Второй флагман: тест и обзор
профессиональной фотокамеры
Fujifilm X-T2



НазваниеFujifilm X-T2
Дата анонса7 июля 2016 г.
ТипMirrorless
(беззеркальная)
ПроизводительFujifilm
Информация о камереFujifilm X-T2
на сайте производителя
Цена T-13995166

Содержание

Fujifilm X-T2 уже «засветилась» на страницах нашего раздела в статье «Второй флагман: первое знакомство с Fujifilm X-T2». Это было первое и краткое знакомство, сейчас у нас появилась возможность исследовать камеру основательно — и в лаборатории, в реальной съемке.

Хотя первый обзор был довольно полным (для первого знакомства — уж точно), некоторые моменты мы озвучим заново, хотя, конечно, постараемся попусту не повторяться. Но если есть возможность показать какую-то возможность камеры чуть иначе, рассказать чуть больше — почему нет?

И еще один момент. Когда мы тестировали Fujifilm X-Pro2, мы назвали эту беззеркальную модель профессиональной. И получили на форуме массу отечески нежных советов примерно такого содержания: «Голубчики, если производитель пишет на своей модели Pro, это просто пиар, не надо воспринимать это всерьез!» Но сейчас мы снова назвали героиню теста профессиональной, так что нам придется добавить:

  • В общем, дело не в названии, а в возможностях.
  • Производитель, называя свою камеру профессиональной, намекает, что ее можно использовать в профессиональной работе.
  • Порой производители лукавят, но, по нашему мнению, в случае Fujifilm X-T2 лукавства нет. Да, мы считаем уровень этой камеры профессиональным. И по ходу теста постарались аргументировать свою позицию.
Основные характеристики
Корпус, защита Магниевый сплав. Защита от влаги (брызг) и пыли. Морозоустойчивость до −10 °C.
Объектив Съемная оптика. Байонет Fujifilm X-mount.
Матрица 24 Мп, X-Trans CMOS III APS-C (23,6×15,6 мм).
Коэффициент пересчета фокусного расстояния — 1,5.
Светочувствительность ISO 200 — 12 800. В расширенном режиме: 100 — 51 200.
Управление фокусировкой Гибридная TTL-автофокусировка (контрастная и фазовая) с определением лиц и глаз. Скорость автофокусировки — 0,08 с. Зона фазовой фокусировки — 91 точка, более 50 процентов площади кадра.
Управление экспозицией TTL замер при полностью открытой диафрагме, 256 сегментов экспозамера.
Экран 3″ TFT RGB, 1 040 000 точек, откидной в двух плоскостях.
Угол обзора более 170°, покрытие кадра ≈100%.
Видоискатель Электронный, OLED: 2 360 000 точек, 0,77x, охват ≈100%.
Частота обновления экрана — 60 Гц.
Стабилизация изображения В камере — нет.
Режимы съемки P (программный) / A (приоритет диафрагмы) / S (приоритет выдержки) / M (ручная экспозиция) / Bulb (до 60 мин) / Time (60 — 1/8000 c)
Серийная съемка До 14,0 fps с электронным затвором.
До 8,0 fps с механическим затвором.
До 11,0 fps с механическим затвором в форсированном режиме.
Затвор Механический: 30 — 1/8000 с, X-sync = 1/250 c. Электронный: 1 — 1/32 000 с.
Формат файлов JPEG (Exif 2.30), RAW (14 бит), RAW + JPEG.
Видео 4K 3840×2160 30p. 100 МБ/с до 10 мин.
Full HD 1920×1080 60p. 100 МБ/с до 15 мин.
Формат MPEG-4 AVC/H.264 (MOV).
Память 2 слота: SD/SDHC/SDXC (UHS-II, оба слота поддерживают UHS-II).
Источник питания Литий-ионная батарея NP-W126. Примерно 350 кадров. До 110 минут видео (с отключенным детектором лиц).
Размеры, вес 133×92×49 мм; 507 г (включая вес батареи и карты памяти).
Дополнительные характеристики
«Горячий башмак» Есть
Встроенная вспышка В комплект камеры входит внешняя мини-вспышка EF-X8.
Подсветка автофокуса Есть
Брекетинг По экспозиции, по ISO, по «пленке», по балансу белого, по динамическому диапазону.
Разъемы и беспроводная связь
  • Синхроконтакт внешней вспышки;
  • USB 3.0 (Micro-B);
  • HDMI (Type D);
  • миниджек (3,5 мм) для внешнего стереомикрофона;
  • микроджек (2,5 мм) для проводного пульта ДУ;
  • Wi-Fi, встроенный модуль.
Wi-Fi / USB / GPSВстроенный модуль / USB 3.0 / нет.
Автоспуск10 / 2 секунды.
Форматы съемки (3:2) 6000×4000 / (16:9) 6000×3376 / (1:1) 4000×4000.
Особенности
  • Матрица X-Trans CMOS III (третьего поколения).
  • При использовании батарейной рукоятки VPB-XT2 (с двумя аккумуляторами NP-W126) в режиме Boost усиливаются следующие параметры:
    • Количество кадров на одной зарядке — до 1000.
    • Скорость автофокусировки увеличивается до 0,06 с.
    • Частота кадров в видоискателе увеличивается до 100 fps при задержке 0,005 с.
    • Высокоскоростная непрерывная съёмка — до 11 кадров в секунду.
  • 2 слота карт памяти SD/SDHC/SDXC с поддержкой UHS-II.
  • Возможность беспроводной съемки с помощью смартфона.
  • Расширенные настройки следящего автофокуса.

