Особенности подключения и настройки TV-out видеокарт NVIDIA — часть 4
(GeForce FX и не только)


И вновь продолжается бой…
Почти забытая песня



В процессе подготовки материала «Особенности подключения и настройки TV-out видеокарт класса GeForce4Ti и GeForce4MX (GeForce2MX) с технологией TwinView (nView)» я уже поостерегся давать опрометчивое обещание продолжать эту тему после выхода новой линейки карт, данное в статье «Особенности подключения и настройки TV-out видеокарт класса GeForce 2 и GeForce 3» (кстати, тем, кто только что решил подключить свою свежеприобретенную карту к телевизору, будет нелишне начать именно с них). Однако, человек, как говорится, предполагает, а до магазинных полок уже добрались карты GeForce FX на любой вкус и кошелек, и настало время посмотреть, а изменилось ли что-то в этой области. Да простится мне самоцитирование, но я позволю себе привести концовку прошлой статьи:
«Пойдет ли NVIDIA по пути совершенствования своих разработок или оставит TV-out на откуп сторонним производителям, думается, мы скоро узнаем — загадочную NV30 ждать осталось не так уж долго».

В результате, оказалось, что очередной серии мыльной оперы «NVIDIA и ТВ-выход» — быть. Владельцы карт серий GeForce 2MX и GeForce 4 — не спешите закрывать окно браузера, мы и о вас не забыли, смотрите далее по тексту.

Организация TV-Out на видеокартах класса GeForce FX

Внутренний TV-encoder впервые появился на картах GeForce 4 MX, более производительной серии GeForce 4 Ti по наследству от прошлых поколений достались внешние. Было ли то маркетинговое разделение или обкатка на нижнем сегменте рынка, но, видимо, посчитав дебют успешным, в NVIDIA приняли волевое решение — использовать улучшенную версию встроенной в видеочип системы реализации ТВ-выхода под названием MV на всей линейке GeForce FX, уравняв тем самым в правах покупателей с кошельками разной толщины.

Мало того — если в случае с GeForce 4 MX, оснащенными функцией ввода-вывода VIVO, в основном, кодеры Philips 7108/7114 использовались, наряду с захватом изображения, и для организации ТВ-выхода, на GeForce FX от этой практики отказались, так что, теперь возможности чипов видеозахвата и выводить картинку на телевизор остались не у дел. Впрочем, внутренний энкодер из чипа не вырежешь, так что с точки зрения экономии — тоже все в порядке. Справедливости ради, надо отметить, что отстранение Philips-а от ТВ-выхода началось с обновлением линейки GeForce 4 MX до GeForce 4 MX 440-8х с поддержкой AGP8x, но к ней мы еще вернемся в дальнейшем.
В общем-то, нельзя не приветствовать такое решение, прекращающее дискриминацию одинаковых по производительности, но различных по организации ТВ-выхода карт, избавляющего пользователя от необходимости использования стороннего ПО (впрочем, об этом тоже чуть позже), да и конкуренты работают по этой схеме давно и вполне успешно.

Организация подключения к телевизору

Честно говоря, я думал на этом месте с чистой совестью отправлять за схемами переходников к предыдущим статьям, однако, похоже, сработал принцип: новой статье — новую схему.
На этот раз — востребованная, судя по письмам читателей, схема переходника с разъема 9-pin, имеющегося на картах с функцией VIVO (в частности, на FX 5600 от Leadtek).

Контакты 7, 9, 3, 6 соответствуют контактам 1, 2, 3, 4 стандартной распайки разъема S-Video, приведенной в статье Особенности подключения и настройки TV-out видеокарт класса GeForce 2 и GeForce 3, поэтому повторно перечислять их назначение мы не будем, остановимся на отличиях.
В режиме видеовыхода с контакта 1 снимается композитный сигнал (отрадно, что при использовании разъемов 7-pin и 9-pin, на данный момент, производители все же стали использовать незадействованные контакты для вывода композитного сигнала).
При использовании в режиме видеовхода с источника S-Video контакты 1 и 2, соответственно, служат для передачи Y — Intensity (Luminance) и C — Color (Chrominance), с источника же с композитным сигналом контакт 1 используется для его передачи.

