Onkyo TX-SR 601E:

«продвинутый» AV-ресивер с поддержкой 6.1 и мультирумными возможностями
Первый представитель новой линейки

Относительно недавно компания Onkyo объявила о смене линейки своих AV-ресиверов среднего класса. И хотя аппараты «старой» серии TX-SR х00 по-прежнему являются весьма «навороченными» и современными (ничего удивительно — «старые» аппараты появились не многим более года назад), однако Onkyo выпустила ещё более «нафаршированные» модели. Справедливости ради стоит сказать, что AV-ресиверы новой линейки (с единичкой в конце индекса модели (TX-SR x01) не являются чем-то кардинально новым, а лишь представляют собой весьма основательно модернизирванные аппараты предыдущей линейки.



По сравнению с предшественником TX-SR 600, дизайн нового аппарата не претерпел каких-либо существенных изменений. Это всё тот же цвет «металлик с лёгким оттенком шампани», та же алюминиевая фигурная пластина на фасаде аппарата. И не смотря на визуально «разгруженную» переднюю панель, кнопок там немало: можно управлять практически всеми режимами и осуществлять регулировку многих параметров аппарата, включая полноценную работу с меню настроек (об этом ниже). Как и прежде, дисплей имеет оранжевый цвет свечения (у аппаратов в чёрном исполнении — зелёное свечение дисплея). Фронтальные аудио-видео входы (цифровой оптический, composite video и аналоговый аудио) по-прежнему не закрыты заглушкой, что несколько нарушает строгость внешнего оформления.

Технические характеристики

Onkyo TX-SR 601E
Усилительная часть

Усилитель (полевые транзисторы Toshiba C5242 и Toshiba A1962)

DIN: 6 каналов по 85 Вт (8 Ом, 20 — 20000 Гц, КГИ 0,08%, измерения проводились с 2 нагруженными каналами)
Максимальная: 6 каналов по 110 Вт (6 Ом, 1 кГц, КГИ 1%, измерения проводились с 2 нагруженными каналами)
Демпинг-фактор
60 (8 Ом)
Декодеры (на базе чипа Fujitsu MB86D42) Dolby Digital; Dolby Digital EX; DTS; DTS 96/24; DTS-ES; DTS Neo:6; Dolby Pro Logic II
Режимы DSP и режимы звучания
18 (в общей сложности)
Входы
Аналоговые

аудио: 6 стереовходов (включая 1 фронтальный), 5.1 вход для подключения внешнего декодера

видео: 5 композитных (RCA), 5 S-Video (включая фронтальный вход), 2 компонентых

Цифровые
3 оптических, 1 коаксиальный электрический
Выходы
Аналоговые

аудио: 3 стереовыхода; выход предварительного усилителя на сабвуфер, разъём для наушников, стереовыход для «зоны 2» (RCA)

видео: 3 композитных (RCA); 3 S-Video; 1 компонентный

Цифровые
1 оптический
Выходы усилителя
2 на фронтальные, 2 на тыловые, 1 на фронтальный центр, 1 на тыловой центр, 2 на «зону 2»
8 пар винтовых терминалов с возможностью подключения разъёмов banana.
ЦАПы
Многоканальный кодек Cirrus Logic CS42518 (ЦАП с подержкой 24 бит / 192 кГц)
Радиоприёмник
FM/AM диапазоны
40 станций в памяти, RDS
Соотношение сигнал/шум в диапазоне FM (stereo / mono)
70 дБ и 76 дБ соответственно
Общие
КомплектацияПульт ДУ с батарейками, инструкция на нескольких языках (русскоязычная предоставляется при покупке), FM-антенна, AM-антенна, цветные маркеровочные наклейки для колоночных кабелей.
Потребляемая мощность

550 Вт в рабочем состоянии

Габариты (Ш×В×Г)
435×175×432 мм
Вес
12,9 кг
Ориентировочная цена
$825


Коммутация


Для данной ценовой категории уровень коммутационных возможностей можно назвать вполне приличным: помимо аудио-, возможна коммутация и видеосигналов, причём трёх типов: композитных, S-Video и компонентного. Вот если бы ещё был выход с предварительного усилителя для всех каналов — было бы вообще замечательно. К слову, такой выход есть в более навороченной модели — TX-SR 701, но там и цена совсем другая (разумеется, разница не только в наличии выхода сигналов с предварительного усилителя).

