Объективы Fujinon XF 56mm F1.2 R и Fujinon XF 56mm F1.2 R APD

Портретники с вариациями



Камеры Fujifilm с байонетом X оснащаются матрицами APS-C (23,6×15,6 мм), кроп-фактор которых составляет 1,52, поэтому объектив с фокусным расстоянием 56 мм создает на них изображение приблизительно такого размера, который формирует на полнокадровых матрицах (24×36 мм) объектив с фокусным 85 мм (56×1,52=85,12 мм). Такой инструмент называется «умеренным» телевиком, или (на фотожаргоне) «портретником», поскольку используется для фотосъемки людей крупным планом (когда модель изображается по пояс).

Масштаб изображения, создаваемого умеренными телевиками, в 1,5-2 раза больше, чем тот, который «рисуют» наши глаза и самые широко распространенные объективы с фокусным 50 мм. Сегодня мы расскажем о двух таких объективах для системы Fujifilm X Mount: Fujinon XF 56mm F1.2 R и Fujinon XF 56mm F1.2 R APD. Мы будем исследовать возможности двух оптических приборов, которые внешне выглядят практически одинаково (за исключением некоторых надписей) и имеют лишь одно внутреннее отличие, поэтому одинаковые сцены и сюжеты мы будем фотографировать примерно в одно и то же время поочередно обоими объективами, а затем сравним полученные результаты.

Внешне Fujinon XF 56mm F1.2 R и Fujinon XF 56mm F1.2 R APD выглядят, как близнецы. Наружные отличия касаются только надписей.

Спецификации

Приведем характеристики объективов по данным Fujifilm (XF 56mm F1.2 R, XF 56mm F1.2 R APD) и по результатам наших измерений.

Объектив (полное наименование)Fujinon XF 56mm F1.2 RFujinon XF 56mm F1.2 R APD

Дата анонса6 января 2014 г.10 сентября 2014 г.
Фокусное расстояние56 мм56 мм
Эквивалент фокусного расстояния (для матриц APS-C)85 мм85 мм
БайонетX MountX Mount
Максимальная диафрагмаF1,2F1,2
Минимальная диафрагмаF16F16
Число лепестков диафрагмы7 (скругленные)7 (скругленные)
Элементов11 (включая два из низкодисперсионного стекла и один асферический) в 8 группах11 (включая два из низкодисперсионного стекла и один асферический) в 8 группах
Просветляющее покрытиеSuper EBC*Super EBC*
Минимальная дистанция фокусировки0,7 м0,7 м
Угол обзора28,5°28,5°
Максимальное увеличение0,09 крат0,09 крат
Автофокусировкавнутренняявнутренняя
Привод автофокусировкимикромотормикромотор
Стабилизациянетнет
Защита от пыли и влагинетнет
Резьба для светофильтров∅62 мм∅62 мм
Размеры (диаметр × длина)∅73,2×69,7 мм∅73,2×69,7 мм
Вес405 г405 г
ЦенаT-10666880T-11035256
* Super EBC — Super Electron Beam Coating (электронно-лучевое напыление)

Внутреннее строение объективов Fujinon XF 56mm F1.2 R и Fujinon XF 56mm F1.2 R APD идентично, исключая одну-единственную, но принципиально важную деталь: второй оснащен аподизационным фильтром, размещенным позади диафрагменного кольца.

Оптические схемы Fujinon XF 56mm F1.2 R и Fujinon XF 56mm F1.2 R APD
Оптические схемы Fujinon XF 56mm F1.2 R и Fujinon XF 56mm F1.2 R APD (справа)

Оптическая схема объективов напоминает старый добрый Carl Zeiss Planar, правда с изрядными добавками — в числе прочего, в виде двух низкодисперсионных элементов и одного асферического. Однако оба наших подопечных при более высокой светосиле весят вдвое меньше аналогов от Zeiss. Впрочем, в этом нет заслуги производителя, а есть общее достоинство систем с «неполнокадровыми» матрицами: оптика для них не требует столь большого по размерам светового пятна, как полноразмерный кадр, а потому масса стекла, моторов и корпуса существенно ниже.

