ЖК-монитор BenQ XL2410T


Моделей мониторов с поддержкой отображения 120 кадров в секунду и, соответственно, стереоскопического режима не так уж и много. Однако большинство компаний, выпускающих мониторы, имеет в своем портфолио хотя бы одну такую модель. В случае BenQ — это монитор XL2410T, обзор которого и предлагается вниманию наших читателей.

Содержание

Технические характеристики, комплект поставки и цена

Тип матрицыTN со светодиодной подсветкой
Диагональ23,6 дюйма
Отношение сторон16:9
Разрешение1920×1080 пикселей
Шаг пикселей0,2715 мм
Яркость300 кд/м²
Контрастность
  • Статическая 1000:1
  • Динамическая 10 000 000:1
Углы обзора170° (гор.) и 160° (верт.) до контраста 10:1
Время отклика5 мс, 2 мс от серого к серому
Количество отображаемых цветов16,7 млн.
Интерфейсы
  • Аудио/видеовход HDMI
  • Видеовход DVI-D Dual-link (с HDCP)
  • Видеовход VGA
  • Выход на наушники (гнездо 3,5 мм миниджек)
Совместимые видеосигналы
  • DVI-D DL: до 1920×1080@120 Гц
  • HDMI: до 1920×1080@50/60 Гц
  • VGA: до 1920×1080@50/60 Гц
Акустическая системаОтсутствует
Особенности
  • Разъем для замка Кенсингтона
  • Регулировка подставки: наклон вперед −5° и назад 15°, подъем вверх 130 мм, поворот влево и вправо на ±45°, переворот в портретную ориентацию
  • VESA-площадка 100 на 100 мм
  • Совместимость с комплектом NVIDIA 3D Vision
Размеры (Ш×В×Г)570×428,95×234,7 мм
Масса6,37 кг
Потребляемая мощностьМаксимум 45 Вт, менее 2 Вт в режиме ожидания
Напряжение питания100-240 В, 50/60 Гц
Средняя текущая цена (количество предложений) в московской рознице (рублевый эквивалент — во всплывающей подсказке) Н/Д(0)
Ссылка на сайт производителяbenq.ru
Отчеты MonInfo HDMI
DVI
VGA
Комплект поставки
  • Монитор
  • Основание подставки
  • Винт, 4 шт.
  • Кабель питания
  • Видеокабель DVI-D на DVI-D (Dual link)
  • Краткое руководство пользователя
  • CD-ROM с руководствами пользователя
  • CD-ROM с драйверами NVIDIA
Опционально:
  • Игровая мышь Zowie cерии EC
  • Игровой коврик для мыши Swift

Внешний вид

Изображение на экране — имитация, источник — http://www.gametech.ru/cgi-bin/show.pl?option=review&id=768

Дизайн монитора если и не является вершиной практичности, то очень близок к ней. Корпус монитора и пластиковые детали подставки изготовлены из черного пластика с немаркой матовой поверхностью. Внешняя поверхность матрицы матовая и черная.

Side

В правом нижнем углу рамка немного утолщается, предоставляя место для подписей к кнопкам управления и для полоски индикатора состояния (неяркий, светится зеленым при работе, оранжевым в режиме ожидания и не горит, когда монитор выключен).

Buttons

Сами кнопки расположены на нижней грани рамки и при взгляде спереди их не видно. На ощупь кнопки помогают находить небольшие пупырышки в центре каждой. На левом торце есть одинокий разъем для наушников.

Side

Разъем питания и интерфейсные разъемы расположены в нише на задней панели и ориентированы вниз.

Rear

Подключать кабели к разъемам относительно удобно, но для большего удобства экран лучше перевернуть в вертикальную ориентацию. В углу на задней панели можно найти разъем для замка Кенсингтона. Стойка телескопическая, пружина уравновешивает вес блока экрана, поэтому он легким движением руки устанавливается на нужной высоте. В сжатом состоянии стойка фиксируется пластиковой защелкой, что облегчает транспортировку монитора и его упаковку. Верхний шарнир стойки позволяет немного наклонять блок экрана вперед от вертикального положения, больше — назад, переворачивать экран в портретную ориентацию, и поворачивать вправо-влево.

