Итоги 2007 года — цифровые плееры


 

Давненько мы что-то не подводили годовых итогов по рынку плееров — целых три года. За это время ситуация на рынке успела достаточно сильно измениться, так что есть смысл посмотреть — как. Текущее положение дел мы нередко и в «текущих» статьях описывали, а вот окинуть общим взглядом весь рынок все же иногда полезно. Не слишком часто, но сейчас такой момент, по-моему, как раз и настал.

Конец бума

История цифровых плееров нового поколения началась почти десять лет назад (юбилей будем отмечать как раз во втором квартале наступившего года), однако первые года так 3-4 распространялись они очень медленно. Фактически первые модели больше были похожи на забавные игрушки или лабораторные работы начинающих конструкторов, нежели на что-то, что может стать коммерчески успешным. К тому же и конкуренты были весьма сильны — по части параметров их удалось обойти, но лишь по небольшой. В результате и гибридные устройства, типа CD-плееров с поддержкой форматов сжатия с потерями, достаточно активно разрабатывались и продавались — сразу отказаться от устаревших носителей не получалось.

А потом на рынке началась настоящая «золотая лихорадка» и длилась лет пять. Фактически, каждый год рынок портативных аудиоустройств с поддержкой МР3 и последовавших за ним аналогичных разработок рос более чем на 100%. Бывало, что и более чем на 200%, т.е. увеличение годового объема продаж в разы совсем не было редкостью. Давно стали историей времена, когда МР3-плеер нужно было где-то заказывать или специально искать в продаже — сейчас в каждом магазине бытовой электроники можно обнаружить десяток разнообразных моделей от производителей разного уровня. В общем, достаточно быстро цифровые плееры превратились в обычный массовый товар. Кто-то сумел лучше уловить тенденции, кто-то хуже, так что список производителей постоянно менялся, однако общее их количество оставалось очень высоким.

Пиком можно считать год 2006. Данные по прошедшему пока еще окончательно не подсчитаны, но, вообще говоря, практически все прогнозы показывали, что объем продаж за 2007 год не превысит аналогичный показатель 2006 года. Даже, скорее всего, будет он более низким. Ничего удивительного в этом нет — в процессе превращения любого устройства из «горячей новинки» в обычный товар темпы прогресса постепенно замедляются. Что-либо принципиально новое придумать становится все более сложным. Идет банальное наращивание количественных, а не качественных характеристик, что многим уже просто не требуется — если устройство устраивает покупателя, то он его приобретает. Появление такого же, но с перламутровыми пуговицами уже сильного желания бежать в магазин не вызывает — зачем, если уже устраивает? Первое время темпы роста рынка были крайне высокими просто потому, что большая часть продукции уходила на «плееризацию» ранее неохваченной части населения, сейчас же основная конкуренция разворачивается не между производителями, а между новыми и старыми моделями одних и тех же производителей. А существенно нового, повторяю, придумать не удается. Вот и вышло, что плеер есть уже практически у каждого, кто хотел бы его купить. Те модели, которые были куплены года три назад, сейчас многие меняют на более современные, а вот то, что было куплено году так в 2005 от современной продукции зачастую вообще неотличимо. Да, в новых разработках больше объем памяти за те же деньги, да и функциональность сильно увеличилась, но не всем это требуется. Фактически мы приходим к той же ситуации, что была на рынке бытовой техники в момент начала внедрения компакт-дисков: бурный рост первое время (поскольку новые технологии были привлекательны для многих), а потом стабильный не уменьшающийся, но и не увеличивающийся спрос — сейчас тот же музыкальный центр обычно приобретают для замены старого, вышедшего из строя. Так и с плеерами, например, на флэш-памяти. Вот только ломаются они ввиду отсутствия механики достаточно редко.

