ONKYO TX-SR 600

AV-ресивер с декодерами
DolbyDigital Surround EX, DTS-ES 6.1

Фирма Onkyo — серьёзный игрок на рынке AV-ресиверов высшей ценовой категории ($1000-$4000), но предлагающий также и весьма интересные модели в среднем ценовом диапазоне ($500-$1000). В этом обзоре пойдёт речь о достаточно интересной модели ресивера для домашнего кинотеатра, имеющего все новомодные фичи и способного качественно озвучить не только кино, но и музыку, и всё это по не слишком высокой цене (около $700).

Надо отметить, что случаи появления в средней ценовой категории AV-ресиверов с полноценной поддержкой 6.1-звука уже нельзя назвать единичными — производители осознали, что настала пора обеспечить поддержку современных стандартов многоканального звука не только в «топовых» моделях, но и в более массовой средней ценовой категории. Поддержка 6.1-звука перестаёт выглядеть просто как очередная модная и бесполезная «фича», и SR-600 уже далеко не первый аппарат с поддержкой 6.1-звука. Тем более, что и фильмы с таким звуком благополучно доходят до потребителя. Например, первозонные DVD-Video релизы «Lord of the Rings — The Fellowship of the Ring», «Gladiator», «Chicken Run», «Rush Hour 2» и многие другие. Список фильмов постоянно пополняется. Полный список картин вы можете посмотреть на официальных сайтах Dolby.com и DTS Online.

Внешний вид

Прямые линии, в сочетании с небольшим количеством почти не привлекающих внимания кнопок, смотрятся очень строго и дорого. Так оно и есть: SR-600 — весьма серьёзный AV-ресивер.

Цвет корпуса может быть чёрным или серебристым с лёгкой примесью цвета «шампань».

На передней панели расположены наиболее часто используемые органы управления: регулировка громкости, кнопки выбора входов, управление пресетами процессора пространственного звучания и FM/AM-тюнером. Справа от дисплея расположились навигационные клавиши для работы с меню ресивера, которое можно наблюдать как на дисплее аппарата, так и выводить на экран телевизора.

Под регулятором громкости находятся фронтальные входы для быстрого подключения дополнительных устройств (к примеру, минидисковой деки или игровой TV-приставки). Здесь есть один цифровой оптический вход, 2 видеовхода (композитный и S-Video) и, разумеется, аналоговый стереовход. К великому сожалению, производитель не предусмотрел никакой заглушки, скрывающей эти разъёмы, когда они не востребованы. Это несколько портит строгий внешний вид аппарата, хотя и не сильно бросается в глаза.

Пульт ДУ

В комплекте даётся пульт дистанционного управления с возможностью программирования и обучения. Теперь вы можете управлять практически любой аудио и видео техникой в доме с одного пульта. Также присутствует возможность запоминания 2 последовательностей команд, называемых «макро-командами». Запрограммиров пульт, вы можете нажатием всего лишь одной кнопки включить все компоненты системы, выбрать нужный вход на ресивере и телевизоре, а также запустить процесс воспроизведения на DVD-плеере. То есть нужные вам команды программируются в одну последовательность, которая и воспроизводится пультом при нажатии на соответствующую кнопку.

Подсветка весьма скромная — только для 8 кнопок выбора устройства, которым в данный момент управляет пульт. Остальные кнопки на пульте не светятся даже остаточным свечением.

На пульте присутствует джойстик для навигации по меню настроек ресивера. Этот джойстик окажется полезным при управлении и другими компонентами системы — DVD-плеером, спутниковым ресивером, видеомагнитофоном и т. д.

