Обзор объектива Fujinon XF 27mm F2,8 для камер Fujifilm с матрицами APS-C

Камеры Fujifilm с байонетом X оснащаются матрицами APS-C (23,6×15,6 мм) с кроп-фактором 1,5, то есть масштаб кадра получается в 1,5 раза больше, чем на полнокадровой матрице. Поэтому объектив с фокусным расстоянием 27 мм становится эквивалентным объективу 41 мм на полном кадре (27×1,5=40,5 мм).

Оптика с фокусным 40 мм «и около того» — компромиссная комбинация достоинств «стандартно-эталонных» (50 мм) и широкоугольных (35 мм) объективов, созданная специально для жанровой, репортажной и стрит-фотографии. Тем, кто занимается съемкой такого рода, часто не хватает широты охвата кадра и глубины резкости объективов 50 мм, но из-за особенностей отображения пропорций объектов оптикой с фокусным 35 мм не вполне годятся и «умеренные ширики». Поэтому специально для репортажа были созданы «сороковушки» — объективы с фокусным расстоянием 40 мм и чуть больше (на полном кадре).

«Сороковушки» получили распространение еще в пленочную эпоху и сегодня присутствуют в арсенале дальномерных, зеркальных и беззеркальных систем: Voigtlander 40mm F1.4 Nokton Classic для Leica M, Canon EF 40 мм F2,8 STM для полнокадровых камер Canon EOS, Panasonic Lumix G 20 мм F1,7 для Micro Four Thirds (эквивалент 40 мм) и т. д. Как правило, их стараются создавать маленькими и легкими, не слишком увлекаясь светосилой, потому что малый вес и компактность фотокомплекта в репортажной и стрит-фотографии важнее, чем максимальное раскрытие оптики. Более того, объектив для репортажа (и тем более для съемки на улице) принято диафрагмировать до f/4-f/5,6 с целью увеличения глубины резкости, чтобы, используя гиперфокальную установку (когда в кадре все будет резким), получить возможность снимать «навскидку», без предварительной фокусировки.

Сегодня наиболее типичные представители «сороковушек» — это «блинчики», объективы, диаметр которых больше длины, и они своими пропорциями напоминают скорее крышку для оптического инструмента, чем сам объектив.

Таков Fujinon XF 27mm F2,8. С первого взгляда становится очевидным, что создан он для репортажа и заполняет собой именно эту нишу в линейке оптики для камер Fujifilm X-mount. Признаки его «профессиональной принадлежности» просматриваются буквально во всем:

  • фокусное расстояние на «золотой середине» между 35 мм и 23 мм (эквивалентными 50 мм и 35 мм на полном кадре);
  • относительно невысокая светосила;
  • компактность и легкость;
  • прочность и надежность;
  • редуцированные возможности управления;
  • акцент на использование автоматики.

Спецификации

Приведем характеристики объектива по данным Fujifilm и по результатам наших измерений.

Объектив (полное наименование) Fujinon XF 27mm F2,8
 
Дата анонса 25 июня 2013 г.
Фокусное расстояние 27 мм
Эквивалент фокусного расстояния (для матриц APS-C) 41 мм
Байонет Fujifilm X
Максимальная диафрагма F2,8
Минимальная диафрагма F16
Число лепестков диафрагмы 7 (скругленные)
Элементов 7 (из них один асферический) в 5 группах
Просветляющее покрытие Super EBC*
Минимальная дистанция фокусировки 0,34 м
Угол обзора 55,5°
Максимальное увеличение 0,1 крат
Автофокусировка с удлинением объектива
Привод автофокусировки микромотор
Стабилизация нет
Защита от пыли и влаги нет
Резьба для светофильтров ∅39 мм
Размеры (диаметр × длина) ∅61,2×23 мм
Вес 78 г
Цена T-10407595
* Super EBC — Super Electron Beam Coating
Оптическая схема Fujinon XF 27mm F2,8
Оптическая схема Fujinon XF 27mm F2,8 (схема Fujifilm)

Стекла и покрытие

Оптическая схема состоит из 7 элементов, включая один асферический, объединенных в 5 групп. Во многих «блинчиках» она как бы наследует принцип старого доброго триплета: двояковогнутая линза между двумя двояковыпуклыми. Конечно, в нашем случае это не единичные линзы, а целые группы, однако двояковогнутое стекло все-таки входит в состав средней. За двумя передними линзами располагается весьма недешевое асферическое стекло, введенное в оптическую схему для повышения резкости формируемого изображения.

Поверхности линз снабжены «фирменным» многослойным просветлением Super EBC (Electron Beam Coating), повышающим светопропускание и препятствующим образованию ореолов и отражений. В отличие от традиционной технологии, принятой у других производителей, Fujifilm использует собственный метод осаждения при помощи пучка электронов (это обычно напоминает нам о катодной трубке старых телевизоров). Метод Fujifilm позволяет сформировать до двенадцати и более слоев, в то время как традиционный — не более семи.

Угол обзора объектива составляет 55,5° — это ощутимо шире, чем у эквивалентных «полтинников» (Fujinon XF 35mm F1,4 R и Fujinon XF 35mm F2 R WR — 44,2°) и немного ýже, чем у аналога 35 мм (Fujinon XF 23mm F1,4 R — 63,4°). Такова своеобразная «золотая середина» между тем, что могут предложить «полтинники», с одной стороны, и умеренно широкоугольные объективы, с другой. Это первый признак ориентации на использование в репортажной съемке.

Максимальное раскрытие составляет F2,8. С точки зрения портретиста, для объектива с постоянным фокусным расстоянием это маловато, однако попытка повысить светосилу привела бы к неизбежному увеличению количества линз, общего веса объектива и уж тем более не позволила бы остаться в рамках «блинной» компоновки. Это второй признак «профориентации» на репортаж.

