Игровые ноутбуки MSI GT с графикой NVIDIA в современных играх

Отчет о совместном мероприятии двух компаний


В конце ноября компания MSI в содружестве с компанией NVIDIA собрали журналистов ведущих игровых и железных изданий, чтобы очертить перед ними перспективы игровых ноутбуков. Изюминкой мероприятия стали выступления разработчиков современных игр, которые специально тестировали их на современных игровых ноутбуках MSI для того, чтобы понять, хватит ли их производительности для сложных и требовательных игр.

Перспективы игрового рынка

На современном игровом рынке стоит выделить несколько ключевых тенденций. Во-первых, все сильнее становится пропасть между «блокбастерами», которые раз за разом задают новые планки красоты и реалистичности, но по бюджетам и срокам разработки приближаются, а иногда и обгоняют голливудские блокбастеры, и «казуальными» — простенькими игрушками, не предлагающими ничего масштабного, но помогающими скоротать время. Активно развиваются новые онлайн-игры, которые во многих случаях существенно меняют саму концепцию игры.

Во-вторых, наступают мобильные платформы, тем более что производительность современных смартфонов и планшетов на ARM растет семимильными шагами. И если игры для смартфонов все-таки не стоит рассматривать, как конкурентов, то вот планшеты вполне могут выступить в этом качестве. Тем более, что производители игр уделяют планшетам все большее внимание и там появляются уже вполне интересные и масштабные проекты. Плюс, часто на планшеты переносят старые «настольные» игры, которые на ПК смотрятся как устаревшие, но для планшетов по-прежнему актуальны. NVIDIA, кстати говоря, активно работает и на этом рынке, и ее мобильная платформа Tegra 3 пользуется немалой популярностью.

В-третьих, весьма важным событием представляется бушующий скандал между производителями игр и Microsoft, который в перспективе может серьезно ударить по платформе в целом. Напомним, руководитель Steam недавно обрушился с критикой на Microsoft, заявив, что эта платформа недостаточно хороша дли игр и… неожиданно указал на перспективность OpenGL и Linux. Причем в этом начинании его поддержали некоторые руководители ведущих игровых студий и издателей. Сейчас Steam изучает возможности Linux и распространяет по рынку информацию, что производительность в Linux и в OpenGL лучше чуть ли не на треть. Недавно же пришла новость о том, что сервис собирается запускать и собственное аппаратное устройство, которое будет работать на Linux.

Скорее всего, причиной стала избранная Microsoft политика, что все приложения и игры в будущем будут устанавливаться только из их магазина Microsoft Store. Тем более, что в Европе уже разразился первый скандал, связанные с этим магазином: большинство шутеров получили рейтинг PEGI не 16, а 18 (к последнему относят, как правило, только «игры для взрослых»), а играм с рейтингом PEGI 18 путь в магазин Microsoft закрыт. Microsoft, по их собственным уверениям, работает над решением проблемы, а пока предлагает устанавливать такие игры «старым добрым способом через десктоп».

В общем, Steam видит в будущей монополии магазина Microsoft угрозу своему бизнесу и вполне логично реагирует, исследуя возможности других платформ и другие модели ведения бизнеса. Думаю, в будущем вполне можно ожидать, например, появления собственного варианта Linux у Steam, который был бы ориентирован именно на игры. Система вполне могла бы запускаться даже с флэшдрайва, что даст игрокам свою независимую платформу для игр.

Аппаратная часть

Перейдем к аппаратной части игрового рынка, где нас также подстерегает немало сложностей.

Во-первых, игровые приставки, которые намного превосходят ПК по простоте и удобству, что во многом позволило им перетянуть одеяло на себя. Но их аппаратные платформы не обновлялись уже столько времени, что даже термин «устаревшие» выглядит для них лестью. Сейчас все активнее ходят слухи по поводу нового поколения приставок, но это пока слухи, а аппаратная часть тех приставок, что сейчас на рынке, уже не выдерживает никакой критики.

В результате ограниченные возможности современных приставок в громадной степени сдерживают развитие игровых проектов: те разработчики, которые ориентируются в первую очередь на них (а это очень выгодно), вынуждены ограничивать себя в аппаратных требованиях уровнем 7-8-летней давности. Но большинство все же старается соответствовать современным требованиями и возможностям, так что для них остается только одна платформа — ПК.