Технические характеристики

Посмотрим на паспортные данные аппарата:

Усилительная часть
Мощность
115 Вт × 6 (6 Ом, 1кГц)
80 Вт × 6 (8 Ом, 1кГц)
Частотный диапазон
10 Гц — 100 кГц (+1 дБ, -3 дБ)
Сигнал/шум (линейный вход)
100 дБ А (при 0,5 В на входе)
Декодеры
Dolby Pro Logic II, Dolby Digital, Dolby Digital Surround EX, DTS, DTS-ES Discrete/Matrix 6.1, DTS Neo:6
Входы
Аналоговые
6 аудио, 12 видео (5 composite,
5 S-Video, 2 component)
5.1-вход для внешнего декодера
Цифровые
3 оптических, 1 электрический коаксиальный
Выходы
Аналоговые
2 аудио, 5 видео (2 composite, 2 S-Video, 1 component), линейный выход на сабвуфер
Цифровые
1 оптический
Выходы усилителя
6 основных и 2 дополнительных
на фронтальные акустические системы (2 пары), на тыловые акустические системы, на фронтальный центр и на тыловой центр
ЦАПы
24 бит / 96 кГц
для всех каналов
24 бит / 192 кГц
в режиме стерео
Радио тюнер
FM/AM диапазоны
40 станций в памяти, RDS
Общие
Габариты (Ш×В×Г)
44×17,5×43 см
Вес
11,1 кг

Необходимо сделать важное уточнение: замеры мощности проводились для каждого канала отдельно, а не в режиме одновременной работы всех каналов. Ко всему прочему, снятие замеров проводилось при воспроизведении синусоидального тона частотой 1 кГц до достижения уровня искажений 0,08% (ширпотреб обычно тестируют при достижении 1% или даже 10%). Так что остерегайтесь делать вывод о громкости по паспортной мощности усилителей. Избегайте также сравнивать усилительную аппаратуру разных производителей по техническим параметрам. А если уж сравниваете — внимательно смотрите на условия получения паспортных данных.

Но в любом случае не стоит переживать — запас по громкости у SR-600 вполне достаточный и не уступает аналогичным ресиверам этого класса.

Декодер ресивера реализован на базе процессора Crystal CS493292.

На фотографии внутренностей также виден Ш-образный трансформатор, аллюминиевый радиатор и стоящие в схеме питания два электролитических конденсатора по 12000 µF каждый.

Подключение

Задняя панель ресивера оснащена разъёмами, продуманно сгруппированными и имеющими подписи НАД разъёмами. Имеется предупреждение, что минимальный импеданс спикеров — 6 Ом. Выходные каскады усилителя мощности выполнены на дискретных элементах.

Некоторые пользователи данного ресивера жалуются, что мол, SR-600 — такой солидный аппарат, а колоночный кабель с разъёмами типа «банан» подключить нельзя. Можно — только зачищенный от изоляции конец кабеля. И действительно: с виду обычный винтовой зажим с литым пластиковым корпусом вентиля, где нет даже намёка на заглушку, закрывающую гнездо для «банана».

Однако, подключать такие разъёмы всё-таки можно, причём совершенно спокойно — достаточно лишь поддеть жалом плоской отвёртки основание пластикового вентиля и с некоторым усилием оттеснить колпачок, закрывающий «нормальный», привычный разъём, в центре которого и находится гнездо для подключения «банана». Придумано это не для обмана покупателей покупателей, а в соответствии со строгими нормами безопасности, которым уделяют особое внимание при сертификации аппарата.

Как и любой другой AV-ресивер данной ценовой категории, SR-600 предоставляет достаточно широкие возможности по конфигурированию и настройке различных параметров. Например, вы можете указать частоту среза кроссовера (80, 100 или 120 Гц), что позволяет добиться наилучшего согласования акустических систем и сабвуфера. Если же отстроить громкость каждого канала отдельно и задать расстояние от места прослушивания до каждой колонки, чтобы улучшить равномерность звукового поля и позволить ресиверу рассчитать задержки звука, обеспечив тем самым более точное позиционирование пространственных эффектов в DVD-фильмах.

Помимо этого, ресивер предоставляет возможность сконфигурировать параметры каждого из входов в отдельности. Можно указать цифровой вход, с которого будет осуществляться воспроизведение, а также выбрать, в каком виде (стерео, псевдо-многоканальный, многоканальный или обработанный каким-либо эффектом) будет воспроизводиться поступающий звуковой сигнал. Разумеется, присутствует и привычный темброблок — регулировка низких и высоких частот (±12 дБ на частотах 50 Гц и 20 кГц). Конфигурация настроек хранится для каждого входа раздельно. Таким образом, при смене входа ресивер автоматически будет активировать настройки и эффекты, которые вы выбрали для данного входа.

