каких-то несколько лет назад) реже, чем сотовые телефоны, но намного чаще, чем, например, КПК.

В общем, для меня эта статья юбилейная (в прошлом году дата была более круглой, но повода отметить не было) :) Шесть лет назад я впервые взял в руки MP3-плеер и с тех пор практически никогда не расставался с каким-нибудь из представителей этого класса устройств. Поскольку их развитие происходило буквально «на глазах», казалось оно достаточно медленным и постепенным. Попробовав же остановиться и взглянуть назад, я был почти в шоке — насколько же сегодняшние плееры отличаются от того, с чего все и начиналось. Поэтому я подумал и решил, что сегодняшняя статья будет не совсем традиционной — новенький Archos Gmini XS200 я буду сравнивать с Diamond Rio PMP300, с которого и начинал. Да, он был не первым плеером, появившимся в мире — первой подобные устройства начала выпускать компания Saehan (впоследствии MPMan — по своей основной торговой марке), однако в наших краях ее модели появились лишь ближе к лету, в отличие от Rio, поступившего в продажу еще в начале весны. А поскольку большинство все же (наверняка) хочет прочесть обзор нового плеера, а совсем не мои ностальгические воспоминания о реликте ХХ-го века, упоминания о нем будут приводиться в конце подразделов курсивом — не нарушая основную канву.

Прежде чем переходить к собственно нашему герою (или, можно сказать, героям) по традиции положено привести табличку с техническими характеристиками. Я взял на себя смелость добавить в нее еще один плеер. Просто Rio был моделью на флэше (а других MP3-плееров тогда и не наблюдалось), а XS200 построен на базе жесткого диска. Компания Archos была одним из пионеров данного направления, за счет чего стала широко известной и в нашей стране, и в прочих краях и областях, так что приведу еще для сравнения и характеристики Archos Jukebox 6000 — одного из первых плееров компании, посредством которого многие с ней и познакомились. В дальнейшем я на рассказ о нем место тратить не буду (по таблице ясно, почему ;)) — просто это позволит оценить и то, какой путь прошли аудиоплееры Archos за несколько лет.

Название Archos Gmini XS200 Diamond Rio PMP300 Archos Jukebox 6000
Размеры 76 × 60 × 19.6 мм 89 × 64 × 16 мм 115 × 82 × 34 мм
Масса 122 г. 70 г. (~95 г. с ЭП) 290 г.
Память 1.8" HDD, 20 Гбайт Флэш, 32 Мбайт
+ слот SMC
2.5" HDD, 6 Гбайт
Дисплей Ч/б ЖК
128 × 128 точек
Ч/б ЖК сегментный Ч/б ЖК
Интерфейс USB 2.0 LPT USB 1.1
Форматы MP3, WMA и
WAV PCM
MP3 MP3
FM-радио Нет Нет Нет
Запись аудио Нет Нет Нет
Аккумулятор Встроенный Li-Ion АА 4 × AA

Основные моменты

В таблице выше никакой ошибки нет — XS200 действительно снабжен винчестером на 20 Гбайт и действительно при этом имеет размеры всего лишь 76 × 60 × 19.6 мм при массе 122 грамма. Немудрено, что компания Archos называет его самым компактным в своем классе, что если и не совсем верно на текущий момент (мало ли — может к тому моменту, как вы прочтете эти строки, кто-нибудь сумеет побить рекорд), то очень близко к этому. Сравнимые габариты имеет лишь пара появившихся чуть позже устройств от Sony, но именно что сравнимые: NW-HD3 в алюминиевом корпусе (как и у нашего героя) может похвастаться размерами 90 × 62.1 × 14.8 мм и массой 130 грамм. А что же остальные конкуренты? Недавно рассмотренный Creative Zen Micro — 84 × 51 × 19 мм, 108 грамм, чуть меньше iRiver H-10 — 95.5 × 54.6 × 15 мм, 96 грамм, но это лишь в случае плееров с однодюймовыми винчестерами, емкостью не более 5-6 гигабайт! В случае же одинакового объема дисковой памяти сравнение уже более однозначно: Н-10 с винчестером на 20 Гбайт имеет размеры 102 × 61 × 22 мм при массе 163 грамма, а Creative Zen Touch (некогда казавшийся достаточно компактным) вообще 105 × 68 × 22 мм и 203 грамма. В чем же подвох?

