KODAK EASYSHARE Z980


Kodak Z980

EASYSHARE Z980 - вершина фирменной линейки камер Kodak с не сменной оптикой. Такие качества, как наличие ручных режимов съемки (для экспозиции и фокусировки), возможность снимать в RAW формате, замер экспозиции центровзвешенный и точечный, 24Х зум, возможность использования внешней системной вспышки (Kodak P20 Zoom Flash) позволяют отнести камеру к полупрофессиональному классу. В ее конструкции реализованы идеи (типа дополнительной спусковой кнопки), до которых пока еще не доросли подобные камеры конкурентов. К сожалению, реализация замечательных возможностей в пластике и электронике не на высоте. И главными плюсами аппарата, которые реально можно ощутить, оказываются мощный зум с эффективной стабилизацией и дополнительная кнопка для удобства съемки вертикальных кадров.

Камера

Kodak Z980

Объектив с громким названием SCHNEIDER-KREUZNACH VARIOGON с "эквивалентным" диапазоном фокусных расстояний 26–624 мм (4,6-110,4 мм) и светосилой f/2,8-f/5,0 определил дизайн камеры - "как зеркалка". Питание от элементов типа АА (4 штуки) "вписывается" в этот дизайн формой ручки, за которую аппарат удобно держать. Дополнительная кнопка на этой части корпуса (где находятся элементы питания) делает съемку с вертикальной компоновкой более комфортной. Комфорт можно еще больше повысить, если прикрепить к камере снизу дополнительную "эргономичную" ручку-пустышку (ни отсека для батареек, ни спусковой кнопки на ней нет). В комплекте камеры, которую я испытывал, такой ручки не было, но в описании камеры на сайте Kodak она относится к штатным принадлежностям: "Съемная вертикальная рукоятка (в комплекте) обеспечивает максимальное удобство при съемке на вертикальный формат".

Kodak Z980

Буквы IS на объективе означают наличие аппаратной стабилизации, работающей за счет смещения матрицы.

Одна из деталей дизайна, за которую камеру стоит похвалить - "подставочка-штатив" (пластиковое ребро на шахте объектива снизу). Камере, благодаря этой ничего не стоящей в производстве, но полезной детали, можно частично простить мелкие неудобства. И кнопочки не идеальные, и блестящие бликующие поверхности вокруг дисплея, и прочее забывается в момент, когда безо всякого штатива устанавливаешь камеру для съемки на любую ровную поверхность и она не клюет носом.

Kodak Z980

Дисплей 960х240 элементов, 7,6 см по диагонали. Органы управления камерой на задней панели: кнопка удаления ("корзина"), кнопка вызова меню, кнопка переключения режимов работы дисплея ("i"), кнопка просмотра, мультиселектор навигации, кнопка зума и назначения рейтинга / передачи данных на сервер хранения файлов ("Share", настраиваемая функция). Рядом с глазком электронного видоискателя кнопка переключения дисплей / видоискатель. Регулятора диоптрийной коррекции нет - дальнозорким пользоваться электронным видоискателем без очков будет трудно.

Освоить режимы камеры можно и без чтения руководства пользователя (подробное руководство в комплект не входит, но доступно на сайте) - для этого нужно лишь вызывать с помощью кнопки "i" справку по выбранной в данный момент функции.

Kodak Z980

Вид сверху. Функции, назначенные кнопкам и дисковому переключателю режимов, понятны по значкам, на них нанесенным. Пояснить стоит лишь некоторые. Переключатель работы спусковых кнопок "камера горизонтальна / вертикальна" включает либо основную спусковую кнопку, либо дополнительную боковую (при этом и управление фокусным расстоянием "переназначается" с главной кнопки зумирования кнопкам мультиселектора). С помощью диска настроек параметров (значок "_._") настраиваются: экспокоррекция, выдержка, диафрагма, ISO и пр. Он работает "на поворот" и "на нажатие" - настраиваем и подтверждаем нажатием выбор настраиваемого параметра. Это не второстепенный переключатель, а наиболее часто используемый. И при этом он выполнен в стиле переключателей, которыми пользуются крайне редко и неудобен. "Красная зона" на диске режимов - не банальный программный автомат, а " умная съемка". Камера в этом режиме пытается настроить параметры в соответствие со снимаемым сюжетом, как она его понимает, использует технологию обнаружения лиц и оптимизации изображения KODAK PERFECT TOUCH. Сюжетных программ SCN полтора десятка. У кнопки "Макро" два режима: обычный (дистанция до объекта 10-100 см) с возможностью съемки при любо фокусном расстоянии и "супер" при минимальном фокусном расстоянии (удаление 1-30 см, фокусировка работает фактически до момента касания объективом объекта съемки).