Кроме того, постепенное упрощение и удешевление компонент цифровых плееров быстро привело к тому, что встраивать их начали куда ни попадя. На практике это привело к тому, что музыку нынче играть может практически каждое мобильное устройство — начиная от банальных телефонов, не говоря уже о смартфонах, КПК, коммуникаторах, портативных игровых приставках и так далее. Да, отдельный плеер удобнее. Уже, хотя бы, тем, что не будет опасений остаться без связи, «посадив» аккумулятор телефона прослушиванием музыки. И управление «автономным» плеером удобнее, нежели встроенным в другое устройство, просто потому, что именно под это, а не под что-либо другое он заточен. И коммутация с компьютером, как правило, осуществляется более удобным образом. Да и память зачастую обходится дешевле, поскольку встроенная, а не в виде карт. А про качество воспроизведения музыки даже теми устройствами, которые специально позиционируются как «музыкальные» лучше уж промолчать. Плюс отсутствие нормального выхода на наушники, что приводит к необходимости использования разнообразных переходников, которые тоже качества не добавляют, или комплектных гарнитур, качество которых колеблется от «отвратительного» до «ужасающего». Все это есть. Но, тем не менее… Многих пользователей вполне устраивают пусть и безобразные, но бесплатные наушники из комплекта как в случае отдельных, так и встроенных плееров — все равно музыка используется разве что чтоб не скучно было. Да и качество реализации прочих функций тоже многих устраивает. В конце концов, даже встроенными в телефоны камерами многие пользуются, а ведь там дела обстоят еще более безобразно, чем с воспроизведением музыки :) Зато голова не болит по поводу использования (тем более, покупки) нескольких устройств. С другой стороны, и рынок плееров никуда не денется в конечном итоге — просто на смену неограниченному росту приходит его стабилизация. Разумеется, со всеми сопутствующими процессами, главным из которых можно считать усиление конкуренции и все, что из этого следует. В частности, сужение ассортимента товаров ;)

МР3-плееры умерли — да здравствуют МР4-плееры!

Еще одна тенденция, четко определившаяся в 2007 году: аудиоплееров становится все меньше. С одной стороны их подпирают уже упомянутые «встроенные» в устройства (если музыку воспроизводят все, то зачем для этого отдельный плеер?), с другой — сильно подешевевшие модели с поддержкой видео. Дело в том, что поддержка видеоформатов для современных микроконтроллеров стала стандартным явлением, ну а раз так, то почему бы не воспользоваться «бесплатными» возможностями? Даже в том случае, когда дисплей устройства имеет недостаточные для полноценного просмотра размеры, производители все равно не отключают видеофункции — они им ничего не стоят. Причем и дисплеи сильно подешевели за последние годы, особенно цветные. И энергопотребление их снизилось. Так что во многих моделях уже можно найти что-то приличное — некогда топовые модели дорогостоящих видеокомбайнов комплектовались QVGA-дисплеями с диагональю 3,5 дюйма, сегодня же это максимум средний класс. А QVGA на 2,5" ниже среднего. В топовых же моделях бал правит WVGA с диагональю от четырех до семи дюймов — некогда о таких дисплеях и мечтать-то не приходилось. Да и самые компактные модели зачастую могут похвастаться чем-нибудь типа 3" 480 × 272 или 2" 320 × 240, а не только «любимыми» бюджетниками 1.8" 160 × 128. В общем, на таких дисплеях смотреть видео уже можно! Пусть не часами, но мультики в транспорте — без проблем.

Но это мы забрались, конечно, уже в верхний класс. Впрочем, плеер с упомянутым выше дисплеем 1.8" 160 × 128 в наше время может стоить в районе ста долларов, видео как-то показывать сможет, по размерам будет компактнее любой модели двух-трехлетней давности (независимо от функциональности) так что… зачем выпускать аудиоплееры, если так дешево обходятся видеоплееры? ;) И не выпускают их уже многие. В частности, в последней линейке плееров Archos нет ни одного плеера без поддержки видео. У Apple в последнем поколении аудиоплеер остался ровно один — вообще лишенный дисплея компактный shuffle. Creative предлагает нам две бюджетных модели без поддержки видео — Stone (тоже без дисплея вообще) и Stone Plus. Корейские производители, в основной своей массе, творят тоже самое, да и оба Китая тоже. Впрочем, на материке пока аудиоплееров производится не так и мало — продаются уже чуть ли не на вес (в районе 30 долларов за модель с четырьмя гигабайтами памяти), основаны в основном на местной же электронной базе :) Но видеоплееров, все же, больше.