Как видите, по данным NVIDIA, доходы от продаж игр для ПК устойчиво растут и вплотную подбираются к доходам от продаж игр для приставок. При этом, напомню, игры для приставок существенно дороже, иногда разница доходит до 2-3 раз.

Это позволяет ПК снова оказаться на коне: несмотря на многочисленные проблемы (в т. ч. обеспечение совместимости и пиратство) именно эта платформа выглядит сегодня предпочтительной. Например, NVIDIA рассматривает ПК как приоритетную игровую платформу.

Правда, тут многое зависит от региона. Например, по статистике NVIDIA, до 70% американских игроков предпочитают играть на консолях. А в России и Китае, например, игроки предпочитают играть на компьютерах. В среднем игроков где-то 50 млн, к 2015 году будет до 70 млн.

Вот мы и подходим к самому главному: возможностям совместить игровые возможности ПК и мобильность. Конечно, на обоих направлениях неизбежны некоторые компромиссы, однако полученный результат в виде мобильного игрового решения, которое можно быстро развернуть в любом месте, на мой взгляд, стоит того.

Новые технологии NVIDIA

Сначала немного поговорим о новых современных технологиях по улучшению качества изображения, которые постоянно появляются на рынке.

Во-первых, DirectX 11 получает все большее распространение на рынке.

Это позволяет игровым разработчикам активнее использовать новые возможности для повышения производительности и визуального качества игр. Почти все интересные проекты 2012 года используют DirectX 11, а некоторые из них — еще и дополнительные фирменные технологии NVIDIA.

По словам Ирины Шеховцовой, выходящие на рынок продукты способны показывать очень красивую картинку, так что стоит задуматься над обновлением компьютера, если он не поддерживает современные технологии. В Windows 8 появилась новая версия DirectX, 11.1, причем Microsoft пока заявляет, что не собирается распространять ее на все старые операционные системы, включая Windows 7. Ирина считает, что ничего страшного в этом нет, т. к. DirectX 11.1 не предлагает никаких революционно новых возможностей для работы с 3D-графикой. Хотя компания NVIDIA, разумеется, будет поддерживать и новый стандарт.

Кроме того, в активе компании есть несколько ключевых технологий, которые позволяют не только улучшить качество картинки, но и обеспечить более реалистичную физику игрового мира и новые возможности игрока по взаимодействию с ним. В новых чипах с архитектурой Kepler они получили дальнейшее развитие.

Это и тесселяция:

И использование PhysX:

Слайды ниже наглядно показывают, какие дополнительные эффекты игроки получают при включении этой технологии. Вот как выглядит картинка с выключенным PhysX:

А вот — с включенным:

Следующая технология — FXAA, улучшающая экранное сглаживание:

Которую, кстати говоря, можно форсировать в драйверах, т. е. поддержка игры для этого не нужна.

А также технология ТХАА:

Хотя ее нужно смотреть в динамике (например, вот один из роликов по игре Asassin Creed III, где это показано).

Наконец, последняя из технологий, Adaptive Vsync, позволяет бороться с разрывами картинки на экране:

Но при этом не допускает провалов фпс на сложных сценах, которые иногда случаются при включенном VSync.

Ну а мы поговорим о новом поколении графических карт NVIDIA, в которых эти технологии реализованы.

Новая архитектура Kepler

Чуть выше мы уже упомянули про новую архитектуру Kepler, давайте поговорим о ней чуть подробнее. Применительно к мобильным линейкам, разумеется.

Новое поколение показывает существенный рост производительности:

Впрочем, выросшая скорость — не единственное достоинство новой архитектуры. Важнейшей особенностью является энергоэффективность.

В новой линейке GTX четыре графических чипа:

В принципе, производительности игровых мобильных решений NVIDIA последнего поколения вполне достаточно, чтобы с хорошей скоростью играть в современные игры:

А также они поддерживают все современные технологии:

Завершим эту часть сравнением двух современных мобильных линеек по части поддерживаемых технологий:

А также, вслед за NVIDIA, напомним о важности обновлений. Несмотря на то, что существует даже автоматический механизм обновления драйверов NVIDIA Update, им пользуется всего около 30% пользователей, а уж вручную обновляют драйвера всего около 5%. В то же время, по данным компании, в новых версиях всегда содержится большое количество улучшений: каждый месяц в районе 100, за полгода — около 600, а за время жизненного цикла модели количество улучшений может достигнуть 6000.