Итак, согласно характеристикам, наводкам производителя и поверхностному анализу:

  • Fujifilm X-T2 — вторая наиболее мощная камера в ряду беззеркалок Fuji, ориентированная на тех, кто привык снимать зеркальными камерами, но решил перейти на беззеркалку. Первая — это Fujifilm X-Pro2, ориентированная на «дальномерщиков».
  • Главная отличительная особенность Fujifilm X-T2 — возможность использования батарейной рукоятки, которая в режиме форсирования (Boost) очень заметно повышает потенциал камеры. Скорость фокусировки увеличивается, кроме того, видоискатель обновляет картинку с частотой 100 герц — значит, мы можем более точно визировать быстродвижущиеся объекты. А скорость серийной съемки возрастает до 11 fps при работе механического затвора и до 14 fps при работе электронного.
  • Как и другие флагманы Fujifilm, модель X-T2 защищена от влаги, пыли и мороза (гарантированно сохраняет работоспособность при −10 °C.).
  • И, конечно, внимание привлекает малошумящая матрица X-Trans CMOS III — в том, что она малошумящая, мы убедились, когда тестировали Fujifilm X-Pro2. Но у модели X-T2 усилен фазовый АФ — его 91 точка покрывают более половины кадра. Значит, можно надеяться, что АФ камеры не только быстрый, но и точный.
  • И, наконец, Fujifilm X-T2 оснащена диковинным экраном, который может откидываться вверх, вниз и вправо, у него две плоскости вращения. Такие экраны — редкость, нечто подобное появилось только у Pentax K-1. Пока сложно сказать, насколько такие экраны перспективны и надежны. Пока даже сложно сказать, насколько они удобны в работе — к ним надо привыкнуть.

Конструкция, дизайн, управление

Но в целом получается, что Fujifilm X-T2 обещает нам очень много, а цена камеры разумна. У нее есть все достоинства беззеркалок (она относительно легкая и компактная), и при этом она вполне может помериться силами с зеркалками уровня Canon EOS 7D Mark II (как минимум). Впрочем, не будем делать поспешные заключения, впереди у нас много тестов и времени для обдуманных выводов.


Передняя панель камеры не густо покрыта элементами управления. Справа от объектива мы видим только синхроконтакт вспышки и переключатель режимов АФ (следящий, покадровый, ручной).

Слева от объектива — функциональную кнопку Fn2 (сверху) и кнопку отсоединения объектива (снизу).

Кроме того, обратите внимание на небольшой рычажок сразу над лейблом X-T2, на верхней панели. Это переключатель видов съемки: видео, брекетинг, непрерывная медленная, непрерывная быстрая, покадровая, мультиэкспозиция, наложение фильтров, панорама.
Слева от объектива мы также видим: лампу подсветки АФ и переднее управляющее колесо.

А на верхней панели — очень похожий рычажок для переключения режима экспозамера (точка, средневзвешенный, мульти, усредненный).
Два слота для карт памяти — ничего необычного для продвинутой камеры. Но здесь оба слота поддерживают интерфейс UHS-II со скоростью обмена до 280 МБ/c.
Как видите, задняя панель тоже негусто усеяна элементами управления, но почти все они высоко функциональны.

На верхней кромке мы видим кнопку AE-L (фиксации экспозиции), заднее управляющее колесо и кнопку AF-L (фиксации фокусировки).

Чуть ниже: кнопка быстрого меню (Q) и 8-позиционный джойстик (с возможностью выбора — при нажатии на джойстик). Еще ниже — навипад с 5 кнопками. Еще ниже — кнопка «Дисплей / Возврат».
Справа от видоискателя мы найдем простые кнопки Delete и Play.

На этом кадре хорошо видны диски переключения режимов слева и справа от видоискателя. Эти режимы переключаются рычажками, мы на них обратили внимание, когда рассматривали переднюю панель.

Батарейная рукоятка значительно усиливает хват камеры, что особенно полезно при работе с крупными объективами. Слева на рукоятке мы видим заднее управляющее колесо, джойстик и кнопки AE-L и AF-L (они дублируются на рукоятке). А справа один переключатель: «нормальная работа / форсированный режим (boost)».
Здесь мы видим разъемы:
  • внешнего микрофона (миниджек 3,5 мм)
  • USB 3.0 (разъем Micro-B)
  • HDMI (разъем Type D);
  • разъем проводного ДУ (микроджек 2,5 мм)

Обратите внимание на замок на кромке экрана. Если замок закрыт, экран откидывается только вверх и вниз. Если раскрыть замок, экран можно откидывать вперед (в другой плоскости).
Вот так экран откидывается в двух плоскостях. Согласитесь, что это принципиально иной подход к гибкому перемещению экрана в трехмерном пространстве — по сравнению с откидными вращающимися экранами.

Пока сложно сказать, приживется ли такая конструкция. С непривычки (подчеркиваю: с непривычки) она кажется менее удобной. Но время покажет.

Но справедливости ради надо сказать, что снимать вертикальные кадры с экраном, откидывающимся вбок, довольно удобно. Особенно если камера используется с батарейной рукояткой.
Чтобы еще лучше рассмотреть конструкцию экрана, мы покажем его в раскрытом состоянии с другой стороны.