Радоваться ли такому прогрессу или огорчаться? С одной стороны, можно и посетовать на то, что теперь в роли видеоплееров нам предлагаются практически непригодные для этого модели с микроскопическими дисплейчиками с диагональю в районе полутора дюймов. С другой же стороны необходимость думать своей головой никто не отменял. С учетом этого ничего страшного не происходит — музыку же такие «недовидео»-плееры  воспроизводят ничуть не хуже, чем их аудио-предшественники за те же деньги. И, формально, еще и видео воспроизводят. Да, неудобно смотреть подолгу в маленький экран, но никто и не заставляет это делать: плеер с дисплеем 2.5-3 дюйма будет стоить тоже не сказать, чтоб пугающих денег. А формально очередной переворот на рынке можно считать свершившимся — цифровые плееры теперь в основной своей массе мультимедийны, а не только музыкальны.

Попрощайтесь со всеми, кроме флэш-памяти

Еще 7-8 лет назад, во время появления первых МР3-плееров я во всех статьях писал, что будущее именно за моделями на флэш-памяти, а все остальные носители в этих устройствах лишь временный компромисс. Разумеется, подобное мнение очень многие не разделяли — достаточно вспомнить те самые первые плееры, чтобы понять почему. Флэш-память в конце ХХ века стоила очень дорого, да и микросхемы ее имели достаточно небольшую емкость. В результате чего на массовом рынке первым плеерам с большим объемом флэша делать было особо нечего, а с маленьким смотрелись они бледновато рядом с конкурентами. Да, устойчивость к тряске, да, низкое энергопотребление, да, компактность, но при этом встроенной памяти (в среднем на тот момент получалось порядка 100 Мбайт) хватало лишь на хранение часов так полутора музыки при достаточно высокой степени сжатия (а значит и относительно невысоком качестве). Плееры же на компакт-дисках были громоздкими, зато и очень дешевыми, а каждый диск вмещал до 700 Мбайт данных, причем стоимость чистого записываемого диска уже опустилась до единиц рублей. К тому же, что тоже было немаловажным, данные модели были полностью совместимы и с обычными аудиодисками, т.е. универсальность их была куда более высокой, вплоть до возможности вообще обходиться без компьютера (благо записанные диски той или иной степени лицензионной чистоты продавались и продаются сейчас практически на каждом углу). Плееры на жестких дисках занимали среднее положение между этими двумя классами устройств по компактности, стоили несколько сотен долларов, но и предлагали пользователю несколько гигабайт, а то и десятков гигабайт места для хранения музыки и прочих файлов. В общем, в таких условиях плееры на флэше казались пусть и весьма перспективной и интересной разработкой, но покупали их достаточно вяло.

То, как дальше развивались технологии с 2000 по 2007 год, мы опустим — лучше посмотрим на то, к чему все пришло в результате. Все эти годы стоимость флэш-памяти падала очень быстро. Винчестеры, впрочем, тоже увеличивали объемы и снижали стоимость каждого гигабайта, но делали это медленнее. К тому же, они по-прежнему оставались достаточно крупными устройствами, а дюймовые микродрайвы ожиданий не оправдали: первое время их емкость и цена позволяли конкурировать с флэш-памятью, сейчас же ситуация уже изменилась. Впрочем, если вы хотите держать при себе 30 гигабайт медиаконтента и более, причем активно используя плеер еще и в роли переносного накопителя, альтернатив винчестерным моделям нет. Но многим ли это на практике нужно? Да нет. А объем флэш-памяти даже в недорогих моделях плееров давно уже позволяет не только иметь при себе достаточный объем музыки, но и на видео и прочие радости замахиваться, и лимитирующим факторов в последнем случае является уже не объем памяти, а другие факторы – размер дисплея, например. Про плееры на CD вообще можно забыть, хотя их производят и продают и сейчас: бюджетная простенькая продукция, которая уже и ценовые преимущества терять начинает при всех своих неудобствах.

