«Кристальный звук»: Сравнительное тестирование активной акустики 2.1

Весна / 2011


  • О проекте «Кристальный звук»
  • Сравнительное тестирование 2.1-акустики (ноябрь 2015)
  • Сравнительное тестирование активных стереоколонок (декабрь 2014)
  • Сравнительное тестирование активных стереоколонок (июль 2014)
  • Сравнительное тестирование стереоколонок Edifier и Microlab (апрель 2014)
  • Методика тестирования
  • Оборудование
  • Словарь терминов
  • Измерения
  • Награды
  •  

    Продолжим знакомство с моделями 2.1-акустики, начатое месяцем ранее; на этот раз участники выбирались в ценовой категории от $200 до $300. Как и ранее, отобранные модели представляют известных и популярных производителей; и вновь наш обзор не претендует на полный охват рынка: представлены лишь те бренды, которые выразили готовность принять участие в тестировании.

    Для начала приведем наиболее существенные характеристики, в том числе реально влияющие на качество звучания. Некоторые из них отличаются от приведенных на официальных сайтах производителей: например, при измерении габаритов нами учтены не только размеры корпуса, но и выступающих из него частей конструкции.

      Corsair SP2500 Creative GigaWorks T3 Logitech Z623 Microlab H-200
    Габариты корпуса (В×Ш×Г), мм:
    сабвуфер 297×462×258 213×236×287 282×300×260 274×266×311
    сателлит 159×108×120 149×76×93
    (с подставкой)
    195×112×130 222×130×182
    Динамик сабвуфера:
    диаметр диффузора, см 17,5 13 15 14,5
    материал подвеса резина резина резина полимер
    ориентация без выхода наружу спереди спереди спереди
    СЧ-динамик:
    диаметр диффузора, см 7 4,8
    (широкополосный динамик)
    5,5
    (широкополосный динамик)
    8,5
    материал подвеса резина резина резина полимер
    ВЧ-динамик:
    диаметр диффузора, см 2,5 2,5
    материал тканевый купол тканевый купол
    Сабвуфер:
    акустическое оформление Bandpass 4-го порядка пассивный излучатель ФИ, выход слева ФИ, выход слева
    материал корпуса MDF MDF MDF MDF
    особенности Г-образная форма ФИ два пассивных излучателя,
    слева и справа
       
    Сателлит:
    акустическое оформление ЗЯ ЗЯ ЗЯ ФИ, выход сзади
    материал корпуса пластик пластик пластик MDF
    особенности раздельная подача сигналов на СЧ- и ВЧ-динамики несъемный кронштейн-подставка    
    Панель управления: только ДУ тембр НЧ — сзади сабвуфера,
    громкость — с ДУ
    на сателлите на отдельном блоке
    Наличие и тип пульта ДУ: есть, проводной есть, проводной нет есть, беспроводной
    Особенности: УНЧ класса D;
    3 аудиовхода
    УНЧ класса D   отдельный блок управления и индикации режимов
    Розничная цена (Москва): Н/Д(0) $237(5) $287(48) $250(28)

    Тестирование производилось в соответствии с нашей методикой тестирования акустических систем.

     

    Corsair SP2500

    внешний вид Corsair SP2500

    Функциональность

    Представитель нового направления в гамме продукции известного производителя компьютерных модулей памяти и SSD-накопителей. В данном комплекте применены 6 усилителей класса D, два из которых, включенные по мостовой схеме, работают на сабвуфер, остальные четыре — раздельно (би-ампинг) на СЧ- и ВЧ-динамики левого и правого каналов. Используется блок питания с преобразованием частоты, что несколько облегчает довольно увесистую конструкцию сабвуфера.

    Производитель заявляет об использовании ВЧ-динамиков с шелковой мембраной и охлаждением ферромагнитной жидкостью.

    Акустическое оформление сабвуфера — bandpass 4-го порядка: НЧ-динамик размещен на перегородке, разделяющей внутренний объем сабвуфера на две части; фазоинвертор один, круглого сечения, изогнут в виде буквы Г; расположен в той части, куда выходит лицевая сторона динамика.