А на «брюшке» камеры мы видим панель контактов для подключения батарейной рукоятки. Далее: обычное отверстие 1/4 дюйма для крепления штатива и аккумуляторный отсек.
Теперь рассмотрим верхнюю панель справа. Рядом с видоискателем — диск установки выдержки. Если установить его в положении «A», камера начнет работать в режиме «Приоритет диафрагмы». Или в режиме «Программный» — если диафрагма также установлена в режим «A».

Диск снабжен удобной кнопкой-фиксатором. Под диском выбора выдержки мы видим уже знакомый рычажок, который переключает режимы экспозамера.

Рядом с диском — кнопка спуска в окружении кольца «Включить камеру / выключить камеру». Кнопка — с резьбой для тросика. Рядом с кнопкой — диск экспокоррекции.
А справа от видоискателя — диск выбора чувствительности, тоже с фиксатором. Под этим диском, мы уже обращали внимание — диск выбора режима съемки.

Диск ISO также можно установить в положение «A» — тогда камера будет регулировать ISO автоматически, согласно установкам главного меню.

Итак, мы внимательно осмотрели камеру. Если вспомнить, как выглядит Fujifilm X-T1, легко прийти к выводу, что дизайн Fujifilm X-T2 более изящный, схема управления — более продвинутая. Восьмипозиционный джойстик усиливает схему с двумя управляющими колесами. В управлении появляется несколько вариантов установки одного параметра — это признак гибкости системы, каждый фотограф может выбрать прием по душе, по сердцу.

Теперь давайте посмотрим, что у камеры внутри — в пунктах меню.



Итак, набор функций Fujifilm X-T2 вполне можно назвать профессиональным. У него есть верхний слой — творческий, основанный на режимах PASM, где на снимки можно наложить фильтры и «пленки». То есть быстро подготовить фотографию, которую можно сразу пускать в дело (выкладывать JPG-снимок в блог или пересылать бильд-редактору).

Второй слой расположен глубже. Здесь мы найдем тонкие настройки: для работы с системой вспышек или для регистрации объектива в базе камеры. Здесь мы можем формировать наборы пользовательских настроек и с их помощью быстро переключать камеру — например, из «студийной работы» в «репортаж» или «спортивный репортаж».

То есть Fujifilm X-T2 предлагает набор не хуже, чем профессиональные зеркалки. То же самое можно сказать о внешних органах управления (два управляющих колеса и восьмипозиционный джойстик позволяют оперативно произвести настройку и выбрать нужный режим). Система, конечно, при этом получается довольно сложной, но пока производители профессиональных камер ничего проще не предложили. Для профессионала эта среда привычная, а начинающий любитель может постепенно осваивать довольно большой массив функций.


Fujifilm X-T2 и конкуренты

Конечно, таблица «Конкуренты» — весьма поверхностная, по техническим характеристикам судить о камере сложно, а по основным характеристикам еще сложнее.


Fujifilm X-T2 и конкуренты
  Fujifilm
X-T2
Nikon
D500
Olympus
OM-D E-M1
Mark II
Panasonic
Lumix DMC-GX8
Sony
Alpha ILCE-7M2
Дата выхода июль 2016 май 2016 сентябрь 2016 июль 2015 ноябрь 2014
Матрица 24 Мп APS-C
X-Trans III CMOS
21 Мп APS-C
CMOS
20 Мп 4/3″
MOS
20 Мп 4/3″
Live MOS
24 Мп, 35 мм
Exmor CMOS
Автофокус TTL, гибридный
чувствит. — N/D
TTL, фазовый
чувствит. −4 до +20 EV
TTL, гибридный
чувствит. −2 до +20 EV
TTL, гибридный
чувствит. −4 до +18 EV
TTL, гибридный
чувствит. −1 до +18 EV
Чувствительность 200 — 12 800
100 — 51 200*
100 — 51 200
50 — 1 640 000*
200 — 25 600
64 — 25 600*
200 — 25 600
100 — 25 600*
50 — 25 600
ЖК-экран 3,0″ RGB TFT
1 040 000
откидной в 2 плоскостях
3,2″ RGB TFT
2 360 000
откидной, поворотный, сенсорный
3,0″ RGB TFT
1 040 000
откидной, поворотный, сенсорный
3,0″ RGB OLED
1 040 000
откидной, поворотный, сенсорный
3,0″ RGB TFT
1 040 000
откидной
Видоискатель OLED 2 360 000
≈100%, ≈0,77x
оптический
≈100%, ≈1,0x
TFT 2 360 000
≈100%, ≈0,74x
OLED 2 360 000
≈100%, ≈0,77x
OLED 2 360 000
≈100%, ≈0,71x
Затвор мех. 30—1/8000
Х-sync 1/250 с
электрон.
1 — 1/32 000 с
мех. 30—1/8000
Х-sync 1/250 с
мех. 60—1/8000
Х-sync 1/250 с
электрон.
1 — 1/32 000 с
мех. 60—1/8000
Х-sync 1/250 с
электрон.
1 — 1/16 000 с
мех. 60—1/8000
Х-sync 1/250 с
Встроенная вспышка в комплекте внешняя вспышка EF-X8 нет в комплекте внешняя вспышка FL-LM3 нет нет
Стабилизатор нет** нет** матричный
5-осевой
матричный матричный
5-осевой
Серийная съемка до 14 fps*** до 10 fps до 60 fps**** до 10 fps до 5 fps
Wi-Fi / USB / GPS встроенный
USB 3.0
нет
встроенный
USB 3.0
нет
встроенный
USB 3.0
нет
встроенный
USB 2.0
нет
встроенный
USB 2.0
нет
Видео 3840×2160
30p
3840×2160
30p
3840×2160
25p
4096×2160
24p
1920×1080
60p
Запас аккумулятора 350 кадров 1240 кадров 500 кадров 440 кадров 350 кадров
Размеры, вес 133×92×49
507 г
147×115×81
860 г
134×91×69
498 г
132×77×63
477 г
127×96×60
559 г
Цена (только корпус) T-13995166 T-13325887 T-1712068866 T-12824269 T-11614880

* Расширенный диапазон ISO.

