ЖК-монитор NEC MultiSync EA191M

Гонка за кошелек потребителя привела к тому, что массовым продуктом вплоть до диагоналей 24 дюйма и выше стали мониторы на недорогих матрицах TN+film. Несмотря на явный прогресс этой технологии, она страдает рядом родовых и неустранимых недостатков, наличие которых делает неприемлемым выбор матриц TN+film для требовательных пользователей. Поэтому мониторы с матрицами *VA и IPS независимо от диагонали и несмотря на относительно высокую стоимость продолжают пользоваться устойчивым спросом.

Front

Комплект поставки, технические характеристики и цена

Вынесены на отдельную страницу.

Внешний вид

Корпус монитора и панели подставки изготовлены из матового черного пластика с крупной фактурой поверхности — вариант, на котором мелкие повреждения и грязь наименее заметны. Вроде бы есть вариант с серебристой передней рамкой и белым цветом корпуса. Поверхность экрана матовая, небликующая. Рамка вокруг экрана очень тонкая — 15 мм по данным производителя. Все углы немного скруглены. Дизайн строгий, практичный и экономный — нет ничего лишнего, габариты минимальны.

Side

Динамики спереди не видно, так как они размещены в двух утолщениях на задней панели и направлены вниз. Внизу справа на рамке экрана находятся четыре кнопки и джойстик.

Buttons

Подписи к кнопкам контрастные и достаточно крупные. В кнопку выключения встроен крохотный светодиодный индикатор состояния. При работе индикатор ярко светится синим (впрочем, яркость в меню регулируется вплоть до отключения), в режиме ожидания — желтым. Внизу на левом (чтобы мышка в проводах не запуталась?) торце — разъем для наушников.

Headphones connector

На задней панели находятся неброский логотип и разъем для замка Кенсингтона. Электрические разъемы расположены на нижнем торце выступающей части корпуса и ориентированы вниз.

RearRear

При использовании толстых кабелей с крупногабаритными DVI- и VGA-разъемами немного мешается выступ динамика, но, в общем, подключать кабели удобно, особенно, перевернув экран в портретную ориентацию. Штатная подставка прикручена четырьмя винтами к точкам VESA-площадки (квадрат 100 мм). Подставка имеет несколько регулировок — высоты, наклона и поворота — и допускает переворот экрана в портретную ориентацию.

Stand   Stand

Stand

Подставка и блок экрана вращаются на опорном диске в основании подставки. Совершать полный оборот не дает ограничитель. Основание подставки не очень большое — лишнего места на столе не занимает, но монитор стоит на подставке устойчиво. Верхняя поверхность основания ровная и практически горизонтальная — на него можно класть разную мелочь. Конструкция подставки достаточно жесткая. Отходящие провода можно пропустить через ряд крючков в канале на стойке и закрыть пластиковой крышкой.

Коммутация

Connectors

Монитор оснащен аналоговым входом VGA и цифровым DVI, поддерживающим HDCP. Из меню или кнопкой запускается автоподстройка под параметры VGA-сигнала, но есть и ручная регулировка. Коммуникация DDC/CI отключается в меню. Аудиосигнал на встроенные колонки подается с помощью разъема миниджек 3,5 мм.

Меню и управление

Шрифт меню читаемый — аккуратный и достаточно крупный. Навигация очень удобная и экономная — все можно делать джойстиком: нажатие в центр — вызов меню, вверх-вниз — выбор параметра или страницы, вправо-влево — изменение параметра или выбор пиктограммы страницы. Фактически кнопка SELECT не нужна. Только для выхода из меню нужно нажать кнопку MENU. Кнопка RESET/DV MODE сбрасывает текущий параметр к заводскому значению. Когда нет меню, то джойстиком вправо-влево регулируется яркость, вверх-вниз — громкость (но если ГОРЯЧАЯ КЛАВИША установлено в ВЫКЛ., то джойстиком вызывается меню), кнопкой SELECT — переключается источник, RESET/DV MODE — выбирается профиль, а, удерживая ее более 3 с, можно запустить автоподстройку. При настройке изображения меню остается на экране, но оно занимает так мало места, что никаких осложнений этот момент не вызывает. Есть русская версия экранного меню.

OSD

Перевод на русский адекватный (из замеченных опечаток — лишняя Т в названии профиля ФОТТО). Регулируется положение меню на экране и тайм-аут автоматического выхода из меню. Включение блокировки меню предохранит от случайного изменения все настройки, кроме яркости, контрастности и громкости.