В общем, в последнее время наблюдался явный бум на рынке медиапроигрывателей на флэш-памяти. Огромное их количество производится крупными и не очень компаниями из Юго-Восточной Азии, которые на модели на других носителях даже не замахивались. С одной стороны, это хорошо: все-таки флэш-память, освободившаяся от «тяжкого наследия» в виде высокой цены и низкой емкости, действительно является самым удобным носителем данных для портативных устройств. С другой же, в результате разнообразие на рынке оказывается лишь кажущимся. Фактически медиапригрыватели разных фирм все более и более похожи друг на друга. Ранее они были разными, не в последнюю очередь из-за разных носителей. И немалый интерес вызывали модели на винчестерах — поскольку производители последних не могли обеспечить такую же компактность, как в случае флэша, или столь низкие цены, как у «дискменов», им приходилось в конкурентной борьбе применять иные средства. Плеер великоват и не дешев? Ничего страшного: значит поставим в него мощный аккумулятор (возможно сменный), «напичкаем» разными функциями (вплоть до возможности «сброса» информации с карт памяти), качественно реализуем их всех (место есть, благо) и т.п. В общем, в качестве солидных аппаратов для солидного потребителя плееры на HDD чувствовали себя отлично. Теперь же при всеобщей ставке на миниатюризацию имеем «атаку клонов» китайского и тайваньского производства, когда различить устройства разных фирм почти невозможно: они чуть разные, но очень похожие. Причем такие модели давно занимают львиную долю рынка.

А что же «старая гвардия», которая долгие годы обеспечивала разнообразие на плеерном рынке? Корейские фирмы в данном случае можно не воспоминать — они как раз даже в самые сложные годы в первую очередь ориентировались на флэш-память, работая с другими носителями лишь «постольку-поскольку». В 2007 году интересные модели были… в количестве пары-тройки штук, против десятков плееров на флэше. Японцы в виде Sony поразвлекавшись с винчестерами и мини-дисками также ухватились за флэш, так что клепают точно такие же устройства, как корейцы и китайцы. Остаются, значит, сингапурцы, северо-американцы и французы. Сингапур, а именно компания Creative, нам тут ничем не поможет — сначала она пустила «под нож» аудиоплееры на жестких дисках, тотально заменив их флэшовыми моделями, а в этом году с производства снят и Zen Vision M с поддержкой видео. В результате во всем ассортименте компании осталась только одна модель на жестком диске, причем не сказать, чтоб сильно молодая — широкоформатный Zen Vision W. И неизвестно, сколько она еще продержиться: новенький Zen (который как раз и сделал неактуальным Zen Vision M) имеет до 16 Гбайт флэш-памяти и слот расширения SD, что немногим хуже винчестера на 30 Гбайт в Zen Vision W. Так что я не удивлюсь, если вскоре мы увидим новый широкоформатник «на шасси» Zen: сейчас он уступает лишь в плане дисплея (2.5” и 4.3” соответственно). В сторону Apple после последней презентации смотреть тоже бесполезно — ситуация не лучше, чем у Creative. В новой коллекции лишь один плеер на жестком диске — iPod Classic. Видимо, в качестве благодарности за верную службу — именно iPod на 1.8” жестком диске был первым продуктом компании на этом рынке, и именно он позволил ей занять немалую его часть. Причем бродят слухи, что и Classic на рынке будет присутствовать недолго, а заменит его винчестерная модель, либо вариация на тему iPod Touch, но с еще большим объемом флэш-памяти, точно неизвестно.