Стыковочный узел X-байонета Fujinon XF 27mm F2,8

Первый контакт

Корпус объектива пластмассовый, но стыковочный узел байонета металлический, очень прочный, и весит Fujinon XF 27mm F2,8 всего 78 г! Не беремся утверждать безапелляционно, но кажется, что это самый легкий объектив из арсенала Fujifilm X Mount и, вполне вероятно, вообще один из легчайших оптических инструментов для камер с сенсорами APS-C. Прочность и компактность — третий и четвертый признаки «репортажной» ориентации Fujinon XF 27mm F2,8.

Диафрагма 7-лепестковая, лепестки ее скругленные. Управление предусмотрено с шагом в 1/3 ступени, но делать это можно только при помощи колесика на камере; соответствующее кольцо на объективе не предусмотрено. Впрочем, из-за малой длины объектива его и поместить-то некуда.

Узкое кольцо фокусировки расположено у передней линзы. Его ширины хватает для комфортной работы, но специфику ручной наводки на резкость хотелось бы видеть иной. Например, для переключения из автоматического режима в ручной и обратно приходится пользоваться органами управления камеры, а это заставляет в ходе съемки отрываться от видоискателя и выполнять лишние манипуляции. Конечно, разумнее всего делать такое переключение загодя, еще до начала визирования и съемки, но далеко не всегда удается заранее понять, когда потребуется автомат, а когда — ручное управление.

Управление фокусировкой при вращении кольца производится только при посредстве встроенной автоматики. Полный ход кольца составляет более 360°, то есть больше полного оборота. Возможно, такая особенность пригодилась бы макрообъективу, но для репортажного это явное излишество. Ручное управление позволяет ощутить инерцию системы: перемещение фокусировочной группы линз в ответ на вращение кольца происходит с небольшим запозданием.

Удлинение Fujinon XF 27mm F2,8 при фокусировке на близко расположенных объектах

Приводом автофокусировки служит простой линейный мотор. При работе он издает шумы и успевает трижды дернуть фокусировочную группу линз «туда-сюда-обратно». Впрочем, все это происходит достаточно быстро и не нервирует. При фокусировке на близко расположенных объектах переднее кольцо оправы заметно выдвигается вперед, и объектив удлиняется на 4 мм. С этим можно мириться, но подобная особенность создает условия для попадания внутрь объектива пыли, а вот это совсем нежелательно.

Нам представляется, что ручная фокусировка предназначена в нашем подопечном скорее не для постоянной работы, а лишь для точной доводки резкости уже после того, как отработал автомат.

Явное упрощение систем управления объективом — пятый признак ориентации Fujinon XF 27mm F2,8 на репортажную работу, а акцент на автоматику — признак №6.

Ни один из приведенных нами признаков нельзя рассматривать отдельно от остальных и без оговорок записывать в «плюсы» и «минусы». Ведь «блинчики», к которым относится Fujinon XF 27mm F2,8, создаются для того, чтобы обеспечить максимальное удобство в репортажной работе. Поэтому просто примем всё, как есть. Тем более, что разговор о самом главном — оптических свойствах объектива — еще впереди.

Стендовые испытания

На предварительном этапе мы исследовали Fujinon XF 27mm F2,8 в нашей лаборатории. Обратимся к результатам, приведенным на диаграммах и в таблицах.

Объектив выгодно отличается весьма высокой разрешающей способностью в центре кадра и на периферии, причем начиная с максимального раскрытия и вплоть до F8. Любопытно, что с F3,5 до F8 на периферии она сохраняется на наиболее высоком уровне, а в центре кадра достигает максимума при F5,6. После F8 разрешение начинает снижаться, очевидно, уже из-за влияния дифракции.

Высокое разрешение — несомненное преимущество этого оптического инструмента, причем важное не только в репортажной или стрит-фотографии, но и в других жанрах.

Fujinon XF 27mm F2,8
ФР=27 мм, ЭФР=41 мм
Разрешение, радиальные миры
центр кадра край кадра
Дисторсия, хроматические аберрации
центр кадра край кадра

На максимальном раскрытии выявляются едва заметные хроматические аберрации и бочкообразные дисторсионные искажения, которые быстро нивелируются при диафрагмировании объектива.

В жизни

Перейдем к оценке результатов фотосъемки в реальных условиях и посмотрим, как показал себя наш испытуемый «в жизни». Фотосъемка проводилась фотокамерами Fujifilm X-T1 и X-Pro2 с выбором следующих параметров:

  • приоритет диафрагмы (выбор выдержек и ISO — в положениях «A»),
  • центрально-взвешенный замер экспозиции,
  • однокадровая автоматическая фокусировка,
  • фокусировка по центральной точке,
  • динамический диапазон 100%,
  • моделирование пленки — Provia (стандартное),
  • автоматический баланс белого,
  • без дополнительных корректировок цвета, резкости, тона светов и тона теней,
  • шумоподавление отключено,
  • затвор электронный.

Снимки записывались в несжатом формате RAW (Fujifilm RAF) без предварительной обработки, а затем без корректировки и масштабирования подвергались преобразованию в JPG при помощи Adobe Photoshop CC 2015.5 (Adobe Camera RAW). Поэтому кадры, снятые камерой Fujifilm X-Pro2, имеют размеры 6000×4000 пикселов, а снятые Fujifilm X-T1 — 4896×3264 пикселов.

