Содержание
Введение
Если ограничиваться типичными видами проекции, то можно сформулировать основные требования к экрану: его поверхность должна помогать формировать изображение и быть плоской. Чаще всего эти функции разделены: за формирование изображения отвечает гибкое экранное полотно (специальный материал с необходимыми отражающими или пропускающими и прочими свойствами), а нужную геометрию придает полотну арматура экрана. Можно выделить два самых распространенных способа, применяемых, чтобы придать полотну плоскую поверхность:
- закрепить противоположные стороны полотна на двух жестких балках и развести балки в стороны, обеспечив их параллельность и некоторую действующую силу для поддержания натяжения (принцип гамака);
- равномерно притянуть полотно по периметру к жесткой внешней раме (принцип батута).
Первый способ, как правило, применяется в рулонных экранах, в которых балки растягиваются под действием силы тяжести или пружина подматывает полотно на одну из балок, а полотно экрана можно свернуть в рулон, намотав на балку. Даже при идеально ровной фиксации полотна на балках незакрепленные стороны полотна имеют тенденцию подворачиваться, а любая локальная вытянутость полотна приводит к появлению волн и других типов отклонений от плоскости. Поэтому в рулонных экранах используются относительно жесткие, плотные и нетянущиеся полотна (обычно на тканой основе), что помогает сохранить правильную геометрию. Неоспоримым преимуществом рулонных экранов является то, что их можно быстро свернуть, освободив тем самым занимаемое экраном пространство и/или превратив большой экран в компактную вещь, удобную для транспортировки. Так же быстро выполняется и приведение экрана в рабочее состояние. Соответственно, рулонные экраны применяются, когда экран необходимо убирать (например, если дома нет выделенной комнаты для домашнего кинотеатра, или необходимо обеспечить защиту полотна), и для проведения мобильных презентаций.
Второй способ обеспечения плоскости полотна применяется в натяжных экранах. Конструкция их немного сложнее, чем рулонных, так как используются жесткая рама и система натяжения полотна, зато в натяжном экране можно обеспечить поверхность полотна близкую к идеальной плоскости. Также натяжные экраны обеспечивают большую сопротивляемость к внешним воздействиям (например, к ветру). В натяжных экранах обычно используются тянущиеся полотна, тем самым задачи по поддержанию натяжения и устранению дефектов геометрии частично возлагаются на сам материал. Как правило, натяжные экраны используются в варианте стационарного размещения, но есть и мобильные натяжные экраны, незаменимые в том случае, когда требуется идеально плоский и хорошо зафиксированный экран и есть время (минут 10 или больше) на его сборку.
Познакомимся с конструкцией и особенностями натяжных экранов на примере пяти моделей от компании Draper. Нам были предоставлены пять экранов, принадлежащих к пяти различным модельным рядам: два мобильных и три стационарных. Во всех экранах использовалось виниловое белое матовое тянущееся полотно типа M1300 (в случае экранов UFS и Cinefold обозначенное как FMW, сокращенно от Flexible Matt White). По отражающим свойствам это полотно близко к рассмотренному ранее полотну Fiberglass Matt White, но микрорельеф у M1300 более сглаженный. По механическим свойствам M1300 похож на материалы HiDef Grey и Cineflex (см. там же). В массе и с обеих сторон материал белый, задняя поверхность гладкая, толщина порядка 0,5 мм, пропускание света значительное. Направленность отражения минимальная, нет ни бликов, ни светлых пятен. Этот материал является достаточно универсальным, пригодным для проекции в освещенном помещении при использовании ярких проекторов и для кинотеатрального применения в условиях хорошего затемнения и когда нет необходимости уменьшить яркость изображения. Материал моющийся, рекомендации приведены тут.
Все экраны были упакованы в коробки из толстого гофркартона. На упаковке присутствовали наклейки с обозначением модели, датой производства, серийным номером и именем ответственного проверяющего. Внутри находились один или два упаковочных листа с подписями ответственных и достаточно подробная иллюстрированная инструкция по сборке и установке.
Отметим, что производитель может вносить изменения в конструкцию экранов и модифицировать используемые материалы, поэтому все приведенные в статье характеристики относятся исключительно к тем экземплярам, которые у нас были, к тому же не исключены и ошибки, допущенные нами при проведении измерений.
UFS
Ultimate Folding Screen (сокращенно UFS) — это семейство мобильных экранов с номинальной диагональю до 240 дюймов (610 см) для формата 4:3 и 220 дюймов (558 см) для формата 16:9. Складные несущая рама и стойки изготовлены из алюминиевого профиля 31,8x31,8 мм с толщиной стенок 1,8 мм с анодированной поверхностью. В конструкции применяется оригинальная патентованная система фиксации на защелках. На сайте производителя приведены возможные варианты исполнения, модификации и аксессуары.