    Достоинства:

    • выбранный тип акустического оформления сабвуфера позволяет максимально эффективно использовать возможности НЧ-динамика на самых нижних частотах диапазона;
    • широкие возможности выбора места для установки сабвуфера, имеющего немалые габариты: три четверти ящика можно спрятать, поскольку для нормального воспроизведения достаточно оставить открытой лишь ту часть лицевой панели, где расположен выход фазоинвертора; к тому же внутреннее размещение НЧ-динамика предохраняет его от случайных механических повреждений;
    • усилители класса D имеют максимальный КПД, а потому даже при значительной выходной мощности не требуют серьезных мер для охлаждения;
    • уровни шума и фона: довольно низкие, заметны в основном вблизи динамиков; увеличиваются с повышением громкости;
    • многофункциональный пульт ДУ с цветным ЖК-индикатором и возможностью подключения как наушников, так и дополнительного источника сигнала; удобный регулятор громкости;
    • цифровой процессор дает расширенные возможности для обработки сигналов, которые в значительной мере использованы разработчиком.

    Недостатки:

    • небольшая длина соединительных кабелей сателлитов (около 1,75 м); поскольку используется 4-проводной кабель с 4-контактными разъемами на обоих концах, увеличить его длину не так просто; производитель заявляет о возможности приобретения кабелей большей длины, но есть серьезные опасения, что реализация такой возможности в нашей стране будет затруднена;
    • не слишком аккуратная русификация меню пульта ДУ: например, «Volume» переведено как «Объем», а не как «Громкость» (версия FW 1.05.06); да и русскоязычные страницы в описаниях тоже небезгрешны: «Two way speaker» упорно переводят как «двунаправленный» (а не двухполосный) громкоговоритель;
    • не самое удобное управление дополнительными функциями и возможностями — собственно, кроме включения-выключения и регулировки громкости (общей и сабвуфера), все действия ведутся через двухуровневое двухстраничное меню;
    • заметный, хотя и не очень громкий, щелчок при включении (при выключении тоже есть, но тише);
    • эквалайзер имеет лишь набор предустановленных регулировок, пользовательские установки не предусмотрены.

    Сомнительные решения: отсутствие механического выключателя питания; замена штатного предохранителя невозможна без нарушения гарантийных стикеров. Использование проводного пульта ДУ в ряде случаев может создать проблемы с недостаточной длиной соединительного кабеля (около 1,75 м), сильно нарастить который будет непросто.

    Магнитное экранирование сателлитов достаточно хорошее: сколь-нибудь заметные цветные пятна на ЭЛТ-мониторе появляются, лишь если поднести устройство почти вплотную; с сабвуфером дело обстоит похуже: воздействие магнита его мощного динамика ощущается на гораздо большем расстоянии.

    Звучание

    В целом звучание акустики Corsair неплохое. Благодаря использованию в сателлитах твитеров, звучание в высокочастотной области достаточно полноценное. Между тем, сателлиты имеют ярко выраженную направленность. Чтобы хоть как-то компенсировать этот недостаток, в комплекте имеются специальные прорезиненные подставки, которые можно поместить под передние или задние ножки сателлитов, что позволит изменить угол наклона колоночек в пользу слушателя. Средние частоты у сателлитов являются специфическими, это во многом обусловлено малыми размерами СЧ-динамика. Нижняя область средних частот значительно обеднена. Если оценивать звучание сателлитов в рамках аналогичного форм-фактора, колонки Corsair выглядят очень достойно.

    Качество звучания сабвуфера можно охарактеризовать как хорошее. Сабвуфер имеет очень большой запас по громкости и впечатляющую нижнюю границу. Однако используемая резонансная схема проигрывает по разборчивости НЧ-диапазона схемам с выведенным наружу диффузором; к тому же в его звуке имеется гулообразный характер.

    Corsair vs Creative
    Ощутимое преимущество сателлитов Corsair. Звучание более полноценное в ВЧ-диапазоне и более приемлемое на средних частотах. Сабвуфер Creative более разборчиво воспроизводит верхний даипазон благодаря выведенному наружу НЧ-динамику. Однако при этом имеет меньший запас по громкости и уступает по насыщенности на инфранизких.

    Corsair vs Logitech
    Преимущество сателлитов Corsair. Более полноценный верхний диапазон. Саб Corsair имеет превосходящий запас по громкости. Но сабвуфер Logitech чуть более разборчиво воспроизводит верхний диапазон благодаря выведенному наружу НЧ-динамику.