Мы считаем, что нашему подопечному очень повезло: ему довелось совершить поездки по Москве и Подмосковью, а затем совершить путешествие по замечательным местам Турции и проявить себя в непростых условиях: на открытом солнце при температуре воздуха в тени до 38 °C, среди полноводных пресных и высохших соляных озер, в пыльных и пустынных местах, в горах на высоте до 3 км и на морском ветру.

Резкость и детализация

Мы выбрали удачную сцену: половина кадра на свету, половина — в тени, обилие мелких деталей на переднем плане (детали литья и циферблаты часов), удачно расположенные предметы на среднем и заднем планах, а также пятна от источников света, которые позволяют оценить качество размытия. Съемка этой серии производилась камерой Fujifilm X-Pro2.

f/2,8, 1/500 с, ISO 200

На максимальном раскрытии видим подтверждение лабораторным результатам: хорошая резкость на циферблатах часов, отчетливое воспроизведение деталей как на свету, так и в тени. Бокэ (размытие заднего плана) далеко от совершенства из-за видимых ободков на границе световых пятен. Впрочем, в выбранном сюжете оно вполне приемлемое.

f/4, 1/240 с, ISO 200

Прикрытие диафрагмы до f/4 добавляет совсем чуть-чуть резкости, но заметно повышает контраст, благодаря чему создается впечатление о повышении детализации.

f/5,6, 1/120 с, ISO 200

Дальнейшее диафрагмирование до f/5,6 не добавляет картинке практически ничего и совершенно не меняет характер размытия заднего плана.

Результаты утренней съемки городских пейзажей позволяют взглянуть на нашего подопечного иначе.

«Рассветное измерение». Москва-Сити, вид на Краснопресненскую набережную с набережной Тараса Шевченко. Fujifilm X-T1, f/2,8, 1/2000 с, ISO 200.

Первое, что обращает на себя внимание — отличная цветопередача и почти «звенящая» резкость. Учитывая, что снимок сделан на максимальном раскрытии диафрагмы, это ценно вдвойне. Отлично проработаны малейшие детали изображения. Контраст очень высокий, однако он обогатил картинку и «не убил» детали ни в ярких светах, ни в плотных тенях.

«К спасению». Вид на храм Христа Спасителя с Патриаршего пешеходного моста. Москва. Fujifilm X-T1, f/8, 1/2000 с, ISO 200.

Как видим, не только теоретически, но и практически диафрагмирование объектива до f/8 добавляет снимку резкости, но эти положительные изменения не бросаются в глаза при сравнении с предыдущим фото. В принципе, без существенных потерь можно было бы снимать и на полностью открытой диафрагме, но интенсивность освещения уже позволяла «прижать дырку», и мы это сделали.

Эта фотография позволяет оценить способность Fujinon XF 27mm F2,8 воспроизводить детали в ярких светах. Посмотрите, как осторожно и точно воспроизведены детали оконных переплетов и швы между пластинами облицовки даже в самых ярких участках снимка. Отличная работа!

Важно и то, что баланс белого был отработан замечательно, хотя рассветное солнце придает свету такую цветность, с которой непросто разобраться даже самому дорогому профессиональному фотооборудованию. Впрочем, баланс белого — это в большей степени заслуга камеры, чем объектива, а вот изумительная детализация и бережно воспроизведенные светотональные переходы с отлично «законсервированными» деталями — это заслуга нашего испытуемого.

«В тени самодержца». Вид на Москву-реку, бывшую кондитерскую фабрику «Красный Октябрь», памятник Петру I и корпус современного искусства Государственной Третьяковской галереи с Патриаршего пешеходного моста. Fujifilm X-T1, f/8, 1/320 с, ISO 200.

Чтобы дополнить предыдущий снимок и обогатить свое представление о возможностях Fujinon XF 27mm F2,8, оценим, насколько хорошо он выявляет детали в тенях изображения.

Левая половина снимка «провалена» в темноту. Несмотря на это досадное обстоятельство, наш подопечный прекрасно «проявил» не только оконные рамы бывшего фабричного здания и детали автомобилей в его тени, но и мелкие элементы почти совершенно черного памятника и деревьев за ним. Прекрасный результат!

«Пока не встало солнце». Перед рассветом на Теряевских прудах. Волоколамский район Московской обл. Камера Fujifilm X-T1, f/5,6, 1/600 с (недодержка 1/3 экспозиционной ступени), ISO 200.

На этом снимке фокусировка производилась по водной ряби на среднем плане. Заметно, что даже диафрагмирование до f/5,6 в этом случае позволяет добиться некоторой нерезкости контуров близко расположенных объектов, но создать таким образом сколько-нибудь значащий выразительный эффект затруднительно.

Мелкие нерезкие пятна, особенно хорошо заметные слева на фоне неба, это не пылинки на матрице камеры, а комары, которых в раннее время у воды было невероятно много. Кусались они отчаянно, и это серьезно омрачило радость созерцания рассвета и замечательного результата работы с ним нашего объектива. Впрочем, теперь, когда поблизости нет обезумевших кровопийц, нельзя не заметить, насколько удачно отображены цвет и светотональные переходы неба: даже яркий блеск солнца ничего не испортил, и все градации получились очень плавными, без ступенчатых переходов.

«Рыбак на святом месте». У стен Свято-Успенского Иосифо-Волоцкого монастыря. Теряево Волоколамского района Московской обл. Камера Fujifilm X-T1, f/5,6, 1/60 с (недодержка 1/3 экспозиционной ступени), ISO 400.

Снимок сделан сразу вслед за предыдущим, с поворотом на 180°. Это второй (точнее, первый) из Теряевских прудов — тот, что ближе к Волоцкому монастырю.