Мало того, что Fujinon XF 56mm F1.2 R и Fujinon XF 56mm F1.2 R APD выглядят, как близнецы. Общий план их конструкции (компоновка) характерен для объективов Fujinon X-mount вообще.

Корпуса, фланцы стыковочных узлов байонета, кольца управления диафрагмой и фокусировкой — цельнометаллические, выглядят весьма внушительно и солидно, вызывая при первичном осмотре и дальнейшей работе ощущение добротности изготовления и высокой надежности. Более широкие фокусировочные кольца расположены у передних линз, а более узкие кольца установки диафрагм — у байонета. Наши подопечные лишены механического переключателя ручного режима фокусировки, и для того чтобы взять на себя управление точной «доводкой» фокуса, приходится использовать возможности камер.

Fujinon XF 56mm F1.2 R и Fujinon XF 56mm F1.2 R APD (справа) обладают металлическими корпусами и надежными стыковочными узлами байонетных креплений

Просветление

В объективах используется «фирменное» многослойное просветляющее покрытие линз компании Fujifilm, создаваемое не традиционным способом, а бомбардировкой стекол пучком электронов под высоким вакуумом (Super EBC, Electron Beam Coating). При этом нужные компоненты не просто пассивно осаждаются на оптические поверхности, а как бы «вколачиваются» в них, обеспечивая высокую точность толщины и механическую прочность просветляющего покрытия.

Известно, что просветляющее покрытие тем эффективнее, чем больше слоев оно содержит. Классическая технология осаждения такого покрытия дает возможность осадить не более семи слоев, в то время как электронная бомбардировка Fujifilm — одиннадцать и более. Теоретически это должно означать более высокую светопроницаемость и значительную эффективность борьбы с нерезкостью контуров, ореолами и паразитными отражениями с поверхностей линз.

Управление

Фокусировка и диафрагмирование в автоматическом и ручном режимах производятся исключительно встроенной электроникой. По счастью, наводка на резкость даже в ручном режиме почти избавлена от инерции электронно-механической системы, когда перемещение фокусировочной группы линз отстает от вращаемого фотографом кольца.

Наводиться на резкость по шкале расстояний, используя глубину резкости, нельзя, да такой шкалы и нет ни на одном из объективов. На наш взгляд, это не добавляет удобства, но, вместе с тем, и не станет препятствием при съемке в подавляющем большинстве ситуаций. Влияние мировой тенденции налицо: объективы проектировались с явным приоритетом работы в автоматическом режиме.

Управление диафрагмой предусмотрено с шагом в 1/3 ступени. Его можно выполнять без визуального контроля, не отрываясь от видоискателя, поскольку в каждом из положений кольцо диафрагмирования отзывается четким щелчком, ощутимым и тактильно, и на слух.

Аподизация

Единственным различием объективов является аподизационный фильтр, введенный в оптическую схему инструмента с соответствующей маркировкой (APD). Для понимания назначения этого фильтра следует вспомнить о дифракции света. В оптических системах дифракция приводит к образованию вокруг любой светящейся точки концентрических окружностей — так называемого дифракционного пятна. Смысл аподизации (буквально: «удаление следов») состоит в перераспределении света в таком пятне: его центральный максимум, называемый диском Эри (Airy) становится шире, а окружающие его кольца — менее контрастными. Теоретически на фотоснимках это должно нивелировать пагубное воздействие на картинку дифракционных артефактов, увеличить контраст изображения и повысить качество размытия заднего плана при большом относительном отверстии.

Для достижения аподизационного эффекта в оптическую схему объектива за диафрагмой вводится краевой циркулярный градиентный фильтр, уменьшающий светопропускание тем сильнее, чем ближе к периферии кадра. Кстати, влияние такого фильтра на получаемое изображение можно оценить невооруженным глазом, посмотрев в объектив на просвет при максимально раскрытой диафрагме.

Влияние аподизационного фильтра на светопропускание. В картинке у Fujifilm XF 56mm F1.2 R APD (справа) заметен эффект виньетирования, интенсивность которого убывает от периферии к центру светового пятна.