Далее перечислим некоторые дополнительные функции, не имеющие непосредственного отношения к изображению: ECO MODE — уменьшение верхнего предела яркости до 60% и ТАЙМЕР ВЫКЛЮЧЕНИЯ — таймер на выключение (1-24 часа).

На прилагаемом CD находятся: PDF-файлы с руководствами пользователя на 12 языках, драйвер (INF-файл и профиль ICM), дистрибутивы Acrobat Reader, Adjustment Pattern (вывод на экран шаблонов, облегчающих подстройку под VGA-сигнал) и NaViSet. При установке NaViSet (возможно, потребуется обновить драйвер видеокарты) в дополнительных свойствах монитора появляется закладка (нагло вытеснив закладку NVIDIA), где на вложенных закладках можно изменять все регулировки монитора, включать шаблоны и т. д.

OSD

OSD

Звук

Динамики негромкие, стереозвучание ощущается, при увеличении громкости динамики легко перегружаются. При подключении наушников встроенные динамики отключаются. Звук в наушниках очень хороший: чистый, с высокими и низкими частотами, без фона в паузах, запас громкости есть, но не очень большой (для 32-омных наушников).

Изображение

Настроек немного: яркость, контраст и выбор профиля цветовой температуры (2 не редактируемых — sRGB (6500 К) и ИСХОДНЫЙ (без коррекции) — и 3 редактируемых, с возможностью регулировки интенсивностей красной, зеленой и синей компонент). Список DV MODE — это предустановленные наборы настроек. Функция АВТОКОНТРАСТ берет на себя подстройку уровней черного и белого при VGA-подключении.

OSD

OSD

OSD

При VGA-подключении автоматическая подстройка под параметры VGA-сигнала на удобных изображениях выполняется быстро и правильно. Поддерживается разрешение до 1280×1024 пикселей. Интерполяция низких разрешений к разрешению матрицы выполняется без артефактов. В режиме 1280×1024 как при DVI-, так и при VGA-подключении четко различаются полоски через один пиксель, артефактов нет. Белое поле равномерное. Черное поле очень темное, но в темноте, после того как глаза привыкнут, на черном поле видна засветка из углов к центру.

Black

На шкале серого при ЯРКОСТЬ = 100 и КОНТРАСТ = 50 оттенки различаются с шагом через 1 от 0 в тенях и до 255 в светах (при VGA-подключении полезно запустить АВТОКОНТРАСТ). При увеличении параметра КОНТРАСТ пропадают градации в светах, при уменьшении ЯРКОСТЬ и КОНТРАСТ падает яркость, но количество градаций не уменьшается. Динамического смешения (дизеринга) не видно. Цвета правильные и насыщенные. Контраст очень высокий. Яркости монитора достаточно для офисной работы и просмотра фильмов, даже с небольшим запасом. При плавной прокрутке текст заметно смазывается, а за курсором мыши видно хвост, особенно на светло-сером фоне. Только при VGA-подключении передняя кромка белых объектов, двигающихся по темному фону, приобретает синеватый оттенок. Углы обзора очень большие. Белое поле при отклонении взгляда от перпендикуляра к экрану слегка меняет оттенок, а черное — чуть светлеет и приобретает легкий сиреневый оттенок. Есть незначительный диагональный эффект. При работе монитор греется несильно, внутри него ничего не жужжит и не свистит.

HDMI-подключение тестировалось при подключении к Blu-ray-плееру Sony BDP-S300. Тонкие градации оттенков различаются как в светах, так и в тенях (небольшой завал не выходит за «безопасные» границы). Яркостная и цветовая четкости максимальны для сигналов 576/480p и 720p, а для 1080i/p ограничены разрешением матрицы. Full HD при 24 кадр/с не поддерживается. При 1080i картинка выводится по полям. Во всех режимах (576/480p, 720p, 1080i/p) картинка растянута на весь экран (т. е. имеет соотношение сторон 5:4), оверскана нет. В случае сигнала 576/480p и анаморфного изображения искажения устраняются выбором формата экрана в установках плеера, но в случае 720p и 1080i/p такой возможности нет, так как плеер формат не меняет, а в мониторе нельзя включить режим с сохранением исходного соотношения сторон. Кстати, при подключении к компьютеру для сигнала 1280 на 720 можно отключить масштабирование (в установках видеокарты).