** Стабилизация возможна в объективе.

*** С электронным затвором. С механическим затвором — до 8 fps в обычным режиме и до 11 fps в режиме boost (с батарейной рукояткой).

**** С электронным затвором. С механическим затвором — до 15 fps.

Мы не стали включать в список конкурентов новые модели Canon EOS M5 и Panasonic Lumix DMC-G80. При всем к ним уважении, они относятся к классу пониже, в частности, это видно по характеристикам их механического затвора. А относительно новые беззеркалки Sony, выпущенные осенью 2015 года (Sony Alpha 7R II и Sony Alpha 7S II), — слишком дорогие, чтобы их можно было сравнивать с героиней нашего теста. В итоге в нашем списке Sony представлена моделью-двухлеткой, а вместо новых беззеркалок Canon и Panasonic мы решили включить в список очень сильную зеркалку Nikon D500, примерно той же ценовой категории, что и Olympus OM-D E-M1 Mark II.

Если сравнивать героиню нашего теста именно с этими моделями, видно, что она выигрывает по цене (15-20 процентов), проигрывает по ресурсу аккумулятора и не может похвастаться сенсорным экраном. Но в целом держится весьма достойно — и по параметрам видео, и по скорости серийной съемки. Ультравысокую скорость съемки Olympus OM-D E-M1 Mark II не стоит воспринимать всерьез, ведь если мы снимаем динамичные сцены, мы неизменно столкнемся со следами роллинг-шаттера, а для низкодинамичных сцен скорость 60 fps не особенно нужна. Так же не стоит серьезно относиться к запредельной чувствительности, которую декларирует Nikon D500. Когда мы тестировали Nikon D5, мы видели уровень шума на ISO 102 400, не говоря о более высоких значениях ISO.


Качество изображения — разрешение и шумы

Когда мы тестировали Fujifilm X-Pro2, нам было сложно подобрать камеру для сравнения. Мы попробовали довольно крутую зеркалку формата APS-C (Canon EOS 7D Mark II), но оказалось, что по шумам она проигрывает Fujifilm X-Pro2. И тогда мы остановились на 24-мегапиксельной полнокадровой Nikon D610. И после сравнения тестовых фотографий выяснили, что Fujifilm X-Pro2 уступает Nikon D610, но уступает достойно — сражается почти на равных.

Перед тестом нашей героини у нас возникла рабочая гипотеза — что Fujifilm X-Pro2 и Fujifilm X-T2 работают на одном уровне. То есть «шумят» и дают разрешение на одном уровне. В общем, так оно и оказалось: некоторое различие в десятых балла мы получили, но это соизмеримо с погрешностью наших измерений.

Так что главный вывод можно сделать сразу: Fujifilm X-T2 работает на том же уровне, что и Fujifilm X-Pro2. Обе эти камеры практически догоняют, «дышат в затылок» полнокадровой любительской зеркалке Nikon D610. Это касается только разрешения и уровня шумов. По скорости-точности автофокуса и функциональности Fujifilm X-T2 заметно опережает любительскую зеркалку.


Fujifilm X-T2, RAW Fujifilm X-T2, JPG

Но для тех, кто любит детали, мы с удовольствием их предоставим:

  • Камера обеспечивает очень высокий уровень разрешения в светлой сцене — примерно 85% пикселей матрицы остаются различимыми в диапазоне ISO 100 — 6400.
  • В темной сцене, разумеется разрешение падает до 73%. Но это довольно высокий показатель, соизмеримый с тем, что дает Nikon D610 (72%).
  • Очень хорошая особенность шумодава Fujifilm X-T2 — разрешение внутрикамерного JPG такое же, как и разрешение RAW, подавление шумов не снижает детализацию.
  • Fujifilm X-T2 показала более низкий уровень шумов, чем Fujifilm X-Pro2, в светлой сцене это 1,1 балла без «шумодава» и 1,6 балла с шумодавом. Правда, чтобы получить именно такой уровень, нам пришлось проявить RAW кадры в фирменной программе RAW File Converter EX 2.0 powered by Silkypix, а проявщик Adobe Photoshop CC 2015.5 (Camera RAW 9.7) выдал шум на 0,2 балла выше!
  • В темной сцене мы получили 3,3 балла без «шумодава» и 3,5 балла с шумодавом (опять же после смены проявщика, здесь Camera RAW 9.7 также выдал лишний шум в 0,1 балла).

Возможно вас удивило, что уровень шума без фильтра шумов получился выше, чем с фильтром. Это легко объяснить: мы считаем шумом любые отклонения от кадра, сделанного на минимальной чувствительности. Картинка может быть «приглажена» шумодавом, но сильно отличаться от того, что камера делает на ISO 100. В нашей «Методике оценки качества изображения по уровню разрешения и уровню шумов» все это подробно описывается.

Давайте посмотрим, как Fujifilm X-T2 справились с тестом RAW Light (RAW с выключенным фильтром шумов, светлая сцена).