Оценим по достоинству прекрасную работу оптики по проработке мельчайших деталей в тенях изображения и нежнейшие нюансы цвета и светотени, которые он смог воспроизвести на рассветном небе. Правда, из-за нехватки света автоматика камеры подняла ISO до 400, но это практически не добавило шума и не ухудшило картинку.

Бокэ (рисунок размытия заднего плана)

Оценим теперь качество и степень выраженности размытия заднего плана при съемке камерой Fujifilm X-Pro2 с разным раскрытием диафрагмы. Сначала посмотрим на пятна света в зоне фокуса и вне ее.

f/2,8, 1/80 с, ISO 200

Размытие заднего плана налицо, это несомненно. Оно даже не лишено приятности, но качество все же очень спорное. Впрочем, радует, что даже на максимальном раскрытии пятна от источников света круглые, а не в виде чечевиц. Но их структура слишком активно бросается в глаза: отлично видны четкие светлые ободки по контурам пятен снаружи и их неоднородное содержимое внутри.

f/4, 1/40 с, ISO 200

При диафрагмировании до f/4 наружные контуры световых пятен размываются, но неоднородность внутри сохраняет неприятную пестроту.

f/5,6, 1/30 с, ISO 250

Дальнейшее прикрытие диафрагмы до f/5,6 почти нивелирует неоднородность световых пятен, но они приобретают назойливую контрастность, особенно заметную на фоне окружающих деталей. То есть происходит еще более выраженное «отсечение» пятен от подлежащего фона, что, впрочем, вполне логично.

f/8, 1/30 с, ISO 500

При диафрагмировании до f/8 говорить о бокэ почти невозможно. Однако нужно заметить, что, хотя художественного размытия уже не видно, известная нерезкость сохраняется. Мы не думаем, что у кого-нибудь появится желание в таких ситуациях прикрывать диафрагму до f/8 и потому не позволим себе давать советов касательно получения удачного размытия фона на F8.

Теперь оценим, как выглядит бокэ при предметной съемке на близком расстоянии. Мы специально выбрали сцену, в которой цвет ничего не значит (можно было бы вообще преобразовать снимки в черно-белые). Зато на первый план выступает то, что, собственно, и определяет качество размытия фона: светотональные переходы и рисунок нерезкости. А с этим, как ни странно, все в порядке — достаточно спокойная и приятная глазу картинка.

f/2,8, 1/140 с, ISO 200

Качество бокэ на полностью открытой диафрагме вполне хорошее, но степень его выраженности явно недостаточна; так и хочется добавить нерезкости. Пятна от источников света — правильной округлой формы, их внутренняя структура почти незаметна и не мешает восприятию.

f/4, 1/70 с, ISO 200

Диафрагмирование на одну ступень лишь еще сильнее уменьшает степень размытия, никак не влияя на его рисунок.

f/5,6, 1/30 с, ISO 200

Прикрытие диафрагмы до f/5,6 также лишь увеличивает глубину резкости, оставляя неизменным сам рисунок размытия, выраженность которого хочется только усилить.

«Краса на продажу». В магазине «Ашан». Москва. Камера Fujifilm X-Pro2, f/2,8, 1/30 с, ISO 200.

И на этом снимке, сделанном при полном раскрытии диафрагмы, мы совсем не видим того, что называется «художественным размытием заднего плана» (бокэ). Картинка в зоне нерезкости чересчур активна за счет структуры элементов изображения и поэтому непривлекательна.

Судя по результатам, Fujinon XF 27mm F2,8 позволяет получить лишь удовлетворительное, но отнюдь не высокоэстетичное бокэ. Во всяком случае, рассчитывать на качество размытия фона как на определяющий фактор в случае с нашим подопечным будет неправильным решением.

Репортаж

В путешествии по Турции Fujinon XF 27mm F2,8 без устали доказывал нам свое предназначение и активно занимался репортажной съемкой.

Если театр начинается с вешалки, то путешествие в дальние края сегодня чаще всего начинается с аэропорта. Снимать в аэропортах, особенно по ночам и ранним утром — довольно интересное и весьма благодарное занятие.

«Воздух Юты в Москве». Аэропорт Внуково. Камера Fujifilm X-Pro2, f/2,8, 1/90 с, ISO 320.

Сцена очень непростая для любой камеры и оптики: явная нехватка заполняющего света, несколько источников освещения с разной цветовой температурой, очень высокий контраст светящихся надписей, обилие деталей в густых тенях. Однако даже при полном раскрытии диафрагмы наш подопечный справился с балансом белого и показал отличную резкость и детализацию. Взглянем хотя бы на металлические балки под потолком и на детали электронных табло регистрации. Без труда читается некрупный текст в светах («Специальная информация по авиационной безопасности») и тенях («Навстречу новым возможностям»).

Отлично проработаны тонкие тональные переходы в тенях. А в ярких светах (на светящемся панно) сохранены все детали, ничто «не выбито» яркостью.

«Staer в красном». Магазин беспошлинной торговли в аэропорту Внуково. Камера Fujifilm X-Pro2, f/2,8, 1/30 с, ISO 320.

Фокусировка на левом снимке производилась по словам «Reg Staer» (белым по красному) на среднем плане, на правом фото — по такой же надписи на переднем плане.

Это попытка «поиграть» с глубиной резкости и в очередной раз выявить возможности испытуемого объектива в работе над размытием фона. Ничего особенно примечательного увидеть не удается. Пожалуй, можно обратить внимание лишь на то, что фокусировка на открытой диафрагме все же очень важна, поскольку при наводке на резкость даже по среднему плану фон заметно размывается.