Только в функциональности, если, конечно, это можно считать подвохом. XS200 (как и плеер от Sony) является «чистым» аудиоплеером. Единственное, на что он способен — воспроизводить музыку. Ни о каком диктофоне или FM-тюнере, не говоря уже о просмотре фотографий или, тем более, видео, речи не идет. К другим современным моделям Archos радио и диктофон добавляются при помощи проводного пульта ДУ — для XS200 таковой вариант модернизации отсутствует. Предыдущие модели семейства Gmini многим пользователям также нравились наличием встроенного слота CompactFlash — у XS200 его нет. В общем, это устройство, умеющее выполнять только одну функцию — воспроизводить музыку.

Кому такой плеер нужен? Да тем, кому нужен именно плеер :) Правда, разработчикам создавать однофункциональные устройства непросто — в случае комбайнов не все возможности обязательно «шлифовать» до блеска: определенную кривизну им могут простить за достижения в других областях. «Чистый» же плеер обязан быть если не идеальным, то близким к этому — ведь если он с единственной своей функцией будет управляться плохо… пиши пропало. К счастью, к XS200 это не относится: в роли плеера он действительно хорош. Уже радует большой объем винчестера (то есть возможность записать большое количество музыки для прослушивания) при выдающейся компактности, однако на этом достоинства плеера не заканчиваются. Сейчас мы как раз, продолжим знакомство с ними. А те, кому жизнь не мила без радио или прочих «бонусов», могут прекратить чтение данной статьи и заняться поисками подходящего плеера где-нибудь в другом месте, благо ассортимент карманных проигрывателей ныне очень велик, и не подобрать себе подходящее устройство крайне сложно.

Интересно, что о функциональности мы получили возможность рассуждать не так давно — первое время от плеера требовалась лишь возможность воспроизводить музыку: умеет — уже круто. Вот и PMP300 всего лишь воспроизводил MP3-файлы, и никого это тогда не напрягало. Напрягало другое — объем памяти составлял 32 мегабайта, то есть на три порядка меньше, чем в XS200. Ее можно было расширить при помощи карт SmartMedia, однако карта на 32 мегабайта в те времена стоила больше, чем половина плеера, да и не особо меняла ситуацию. Размер плеера был равен 89 × 64 × 16 мм, масса без батарейки 70 грамм (с оной примерно 95-96). По сравнению с тогдашними кассетными и CD-плеерами казался он крохою по сравнению с нынешними моделями на флэше выглядит уже мастодонтом, да и с винчестерными моделями вполне сравним.

Подключение к компьютеру и ПО

На данный момент в мире плееров существует два варианта организации хранения музыки во встроенной памяти: устройство может либо поддерживать стандартную файловую систему и определяться как внешний диск, либо использовать более «хитрую» организацию музыки по типу базы данных, но, при этом, обычно требует работы при помощи специального программного обеспечения. Оба подхода имеют свои плюсы и минусы. Прелести первого: не нужны драйверы, не нужны дополнительные программы — вы просто подключаете плеер к любому компьютеру, записываете на него (или с него) любые файлы (хоть музыкальные, хоть обычные файлы данных) стандартными файловыми менеджерами, в общем, творите что хотите. Однако в случае использования устройства именно как плеера такой подход имеет и свои минусы, причем тоже достаточно заметные. Во-первых, каждый раз при включении некоторое время тратится на сканирование файловой системы, дабы разобраться, где что есть, и построить основной список проигрывания (если выбран режим «Play All» или «Play All Random»). В случае моделей на флэше этот процесс происходит мгновенно (и не мешает), в случае плееров на базе винчестеров с учетом объема последних, количества файлов и развитости структуры каталогов он уже способен действовать на нервы. Впрочем, с этим недостатком мириться можно, а вот второй уже более существенен: вам приходится оперировать с музыкальной коллекцией на уровне файлов и каталогов. Обычно можно заставить воспроизводиться либо все файлы, либо один какой-либо каталог, но не получается группировать песни в плей-листы по более привычным для музыки параметрам, типа имени исполнителя или названия альбома. То есть группировать-то можно, но только на этапе записи музыки на плеер — придется подбирать «правильную» структуру каталогов (что еще и не всегда возможно — со сборниками могут быть проблемы). Позволяет решить проблему механизм создаваемых вручную плейлистов, но не всегда он работает как хочется, да и лишние телодвижения производить все равно заставляет. Подобной проблемы в принципе лишены плееры, хранящие информацию в базе данных — им можно просто сказать: «А воспроизведи-ка, друг, мне все песни группы …, какие у тебя найдутся в памяти». Или определенного стиля. Или даже какого-то определенного года. Все найдет, все позволит прослушать. Однако и минусы очевидны: необходимо использовать специальное ПО или плагины для каких-либо популярных медиацентров, да и использование в роли внешнего винчестера не очень удобно.