Французы из Archos держались до последнего момента. Все-таки компания вообще первой выпустила на рынок массовый плеер на HDD и долгое время развивала именно это направление. Что неудивительно — давным-давно ставка была сделана на многофункциональные модели с отличной поддержкой видео (долгое время подобные PMP от Archos вообще были уникальными, да и сейчас аналоги им подобрать крайне сложно), а тут флэш смотрелся очень бледно. Стоит отметить, что компания выпускала одно время и достаточно популярные аудиоплееры на флэше, однако со временем их производство было свернуто. В общем, позапрошлогодняя коллекция компании (4th Generation в ее терминах) состояла исключительно из HDD-плееров: даже самый маленький ее представитель был основан на винчестере с пластинами 1”. Даже казалось, что вон оно — недостающее звено. Все остальные фирмы занялись плеерами на флэше, ну и пусть – те, кому нужны старые добрые винчестерные модели, могут выбрать что-нибудь из продукции Archos. Однако надежды не оправдались, да и, честно говоря, не могли — переход на флэш-память вызван вполне объективными причинами, так что странным было бы, если б один из крупнейших игроков их проигнорировал :) И не проигнорировал — в новой коллекции три модели на флэш-памяти (включая и достаточно мощный широкоэкранный 605 WiFi) и всего две винчестерных. Впрочем, с учетом наличия нескольких модификаций моделей на HDD их, можно сказать, что больше, но тенденция понятна.

Плееры и КПК: слияние или взаимопроникновение?

Существенная ориентация на видео, рост диагонали дисплеев и увеличение функциональности современных медиаплееров делает их все более похожими на карманные компьютеры. Да и носитель данных и там и там одинаковый: в основном флэш-память и, изредка, винчестеры. Сольются ли эти ветки? Вряд ли.

Первой своего «кентавра» выпустил Archos и давно. Побаловался и забыл :) Дело в том, что «полноценный» КПК очень многим просто не нужен. Музыка и видео? Плеер с этим управляется и управлялся превосходно. Чтение? Все модели, кроме младшей, поддерживают PDF (возможность появилась в четвертом поколении и сохранилась в пятом). Что еще нужно? Нужен Интернет. Хотя бы для просмотра сайтов, а также покупки музыки непосредственно — минуя компьютер. Следовательно, желателен сенсорный дисплей, интернет-браузер и поддержка какой-нибудь сети. Раз у нас устройство портативное, желательно беспроводной. Вот и все — наличие этих трех компонентов не превращает плеер в КПК, однако перекрывает запросы очень многих пользователей. Стоит отметить, что первопроходцем в создании такого рода устройств стал именно Archos — они появились еще в четвертом поколении. Правда, чуть позднее его анонса, но и 604 WiFi, и, в особенности, 704 WiFi, низкой популярностью не страдали. Теперь вот и Apple сделал подобное, выпустив iPod touch, так что направление можно считать верным. Archos же, по сути, пошел еще дальше — теперь во всех старших моделях есть WiFi и сенсорный дисплей, т.е. современных аналогов «простых» 504 и 604 из предыдущей линейки не осталось. Правда за браузер теперь нужно платить отдельно, однако наличие WiFi и сенсорного дисплея способно сослужить хорошую службу не только для использования интернет, которым в наших краях, например, явно будут пользоваться не все.

Впрочем, у Apple есть не только touch, но и iPhone — по сути, полноценный гибрид плеера и коммуникатора. Вот только коммуникатор вышел специфическим — главная особенность этих устройств, а именно возможность самостоятельно управлять функциональностью при помощи установки сторонних программ, просто не реализована. Т.е. по сути iPhone это не плеер, не КПК, не коммуникатор и не телефон, а весьма специфическое устройство. В ряде случаев способное заменить любое из перечисленных или даже все их, но не являющееся полным аналогом. Направление интересное, но особенное :)

Но под конец года умудрился всех удивить Cowon, подхвативший выпавшее из рук Archos знамя объединения КПК и плееров: Q5 можно назвать прямым наследником PMA400. К сожалению, и проблема основная унаследована — малораспространенная ОС со слабой программной поддержкой. Archos ориентировался на Linux, Cowon же использует Windows CE. Последняя система использует то же ядро NT, что и Windows Mobile или настольные версии Windows, но на этом сходство и кончается. Вообще говоря, система предназначена в первую очередь для встроенного применения (терминалы, GPS-навигаторы, плееры… и так далее, вплоть до холодильников :)). Установка стороннего ПО в принципе возможна, но не лишена трудностей. С другой стороны, у энтузиастов теперь появилось еще одно устройство, с которым можно поиграться :) Обычным же пользователям текущая реализация идеи вряд ли будет сильно интересна, поскольку слишком уж много возни предполагается при попытке использовать Q5 именно как КПК. Кстати, и в роли плеера он несколько слабее «чистых» моделей компании или устройств от того же Archos — запись не поддерживается.