На этих снимках интересно наблюдать за разницей цветовых температур в левых и правых половинах и то, как камера и объектив вышли из сложной ситуации с балансом белого, оставив справа немного синевы, а слева — желтизны. Впрочем, белый цвет рамки на переднем плане выглядит почти идеально, не говоря уже о белом в надписях «Reg Staer».

«Здравствуй, солнце!». Аэропорт Антальи, терминал 2. Камера Fujifilm X-Pro2, f/16, 1/550 с (недодержка 2/3 экспозиционной ступени), ISO 200.

Ранним утром мы прибыли в Анталью и, выбравшись с довольно громоздким багажом из зала прилета, сфотографировали утреннее августовское солнце.

Мы вообще любим снимать против света и часто допускаем в кадр обнаженное светило. Этим снимком мы хотели проверить, насколько уверенно чувствует себя наш Fujinon XF 27mm F2,8 в таких условиях.

Как выяснилось, получить интересные лучики от солнца, даже задиафрагмировав объектив до f/16, удается с трудом. Скорее всего, в этом повинны лепестки диафрагмы: они скругленные, и это должно улучшить рисунок размытия картинки вне зоны фокуса, но создает сложности в нашем случае. Что же касается качества, то не можем не заметить, что такой диковинный «павлиний хвост» многоцветных пятен и спектральных артефактов вокруг солнца мы видим нечасто.

Тем не менее, похвалим объектив за то, что он отлично удержал контраст и не затянул темные части сцены серой бесструктурной пеленой. Детализация очень хороша (взглянем на блестящие водосливные решетки и мелкие объекты на заднем плане).

«Лепная скрипачка». Сиде, Турция. Камера Fujifilm X-Pro2, f/2,8, 1/2500 с, ISO 200.

Объектив прекрасно справился с передачей фактуры поверхности материала скульптуры. Несмотря на яркое солнце, на полном раскрытии диафрагмы нам, кажется, удалось переместить в зону нерезкости всё незначащее и выделить лицо. Обратим внимание на то, что даже в области солнечного блика на лбу скульптуры Fujinon XF 27mm F2,8 сохранил детали.

Фронтальное бокэ приятное, достаточно мягкое («кремовое», как называют его в англоязычных источниках). А вот размытие фона, к сожалению, наоборот, зернистое, рассыпчатое и по структуре напоминает пузырьки газа в стакане лимонада. Англоязычные авторы в таких случаях используют термин «нервное» бокэ (nervous). Нам же представляется, что оно попросту слишком активное. В некоторых ситуациях это, пожалуй, можно использовать хотя бы как неизбитый ход, но в данном кадре, на наш взгляд, несколько мешает.

«Луна над морем». Сиде, Турция. Камера Fujifilm X-Pro2, f/2,8, 1/3500 с (недодержка 1/3 экспозиционной ступени), ISO 200.

Честно говоря, вскинув камеру для съемки, мы не были вполне уверены в том, что получим такой отличный результат: аппаратуре всегда могут помешать разные нюансы, включая, например, неучтенное ультрафиолетовое излучение. Однако в этом случае всё получилось именно так, как видел глаз.

Объективу удалось воспроизвести замечательные по тонкости и нежности цветовой и светотональный переходы от лилового к синему над морем, хорошо различимую почти полную луну, стоящую довольно высоко в небе, и сгущающуюся от переднего плана к горизонту плотность ряби на поверхности воды.

Кстати, в море уже виднеются головы ранних купальщиков. А ведь это было в 6:30 утра.

Правда, полное раскрытие диафрагмы не позволило не только убрать в зону нерезкости передний план, но даже сколько-нибудь смягчить его. Но в этом виноват фотограф, которого, к сожалению, никак нельзя заставить держать в голове калькулятор глубины резкости.

«Воды жизни». Водопад на речных порогах. Манавгат, Турция. Камера Fujifilm X-Pro2, f/8, 1/200 с (недодержка 1/3 экспозиционной ступени), ISO 200.

Этот снимок сделан через 40 минут после предыдущего — примерно столько занимает путь на машине от Сиде до Манавгатского водопада. Нам удалось опередить не только заезжих туристов, но и местных жителей, которые любят отдыхать здесь, у воды, в тени деревьев.

Сцена была очень непростой для камеры и объектива: высочайший контраст между очень яркими областями и пенящейся водой, с одной стороны, и темными каменистыми «горбами» и стволами деревьев, с другой. Однако наш подопечный очень хорошо справился с работой и воспроизвел в тончайших деталях и кусты на заднем плане, и водяную пену на среднем, и поверхность камня на переднем.

Более того, связка «камера + объектив» очень удачно отработала баланс белого, найдя почти идеальный компромисс между желтым освещением от утреннего солнца и синей водой.

«Кофе по-турецки». Сиде, Турция. Камера Fujifilm X-Pro2, f/5,6, 1/140 с, ISO 200.

Фокусировка производилась по кофейной пенке на среднем плане, и недостаточное диафрагмирование (всего до f/5,6) позволило сахарнице (спереди) выпасть из зоны резкости. Но здесь, собственно, мы не собирались анализировать ни резкость, ни детализацию, которым это бы помешало, а предлагаем оценить качество работы Fujinon XF 27mm F2,8 по воспроизведению сложных полутонов.

На сплошь белой поверхности фаянса иной оптический инструмент потерял бы больше половины того, что сообщает такой картинке прелесть. А наш подопечный «законсервировал» всё: и мягкие тени от чашки и стакана, и блики, в том числе на сияющих золотых деталях, и даже сложную по сочетанию ярких светов и глубоких теней структуру пепельницы на заднем плане.

Заметим, что кофе был превосходен, однако и фото получилось под стать.

«Братья Буратино». Сиде, Турция. Камера Fujifilm X-Pro2, f/2,8, 1/250 с (передержка +1 экспозиционной ступени), ISO 200.