Обозначение модели | UFS/US 62X83 FMW |
Размер в упаковке | 132 на 41,5 на 32 см |
Размер футляра | 131 на 40 на 31 см |
Вес брутто* | 31 кг |
Размер экрана* | 211 на 157 см |
Размер рабочей области* | 198 на 144 см |
Видимая ширина рамки | 74 мм |
Варианты полотен* | M1300 (FMW) или Cineflex |
Цена на момент написания статьи | 705 USD |
* Данные производителя. |
В упаковочной коробке
находится жесткий футляр из толстого полиэтилена.
Крышка футляра притянута капроновыми стяжками с быстро отсоединяющимися пряжками. На футляре присутствуют центральная ручка, две торцевых для переноски вдвоем и прочные на вид колесики на нижнем коротком ребре, благодаря которым один человек может катить футляр как чемодан на колесиках. Почти треть объема футляра (если не больше) занимают наполненные пеной пластиковые мешки, фиксирующие и предохраняющие содержимое. Видимо футляры одного размера используются для нескольких типоразмеров экранов, иначе трудно объяснить столь нерациональное использование объема. Внутри футляра мы обнаружили сложенные раму и две стойки, чехол со сложенным полотном и мешочек с винтовыми стяжками.
Для сборки нет необходимости использовать какие-либо инструменты. Угловые соединения надежно фиксируются складными распорками,
продольные — внутренними защелками особой конструкции.
При разборке угловые распорки легко складываются, а защелки выводятся из зацепления нажатием на выступающую часть фиксатора, после чего стойки и рама складываются. Для удобства сборки на частях экран имеются наклейки с подписями и цветовая кодировка. Полотно крепится к раме на кнопках, при этом рекомендуется придерживаться определенной последовательности, приведенной в руководстве. Усилие, требуемое для натяжения, ощутимое, но не чрезмерное. По периметру к полотну приварены черные виниловые полоски шириной 74 мм. Стойки привинчиваются к раме с помощью винтовых стяжек с коленчатыми рукоятками, значительно ускоряющими процесс свинчивания в сравнении, например, с барашками.
На стойках имеется несколько отверстий с шагом 152 мм, что позволяет варьировать высоту расположения экрана так, что нижняя перекладина рамки находится от пола на высоте от 215 мм до 1435 мм. Для низких и средних положений экрана верхние части стоек можно не разворачивать, при этом расстояние от пола до вершины стоек составит 2165 мм. Сборка экрана того размера, который был у нас, у одного человека займет порядка 10 минут, вдвоем будет раза в 1,5 быстрее. Обычная процедура сборки подразумевает использование довольно большой по площади, ровной и чистой горизонтальной поверхности, но не исключено, что несколько человек могут собрать экран, держа его вертикально. На собранном нами экране около кнопок были морщины и складки, но рабочая поверхность экрана была гладкой, за исключением не очень заметных складок, образовавшихся в местах перегиба полотна при его упаковке.
Cinefold
Cinefold — это семейство мобильных экранов с номинальной диагональю до 200 дюймов (508 см) для формата 4:3 и 161 дюйма (411 см) для формата 16:9. Складные несущая рама и стойки изготовлены из алюминиевого профиля 25,4x25,4 мм с анодированной поверхностью. На сайте производителя приведены возможные варианты исполнения, модификации и аксессуары.
Обозначение модели | CINEFOLD/STD 54X74 FMW |
Размер в упаковке | 117 на 25,5 на 35 см |
Размер футляра | 115 на 23,5 на 34,5 см |
Вес брутто* | 25 кг |
Размер экрана* | 188 на 137 см |
Размер рабочей области* | 178 на 127 см |
Видимая ширина рамки | 54 мм |
Варианты полотен* | M1300 (FMW) или Cineflex |
Цена на момент написания статьи | 653 USD |
* Данные производителя. |
Для хранения и транспортировки экрана используется футляр с колесиками аналогичный тому, что и в случае рассмотренного выше UFS.
Вообще по конструкции экраны очень похожи, поэтому почти все написанное про UFS можно перенести и на этот экран.
Основных отличий два: в Cinefold используются менее широкие профили и другой конструкции угловые распорки и фиксаторы.
По периметру к полотну приварены черные виниловые полоски шириной 54 мм.