Итак, каким будет ответ на вопрос в подзаголовке? Скорее всего, слияния не будет. Да и не нужно :) Практически уже существуют полностью универсальные портативные устройства — UMPC и коммуникаторы. Они действительно могут все. Но «делать все» и «делать хорошо» это две большие разницы, поэтому ожидать полной смерти специализированных устройств не имеет смысла. Только специализация не должна быть слишком уж узкой. Плееры будут «учиться» реализовывать некоторые функции без помощи дополнительных устройств — например, тот же доступ к онлайн-магазинам для закачки музыки или чтение текстов на большом дисплее (а для полноценного видеоплеера последний не роскошь, а необходимость). В то же время, являясь «необязательным багажом» (в отличие от тех же коммуникаторов или смартфонов) они могут позволить себе быть менее компактными в тех случаях, когда это позволяет лучше решать специфические задачи. Большие дисплеи, высокая емкость хранилища данных, мощные аккумуляторы, запись видео — все это востребовано, но не 100% времени, так что разумно оставить «тяжелые» медиафункции именно плеерам. А вот полная замена всей функциональности КПК от них не требуется — лишние затраты, причем на дублирование функций. Но и четкую границу между разными классами устройств проводить будет все более и более сложно и iPhone тут только первая ласточка.

Освобождаемся от проводов

Беспроводные наушники всегда были достаточно привлекательной идеей, а выход в свет стандарта Bluetooth 1.2 (с поддержкой профилей стеореогарнитуры и управления воспроизведением медифайлов), казалось бы, обеспечил пути для ее реализации. К сожалению, стоит констатировать факт, что производители пока не спешат по этому, кажущемуся очевидным пути. Впрочем, есть на данном направлении и свой «локомотив» — Samsung.

Поддержка Bluetooth (сперва для работы с наушниками, а затем и для обмена файлами с прочими мобильными устройствами) была обкатана еще в модели 2006 года — Т9В Indigo. Впрочем, сама обкатка, в основном, проходила в 2007 году. Видимо, результаты были сочтены удовлетворительными — Т9 теперь не одинок. Поддержка Bluetooth была встроена и в новое поколение плееров компании, причем массово: в S5 она аналогична Т9, а в Т10 и топовом Р2 появился контроллер Bluetooth 2.0 и поддержка не одной, а двух пар наушников.

Успехи же других производителей куда более скромны. Впрочем, они есть, что не может не радовать. Так, плееры с поддержкой ВТ-стереогарнитур в 2007 году на рынок были выпущены и iRiver с Ritmix. Разумеется, работать с беспроводными наушниками может и iPhone, а вот в iPod touch по неизвестной прогрессивной науке причине (впрочем, пути Apple всегда неисповедимы :)) поддержки Bluetooth нет. Странно, но факт. На данный момент. Со временем, очень может быть, она появится.

Собственно, пока и все, но лиха беда начало :) Пару лет назад, напомню, о поддержке Bluetooth плеерами никто и не заикался (кроме пользователей в своих пожеланиях), сейчас же такие модели не просто есть, но и выбирать, даже, есть из чего. Год же 2008 наверняка даст нам существенное расширение ассортимента подобных моделей — Samsung отказываться от ВТ не собирается, а прочие компании не дадут почивать на лаврах :)

Стационарные плееры — последний писк моды

Еще одно интересное направление, пусть и не абсолютно новое. Фактически, винчестеры давно уже появились в бытовых DVD-рекордерах, да и «чистые винчестерные» модели на рынке присутствовали, однако все это было не совсем то. Первые оставались типичной бытовой техникой, не ориентированной на взаимодействие с компьютером, вторые использовали «компьютерные» форматы и файлы получали именно с «большого брата», но тоже, в основном, работали именно как автономные устройства. Но в 2007 году на этот рынок вышли такие компании, как Apple и Archos.

