Canon EOS 400D в роли первой цифровой зеркальной камеры

Canon 400D

Переход с плёночных зеркальных камер на «зеркалки» цифровые у многих (в том числе и автора этих строк) прошёл через «цифрокомпакты». Виной тому, прежде всего, была непомерно высокая до недавнего времени стоимость цифровых SLR-камер. Активно поэксплуатировав в течение трёх лет несколько далеко не самых худших «мыльниц», ваш покорный слуга не понаслышке знает, насколько компактные камеры ограничивают творческую свободу фотографа. Даже в таких, казалось бы, идеальных для «мыльницы» условиях, как съёмка на морском побережье, где света более чем достаточно, владельца «цифрокомпакта» подстерегает неприятный сюрприз — даже самой короткой выдержки, отрабатываемой затвором компактной камеры, может быть слишком много. Особенно если учесть, что и минимальная диафрагма на «мыльницах» чаще всего составляет f/8. Что уж тут говорить об управлении ГРИП, если при ярком солнце и минимальной выдержке (1/1000 секунды) приходится использовать закрытую до значений f/5,6 — f/8 диафрагму. В итоге резко абсолютно всё, изображение получается плоским. А фотографу всего лишь хотелось сделать красивый портрет ребёнка…

Данная статья не является обзором или тестированием фотокамеры Canon EOS 400D — преемницы популярнейшей модели EOS 350D. Целью данной работы является описание преимуществ и недостатков цифровой зеркальной камеры в сравнении с привычными распространёнными компактными камерами. Статья адресуется в первую очередь фотолюбителям, выросшим из простых «мыльниц», тем, кто стоит перед мучительным выбором — «зеркалка» или «продвинутый компакт».

Написать этот материал побудили неутихающие споры в тематических конференциях. Взгляните хотя бы на такие дискуссии: «О мифах, или когда НЕ нужно покупать цифровую зеркальную камеру» или «Кардинальные отличия между цифрой и цифрой зеркалкой». А часто и вовсе звучат вопросы вроде «Нужна ли мне DSLR?» или «Как научиться фотографировать зеркалом?».

Производители фотокамер, похоже, наконец, поняли, что продавать зеркальные аппараты даже начального уровня намного выгоднее, чем продвинутые компактные камеры типа «всё в одном». Ведь приобретая SLR-камеру, покупатель рано или поздно потратит свои деньги на дополнительные объективы, вспышки и множество других аксессуаров. И в последние годы мы с вами стали свидетелями практически полного исчезновения целого класса камер — так называемых «полупрофессиональных» или «просьюмерских» аппаратов. Сегодня поспорить с «зеркалками» могут, пожалуй, лишь Samsung Digimax Pro 815 и Sony Cyber-shot R1. Причём, по габаритным размерам, весу и стоимости указанные камеры уже мало чем от них отличаются.

А что же SLR-камеры? Младшие представители этого класса давно обзавелись такими «любительскими» атрибутами, как «зеленый» сектор (полностью автоматический режим съёмки) и сюжетные программы (спорт, ночная съёмка, потрет, пейзаж и т .п.). А в новейшей сверхдешёвой «зеркалке» Nikon D40 имеются даже анимированные подсказки с текстовым описанием различных режимов съёмки. И можете не сомневаться, конкуренты не заставят себя долго ждать, и в ближайшее время мы увидим еще несколько бюджетных SLR-камер стоимостью около 500—600 долларов. И тогда уже ничего не будет сдерживать обычного фотолюбителя от покупки зеркальной камеры.

Ничего, кроме… страха. Да-да, многие боятся зеркальных камер и искренне считают, что они обязательно требуют специальных навыков и знаний, без которых снимки будут заметно хуже сделанных привычной компактной камерой. Специально для таких пользователей в любительских SLR-камерах существуют привычные по «мыльницам» сюжетные программы и полностью автоматический режим. Причём, эти программы учитывают множество параметров, настройка которых необходима для получения качественного снимка в заданных условиях.

Что же предлагает недорогая SLR-камера Canon EOS 400D начинающим и опытным фотолюбителям?