Коль скоро аподизационный фильтр понижает светопропускание, то уменьшается и светосила. По сравнению с объективом без APD, при таком же раскрытии диафрагмы светосила падает пропорционально оптической плотности фильтра, которая, как упомянуто выше, градиентно понижается от края к центру светового пятна. При F1,2 потери составляют 3/4 экспозиционной ступени (до F1,7), при F1,4 — половину (до F1,8), при F2,8 — 1/4 ступени, а на F5,6 уже не определяются из-за сильного диафрагмирования. Реальные значения диафрагмы указаны на объективе Fujinon XF 56mm F1.2 R APD второй (красной) шкалой, расположенной ниже основной (белой).

Аподизационный фильтр в объективе нельзя выключить, поэтому у объектива с ним реальная максимальная светосила составляет на F1,2, а F1,7. Это обстоятельство имеет уже не теоретическое, а вполне практическое значение: при съемке на Fujinon XF 56mm F1.2 R APD при одинаковых с Fujinon XF 56mm F1.2 R значениях диафрагмы требуется удлинить выдержку или поднять ISO.

Стендовые испытания

Взглянем на результаты испытаний в нашей лаборатории. Результаты приведены на диаграммах и фотоснимках ниже.

Fujinon XF 56mm F1.2 R Fujinon XF 56mm F1.2 R APD
ФР=56 мм, ЭФР=85 мм
Разрешение, радиальные миры
центр кадра
край кадра
Дисторсия, хроматические аберрации
центр кадра
край кадра
Диаграммы разрешения

Разрешение объектива XF 56mm F1.2 R высокое, местами даже очень. В диапазоне f/4—f/8 он выдает почти 0,9 линии на пиксель, что является очень высоким результатом и, по сути, предельным разрешением для данного сенсора. Более того, такое значение наблюдается и в центре, и на краю кадра. С открытием диафрагмы разрешение падает, но не очень сильно, а значения на краю и в центре кадра различаются незначительно. В итоге, на всем диапазоне значений диафрагмы объектив сохраняет высокое разрешение. Падение контраста небольшое и заметно лишь на полностью открытой или закрытой диафрагме. Хроматические аберрации заметны только на краю кадра и полностью пропадают с f/3,6, а дисторсия отсутствует вовсе.

По сравнению с обычным XF 56mm F1.2 R, версия APD выдает разрешение заметно ниже. Тем не менее, при значениях диафрагмы f/4—f/5,6 разрешение этих объективов в центре совпадает и находится на высоком уровне, а вот в диапазоне f/1,2—f/3,6 версия APD сильно уступает обычной по разрешению в центре и на краю кадра. Также заметно проседает край кадра на средних значениях диафрагмы. Хроматические аберрации, как ни странно, присутствуют только в центре кадра и только на открытой диафрагме. По сравнению с XF 56mm F1.2 R этот объектив имеет чуть более выраженную бочкообразную дисторсию.

Фотосъемка в реальных условиях

Тестирование объективов проводилось путем съемки парных фотографий одинаковых сцен приблизительно в одно и то же время, в одинаковых ракурсах, на одинаковых дистанциях и в одинаковых условиях освещения. Использовалась фотокамера Fujifilm X-Pro2 с выбором следующих параметров:

  • приоритет диафрагмы (выбор выдержек и ISO — в положениях «A»),
  • центрально-взвешенный замер экспозиции,
  • однокадровая автоматическая фокусировка,
  • фокусировка по центральной точке,
  • динамический диапазон 100%,
  • моделирование пленки — Provia (стандартное),
  • автоматический баланс белого с дальнейшей его коррекцией по заведомо нейтральным зонам снимков при съемке в свете ламп накаливания,
  • без дополнительных корректировок резкости, тона светов и тона теней,
  • шумоподавление отключено,
  • затвор механический + электронный (по ситуационному выбору системы).

Снимки записывались в несжатом формате RAW (Fujifilm RAF) и подвергались преобразованию в JPEG при помощи Adobe Photoshop CC 2015.5 (Adobe Camera RAW).

Начнем с быстрой оценки свойств объективов. В приведенной ниже короткой «пристрелочной» серии автоматике хватило стандартного минимального ISO 200.