Еще один пример предметной съемки, уже на полностью открытой диафрагме — нам очень хотелось все-таки выделить объекты на переднем плане, убрав фон из зоны резкости. Результат этой попытки можно охарактеризовать одним словом: сойдет. То есть бокэ, конечно, далеко от идеального, оно назойливое и слишком активно структурированное, но с этим можно мириться. Интересно другое: благодаря своим особенностям, объектив отлично работает над выравниванием контраста между самыми темными и самыми светлыми участками изображения. Эта замечательная способность достойна всяческих похвал, поскольку при постобработке взять детали неоткуда, а увеличить резкость — плевое дело.

Очень хорошо проработана фактура поверхности. Поэтому хорошо видно, что куклы деревянные (хотя и окрашенные), а не каменные или пластмассовые.

И еще. Нам очень нравится цветопередача. Несмотря на засилье зелени со всех сторон, прекрасно переданы и темно-красный, и желтый, и даже голубой (на нерезких джинсах мужчины справа на среднем плане).

«Сквозь время». У развалин храма Аполлона в Сиде, Турция. Камера Fujifilm X-Pro2, f/2,8, 1/7000 с (недодержка 1/3 экспозиционной ступени), ISO 200.

Довольно сильно избитый сюжет, но уж очень хороши были краски. Для более широкого охвата следовало отойти подальше, но тогда неизбежно увеличилось бы число людей между колоннами храма и точкой съемки, и они закрыли бы собой всю картинку.

Обратим внимание на то, как отлично воспроизвел наш подопечный не только чудесные цвета и плавные тональные переходы закатного неба, но и фигуры людей в почти непроглядной тени на среднем плане. Здесь, кстати, различимы даже борозды на колоннах и некоторые детали декора пилястр. Чудесная работа!

«До завтра!» Сиде, Турция. Камера Fujifilm X-Pro2, f/2,8, 1/180 с, ISO 200.

Снимок сделан в сумерках после захода солнца. Нам было интересно выяснить, на что способен объектив при воспроизведении источников искусственного света и как выглядят пятна размытия, создаваемые ими. Результат очень порадовал.

Фонарь на переднем плане вверху проработан очень хорошо — разумеется, кроме зон максимальной яркости. Но тут, как мы считаем, мало что удалось бы даже самым дорогим образцам оптики. Интересно, что на совсем темном небе проявились облака, хорошо заметные вдали над домами и деревьями. Но еще более интересно размытие синих ламп слева на заднем плане. На этом снимке оно напоминает известное «пузырчатое» бокэ, свойственное легендарным ветеранам Trioplan и Primoplan немецкой компании Meyer-Optik Gorlitz. Впрочем, подобные пузыри в бокэ — эффект «на любителя». Хотя в этом кадре они, пожалуй, уместны.

«Солнце соленой пустыни». Озеро Туз (Tuz Golu) в Центральной Анатолии. Камера Fujifilm X-Pro2, f/16, 1/640 с, ISO 200.

«Туз» по-тюркски означает просто соль. Она здесь повсюду. Это северо-западная часть озера, которая практически совсем иссохла. Лишь долгим ковырянием в соляной корке можно извлечь несколько ложек влаги, для питья совершенно непригодной. Поэтому тут нет никакой растительности. Зато это место самого настоящего паломничества, причем не столько приезжих туристов, сколько коренных жителей Турции: якобы здесь можно не только поправить здоровье, но и излечиться от многих недугов. Впрочем, для нас главное то, что здесь можно задать объективу хорошую работу.

Яркость и контраст сцены очень высокие. Фигуры людей на заднем плане практически полностью «провалены» в тень. Но иначе и быть не может на таком свету. Заметим, однако, что некоторые детали их одежды все же различимы, а контуры достаточно резкие и четкие. Очень неплохо проработаны небо с единичными облачками и структура поверхности соляной корки. Кое-где даже можно различить блеск на гранях кристаллов соли.

«Вверхторчащие». Долина Мечей, Каппадокия. Камера Fujifilm X-Pro2, f/8, 1/320 с, ISO 200.

Солнце склоняется к закату, и его лучи стелются почти по касательной к поверхности земли. В чаше долины, образованной окружающими горами, залегли густые тени.

Наш подопечный сохранил самые мелкие детали в тенях, где можно разобрать всё, вплоть до отдельных каменей, листьев и пучков травы. Чуть хуже обстоит дело в ярких светах, где детализация несколько потеряна, но лишь в самых ярких участках. Зато на всех планах отлично прорисована фактура поверхности камня с полосами слоев и мельчайшими трещинами.

На заднем плане видны удаленные шапки гор, кусты и виноградники и даже припаркованный белый микроавтобус, а справа на горизонте — постройки поселка, водонапорная башня и гора крепости Ортахисар.

«Просвет всё у́же». Музей под открытым небом в Зелве. Каппадокия. Центральная Анатолия. Камера Fujifilm X-Pro2, f/2,8, 1/1400 с, ISO 200.

Еще одна сцена с высочайшим контрастом, сфотографированная «из темноты в свет».

Попытка получить достаточное размытие переднего и среднего планов за счет полного открытия диафрагмы потерпела неудачу, но это даже хорошо: несмотря на нерезкость, качественно проработана фактура поверхности каменных стен пещеры, из которой производилась съемка.

Зато в ярко освещенной зоне объектив продемонстрировал нам, насколько он резок и как великолепно он воспроизводит тончайшие детали изображения — как говорится, травинка к травинке.

Отлично выполнен баланс белого; хорошо проработано небо и переходы полутонов на камнях ближайшей горы.