На диске установки режима этого фотоаппарата предусмотрены зона базовых и зона творческих режимов. Так называемая «творческая зона» включается себя востребованные «продвинутыми» фотолюбителями режимы:

  • P — Программная автоматическая экспозиция
  • Tv —Автоматическая экспозиция с приоритетов выдержки
  • Av — Автоматическая экспозиция с приоритетов диафрагмы
  • M — Ручная установка экспозиции
  • A-DEP — Автоматическая установка экспозиции с контролем глубины резкости

«Базовая зона» включает в себя самые необходимые сюжетные программы:

  • Полностью автоматический режим (зелёный сектор)
  • Портрет
  • Пейзаж
  • Крупный план
  • Спорт
  • Ночной портрет
  • Съёмка без вспышки

В полностью автоматическом режиме достаточно только глядя в видоискатель выбрать композицию и нажать на кнопку спуска затвора. Единственное отличие этого режима в Canon EOS 400D от большинства «компактов» в том, что после нажатия наполовину кнопки спуска фокусировка фиксируется только на неподвижном объекте. Если же объект перемещается (изменяется расстояние до камеры) во время или после фокусировки, автоматически включается режим AI Servo AF, обеспечивающий непрерывную фокусировку на объекте. Таким образом, даже у самого неподготовленного пользователя увеличиваются шансы снять резкий кадр. Кроме того, в этом режиме в случае необходимости автоматически поднимается и срабатывает встроенная вспышка.

В режиме «Потрет» максимально открывается диафрагма, благодаря чему размывается задний план и внимание акцентируется на снимаемом человеке. Кроме того, в этом режиме телесные тона выглядят мягче, резкость несколько снижена, а при длительном нажатии на кнопку спуска затвора производится непрерывная съёмка (со скоростью около 3 кадров в секунду).

При съёмке в режиме «Пейзаж» обеспечивается максимально возможная глубина резкости, а зеленые и синие оттенки отображаются более ярко. Резкость по сравнению с автоматическим режимом в данной программе выше.

Режим «Крупный план» предназначен для макросъёмки, для чего желательно использовать соответствующие объективы. Главное отличие этой программы от автоматического режима — принудительно включенный режим автофокусировки One-Shot AF, позволяющий фиксировать фокусировку и изменять композицию кадра.

Для съёмки движущихся объектов удобней всего использовать сюжетную программу «Спорт». В ней автоматика камеры устанавливает минимально возможные выдержки, а настройка фокусировки и экспозиции производится непрерывно.

В режиме «Ночной портрет» удобно делать снимки людей в тёмное время суток. Встроенная вспышка освещает лицо, а за счёт длинной выдержки прорисовывается задний план.

Программа «Съёмка без вспышки» будет востребована в музее, церкви или, например, для съёмки при свечах. Автоматика камеры выбирает высокие значения чувствительности, а система автофокуса как и в полностью автоматической программе работает в «интеллектуальном» режиме AI Focus AF. Другими словами, пока фотографируемый объект неподвижен, автофокусировка производится в режиме One-Shot AF. Если затем объект начинает двигаться, камера переключается в режим AI Servo AF и фокусируется непрерывно.

Хотелось бы особо отметить наличие в камерах Canon двух автоматических режимов — Auto (зеленый сектор) и программной автоматической экспозиции P. Идентичные на первый взгляд режимы на самом деле разнятся кардинально.

Полностью автоматический режим рассчитан исключительно на начинающих пользователей, вмешательство которых в настройки параметров съёмки крайне нежелательно и даже вредно для результата. Чтобы такой пользователь по незнанию или случайно не смог «сбить» самые важные настройки, практически все они в данном режиме недоступны. Другими словами в «зелёном секторе» в полной мере реализована «защита от дурака».