    Corsair vs Microlab
    Звучание сателлитов обоих представителей имеет специфический окрас. Но в целом звучание сателлитов Microlab является более предпочтительным, в первую очередь — благодаря более полноценному звучанию в нижней области средних частот. ВЧ-диапазон у колонок обеих моделей примерно одного уровня, с заметным количеством искажений. У сателлитов Corsair ВЧ немного акцентированы; кроме этого, имеют ярко выраженную направленность. Сателлиты Microlab в этом отношении менее прихотливы к точке прослушивания. Более явные отличия в звучании данной акустики наблюдаются у сабвуферов: у Corsair звучание больше насыщено самыми нижними частотами и превосходит в запасе по громкости. Но звучание саба Microlab чуть более проработанное и лишено характерного гулообразного оттенка.

    График АЧХ сателлита Corsair SP2500
    График АЧХ сателлита Corsair SP2500
    График АЧХ сабвуфера Corsair SP2500
    График АЧХ сабвуфера Corsair SP2500

     

    Creative GigaWorks T3

    внешний вид Creative GigaWorks T3

    Функциональность

    Производитель заявляет об использовании в сабвуфере фирменной технологии SLAM (Symmetrically Loaded Acoustic Module — симметрично нагруженный акустический модуль), суть которой отображена на его сайте. Конечно, SLAM — собственный термин фирмы, а потому может ею трактоваться сколь угодно широко. Однако в теории акустики симметричная нагрузка подразумевает работу обеих сторон диффузора на полностью или частично замкнутые объемы (что, собственно, и отражено производителем на рисунке по приведенной ссылке), а конструкция GigaWorks T3, в которой НЧ-динамик выведен на лицевую панель, является типичным примером использования пассивных излучателей (в данном случае двух: такая схема хоть и не часто, но встречается — например, в модели Edifier S550).

    Еще одна «нестыковка»: на сайте производителя неоднократно упоминается об использовании в сабвуфере трех динамиков. На самом деле, динамик всего один (спереди), а по бокам установлены пассивные излучатели, которые динамиками можно назвать лишь с большой натяжкой, поскольку они имеют только каркас и диффузор, но лишены магнитной системы и обмотки.

    Зато момент, достойный упоминания, почему-то не нашел отражения в описании на сайте производителя: в GigaWorks T3 используются усилители класса D — две двухканальные микросхемы. По всей видимости, менее мощная TAS5508B работает на каналы сателлитов, а более мощная TAS5142 с мостовой схемой включения — на сабвуфер. Питание — от достаточно мощного трансформатора на Ш-образных пластинах.

    Используется необычная схема управления с помощью проводного пульта, имеющего единственный орган — регулятор громкости. Кнопки включения просто нет, включается АС поворотом регулятора, а выключается через пару секунд после вывода громкости «в ноль».

    На пульте ДУ расположены выход на наушники, дополнительный вход (mini-jack) и небольшой светодиодный индикатор включения (синего цвета).

    Достоинства:

    • усилители класса D имеют максимальный КПД, а потому даже при значительной выходной мощности не требуют серьезных мер для охлаждения;
    • пульт ДУ — достаточно удобный (хотя и с весьма ограниченной функциональностью), с приятным на ощупь регулятором;
    • удобство подключения наушников и дополнительного источника сигнала;
    • кронштейны сателлитов имеют утяжеленную «пятку», что делает конструкцию достаточно устойчивой (на первый взгляд этого не скажешь);
    • при любом уровне громкости — крайне малый уровень фона и шума (в сабвуфере; в сателлитах фон также невелик, но несколько заметнее).

    Недостатки:

    • очевидное неудобство размещения регулятора громкости сабвуфера на его задней стенке;
    • наличие излучателей на трех сторонах сабвуфера предъявляет повышенные требования к выбору места его размещения;
    • включение-выключение питания осуществляется с помощью реле, которое издает при этом довольно громкий щелчок (но щелчки в динамиках отсутствуют);
    • в сателлитах уровень шума при увеличении громкости становится довольно заметным;
    • в тихом помещении может быть заметно гудение трансформатора блока питания;
    • отсутствие какой-либо дополнительной обработки сигнала (хотя бы регулировки тембра ВЧ).