  Тестовые кадры Fujifilm X-T2 проявлены в Adobe Photoshop CC (Camera RAW 9.7)
  Fujifilm X-T2
RAW, фильтр шумов выкл.
светлая сцена
уровень шумов N=1,3
Fujifilm X-Pro2
RAW, фильтр шумов выкл.
светлая сцена
уровень шумов N=1,2
ISO
3200
ISO
6400
ISO
12 800

Нас слегка удивило, что в этом тесте Fujifilm X-T2 показала шум чуть более высокий, чем Fujifilm X-Pro2. Почему? С какого перепугу? Камеры оснащены одной матрицей, одним процессором, скорее всего, их алгоритмы очень близки…

После ряда проверок и перепроверок мы поняли, что здесь дело в «проявщике» RAW. Тестовые снимки Fujifilm X-Pro2 проявлялись в фирменной среде RAW File Converter EX 2.0 powered by Silkypix, а тестовые снимки Fujifilm X-T2 — в Adobe Photoshop CC 2015.5. И хотя раньше мы не встречались с таким видимым падением качества от проявки в Photoshop, мы решили проверить: кто виноват? И виноват оказался, действительно, «проявщик».


  Проявка RAW File Converter EX 2.0 powered by Silkypix (Ver.4.2.1.0)
  Fujifilm X-T2
RAW, фильтр шумов выкл.
светлая сцена
уровень шумов N=1,1
Fujifilm X-Pro2
RAW, фильтр шумов выкл.
светлая сцена
уровень шумов N=1,2
ISO
3200
ISO
6400
ISO
12 800

В этой таблице мы видим, что шумы Fujifilm X-T2 заметно уменьшились и даже стали ниже, чем шумы Fujifilm X-Pro2. Это так же сложно объяснить — почему шумы Fujifilm X-Pro2 чуть выше? Но дальше пусть работают криминалисты, различия не такие большие, чтобы продолжать расследование. Главное, что уровень шумов Fujifilm X-T2 в светлой сцене (съемка в RAW, без шумодава) совсем невелик — всего 1,1 балл по нашей шкале (см. «Методику оценки качества изображения по уровню разрешения и уровню шумов».

Теперь «уменьшим свет» и рассмотрим работу двух фотокамер Fujifilm в темной сцене:


  Проявка RAW File Converter EX 2.0 powered by Silkypix (Ver.4.2.1.0)
  Fujifilm X-T2
RAW, фильтр шумов выкл.
темная сцена
уровень шумов N=3,3
Fujifilm X-Pro2
RAW, фильтр шумов выкл.
темная сцена
уровень шумов N=3,3
ISO
3200
ISO
6400
ISO
12 800

Здесь мы также получили небольшую «прибавку» к результатам Fujifilm X-T2. Шумы на тестовых кадрах, проявленных в Adobe Photoshop были чуть больше — 3,4 балла. А проявщик RAW File Converter EX 2.0 снизил их уровень на 0,1 балла. И в итоге шумы Fujifilm X-T2 и Fujifilm X-Pro2 в темной сцене сравнялись.

Теперь посмотрим, как выглядит внутрикамерный JPG с включенным шумодавом (уровень подавления — 0, нормальный):


  Fujifilm X-T2
JPG, фильтр шумов вкл.
светлая сцена
уровень шумов N=1,6
Fujifilm X-Pro2
JPG, фильтр шумов вкл.
светлая сцена
уровень шумов N=1,6
ISO
3200
ISO
6400
ISO
12 800

Здесь мы также видим практически одинаковые кадры от Fujifilm X-T2 и Fujifilm X-Pro2. Уровень шумов равен 1,6 балла, что еще раз подтверждает — качество картинки два флагмана Fujifilm выдают одинаковое. Для матрицы APS-C — очень высокое.

Теперь посмотрим на семплы JPG, сделанные в темной сцене:


  Fujifilm X-T2
JPG, фильтр шумов вкл.
темная сцена
уровень шумов N=3,5
Fujifilm X-Pro2
JPG, фильтр шумов вкл.
темная сцена
уровень шумов N=3,5
ISO
3200
ISO
6400
ISO
12 800

Здесь мы опять получили одинаковую работу Fujifilm X-T2 и Fujifilm X-Pro2. Какие-то незначительные отличия можно найти, но если стереть опознавательные знаки, вряд ли кто разберет, какой камерой сделан тот или иной снимок.

И теперь, перед формулировкой выводов, рассмотрим другие фрагменты нашего стенда, снятые в разных условиях:


Fujifilm X-T2
тест «шумы»
фрагменты снимков тестового стенда
RAW
фильтр выкл.
светлая сцена
JPG
фильтр вкл.
светлая сцена
RAW
фильтр выкл.
темная сцена
JPG
фильтр вкл.
темная сцена
Клик на каждом фрагменте раскроет окно, где он будет представлен в 6 вариантах:
в верхнем ряду — с чувствительностью 100 — 800 — 1600 единиц ISO
в нижнем ряду — с чувствительностью 3200 — 6400 — 12 800 единиц ISO

В тесте Fujifilm X-Pro2 мы сравнили шумы этой камеры с шумами двух полнокадровых зеркалок начального уровня — Canon EOS 6D и Nikon D610. То же самое можно сделать для героини нашего теста:


Уровень шумов Canon EOS 6D Fujifilm X-T2 Nikon D610
RAW-Light 1,4 1,1 1,4
JPG-Light 1,7 1,6 1,8
RAW-Dark 2,1 3,3 2,9
JPG-Dark 2,9 3,5 3,9

Как видите, Fujifilm X-T2 в светлой сцене шумит чуть меньше, чем обе зеркалки. Но в затемненной сцене — заметно сильнее, чем Canon 6D. И сильнее, чем Nikon D610 (все-таки даже устаревшая полнокадровая матрица в темноте шумит не так сильно, как APS-C нового поколения). В RAW уровень шума Fujifilm X-T2 выше, в JPG — ниже (за счет более продвинутого, чем у Nikon, шумодава).