В полностью автоматическом режиме невозможно:

  • сохранять снимки в формате RAW (доступны лишь различные варианты качества и разрешения снимков в формате JPEG)
  • выбирать значение чувствительность ISO
  • устанавливать баланс белого
  • осуществлять непрерывную съёмку
  • выбирать стиль изображения, отличный от стандартного
  • выбирать режим замера экспозиции (во всех режимах «базовой зоны» принудительно включен оценочный замер)
  • осуществлять сдвиг программы
  • вносить компенсацию и фиксацию экспозиции
  • контролировать глубину резкости с помощью предварительного просмотра
  • управлять работой встроенной вспышки
  • выбирать цветовое пространство

Напротив, в режиме программной автоматической экспозиции P все эти настройки доступны пользователю. Такой себе «автомат» для продвинутого фотографа.

Для любителей сохранять снимки исключительно в формате JPEG и не желающих «возиться» с постобработкой «тяжёлых» RAW файлов, рассматриваемая камера Canon EOS 400D предлагает весьма гибкие настройки внутрикамерной обработки. Для этого достаточно зайти в меню «Настройка стиля изображения». Изменить можно резкость изображения (значения от 0 до 7), контрастность изображения и яркость цветов, насыщенность цветов изображения, цвет телесных тонов (от красноватых до желтоватых оттенков). Кроме трёх пользовательских настроек стиля имеется на выбор несколько предустановленных стилей изображения: стандартное, портрет, пейзаж, натуральное, точное и монохромное.

Последний стиль интересен тем, что кроме прочего позволяет получить чёрно-белые изображения с эффектом применения различных фильтров. Кто снимал на чёрно-белую пленку, помнит как с помощью жёлтого, оранжевого, красного или зеленого фильтра можно было, например, выделить облака или добиться красивого оттенка кожи. Кроме фильтра доступен и эффект тонирования, придающий монохромным снимкам голубой, пурпурный или зеленый оттенок, а также популярный эффект сепия.

Даже встроенная вспышка зеркальной камеры позволяет получить в помещении более приличные снимки по сравнению с компактами. Тени выходят мягче, а эффект красных глаз практически не наблюдается. При съёмке бытовых сцен без проблем можно использовать встроенную вспышку при высоких значениях чувствительности (ISO 400 —800), благо большие матрицы «зеркалок» заметно менее шумны, чем сенсоры «цифрокомпактов». Таким образом, вспышка будет работать в так называемом заполняющем режиме — фон будет проработан, а лица не пересвечены.

Но всё-таки ни одна встроенная вспышка не сравнится с хорошей внешней. Современные автоматические вспышки с поддержкой оценочного замера экспозиции с использованием предварительной вспышки и учётом информации о расстоянии фокусировки объектива (E-TTL II в системе Canon), и головкой, поворачивающейся по вертикальной и горизонтальной оси, дарят фотографу практически неограниченную свободу. При этом работа с ними не вызывает каких-либо сложностей даже у новичков. Достаточно прочитать в инструкции к камере как именно она будет работать со вспышкой в различных режимах (автоматическом, ручном, режимах приоритета выдержки или диафрагмы). А дальше — свобода творчества. Можно направлять пучок света, например, под углом в белый потолок, в стену, просто вверх, использовать рассеиватели и отражатели. Немного поэкспериментировав можно добиться и требуемого объёма, и блеска в глазах и отсутствия нежелательных теней или пересветов на лице. Причём, это намного проще, чем кажется обладателям «цифрокомпактов», привыкшим снимать строго вспышкой «в лоб».

Canon 400D
Снимок сделан в помещении с окрашенными в различные оттенки красного стенами и потолком. Объектив Canon EF 50 f/1,8 II, выдержка 1/100 с, диафрагма f/2,8, чувствительность ISO 200, вспышка Sigma EF-500 DG Super.

Canon 400D
Снимок сделан в помещении с белым потолком. Объектив Canon EF 50 f/1,8 II, выдержка 1/100 с, диафрагма f/2,2, чувствительность ISO 200, вспышка Sigma EF-500 DG Super.

Canon 400D
Фрагмент предыдущего снимка (100% «кроп»).

Имея светосильный объектив при съёмке в помещении можно обходиться и вовсе без вспышки. Часто достаточно значения чувствительности ISO 400—800 и диафрагм f/1,8 — f/4. Взгляните на снимки, сделанные без вспышки в помещении с использованием классического бюджетного «полтинника» Canon EF 50 f/1,8 II, стоимостью менее 100 долларов.