    Сомнительные решения: отсутствие переключения входов (если сигналы поданы на оба входа, то они микшируются и воспроизводятся одновременно; в некоторых случаях это может оказаться полезным, но порой может стать раздражающим фактором). Отсутствует механический выключатель питания. Соединительные кабели пульта ДУ и сателлитов имеют длину 2 м; в большинстве случаев этого будет достаточно, но нарастить кабель при необходимости будет непросто — как для пульта, так и для сателлитов с их неразборным корпусом.

    Магнитное экранирование сателлитов и сабвуфера неплохое: сколь-нибудь заметные цветные пятна на ЭЛТ-мониторе появляются, лишь если поднести устройство почти вплотную.

    Звучание

    Качество звучания акустики Creative находится на среднем уровне, основные претензии заключаются в возможностях сателлитов. Однополосные колоночки имеют закономерно неполноценное звучание на высоких частотах и обедненный нижний диапазон средних частот. Кроме этого, в звучании наблюдается специфический окрас в верхней области СЧ. Эквалайзер в колонках не предусмотрен, поэтому для улучшения звучания придется использовать програмные возможности плеера. Сабвуфер для своих небольших габаритов играет хорошо. С миниатюрными колоночками его запаса по громкости более чем достаточно. Для комфортного и сбалансированного звучания положение регулятора громкости сабвуфера обычно не переходит за 20%.

    Creative vs Corsair
    Ощутимое преимущество сателлитов Corsair. Звучание более полноценное в ВЧ-диапазоне и наиболее приемлемое на средних частотах. Сабвуфер Creative более разборчиво воспроизводит верхний даипазон благодаря выведенному наружу НЧ-динамику, однако при этом имеет меньший запас по громкости и уступает по насыщенности на инфранизких.

    Creative vs Logitech
    Звучание сателлитов находится примерно на одном уровне и имеет схожие проблемы. Между тем, звучание Logitech является немного более качественным и комфортным. Оно лишено характерного окраса на средних частотах и более свободное в нижнем регистре СЧ-диапазона. Звучание сабвуферов очень схоже по характеру. Logitech имеет чуть больший запас по громкости и ниже граничную частоту.

    Creative vs Microlab
    Преимущество Microlab в звучании сателлитов во всем диапазоне. Сабвуфер Creative уступает в запасе по громкости и нижней граничной частоте.

    График АЧХ сателлита GigaWorks T3
    График АЧХ сателлита Creative GigaWorks T3
    График АЧХ сабвуфера GigaWorks T3
    График АЧХ сабвуфера Creative GigaWorks T3

     

    Logitech Z623

    внешний вид Logitech Z623

    Функциональность

    Во многом напоминает заметно подросший вариант участника февральского обзора — модель Z523; некоторые конструктивные решения остались теми же, но и изменений немало.

    По-прежнему управление осуществляется с правого сателлита, который подключается многопроводным кабелем; на нем всё так же расположены регуляторы громкости и тембра НЧ (регулировкой ВЧ-тембра этот комплект так и не обзавелся), кнопка включения (она здесь отдельная, а не совмещенная с регулятором громкости) и разъемы (для наушников и дополнительный вход mini-jack).

    Саттелиты «потеряли» один динамик (в Z523 их два — одинаковые широкополосные, направленные в разные стороны), зато имеющийся немного подрос в размерах.

    Для сабвуфера выбрана другая схема акустического оформления — фазоинвертор; диаметр диффузора НЧ-динамика заметно больше, чем в Z523.

    А вот в ремонтопригодности и «модернизируемости» комплект явно потерял по сравнению с Z523, у которого неразъемными были только сателлиты. Корпус сабвуфера уже не имеет съемной задней стенки (снимается только небольшая задняя панелька с разъемами); доступ к его электронной начинке, по всей видимости, ведется через отверстие для НЧ-динамика, а чтобы снять динамик, нужно сначала избавиться от защитной решетки-«гриля», которая вовсе не предназначена для снятия пользователем. У сателлитов части корпуса скреплены не только четырьмя хорошо заметными болтами, но, видимо, имеют еще и очень тугие защелки, делающие корпус практически неразъемным. В общем, комплект Z623 как будто специально сделан, чтобы испортить удовольствие любителям любого рода апгрейдов; ну, а нам придется остаться даже без краткого описания «внутренностей» модели.