Оба объектива позволяют получить отличную картинку с достаточной резкостью и прекрасным рисунком размытия заднего плана. Если обойтись без сравнительного анализа, представленного ниже, и рассматривать каждое фото так, как будто оно одно единственное, то художественные качества обоих испытуемых следует оценить очень высоко. Однако наша задача шире: нужно выявить, каким образом и в какой степени аподизационный фильтр влияет на качество изображения, создаваемого объективом.

Предварительный тест

Fujinon XF 56mm F1.2 R Fujinon XF 56mm F1.2 R APD
F1,2, 1/2000 с F1,2, 1/1250 с

По листу в центре кадра, находящемуся на максимальном раскрытии в зоне фокуса, заметно, что вариант с аподизационным (APD) фильтром явно уступает по резкости и детализации своему собрату. Рисунок размытия заднего плана у APD-версии отличается: здесь более выраженный контраст и огрубление светотональных переходов. Правда, пока трудно оценить, хорошо это или плохо.

Выявляется заметное падение светосилы у APD-объектива. Освещенность оставалась неизменной, но для достижения адекватной экспозиции при том же значении диафрагмы автоматика увеличила выдержку (1/1250 с по сравнению с 1/2000 с у объектива без фильтра), что соответствует упомянутой выше утрате светосилы в 3/4 экспозиционной ступени, то есть с F1,2 до F1,7.

Fujinon XF 56mm F1.2 R Fujinon XF 56mm F1.2 R APD
F2, 1/850 с F2, 1/750 с

При небольшом диафрагмировании разница в резкости и рисунке размытия заднего плана по-прежнему хорошо заметна. Впрочем, рисунок размытия становится, на наш взгляд, более выигрышным у APD-версии. Падение светосилы при F2 уже настолько мало, что его можно не учитывать.

Fujinon XF 56mm F1.2 R Fujinon XF 56mm F1.2 R APD
F4, 1/240 с F4, 1/200 с

Дальнейшее диафрагмирование позволяет свести практически на нет разницу между объективами в резкости и детализации. Но рисунок бокэ у APD-версии, как нам представляется, при этом становится чересчур контрастным, сильно структурированным и потому несколько теряет в привлекательности. Впрочем, на этот счет могут быть и другие мнения.

Предварительная серия снимков позволяет сделать общее заключение о высоком качестве изображения, которое формируют оба объектива. Это относится к цветопередаче, воспроизведению тональных градаций, достаточной резкости в зоне фокуса даже на открытой диафрагме и приятного рисунка размытия заднего плана.

После беглого анализа результатов полевого теста, предпринятого сходу, займемся более подробным исследованием свойств наших подопечных.

Тест резкости

Вслед за признанными мастерами фотографии заметим, что, хотя параметр оптики, вынесенный в подзаголовок, и стал особо почитаемым (особенно в кругу фотолюбителей-перфекционистов), в реальной жизни его смысл не так велик, как в бесконечных изысканиях и теоретических дискуссиях. На наш взгляд, на практике куда важнее свойства объективов, определяющие их «характер», как принято писать в зарубежных источниках, или, проще говоря, рисунок. Тем не менее, отдавая дань тенденции последних лет, потратим некоторое время на исследование резкости и детализации. Ниже мы будем анализировать картинку, которую воспроизводят оба испытуемых, в двух сюжетах:

  • при предметной съемке в условиях контрастного искусственного освещения;
  • при натурной съемке в условиях рассеянного дневного света.
Fujinon XF 56mm F1.2 R Fujinon XF 56mm F1.2 R APD
Предметная съемка
F1,2, 1/450 с, ISO 200 F1,2, 1/240 с, ISO 200
Натурная съемка
F1,2, 1/2400 с, ISO 200 F1,2, 1/1600 с, ISO 200

Снимки обоих сюжетов на полностью открытой диафрагме выявляют более высокую резкость и детализацию у версии без фильтра и более высокий контраст у APD-варианта, причем последнее обстоятельство при оценке мелких деталей даже способно до некоторой степени визуально компенсировать потери в детализации. Фронтальное бокэ в сюжете с утками практически одинаковое по структуре и рисунку.

Как уже было выявлено нами, потеря светосилы у объектива с APD-фильтром требует удлинения выдержки на 3/4.