Тестирование ЖК-матрицы

Часть параметров матрицы мы проверили с помощью наших приборов. Методика подробно описана тут.

Оценка качества цветопередачи

Для оценки качества цветопередачи использовали колориметр GretagMacbeth Eye-One Display LT. Целевые параметры: гамма = 2.2, точка белого = 6500 К. Подключение — DVI, ЯРКОСТЬ = 100, КОНТРАСТ = 50.

Настройки цветаЦветовая температура на различных участках шкалы серого, K (delta uv)
25%*50%75%100%
ИСХОДНЫЙ6940 (0,633)6910 (0,605)6720 (0,598)6050 (0,531)
sRGB6280 (0,427)6130 (0,405)6210 (0,405)5900 (0,388)
К = 82,8, З = 97,9, С = 887280 (0,008)7190 (0,062)7110 (0,032)6710 (0,05)
* 0% — черный, 100% — белый.

В случае предустановленных профилей цветовая температура отличается от 6500 К (первая и вторая строчки в таблице). При ручной подстройке, если оптимизировать характеристики белого поля, то его цветовую температуру удается приблизить к 6500 К с небольшим отклонением, но цветовая температура на остальных участках шкалы серого все равно выше целевой, правда, отклонение от спектра абсолютно черного тела минимально (третья строчка в таблице).

На приведенном ниже графике видно, что после ручной подстройки линии коррекции ровные, практически совпадают (только синяя идет чуть ниже) и идут точно из угла в угол (т. е. гамма-кривая близка к 2.2.).

Curve

Цветовой охват близок к sRGB:

Координаты CIE xyY
Цветxy
Красный0,6590,320
Зеленый0,3030,577
Синий0,1390,068

Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255). График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами.

256

Везде от 0 до 255 яркость следующего оттенка выше предыдущего, т. е. аппаратно различаются 256 оттенков на шкале серого, что совпадает с визуальной оценкой. Рост прироста яркости в целом равномерный, выбросы на графике могут быть вызваны внешними причинами, нестабильностью электросети, например.

Измерение равномерности черного и белого полей и яркости

Измерения яркости небольшого участка экрана в заданном направлении проводились высокочувствительным узконаправленным (4±0,5 градуса) датчиком. При измерении равномерности белого и черного полей датчик последовательно размещался в 25 точках экрана, расположенных с шагом 1/6 от ширины и высоты экрана (границы экрана не включены). При этом ось датчика была направлена строго перпендикулярно к поверхности экрана. Перед фотодиодом датчика установлены отрезные светофильтры производства компании «Фотооптик-Фильтры», отсекающие ИК-излучение от 760 нм, но пропускающие весь видимый свет. Контрастность вычислялась, как отношение яркости полей в измеряемых точках. Подключение — DVI, ЯРКОСТЬ = 100, КОНТРАСТ = 50.

В таблице приведены средние значения и минимальные и максимальные отклонения от средних значений.

ПараметрСреднееОтклонение от среднего
мин., %макс., %
Яркость черного поля0,2 кд/м²-18,156,1
Яркость белого поля206 кд/м²-5,811,0
Контрастность1141:1-39,022,5

Контрастность высокая, в центре экрана она составила почти 1400:1, что близко к заявленному значению 1500:1. Равномерность белого поля — хорошая, а черного — средняя, но при таком низком уровне черного это не так уж и плохо.

Яркость белого поля в центре экрана определялась с помощью яркомера «Аргус-02». При максимальных значениях параметров ЯРКОСТЬ и КОНТРАСТ, яркость в центре экрана составила 234 кд/м². Максимальная рабочая яркость (различаются полутона во всем диапазоне, цветопередача приемлемая) не превышает 230 кд/м². После ручной коррекции цветовой температуры яркость снижается где-то до 206 кд/м². В принципе, такой яркости монитора достаточно для работы в хорошо освещенном помещении.

При уменьшении параметра ЯРКОСТЬ реальная яркость линейно уменьшается, а контрастность практически не меняется (см. графики ниже).