    Достоинства:

    • удобное расположение органов управления и разъемов (наушников и доп. входа);
    • матовая поверхность сателлитов хоть и не выглядит броской, но не будет и подпорчена отпечатками рук;
    • уровень шума и фона — крайне низкий, независимо от положения регуляторов.

    Недостатки:

    • малое количество регулировок — только громкость и тембр НЧ; нет возможности коммутации входов;
    • заметный щелчок при включении и (особенно) выключении;
    • наихудшее среди участников обзора магнитное экранирование сабвуфера (правда, с сателлитами дело обстоит гораздо лучше).

    Сомнительно, что длина кабелей сателлитов (около 2 м у левого и 1,85 м у правого, на котором размещены органы управления) устроит каждого владельца комплекта; а нарастить кабели, особенно для правого сателлита, будет очень сложно. Еще одно сомнительное решение — отсутствие переключения входов, как и у Creative GigaWorks T3.

    Звучание

    Звучание акустики Logitech находится на среднем уровне. В звучании сателлитов наблюдается специфический окрас на средних частотах. Кроме этого, звучание недостаточно насыщенное в высокочастотной области. Сабвуфер получился значительно удачнее. Он имеет достаточный запас по громкости, его звучание хорошо насыщено инфранизкими частотами, а выведенный вперед НЧ-динамик обеспечивает звучание разборчивостью.

    Logitech vs Corsair
    Преимущество сателлитов Corsair. Более полноценный верхний диапазон. Саб Corsair имеет превосходящий запас по громкости, но сабвуфер Logitech чуть более разборчиво воспроизводит верхний диапазон благодаря выведенному наружу НЧ-динамику.

    Logitech vs Creative
    Звучание сателлитов находится примерно на одном уровне и имеет схожие проблемы. Между тем, звучание Logitech является немного более качественным и комфортным, оно лишено характерного окраса на средних частотах и более свободное в нижнем регистре СЧ-диапазона. Звучание сабвуферов очень схоже по характеру. Logitech имеет чуть больший запас по громкости.

    Logitech vs Microlab
    Сателлиты Microlab играют более сбалансированно в целом и полноценнее в нижнем диапазоне. Явное преимущество наблюдается на высоких частотах. В меньшей степени отличия наблюдаются на средних частотах. Сабвуферы играют достаточно похоже.

    График АЧХ сателлита Logitech Z623
    График АЧХ сателлита Logitech Z623
    График АЧХ сабвуфера Logitech Z623
    График АЧХ сабвуфера Logitech Z623

     

    Microlab H-200

    внешний вид Microlab H-200

    Функциональность

    Единственный из участников обзора, имеющий: (а) беспроводной пульт ДУ, (б) корпус сателлитов из MDF (у остальных — из пластика), (в) механический выключатель питания и заменяемый пользователем предохранитель, (г) выносную панель управления с индикатором режимов.

    Но, с другой стороны, это единственный участник обзора, у которого входы для подключения источников сигнала есть только на задней стенке сабвуфера.

    Достоинства:

    • удобство управления системой — как с блока управления, подключаемого кабелем к сабвуферу, так и с беспроводного пульта ДУ;
    • наличие многофункционального индикатора режимов на выносном блоке управления;
    • максимальная среди участников обзора длина соединительных проводов сателлитов — около 3 м;
    • большое количество регулировок параметров звука;
    • вывод радиатора усилителя на заднюю стенку сабвуфера для улучшения охлаждения; металлическая задняя стенка сабвуфера также является частью радиатора;
    • очень малый уровень шума (независимо от регулировок);
    • предохранитель в цепи питания доступен для замены пользователем.

    Недостатки:

    • оба аудиовхода расположены на задней стенке сабвуфера;
    • вывод порта фазоинвертора слева не позволит придвинуть сабвуфер левым боком вплотную к стене; у сателлитов то же относится к выходу порта ФИ на заднюю стенку;
    • отсутствие выхода на наушники;
    • уровень фона более заметный, чем уровень шума, но тоже почти не зависит от заданных регуляторами уровней; причем и фон, и шум сохраняются и в режиме Standby;
    • легкие щелчки при включении-выключении АС (относится и к режиму Standby, и к механическому выключателю, имеющемуся на задней панели сабвуфера).