Ничего удивительного, что в последнее время наибольшей популярностью начинают пользоваться комбинированные подходы. Например, как это реализовано в Zen Micro: для закачки музыки софт, но часть винчестера можно отдать под хранение данных, причем опознаваться компьютером она будет без драйверов. Или как в продукции Apple, где весь объем памяти доступен как внешний накопитель и лишь для добавления музыки в коллекцию нужно использовать iTunes или другие программы (просто так переброшенные аудиофайлы плеер воспроизводить откажется). Или как в последних моделях iRiver, где софт можно использовать и пользоваться библиотекой музыки, или не использовать и оперировать «жесткой навигацией» по файлам и каталогам. Gmini XS200 тоже использует комбинированный подход к хранению музыки и данных, однако реализация его на голову выше, чем все те варианты, с которыми мне ранее приходилось сталкиваться.

Итак, как это сделано в последних моделях Archos (кроме XS200 такой же подход применяется и в мультимедиа-комбайнах серии AV400). Само устройство для системы представляется как обычный внешний накопитель. Использование 1.8” винчестера от Hitachi позволяет получить и превосходную скорость в районе 17-18 мегабайт в секунду, так что если вам не нужно забивать все 20 Гбайт музыкой, используйте их как угодно — фильмы, например, носите. Есть и музыкальная библиотека (ARCLibrary), которую можно заполнять при помощи программного обеспечения — например, копируя музыку при помощи iTunes (установив специальный плагин). Пока все похоже на Apple. Однако музыку можно и просто записывать при помощи файлового менеджера (естественно, и обратный процесс возможен, то есть никаких ограничений на перенос музыкальных файлов нет): воспроизводить ее плеер все равно будет, а добраться до любого файла совсем не сложно — достаточно воспользоваться встроенным браузером. А теперь главная фишка Archos (оркестр — туш! :)): для обновления ARCLibrary совсем необязательно использовать программное обеспечение, да и вообще компьютер! Делаем все просто: записываем музыку при помощи любого файлового менеджера, затем заходим в меню и командуем — «Update». И все! Вся музыка будет заботливо отсортирована в базе по содержимому тэгов, после чего вы получите возможность не только выбирать отдельные файлы при помощи браузера, но и поддержку «мягкой навигации» по определенным признакам, типа имени исполнителя или стилю. Единственное — музыкальные файлы ищутся только в каталоге Music, а плей-листы — в каталоге Playlist, однако никто не отменяет и возможность продолжать использовать браузер, который настолько мощный, что требует отдельного описания. Равно как и механизм плейлистов, поэтому мы сейчас и перейдем к обсуждению данных вопросов, как только закончим с обменом данными с компьютером.

Итак, плеер для последнего является всего лишь очередным внешним жестким диском. Как я уже сказал, использование винчестера на 1.8” позволяет надеяться на высокую скорость обмена данными, что и наблюдается — до 18 Мбайт/с. Фактически такая скорость и емкость позволяют безо всяких натяжек назвать Archos Gmini XS200 не только одним из самых маленьких плееров (среди моделей на жестких дисках, разумеется), но и одним из самых компактных ВЗУ (для своего класса, опять же — флэш-накопители, естественно, намного компактнее).