Fujinon XF 56mm F1.2 R Fujinon XF 56mm F1.2 R APD
Предметная съемка
F2, 1/200 с, ISO 200 F2, 1/150 с, ISO 200
Натурная съемка
F2, 1/900 с, ISO 200 F2, 1/850 с, ISO 200

При диафрагмировании до F2 сохраняются отличия в резкости в пользу версии без APD-фильтра и отличия контраста в пользу APD-версии. Фронтальное бокэ во втором сюжете у объектива с фильтром более структурное, но это, кажется, идет на пользу картинке.

Падение светосилы требует от автоматики удлинения выдержки на 1/4 в первом сюжете и на совсем малую величину во втором.

Fujinon XF 56mm F1.2 R Fujinon XF 56mm F1.2 R APD
Предметная съемка
F2,8, 1/100 с, ISO 200 F2,8, 1/100 с, ISO 250
Натурная съемка
F2,8, 1/420 с, ISO 200 F2,8, 1/480 с, ISO 200

Дальнейшее уменьшение относительного отверстия позволяет еще значительнее уменьшить разницу в резкости и контрасте.

Падение светосилы в первом сюжете вообще не определяется, а во втором автоматика решила по каким-то причинам даже сократить выдержку в случае с APD-версией, что привело к видимой на снимке недодержке примерно в 1/3 экспозиционной ступени.

Fujinon XF 56mm F1.2 R Fujinon XF 56mm F1.2 R APD
Предметная съемка
F4, 1/100 с, ISO 400 F4, 1/100 с, ISO 500
Натурная съемка
F4, 1/210 с, ISO 200 F2,8, 1/240 с, ISO 200

При F4 различия между версиями объективов практически не определяются.

Fujinon XF 56mm F1.2 R Fujinon XF 56mm F1.2 R APD
Предметная съемка
F5,6, 1/100 с, ISO 800 F5,6, 1/100 с, ISO 800
Натурная съемка
F5,6, 1/100 с, ISO 200 F5,6, 1/120 с, ISO 200

При F5,6 обе версии ведут себя одинаково. У APD-объектива лишь чуть более структурированный рисунок размытия переднего плана, хотя само размытие выражено достаточно слабо, и его в равной мере трудно и улучшить, и испортить.

Fujinon XF 56mm F1.2 R Fujinon XF 56mm F1.2 R APD
Предметная съемка
F8, 1/100 с, ISO 1600 F8, 1/100 с, ISO 1600
Натурная съемка
F8, 1/100 с, ISO 320 F8, 1/100 с, ISO 320

При сильном диафрагмировании различия в парах снимков не видны. Это касается резкости, детализации, контраста. По светосиле оба собрата равны, что подтверждается одинаковыми значениями выдержки и ISO, которые выбрала автоматика.

По мотивам второй серии съемок заключим, что, как и обещано в теории оптики, применение аподизационного фильтра означает ослабление резкости и светосилы оптического инструмента. На больших значениях диафрагмы рисунок фронтального бокэ у APD-версии улучшается.

Отличия объектива с фильтром и объектива без фильтра наблюдаются в диапазоне значений диафрагмы от полного раскрытия до примерно f/4, а при дальнейшем диафрагмировании они ведут себя практически одинаково.

Тест размытия

Одним из важнейших качеств оптики, предназначенной для портретирования, является привлекательность рисунка размытия заднего плана (бокэ), то есть насколько приятен глазу эффект нерезкости позади фотографируемого объекта, создающий фон для портрета. Для оценки бокэ мы тоже хотим проанализировать снимки, полученные с помощью наших подопечных в двух разных сюжетах:

  • при съемке предметов в свете ламп накаливания;
  • при съемке природы на рассеянном дневном свету.
Fujinon XF 56mm F1.2 R Fujinon XF 56mm F1.2 R APD
Предметная съемка
F1,2, 1/1100 с, ISO 200 F1,2, 1/750 с, ISO 200
Натурная съемка
F1,2, 1/2500 с, ISO 200 F1,2, 1/1800 с, ISO 200

Бокэ отличное у обоих испытуемых. Фон размыт сильно, но аккуратно; сохранены тонкие полутоновые переходы и игра цвета. В обоих сюжетах явное преимущество на стороне ADP-версии: пятна от источников света на заднем плане имеют более равномерную структуру, кольца вокруг них менее выражены, а четкость деталей объектов в зоне фокуса выглядит живее. Аналогичная картина наблюдается и при съемке на природе. Причем заметно, что у объектива без аподизационного фильтра размытие заднего плана слишком структурное и назойливое, в то время как у APD-версии оно более деликатное, с бережными и плавными переходами светотени и цвета.