В начале статьи было сказано о картах GeForce 4 МХ 440-8x. Чем же примечательна эта серия, кроме уже упоминавшегося использования встроенных средств на картах с VIVO? И почему мы говорим о ней в разделе «Подключение»?
Для начала, разберемся, как же организован ТВ-выход на картах с внутренним энкодером.
Сигнал выводится с помощью контроллера ЭЛТ (CCRT), который формирует растровую развертку (синхроимпульсы) для устройства отображения и осуществляет синхронную с разверткой выборку видеоданных из видеопамяти. Далее эти видеоданные могут поступать на RAMDAC, в котором преобразуются в аналог для VGA-мониторов, на трансмитер DVI или на энкодер ТВ. Для вывода на два устройства отображения изображений с разными параметрами разверток, а тем более из разных областей памяти, в первую очередь необходимо два CCRT.


Таким образом, чипы содержат два CCRT, и 5(!) преобразователей: 2 RAMDAC, 2 DVI-трансмитера и, непосредственно, TV-encoder.
То есть, один CCRT синхронно выводит DVI/VGA, второй (также синхронно) — DVI/VGA/TV. Разьем DVI, в этом случае, содержит и VGA-сигналы (DVI-I), поскольку есть соответствующий RAMDAC (синхросигналы у DVI и VGA общие), что допускает подключение CRT-монитора через переходник.
Очевидно, что независимо работающую двухмониторную конфигурацию можно получить только на выходах, подключенных к разным CCRT.
Вот тут-то и начинается самое интересное.

На GeForce 4 MX один CCRT выводил сигнал на VGA, второй — на DVI/TV, что приводило к невозможности одновременого подключения LCD по DVI и фукционированию ТВ-выхода. Карты этой серии, имеющие выходы на два аналоговых монитора, не содержали разъемов DVI вообще (один CCRT работал на VGA, второй на VGA/TV).
Видимо, по многочисленным пожеланиям пользователей LCD-мониторов, в серии GeForce 4 МХ 440-8x разработчиками была проведена, так сказать, «перемена мест». Таким образом, nView на этих картах работает только при подключении монитора к разъему DVI (в случае аналогового монитора — через переходник).

Изменение, в принципе, логичное и направленное во благо, но ситуацию очень сильно осложнило умолчание этого факта. Сколько нервов пользователей было потрачено из-за отсутствия этой информации, по вине не положивших в комплект переходника продавцов или производителей — можно только догадываться, но, судя по почте и сообщениям в форумах — немало :-(. В результате, дошло до того, что, например, MSI выпустила MS-8888 версии 2.0 с объединением опять DVI и ТВ-выхода. Так что владельцы и покупатели карт на GeForce 4 МХ 440-8x — помните об этом.

На GeForce FX же, видимо, устыдившись содеянного, инженеры NVIDIA вернули привычную по серии GeForce 4 MX (без AGP 8x) схему.

Совершенно непонятно, почему, например, в качестве эталона не была взята не создающая совсем никаких неудобств (не считать же таковым обязательное наличие переходника) схема, при которой первый CCRT выводит сигнал на DVI, второй — на DVI/TV. Вопрос цены? Возможно. Однако разница в себестоимости самих плат ничтожна, да и переходник обойдется недорого. А уж покупатели проголосовали бы кошельком за удобство.
Или распаянные параллельно DVI/VGA на одном CCRT, TV — на втором, что тоже удовлетворило бы большинство пользователей.
Отметим еще, что производителям карт никто не мешает развести разъемы по своему усмотрению, так что могут попадаться карты и с другой организацией работы выводов (возможные варианты, на основании вышеописанного, представить нетрудно:-)), так что от себя могу посоветовать только обязательно проверять при покупке наличие переходника с DVI на D-Sub. На всякий случай.

О необходимости нагрузки 75Ом на ТВ-выходе достаточно сказано в прошлых статьях, однако, начиная с Detonator 40.* драйверы имеют возможность обхода этой проверки. Для этого необходимо выбрать в меню Device Settings -> Select Output Device -> Advanced

и поставить следующую галку

Естественно, при неработоспособном ТВ-выходе доступ к настройкам все равно ничего не даст.