На стойках имеется несколько отверстий с шагом 152 мм, что позволяет варьировать высоту расположения экрана так, что нижняя перекладина рамки находится от пола на высоте от 284 мм до 1352 мм. Для низких и средних положений экрана верхние части стоек можно не разворачивать, при этом расстояние от пола до вершины стоек составит 1853 мм. На собранном нами экране около кнопок были морщины и складки, но рабочая поверхность экрана была гладкой, за исключением не очень заметных складок, образовавшихся в местах перегиба полотна при его упаковке.
По техническим причинам мы используем фотографию общего вида из каталога производителя. Модель на этой фотографии имеет два отличия от той, что была у нас: вспомогательные петли, облегчающие натяжение полотна, и стойки с регулируемым наклоном для устранения трапецеидальных искажений.
Cineperm
Cineperm — это семейство стационарных экранов с номинальной диагональю до 25 футов (762 см) для формата 4:3 и 161 дюйма (409 см) для формата 16:9. Сборная несущая рама изготовлена из алюминиевого профиля 25,4x25,4 мм с анодированной поверхностью. На сайте производителя приведены возможные варианты исполнения, информация о размерах на заказ, модификации и аксессуары.
Обозначение модели | CINEPERM 7.5 NTSC M13 |
Размер в упаковке | 203 на 22 на 21,5 см |
Размер экрана* | 193 на 147 см |
Размер рабочей области* | 183 на 138 см |
Видимая ширина рамки | 54 мм |
Варианты полотен* | M1300 (FMW), HiDef Grey, M2500, Cineflex или акустически прозрачных AT Grey и AT 1200 |
Цена на момент написания статьи | 660 USD |
* Данные производителя. |
В коробке мы нашли четыре алюминиевых балки и картонную трубу с рулоном полотна.
При данных размерах экрана используются неразрезные балки на каждую сторону рамки. Для больших размеров применяется усиленная конструкция Truss-Style из балок, соединенных параллельно. Сборку облегчает цветовое кодирование стыкующихся частей. Формально собрать рамку очень просто — нужно надеть вертикальные балки на направляющие на концах горизонтальных балок.
Однако отсутствие фасок на кромках пластиковых распорок осложняет заход профиля на направляющую, и даже после захода для продвижения профиля до упора нужно прилагать большие усилия. Самое правильное — воспользоваться резиновым молотком или аккуратно постукивать обычным через прокладку, предохраняющую поверхность профиля от повреждений. Вряд ли конечному пользователю придется разбирать этот экран разве что при переезде, но нам пришлось. Выколотить профили из направляющих особого труда не составило, но в двух случаях из четырех пластиковые распорки остались внутри профилей. Вот достать их оттуда было еще той задачей. По периметру к полотну приварены черные виниловые полоски шириной 54 мм.
На собранном экране только около пары кнопок были небольшие волны (заметнее были следы от соседних кнопок, образовавшиеся, когда полотно было свернуто), рабочая поверхность экрана была идеально гладкой.
Производитель не прилагает никаких крепежных элементов, только в руководстве приведены примеры монтажа экрана с просверливанием отверстий в рамке и использованием крепежа от других производителей.
Clarion
Clarion — это семейство стационарных экранов с номинальной диагональю до 15 футов (457 см) для формата 4:3 и 161 дюйма (409 см) для формата 16:9. Сборная несущая рама изготовлена из алюминиевого профиля 50,8x31,8 мм. На сайте производителя приведены возможные варианты исполнения, информация о размерах на заказ, модификации и аксессуары.
Обозначение модели | CLARION 82" HDTV M13 BLACK FRAME KD |
Размер в упаковке | 213 на 22 на 22 см |
Размер экрана* | 193 на 113 cм |
Размер рабочей области* | 183 на 103 см |
Видимая ширина рамки | 51 мм |
Варианты полотен* | M1300 (FMW), HiDef Grey, M2500, Cineflex или акустически прозрачных AT Grey и AT 1200 |
Цена на момент написания статьи | 852 USD |
* Данные производителя. |
Комплект состоит из: четырех алюминиевых балок сложного профиля, четырех жестких пластиковых прутков, четырех пластиковых профилей, четырех пластиковых уголков, двух подвесок, нескольких саморезов и рулона полотна.
Балки покрашены акриловой черной матовой краской, уголки имеют матовую поверхность. Опционально доступны рамки с черным бархатным покрытием. Самое простое — это собрать каркас, уголки вставляются в короткие балки, затем собранные заготовки стыкуются с длинными балками.