Ну и, разумеется, оптимизируется скорость.

Ноутбуки MSI: созданы для современных игр

Компания MSI является одним из ведущих производителей настольных игровых компонентов, но и направление мобильных игровых систем рассматривает для себя как один из главных приоритетов.

В современном мире мобильность активных пользователей постоянно растет, поэтому растет и спрос на мобильные игровые решения. Ведь они позволяют играть практически в любом месте — было бы питание и подключение к интернету.

Судя по графику (представленному компанией NVIDIA), сегмент моделей для энтузиастов растет намного быстрее, чем рынок ноутбуков в целом. Правда, тут стоит оговориться, что сам по себе этот рынок очень небольшой по объему.

Мы уже несколько раз писали, что MSI — единственная компания на рынке, которая концентрирует усилия именно на игровых ноутбуках. Что это значит и какие выгоды дает нам? Компания прикладывает очень много усилий для того, чтобы сделать именно игровые модели привлекательными для широкого круга пользователей, в т. ч. геймеров. Всего можно говорить о трех основных компонентах.

  1. Мощная конфигурация
  2. Подбор правильной игровой конфигурации, включая тонкую настройку
  3. Коммерческая привлекательность

Во-первых, игровой ноутбук должен обладать мощной конфигурацией, чтобы обеспечить достойную производительность в требовательных современных играх. Особое внимание следует уделять графической подсистеме, ибо если центральные процессоры уже смотрятся вполне неплохо, то мобильные графические решения пока сильно отстают от настольных. Понятно, что полностью ликвидировать разрыв не удастся хотя бы из-за жестких требований к нагреву и энергопотреблению, но рост мощности именно мобильной графики необходим. Хотя при некоторых условиях топовые мобильные видеорешения уже вполне справляются даже с самыми сложными современными играми.

Во-вторых, компания уделяет очень большое внимание подбору правильной игровой конфигурации. Не всегда есть возможность поставить самые мощные компоненты, но это и не всегда правильный путь. Гораздо важнее их правильно сбалансировать. Что толку ставить самый мощный (и самый дорогой) процессор в линейке, если в пару к нему пойдет младший видеоадаптер в линейке? Зачем ставить мощный видеоадаптер с медленной памятью DDR3 или душить его узкой шиной? Гораздо выгоднее поставить чип послабее, но в паре с более быстрой видеопамятью, что в результате позволит добиться более высокой производительности. Или немного сэкономить на центральном процессоре, но зато установить более мощный видеоадаптер. Благодаря постоянным поискам оптимального баланса компания может предложить покупателям достойную производительность по достойной цене.

В-третьих, раз игровые ноутбуки являются для MSI основным направлением, компания не может позволить себе делать их экономически невыгодными и спонсировать за счет других направлений деятельности. Можно напихать в игровой ноутбук самые мощные из доступных компонентов и продавать его за 100-120 тысяч рублей, но мало кто может себе позволить такую систему. При этом многие производители поступают именно так, воспринимая игровые модели как подтверждение высокого статуса и технологичности, и не особо волнуются по поводу околонулевых продаж.

MSI же вынуждена рассматривать их именно как основной источник дохода и, следовательно, ориентироваться на массовые продажи. Т. е. тщательно балансировать стоимость компонентов и ноутбука, а также цену, которые игроки готовы за него платить. При этом в случае, когда необходимо как-то удешевлять продукт, компания старается максимально сохранить игровые возможности и скорость. В линейке компании присутствуют в том числе и относительно недорогие модели, которые, тем не менее, сохраняют все особенности игровых ноутбуков.

Впрочем, важные особенности игрового ноутбука отнюдь не исчерпываются мощным процессором и видеокартой. У него должно быть много других возможностей, позволяющих геймеру максимально использовать возможности своей системы.

Как видите, к игровому ноутбуку предъявляется довольно много требований, включая, например, возможности разгона и апгрейда, высокую скорость, комфортную в играх клавиатуру и многое другое.

Ну а теперь давайте взглянем на актуальную линейку игровых моделей MSI.

Как видите, всего их три, внутри двух есть деление по диагонали экрана (впрочем, помимо диагонали там есть еще различия по конфигурации). Несколько особняком стоит линейка GX60, т. к. она полностью основана на платформе AMD.

Флагманом на сегодня является ограниченная серия MSI GT70 Dragon Edition.