Kodak Z980

Отсек для батарей и карт памяти SD/SDHC (есть и встроенная память - 64 МБ). На снимке видно, что "подставка-штатив" (вообще то, обычная вещь для старых камер) для установки на горизонтальную поверхность действительно ничего не стоит - небольшое пластиковое ребро на шахте объектива и маленький кусочек пластика на нижней поверхности.

Меню

Меню
Меню
Приоритет диафрагмы и ручная фокусировка. Особенность системы отображения информации в том, что при полунажатии на спуск вся информация с дисплея исчезает. Это удобно для оценки компоновки кадра, но для фотографов, привыкших контролировать в момент съемки выдержку и диафрагму, будет неприятной неожиданностью.
Подсказки камеры при переключении режимов работы. В данном случае камера информирует пользователя о том, что основная спусковая кнопка заблокирована и для съемки нужно нажимать дополнительную. Для вызова справки по активной функции, если ее значение не очевидно, нужно нажать кнопку "i"
Меню
Меню
Съемочные настройки в меню камеры. В меню баланса белого ручного режима нет, что не соответствует концепции полупро-камеры. Зато есть модное "Обнаружение лиц".
Камера снимает HD видео (максимальное разрешение 1280х720, 30 к/с) и кодирует его в MPEG-4 (H264). Оптический зум при съемке видео работает.
Меню
Меню
Съемочные настройки. Для получения снимков лучшего качества можно рекомендовать установить контраст и резкости на минимум. С цветовым режимом стоит экспериментировать - в некоторых случаях лучше выглядят снимки с повышенной насыщенность, в некоторых - пониженной.
Одна из полезных возможностей камеры - создание с помощью виртуальной клавиатуры текстовых меток и назначение их снимкам. Эти текстовые метки компьютерные программы (к примеру, встроенная программа просмотра Windows, FastStone Image Viewer ) видят, как ключевые слова.
Меню
Меню
Дисплей при просмотре снимков. Режимы: полноэкранный, миниатюры и просмотр с метками.
Чтобы увидеть съемочную информацию приходится входить в меню и включать просмотр "свойств".

Функциональные возможности. Серийный режим. Макрорежим.

Камера быстро включается, изменение фокусного расстояния так же довольно быстрое. В серийном режиме при использовании карты памяти SDHC Apacer class 6 4 ГБ удавалось снять до 7-ми 12 Мп фотографии (в серийном режиме можно снимать только в JPEG) подряд за 5 секунд с последующим снижением скорости до одного снимка за 1,5-2 секунды. При снижении разрешения до 3 Мп в режиме быстрой серии "5/S" можно снять до 9 фотографий за 2 секунды. Обработка (сохранение) RAW снимка требует, примерно, пары секунд и это нужно учитывать при съемке динамичных сюжетов.

В обычном макрорежиме при минимальном и максимальном фокусных расстояниях минимальный размер кадра по длинной стороне около 11-12 см, при средних фокусных расстояниях - от 5 см. В режиме супермакро минимальный размер поля кадра вдоль длинной стороны 27 мм, при этом объектив, фактически, упирается в объект съемки.

Качество изображения

Съемка мишеней для оценки качества изображения выполнялась при освещении лампами дневного света с "теплым" светом. Возможные варианты настройки баланса и автобаланс белого не справляются с таким светом. Поэтому приводимые далее фрагменты мишеней имеют заметный оттенок.

Баланс белого

Уменьшенные фрагменты мишеней, снимки сделаны при освещении лампами теплого дневного света. Установки баланса белого АВБ - автобаланс белого, ЛН - лампы накаливания.

Разрешение

Настройки камеры: баланс белого "лампы накаливания", контраст, резкость, цвет - "средние настройки" (по умолчанию). Далее приведены фрагменты снимков мишеней в масштабе 1:1, левая колонка - центр кадра, правая - правый верхний край кадра.


При минимальном фокусном расстоянии на фрагменте края кадра заметны значительные аберрации. Причем, дисторсия для широкоугольного объектива необычна - подушка, а не бочка.


Фрагмент правого верхнего края кадра при фокусном расстоянии 4,6 мм. Оказывается, что необычная подушкообразная дисторсия характерна, фактически, только для самого края, а до этого дисторсия подушкообразная. На реальных снимках на краю кадра можно ожидать очень необычного рисунка.


При увеличении фокусного расстояния объектив работает хорошо и аберрации на краю кадра невелики. Заметно закономерное сильное падение разрешения при диафрагмировании, что характерно для камер с маленькими матрицами (у EASYSHARE Z980 "типоразмер" матрица 1/2,33 дюйма).

Фрагменты снимков миры выдают не только неэффективность работы системы баланса белого при лабораторном освещении, но и "рыхлость" изображения, что можно объяснить особенностями кодирования JPEG снимков (съемка выполнялась при установке JPEG "качество максимально"), избыточным повышением резкости и контраста при настройках "по умолчанию.