В любом случае, если результаты Fujifilm X-T2 сравнимы с результатами полнокадровых зеркалок — это очень хороший показатель. Даже с учетом того, что это зеркалки начального уровня и не очень молодые. Правда, здесь есть момент, который мы выявили в тесте уже нескольких фотокамер Fujifilm. Их шумодав превосходно обрабатывает искусственные текстуры, но человеческие лица — фотошопит. Очень четко выявляет лица в кадре и включает особый режим обработки шумов. Конечно, очень легко давать советы со стороны, но нам кажется, что на ISO 3200 фотошоп работает слишком сильно. Впрочем, здесь каждый пользователь может решать сам — если уровень обработки лиц кажется излишним, можно перейти на более низкую ступень шумодава.


Работа автофокуса при пониженной освещенности

Давайте вспомним, что нам известно о системе автофокуса Fujifilm X-T2:

  • Это гибридный АФ, причем фазовые элементы расположены в 91 точке и покрывают более 50% площади кадра.
На этой «вырезке» из описания камеры видно, что 91 точка фазового автофокуса (зона 2) занимает центральную часть кадра. А вся зона автофокуса (зона 1) насчитывает 325 точек. В настройках АФ можно выбрать: либо мы пользуемся 91 точкой (то есть быстрая фокусировка осуществляется в зоне 2), либо мы используем все 325 точек (при этом АФ работает не так быстро, но фокусировка идет по всему кадру).

  • Скорость фокусировки довольно велика — 0,08 секунды в обычном режиме и 0,06 секунды в режиме Boost (с батарейной рукояткой). Правда, производитель не указывает, в каком диапазоне освещенности и при каких условиях эта скорость достигается. Скорее всего, имеется в виду максимальная скорость фокусировки при нормальной освещенности, когда фокус «ловит» неподвижный контрастный объект.

Эти данные производителя мы будем «держать в уме». А диагноз будем ставить по результатам наших тестов:

Средняя точность = 9,4 балла
Сумма баллов = 282 (из 300)
Время теста = 30,1 секунды
Средняя точность = 9,3 балла
Сумма баллов = 278 (из 300)
Время теста = 42,0 секунды

А результаты тестов впечатляют! До появления Fujifilm X-T2 рекордсменом среди беззеркалок был первый флагман Fujifilm — модель X-Pro2. Но второй флагман его чуть-чуть обогнал — при пониженной освещенности −1EV он фокусировался заметно быстрее. При пониженной освещенности −2EV — практически так же, как и первый флагман.


Контрастный или гибридный АФ Fujifilm
X-T2
Fujifilm
X-Pro2
Sony
RX-100 IV
Fujifilm
X-A2
Nikon
D5500
Canon EOS
7D Mark II
−1EV, точность (сумма баллов) 282 282 245 276 279 286
−2EV, точность (сумма баллов) 278 274 200 230 253 265
−1EV, скорость (затраченное время) 30 40 29,2 60 114 62
−2EV, скорость (затраченное время) 42 42 29,3 62 119 62

Итак, два флагмана Fujifilm пока держат первые места по скорости и точности контрастного (гибридного) автофокуса. Причем по совокупности скорости и точности они могут поспорить даже с фазовым АФ очень неслабых зеркалок. Например у фазового АФ Canon EOS 7D Mark II показатель точности — менее 250 баллов, а показатель скорости — порядка 25 секунд.

Что касается беззеркалок, то пока они отстают от Fujifilm X-Pro2 и X-T2 с заметным отрывом. Некоторые модели (Sony RX-100 IV) значительно опережают их по скорости, но скорость достигается за счет низкой точности.



Данные, которые вы видите на диаграмме, можно свести в таблицу. Напомню, что точность — это средний балл, который камера набирает в двух тестах при освещенности −1 EV и −2EV. Максимально возможный балл — 10, и в обоих тестах Fujifilm X-T2 набрала больше 9 баллов.


Контрастный или гибридный АФ Fujifilm
X-Е2
Fujifilm
X-Pro2
Sony
RX-100 IV
Fujifilm
X-A2
Nikon
D5500
Canon EOS
7D Mark II
Точность (средний балл) 9,3 9,3 7,4 8,4 8,9 9,2
Скорость (200 / затраченное время) 2,8 2,5 3,4 1,6 0,9 1,6

А скорость считается по формуле «200 / (затраченное в двух тестах время)». Как видите, она у Fujifilm X-T2 также очень высока. Так что сам собой напрашивается главный вывод этого теста: по совокупности точности и скорости (именно в этом порядке) Fujifilm X-T2 — лучшая беззеркальная камера, побывавшая в нашей лаборатории. Даже если сравнивать ее с зеркалками, она уступит лишь таким монстрам, как Canon EOS-1D X Mark II или Nikon D5.

Полное описание методики см. в статье о Canon 7D Mark II, комментарии к ней — в статье о Nikon D5500.