Количество терминалов для подключения АС при первом взгляде несколько обескураживает — целых 8 пар. Выяснилось, что, шесть из них используются для подключения шести акустических систем (присутствует полноценная поддержка 6.1 звука, как на уровне декодеров, так и на уровне усилителей), а две оставшиеся нужны для подключения АС «второй зоны» (см. ниже — пункт «Мультирумные возможности»).

Статья про AV-ресивер Onkyo TX-SR 600 вызвала немалое количество писем, где люди искренне удивлялись наличию возможности подключения разъёмов banana — в инструкции нет описания снятия защитных колпачков или даже упоминания об этом (а если и есть, то в глаза не бросается). Многие читатели просили продемонстрировать процедуру демонтажа защитного колпачка с разъёма — что мы и делаем.

  • закрутите разъём, оставив зазор между колпачком и основанием разъёма около 1 мм;
  • вставьте жало плоской отвёртки в зазор,
  • начните поворачивать отвёртку вокруг своей оси, создавая рычаг, оттесняющий колпачок наружу, одновременно надо аккуратно тянуть колпачок на себя;
  • после некоторого усилия , колпачок буквально отскочит в сторону, открыв доступ для подключения разъёма «банан».

     



    Внутренности

    Нельзя сказать, что аппарат «набит под завязку», однако и полупустым корпус на назовёшь тоже. Сделать компоновку более плотной разработчикам однозначно помешало немалое тепловыделение полевых транзисторов и блока питания. Для надлежащего охлаждения, все полевики были посажены на большой алюминиевый радиатор, вокруг которого не желательно располагать никаких элементов, дабы не ухудшить отвод горячего воздуха от радиатора. Возможно, благодаря именно такому просторному размещению компонентов, удалось обойтись без вентилятора принудительного охлаждения. Правда, во время длительной работы верхняя крышка аппарата разогревается почти до обжигающего состояния, так что ставить TX-SR 601E в закрытую тумбу категорически не рекомендуется. И уж тем более не стоит закрывать верхние вентиляционные отверстия посредством установки на TX-SR 601E каких-либо других Hi-Fi компонентов — такое соседство может негативно сказаться на работе и установленного сверху блока, и самого ресивера.

    В левой части корпуса расположен массивный блок питания (Ш-образный трансформатор) со своей «обвязкой» и блок выходных терминалов усилителя. В центре расположен радиатор охлаждения усилительных транзисторов, выполняющий, к тому же, роль экрана, оберегающего электронную начинку аудио- и видеочасти от наводок блока питания. Справа от радиатора расположена вся аудио-видео электроника и FM/AM-тюнер.

    В секции усилителя мощности применяются полевые транзисторы Toshiba C5242 и Toshiba A1962, паспортная мощность которых равна 80 Ватт (DIN), что, собственно, соответствует данным о выходной мощности, приведённым в инструкции на аппарат.

    Декодированием многоканального звука занимается чип Fujitsu MB86D42 (производительность 110 MIPS), понимающий большинство современных форматов многоканального звука (см. таблицу в пункте №3 «Decoder Functionality»). Процессами аналого-цифрового и цифро-аналогового преобразования заведует многоканальный кодек (codeccoder / decoder) Cirrus Logic CS42518.

    Нелья не упомянуть про наличие технологии VLSC (vector linear shaping circuitry), ставшей уже привычной фирменной «изюминкой» аппаратов Onkyo.