Fujinon XF 56mm F1.2 R Fujinon XF 56mm F1.2 R APD
Предметная съемка
F1,4, 1/1500 с, ISO 200 F1,4, 1/800 с, ISO 200
Натурная съемка
F1,4, 1/1900 с, ISO 200 F1,4, 1/1400 с, ISO 200

При небольшом прикрытии диафрагмы все достоинства рисунка сохраняются с одновременным усилением преимущества в картине размытия фона у APD-версии. Пятна вокруг источников света приобретают еще большую однородность и выглядят еще более привлекательно.

Fujinon XF 56mm F1.2 R Fujinon XF 56mm F1.2 R APD
Предметная съемка
F2, 1/680 с, ISO 200 F2, 1/480 с, ISO 200
Натурная съемка
F2, 1/1100 с, ISO 200 F2, 1/850 с, ISO 200

Диафрагмирование до F2 при предметной съемке выявляет у обоих испытуемых начальные признаки несовершенства: пятна от источников света приобретают форму семигранников (по числу лепестков диафрагмы), причем многогранность сильнее выражена у объектива без аподизационного фильтра. Это тем более досадно, что лепестки в обоих оптических инструментах имеют специальную скругленную форму и должны, по идее, сохранять равномерную округлость пятен хотя бы при диафрагмировании до средних значений. В таких случаях, как нам кажется, восьмигранные пятна, порождаемые диафрагмой с прямыми лепестками, были бы даже уместнее.

Натурная съемка выявляет усиление тенденции к избыточному структурированию рисунка размытия заднего плана у объектива без фильтра, в то время как APD-вариант по-прежнему позволяет получить более достойные фотографии.

Fujinon XF 56mm F1.2 R Fujinon XF 56mm F1.2 R APD
Предметная съемка
F2,8, 1/280 с, ISO 200 F2,8, 1/240 с, ISO 250
Натурная съемка
F2,8, 1/480 с, ISO 200 F2,8, 1/480 с, ISO 200

При F2,8 подмеченные ранее признаки прогрессируют. Правда, при предметной съемке семиугольники световых пятен почему-то становятся для нас более привлекательными, хотя интегральная разница между APD-версией и обычным объективом нивелируется.

На снимках осеннего леса версия без APD-фильтра демонстрирует более скромный результат, в то время как ее «улучшенный» собрат ухитряется сохранить красивое бокэ даже при более активной проработке структуры заднего плана.

Fujinon XF 56mm F1.2 R Fujinon XF 56mm F1.2 R APD
Предметная съемка
F4, 1/150 с, ISO 400 F4, 1/120 с, ISO 500
Натурная съемка
F4, 1/240 с, ISO 200 F4, 1/240 с, ISO 200

При F4 предметная съемка выявляет стабилизацию ситуации со световыми пятнами: очевидно, что хуже они уже не станут. А вот картинки из леса показывают, что APD-версия тоже начинает рисовать структурно избыточный фон из-за чего снимки немного проигрывают.

Анализ снимков серии однозначно свидетельствует, что размытие фона у наших подопечных высококлассное и с успехом может быть использовано в портретной съемке. Правда, наиболее выигрышным оно выглядит при полном раскрытии диафрагмы или слабом диафрагмировании. Начиная с F2 световые пятна в структуре бокэ теряют привлекательность и превращаются из кругов в семиугольники.

Одновременно мы получили доказательства явного превосходства APD-версии, которое наблюдается в диапазоне значений диафрагмы от F1,2 до F4.

Тест полутонов

Вторым по важности свойством портретного объектива является качество воспроизведения полутонов. Ясное дело, это не количественный, а качественный показатель, так как за регистрацию изображения при съемке отвечает все-таки сенсор камеры. Но то, какими становятся полутоновые градации в светах и тенях, насколько удачно выявляется фактура поверхностей объектов — это уже вклад оптики.