    Сомнительное решение: обилие глянцевых поверхностей, на которых очень заметны и отпечатки рук, и следы пыли. Длины соединительного кабеля блока управления (около 1,75 м) многим пользователям будет достаточно; но увеличить длину при необходимости будет весьма проблематично.

    Заметим: фиксаторы съемной декоративной панели сабвуфера довольно длинные (как и у модели FC530U, рассмотренной в предыдущем обзоре), их легко можно сломать при неаккуратном обращении.

    Магнитное экранирование и сабвуфера, и, особенно, сателлитов — неплохое: сколь-нибудь заметные цветные пятна на ЭЛТ-мониторе появляются, лишь если поднести устройство почти вплотную.

    Звучание

    Качество звучания сателлитов является наиболее приемлемым среди всех участников сегодняшнего тестирования. Оно больше всего приближено к референсному. Однако следует отметить, что даже при таких размерах сателлитов можно добиться значительно более высокого качества звучания, что мы можем видеть на примере удачных образцов активных стереоколонок аналогичного форм-фактора.

    Качество звучания сабвуфера вполне соответствует сателлитам. Паразитных средних частот в его звучании не наблюдается, поэтому распространенной проблемы локализации третьей колонки у Microlab нет. Нижняя граничная частота не рекордная, но звучание насыщено инфранизкими в достаточной степени. Так же, как в предыдущем случае, выведенный вперед НЧ-динамик обеспечивает звучание разборчивостью.

    Microlab vs Corsair
    Звучание сателлитов обоих представителей имеет специфический окрас. Но в целом звучание сателлитов Microlab является более предпочтительным — в первую очередь благодаря более полноценному звучанию в нижней области средних частот. ВЧ-диапазон у колонок обеих моделей примерно одного уровня, с заметным количеством искажений. У сателлитов Corsair ВЧ немного акцентированы и к тому же имеют ярко выраженную направленность. Microlab в этом отношении менее прихотливы к точке прослушивания. Более явные отличия в звучании данной акустики наблюдаются у сабвуферов. Звучание Corsair больше насыщено самыми нижними частотами и превосходит в запасе по громкости. Но звучание саба Microlab чуть более проработанное и лишено характерного гулообразного оттенка.

    Microlab vs Creative
    Преимущество Microlab в звучании сателлитов во всем диапазоне. Сабвуфер Creative уступает в запасе по громкости и нижней граничной частоте.

    Microlab vs Logitech
    Сателлиты Microlab играет более сбалансированно в целом и полноценнее в нижнем диапазоне. Явное преимущество наблюдается на высоких частотах. В меньшей степени отличия наблюдаются на средних частотах. Сабвуферы играют достаточно похоже.

    График АЧХ сателлита Microlab H-200
    График АЧХ сателлита Microlab H-200
    График АЧХ сабвуфера Microlab H-200
    График АЧХ сабвуфера Microlab H-200

     

    Выводы

    Лидер класса — Microlab H-200По результатам данного тестирования мы присуждаем награду Лидер класса акустике Microlab H-200 за наиболее качественное звучание среди рассматриваемых моделей.

    Между тем, вынуждены в очередной раз говорить о том, что ни один из протестированных наборов не реализует свой потенциал по качеству. Даже при их сравнительно высокой стоимости, качество звучания сателлитов не приближается к современным представителям стереоакустики.

    Наборы Logitech и Creative ничем особенным не выделяются. Отдельно стоит отметить акустику Corsair: дебют нового производителя выглядит очень уверенно. Если проводить отбор акустики для сравнения исключительно по форм-фактору, Corsair составил бы очень острую конкуренцию всем распространенным брендам.

     

    Напомним: поскольку все производители оставляют за собой право вносить изменения в конструктивные решения, всё сказанное относится к тестируемым образцам.

    сателлиты участников обзора активной акустики 2.1
    Дополнительно

    iXBT BRAND 2016

    «iXBT Brand 2016» — Выбор читателей в номинации «Процессоры (CPU)»:
    Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

    Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

    Код для блога бета

    Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.