Stand   Stand
Stand

Несущие элементы стойки и основания подставки изготовлены из штампованной стали. Площадь основания подставки довольно большая, но сверху оно плоское, почти горизонтальное и даже с бортиком, что позволяет, например, хранить на нем всякую офисную мелочевку. Сзади на стойке есть фиксатор для кабелей, напоминающий двузубую вилку. Конструкция подставки достаточно жесткая. Стоит монитор устойчиво. При необходимости подставку можно отсоединить от блока экрана и освободившиеся резьбовые отверстия (по углам квадрата со стороной 100 мм) использовать для крепления к VESA-совместимому кронштейну.

Коммутация

Connectors

Connectors

Монитор оснащен двумя цифровыми входами — DVI-D (Dual-link) и HDMI, а также аналоговым VGA-входом. VGA-вход может также работать в «бытовом» режиме, т. е. принимать компонентный цветоразностный видеосигнал (тип сигнала — RGB или компонентный — можно задавать принудительно), но для подключения к плееру в этом случае потребуется кабель переходник с VGA на 3 RCA. Вход DVI-D поддерживает HDCP (само собой, HDMI тоже совместим с HDCP). Коммуникацию DDC/CI можно отключить. Нужный вход выбирается в меню или последовательным нажатием на кнопку ENTER.

OSD

Также есть автоматический поиск активного входа, при этом HDMI-вход можно исключить из перебора. Если на текущем входе пропадает сигнал и монитор не находит его на других входах (или автопоиск выключен), то он переходит в спящий режим, из которого выходит, при появлении сигнала. В меню можно задать интервал нахождения в спящем режиме — 10, 20 или 30 мин, — по истечении которого монитор автоматически выключится. В случае цифровых сигналов RGB и HDMI-подключения можно указать яркостный диапазон. 120 кадров в секунду можно получить при подключении к любому из входов, но только DVI-D при этом может принимать сигнал с разрешением Full HD (1920 на 1080 пикселей). 120 Гц на других входах ограничены разрешением 1440 на 900 пикселей. Встроенных громкоговорителей нет. Аналоговый звук, полученный в цифровом виде по HDMI, выводится на выход на наушники. Звук в наушниках чистый, его частотный диапазон широкий, шума в паузах не слышно. Громкости в наушниках на 32 ома хватает, но без запаса. Регулировка громкости и отключение звука выполняются с помощью меню.

Меню, локализация и управление

Навигация по меню отчасти из-за расположения кнопок, отчасти из-за логики управления очень неудобная. В нижней строчке меню выводится подсказка по текущим функциям кнопок. При настройке изображения меню остается на экране, что немного мешает оценке вносимых изменений. Когда нет меню, то кнопка вправо отвечает за быстрый переход к выбору формата, про кнопку ENTER сказано выше. При желании можно изменить положение меню на экране, выбрать тайм-аут автоматического выхода и включить блокировку.

OSD

Есть русская версия экранного меню. Кириллический шрифт меню ровный (за исключение пары букв) и читаемый. Качество перевода на русский язык хорошее. К монитору прилагается краткое руководство пользователя с разделом на русском языке и CD-ROM с руководствами пользователя в виде PDF-файлов, в том числе и русская версия, которая также находится на русском сайте компании.

Изображение

Присутствуют стандартные настройки: Яркость, Контраст, Резкость (контурная резкость), Цвет (цветовая температура, выбор из трех профилей или ручная регулировка интенсивности трех цветов), Гамма (пять значений), Оттенок и Насыщенность.

OSD

OSD

Есть режим DynamicContrast, при его включении на темных изображениях яркость автоматически уменьшается, на светлых — повышается. Игроманам будут интересны две функции — AMA и Мгнов. режим, первая отвечает за разгон матрицы, вторая — уменьшает задержку вывода.

OSD

Предустановленные сочетания настроек хранятся в восьми профилях. В зависимости от выбранного профиля и текущего типа видеосигнала некоторые настройки могут быть недоступны. Для наглядной демонстрации того, что меняет выбранный профиль, предназначен режим Демо Senseye, в котором экран делится на две половинки, на одной исходное изображение, на другой скорректированное.

Режимов геометрической трансформации несколько: Весь — принудительное растягивание картинки на всю площадь экрана (подходит для сигналов 16:9 и анаморфированных фильмов в формате 4:3); Формат — увеличение до границ экрана с сохранением исходных пропорций, правда в этом режиме исходные пропорции считаются по пикселям, поэтому в случае стандартных сигналов PAL и NTSC пропорции будут немного искажаться; 1:1 — вывод в центре экрана без интерполяции к разрешению матрицы; 17″, 19″, 19W″ и 22W″ — имитация вывода на мониторы соответствующего размера и формата.