Автофокус и серийная съемка

При пониженной освещенности мы тестируем работу автофокуса в покадровом режиме. А в этом тесте — работу следящего автофокуса в серийной съемке. Здесь мы также можем отметить моменты, которые декларировал производитель:

  • Следящий автофокус стал очень разумным — профессионально разумным. С появлением Fujifilm X-T2 мы впервые увидели беззеркалку с настройками следящего автофокуса, как у продвинутой зеркалки (класса Canon EOS 7D Mark II и выше). То есть следящий автофокус можно настраивать на различные варианты поведения объектов в кадре.
  • В серийной съемке Fujifilm X-T2 может похвастаться увеличенным интервалом, в течение которого автофокус может корректироваться (подробно об этом можно мы писали в статье «Второй флагман: первое знакомство с Fujifilm X-T2». При скорости 5 fps на коррекцию АФ приходится примерно половина цикла.
Средняя точность АФ — 9,9 балла
Скорость до заполнения буфера — 5,0 fps / ∞
Средняя точность АФ — 9,5 балла
Скорость до заполнения буфера — 7,6 fps / ∞

Начнем с того, как Fujifilm X-T2 снимает JPG без RAW — чистый JPG. Снимает она его просто. У камеры два режима: низкоскоростной (Low-Speed) и высокоскоростной (High-Speed). В обоих режимах камера может «щелкать» JPG лучшего качества (Fine) до бесконечности. В низкоскоростной съемке мы установили 5 fps и получили 5 fps. В высокоскоростной съемке мы установили 8 fps (нормальный режим, механический затвор) и получили 7,6 fps. Частичное падение скорости, скорее всего, связано с тем, что по методике мы устанавливаем приоритет фокуса для следящего АФ. Впрочем, в предыдущем тесте также устанавливается приоритет фокуса, только для покадрового режима.

Самый приятный результат в этом тесте — высокая точность, которую дает следящий АФ. По левому графику (Low-Speed) мы видим, что из сотни кадров «выпало» три или четыре, они не испортили общую картинку, в среднем точность осталась очень высокой — 9,9 балла из 10 возможных.

Высокоскоростная съемка дала чуть более низкую точность. На правом графике видно, что «выпавших» кадров больше, поэтому в среднем мы получили 9,5 балла. Что, на самом деле, очень и очень неплохо для высокоскоростной съемки.


Средняя точность АФ — 9,9 балла
Скорость до заполнения буфера — 4,8 fps / 29 кадров
Скорость после заполнения буфера — 1,3 fps / ∞
Средняя точность АФ — 10,0 балла
Скорость до заполнения буфера — 8,1 fps / 26 кадров
Скорость после заполнения буфера — 1,3 fps / ∞

А тест RAW+JPG нас не только порадовал, но и удивил. Как ни странно, при съемке RAW+JPG камера работает и точнее, и быстрее. Ненамного, но все же!

На низкой скорости (с установкой 5 fps) Fujifilm X-T2 отщелкивает 29 кадров со скоростью 4,8 fps, а потом впадает в бесконечный режим — съемку со скоростью 1,3 fps. А на высокой скорости камера даже обогнала установку — «отщелкала» 26 кадров со скоростью 8,1 fps. И потом также перешла в бесконечный режим 1,3 fps. Но при этом точность фокусировки с медленном режиме — 9,9 балла, в быстром — 10 баллов.

Это лишний раз подтверждает, что точная работа автофокуса — явление случайное. Но у одних камер вероятность точной фокусировки невелика, и после множества испытаний (в каждой серии обрабатывается 100 кадров) мы получаем не слишком высокую точность. А у других камер точная фокусировка — событие с высокой вероятностью. Соответственно, мы получаем точность, близкую к 10 баллам. Fujifilm X-T2 выдала 9,96 баллов, с округлением до десятых — ровно 10.

Бесконечностью в этом тесте мы считаем возможность сделать в установившемся режиме 100 и более кадров. Съемка производилась с диафрагмой f/4 и выдержкой 1/250 — 1/500 секунды, со скоростной картой памяти SanDisk Extreme Pro SDHC UHS-I 16 ГБ (скорость записи до 95 МБ/с). Установки автофокуса: группа в центре кадра, следящий, приоритет — фокус.


Видео

Для начала можно отметить интересные особенности видеосъемки:

  • Цветовые профили, или, как их называет производитель, «пленки», могут накладываться на видео в процессе съемки. В частности, можно снимать ч/б с высоким контрастом (довольно интересная черно-белая «пленка» с высоким контрастом называется Acros).
  • При съемке видео Fujifilm X-T2 захватывает в кадр большее число пикселей, чем требуется для Full HD или 4K. При записи больший кадр сжимается до необходимого размера. Это позволяет повысить детализацию.
  • По данным производителя, при подключении внешнего рекордера Fujifilm X-T2 может писать несжатое видео с регулировкой «гаммы» на уровне матрицы. По идее, это дает гораздо более высокое качество, чем регулировка «гаммы» в видеоредакторе. Но мы это лишь отмечаем, в нашем тесте мы не касались возможностей такого уровня.

Впрочем, хватит об интересных моментах, перейдем к пробе видео.



«Домашнее видео», которое мы отобрали для теста, снято при очень скромном, но довольно сложном освещении (сверху — люминесцентные лампы, сбоку — свет проектора). Цель этого видео — показать, насколько гибко перестраивается следящий фокус. И что даже в скромно-сложном освещении камера выдает вполне достойные цвета и очень грамотную экспозицию.