Фрагменты снимков миры и шкалы Kodak в масштабе 1:1 при разных установках "резкости" при съемке - слева на право от минимальной до максимальной. Можно рекомендовать снимать "с понижением" резкости.


Фрагменты снимков мишени при разных установках контраста при средней резкости. Слева уменьшенные фрагменты шкал Kodak, справа фрагменты в масштабе 1:1 тех же шкал. Настройки контраста: сверху вниз от минимального до максимального контраста. Настройки контраста не так сильно влияют на качество изображения ("рыхлость", микроструктура), как настройки резкости.

Зависимость качества изображения от светочувствительности

Освещение - "холодные" лампы дневного света, баланс белого "авто" (с таким освещением автобаланс белого справляется хорошо). Фрагменты снимков в масштабе 1:1:

Возможности съемки в RAW

EASYSHARE Z980 может снимать не только в формате JPEG, но и в RAW. Это, в принципе, позволяет решить проблемы некорректного баланса белого и неаккуратного JPEG при обработке файлов на компьютере. Но, оказалось, что RAW файлы камеры пока не открывают известные мне RAW конвертеры. Так что остается надеяться на лучшее в будущем.

Камера комплектуется своим RAW конвертером. Его работа при "проявке" RAW файлов, да и функциональные возможности не особенно впечатляют. Он является частью программы Kodak EasyShare.

Kodak EasyShare

Программа из комплекта Kodak EasySare предназначена для организации фотоархива и решения задач обработки и публикации снимков. С этими задачами она справляется хорошо (при работе с JPEG). Из ограничений можно отметить только не простой доступ к EXIF данным. Просмотреть некоторые из EXIF полей можно, но разработчики программы, видимо, не считают, что пользователю это так уж важно и вообще понадобится.

Kodak EasyShare

Интерфейс RAW конвертера слишком прост и не позволяет тонко настраивать изображение.

Я не привел фрагменты RAW снимков мишеней по той причине, что RAW конвертер не позволяет получить лучший результат, чем при съемке в JPEG. В подтверждение этого приведу фрагменты снимка JPEG с настройкой "понижения резкости" и фрагменты RAW снимка, обработанного в штатном конвертере:


Миниатюра снимка. f = 10,7 мм, f/5, iso 64, 1/200 c, исходный снимок 3,9 МБ.


Фрагменты снимка 1:1, полученные при конвертировании RAW в TIFF в штатной программе (слева) и при съемке в JPEG с понижением резкости и контраста.

Преобразовать RAW файлы в JPEG можно и в самой камере, но результат не очень отличается от того, который бы получился при съемке в JPEG. Зато эта функция позволит не терять время на съемку JPEG пары для RAW (одновременно RAW и JPEG снимки камера не делает), а снимать только в RAW и превращать в JPEG при необходимости, чтобы в будущем получить лучший результат, используя более эффективные программы "проявки цифровых негативов".

Стабилизация

Стабилизация

Для оценки эффективности работы системы стабилизации на выдержке, примерно, на 4 ступени более длинной, чем обратное фокусное расстояние, пересчитанное на "35 мм формат", были сняты по три кадра с включенным стабилизатором и с выключенным. До 4 ступеней эффективности при 100% масштабе просмотра снимков стабилизатор не дотягивает, но 2-3 ступени выдержки обеспечит. Вообще хочу отметить, что из двух сотен снимков, которые были сделаны камерой в разных условиях освещения с включенным стабилизатором, смазанных оказалось мало, что очень хорошо для камеры с объективом 26-624 мм.

Снимки

Два следующих далее снимка были сделаны с одного места и демонстрируют впечатляющие возможности 24Х зума по "удалению" и "приближению".

KODAK EASYSHARE Z980

f = 4,6 мм, f/4,5, iso 64, 1/125 c, исходный снимок 5,5 МБ

KODAK EASYSHARE Z980

f = 110,4 мм, f/5, iso 200, 1/400 c, исходный снимок 6,9 МБ

KODAK EASYSHARE Z980

f = 9,2 мм, f/8, iso 64, 1/20 c, исходный снимок 6,3 МБ

KODAK EASYSHARE Z980

f = 110,4 мм, f/5, iso 64, 1/160 c, исходный снимок 5,7 МБ

KODAK EASYSHARE Z980

Панорамный режим, камера делает до трех 3 Мп снимков и объединяет их в одно изображение. f = 18,3 мм, f/4, iso 64, 1/200 c, исходный снимок 2,3 МБ

Цены

В таблице ниже приведена средняя розничная по Москве цена, актуальная на момент чтения вами данной статьи:

Casio Exilim EX-FC100
Н/Д(0)



Дополнительно

iXBT BRAND 2016

«iXBT Brand 2016» — Выбор читателей в номинации «Процессоры (CPU)»:
Подробнее с условиями участия в розыгрыше можно ознакомиться здесь. Текущие результаты опроса доступны тут.

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.