Это во всех смыслах топовый ноутбук, с соответствующей стоимостью. Выделяется он в первую очередь красными панелями корпуса и гравировкой дракона. У него самая мощная конфигруация 0NE, которая, впрочем, доступна и в обычных версиях:

Как видите, здесь установлен топовый видеочип GTX 680M в комбинации с GDDR5. Впрочем, остальные компоненты не отстают.

Обычные версии GT60/GT70 выглядят чуть скромнее, но все равно вызывают уважение:

  • Процессоры Intel Core i7 третьего поколения
  • Мобильный чипсет HM77
  • Оперативная память DDR3-1600, до 32 ГБ
  • NVIDIA GeForce GTX 670MX/675MX GDDR5
  • Экран Full HD (1920×1080) с диагональю 17,3 и 15,6 дюймов
  • MSI Super RAID 2×128 ГБ и жесткий диск 1 ТБ
  • Акустика Dynaudio 2.1

Наглядную разницу производительности GTX 670M и GTX 680M можно оценить на этом слайде:

В общем, игровые ноутбуки MSI GT60 и GT70 обладают весьма мощной конфигурацией и способны обеспечить очень неплохой уровень производительности даже в самых требовательных современных играх. Новая конфигурация с самым мощным мобильным видеорешением NVIDIA если и имеет конкурентов, то крайне немного. Впрочем, этим их достоинства не исчерпываются.

Другие технологии MSI

Об основных, ключевых особенностях конфигурации мы поговорили, стоит кратко остановиться и на фирменных технологиях MSI, которые делают работу с игровым ноутбуком еще приятнее. В первую очередь это MSI Super RAID.

Суть технологии состоит в объединении двух SSD-накопителей в RAID-массив, что позволяет существенно поднять скорость работы дисковой подсистемы. Вот примерные данные по скорости накопителя MSI в сравнении с массивом из жестких дисков:

Из аналогичных решений на ум приходит, пожалуй, только Sony. Однако у Sony собственная конструкция RAID, поэтому их накопители стоят очень дорого, как апгрейд их рассматривать вообще не стоит, да и настройка системы во многом становится нетривиальной. Решение MSI выгодно отличается (при примерно той же скорости) легкостью апгрейда: даже если модель изначально не имеет SSD-накопителей, но имеет разъемы под них (а это любой ноутбук серии GT60 или GT70), то в дальнейшем можно самому купить два накопителя, установить их, сконфигурировать RAID (во многом процедура создания массива аналогична настольным системам) — и пользоваться его преимуществами.

Плюс, не стоит забывать, что в ноутбуках MSI GT в дополнение к SuperRAID у вас будет жесткий диск во втором отсеке, который можно использовать для хранения данных.

Вторая интересная технология — возможность штатного разгона TDE, которая позволяет немного приподнять частоты основных компонентов и выжать из них максимум в современных играх.

Хотя разгон не очень большой, он, тем не менее, позволяет в игровых приложениях получить еще чуть более высокий уровень производительности.

Наконец, в современных ноутбуках MSI используется новый сетевой контроллер MSI Killer LAN. Вот подробное описание того, как он работает:

На этом мы завершаем обзор технологий компании MSI и переходим к самому интересному: а как же новые ноутбуки показывают себя в играх?

Производительность в современных играх

Представители российского офиса компании MSI раздали ноутбуки нескольким российским игровым студиям (и одной белорусской — думаю, многие уже догадались, какой), занимающимся разработкой современных игр. Это было сделано для того, чтобы дать им возможность оценить, достаточно ли портативной системы для беспроблемной игры. Значительное время на семинаре было посвящено выступлениям разработчиков современных игр.

Большинство проектов было онлайн-играми, таковы тренды современного рынка.

Ни в одной из игр проблем не было — наоборот, большинство выступающих отметили, что были удивлены, насколько высокую производительность выдает мобильная система. Многие отдельно похвалили акустику игрового ноутбука или другие возможности.

Первой представили игру War Thunder компании Gaijin Entertainment. По задумке, эта игра представляет собой универсальный симулятор поля боя. Пока реализованы только самолеты и воздушные бои, но в будущем к ним добавятся и корабли, и наземные войска. Андрей Шумаков, представлявший возможности новой игры на ноутбуках MSI, показал воздушный бой (и действительно, все было очень плавно). По его словам, больше всего в ноутбуках ему понравился насыщенный звук.