«Куда уходит солнце». Музей под открытым небом в Зелве. Каппадокия. Центральная Анатолия. Камера Fujifilm X-Pro2, f/2,8, 1/1000 с (недодержка 2/3 экспозиционной ступени), ISO 200.

Еще один «пещерный» снимок, завершающий репортаж из Турции. Сцена снята в почти полном мраке, только из входного проема падает отраженный солнечный свет.

Внутри пещерной церкви, где мы находимся, света так мало, что ближайшие стены почти полностью погружены во мрак, а справа едва удается различить проход в соседнее помещение. Однако на стене слева, той, куда падает вторично отраженный свет от пола, видны углубления и ниши.

Диафрагма раскрыта полностью, но нас опять радуют резкость и детализация, причем не только в ярко освещенной области, видимой сквозь входной проем, но и в клине света на полу пещеры.

В общем, попытка испортить передачу полутонов, к счастью, не удалась: объектив «вытянул» всё, что было возможно, и даже более того.

Мнение фотографа Александры Мановцевой

У объектива замечательный размер — очень небольшой. Камеру с ним можно спокойно брать в любое путешествие — она абсолютно не отягощает и практически незаметна для окружающих, что важно для репортажной съемки. Объектив идеален для «шпионских съемок») не только благодаря своему размеру, но и тому, насколько тихо он может работать.

Я снимала в доме-музее Толстого в Ясной Поляне, где съемка запрещена. Ни одна суровая смотрительница не обратила на меня внимания, тогда как моих коллег с Nikon попросили удалиться)

Быстро работает автофокус также и при слабой освещенности.

Очень понравилась пластика и резкость изображения. Широкий тональный диапазон — картинка получается объемной, рисунок объектива красивый — как в сложных репортажных условиях при высокой чувствительности, так и в студийных.

Отлично подходит для выездных съемок — репортаж, пейзаж, жанр.

Единственный минус — это отсутствие кольца диафрагмы, но понятно, что с ним XF 27mm не был бы таким компактным.

Итог

Fujinon XF 27mm F2,8 — высококлассный оптический инструмент, но предназначен он не для всех и каждого, а для тех профессионалов и опытных любителей, кто занимается репортажем, стрит-фотографией и жанровой съемкой.

Объектив отличает хорошая светосила, достаточно высокая разрешающая способность, адекватная передача цвета и светотональных переходов в широком диапазоне градаций.

Размытие переднего плана мягкое, а заднего плана — чересчур структурированное. Его сложно пустить в дело.

Объектив обладает сильно редуцированным управлением, он не защищен от неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды (пыль, влага) и не имеет оптического стабилизатора. Это ограничивает возможности его использования. Но Fujinon XF 27mm F2,8 — едва ли не наименьший по весу из объективов для камер Fujifilm X Mount; в нем всё подчинено легкости и компактности, а эти характеристики выступают едва ли не на первый план в репортажной съемке.

Мы рекомендуем использовать Fujinon XF 27mm F2,8 по назначению: для репортажа и жанровых съемок. Он представляет большой интерес для путешественников и пригоден для фотографирования в самых непростых условиях: при большой яркости освещения, высокой контрастности сцен, при избытке и, наоборот, нехватке света. С его помощью можно создавать отличные фотографии.

Благодарим компанию Fujifilm за предоставленные для тестирования объектив и фотокамеры

Справочник по ценам

7 октября 2016 Г.

Fujinon XF 27mm F2,8 Fujifilm APS-C

Fujinon XF 27mm F2,8

«»


Fujifilm X APS-C (23,6×15,6 ) - 1,5, 1,5 , . 27 41 (27×1,5=40,5 ).

40 « » — «-» (50 ) (35 ) , , -. , , 50 , - 35 « ». «» — 40 ( ).

«» , : Voigtlander 40mm F1.4 Nokton Classic Leica M, Canon EF 40 F2,8 STM Canon EOS, Panasonic Lumix G 20 F1,7 Micro Four Thirds ( 40 ) . . , , , - , . , ( ) f/4-f/5,6 , , ( ), «», .

«» — «», , , , .

Fujinon XF 27mm F2,8. , Fujifilm X-mount. « » :

  • « » 35 23 ( 50 35 );
  • ;
  • ;
  • ;
  • ;
  • .

Fujifilm .

( )Fujinon XF 27mm F2,8

25 2013 .
27
( APS-C)41
Fujifilm X
F2,8
F16
7 ()
7 ( ) 5
Super EBC*
0,34
55,5°
0,1
∅39
( × )∅61,2×23
78
T-10407595
* Super EBC — Super Electron Beam Coating
  Fujinon XF 27mm F2,8
Fujinon XF 27mm F2,8 ( Fujifilm)

7 , , 5 . «» : . , , , - . , .

«» Super EBC (Electron Beam Coating), . , , Fujifilm ( ). Fujifilm , — .

55,5° — , «» (Fujinon XF 35mm F1,4 R Fujinon XF 35mm F2 R WR — 44,2°) ý, 35 (Fujinon XF 23mm F1,4 R — 63,4°). « » , «», , , . .

F2,8. , , , «» . «» .

X- Fujinon XF 27mm F2,8

, , , Fujinon XF 27mm F2,8 78 ! , , Fujifilm X Mount , , APS-C. — «» Fujinon XF 27mm F2,8.

7-, . 1/3 , ; . , - - .

. , . , , . , , , , , — .

. 360°, . , , . : .

Fujinon XF 27mm F2,8

. «--». , . , 4 . , , .

, , , .

— Fujinon XF 27mm F2,8 , — 6.

«» «». «», Fujinon XF 27mm F2,8, , . , . , — — .