Вспоминать старину PMP300 после всего этого великолепия даже немного больно. Никакой музыкальной библиотеки, даже поддержки каталогов никакой — все файлы просто валились в корневой. Причем исключительно при помощи штатной программы, которая не только закачку музыки обратно на компьютер запрещала — даже файлы данных на плеере переносить было нельзя. Позднее появились альтернативные программы, которые эти ограничения сняли, хотя не так сильно они и напрягали — наличной памяти и на музыку-то по-человечески не хватало, не говоря уже о использовании плеера в роли накопителя. И подключался он к LPT-порту: даже самую древнюю версию USB производитель использовать поостерегся, поскольку на тот момент встречались такие порты все еще не на всех компьютерах, да и многие распространенные в 1999 году операционные системы USB никак не поддерживали. Скорость была соответствующей — порядка 100 Кбайт/с.

Файловый браузер

Операционная система AvOS (а firmware плееров Archos давно уже заслуживает именно статуса ОС — прошивкой его называть сложно) в основном оттачивалась на старших моделях устройств компании, в частности — линейке комбайнов AV. На искусственные ограничения было решено не идти — разумеется, для экономии места в XS200 удалены модули визуализации картинок и воспроизведения видео, однако браузер остался на месте. Этот модуль представляет собой полноценный файловый менеджер, поддерживающий весь актуальный набор операций: просмотр полной информации о файлах, переименование и удаление файлов или каталогов, создание каталогов, а в двухоконном режиме — еще и копирование или перенос файлов из одного места в другое. И, разумеется, файл, поддерживаемого плеером типа можно открыть прямо при помощи браузера. Наличие столь мощного модуля позволяет утверждать, что реализация файловых операций в плеерах Archos на голову превосходит конкурирующие разработки. Впрочем, такие навороты XS200 нужны не очень — в отличие от старших моделей, он не способен создавать файлы самостоятельно (поэтому не приходится заботиться об очистке свободного места), да и операции копирования куда более востребованы в других Gmini (снабженных слотом CompactFlash, что позволяет использовать их, например, для сохранения фотографий в походных условиях) или AV (к этим вообще можно любую карту подключить). Таким образом, файловые операции могут потребоваться лишь в том случае, когда устройство подключено к компьютеру, а в таких условиях можно использовать любой файл-менеджер последнего. С другой стороны, наличия браузера как минимум никому не мешает :)

Плей-листы

Работа со списками воспроизведения реализована в XS200 настолько хорошо, что они заслуживают отдельного раздела для своего описания. Плеер поддерживает листы в стандартном формате M3U (ставшим популярном благодаря Winamp), причем не брезгуя и расширенной версией данного формата, что обеспечивает беспрецедентную гибкость в работе с ними, особенно если учесть, что для компьютера XS200 всего лишь накопитель. Логика работы проста: запускаем, например, Winamp, выбираем все те файлы, которые нам хочется добавить в плейлист, сортируем его как нам удобно, сохраняем в папке Playlist плеера. Однако возможен и другой способ — разработчики постарались сделать плеер как можно более автономным. С учетом того, что даже музыкальную базу он умеет перестраивать самостоятельно, ничего удивительного нет и в том, что плей-листы можно создавать и редактировать прямо на устройстве, хотя, на мой взгляд, использовать для этого компьютер все же удобнее (хотя бы из-за того, что использование для их именования виртуальной клавиатуры процесс не для слабонервных). Поскольку списки являются обычными файлами, ограничений на их число нет. Единственное — в плей-листе не может быть более 1000 песен, но вряд ли оно окажется для кого-нибудь критичным ;)

Поддерживаемые типы файлов

Набор поддерживаемых форматов можно считать стандартным для современных плееров на базе жестких дисков: MP3, WMA (эти-то поддерживает подавляющее большинство плееров вообще) и несжатые WAV PCM. Использование последнего может оказаться интересным с учетом габаритов плеера — устройство, размерами со вчерашние модели на флэше, и массой меньше любого CD-плеера с легкостью способно заменить последний вместе со стопкой из, примерно, 30 дисков без каких-либо потерь качества. Впрочем, пригодилась бы и поддержка какого-либо из форматов со сжатием без потерь — не ради экономии дискового пространства (его и без того достаточно много), а просто потому, что в WAV-файлах тэгов нет, следовательно при работе с несжатым звуком на данный момент придется пользоваться исключительно браузером и именами файлов, не задействуя тэги и ARCLibrary. К сожалению, пока это общая беда подавляющего большинства плееров.