Brightness-Contrast

Это свидетельствует о том, что параметр ЯРКОСТЬ меняет только яркость ламп подсветки, т. е. без ущерба для качества изображения (сохраняется контрастность и количество различимых градаций) яркость монитора можно менять от 230 до 53 кд/м². Это свойство особенно пригодится при работе в слабоосвещенном помещении или в полной темноте. Мерцание ламп подсветки при уменьшении яркости можно выявить, только быстро помахав рукой перед белым экраном, при обычной работе мерцания не видно.

Определение времени отклика

Мы измерили времена отклика при переходах от черного к белому и между полутонами. В случае полутонов мы проводили три вида измерений: для фиксированного полутона (X) измеряли время отклика при переходе от черного до X, от X до белого, и для перехода между полутонами в окрестности X, отстоящими от X на фиксированное значение (мы выбрали его равным 10%, так как считаем 20% минимальной имеющей значение разницей между полутонами).

Время отклика при переходе черный-белый-черный:

Значение настроекВремя, мс
включениявыключениясумма
Я = 100, К = 5014,86,321,1
Я = 0, К = 5015,58,824,3
Я = 100, К = 037,84,842,6
Я = 100, К = 10015,06,421,4
Я = 50, К = 5015,78,023,7

Примечание: ЯЯРКОСТЬ, ККОНТРАСТ.

При этих же настройках переходы между полутонами происходят небыстро — в среднем за 40,9 мс в сумме и максимум (переход 0-20%) за 82 мс в сумме. (Графики вынесены в приложение.) При выборе профиля ИГРЫ несколько повышается яркость черного поля (контрастность уменьшается до 73:1), а на фронтах некоторых переходов появляются небольшие всплески, но скорости это особо не прибавляет — среднее время перехода даже возрастает до 43 мс, максимально тоже — 89,4 мс, и только минимальное время снижается с 21,1 до 15,4 мс. Монитор явно не годится для игр в динамичные игры, но для просмотра фильмов его использовать можно, так как для светлых полутонов время переключения не очень большое.

На графиках переходов при значениях ЯРКОСТЬ меньше 100 проявляется ШИМ. Ее частота превышает 200 Гц, поэтому мерцания и не видно.

Tr

Задержка вывода изображения относительно ЭЛТ-монитора составила порядка одного кадра (при 60 Гц, VGA или DVI), т.е. около 16,7 мс. На рисунке ниже экран ЭЛТ-монитора (справа) размещен рядом с экраном тестируемого монитора (слева).

Lag

Одно деление стрелка проходит за один кадр. Яркая стрелка слева отстает на 1 деление. Это небольшое значение задержки.

Измерение углов обзора

Чтобы выяснить, как меняется яркость экрана при отклонении от перпендикуляра к экрану, мы провели серию измерений яркости черного, белого и оттенков серого в центре экрана в широком диапазоне углов, отклоняя ось датчика в трех направлениях: вертикальном, горизонтальном и диагональном (в направлении от центра к верхнему правому углу экрана (положительные углы) и к нижнему левому углу (отрицательные углы)).

В вертикальной плоскостиВ горизонтальной плоскости
В вертикальной плоскости.

В горизонтальной плоскости.

В диагональной плоскостиЧерное поле
По диагонали.

Яркость черного поля.

Контрастность
Контрастность.

Уменьшение яркости белого поля на 50%:

НаправлениеУглы
Вертикальное47°/-46°
Горизонтальное51°/-49°
Диагональное48°/-48°

Отметим плавное уменьшение яркости при отклонении от перпендикуляра к экрану в любом направлении, при этом графики не пересекаются во всем диапазоне измеряемых углов. Есть слабовыраженный диагональный эффект — яркость черного поля при отклонении по диагонали растет быстрее, чем при отклонении по вертикали и горизонтали. Контрастность в диапазоне углов ±82 градуса сильно выше отметки 10:1, и даже для диагонального направления не опускается ниже 28:1.

Выводы

NEC MultiSync EA191M будет хорошим выбором в том случае, если нужен небольшой, но качественный монитор. Данную модель можно использовать для типичной офисной работы, просмотра фотографий и фильмов, а также для полупрофессиональной работы с графикой (для профессиональной не хватает функции аппаратной калибровки). Играть в динамичные игры из-за довольно медленной матрицы, возможно, будет некомфортно.