Настройка ТВ-выхода с помощью драйвера

Пословица о том, что лучшее — враг хорошего, вполне справедлива и в нашем случае, так как все основные моменты, связанные с этим, были подробно описаны в статье Особенности подключения и настройки TV-out видеокарт класса GeForce4Ti и GeForce4MX (GeForce2MX) с технологией TwinView (nView).
В общем-то, я предполагал этим и ограничиться, однако в процессе работы над материалом обнаружилось несколько моментов, не упомянутых ранее.

Так, одной из главных «болячек» карт от NVIDIA традиционно были бордюры на ТВ, вследствие либо полного отсутствия функции компенсации бордюров Overscan (Resize), либо не очень удачной ее реализации.
Первыми полноценную поддержку её получили карты на GeForce 4 MX, начиная с все тех же пресловутых драйверов Detonator 40.* (надо отметить, что это произошло лишь через несколько месяцев(!) после начала продажи этих карт, насколько честно, опять же, это было по отношению к покупателям — вопрос другой). GeForce FX же получили эту возможность, так сказать с рождения, то есть, к моменту своего появления на разделочных столах первых тестеров. Внешние энкодеры, кстати, так и не обрели поддержку этой функции в драйверах, несмотря на то, что при написании прошлой статьи мы надеялись:-(. Но к этому мы еще вернемся.

Итак, выбрав в настройках второго дисплея (в нашем случае — телевизора) пункт Screen Ajustment,

мы получаем доступ к ползунку Screen Size, позволяющему плавно регулировать размер всего изображения.

Отметим, что по удобству регулировки это значительно превосходит настройки на картах от ATI, где есть отдельные настройки по вертикали (запас которых, к сожалению, практически никогда не позволяет уводить размер изображения за границы экрана) и горизонтали отдельно.

Не обошлось, впрочем, и без подводных камней. Так, при активном оверлее

и воспроизведении фильмов с горизонтальным разрешением меньшим или равным 640 (а это, между прочим, практически, весь MPEG4-контент) перемещение ползунка Screen Size от середины вправо с целью избавления от бордюров приводит… к изменению частоты обновления монитора до 50 Гц (!). Разумеется, далеко не все мониторы выдержат подобное издевательство без срыва развертки, черного экрана или сообщения о нештатном режиме.
К счастью, ситуация не безнадежна (я не говорю о тех, кто предпочитает смотреть фильмы на DVD).
Во-первых, при использовании декодера FFDShow, о котором подробно было написано в предыдущей статье, можно задействовать его функцию Resize для увеличения горизонтального разрешения свыше 640.

Во-вторых, можно отключить оверлей,

и смотреть фильмы, перетаскивая окно проигрывателя на ТВ и раскрывая его там.

Поддержка мультимониторности в программе TVTool

Естественно, мы не могли обойти своим вниманием давно ожидаемое многими событие — обновившаяся до версии 7.2.5 утилита TVTool наконец-то обзавелась полноценной поддержкой технологии nView (не забудьте — только на картах с внешними чипами!). Попробуем разобраться, как же это реализовано. На панели Mode можно увидеть кнопку nView state,

за которой как раз и скрываются новые возможности.

Однако следует помнить, что для доступа к ним необходимо, прежде всего, включить nView в настройках драйвера, о чем предупреждает и сама программа.

Стоит отметить, что добавились и новые возможности тонкой настройки, например, давно присутствующая на картах ATI возможность корректировки перекрёстных цветовых искажений на мелких объёктах при композитном соединении Dot-Crawl Reduction и исправляющая проблемы с битностью цвета на ТВ Force Truecolor.

TVTool работает с устройством вывода напрямую, поэтому логика ее работы отличается от логики работы драйвера.

Так, если в режиме Clone,

при выборе в настройках драйвера вторичного устройства для отображения полноэкранного режима

выбрать опцию Prefer TV Mode on to Head2

мы получаем полноэкранный оверлей на ТВ, что естественно,
а вот если выбрать Prefer TV Mode on to Head1, то имеем как полноэкранное изображение на ТВ, так и картинку в окне проигрывателя на мониторе.

В режиме Desktop Extension

и выборе Auto-Select в настройках оверлея — опять сюрприз, изображение выводится на оба дисплея. При отключении же оверлея можно проделывать описанную выше операцию по перетаскиванию окна проигрывателя на ТВ и разворачиванию там.
Думается, уважаемые читатели легко представят случаи, когда такие особенности работы могут быть полезны.