Да и пора, собственно говоря. Объем продаж видео через онлайн-сервисы растет быстрыми темпами, в то время как привычный DVD-рынок в своем развитии затих. Фильмы в формате HDTV вообще же проще скачать, чем купить на дисках — в нашей стране, по крайней мере, так. В мире ситуация чуть иная, но и там сетевые продажи вполне способны в ближайшее время обеспечить не меньший уровень, чем торговля дисками. В то же время алгоритм работы старых стационарных HDD-плееров, с постоянными переключениями между телевизором и компьютером, мало кого устраивал. Сетевые ТВ-боксы тоже были, но мало. И сырых.

А «новички» учли весь богатый опыт производства портативных плееров. Для AppleTV это удобная синхронизация с iTunes, Archos TV+ же вообще идентичен старшим моделям портативных плееров компании по функциональности, за исключением отсутствия дисплея и аккумулятора. Стоит где-то рядом с телевизором компактный такой цифровой видеомагнитофон, при необходимости умеет сам в интернет за фильмами сходить или с компьютера их получить, причем просто по беспроводной сети — лепота :) AppleTV записывать не умеет, но в целом совместно с компьютером способен обеспечить сравнимый уровень функциональности. Не в том смысле, что такой же (прямой конкуренции нет, благо устройство от Apple еще и фильмы с DVD-дисков без перекодирования не понимает), а в том, что очень многим пользователям и этого будет вполне достаточно.

Две модели — много это или мало? Сравнительно с сотнями моделей DVD-плееров очень мало, но ведь это только начало. Наверняка тренд будет подхвачен всеми фирмами, кто ранее выпускал HDD-плееры «старого» образца — иначе им вообще с рынка уходить. Возможно, что и производители бытовой техники задумаются над данным направлением; по крайней мере те, кто уже успел хорошо поработать над портативными видеоплеерами, их взаимодействием с компьютерами, внутренней организацией файлов и управлением и т.п., а это, кстати, такие крупнейшие производители, как Samsung и Sony. Любопытная мысль — а не повторится ли в чем-то в результате история с карманными проигрывателями? В плане постепенного вытеснения дисковых устройств винчестерными и флэшовыми моделями, а через некоторое время — и смерти первых от руки вторых? :) Скорее всего тут все будет зависеть от позиции Sony — все-таки этой компании стационарный плеер не так и нужен, поскольку у нее уже есть PlayStation 3 со всей своей потрясающей универсальностью. С другой стороны, PS3 устройство не дешевое, а игры нужны далеко не всем, так что, может быть, увидим мы и lite-версии чисто под видео. Причем как просто lite — с винчестером и приводом BD, так и ultralite — без последнего. Не такой уж и невероятный вариант :)

Окончательные итоги

Для начала, пожалуй, процитирую себя же из статьи трехлетней давности :)

Итак, 2004 год войдет в историю, во-первых, тем, что развитие CD-плееров подошло к логическому завершению, попутно прихватив и прогресс на рынке плееров на базе 2.5” HDD. Все, что неспособно поместиться в любой карман и весит более 200 грамм, либо смещается в отдельные ниши (типа мультимедиа-комбайнов), либо становится достоянием истории. Во-вторых, и компактные модели перестали быть простенькими устройствами, способными лишь воспроизводить файлы одного-двух форматов, которые еще и в их память нужно было записывать минуты или десятки минут при помощи специальных программ, отображая служебную информацию светодиодами или при помощи простеньких ЖК-дисплеев. Теперь мы получаем мегабайты в секунду при использовании USB 2.0, OLED или цветные LCD, минимум три или четыре формата аудиокомпрессии, радио и диктофон почти в обязательном порядке, совместимость с драйвером UMS, иногда и дополнительную функциональность, типа отображения текстовых файлов или встроенной фотокамеры. Не все сразу, разумеется, но прогресс в этой области движется очень быстро.