А вот форматы сжатия с потерями поддерживаются как нельзя лучше — полная поддержка MP 3 и WMA-файлов (всех версии), с любыми битрейтами и частотами дискретизации, допустимыми соответствующим стандартом.

Стоит отметить, что разговор о поддерживаемых форматах стало можно вести не так уж и давно. Первые плееры поддерживали исключительно MP3, и лишь через год робко начали появляться модели с поддержкой WMA. WAV поддерживает большинство плееров на жестких дисках, но и сейчас не все, про первые же модели и говорить не приходится. Именно поэтому в свое время раздел, подобный этому, никак не мог появиться ни в статье о PMP300, ни в материалах посвященных его ровесникам. Какие еще форматы? Сказано же — MP3-плеер и все тут :)

Качество воспроизведения

Оценивать современные плееры на слух давно уже неблагодарная задача — наибольшее влияние окажут артефакты кодирования и используемые наушники. Даже в наиболее клинических случаях самые неудачные модели от лидеров можно будет отличить, разве что, воспользовавшись специальной аппаратурой и подвергнув тестированию десяток людей с идеальным слухом, а совсем не обычных меломанов, в большинстве своем слушающих портативные плееры при помощи недорогих наушников в условиях обычного городского шума. Есть и другой вариант — можно провести измерения, чем мы и занялись. Ниже приведены результаты измерения качества звукового тракта при помощи RMAA 5.4 на компьютере, оборудованном звуковой картой Terratec DMX 6fire. Тестирование проводилось в два этапа — мы использовали как генерируемый программой тестовый файл «в чистом виде», так и его же после сжатия в МР3 при помощи GOGO-no-coda 3.12 (с битрейтом 320 Кбит/с).

Тест Gmini XS200 (PCM) Gmini XS200 (MP3)
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.02, -0.12 +0.17, -0.31
Уровень шума, дБ (А): -92.2 -89.8
Динамический диапазон, дБ (А): 92.1 89.6
Гармонические искажения, %: 0.0025 0.0030
Интермодуляционные искажения, %: 0.044 0.102
Взаимопроникновение каналов, дБ: -90.7 -90.6

Подробный отчет

При работе с несжатым сигналом плеер лишь немного не дотягивает до моделей линейки Creative Zen, в случае воспроизведения MP3 ситуация несколько ухудшается, оставаясь, впрочем, вполне на уровне. Достаточно большую разницу между режимами (несвойственную подавляющей массе плееров) можно объяснить тем, что разработчики постарались в случае некомпрессированного звука «прогонять» его в обход декодера, что и дало столь высокие результаты (громкость, кстати, в обоих режимах заметно отличается, что хорошо было видно еще на этапе калибровки сигнала). Единственное, на что можно попенять XS200 — не самый низкий на сегодня уровень интермодуляционных искажений: от четырех сотых до одной десятой, в то время, как в большинстве случаев их количество колеблется в районе одной-двух сотых процента. Впрочем, в реальной жизни такую разницу обнаружить не удастся: самые лучшие наушники обеспечивают уровень искажений в 0.1%, для массовых же моделей типичны 2-3%. Согласитесь, что на таком фоне выискивать разницу в сотые и даже десятые доли просто смешно: вся разница в параметрах разных плееров будет «съедена» наушниками ;)

Под наушники плеер можно подогнать достаточно точно. Помочь этому призваны эквалайзер (шесть пресетов и ручной пятиполосный режим), настройка баланса (не так часто встречается в плеерах), а также ранее мной невиданная точность настройки уровня громкости: 100 уровней (0–99). Последнее может показаться мелочью, однако точность лишней не бывает. Естественно, большинство современных плееров обеспечивают приемлемое количество градаций громкости (обычно 30-35), так что никаких проблем с ними не бывает (в отличие от некоторых моделей, где число градаций в районе 10), но пусть уж будет больше.