В связи с вышеописанным прекращением установки внешних энкодеров, на сайте разработчиков выложено обращение следующего содержания:

«The integrated TV encoder from nVidia, called MV or also NV17, is used more and more on newer cards. At the same time the number of mails asking for support through TVTool is increasing. Unfortunately this was not possible so far because of a lack of technical information. Maybe the new online petition can change something about it».

Оно и понятно, обидно, когда куска хлеба лишают. Впрочем, от поддержки внутренних энкодеров в TVTool выиграли бы, как мне кажется, как пользователи, так и производители, так что, если хотите проголосовать — вас там ждут.

Особенности работы с программными проигрывателями

Приятно видеть, что тенденция к повышению удобства работы с ТВ-выходом и мультимониторными конфигурациями у разработчиков проигрывателей, о которой мы впервые заговорили в прошлом материале, за прошедшее время получила развитие. Так, InterVideo WinDVD5 получил более широкие настройки по сравнению с предыдущей версией

Фирменная разработка NVIDIA — nVDVD

за прошедшее время (теперь это версия 2.55) обзавелся режимом воспроизведения файлов,

поддержкой рендера, входящего в DirectX 9, при использовании nView

и стал широко доступен к скачиванию с сайта NVIDIA, но, увы — только в виде триала. Причем, покупка и регистрация производятся через интернет, что приводит к потере регистрационных данных, скажем, при переустановке ОС:-(. Ситуацию спасает совершенно свободная работа его видео- и аудиофильтров с другими проигрывателями, такими как следующий герой этого мини-обзора.

n.player (сайт программы),

мало того, что прекрасно использует фильтры того же nVDVD и знаком с выводом на ТВ

еще и имеет, пожалуй, лучшую из виденных мной среди бесплатных проигрывателей схему плавной регулировки размеров изображения, да еще с возможностью запоминания 5 позиций

С успевшим получить своего рода «народную марку» BSPlayer-ом произошел форменый конфуз. Появившаяся было поддержка нескольких дисплеев

необъяснимым образом пропала в последней версии.

Однако ей на смену пришла поддержка загадочного VMR-91. Эксклюзивная информация о DirectX 9.1 :-)? О банальной опечатке думать как-то не хочется.
К чести разработчиков — при полноэкранном оверлее на телевизоре BSPlayer ведет себя прямо-таки образцово и без настроек второго дисплея в меню, отделяя меню на мониторе от изображения на большом экране.

Немного о «проблеме 60 Гц»

За отчетный период появилось одно радикальное средство борьбы с эти недугом — мастер, позволяющий очень просто создать свой драйвер монитора с заданными частотами, встроенный в RivaTuner.

Выбираем опцию Customize low level refresh rate settings,

затем закладку Monitor driver wizard,

отмечаем все режимы монитора

и фиксируем для них максимальные частоты

Если используется режим Desktop Extension, то можно уже сохранять полученный файл (кнопка Create) и устанавливать драйвер.
Если же используется Clone Mode, то необходимо перед сохранением драйвера отменить рефреш-фикс для разрешения 800×600 (либо установить 60 Гц в качестве минимальной частоты).

Заключение

Поздравим NVIDIA с достаточно успешным переводом всей линейки видеокарт на использование своих же разработок в области организации ТВ-выхода. Хотя и позже всех остальных ведущих игроков на рынке, но… лучше поздно, чем очень поздно, как гласит народная мудрость. Будем надеяться, что ставшая уже почти классикой критика ТВ-выхода от NVIDIA канет в Лету.

Организация работы с ТВ-выходом на картах от NVIDIA, пожалуй, на данный момент удобнее, чем на ATI (включая и предыдущие поколения при использовании TVTool).

Будут ли следующие материалы на эту тему и если будут, то когда — покажет только время.

Выражаю искреннюю благодарность
Дмитрию Дорофееву aka ДМИТРИЙ
Георгию Ворожцову aka n2
и Александру Митрейкину aka NightDemon
за помощь при подготовке материала.

Огромное человеческое спасибо
Алексею Николайчуку aka Unwinder
за RivaTuner





Дополнительно

iXBT BRAND 2016

«iXBT Brand 2016» — Выбор читателей в номинации «Процессоры (CPU)»:
Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.