Canon 400D
Снимок сделан в помещении, освещённом одной лампой накаливания мощностью 100 Вт. Объектив Canon EF 50 f/1,8 II, выдержка 1/50 с, диафрагма f/2,8, чувствительность ISO 800.

Canon 400D
Фрагмент предыдущего снимка (100% «кроп», внутрикамерная обработка изображения).


Canon 400D
Фрагмент снимка (100% «кроп», внутрикамерная обработка изображения), сделанного в помещении, освещённом дневным светом от окна. Объектив Canon EF 50 f/1,8 II, выдержка 1/400 с, диафрагма f/2,8, чувствительность ISO 800.

Молниеносная фокусировка — это то, что поражает, когда впервые берешь в руки современную «зеркалку». А еще — практически полное отсутствие задержки срабатывания затвора. Увидел цель — сфокусировался — снял. Эта привычная цепочка действий в зеркальных камерах происходит несравнимо быстрее.

Как правило, зеркальные камеры начального уровня позволяют вести серийную съёмку со скорость около 3 кадров в секунду. При съёмке динамичных сцен наличие подобного режима становится весьма востребованным. С его помощью очень просто снять и такие забавные сюжеты:

Canon 400DCanon 400D

Вопрос удобства всегда был субъективным. Кому-то нравятся большие «зеркалки» с удобным хватом под могучую мужскую руку, кому-то зеркальные камеры компактного размера. Но чаще приходится идти на компромисс, выбирая между удобством хвата и удобством ношения камеры. Canon 400D однозначно относится к разряду компактных «зеркалок». В сумке она занимает совсем не много места. Но держать её в руке даже по сравнению с немаленькими «ультразумами» намного удобней. Справедливости ради заметим, что при использовании крупной внешней вспышки, камера уже норовит выпасть из рук. Хотя, в любом случае при хвате двумя руками проблем не возникает.

Canon 400D

За три недели использования камеры Canon EOS 400D автор этих строк пришёл к выводу, что по возможности нужно всегда сохранять снимки в RAW или RAW+JPEG. Разница в детализации и резкости видна невооружённым глазом. А идущее в комплекте программное обеспечение Digital Photo Professional позволяет достаточно просто конвертировать RAW-файлы в форматы JPEG или TIFF, внося самые необходимые корректировки.

Взгляните на снимок, сохранённый в RAW+JPEG. В левом окне то, что выдаёт внутрикамерная обработка в «стандартном» стиле изображения. В правом изображение, конвертированное из RAW в JPEG практически без дополнительного вмешательства.

Canon 400D

Нажав сюда можно посмотреть это же изображение в увеличенном до 1024×768 пикселей размере (313 КБ).

Многие фотолюбители, начав фотографировать цифровыми зеркальными камерами после использования компактов, с удивлением и даже разочарованием обнаруживают, что их снимки не отличаются особой резкостью, а напротив — получаются «мыльными». Причин в данном случае может быть несколько. Это и сравнительно бережное отношение внутрикамерных алгоритмов обработки к деталям изображения, и ничем не выдающиеся оптические характеристики недорогих объективов, и банальное непопадание фотографируемого объекта в зону резкости при съёмке на открытых диафрагмах (с минимальной ГРИП).

Любители «звенящей» резкости могут при желании изменить упомянутые выше настройки стиля изображения или снимать в RAW с последующей обработкой по своему вкусу, выбрать «резкий» объектив или прикрывать диафрагму. Владелец зеркальной камеры волен сам решать что ему важнее в каждом конкретном случае. И это есть самое важное преимущество зеркальных камер.

Убежденные противники «зеркала»среди их основных недостатков называют большие размеры и вес, невозможность визирования по ЖК-дисплею, отсутствие режима видеосъёмки и цену. Но если задуматься, серьёзные компактные камеры не так уж и сильно отличаются от бюджетных «зеркалок» габаритами и стоимостью. А визирование через видоискатель избавляет фотографа от абсолютно неуместных в данном процессе задержек, характерных для ЖК-мониторов. Что касается видео, то, как правило, человек, начавший снимать зеркальной камерой, про него даже не вспоминает.