Достоинства:

  • Отличное качество изображения (высокая контрастность, хорошее качество цветопередачи)
  • Великолепные углы обзора
  • Яркость регулируется в широком диапазоне без ущерба для качества изображения
  • Аккуратный и практичный дизайн
  • Эргономичные меню и управление
  • DVI-вход поддерживает HDCP
  • Очень удобная подставка
  • Русифицированное меню
  • Качественный выход на наушники

Недостатки:

  • Нет режима с сохранением оригинального соотношения сторон



Благодарим компанию «DISTI»
за предоставленный на тестирование ЖК-монитор NEC MultiSync EA191M





31 октября 2008 Г.

- NEC MultiSync EA191M

- NEC MultiSync EA191M

, 24 TN+film. , , TN+film . *VA IPS .

Front

,

.

— , . . , . — 15 . . , — , .

Side

, . .

Buttons

. . (, ), — . ( ?) — .

Headphones connector

. .

RearRear

DVI- VGA- , , , , , . VESA- ( 100 ). — , — .

Stand   Stand

Stand

. . — , . — . . .

Connectors

VGA DVI, HDCP. VGA-, . DDC/CI . 3,5 .

— . — : — , - — , - — . SELECT . MENU. RESET/DV MODE . , - , - — ( ., ), SELECT — , RESET/DV MODE — , , 3 , . , , . .

OSD

( — ). - . , , .

, : ECO MODE — 60% — (1-24 ).

CD : PDF- 12 , (INF- ICM), Acrobat Reader, Adjustment Pattern ( , VGA-) NaViSet. NaViSet (, ) ( NVIDIA), , . .

OSD

OSD

, , . . : , , , , ( 32- ).

: , (2 — sRGB (6500 ) ( ) — 3 , , ). DV MODE — . VGA-.

OSD

OSD

OSD

VGA- VGA- . 1280×1024 . . 1280×1024 DVI-, VGA- , . . , , , .

Black

= 100 = 50 1 0 255 ( VGA- ). , , . () . . . , . , , - . VGA- , , . . , — . . , .

HDMI- Blu-ray- Sony BDP-S300. , ( «» ). 576/480p 720p, 1080i/p . Full HD 24 / . 1080i . (576/480p, 720p, 1080i/p) (. . 5:4), . 576/480p , 720p 1080i/p , , . , 1280 720 ( ).

-

. .

GretagMacbeth Eye-One Display LT. : = 2.2, = 6500 . — DVI, = 100, = 50.

, K (delta uv)
25%* 50% 75% 100%
6940 (0,633) 6910 (0,605) 6720 (0,598) 6050 (0,531)
sRGB 6280 (0,427) 6130 (0,405) 6210 (0,405) 5900 (0,388)
 = 82,8,  = 97,9,  = 88 7280 (0,008) 7190 (0,062) 7110 (0,032) 6710 (0,05)
* 0% — , 100% — .

6500  ( ). , , 6500  , , , ( ).

, , ( ) (. . - 2.2.).

Curve

sRGB:

CIE xyY
x y
0,659 0,320
0,303 0,577
0,139 0,068

256 ( 0, 0, 0 255, 255, 255). ( !) .

256

0 255 , . . 256 , . , , , .

(4±0,5 ) . 25 , 1/6 ( ). . «-», - 760 , . , . — DVI, = 100, = 50.

.

., % ., %
0,2 /² -18,1 56,1
206 /² -5,8 11,0
1141:1 -39,0 22,5

, 1400:1, 1500:1. — , — , .

«-02». , 234 /². ( , ) 230 /². - 206 /². , .

, (. ).

Brightness-Contrast

, , . . ( ) 230 53 /². . , , .

. : (X) X, X , X, X ( 10%, 20% ).

--:

,
= 100, = 50 14,8 6,3 21,1
= 0, = 50 15,5 8,8 24,3
= 100, = 0 37,8 4,8 42,6
= 100, = 100 15,0 6,4 21,4
= 50, = 50 15,7 8,0 23,7

: , .

— 40,9  ( 0-20%) 82  . ( .) ( 73:1), , — 43 , — 89,4 , 21,1 15,4 . , , .

100 . 200 , .

Tr

- ( 60 , VGA DVI), .. 16,7 . - () ().

Lag

. 1 . .

, , , , : , ( ( ) ( )).

.

.

.

.

.

50%:

47°/-46°
51°/-49°
48°/-48°

, . — , . ±82 10:1, 28:1.

NEC MultiSync EA191M , , . , , ( ). - , , .

:

  • ( , )
  • DVI- HDCP

:




«DISTI»
- NEC MultiSync EA191M