Для оценки способностей наших подопечных в плане воспроизведения полутонов мы выбрали подходящий «лабораторный» сюжет с белыми статуэтками ангелов. Полимер с присадками, из которого они изготовлены, зрительно и на ощупь напоминает старый добрый гипс, на изгибах поверхности которого очень удобно оценивать качество передачи полутонов.

Fujinon XF 56mm F1.2 R Fujinon XF 56mm F1.2 R APD
F1,2, 1/3000 с, ISO 200 F1,2, 1/1600 с, ISO 200

На максимальном раскрытии рисунок светотональных переходов радует. Безусловно, этому способствует явно не самая высокая резкость (значительная резкость, как правило, вредит плавности тональных переходов). Однако и с резкостью все обстоит хорошо, особенно у объектива без APD-фильтра. Впрочем, этот сюжет — как раз тот самый случай, когда мы бы поставили резкость на последнее место по значимости.

Тем не менее, на статуэтках у краев кадра, там, где они сильнее других выпадают из зоны фокуса, рисунок этой (фронтальной) нерезкости нельзя назвать идеальным, хотя, по большому счету, это придирка.

Различия в воспроизведении изображения между двумя объективами в этой сцене значения не имеют, да они практически и не видны. В целом, отличная работа!

Fujinon XF 56mm F1.2 R Fujinon XF 56mm F1.2 R APD
F2, 1/1250 с, ISO 200 F2, 1/1000 с, ISO 200

Задиафрагмировав объективы до F2, мы получаем практически идеальную картинку. В том смысле, что ничего лучше и желать не следует: в зоне фокуса и зоне нерезкости одинаково деликатное и бережное воспроизведение полутонов с тончайшими нюансами светотени, великолепной передачей фактуры поверхности, очень хорошей контурной резкостью объектов. Особенно радует ADP-версия, у которой, кажется, только прибавляется плавности и мягкости в светотеневой игре, причем не с потерей детализации, а с усилением последней.

Fujinon XF 56mm F1.2 R Fujinon XF 56mm F1.2 R APD
F2,8, 1/640 с, ISO 200 F2,8, 1/550 с, ISO 200

При дальнейшем диафрагмировании отмечаем возрастание контраста, сильнее выраженное, как ни странно, у объектива без APD-фильтра. В нашей сцене это не вредит снимкам. APD-версия вновь демонстрирует явные преимущества перед своим собратом.

Fujinon XF 56mm F1.2 R Fujinon XF 56mm F1.2 R APD
F4, 1/400 с, ISO 200 F4, 1/320 с, ISO 200

При F4 контраст изображения продолжает усиливаться, но это влияет на рисунок почему-то в меньшей степени, чем при F2,8. Нельзя сказать, что от подобных перемен ощутимо страдает качество картинки, но более активный задний план начинает несколько отвлекать.

Заключим, что оба объектива воспроизводят полутона отлично, бережно сохраняя максимум градаций, но версия с аподизационным фильтром и в этом случае остается предпочтительной с точки зрения своих художественных возможностей.

Портретная съемка

Теперь посмотрим, как ведут себя наши испытуемые в условиях практической работы над портретом. Фотосъемка проводилась в помещении с окном во всю стену. Использовалось только естественное освещение (рассеянный дневной свет в пасмурную погоду).

Fujinon XF 56mm F1.2 R Fujinon XF 56mm F1.2 R APD
F1,4, 1/125 с, ISO 200 F1,4, 1/100 с, ISO 250

При F1,4 обе версии объектива примерно одинаковы по резкости и детализации. У APD-варианта чуть более акцентирован микроконтраст, но это нисколько не портит рисунок, даже в портретном сюжете.

Потеря светосилы заставляет автоматику чуть удлинять выдержку по сравнению с версией без фильтра.

Fujinon XF 56mm F1.2 R Fujinon XF 56mm F1.2 R APD
F2, 1/100 с, ISO 320 F2, 1/100 с, ISO 400

При F2 отметим превосходство версии объектива с фильтром. APD-вариант становится более резким, и еще более значительно возрастает микроконтраст картинки.