Бытует мнение, что шедевр можно снять даже камерой мобильного телефона, что снимает не камера, а фотограф. Разумеется, в определённых благоприятных условиях и на дешевую «мыльницу» можно снять отличное фото. А есть и «фотографы», считающие, что как только они купят дорогую зеркальную камеру с высококачественным дорогим объективом, каждый их снимок будет достоин персональной фотовыставки. Но, как известно, истина где-то посредине. Фотоаппарат — это всего лишь инструмент в руках фотографа. Человеку, способному видеть кадр, чувствовать композицию, свет, зеркальная камера буквально развяжет руки, позволит реализовать любые творческие замыслы. А если нет способностей или желания фотографировать, то, разумеется, не стоит и тратиться на дорогостоящую фототехнику.

Будущие владельцы цифровых зеркальных камер должны помнить: «зеркалка» расширит ваши возможности, но не сможет думать за вас. Удачных вам снимков и успехов в творчестве!

Комплект оборудования представлен магазином FotoMag.com.ua
ПриложениеВнешний вид
Canon 400D
Canon 400D
Canon 400D
Canon 400D
Измерения

Разрешение

Мира

Съемка миры производилась через объектив Canon EF 50 мм 1:1,8 II. Приведены фрагменты миры в центре кадра. Мира не является мирой абсолютного контраста (напечатана черными чернилами на белой бумаге). Изображение можно сохранить и рассмотреть в увеличенном масштабе. В диапазоне диафрагм f/1,8-f/11 разрешение практически постоянно и «ограничено» муаром (разрешение объектива не ниже разрешения матрицы), при диафрагмах f/16 и выше из-за дифракционных эффектов объектив уже становится «хуже матрицы». Если исходить из необходимости использования сильно диафрагмированной оптики, то словом «хуже» следует характеризовать именно матрицу, из-за малого размера ячеек которой нельзя использовать оптику именно так.

Шум

Для оценки «шумности» матриц камер во всем возможном диапазоне чувствительности снималась карта Kodak Q13. Съемка производилась в JPEG со стандартными установками для Canon 400 D и в RAW с обработкой в DPP для Canon 350 D. Шумоподавление выключено. Освещение галогенными лампами накаливания для коротких выдержек и лампой дневного света для длинных.

Шумы

Скорость

Съемка производилась на карту памяти CF 512 Transcend 80Х.

Режим съемки
Результаты измерений:
Первый снимок, ручная фокусировка
менее 1 с
Покадровая съемка
Покадровая съемка
JPEG наилучшего качества, максимального разрешения, автофокус включен
45 кадров за 18 с, далее задержка 10 с до следующего кадра
RAW
12 кадров за 4 с, далее задержка 6 с до следующего кадра
RAW + JPEG
10 кадров за 4 с, далее задержка 15 с до следующего кадра
Серийная съемка
Серийная съемка
JPEG наилучшего качества, максимального разрешения
51 кадр за 18 с, далее задержка до 6 с до следующего кадра
RAW
12 кадров за 4 с, далее задержка до 6 с до следующего кадра
RAW + JPEG
10 кадров за 3 с, далее задержка до 15 с до следующего кадра
Программное удаление следов пылинок на матрице с помощью программы Digital Photo Professional

Для оценки эффективности программного удаления следов пылинок на матрице производилась съемка белой поверхности при диафрагме объектива f/36. До съемки была выполнена процедура записи дефектов (съемка белой поверхности при диафрагме f/22 в специальном режиме из меню камеры). До записи карты «пылинок» камера стряхивает пылинки «механически». Далее приведены фрагменты одного и того же места на кадре, а так же ссылки на исходные файлы, полученные без обработки фильтром удаления пылинок Digital Photo Professional и с этим фильтром.

Фрагмент
Фрагмент
Без удаления дефектов,
исходный файл 2,1 МБ
После удаления дефектов,
исходный файл 2,3 МБ

Ни аппаратный режим, ни программный не обеспечивают абсолютного удаления пылинок. Но при диафрагме до f/16 след оставляют только достаточно крупные пылинки и, как правило, встроенный механический привод стряхивания пылинок справляется со своей задачей достаточно хорошо.