Во времена первых плееров рассуждать о качестве как-то не приходилось. Разумеется, они наверняка отличались друг от друга, однако наибольший вклад в ухудшение звучания вкладывали даже не наушники, а искажения при сжатии — напомню, что первое время объем памяти портативных плееров не превышал 64 мегабайта, так что даже в идеальном случае один альбом можно было поместить в память плеера при использовании битрейта не выше 128 Кбит/с. Rio PMP300 снабжался лишь 32 мегабайтами флэша, карточек, объемом более 16 Мбайт, первое время в продаже не встречалось (да и эти-то были очень дорогими), так что для того, чтобы музыки хватило хотя бы на дорогу от дома до работы, приходилось активно осваивать битрейты типа 80 или 96 Кбит/с, а вести в данном случае разговор о качестве как-то несерьезно. Да и эквалайзерами производители тогда особо не баловали — встраивали нечто с четырьмя-пятью пресетами, причем не сильно отличимыми друг от друга по звучанию, и все.

Дисплей

По мере эволюции плееры Archos обзавелись высококачественными графическими дисплеями, необходимыми для управления сложными устройствами, которыми они стали. XS200 по функциональности является самой простой моделью, однако на дисплее слишком сильно экономить не стали. Разумеется, он монохромный, как и у большинства плееров серии Gmini (кроме Gmini 400), чего вполне достаточно — фотографии и видео устройство все равно показывать не умеет, однако имеет достаточно большие размеры и разрешение 128 × 128 точек (для плееров без поддержки видео это, практически, максимум). Такие параметры позволяют поместить достаточно большое количество информации и использовать графический интерфейс операционной системы. Впрочем, поскольку мыши все равно нет, сами по себе значки на дисплее большой ценности не имеют — в основном управление производится при помощи текстовых меню, а вот большое количество адресуемых точек использовано как нельзя лучше.

Рассмотрим экран во время воспроизведения музыки. Верхняя строка отведена под статусные значки: с ее помощью можно узнать уровень заряда аккумулятора, режим воспроизведения, уровень громкости и т.п. Следующие три строки отведены под отображение содержимого тэга: имя исполнителя, альбом и название композиции. Поддержка тэгов находится на современном уровне: поддерживаются ID3-тэги обеих версий (при наличии двух предпочтение отдается более «развитой») и тэги в WMA-файлах, ограничения на длину полей обнаружить не удалось (60 символов проблем не вызывают, а больше обычно и не требуется), единственное, на чем удалось «подловить» плеер — поддержка русского языка. В отличие от многих моделей, ПЗУ которых включает только юникодный шрифт, что обеспечивает нормальное отображение русских имен файлов и WMA-тэгов, но «кракозяблы» в МР3-файлах, с XS200 дело обстоит несколько иначе. Имена файлов и ID3-тэги нормально отображаются по-русски, а вот русские тэги в WMA-файлах показываются некорректно. Впрочем, большинство пользователей это вряд ли заметит (MP3 куда более популярный формат, чем WMA; особенно на территории 1/6 части суши, где продукцию Microsoft готовы искренне не любить, несмотря на все ее достоинства, уже за то, что это разработка Microsoft), да и исправить данную проблему в одной из следующих прошивок несложно. Стоит отметить, что русификация продукции Archos была произведена совсем недавно (где-то полгода назад — до этого пользователи безуспешно «долбили» производителя, а тот делал вид, что ему это пока не интересно), однако сразу уже оказалась реализована на неплохом уровне. В частности, шрифты по качеству исполнения не уступают латинице, что, к сожалению, пока встречается не всегда. Кстати, любопытно реализована прокрутка длинных строк: вместо циклической, используется изменение направления прокрутки как только «спрятанная» часть строки выедет на экран.

Следующая строка предназначена для отображения другой информации о текущем файле: формат сжатия, канальность и битрейт (средний в случае VBR). В последней строке можно увидеть текущую позицию воспроизведения, время до конца файла и его общую длину в минутах и секундах, а чуть выше — нечто подобное в графическом виде. Поскольку места на экране много, оставшаяся его часть отведена для демонстрации уровня в каждом из каналов. Судя по всему, носит это изобразительный, а не информативный характер — так показания «индикаторов» несколько отличаются при воспроизведении «честных» монофонических файлов, чего по логике вещей быть не должно.