OSD

Доступность режимов определяется типом видеосигнала. В режимах 1:1, 17″ и 19W″ параметр Интел. масштаб позволяет плавно увеличивать изображение вплоть до границ экрана. При наличии помех на границах картинки можно включить режим Overscan, в котором изображение немного увеличивается, и помехи выходят за область отображения. Есть режим PBP (картинка-и-картинка), в котором на экран бок о бок выводится изображение от двух источников одновременно, при этом возможны две комбинации — HDMI и VGA, HDMI и DVI.

При VGA-подключении автоматическая подстройка под параметры VGA-сигнала выполняется быстро и правильно. Поддерживается разрешение до 1920×1080 пикселей включительно. Интерполяция низких разрешений к разрешению матрицы выполняется без артефактов. В режиме 1920×1080 как при DVI-(HDMI-), так и при VGA-подключении четко различаются полоски через один пиксель, артефактов нет. Все оттенки цветов синтезируются с помощью динамического смешения цветов (дизеринга).

Кинотеатральные режимы работы тестировались с использованием Blu-ray-плеера Sony BDP-S300. Использовалось HDMI- и компонентное аналоговое подключение. В тестовую подборку входили различные тесты на DVD и BD, а также ряд фильмов на тех же носителях. Монитор воспринимает сигналы 576i/p, 480i/p, 720p, 1080i и 1080p (HDMI). Full HD при 24 кадр/с поддерживается и кадры в этом режиме выводятся с одинаковой длительностью. В случае чересстрочных сигналов монитор пытается складывать поля в исходный кадр, но динамичная картинка чаще просто выводится по полям. Тонкие градации оттенков различаются в светах, но в тенях есть незначительный завал, который устраняется выбором значения 1,8 для настройки Гамма. Яркостная и цветовая четкости очень высокие. При масштабировании артефактов не появляется, даже выполняется частичное сглаживание контуров.

Тестирование ЖК-матрицы

Оценка качества цветопередачи

Для оценки характера роста яркости на шкале серого мы измерили яркость 17 оттенков серого при различных значениях параметра Гамма и при выборе профиля sRGB. На графике ниже приведены полученные гамма-кривые (число в скобках — показатель аппроксимирующей степенной функции):

Gamma

Реальная гамма-кривая ближе всего к стандартной при выборе профиля sRGB, поэтому далее мы измерили яркость 256 оттенков серого (от 0, 0, 0 до 255, 255, 255) именно при этом значении. Заметим, что настройку Контраст мы установили в 50, так как при превышении этого значения гамма-кривая имела заметный перегиб в светлой части. График ниже показывает прирост (не абсолютное значение!) яркости между соседними полутонами:

Gamma

Рост прироста яркости в целом равномерный, но не каждый следующий оттенок значимо ярче предыдущего. Напротив, при выборе Гамма = 2,2 рост прироста яркости оттенков равномерный почти во всем диапазоне:

Gamma

Однако в тенях несколько ближайших к черному оттенков по яркости от него не отличаются, как при выборе профиля sRGB, так и при Гамма = 2,2. Для профиля sRGB аппроксимация полученной гамма-кривой дала показатель 2,22, при этом аппроксимирующая показательная функция немного отклоняется от реальной гамма-кривой:

Gamma

Для оценки качества цветопередачи использовали спектрофотометр X-Rite ColorMunki Design и комплект программ Argyll CMS (1.1.1).

Цветовой охват близок к sRGB:

Gamut

Ниже приведен спектр для белого поля (белая линия), наложенный на спектры красного, зеленого и синего полей (линии соответствующих цветов).

Spectrum

Такой спектр с тремя почти симметричными горбами по одному на каждый основной цвет характерен для мониторов, в которых используется светодиодная подсветка. Цветопередача несколько отличается от стандартной, поэтому мы попытались вручную ее скорректировать, регулируя усиление трех основных цветов. Графики ниже показывают цветовую температуру на различных участках шкалы серого и отклонение от спектра абсолютно черного тела (параметр ΔE) в случае профиля sRGB, профиля Стандарт (Цветовая температура = Нормальный) и после ручной коррекции:

CT

DE

Ручная коррекция приблизила точку белого к стандартным 6500 К, но вариацию оттенка на шкале серого не устранила.

Измерение равномерности черного и белого полей, яркости и энергопотребления

Измерения яркости проводились в 25 точках экрана, расположенных с шагом 1/6 от ширины и высоты экрана (границы экрана не включены). Контрастность вычислялась, как отношение яркости полей в измеряемых точках.