Автор приложения: Сергей Щербаков (sherbakovs@ixbt.com)

Цены

В таблице ниже приведена средняя розничная по Москве цена, актуальная на момент чтения вами данной статьи:

Canon EOS 400D
Н/Д(0)





16 января 2007 Г.

Canon EOS 400D

Canon EOS 400D

Canon 400D

«» ( ) «». , , SLR-. «», , . , , «» , , , «» — , , . , «» f/8. , (1/1000 ) f/5,6 — f/8 . , . …

Canon EOS 400D — EOS 350D. . , «», , — «» « ».

. : « , » « ». « DSLR?» « ?».

, , , , , « ». SLR-, , . — «» «» . «» , , Samsung Digimax Pro 815 Sony Cyber-shot R1. , , .

SLR-? «» , «» ( ) (, , ,  ..). «» Nikon D40 . , , SLR- 500—600 . .

, … . -, , , . SLR- «» . , , .

SLR- Canon EOS 400D ?

. « » «» :

  • P —
  • Tv —
  • Av —
  • M —
  • A-DEP —

« » :

  • ( )

. Canon EOS 400D «» , . ( ) , AI Servo AF, . , . , .

«» , . , , , ( 3 ).

«» , . .

« » , . — One-Shot AF, .

«». , .

« » . , .

« » , , , . , «» AI Focus AF. , , One-Shot AF. , AI Servo AF .

Canon — Auto ( ) P. .

, . «» , . « » « ».

:

  • RAW ( JPEG)
  • ISO
  • ,
  • ( « » )

, P . «» .

JPEG «» «» RAW , Canon EOS 400D . « ». ( 0 7), , , ( ). : , , , , .

, - . - , , , , , . , , , .

. , . (ISO 400 —800), «» , «». , — , .

- . (E-TTL II Canon), , , . - . (, , ). — . , , , , , . , . , , «», « ».

Canon 400D
. Canon EF 50 f/1,8 II, 1/100 , f/2,8, ISO 200, Sigma EF-500 DG Super.

Canon 400D
. Canon EF 50 f/1,8 II, 1/100 , f/2,2, ISO 200, Sigma EF-500 DG Super.

Canon 400D
(100% «»).

. ISO 400—800 f/1,8 — f/4. , «» Canon EF 50 f/1,8 II, 100 .

Canon 400D
, 100 . Canon EF 50 f/1,8 II, 1/50 , f/2,8, ISO 800.

Canon 400D
(100% «», ).


Canon 400D
(100% «», ), , . Canon EF 50 f/1,8 II, 1/400 , f/2,8, ISO 800.

— , , «». — . — — . .

, 3 . . :

Canon 400DCanon 400D

. - «» , - . , . Canon 400D «». . «» . , , . , .

Canon 400D

Canon EOS 400D , RAW RAW+JPEG. . Digital Photo Professional RAW- JPEG TIFF, .

, RAW+JPEG. , «» . , RAW JPEG .

Canon 400D

1024×768 (313 ).

, , , , — «». . , , ( ).

«» RAW , «» . . .

«» , -, . , «» . , -. , , , , , .

, , , . , «» . «», , , . , , - . — . , , , , , . , , , .

: «» , . !

Canon 400D
Canon 400D
Canon 400D
Canon 400D

Canon EF 50 1:1,8 II. . ( ). . f/1,8-f/11 «» ( ), f/16 - « ». , «» , - .

«» Kodak Q13. JPEG Canon 400 D RAW DPP Canon 350 D. . .

CF 512 Transcend 80.

:
,
1
JPEG , ,
45 18 , 10
RAW
12 4 , 6
RAW + JPEG
10 4 , 15
JPEG ,
51 18 , 6
RAW
12 4 , 6
RAW + JPEG
10 3 , 15

Digital Photo Professional

f/36. ( f/22 ). «» «». , , Digital Photo Professional .

,
2,1
,
2,3

, . f/16 , , .


: (sherbakovs@ixbt.com)

, :

Canon EOS 400D