    Напомним: VLSC представляет собой один из методов фильтрации сигнала при цифро-аналоговом преобразовании. Действие системы основано на введении динамического интегрирующего звена с отрицательной обратной связью, которое отрабатывает поступающий сигнал с необходимой для фильтрации помех инерционной характеристикой. Таким образом удаётся сохранить в сигнале больше деталей, по сравнению с традиционными пассивными НЧ-фильтрами.

    Возможности

    Большинство настроек можно изменять, ориентируясь на показания дисплея аппарата, но куда удобнее воспользоваться функцией OSD (On Screen Display), позволяющей выводить удобные и наглядные меню на экран телевизора.

    Основное меню включает в себя 6 подменю.

    1. Hardware Config («аппаратная настройка»). В этом подменю можно выбрать один из двух вариантов мультирумного подключения (об этом ниже), тип телевизора и разновидность дистанционного управления (встроенный инфракрасный датчик аппарата или выносной инфракрасный датчик).

    2. Speaker Config («настройка АС»). В данном случае предлагается указать тип/наличие подключённых акустических систем, а также выставить частоту среза кроссовера выхода предварительного усилителя на сабвуфер (60/80/100/120/150 Гц).

    3. Speaker Distance («расстояние до АС»). В этом подменю необходимо установить расстояние от слушателя до каждой из подключённых акустических систем. Для удобства можно выбрать любую из двух единиц измерений: метры или футы.

    4. Level Calibration («подстройка уровней»). Здесь можно точно отрегулировать громкость каждой подключенной АС в пределах ±10 дБ с шагом 1 дБ.

    5. Input Setup («настройка входа»). Ниже описанные настройки выставляются для каждого входа отдельно. Это значит, что при включении какого-либо входа (DVD, Tuner, Tape и т. д.) будут автоматически вызываться настройки сделанные именно для этого входа. Поэтому на скриншотах можно увидеть пример настройки двух разных входов. Подменю для каждого состоит из двух страниц. Здесь предоставляется возможность ассоциировать с данным входом один из цифровых аудиовходов и любой из двух компонентных видеовходов. Также можно выбрать режим звучания (принудительно многоканальное, «как есть», стерео и т. д.) для любого поступающего сигнала на аналоговый или цифровой вход. Помимо этого, можно указать громкость звука для данного входа, относительно положения основного регулятора громкости.

    6. Preference («общие настройки»). Здесь можно установить громкость выхода на наушники (относительно положения основного регулятора громкости), выбрать тип OSD, определить тип регулировки громкости, а также выбрать один из 4 цветов фона OSD.

    FM/AM-тюнер оборудован системой RDS (приём текстовых сообщений с радиостанции, параллельно эфиру. На дисплее отображается, например, погода или курсы валют). Тюнер способен производить автонастройку в FM-диапазоне и сохранить в своей памяти частоты 40 радиостанций для последующего быстрого вызова. Традиционно присутствует и Sleep-таймер (отключение через заданный промежуток времени).

    Режимы звучания

    Помимо привычного темброблока (ВЧ/НЧ), присутствует несколько режимов DSP, а также, разумеется, и «профильные» режимы звучания.

    К «профильным» режимам относятся пресеты, активирующиеся при наличии звуковой дорожки, закодированной в одном из традиционных форматов многоканального звука. Таких режимов шесть:

  • Dolby Digital* — до шести независимых каналов звука (5.1)
  • Dolby Digital EX* — семь независимых каналов (6.1)
  • DTS* — до шести независимых каналов звука (5.1)
  • DTS ES Matrix 6.1* — воссоздание шестого канала при наличии оригинальной записи в DTS 5.1 (5.1 + 1)
  • DTS ES Discrete 6.1* — семь независимых каналов (6.1)
  • DTS 96/24* — этот режим автоматически включается при наличии записи в DTS с частотой выборки 96 кГц и разрядностью 24 бит

    * — при наличии соответствующей звуковой дорожки

    Остальные режимы звучания представляют собой DSP-режимы — обработки звука, призванные облагородить звук или сделать его псевдомногоканальным с использованием различных алгоритмов.