Параметр Среднее Отклонение от среднего
мин., % макс., %
Яркость черного поля 0,29 кд/м² −26,5 42,2
Яркость белого поля 222 кд/м² −9,9 16,2
Контрастность 791:1 −27,0 20,8

Равномерность белого поля приемлемая, а черного поля и контрастности — средняя. Фотография ниже дает представление о распределении яркости черного поля по площади экрана:

Black

При включении режима DynamicContrast установившаяся контрастность возрастает до десятков тысяч к одному, а при DynamicContrast = 5 на черном поле во весь экран монитор просто отключает подсветку.

Яркость белого поля в центре экрана определялась с помощью яркомера «Аргус-02».

Значение настройки Яркость Яркость, кд/м² Потребление электроэнергии, Вт
100 236 31,3
50 140 23,9
0 89,6 20,4

В режиме ожидания монитор потребляет 1,3 Вт, в выключенном состоянии — 0,6 Вт.

При уменьшении параметра Яркость меняется только яркость подсветки, т. е. без ущерба для качества изображения (сохраняется контрастность и количество различимых градаций) яркость монитора можно менять в широких пределах, что позволяет с комфортом работать и смотреть фильмы как в освещенном, так и в темном помещении. На пониженной яркости мерцание подсветки не видно, благодаря высокой частоте модуляции — 200 Гц.

Определение времени отклика и задержки вывода

Мы измерили времена отклика при переходах от черного к белому и между полутонами. В случае полутонов, мы проводили три вида измерений: для фиксированного полутона (X) измеряли время отклика при переходе от черного до X, от X до белого, и для перехода между полутонами в окрестности X, отстоящими от X на фиксированное значение (мы выбрали его равным 10%, так как считаем 20% минимальной имеющей значение разницей между полутонами).

Время отклика при переходе черный-белый-черный равно 13,7 мс (12,5 мс вкл. + 1,2 мс выкл.). Переходы между полутонами происходят в среднем за 26,2 мс в сумме. Активация режима AMA включает разгон — на фронтах переходов появляются всплески яркости, а среднее суммарное время перехода между полутонами уменьшается до 3,8 мс, между черным и белым — до 4,7 мс (3,5 мс вкл. + 1,2 мс выкл.). Для иллюстрации ниже приведен график полутонового перехода между оттенками 40% и 60% при включенном и при выключенном режиме AMA:

AMA

Если приглядеться, то на динамичной картинке можно углядеть характерные артефакты, вызванные разгоном, но что хуже- они или шлейфы — решать пользователю.

Задержка вывода изображения зависит от типа подключения, от того, включен ли режим и Мгнов. режим и, для цифрового подключения, от того первичным или вторичным установлен тестируемый монитор.

Подключение Задержка вывода, мс
Обычный режим Мгнов. режим.
VGA 19,3 2,8
HDMI, первичный 15,1 6,8
HDMI, вторичный 21,1 2,0
DVI, первичный 23,7 −1,3
DVI, вторичный 26,7 1,8

Видно, что включение режима Мгнов. режим уменьшает задержку до пренебрежимо малой величины.

Измерение углов обзора

Чтобы выяснить, как меняется яркость экрана при отклонении от перпендикуляра к экрану, мы провели серию измерений яркости черного, белого и оттенков серого в центре экрана в широком диапазоне углов, отклоняя ось датчика в вертикальном и горизонтальном и направлениях. Диагональное направление в случае TN-матриц не представляет особого интереса, поэтому этот тест мы пропустили.

В вертикальной плоскости В горизонтальной плоскости
В вертикальной плоскости.

В горизонтальной плоскости.

Контрастность
Контрастность.

Уменьшение яркости белого поля на 50%:

Направление Угол, градусы
Вертикальное 29/−28
Горизонтальное 44/−44

Отметим плавное уменьшение яркости при отклонении от перпендикуляра к экрану в горизонтальном направлении, при этом графики не пересекаются во всем диапазоне измеряемых углов. При отклонении вниз темные оттенки инвертируются, при отклонении вверх инвертируются светлые. Контрастность в диапазоне углов +/−82° не опускается ниже отметки 10:1.