Дополнительно уголки в балках фиксируются с помощью саморезов. Мы этого делать не стали, поэтому в одном углу на собранном экране появилась щель между уголком и балкой. Далее нужно расстелить полотно изнанкой кверху и вставить пластиковые прутки в каналы, образованные подогнутыми и приваренными краями полотна. По коротким сторонам прутки вставляются легко, по длинным — пришлось повозиться, и это, пожалуй, было самой длительной и трудоемкой операцией. Затем на края со вставленными прутками надвигаются пластиковые профили, после чего полотно можно закрепить с тыльной стороны рамки.
При этом Т-образная часть пластикового профиля зацепляется за ребро на рамке. Такая конструкция обеспечивает равномерное натяжение по всему периметру полотну. Так как на профиле есть два ребра для зацепления, то, переставив профиль на следующее ребро, можно со временем подтянуть полотно. Разобрать экран совсем не сложно. На собранном экране поверхность полотна была идеально гладкой.
Заметим, что собранный экран имеет небольшую сопротивляемость на скручивание, поэтому желательно закреплять его вплотную к ровной вертикальной поверхности. В комплект входят две алюминиевые платины с Z-образным профилем. Эти пластины крепятся к стене, и на них навешивается экран, при этом выступающая часть пластины входит в зацепление с ребром на профильной балке.
В готовом для использования виде экран выглядит очень аккуратно, возможно, только белые головки саморезов будут немного портить внешний вид, но их при желании можно закрасить черной краской.
Onyx
Onyx — это семейство стационарных экранов с номинальной диагональю до 15 футов (457 см) для формата 4:3 и 161 дюйма (409 см) для формата 16:9. Сборная несущая рама изготовлена из алюминиевого профиля 101,6x41,3 мм. На сайте производителя приведены возможные варианты исполнения, информация о размерах на заказ, модификации и аксессуары.
Обозначение модели | ONYX 106" HDTV M13 BLACK FRAME KD |
Размер в упаковке | 263 на 21,5 на 21,5 см |
Размер экрана* | 234 на 132 см |
Размер рабочей области* | 254 на 152 см |
Видимая ширина рамки | 102 мм |
Варианты полотен* | M1300 (FMW), HiDef Grey, M2500, Cineflex или акустически прозрачных AT Grey и AT 1200 |
Цена на момент написания статьи | 1263 USD |
* Данные производителя. |
Набор деталей, конструкция экрана и порядок сборки в основном такие же, что и рассмотренного выше экрана Clarion. Onyx отличает увеличенная в два раза ширина рамки, черное шершавое на ощупь покрытие типа порошковой краски на балках экрана, которое лучше поглощает свет, чем акриловая краска на рамках Clarion (опционально доступны рамки с черным бархатным покрытием), внешние поверхности пластиковых уголков также шершавые и матовые, уголки притягиваются к балками саморезами изнутри и на профиле балок есть три ребра для регулировки натяжения.
Штатный способ крепления такой же, как и в случае Clarion — с помощью подвесок из Z-образного профиля. Наловчившись при сборке Clarion, мы смогли без особых временных затрат вставить прутки в карманы по длинной стороне полотна, ну а все остальное заняло совсем немного времени. На собранном экране поверхность полотна была идеально гладкой.
В готовом для использования виде экран выглядит очень аккуратно и, благодаря широкой рамке, несколько внушительно.
Выводы
Экраны Draper UFS и Cinefold можно использовать при проведении мобильных презентаций или подобного рода событий. Не исключено и использование в домашнем кинотеатре, особенно в том случае, когда по тем или иным причинам экран нельзя закрепить на стене или подвесить к потолку. Основными достоинствами экранов являются удобная для быстрой сборки конструкция и комплектация футляром на колесиках. Основным недостатком для требовательных пользователей будут, скорее всего, складки на полотне, которые, правда, на натянутом полотне постепенно разглаживаются и становятся все менее заметными.
Экраны Cineperm, Clarion и Onyx предназначены скорее для стационарного использования, например, в комнатах для проведения презентаций, а также в домашнем кинотеатре. Благодаря креплению полотна на кнопках экран Cineperm собирается очень быстро. Довольно высокая жесткость конструкции позволяет не только закреплять Cineperm, но подвешивать на тросах или растяжках. Экраны Clarion и Onyx выглядят аккуратнее, чем Cineperm, так как имеют рельефные рамки и скрытую систему натяжения полотна. Особо отметим возможность ступенчатой регулировки силы натяжения в этих кранах. Экран Onyx по солидности выигрывает у Clarion, так как имеет широкую матированную черную рамку даже сбоку выглядящую идеально. Поэтому экраны Onyx можно использовать в домашних кинотеатрах самого высокого класса.