  • Stereo — воспроизведение стереофонических, а также любых многоканальных записей через 2 фронтальные АС в режиме стерео
  • Mono — то же, только воспроизведение происходит в моно-режиме через 2 фронтальные АС
  • Direct — воспроизведение записи «as is» («как есть») — отключаются все дополнительные обработки, а в случае воспроизведения стереофонической записи, сигнал для сабвуфера не отсекается кроссовером ресивера — работает только фронтальная пара АС
  • Theatre Dimensional — псевдомногоканальное звучание воссоздаётся при помощи лишь двух фронтальных АС (личное мнение автора: я, признаться, скептик по этому поводу…)
  • Dolby Pro Logic II — декодирование четырёхканальных фонограмм, закодированных аналоговым (матричным) способом. А также весьма эффектное разложение стереозвука на все каналы.
  • Mono Movie — воссоздание эффекта кинотеатра при воспроизведении старых кинофильмов с монофонической звуковой дорожкой
  • Enhance — некоторое увеличение активности тыловых АС, дающее ощущение более насыщенного звука
  • Orchestra — производитель рекомендует этот режим при прослушивании классической музыки
  • Unplugged — то же, только для джаза и любой акустической музыки
  • Studio mix — то же, только для рок-музыки
  • TV-Logic — улучшает проработку диалогов при просмотре ТВ-программ
  • All channel stereo — разложение стереозвука на все каналы. Тыловые АС дублируют фронтальные, а на центр подаётся монофоническая составляющая стереозвука. То есть, никаких фазовых, частотных или других обработок сигнала, не происходит.

    Multiroom (мультирумные возможности)

    В данной модели присутствует возможность озвучивания второго помещения средствами ресивера. На выбор предлагается либо снимать аудиосигнал с соответствующего линейного выхода (потребуется дополнительный усилитель мощности), либо воспользоваться уже усиленным сигналом, подключив пару АС к соответствующим выходным разъёмам усилителя. Однако в этом случае есть серьёзные ограничения: хоть выходы усилителя для «зоны 2» физически отделены от выходов для 6 основных акустических систем, при включении АС «зоны 2» пропадает возможность использовать многоканальный звук в основном помещении — остаётся только режим стерео. Для воспроизведения многоканального звука в одной комнате и стереозвука — в другой, придётся снимать сигнал с линейного выхода и покупать дополнительный усилитель мощности. В случае использования любого из двух типов подключения (линейный сигнал / усиленный сигнал), в «зоне 2» при желании можно слушать звук с другого входа ресивера, независимо от выбранного входа в основном помещении. То есть, в спальне можно слушать радио, в то время как в гостиной кто-то смотрит кино или слушает музыку с CD.

    Пульт дистанционного управления

    Пульт остался от 600-й модели без каких-либо изменений. Это по-прежнему весьма удобно лежащая в руке модель. Пульт этот программируемый и обучаемый. Присутствует возможность запоминания 2 макрокоманд (по 16 действий в каждой). По-прежнему подсвечиваются только кнопки селектора входов, а остальные не снабжены даже остаточным (фосфорным) свечением. В процессе довольно длительного общения выяснился и ещё один небольшой минус: джойстик в центре пульта весьма неудобен в пользовании. То есть, нажатие на центр получается очень уверенным, а вот отклонение джойстика в любую из 4 сторон требует немалой сноровки — палец оказывается на грани соскальзывания, а если нажать чуть посильнее, то можно одновременно нажать и Enter. В остальном пульт этот сконструирован неплохо, к тому же весьма функционален. Потянул бы на оценку «очень хорошо», если бы не этот джойстик и отсутствие подсветки…