Звучание в музыке

Тестирование любых ресиверов и усилителей — дело достаточно тонкое. Многое зависит от источника звука, кабелей и колонок, к которым подключается тестируемый аппарат. Тестирование специально подобранных комплектов аппаратуры для домашнего кинотеатра — это отдельная огромная тема для исследования.

В данной статье мы попытаемся выявить особенности звучания именно этого ресивера. Для этих целей тестируемый образец подключался к акустике Mission серий m5 и m7, B&W серий 30x и 60x, D.A.L.I. Blue series. Источник звука подключался по цифре. Таким образом, его влияние было минимизировано — процесс цифро-аналогового преобразования был отдан на откуп ресиверу. Тестирование ресивера производилось достаточно длительное время, несколько десятков часов, за которые вполне сложилось установившееся мнение о его особенностях.

Тестовый материал (CD-DA)

  • Scott Henderson «Tore down house» (джаз-рок, MESA/Bluemoon Rec. 1997)
  • Pat Metheny «Secret story» (фьюжн, Geffen Rec. 1992)
  • Sting «Fields of gold» (поп, A&M Rec. 1994, remastered 1998)
  • Acoustic Alchemy «Positive thinking» (нью-эйдж, GRP Rec 1998)
  • YELLO «Motion picture» (электронная муз., Mercury Rec 1999)
  • The Charlie Byrd Trio «It's a wonderful world» (джаз, Concord jazz 1989)
  • Dire Straits «Brother in arms» (рок/поп, remastered by Mercury Rec. 2000)
  • Vivaldi A. «The four seasons» (классика, digital remastered by EMI 1998)
  • Rachmaninov S. Piano concerto № 2 (классика, EMI 1997)

Сразу после первых секунд прослушивания начинаешь понимать, почему за ресивер просят достаточно серьёзную сумму денег (в районе $700). Хорошее качество звучания встроенных цифро-аналоговых преобразователей и неплохие музыкальные задатки усилителя позволяют воспроизводить музыку на довольно приличном для этого класса ресиверов уровне. И тональный баланс, и детализация, и формирование звуковой сцены — всё это заслуживает одобрения. Однако нам показалось, что аппарату наиболее удавались композиции с участием «живых» инструментов — джаз, спокойная классическая музыка, нью-эйдж и мелодичные блюзы. Для полноценного воспроизведения музыки в стиле «рок» и «метал» ресиверу немного недоставало «драйва». Несколько вяло звучали инструменты с ярко выраженной «атакой». Стоит отметить, что виноваты в этом не встроенные в ресивер ЦАПы, а усилители, т. к. при подключении различных CD- и DVD-плееров (NAD 541i, AMC CD8, Toshiba SD-9500) через аналоговый вход ресивера ситуация не менялась. Впрочем, серьёзным недостатком на наш взгляд считать это не стоит — это, скорее, особенность звучания.

Звучание в театре

Тестовый материал (DD/DTS)

  • Shrek (DTS 5.1), R1, лицензия, специальное издание
  • Video Highlights (DD 5.1) Фрагменты известных фильмов 2001
  • Telarc Digital Surround Sampler (DTS 5.1) Музыка и спец.эффекты

В этом тесте аппарат честно отыграл всю программу, не огорчив, но и не удивив нас. Недостатков замечено не было, однако можно было бы пожелать чуть большей динамики в звуке — для современных боевиков это было бы весьма кстати.

Заключение

Нетрудно заметить, что про звучание мы особенно много не говорили. Дело в том, что слишком многое зависит от выбора акустических систем, с которыми вы будете слушать AV-ресивер. Также много зависит и от акустической обстановки в комнате.

Тем не менее, аппарат нам понравился. Его сильная сторона — качественные преобразователи и усилители мощности, и, как следствие — весьма приличное воспроизведение музыки. Мы рекомендуем использовать данный ресивер для подключения к наборам колонок от $900 до $2500 (5 основных плюс активный сабвуфер) и озвучивания помещений от 18 до 30 м².