Fujinon XF 56mm F1.2 R Fujinon XF 56mm F1.2 R APD
F2,8, 1/100 с, ISO 640 F2,8, 1/100 с, ISO 800

При F2,8 превосходство в резкости и детализации вновь на стороне версии с фильтром.

Сохраняется небольшая потеря светосилы у APD-версии, которую автоматика корректирует увеличением чувствительности.


Остальные снимки мы решили собрать в галерею без подписей.

Итог

Мы склонны отнести обоих испытуемых к категории оптики высокого класса, позволяющей получать снимки отличного качества. Оба объектива создают изображения с хорошей детализацией и достаточно высокой резкостью, передают тонкие светотональные нюансы, прекрасно справляются с воспроизведением деталей в ярких светах и глубоких тенях. Им свойственна отличная цветопередача и приятный рисунок размытия заднего плана.

Применение аподизационного фильтра на практике не вызывает ослабления резкости, но приводит к ощутимому падению светосилы объектива, особенно на максимальном раскрытии. Вместе с тем, именно в этой ситуации рисунок фронтального бокэ у APD-версии улучшается. Отличия объектива с фильтром и объектива без фильтра наблюдаются в диапазоне значений диафрагмы от полного раскрытия до примерно f/4, а при дальнейшем диафрагмировании оба ведут себя почти одинаково.

По нашим данным, версия с аподизационным фильтром в общем случае остается предпочтительной с точки зрения художественных возможностей.

Сделать вывод касательно целесообразности дополнительно платить за наличие APD-фильтра нам очень нелегко. В некоторых сюжетах фильтр позволяет создать высокохудожественный эффект, которого наверняка будут лишены снимки, сделанные объективом без такого фильтра. Но с учетом того, что фильтр нельзя отключить и что пользователю придется смириться с падением светосилы на максимальном раскрытии, APD-вариант становится моделью, предназначенной для наиболее тонких ценителей.


Мнение фотографа Александры Мановцевой:

XF 56mm F1.2 R. Приехав к друзьям на дачу, я выбрала моделью для съемок деревенского соседа Колю, которого давно хотела поснимать. Первые кадры я сделала поздним вечером, на фоне стены сарая в полной темноте. Коля курил цигарку, и был отличный мягкий отраженный свет. Я снимала практически наугад, с открытой диафрагмой. Поразительно, что все кадры идеально резкие, автофокус справился с очень непростыми условиями. Фактура кожи, каждая морщинка — все звенит на диафрагме F2! Плавный, пластичный переход из зоны резкости в расфокус. Объектив удобно лежит в руке, металлическое кольцо диафрагмы работает хорошо и четко. Всегда важно слышать щелчок диафрагмы, это помогает в работе и напоминает любимые пленочные камеры. Я снимаю в мануальном режиме, и это ничуть не замедляет съемку благодаря удобной и продуманной функциональности камеры.

XF 56mm F1.2 R APD. Как и XF 56mm F1.2 R, отлично работает на открытой диафрагме, красивое размытие заднего плана при бритвенной резкости переднего. Пластичный рисунок нерезких зон создает ощущение «пленки» и работает на целостность кадра. Даже контрастные элементы фона и блики, находящиеся в нерезкости, размываются плавно, без резких обводок и пересветов. Понравилось, как объектив держит контровой свет. Снимала капли, стоя под проливным дождем, увлеклась, конечно, и снимала долго. Радует, что с этой камерой и надежным металлическим корпусом объектива можно не переживать за их сохранность и снимать в любую погоду. Хорошее, удобное кольцо диафрагмы. Переключение значений диафрагмы четкое. Не могу сказать, что автофокус работает молниеносно. На мой взгляд, объектив идеален для спокойной портретной или предметной съемки.

Фотогалерея Александры Мановцевой


Благодарим компанию Fujifilm за предоставленные для тестирования объектив и фотокамеру



Дополнительно

ВИКТОРИНА ABBYY

Сколько человек в мире используют ABBYY FineReader?

Нашли ошибку на сайте? Выделите текст и нажмите Shift+Enter

Код для блога бета

Выделите HTML-код в поле, скопируйте его в буфер и вставьте в свой блог.