Первые MP3-плееры обходились сегментными дисплеями, на которых можно было увидеть лишь несколько служебных значков, да текущую позицию воспроизведения. Причем исключительно в светлое время суток — подсветки не было. Так что единственным способом понять, что же в данный момент воспроизводит PMP300 было знать данную песню :) Впрочем, с учетом того, сколько их ему в память помещалось…

Управление

Судя по всему, в Archos стремились сделать схему управления наиболее простой, а наличие графической операционной системы позволило добиться этого при помощи рекордно малого количества кнопок: две плюс джойстик. Несмотря на это, работать с плеером легко и приятно, хотя пары вещей все-таки не хватает, причем их реализация вряд ли потребовала существенного усложнения конструкции. В частности, несколько не хватает AutoPlay — после включения плеера приходится производить некоторые действия, в то время как те же Creative Zen в меню при включению «вываливаются» лишь при отсутствии текущего списка воспроизведения. Некоторым также покажется неудобным то, что для выбора новой песни без использования ARCLibrary придется остановить воспроизведение текущей — навигации по файлам параллельно с воспроизведением нет, поскольку браузер является «отдельным» программным модулем. С другой стороны, второе нельзя считать серьезной потерей (библиотека реализована отлично, так что нет смысла отказываться от ее использования), да и в первом случае это лишь отсутствие привычного удобства, а не неудобство. Плеер позицию воспроизведения запоминает, так что единственное, что вам нужно сделать для того, чтобы продолжить воспроизведение с того же места в той же песне, которую вы слушали перед выключением, а затем и остальное содержимое полученного ранее списка воспроизведения, это всего лишь после включения выбрать значок Resume, а не браузер или библиотеку, и все.

Итак, плеер управляется тремя кнопками и джойстиком. Нет даже ползунка блокировки — данная операция выполняется нажатием и удержанием одной из кнопок. Такой механизм кажется не очень надежным, однако он вполне работоспособен (в конце-концов, у меня плеер как то раз умудрился проехаться в кармане в час пик по самой загруженной в столице Таганско-Краснопресненской линии метро вообще с незаблокированными кнопками и ничего с ним не случилось). В первом приближении можно считать, что одна кнопка предназначена для вызова меню или выполнения какого-либо действия, другая — соответственно, отмена или прекращение, а джойстик выбирает необходимые варианты. В режиме воспроизведения он также предназначен для навигации внутри списка воспроизведения или файла, а также регулирования уровня громкости (причем конструкторы учли и большую дискретность — в «быстром» режиме изменение уровня громкости идет с шагом 3, то есть весь диапазон проходится с той же скоростью, что и у моделей с меньшим количеством уровней громкости).

Очень интересным и мощным механизмом являются закладки, которые можно устанавливать в любом месте файла (не более одной, правда). Удобно, если вы слушаете что-то длинное (аудиокнигу например), но хотите прерваться и послушать музыку. Вместо того, чтобы потом долго искать то место, до которого вы дослушали, можно поставить закладку. В этом случае файл будет отображаться специальным образом в браузере или библиотеке, а при попытке его выбора вам будет задан вопрос: с какого места начинать — с помеченного или с начала. Помеченных файлов может быть 16 — не так и много, но мне сложно представить ситуацию, когда этого могло бы не хватить.

Никаких закладок, никакой навигации, никаких меню — не могло быть это все реализовано в первых плеерах. В результате PMP300 управлялся при помощи восьми обычных кнопок, четырехпозиционной «качельки» и одного ползунка блокировки кнопок, несмотря на свою примитивность. А что делать — при отсутствии нормального дисплея, свои кнопки приходилось предусматривать даже для включения и выключения случайного режима или переключения режима повтора! Соответственно, некоторые вещи можно было сделать быстрее, чем на современных устройствах, поскольку экономилось время на меню или закладки настроек, однако и возможных настроек было с гулькин нос. Подобная схема просто не позволяла реализовать мало-мальски развитую схему управления, так что по (не)удобству первые плееры вполне могли поспорить с троглодитами на базе компакт-дисков (хорошо еще не кассет).

Дополнительная функциональность

Отсутствует как класс. Разумеется, плеер можно использовать в своем основном качестве, а также как внешний винчестер, чего у него не отнять, но не более того. Встроенными FM-тюнерами или микрофонами Archos никогда не увлекался, однако большинство моделей можно использовать в качестве приемника или диктофона после покупки проводного пульта дистанционного управления, но не XS200 — плеер имеет лишь обычный выход на наушники и все.