    Звучание

    Сегодня тот случай, когда дифференцировать оценку звука на «музыкальную» и «театральную» особого смысла нет. Да и вообще описание звука займёт сегодня несколько меньше места чем обычно. Причина тут одна: характер звука очень сильно напоминает предшественника — модель TX-SR 600. К сожалению, достать 600-ю модель для прямого сравнения у нас не получилось, но удалось найти колонки Mission m53, на которых мы проводили прослушивание 600-й модели. Поэтому во многом мы ориентировались на впечатления и наши рабочие заметки, оставшиеся после прослушивания TX-SR 600. Можно сказать, что характер звука остался по большому счёту прежним, хотя изменения конечно же есть. Так, например, в звуке появилось несколько больше уверенности и даже, где-то, жёсткости, которой иногда не хватало 600-й модели для более комфортного воспроизведения рок-музыки. В целом звучание стало более «живым» и интересным. Проблема некоторой нехватки динамики не была решена полностью, но было слышно, что разработчики не упустили из виду этот момент, когда проектировали TX-SR 601E. Тем не менее, по-прежнему наиболее комфортно слушать на новом аппарате всё же акустическую музыку, причём слушать не без удовольствия можно даже через встроенный ЦАП. Конечно, при использовании отдельного хорошего CD-плеера звучание было бы ещё лучше, но даже при подключении недорогого DVD-плеера или компьютера по цифре к ресиверу, звучание было весьма приличным. По крайне мере, можно сказать, что ресивер этот хорош не только своими функциональными возможностями и поддержкой современных театральных стандартов, но и звуком, вполне вписывающимся в рамки данной ценовой категории. Стоит отметить, что, как и аппараты других производителей, AV-ресиверы Onkyo обладают своим «фирменным» звуком. И звук относительно недорогих моделей Onkyo, к которым относится и тестируемый аппарат, можно охарактеризовать, как довольно детальный, мелодичный, но всё же чуть-чуть «вялый». Однако, если эта «вялость» и проявляется, то в основном в театре. В остальном же этот AV-ресивер представляет собой весьма неплохое решение для прослушивания музыки и просмотра кинофильмов. По крайней мере, конкуренцию другим моделям в ценовой нише «$800» он сможет составить весьма серьёзную. Наверное, круг предпочтений потенциального владельца такого аппарата можно было бы описать так: 50 % времени прослушивания тратится на кино (не на оголтелые боевики, а на фильмы с качественно сделанной многоканальной дорожкой, где эффекты не стучат по ушам, а обладают красотой и мелкими нюансами), а вторую половину времени — на музыку, преимущественно акустическую (джаз, не сложная классическая музыка, блюз) или спокойную современную.

    Заключение

    Новый AV-ресивер получился однозначно лучше своего предшественника, правда и дороже. Среди явных плюсов можно отметить наличие терминалов для АС второй зоны, весьма неплохие ЦАПы и достойные усилители мощности. По сравнению с 600-й моделью, многие недостатки были устранены, хотя некоторые остались. В любом случае, по совокупности функционального оснащения и звучания, TX-SR 601E может наверняка попасть в пятёрку наиболее интересных моделей AV-ресиверов ценовой группы «$800».

    Мы рекомендуем использовать Onkyo TX-SR 601E для озвучивания помещений площадью до 30 м² (полноценное прослушивание) / до 50 м² (негромкое прослушивание) / до 100 м² (фоновое прослушивание).

     

    Плюсы

    • поддержка современных стандартов многоканального звука;
    • прекрасные функциональные возможности;
    • комфортное и «музыкальное» звучание.

    Минусы

    • некоторая нехватка динамики в театре;
    • небольшие нарекания по эргономике пульта дистанционного управления.

     


    Благодарим компанию A&T Trade
    за предоставленный на тестирование AV-ресивер Onkyo TX-SR 601E





24 июня 2003 Г.

Onkyo TX-SR 601E — AV- 6.1 .

Onkyo TX-SR 601E:

«» AV- 6.1

Onkyo AV- . «» TX-SR 00 - «» ( — «» ), Onkyo «» . , AV- ( (TX-SR x01) - , .



TX-SR 600, - . « », . «» , : , ( ). , ( — ). - ( , composite video ) - , .