Fujinon XF 27mm F2,8 . , .

, F8. , F3,5 F8 , F5,6. F8 , , - .

— , -, .

Fujinon XF 27mm F2,8
=27 , =41
,
,

, .

, « ». Fujifilm X-T1 X-Pro2 :

  • ( ISO — «A»),
  • - ,
  • ,
  • ,
  • 100%,
  • — Provia (),
  • ,
  • , , ,
  • ,
  • .

RAW (Fujifilm RAF) , JPG Adobe Photoshop CC 2015.5 (Adobe Camera RAW). , Fujifilm X-Pro2, 6000×4000 , Fujifilm X-T1 — 4896×3264 .

, : , : 38 °C, , , 3 .

: , — , ( ), , , . Fujifilm X-Pro2.

f/2,8, 1/500 , ISO 200

: , , . ( ) - . , .

f/4, 1/240 , ISO 200

f/4 - , , .

f/5,6, 1/120 , ISO 200

f/5,6 .

.

« ». -, . Fujifilm X-T1, f/2,8, 1/2000 , ISO 200.

, — «» . , , . . , « » , .

« ». . . Fujifilm X-T1, f/8, 1/2000 , ISO 200.

, , f/8 , . , , « », .

Fujinon XF 27mm F2,8 . , . !

, , , . , — , , «» — .

« ». -, « », I . Fujifilm X-T1, f/8, 1/320 , ISO 200.

Fujinon XF 27mm F2,8, , .

«» . , «» , . !

« ». . . Fujifilm X-T1, f/5,6, 1/600 ( 1/3 ), ISO 200.

. , f/5,6 , - .

, , , , . , . , , , , : , , .

« ». - - . . Fujifilm X-T1, f/5,6, 1/60 ( 1/3 ), ISO 400.

, 180°. (, ) — , .

, . , - ISO 400, .

( )

Fujifilm X-Pro2 . .

f/2,8, 1/80 , ISO 200

, . , . , , , . : .

f/4, 1/40 , ISO 200

f/4 , .

f/5,6, 1/30 , ISO 250

f/5,6 , , . «» , , , .

f/8, 1/30 , ISO 500

f/8 . , , , . , - f/8 F8.

, . , ( -). , , , : . , , — .

f/2,8, 1/140 , ISO 200

, ; . — , .

f/4, 1/70 , ISO 200

, .

f/5,6, 1/30 , ISO 200

f/5,6 , , .

« ». «». . Fujifilm X-Pro2, f/2,8, 1/30 , ISO 200.

, , , « » (). .

, Fujinon XF 27mm F2,8 , . , .

Fujinon XF 27mm F2,8 .

, . , — .

« ». . Fujifilm X-Pro2, f/2,8, 1/90 , ISO 320.

: , , , . . . (« ») (« »).

. ( ) , « » .

«Staer ». . Fujifilm X-Pro2, f/2,8, 1/30 , ISO 320.

«Reg Staer» ( ) , — .

«» . . , , , .

, , , — . , , «Reg Staer».

«, !». , 2. Fujifilm X-Pro2, f/16, 1/550 ( 2/3 ), ISO 200.

, , .

. , Fujinon XF 27mm F2,8 .

, , f/16, . , : , , . , , « » .

, , . ( ).

« ». , . Fujifilm X-Pro2, f/2,8, 1/2500 , ISO 200.

. , , , . , Fujinon XF 27mm F2,8 .

, («», ). , , , , . «» (nervous). , . , , , , , .

« ». , . Fujifilm X-Pro2, f/2,8, 1/3500 ( 1/3 ), ISO 200.

, , , : , , , . , .

, , , .

, . 6:30 .

, , - . , , , .

« ». . , . Fujifilm X-Pro2, f/8, 1/200 ( 1/3 ), ISO 200.

40 — . , , , , .

: , , «» , . , , .

, « + » , .

« -». , . Fujifilm X-Pro2, f/5,6, 1/140 , ISO 200.

, ( f/5,6) () . , , , , , Fujinon XF 27mm F2,8 .

, . «» : , , , .

, , .

« ». , . Fujifilm X-Pro2, f/2,8, 1/250 ( +1 ), ISO 200.

, — - , . : . , , , , . : , . , , — .

. , ( ), .

. . , -, , ( ).

« ». , . Fujifilm X-Pro2, f/2,8, 1/7000 ( 1/3 ), ISO 200.

, . , , .

, , . , , . !

« !» , . Fujifilm X-Pro2, f/2,8, 1/180 , ISO 200.

. , , . .

— , . , , . , , . . «» , Trioplan Primoplan Meyer-Optik Gorlitz. , — « ». , , .

« ». (Tuz Golu) . Fujifilm X-Pro2, f/16, 1/640 , ISO 200.

«» - . . - , . , . . , , : , . , , .

. «» . . , , , . . - .

«». , . Fujifilm X-Pro2, f/8, 1/320 , ISO 200.

, . , , .

, , , . , , . .

, , — , .

« ́». . . . Fujifilm X-Pro2, f/2,8, 1/1400 , ISO 200.

, « ».

, : , , .

, — , .

; .

« ». . . . Fujifilm X-Pro2, f/2,8, 1/1000 ( 2/3 ), ISO 200.

«» , . , .

, , , , . , , , .

, , , , .

, , , : «» , , .

— . — , . « ») , , .

- , . , Nikon )

.

. — , — , .

— , , .

— , , XF 27mm .

Fujinon XF 27mm F2,8 — , , , , - .

, , .

, — . .

, (, ) . . Fujinon XF 27mm F2,8 — Fujifilm X Mount; , .

Fujinon XF 27mm F2,8 : . : , , , , . .


Fujifilm