Впрочем, наушники в комплекте несколько отличаются от обычных «вкладышей», поскольку снабжены аналоговым регулятором громкости. К сожалению, качеством они не блещут, хоть и пригодны для кратковременного использования (это касается и других плееров, причем в некоторых случаях наушники непригодны вообще ни для какого использования), поэтому этим регулятором вряд ли кто-то воспользуется — лучше сразу приобрести что-нибудь более качественное, хотя бы долларов за 20.

Назад в будущее прямо-таки — функциональность изучаемого нами сегодня плеера аналогична PMP300 пятилетней давности. Появилась разве что возможность переноса файлов, но и в случае последнего ее отсутствие было чисто маркетинговым ограничением, что и доказало быстро появившееся альтернативное ПО. В остальном все аналогично — оба устройства являются чистыми плеерами.

Энергопотребление

Для питания XS200 используется встроенный Li-Ion-аккумулятор, емкость которого производитель не разглашает — сказано лишь, что автономность плеера составляет 10 часов. Реальное время работы, разумеется, будет сильно зависеть от использования — если, например, держать подсветку экрана всегда включенной (что возможно), вы его резко уменьшите на несколько часов. В целом же при использовании среднего уровня громкости и не очень активном применении навигации, настроив подсветку на отключение через 15 секунд, получается что-то порядка 8-9 часов непрерывной работы. На сегодня это не так и много — некоторые модели на таких же винчестерах в тех же условиях способны «жить» сутки без подзарядки, однако такое время работы является платой за компактность — в столь небольшой корпус очень емкий аккумулятор просто не поместится. Замечу, что основные конкуренты XS200 с точки зрения компактности работают немногим дольше, несмотря на более низкое потребление установленных в них однодюймовых винчестеров.

Для зарядки плеера используется обычный блок питания на 5 В 1.6 А. Вход стандартный, так что можно подобрать и другой зарядник (в частности автомобильный), благо такое напряжение питания не редкость для большинства устройств. Входящий в комплект снабжен двумя сменными вилками, что по достоинству оценят любители попутешествовать :)

Пять лет назад индустрия компактных аккумуляторов находилась по сути в зачаточном состоянии, поэтому первые плееры работали от обычных пальчиковых батареек. С точки зрения сегодняшнего дня, емкость последних весьма высока (порядка 2 Ач, что сравнимо с аккумуляторами, используемыми ныне в видеоплеерах), однако тот же PMP300 официально работал от батареи 12 часов, а реально мне не удалось выжать из него даже 10 даже на самых дорогих батарейках.

Цена

В таблице ниже приведена средняя розничная цена Gmini XS200 по Москве, актуальная на момент чтения вами данной статьи: Н/Д(0)

Просто для сравнения — PMP300 стоил 220–230 долларов. За эти деньги пользователь получал устройство, способное хранить полчаса музыки при сносном качестве и где-то час при более-менее хоть как-то приемлемом (пусть и на уровне кассет где-то, а то и чуть хуже).

Итого

Новая модель является самым простым плеером в линейке Archos (пусть и превосходит на голову первоначальные разработки компании). Есть у нее определенные недостатки — в частности, порекомендовать XS200 любителю слушать радио никак нельзя. Однако если вы не считаете столь важным для себя репертуар отечественных радиостанций, предпочитая слушать только проверенную музыку, данный плеер возможно будет лучшим выбором. Имея сравнимые с моделями на дюймовых винчестерах габариты и время работы, он предоставляет вам целых 20 Гбайт дискового пространства против 4-6 Гбайт и в 2-2.5 раза более высокую скорость обмена данными с компьютером. А козырным тузом при сравнении с подавляющим большинством моделей на таких же винчестерах можно считать намного меньшие габариты. Плюс не забудьте уникальные или крайне редко встречающиеся достоинства модели безотносительно габаритов и емкости: полная поддержка драйвера UMS, причем при поддержке обоих типов навигации, закладки, плей-листы в формате M3U, причем с возможностью модификации в автономном режиме, неплохая русификация. В общем, похоже тем, кто хочет приобрести близкий к идеальному плеер на базе HDD, но не сильно гонится за разнообразными дополнительными функциями, можно отправляться в магазин.

 

Плеер на тестирование предоставлен компанией «Виком»

 

 

Дополнительно

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.