Для количественной характеристики изменения цветопередачи при отклонении взгляда от перпендикуляра к экрану мы провели колориметрические измерения для белого, серого (127, 127, 127), красного, зеленого и синего полей во весь. Так как свойства TN-матрицы фактически симметричны относительно вертикальной оси, то для экономии времени измерение цветового сдвига выполнялось только при отклонении вверх, вниз и вправо. Измерения проводились в диапазоне углов от 0 (датчик направлен перпендикулярно к экрану) до 80° с шагом в 5°. Полученные значения интенсивностей были пересчитаны в отклонение ΔE относительно замера каждого поля при перпендикулярном положении датчика относительно экрана. Результаты представлены ниже:

Color ShiftColor Shift

Color Shift

В качестве реперной точки можно выбрать отклонение в 45°, что может быть актуальным в случае, например, если изображение на экране рассматривают два человека одновременно. Критерием сохранения правильности цветов можно считать значение ΔE меньше 3. Из графиков следует, что при отклонении сами цвета меняются не так уж и сильно, но их баланс нарушается — белый и серый цвета меняют оттенок.

Тестирование в стереоскопическом режиме

Тестирование проводилось с использованием актуальных драйверов для видеокарты и для 3D Vision. Мы отсмотрели тестовые фрагменты видео- и анимационных стереофильмов, стереофотографии и немного поиграли в простенькую игрушку. В целом качество хорошее, даже в случае очень контрастных объектов паразитные контуры и двоения не сильно выражены. В стереоскопическом режиме из доступных настроек остается только настройка Контраст. Оказалось, что она влияет на качество разделения и особенно полутоновых объектов — при увеличении выше 30 разделение ухудшается, при уменьшении — улучшается, но и яркость заметно падает. Оптимальным значением мы посчитали Контраст = 28. Скорее всего, эта настройка определяет величину добавочного потенциала, на который может разгоняться матрица. Ниже приведены фотографии, полученные через стекло очков при выводе на экран черного квадрата на белом фоне и белого квадрата на черном фоне. Экспозиция подобрана так, что белый цвет остается максимально ярким, но еще не пересвеченным:

3D Vision  3D Vision

В кадрах для разных глаз квадраты сдвинуты, поэтому при разделении на 100% через стекло очков было бы видно только один квадрат. Однако в обоих случаях можно заметить слабые тени квадрата для второго глаза.

Для замера яркостных и временных характеристик мы с помощью программы просмотра стереоскопических фотографий выводили белый кадр для левого глаза и черный — для правого глаза с частотой 60 Гц для каждого глаза. График ниже показывает, что регистрирует датчик яркости без использования очков и через левое стекло (масштаб по вертикали соблюден), также для сравнения приведен график для белого поля на оба глаза:

3D
  1. Белое поле на оба глаза без очков.
  2. Через стекло очков, открывающееся для белого поля, при чередовании черного и белого полей.
  3. Без очков при чередовании черного и белого полей.

Из-за того, что на переключение матрицы монитора требуется определенное время, яркость белого кадра составляет примерно 37% при теоретически возможных (если бы время отклика было бесконечно малым) 50% от немигающего белого поля, плюс затворные очки пропускают только узкий по времени интервал и тоже имеют какое-то время отклика, в результате чего (и из-за поглощения на «бутерброде» из стекла, поляризаторов и слоя ЖК) эффективная яркость понижается примерно до 7%. Впрочем, исходя из соображений, приведенных в этой статье, максимально возможную воспринимаемую яркость в стереоскопическом режиме можно повысить до 18% от яркости белого поля без очков.

Выводы

По основным характеристикам монитор является типичным представителем на TN-матрице. Однако в наше время массового черного глянца, собирающего следы от пальцев и царапины, матовый черный пластик этого монитора можно отнести к преимуществам, так же как и трехкоординатную подставку, да еще и с лотком под мелочевку. Отметим наличие трех видеовходов, поддержку HDCP и бытовых видеорежимов, то есть монитор можно подключить одновременно к компьютеру, к игровой приставке и к бытовому видеоплееру. Монитор пригоден для типичной офисной работы, непрофессиональной работы с графикой, для просмотра кино и для игр. Особенно для игр.

Достоинства:

  • Поддержка отображения 120 кадр/с
  • Официальная совместимость с набором NVIDIA 3D Vision
  • Функция разгона и режим с минимальной задержкой вывода
  • Практичный дизайн
  • Удобная регулируемая подставка
  • Три видеовхода
  • Поддержка HDCP и бытовых видеорежимов
  • Русифицированное меню

Недостатки:

  • Не поддерживается режим 4:3 в случае сигналов PAL и NTSC


Благодарим компанию AMD за помощь в комплектации тестового стенда



Дополнительно

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.