Onkyo TX-SR 601E

( Toshiba C5242 Toshiba A1962)

DIN: 6 85 (8 , 20 — 20000 , 0,08%, 2 )
: 6 110 (6 , 1 , 1%, 2 )
-
60 (8 )
( Fujitsu MB86D42) Dolby Digital; Dolby Digital EX; DTS; DTS 96/24; DTS-ES; DTS Neo:6; Dolby Pro Logic II
DSP
18 ( )

: 6 ( 1 ), 5.1

: 5 (RCA), 5 S-Video ( ), 2

3 , 1

: 3 ; , , « 2» (RCA)

: 3 (RCA); 3 S-Video; 1

1
2 , 2 , 1 , 1 , 2 « 2»
8 banana.
Cirrus Logic CS42518 ( 24 / 192 )
FM/AM
40 , RDS
/ FM (stereo / mono)
70 76
, ( ), FM-, AM-, .

550

(××)
435×175×432
12,9
$825



: -, , : , S-Video . — . , — TX-SR 701, (, ).

— 8 . , , ( 6.1 , , ), « » (. — « »).

AV- Onkyo TX-SR 600 , banana — ( , ). — .

  • , 1 ;
  • ,
  • , , , ;
  • , , «».
  •  



    , « », . . , , , . , , . , , TX-SR 601E . TX-SR 601E - Hi-Fi — , .

    (- ) «» . , , , , - . - FM/AM-.

    Toshiba C5242 Toshiba A1962, 80 (DIN), , , , .

    Fujitsu MB86D42 ( 110 MIPS), (. 3 «Decoder Functionality»). - - (codeccoder / decoder) Cirrus Logic CS42518.

    VLSC (vector linear shaping circuitry), «» Onkyo.

    : VLSC - . , . , -.



    , , OSD (On Screen Display), .

    6 .

    1. Hardware Config (« »). ( ), ( ).

    2. Speaker Config (« »). / , (60/80/100/120/150 ).

    3. Speaker Distance (« »). . : .

    4. Level Calibration (« »). ±10 1 .

    5. Input Setup (« »). . , - (DVD, Tuner, Tape . .) . . . . ( , « », . .) . , , .

    6. Preference (« »). ( ), OSD, , 4 OSD.

    FM/AM- RDS ( , . , , ). FM- 40 . Sleep- ( ).


    (/), DSP, , , «» .

    «» , , . :

  • Dolby Digital* — (5.1)
  • Dolby Digital EX* — (6.1)
  • DTS* — (5.1)
  • DTS ES Matrix 6.1* — DTS 5.1 (5.1 + 1)
  • DTS ES Discrete 6.1* — (6.1)
  • DTS 96/24* — DTS 96 24
  • *

    DSP- — , .


  • Stereo — , 2
  • Mono — , - 2
  • Direct — «as is» (« ») — , , —
  • Theatre Dimensional — ( : , , …)
  • Dolby Pro Logic II — , () . .
  • Mono Movie
  • Enhance — ,
  • Orchestra
  • Unplugged — ,
  • Studio mix — , -
  • TV-Logic — -
  • All channel stereo — . , . , , , .
  • Multiroom ( )

    . ( ), , . : « 2» 6 , « 2» — . — , . ( / ), « 2» , . , , - CD.

    600- - . - . . 2 ( 16 ). - , () . : . , , 4 — , , Enter. , . « », …

    , «» «» . . : — TX-SR 600. , 600- , Mission m53, 600- . , TX-SR 600. , , . , , , -, , 600- -. «» . , , , TX-SR 601E. , - , . , CD- , DVD- , . , , , , . , , , AV- Onkyo «» . Onkyo, , , , , - «». , «» , . AV- . , «$800» . , : 50 % ( , , , ), — , (, , ) .

    AV- , . , . 600- , , . , , TX-SR 601E AV- «$800».

    Onkyo TX-SR 601E 30 ² ( ) / 50 ² ( ) / 100 ² ( ).

     

    • ;
    • ;
    • «» .

    • ;
    • .

     


    A&T Trade
    AV- Onkyo TX-SR 601E