Игра, открытое бета-тестирование которой началось 1 ноября (и в интернете довольно много рекламных баннеров, призывающих ее попробовать), предлагает много режимов, от аркадных до хардкорных. Одной из находок стало разное управление в зависимости от режима: в аркаде оно сделано очень простым, для управления должно хватать одной мыши. А в режимах симуляции пилотам придется задействовать уже все имеющиеся возможности.

Внешний вид игры производит очень приятное впечатление: красивые виды за окном, отлично прорисованные кабины, соответствие самолетов (а их более 200) историческим характеристикам. Также игра может похвастаться исторически достоверными ландшафтами и просчитанной баллистикой. При этом старшей модели GT70 с запасом хватает на то, чтобы все это обрабатывать и выводить на экран.

Практически в каждой игре, представленной на семинаре, предлагались эксклюзивные бонусы для покупателей ноутбуков MSI. В частности, в War Thunder они получат в подарок эксклюзивный бомбардировщик А26 Invader. Для этого нужно искать в продаже ноутбук с соответствующей наклейкой.

Второй представленной игрой стала Panzar: Forged by Chaos, разработанная Panzar Studio и продемонстрированная Николаем Борзовым. Игра представляет собой командный сессионный слэшер в фэнтезийном мире. Игроку доступны на выбор люди, орки, гномы и эльфы, которые и бьются, бегая на игровых аренах. Для игры был закуплен движок CryEngine 3 (что вызвало у журналистов шквал вопросов о его стоимости, но увы — они остались без ответа), поэтому графическая составляющая у игры на высоте. Тем более, что при разработке на графику был сделан особый упор, так что пейзажи и персонажи в Panzar очень красивые. Несмотря на то, что графика сложная, да и движок не самый простой, на семинаре все работало очень шустро и без провалов, что подтверждалось и показателем fps в верхней части экрана. Покупателям ноутбуков MSI в Paznar в подарок предлагается один персонаж максимального, 30-го уровня.

Старый добрый World of Tanks предсталял PR-менеджер Иван Живица. По его словам, игра на рынке уже больше двух лет, ее аудитория — 45 млн игроков из 230 стран мира. Рекорд одновременно играющих пользователей составлял порядка 600 000.

Дальше представитель компании Wargaming подробно рассказал о новом движке версий 0.8 и 0.8.1. С точки зрения графики, новая версия — это огромный шаг вперед. Появились новые эффекты, времена года, картинка стала существенно красивее. Кроме того, улучшилась физика, движения танков стали более реалистичными. Они научились прыгать на другие машины, сталкивать машины в ямы и т. д. Причем Иван оговорился, что бо́льшая часть игроков, полюбовавшись некоторое время на максимальный уровень всяких красивостей, возвращается обратно на уровень немного выше среднего, т. к. так и играть удобнее, и видимость лучше, и fps стабильнее. На современных игровых ноутбуках MSI игра без проблем работает практически при любых настройках.

Наконец, последняя презентация была посвящена мировому бестселлеру Battlefield 3. Игра имеет отличную графику, отличную физику, отличный шум, интересный игровой процесс и масштабность действия. Это лучший шутер 2011 года, обладатель кучи наград и пр.

Кирилл, представитель коммьюнити этой игры, подготовил интересный и детальный видеоролик, посвященный тому, как игра работает на ноутбуке MSI при разных настройках. При автоматических настройках игра выдавала 50-60 fps, при высоких 40-45. При настройках «Ультра» с антиалиасингом — 26-36 fps, без него — 38-48. Плюс, Кирилл выделил очень быструю загрузку уровней.

Вообще, стоит отметить, что выступления большинства представителей игровых проектов походили скорее на презентацию их игр (причем по большей части геймплея), однако то, что демонстрации проводились на ноутбуках MSI и всегда демонстрировали красивую и плавную картинку — уже само по себе хорошее доказательство применимости этих решений даже для самых тяжелых современных игр.

На этом нам остается только поблагодарить компанию MSI за интересное мероприятие и попрощаться.




Дополнительно

400 Bad Request

Bad Request

Your browser sent a request that this server could not understand.
Request header field is missing ':' separator.

Отчет о совместном мероприятии MSI и NVIDIA&forum=17 HTTP/1.1

iXBT BRAND 2016

«iXBT Brand 2016» — Выбор читателей в номинации «Процессоры (CPU)»:
Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.