Рынок с тех пор изменился очень сильно, не правда ли? :) Впрочем, и времени прошло достаточно, да и тенденции не менялись. Процесс отмирания винчестеров захватил уже практически все направления — даже комбайны. Последние, кстати, начали тоже укладываться в 200 грамм, иногда, и, зачастую, помещаться в карман. Впрочем, с учетом общих тенденций так и нужно было — три года назад плеер с массой порядка 100 грамм и толщиной сантиметра полтора мог еще сойти за компактный, но не сейчас. Сейчас от такой модели уже подсознательно ожидаешь как минимум наличия QVGA-дисплея хотя бы на 2.5", да и то — будет плеер казаться великоватым (Samsung P2 весит 50 грамм и имеет толщину 7 мм при трехдюймовом широкоформатном дисплее).

Поскольку число аудиоформатов увеличивать стало чересчур сложным, добавились форматы видео — почти в обязательном порядке :) Да и функциональность дошла не только до отображения текстов, но и, во многих моделях, даже до интернет-серфинга, а уж игры встречались нам сплошь и рядом. С другой стороны, немного сблизились направления стационарных и портативных плееров, что позволяет предполагать со временем те же тенденции и на рынке стационаров.

А рынок портативных плееров уже стабилизировался. Скорее всего, многообразие форм и видов на нем несколько прекратится в ближайшее время, оставив три основные направления:

  1. Аудиоплееры
  2. Массовые медиаплееры
  3. Видеоплееры

Первый класс — без дисплея или с маленьким монохромным ЖК и без поддержки видео. Масса до 30 грамм, 2–4 гигабайта памяти, цена — минимальная. Будет их не так и много — большинство пользователей предпочтет слушать музыку на телефоне (или его заменителе :)), так что отдельные плееры на массовый спрос рассчитывать не смогут. Но они будут — в среднем из рассчета одна модель на производителя. Простые, надежные, дешевые.

Массовые плееры будут наиболее разнообразными. Впрочем, общие тенденции выделить просто: масса от 30 до 100 грамм, дисплеи от 2 до 3.5" QVGA или лучше, поддержка видео (в некоторых моделях — и запись), от 4 до 16 Гбайт флэш-памяти (зачастую — с возможностью расширения). В топовых моделях также часто будет встречаться поддержка беспроводных интерфейсов — BT, Wi-Fi или оба сразу. Со временем объем памяти будет расти, как и разрешение (но не размер!) дисплея, но так, чтобы укладываться в ценовой диапазон от 100 до 500 долларов. Большинство моделей, даже, будет оказываться в диапазоне 100–250 долларов: выше — только выдающиеся представители.

Специализированные видеоплееры будут по части параметров пересекаться с массовым классом. Главное отличие — дисплеи WVGA от 4 дюймов и усиленные аккумуляторы, что позволит вполне полноценно смотреть видео в дороге. Но старшие модели массовых плееров по функциональности будут превосходить младшие видеоплееры, что и позволит им перекрываться по цене. Т.е. выбор будет в основном между вариантами: «видео обязательно, но плеер с собой нужен не всегда» («путешественник») или «компактное устройство и максимум функций всегда с собой, но фильмы не очень интересны» («горожанин») — в первом случае долларов за 300–500 будет покупаться младшая модель видеоплеера, во втором за те же деньги топовый компакт. Ближайший год основным носителем данных будут жесткие диски (что тоже позволит добиться перекрытия цены — винчестр на 40 Гбайт пока дешевле, чем даже 16 Гбайт флэш-памяти), однако со временем все большее и большее распространение будет получать флэш. Старшие же модели расстанутся с винчестерами еще позже, поскольку для них нормальным объемом памяти будет 160–250 Гбайт. При этом дисплеи дюймов по семь, максимально возможная функциональность и прочее. Ну, и цена выше 500 долларов.

Впрочем, в наступающем году увидим мы еще много «переходных форм». Да и в рамках жестких классов некоторые различия вполне возможны — например, Apple iPod nano последнего поколения и Samsung T10 Indigo не просто относятся к одному классу, но и по «железу» совпадают практически, но… насколько все-таки разные модели :) Соответственно, из чего выбрать будет. Да и нам будет что тестировать.

 

Дополнительно

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.