Достоинства:

  • качественное воспроизведение музыки при использовании встроенных 24 бит / 192 кГц ЦАПов;
  • полноценная поддержка 6.1-звука новых стандартов DD EX и DTS-ES 6.1 как на уровне декодеров, так и на уровне усилителей;
  • cтильный и «дорогой» внешний вид;
  • программируемый и обучаемый пульт ДУ с макро-командами.

Недостатки:

  • небольшая нехватка динамики и напора при воспроизведении «драйвовой» музыки и боевиков;
  • 5.1-канальный линейный вход, несмотря на возможность работы ресивера по схеме 6.1.


3 февраля 2003 Г.

ONKYO TX-SR 600 — AV- DolbyDigital Surround EX, DTS-ES 6.1

ONKYO TX-SR 600

AV-
DolbyDigital Surround EX, DTS-ES 6.1

Onkyo — AV- ($1000-$4000), ($500-$1000). , , , ( $700).

, AV- 6.1- — , , . 6.1- , SR-600 6.1-. , . , DVD-Video Lord of the Rings — The Fellowship of the Ring, Gladiator, Chicken Run, Rush Hour 2 . . Dolby.com DTS Online.

, , . : SR-600 — AV-.

«».

: , , FM/AM-. , , .

( , TV-). , 2 ( S-Video) , , . , , , . , .

. . 2 , «-». , , , DVD-. , .

— 8 , . .

. — DVD-, , . .

:

115 × 6 (6 , 1)
80 × 6 (8 , 1)
10 — 100 (+1 , -3 )
/ ( )
100 ( 0,5 )
Dolby Pro Logic II, Dolby Digital, Dolby Digital Surround EX, DTS, DTS-ES Discrete/Matrix 6.1, DTS Neo:6
6 , 12 (5 composite,
5 S-Video, 2 component)
5.1-
3 , 1
2 , 5 (2 composite, 2 S-Video, 1 component),
1
6 2
(2 ), ,
24 / 96
24 / 192
FM/AM
40 , RDS
(××)
44×17,5×43
11,1

: , . , 1 0,08% ( 1% 10%). . . — .

— SR-600 .

Crystal CS493292.

- , 12000 µF .

, . , — 6 . .

, , SR-600 — , «» . — . : , , «».

, - , — , «», , «». , , .

AV- , SR-600 . , (80, 100 120 ), . , , DVD-.

, . , , , (, -, - ) . , — (±12 50 20 ). . , , .

— . , , . — .

. Mission m5 m7, B&W 30x 60x, D.A.L.I. Blue series. . , — - . , , .

(CD-DA)

  • Scott Henderson Tore down house (-, MESA/Bluemoon Rec. 1997)
  • Pat Metheny Secret story (, Geffen Rec. 1992)
  • Sting Fields of gold (, A&M Rec. 1994, remastered 1998)
  • Acoustic Alchemy Positive thinking (-, GRP Rec 1998)
  • YELLO Motion picture ( ., Mercury Rec 1999)
  • The Charlie Byrd Trio It's a wonderful world (, Concord jazz 1989)
  • Dire Straits Brother in arms (/, remastered by Mercury Rec. 2000)
  • Vivaldi A. The four seasons (, digital remastered by EMI 1998)
  • Rachmaninov S. Piano concerto 2 (, EMI 1997)

, ( $700). - . , , — . , «» — , , - . «» «» «». «». , , , . . CD- DVD- (NAD 541i, AMC CD8, Toshiba SD-9500) . , — , , .

(DD/DTS)

  • Shrek (DTS 5.1), R1, ,
  • Video Highlights (DD 5.1) 2001
  • Telarc Digital Surround Sampler (DTS 5.1) .

, , . , — .

, . , , AV-. .

, . — , , — . $900 $2500 (5 ) 18 30 ².


:

  • 24 / 192 ;
  • 6.1- DD EX DTS-ES 6.1 , ;
  • c «» ;
  • -.

:

  • «» ;
  • 5.1- , 6.1.