Первое видео снято в разрешении 1280×720 30p. Кроме того, мы подготовили еще 3 коротких ролика в разрешении 4К 3840×2160 30p. Здесь уже нет работы следящего автофокуса, но полюбоваться на эти ролики стоит. Качество картинки (разрешение, динамический диапазон, цвета) — впечатляет! Хотя, чтобы оценить ролики 4K, их лучше не просматривать на web-странице, а скачать и посмотреть отдельно на хорошем мониторе. А еще лучше — на 4K-телевизоре. Действительно, впечатляет!


Видео: Михаил Рыбаков
Заброшенная ГЭС на реке Ламе Волоколамский кремль Волоколамский кремль
видео 4К (3840×2160), 283 МБ
скачать
видео 4К (3840×2160), 456 МБ
скачать
видео 4К (3840×2160), 223 МБ
скачать

Общий итог этого теста или «пробы видео» озвучить легко: возможности Fujifilm X-Т2 намного превышают уровень «домашнего видео». Подробный обзор возможностей камеры при съемке видео читайте в нашем разделе «Цифровое видео».


Итоги

Давайте посмотрим, что у нас накопилось в тестовой карте:


Показатель Оценка количественная Оценка качественная1
Дизайн, эргономика Очень хорошо2
Функциональность Отлично3
Минимизация веса, размеров Хорошо
Соотношение качество / цена Отлично
Разрешение в светлых сценах
(различимые мегапиксели)
20,3 из 24 (85%)Отлично
Разрешение в темных сценах
(различимые мегапиксели)
17,3 из 24 (73%)Отлично
Уровень шума в светлых сценах 1,35 баллаОтлично
Уровень шума в темных сценах 3,42 баллаОтлично
Точность контрастного АФ в светлых сценах 9,9 баллаОтлично
Точность контрастного АФ в темных сценах 9,4 баллаОтлично
Скорость контрастного АФ в светлых сценах Отлично4
Скорость контрастного АФ в темных сценах 2,8 баллаОтлично5
Скорость серийной съемки
со следящим АФ
JPG — 7,6 fps / ∞
RAW+JPG — 8,1 fps / 26 кадров
Отлично
Общие показатели видеосъемки Отлично
  1. Учитывает класс камеры.
  2. Более высокую оценку мы не решились поставить. Все-таки к дизайну и эргономике можно придраться. Конструкцию откидного экрана пока можно назвать спорной, пока непонятно, насколько она удачна или неудачна. Переключение «фото/видео» не такое удобное, как, скажем, в зеркалках Canon и Nikon, для него не выделен отдельный рычажок. Короче, по мелочи недостатки набираются. А в итоге — очень хорошо, но не отлично.
  3. Набор функций, конечно, впечатляет. Для совсем полного счастья не хватает разве что сенсорного дисплея.
  4. Полностью соответствует быстрой скорости серийной съемки — 8 кадрам в секунду.
  5. На сегодняшний день по скорости и точности контрастного (гибридного) АФ, Fujifilm X-Т2 — лучшая камера, побывавшая в нашей лаборатории.

Итак, Fujifilm X-Т2 получилась круглой отличницей. По дизайну получила «четыре с плюсом», а больше придраться не к чему. Или очень сложно придраться. Мелкие минусы мы указали, а на крупные просто не хватает фантазии.

Обычно чувствуешь себя не слишком ловко, когда сильно кого-то хвалишь. Но мы выдали все аргументы, что были на руках. Аргументы, с нашей точки зрения, достаточно убедительные, чтобы признать Fujifilm X-Т2 великолепной камерой. Если кто не согласен — спорьте, приводите свои аргументы.


Галерея

Еще один аргумент — фотографии, выполненные Михаилом Рыбаковым. Фотографии не тестовые, а художественные, с постобработкой. Но на тестовые фотки мы уже насмотрелись (их можно скачать в следующем блоке), лучше посмотреть на оригинальные работы, которые по-своему раскрывают потенциал Fujifilm X-Т2.


Галерея
фото: Михаил Рыбаков


Тестовые материалы для скачивания
Тест «Разрешение — Шумы» Fujifilm X-T2, RAW, высокая освещенность, шумодав выкл., 368 МБ
Fujifilm X-T2, RAW, низкая освещенность, шумодав выкл., 323 МБ
Fujifilm X-T2, JPG, высокая освещенность, шумодав норм., 128 МБ
Fujifilm X-T2, JPG, низкая освещенность, шумодав норм., 121 МБ
Тесты
«Автофокус»
«Серийная съемка»
Fujifilm X-T2, аудиозаписи тестов «Автофокус» и «Серийная съемка», 2,5 МБ
Видео Видеоролик «Домашнее видео», 1280 × 720 30p, 3 мин., 1,3 ГБ
Видеоролик «Заброшенная ГЭС на реке Ламе», 3840 × 2160 30p, 23 с, 283 МБ
Видеоролик «Волоколамский кремль 1», 3840 × 2160 30p, 37 с, 456 МБ
Видеоролик «Волоколамский кремль 2», 3840 × 2160 30p, 18 с, 233 МБ
Галерея Fujifilm X-T2, галерея тестовых снимков, JPG, 267 МБ

В заключение предлагаем посмотреть наш видеообзор профессиональной фотокамеры Fujifilm X-T2:

Наш видеообзор профессиональной фотокамеры Fujifilm X-T2 можно также посмотреть на iXBT.Video

Редакция выражает благодарность компании Fujifilm
за предоставленную на тестирование фототехнику




Дополнительно

ВИКТОРИНА PATRIOT

Какие продукты, помимо компьютерной памяти, представлены в линейке Patriot – Viper Gaming?

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.